Коммуникативно-прагматический аспект речевого портрета блогера (на материале YouTube-каналов)
|
Введение 3
Глава I. Лингвопрагматические принципы описания речевого портрета блогера 9
I.1. Видеоблог-интервью как речевой жанр 9
I.2. Лингвистические компоненты описания речевого портрета видеоблогера 12
I.2.1. Языковая специфика публичного диалога 12
I.2.2. Репрезентация категории оценочности в интервью 15
I.3. Прагматические компоненты описания речевого портрета видеоблогера 19
I.3.1. Минимальные диалогические единицы (МДЕ) и их типология 19
I.3.2. Коммуникативные стратегии и тактики в видеоблоге-интервью 21
I.3.3. Речевое воздействие в видеоблоге-интервью 25
I.3.4. Качественные характеристики прагматически эффективной речи 28
I.4. Модель лингвопрагматического описания речевого портрета видеоблогера 30
Выводы по главе I 33
Глава II. Лингвопрагматическое описание речевого портрета блогера 35
II.1. Характеристика речевого портрета Ю. Дудя 35
II.1.1. Минимальные диалогические единицы интервью и языковое воплощение тем 35
II.1.2. Речевые тактики создания образа собеседника 45
II.1.3. Речевые тактики самопрезентации Ю. Дудя 53
II.2. Характеристика речевого портрета К. Собчак 58
II.2.1. Минимальные диалогические единицы интервью и языковое воплощение тем 58
II.2.2. Речевые тактики создания образа собеседника 69
II.2.3. Речевые тактики самопрезентации К. Собчак 81
Выводы по главе II 89
Заключение 97
Литература 101
Глава I. Лингвопрагматические принципы описания речевого портрета блогера 9
I.1. Видеоблог-интервью как речевой жанр 9
I.2. Лингвистические компоненты описания речевого портрета видеоблогера 12
I.2.1. Языковая специфика публичного диалога 12
I.2.2. Репрезентация категории оценочности в интервью 15
I.3. Прагматические компоненты описания речевого портрета видеоблогера 19
I.3.1. Минимальные диалогические единицы (МДЕ) и их типология 19
I.3.2. Коммуникативные стратегии и тактики в видеоблоге-интервью 21
I.3.3. Речевое воздействие в видеоблоге-интервью 25
I.3.4. Качественные характеристики прагматически эффективной речи 28
I.4. Модель лингвопрагматического описания речевого портрета видеоблогера 30
Выводы по главе I 33
Глава II. Лингвопрагматическое описание речевого портрета блогера 35
II.1. Характеристика речевого портрета Ю. Дудя 35
II.1.1. Минимальные диалогические единицы интервью и языковое воплощение тем 35
II.1.2. Речевые тактики создания образа собеседника 45
II.1.3. Речевые тактики самопрезентации Ю. Дудя 53
II.2. Характеристика речевого портрета К. Собчак 58
II.2.1. Минимальные диалогические единицы интервью и языковое воплощение тем 58
II.2.2. Речевые тактики создания образа собеседника 69
II.2.3. Речевые тактики самопрезентации К. Собчак 81
Выводы по главе II 89
Заключение 97
Литература 101
В лингвистике изучение речевого портрета является одним из наиболее эффективных направлений исследования языковой личности. Понятие речевого портрета оформилось в отечественной лингвистике в 1960-х гг. наряду с вышеупомянутым термином языковая личность. Научные изыскания в этом направлении начались с изучения фонетического портрета М.В. Пановым, а затем получили продолжение и развитие в концептуальном исследовании Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». Ученые по-разному трактуют понятие речевой портрет в зависимости от аспекта его описания. Наиболее точную и емкую формулировку, в которой делается акцент на ситуативную прагматико-коммуникативную обусловленность понятия, дала Г.Г. Матвеева, определившая речевой портрет как «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего» [Матвеева 1993: 87].
В описании речевого портрета исследователи не придерживаются единой модели. В частности, выделяется ряд характеристик личности, находящих отражение в речевом портрете: возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические. Обычно при анализе речевого портрета рассматриваются особенности фонетики и словоупотребления. Наиболее распространена модель анализа, предложенная М.В. Китайгородской и Н.Н. Розановой, согласно которой анализ производится по трем параметрам, которые соответствуют уровням языковой личности, описанным Ю.Н. Карауловым, а именно вербально-семантическому, лингво-когнитивному и мотивационно-прагматическому:
1.Лексикон языковой личности (запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность), отражающий владение лексико-грамматическим фондом языка;
2.Тезаурус, репрезентирующий языковую картину мира (использование разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой);
3.Прагматикон, то есть система мотивов, целей, коммуникативных ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации [Китайгородская, Розанова 1995: 4–10].
