ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ 9
1.1 Потребность компаний в разработке новых продуктов 9
1.2 Традиционный подход к разработке нового продукта 9
1.3 Методология развития клиента (CustomerDevelopment) 12
1.4 Дизайн-мышление (Design-thinking) 15
1.5 Гибкий подход (Agileframework) 17
Выводы 19
ГЛАВА 2. ВЫБОР МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПРОДУКТА ДЛЯ ПРОЕКТА «LVPARTY» 22
2.1 Особенности проекта «LVParty» 22
2.2 Методология разработки нового продукта для проекта «LVParty» 25
2.3 Раскрытие методологии разработки нового продукта для проекта «LVParty» 26
Выводы 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПРОДУКТА ДЛЯ ПРОЕКТА «LVPARTY» 32
3.1 Проблемное интервью 32
3.1.1 Промежуточный этап. Креативная сессия 35
3.1.2 Промежуточный этап. Бенчмаркинг (benchmarking) решений компаний в сфере организации мероприятий 38
3.2 Решенческое интервью 41
3.3 Решенческий онлайн-опрос 43
3.3.1 Логика проведенного решенческого онлайн-опроса 43
3.3.2 Результаты описательной статистики 43
3.3.3 Результаты кластерного анализа 44
3.4 Создание прототипа 46
3.5 Тестирование созданного прототипа 47
3.6 Получение обратной связи от потребителей для дальнейшего совершенствования разработки 49
3.7 Рекомендации 50
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 67
Приложение 5 67
Приложение 6 69
Приложение 7 72
Приложение 8 73
Приложение 9 74
Приложение 10 75
Приложение 11 76
«LVParty »- это проект по созданию ночных вечеринок, который уже два года объединяет молодёжь города, создает комфортную атмосферу для танцев под музыку от известных ди-джеев и позволяет завести новые знакомства, а также встретить старых друзей. Данное мероприятие организовывают две студентки ВШМ СПбГУ- Лиза(L) и Варя(V), первые буквы имен которых и являются основой названия проекта. Эта вечеринка проводится раз в месяц (если не учитывать карантин), каждый раз на новых необычных площадках. Одна из основных миссий проекта – создать комфортную атмосферу для танцев и помочь молодежи Санкт-Петербурга знакомиться в режиме офлайн с помощью различного интерактива. Целевой аудиторией «LVParty» являются студенты крупных ВУЗов СПб в возрасте от 19 до 24 лет. Первое мероприятие было проведено 7 марта 2019 года .
В современном быстроменяющемся мире большинство компаний должны быть мобильны и постоянно внедрять новые продукты или услуги, чтобы удовлетворять изменяющиеся желания и потребности клиентов, а также поддерживать постоянный поток продаж или увеличивать продажи с течением времени. Особенно остро потребность в этом умении ощутилось во время пандемии, вызванной вирусом COVID-19, которая внесла жесткие коррективы во многие сферы жизни и бизнеса, а также кардинально поменяла сознание людей. По результатам исследования, которое провели социологи компании «Радость понимания» , можно выделить несколько интересных моментов изменения поведения человека в обществе:
• Люди стали чаще мыть руки после прихода с улицы и больше прислушиваться к любым телесным симптомам, переживая за свое здоровье => данные действия ведут к увеличению уровня тревоги, которая и так находится на пике.
• Тренд на экономию средств крепко закрепился в сознании многих людей из-за заметного снижения доходов => люди стали тратить меньше средств на услуги и товары не первой необходимости.
• Заметное сужение личных границ => многие стали более закрытыми от реальности и социума.
• Произошла встреча двух миров: домашнего и рабочего=>у большинства нарушилось восприятие личных границ.
Рынок услуг по организации мероприятий стал одним из наиболее пострадавших в период карантина. Аналитики международного агентства «EventMB», осуществлявшие опрос участников рынка весной 2020 года, сообщили, что 32% фирм отложили запланированные мероприятия на неопределенный срок, 36% их вообще отменили, а остальные 32% решили перевести все в онлайн . Проект «LVParty» направлен на организацию массовых ночных мероприятий вечеринок среди молодежи, его деятельность в прежнем формате невозможна из-за указанных выше причин. В связи с этим, проекту был брошен актуальный управленческий вызов и появилась острая необходимость в изучении новых проблем клиентов в сложившейся ситуации. Поняв и проанализировав полученную информацию, станет доступна возможность адаптации и вывода на рынок нового продукта для компании «LVParty».