Используя эти параметры, ученые рассматривают как коллективные портреты различных социальных групп — интеллигенции (Л.П. Крысин), политических деятелей (Е.Б. Цветкова; Н.В. Селиверстова; Ю.С. Алышева), русскоязычных женщин (В.М. Войченко), студентов (Л.В. Леорда; И.В. Пономаренко), пользователей интернет-пространства (Т.И. Попова, И.М. Вознесенская, Д.В. Колесова, В. М. Савотина), школьников (С.В. Мамаева; Е.В. Тарасенко), так и индивидуальные — политиков (В.В. Путина — Ю.С. Алышева; Р.А. Кадырова — Э.С. Азиева; Б.Н. Ельцина — М.В. Гаврилова; А.Меркель — О.М. Снигирева), журналистов (А. Гордона — Ю.А. Устинович; Л. Парфёнова — Е.А. Бочарова) и др.
Видеоблог как средство интернет-коммуникации, в сфере которого также возможно создание речевого портрета, исследователи определяют следующим образом: «интернет-дневник, материалами которого служат регулярно добавляемые и концептуально связанные видеозаписи, служащие для трансляции идей» [Столяров 2018: 470]. Речевой портрет, реализуемый в рамках интернет-коммуникации, обладает определенными особенностями, в которых проявляются информативный и фатический аспекты общения, камерность и публичность коммуникации, статусность общения.
Наиболее близкие к тематике данного исследования работы посвящены изучению индивидуальных языковых личностей, речевой портрет которых моделируется на основании письменных блогов. Вместе с тем, исследований, в которых анализируется речевой портрет видеоблогеров-интервьюеров, крайне мало. Отдельные характеристики речи Ю. Дудя, выявленные на основе анализа его видеоблога на YouTube, отражены в работах Н.Н. Подосокорского, А.М. Шестериной, В.А.Бейненсона, В.В. Витвинчук, К.Е. Васильченко, Н.Ю. Бердышевой. Штрихи к речевому портрету К. Собчак в настоящий момент сделаны только на основе ее политических выступлений и телешоу «Собчак живьем» — исследованиями в этой области занимались Д. Д. Тютина, А. Д. Шкарупа и Д.Х. Муртазова. Важно отметить, что лингвисты еще не разработали отдельную модель для описания речевого портрета видеоблогера-интервьюера, чаще всего она схожа с моделью речевых портретов телеведущих, работающих в этом жанре. В настоящем исследовании предлагается дополнить ее характеристиками, отражающими специфику работы блогера. В частности, это яркий образ ведущего, наличие двойного адресата и применяемые видеоблогером коммуникативные стратегии и тактики.
Актуальность исследования, в первую очередь, обусловлена недостаточной изученностью речевых портретов блогеров, а также отсутствием модели для их описания. Во-вторых, значим коммуникативно-прагматический аспект, в рамках которого проводится исследование — эта область знаний находится в фокусе внимания современных лингвистов, потому что данный аспект позволяет выявить закономерности отбора языковых средств, обусловленных целями и задачами коммуникации. В-третьих, актуален жанр блога как интернет-коммуникации, который, несмотря на популярность, остается малоизученным в лингвистике. В-четвертых, перспективность описания речевого портрета известных YouTube-блогеров состоит в том, что оно позволяет обобщить наблюдения над речевыми характеристиками видеоблогеров-интервьюеров. Направление работы — коммуникативно-прагматический аспект речевого портрета YouTube-блогеров, а также предложенная модель описания и сравнительная характеристика речевых портретов видеоблогеров обусловливают новизну исследования.
Объектом исследования в представленной работе является речевой портрет видеоблогеров-интервьюеров Юрия Дудя и Ксении Собчак. Выбор речевых портретов именно этих представителей профессии в качестве объекта исследования обусловлен популярностью ведущих среди русскоязычных пользователей интернета.
Предмет исследования — коммуникативно-прагматический аспект речевого поведения YouTube-блогеров Ю. Дудя и К. Собчак.