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка нового продукта для проекта «LVParty», который позволит решить проблемы, возникшие у клиентов проекта во время карантина.
Для достижения указанной выше цели потребуется выполнить следующие задачи:
1) Провести анализ литературы, позволяющей полноценно разобраться в подходах разработки нового продукта
2) Сформулировать подходящую методологию для исследования
3) Идентифицировать возникшие у потребителей проблемы в ходе карантина и их причины
4) Определить общие решения выявленных проблем
5) Найти дополнительные креативные идеи на рынке мероприятий
6) Определить качество и актуальность выбранного решения с точки зрения потребителя
7) Создать прототип решения
8) Получить обратную связь от потребителей для дальнейшего совершенствования разработки
Выполнив указанные задачи, необходимо прийти к разработанным вариантам нового продукта для проекта, что позволит не только усовершенствовать процесс работы компании, расширить ассортимент, но и удовлетворить новые актуальные потребности потребителей.
Для достижения целей и задач, указанных выше, будут использоваться методы анализа первичной и вторичной информации. В данной работе планируется применять следующие методы: проведение проблемного интервью с потребителями, проведение креативной сессии с коллегами из сферы организации мероприятий-вечеринок, бенчмаркинг(benchmarking) решений компаний в сфере организации мероприятий, проведение решенческого интервью с потребителями, проведение решенческого онлайн-опроса в Instagram аккаунте проекта, моделирование прототипа решений с помощью различных инструментов, тестирование созданного прототипа в Instagram Stories и на сайте, опрос про впечатления потребителей о новом продукте в InstagramStories.
Процесс достижения поставленных целей и задач определил структуру и логику выпускной квалификационной работы. Данная работа будет состоять из введения, трех глав и заключения. В введении работы будет содержаться краткое описание проекта «LVParty», для которого необходимо разработать новый продукт, актуальность проблемы вместе с управленческим вызовом, основная цель, список задач и методов, структура всей работы. В первой главе будут рассмотрены разные подходы к разработке нового продукта для компаний, представлены их основные особенности. Вторая глава предполагает описание основных особенностей проекта «LVParty»и сформулированной методологии для проведения исследования. Данные, полученные в ходе анализа литературы, позволят понять логику сбора первичной информации и систематизировать процесс ее структуризации. В третьей главе будет проведена работа, направленная на детальную разработку нового продукта для проекта «LVParty» за счет пошагового выполнения этапов сформулированной методологии. На основании всей собранной первичной и вторичной информации планируется осуществить разработку нового продукта проекта, который даст возможность разнообразить ассортимент компании, а также решить проблемы клиентов, возникшие во время карантина. Заключение позволит подвести итог всей выполненной работы и понять, каким образом все задачи были достигнуты и насколько успешным получился разработанный продукт.
Как предположил английский философ Аллен де Боттон(AlaindeBotton): «…после карантина уровень жизни откатится лет на пятнадцать назад. Мы не сможем так часто ходить в рестораны. Но нам хватит жировых запасов, чтобы не умереть с голода. А значит, после возвращения к привычной жизни людям в любом случае нужно будет существенно изменить ценности, установки и привычки» . В рамках данной работы для бизнеса «LVParty» как раз и будут изучены произошедшие за время карантина изменения в потребностях клиентов и разработан новый продукт, учитывающий их.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлась разработка нового продукта для проекта «LVParty», позволяющего решить проблемы, которые возникли у потребителей во время карантина. Для достижения данной цели был определен ряд задач, выполнение которых с помощью сформулированной методологии привело к нужному результату данной работы.
Убедившись в том, что вирус COVID-19 и сценарии пандемии внесли определённые изменения и ограничения в деятельность компаний по организации мероприятий, к которым как раз и относится «LVParty», подтвердилась актуальность разработки нового продукта для проекта.
Дальше в работе были рассмотрены разные подходы к разработке нового продукта, а именно: традиционный подход, методология развития клиента, дизайн-мышление и гибкий подход. На их основе удалось сформулировать методологию разработки нового продукта конкретно для проекта «LVParty», состоящую из шести основных и двух промежуточных этапов.