Цель работы — описание в коммуникативно-прагматическом аспекте речевых портретов YouTube-блогеров Ю. Дудя и К. Собчак.
Достижение цели требует выполнения ряда задач:
1. Отобрать и изучить теоретические работы, посвященные изучению речевого портрета, и практические работы, в которых исследуются речевые портреты Ю. Дудя и К. Собчак;
2. Проанализировать специфику жанра видеоблога-интервью, при этом выявить ключевые лингвистические и прагматические компоненты, которые могут быть использованы для исследования речевого портрета в интернет-среде;
3.Обосновать и разработать модель анализа речевого портрета видеоблогера-интервьюера;
4.Проанализировать выпуски видеоблогов Ю. Дудя и К. Собчак, следуя предложенной модели;
5.Провести сравнительный анализ компонентов речевых портретов, отмечая общие и индивидуальные черты речевых портретов Ю. Дудя и К. Собчак;
6. Определить приемы речевого взаимодействия, актуализированные видеоблогерами в интервью с представителями разных социальных групп.
Для исследования коммуникативно-прагматического аспекта была выдвинута следующая гипотеза: речевой портрет видеоблогеров-интервьюеров трансформируется в зависимости от социального статуса собеседника и личного отношения интервьюера к гостю YouTube-шоу. Константной чертой речевого портрета видеоблогеров является нарушение гармонизирующего характера речи провокативными высказываниями, что находит отражение в дискредитирующих и оппозиционирующих тактиках.
Методологическую основу работы составляют труды Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, Г.Е. Крейдлина, Т.И. Поповой, Ю.Н. Караулова, и И.А. Стернина. В исследовании использованы следующие методы: прием частичной направленной выборки, анализ и обобщение материала, дискурсивный и конверсационный анализ.
Материалом исследования стали видеоролики, размещенные наYouTube-каналах «вДудь» и «Осторожно: Собчак». Для исследования были отобраны по три популярных интервью каждого блогера, в которых собеседниками интервьюеров стали известные медиаперсоны определенного социального статуса — профессиональные актеры (Д. Нагиев и Р. Литвинова), кумиры молодежи и музыканты (Е. Крид и С. Гнойный), а также политические деятели (кандидат в президенты 2018 года К. Собчак и председатель партии «Новые люди» А. Нечаев).
Теоретическая значимость работы обусловлена ее актуальностью и новизной, научным вкладом в изучение речевых портретов различных социальных групп. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов не только лингвистами, но также журналистами и видеоблогерами, которые хотят улучшить свои навыки в сфере коммуникации. Эта работа представляет интерес и для студентов-иностранцев, изучающих русский язык, поскольку видеоблогеры являются лидерами мнений в современном медиапространстве и понимание особенностей их речевого поведения даст представление гражданам других государств об общих и индивидуальных способах коммуникации в жанре видеоблога.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Речевой портрет видеоблогеров-интервьюеров отличается нарушением коммуникативного равновесия и несоблюдением гармонизирующего характера речи. Это проявляется в эпизодическом использовании тактик дискредитации собеседника, употреблении обсценной лексики (интервью с кумирами молодежи), интересом к частной жизни гостя, а также эксплицированным личным отношением интервьюируемого к герою программы;
2. Речевое воздействие (РВ) интервьюеров включает такие приемы как апелляция к мнению других людей, цитата гостя, проведение сравнительных параллелей, а также объединение нескольких вопросов и повтор вопроса. РВ актуально для выпусков с кумирами молодежи, где в фокусе внимания видеоблогеров находится несоответствие публичного имиджа гостя и его личности. В интервью с политическими деятелями РВ ведущего проявляется в тактиках, направленных на оценку общественного поведения политического деятеля, проявляющих его гражданскую позицию;
3. В речевом портрете видеоблогеров-интервьюеров ценностные критерии раскрытия Я-темы и тактик презентации собеседника зависят от социального статуса героя выпуска. В то же время видеоблогеры могут актуализировать постоянные аспекты раскрытия Я-темы, формируясвой имидж в медиапространстве;
4. Семантическое пространство интервью видеоблогеров включает комплекс предлагаемых для обсуждения тем, образующих диктумное содержание интервью и различающихся в зависимости от социального статуса собеседника. Вместе с тем, эти темыобъединены коммуникативно-прагматической целью видеоблогера — прояснить индивидуальные оценкиизлагаемых фактов, что представляет собой модусное наполнение интервью. Отбор тем учитывает двойную адресацию — собеседника и аудиторию— и направлен, с одной стороны, на всестороннее раскрытие личности собеседника, а с другой стороны, представляет интерес для широкого круга зрителей.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы. Во Введении определяются объект и предмет исследования, его актуальность и научная значимость. В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения речевого портрета, проанализирована специфика речевого жанра видеоблога-интервью, а также предложена модель лингвопрагматического описания речевого портрета видеоблогера. Во второй главе описан коммуникативно-прагматический аспект речевого портрета на примере интервью Ю. Дудя и К. Собчак и проведен сравнительный анализ речевых портретов указанных видеоблогеров. Практический анализ иллюстрирован четырьмя классификационными таблицами. В Заключении обобщены итоги исследования.