После этого начался процесс пошагового выполнения этапов сформулированной методологии. Сначала с целью идентифицировать проблемы, возникшие у гостей во время карантина, было проведено проблемное интервью, в ходе которого определились пять проблем: тяжело находиться дома, опасаюсь находиться вне дома, стресс, нет спонтанных контактов и новых знакомств, страх быть в толпе. Далее, используя методику брейнсторминга, была проведена креативная сессия, после которой удалось предложить 5 идей: вечеринка «LV Party» с дополнительным интерактивом, летний фестиваль «LVCHELLA» на свежем воздухе, досуговый центр «LV HOUSE», брендированный мерч «LV Party», камерные мероприятия «LV Party». В процессе бенчмаркинга были найдены еще четыре решения: концерт в аэрозорбах, онлайн-конференция «SETTERS. Коллеги в Интернетах», онлайн-карта корпоратив, онлайн-приложение «Houseparty». Перед проведением решенческого интервью из-за своей неактуальности и нерентабельности, по единогласному мнению всех респондентов, некоторые решения были исключены из списка: вечеринка в аэрозорбах, онлайн-фестиваль и корпоратив. Отмечу, что основной акцент делался на разработке офлайн мероприятий, так как формат проекта требует обязательного элемента живого общения, личного контакта и ощущения атмосферы праздника. Таким образом, на решенческом интервью рассматривались пять оставшихся решений с целью определить их плюсы и минусы для дальнейших корректировок.
Третий этап – решенческий онлайн-опрос - стал одним из самых важных шагов в методологии, в котором приняло участие 406 посетителей проекта. Его главная цель была выявить наиболее распространенные проблемы и наиболее привлекательные решения. Проанализировав результаты описательной статистики и кластерного анализа, появилась возможность сформулировать гипотезу: «Посетителям проекта «LVParty» больше всего нравится и хотелось бы использовать решение №1 - вечеринка «LV Party» с дополнительным интерактивом, решение №2 - летний фестиваль «LVCHELLA» на свежем воздухе и решение №3 - брендированный мерч «LV Party». Именно эти три решения, по мнению гостей, лучше всего могут решить проблемы, возникшие во время карантина». Также был сделан вывод об их универсальности для каждого выделенного кластера.
Следующим шагом стало создание прототипов для трех лидирующих решений: для первого и второго решений были смонтированы короткие видеоролики и сделаны фотоколлажи, описывающие весь новый интерактив новых форматов, а для третьего решения команда «LVParty» разработала вместе с дизайнерами макет будущей коллекции брендированных кроптопов.
На предпоследнем этапе были протестированы все созданные прототипы, кроме варианта для третьего решения, так как его финальная разработка запланирована на даты, выходящие за рамки дипломной работы. Результаты, полученные после теста, подтвердили выдвинутую гипотезу. В качестве финального шага на практике было реализовано первое решение, то есть успешно организована вечеринка «LV Party» с дополнительным интерактивом, после чего удалось собрать обратную связь от посетителей, большая часть которых состояла из положительных отзывов, для дальнейшего совершенствования разработки.
Таким образом, можно сделать заключительный вывод о том, что в данной работе для проекта «LVParty» были разработаны и предложены три вариантанового продукта, которые по результатам сделанного тестирования являются успешными и помогают гостям решать проблемы, возникшие у них во время карантина, а также позволяют проекту развиваться и быть конкурентоспособным на рынке мероприятий Санкт-Петербурга после пандемии.
1. А.А. Шеметев. Взгляды американских ученых на процессные модели организации инновационной деятельности. [Электронный источник] //.snauka.ru - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35031 (дата обращения: 27.02.2021)
2. Б. Дорф, С. Бланк. СтартUp. Настольная книга основателя. – 2015
3. Введение в CustomerDevelopment [Электронный ресурс] //. vc.ru – Режим доступа: https://vc.ru/marketing/53090-vvedenie-v-customer-development(дата обращения: 24.02.2021)
4. Домашняя работа №2 по предмету «Управление Маркетингом» студентки 4 курса Довгарь Елизаветы на тему: Оценка емкости рынка ночных развлекательных мероприятий (вечеринок) в Санкт-Петербурге.
5. Жизнь после карантина: как коронавирус изменил наше поведение и привычки [Электронный ресурс] //. trends.rbc.ru – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/5eecbd7b9a7947d6fff7c558 (дата обращения: 11.02.2021)
6. История маркетинга 1992 год Newproductdevelopment [Электронный ресурс] //. marketch.ru – Режим доступа: http://www.marketch.ru/history-of-marketing/new-product-development/(дата обращения: 17.02.2021)
7. Курсовая работа студентки 3 курса Довгарь Елизаветы на тему: «Разработка ценностного предложения для проекта «LV Party»».