В описании речевого портрета исследователи не придерживаются единой модели. В частности, выделяется ряд характеристик личности, находящих отражение в речевом портрете: возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические. Обычно при анализе речевого портрета рассматриваются особенности фонетики и словоупотребления. Наиболее распространена модель анализа, предложенная М.В. Китайгородской и Н.Н. Розановой, согласно которой анализ производится по трем параметрам, которые соответствуют уровням языковой личности, описанным Ю.Н. Карауловым, а именно вербально-семантическому, лингво-когнитивному и мотивационно-прагматическому:
1.Лексикон языковой личности (запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность), отражающий владение лексико-грамматическим фондом языка;
2.Тезаурус, репрезентирующий языковую картину мира (использование разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой);
3.Прагматикон, то есть система мотивов, целей, коммуникативных ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации [Китайгородская, Розанова 1995: 4–10].
Используя эти параметры, ученые рассматривают как коллективные портреты различных социальных групп — интеллигенции (Л.П. Крысин), политических деятелей (Е.Б. Цветкова; Н.В. Селиверстова; Ю.С. Алышева), русскоязычных женщин (В.М. Войченко), студентов (Л.В. Леорда; И.В. Пономаренко), пользователей интернет-пространства (Т.И. Попова, И.М. Вознесенская, Д.В. Колесова, В. М. Савотина), школьников (С.В. Мамаева; Е.В. Тарасенко), так и индивидуальные — политиков (В.В. Путина — Ю.С. Алышева; Р.А. Кадырова — Э.С. Азиева; Б.Н. Ельцина — М.В. Гаврилова; А.Меркель — О.М. Снигирева), журналистов (А. Гордона — Ю.А. Устинович; Л. Парфёнова — Е.А. Бочарова) и др.
Видеоблог как средство интернет-коммуникации, в сфере которого также возможно создание речевого портрета, исследователи определяют следующим образом: «интернет-дневник, материалами которого служат регулярно добавляемые и концептуально связанные видеозаписи, служащие для трансляции идей» [Столяров 2018: 470]. Речевой портрет, реализуемый в рамках интернет-коммуникации, обладает определенными особенностями, в которых проявляются информативный и фатический аспекты общения, камерность и публичность коммуникации, статусность общения.
Наиболее близкие к тематике данного исследования работы посвящены изучению индивидуальных языковых личностей, речевой портрет которых моделируется на основании письменных блогов. Вместе с тем, исследований, в которых анализируется речевой портрет видеоблогеров-интервьюеров, крайне мало. Отдельные характеристики речи Ю. Дудя, выявленные на основе анализа его видеоблога на YouTube, отражены в работах Н.Н. Подосокорского, А.М. Шестериной, В.А.Бейненсона, В.В. Витвинчук, К.Е. Васильченко, Н.Ю. Бердышевой. Штрихи к речевому портрету К. Собчак в настоящий момент сделаны только на основе ее политических выступлений и телешоу «Собчак живьем» — исследованиями в этой области занимались Д. Д. Тютина, А. Д. Шкарупа и Д.Х. Муртазова. Важно отметить, что лингвисты еще не разработали отдельную модель для описания речевого портрета видеоблогера-интервьюера, чаще всего она схожа с моделью речевых портретов телеведущих, работающих в этом жанре. В настоящем исследовании предлагается дополнить ее характеристиками, отражающими специфику работы блогера. В частности, это яркий образ ведущего, наличие двойного адресата и применяемые видеоблогером коммуникативные стратегии и тактики.