8. Материал лекций с курса Design-thinking, Высшей Школы Менеджмента, Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ)
9. Официальный профиль вечеринки «Друг» в Instagram [Электронный ресурс] //. Instagram.com – Режим доступа: https://www.instagram.com/drugfootball/?hl=ru (дата обращения: 21.02.2021)
10. Официальный профиль вечеринки «AVG» в Instagram [Электронный ресурс] //. Instagram.com – Режим доступа: https://www.instagram.com/avg_officialpage/?hl=ru (дата обращения: 21.02.2021)
11. Официальный профиль вечеринки «Insomnia» в Instagram [Электронный ресурс] //. Instagram.com – Режим доступа: https://www.instagram.com/insomnia.avenue/?hl=ru (дата обращения: 21.02.2021)
12. Официальный профиль вечеринки «LV Party» [Электронный ресурс] //. Instagram.com – Режим доступа: https://www.instagram.com/lvparty_/?hl=ru (дата обращения: 07.04.2021)
13. Официальный профиль вечеринки «Maff» в Instagram [Электронный ресурс] //. Instagram.com – Режим доступа: https://www.instagram.com/maffparty/?hl=ru (дата обращения: 21.02.2021)
14. Официальный профиль вечеринки «Sonata» в Instagram [Электронный ресурс] //. Instagram.com – Режим доступа: https://www.instagram.com/sonata.20/?hl=ru (дата обращения: 21.02.2021)
15. Официальный сайт мероприятия «SETTERS. Коллеги» [Электронный ресурс] //. kollegi2.digital – Режим доступа: https://kollegi2.digital (дата обращения: 21.03.2021)
16. Рок-концерт в аэрозорбах. [Электронный ресурс] // buro247.ua – Режим доступа: https://www.buro247.ua/culture/music/flaming-lips-bubble-concert-oklahoma.html(дата обращения: 10.03.2021)
17. Череда событий: как коронакризис отразился на организации мероприятий[Электронный ресурс] //. plus.rbc.ru – Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5f8d9cf07a8aa9235158a6ca (дата обращения: 15.02.2021)
18. Что такое дизайн-мышление и как его применять. [Электронный ресурс] // skillbox.ru– Режим доступа: https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_dizayn_myshlenie/ (дата обращения: 18.02.2021)
19. A.Belyh. Beginners Guide to Agile Product Development. [Электронный ресурс] // cleverism.com – Режим доступа: https://www.cleverism.com/agile-product-development-introduction/ (дата обращения: 28.02.2021)
20. AppStorePreview. [Электронный ресурс] // apps.apple.com – Режим доступа: https://apps.apple.com/us/app/houseparty/id1065781769 (дата обращения: 14.03.2021)
21. C. Alvarez. Why you need customer development. [Электронный источник] //. oreilly.com- Режим доступа: https://www.oreilly.com/content/why-you-need-customer-development/ (дата обращения: 27.02.2021)
22. Event 2.0: как рынок мероприятий трансформируется из-за пандемии. [Электронный ресурс] // trends.rbc.ru – Режим доступа https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5f3507769a794749a0646422 (дата обращения: 20.03.2021)
23. Ian Alam, Chad Perry. A customer-oriented new service development process. – 2002
24. Jonathan L. York; Jeffrey E. Danes. Customer Development, innovation, and decision-making biases in the lean startup. - 2014
25. M. Claessens. The New Product Development process (NPD) – obtain new products. [Электронный источник] //. marketing-insider.eu - Режим доступа: https://marketing-insider.eu/new-product-development-process/ (дата обращения: 23.02.2021)
26. The Value of Design Thinking in Business. [Электронный ресурс] //.toptal.com – Режим доступа: https://www.toptal.com/designers/product-design/design-thinking-business-value(дата обращения: 01.03.2021)
27. Virtual Team Building Ideas For A Quarantined World. [Электронный ресурс] // hirespace.com – Режим доступа: https://hirespace.com/blog/11-virtual-team-building-ideas-for-a-quarantined-world/ (дата обращения: 11.03.2021)
28. What is Agile Product Development?[Электронный ресурс] //cprime.com– Режим доступа: https://www.cprime.com/resources/blog/what-is-agile-product-development/(дата обращения: 01.03.2021)
29. What is agile product management?[Электронный ресурс] // aha.io – Режим доступа: https://www.aha.io/roadmapping/guide/product-development-methodologies/what-is-agile-product-management (дата обращения: 20.02.2021)
30. 15 способов превратить мозговой штурм в результат [Электронный ресурс] // habr.com – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/hygger/blog/351784/(дата обращения: 02.03.2021)