Актуальность исследования, в первую очередь, обусловлена недостаточной изученностью речевых портретов блогеров, а также отсутствием модели для их описания. Во-вторых, значим коммуникативно-прагматический аспект, в рамках которого проводится исследование — эта область знаний находится в фокусе внимания современных лингвистов, потому что данный аспект позволяет выявить закономерности отбора языковых средств, обусловленных целями и задачами коммуникации. В-третьих, актуален жанр блога как интернет-коммуникации, который, несмотря на популярность, остается малоизученным в лингвистике. В-четвертых, перспективность описания речевого портрета известных YouTube-блогеров состоит в том, что оно позволяет обобщить наблюдения над речевыми характеристиками видеоблогеров-интервьюеров. Направление работы — коммуникативно-прагматический аспект речевого портрета YouTube-блогеров, а также предложенная модель описания и сравнительная характеристика речевых портретов видеоблогеров обусловливают новизну исследования.
Объектом исследования в представленной работе является речевой портрет видеоблогеров-интервьюеров Юрия Дудя и Ксении Собчак. Выбор речевых портретов именно этих представителей профессии в качестве объекта исследования обусловлен популярностью ведущих среди русскоязычных пользователей интернета.
Предмет исследования — коммуникативно-прагматический аспект речевого поведения YouTube-блогеров Ю. Дудя и К. Собчак.
Цель работы — описание в коммуникативно-прагматическом аспекте речевых портретов YouTube-блогеров Ю. Дудя и К. Собчак.
Достижение цели требует выполнения ряда задач:
1. Отобрать и изучить теоретические работы, посвященные изучению речевого портрета, и практические работы, в которых исследуются речевые портреты Ю. Дудя и К. Собчак;
2. Проанализировать специфику жанра видеоблога-интервью, при этом выявить ключевые лингвистические и прагматические компоненты, которые могут быть использованы для исследования речевого портрета в интернет-среде;
3.Обосновать и разработать модель анализа речевого портрета видеоблогера-интервьюера;
4.Проанализировать выпуски видеоблогов Ю. Дудя и К. Собчак, следуя предложенной модели;
5.Провести сравнительный анализ компонентов речевых портретов, отмечая общие и индивидуальные черты речевых портретов Ю. Дудя и К. Собчак;
6. Определить приемы речевого взаимодействия, актуализированные видеоблогерами в интервью с представителями разных социальных групп.
Для исследования коммуникативно-прагматического аспекта была выдвинута следующая гипотеза: речевой портрет видеоблогеров-интервьюеров трансформируется в зависимости от социального статуса собеседника и личного отношения интервьюера к гостю YouTube-шоу. Константной чертой речевого портрета видеоблогеров является нарушение гармонизирующего характера речи провокативными высказываниями, что находит отражение в дискредитирующих и оппозиционирующих тактиках.
Методологическую основу работы составляют труды Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, Г.Е. Крейдлина, Т.И. Поповой, Ю.Н. Караулова, и И.А. Стернина. В исследовании использованы следующие методы: прием частичной направленной выборки, анализ и обобщение материала, дискурсивный и конверсационный анализ.
Материалом исследования стали видеоролики, размещенные наYouTube-каналах «вДудь» и «Осторожно: Собчак». Для исследования были отобраны по три популярных интервью каждого блогера, в которых собеседниками интервьюеров стали известные медиаперсоны определенного социального статуса — профессиональные актеры (Д. Нагиев и Р. Литвинова), кумиры молодежи и музыканты (Е. Крид и С. Гнойный), а также политические деятели (кандидат в президенты 2018 года К. Собчак и председатель партии «Новые люди» А. Нечаев).
Теоретическая значимость работы обусловлена ее актуальностью и новизной, научным вкладом в изучение речевых портретов различных социальных групп. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов не только лингвистами, но также журналистами и видеоблогерами, которые хотят улучшить свои навыки в сфере коммуникации. Эта работа представляет интерес и для студентов-иностранцев, изучающих русский язык, поскольку видеоблогеры являются лидерами мнений в современном медиапространстве и понимание особенностей их речевого поведения даст представление гражданам других государств об общих и индивидуальных способах коммуникации в жанре видеоблога.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Речевой портрет видеоблогеров-интервьюеров отличается нарушением коммуникативного равновесия и несоблюдением гармонизирующего характера речи. Это проявляется в эпизодическом использовании тактик дискредитации собеседника, употреблении обсценной лексики (интервью с кумирами молодежи), интересом к частной жизни гостя, а также эксплицированным личным отношением интервьюируемого к герою программы;
2. Речевое воздействие (РВ) интервьюеров включает такие приемы как апелляция к мнению других людей, цитата гостя, проведение сравнительных параллелей, а также объединение нескольких вопросов и повтор вопроса. РВ актуально для выпусков с кумирами молодежи, где в фокусе внимания видеоблогеров находится несоответствие публичного имиджа гостя и его личности. В интервью с политическими деятелями РВ ведущего проявляется в тактиках, направленных на оценку общественного поведения политического деятеля, проявляющих его гражданскую позицию;
3. В речевом портрете видеоблогеров-интервьюеров ценностные критерии раскрытия Я-темы и тактик презентации собеседника зависят от социального статуса героя выпуска. В то же время видеоблогеры могут актуализировать постоянные аспекты раскрытия Я-темы, формируясвой имидж в медиапространстве;
4. Семантическое пространство интервью видеоблогеров включает комплекс предлагаемых для обсуждения тем, образующих диктумное содержание интервью и различающихся в зависимости от социального статуса собеседника. Вместе с тем, эти темыобъединены коммуникативно-прагматической целью видеоблогера — прояснить индивидуальные оценкиизлагаемых фактов, что представляет собой модусное наполнение интервью. Отбор тем учитывает двойную адресацию — собеседника и аудиторию— и направлен, с одной стороны, на всестороннее раскрытие личности собеседника, а с другой стороны, представляет интерес для широкого круга зрителей.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы. Во Введении определяются объект и предмет исследования, его актуальность и научная значимость. В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения речевого портрета, проанализирована специфика речевого жанра видеоблога-интервью, а также предложена модель лингвопрагматического описания речевого портрета видеоблогера. Во второй главе описан коммуникативно-прагматический аспект речевого портрета на примере интервью Ю. Дудя и К. Собчак и проведен сравнительный анализ речевых портретов указанных видеоблогеров. Практический анализ иллюстрирован четырьмя классификационными таблицами. В Заключении обобщены итоги исследования.
В ходе исследования было проведено изучение речевых портретов авторов YouTube-каналов «вДудь» Ю. Дудя и «Осторожно: Собчак» К. Собчак, ставящее своей целью определить ключевые коммуникативно-прагматические характеристики речи данных языковых личностей.
Анализ речевых портретов видеоблогов позволяет выделить константные особенности речи видеоблогеров-интервьюеров: экспрессивность, ироническую тональность, рациональное речевое воздействие, проявленное в оппозиционировании мнению собеседника и эпизодическом использовании тактик дискредитации героя. Переменными оказываются предпочтения ведущих в выборе тональности общения, отборе тем интервью и воплощающей их лексики, употреблении стилистически сниженной и обсценной лексики, а также аспектов раскрытия Я-темы и содержательной направленности тактик презентации интервьюируемого.
Главной чертой речевого поведения видеоблогеров предлагается считать провокативность, обнаруженную на нескольких этапах исследования. Во-первых, в некоторых выпусках видеоблогеры придерживаются конфликтной стратегии речевого поведения, в которой нарушается гармонизирующий характер речи, что особенно заметно в тактиках презентации собеседника, цель которых состоит в рациональной дискредитации героя и его провокации на дефензивные эмоциональные тактики. Во-вторых, семантическое пространство публичного диалога включает в себя вопросы о личной жизни гостей и их общественном поведении, что характеризует стремление интервьюеров получить от собеседников эксклюзивную информацию, которая может повлиять на имидж героев. В-третьих, ведущие позволяют себе больше лексической свободы в интервью с кумирами молодежи, подчеркивая неформальность общения.
В выпусках, героями которых стали профессиональные актеры и кумиры молодежи, интервьюеров интересует, как герой оценивает себя, свои поступки и различные явления действительности, что подтверждается преобладанием минимальных диалогических единиц (МДЕ)-оценочных характеризаций и МДЕ-объяснений основания оценочного отношения/мотивов поступков. Актуализация данных типов МДЕ позволяет отнести интервью с актерами и кумирам молодежи к интервью с собеседниками-личностями. Выпуск «Осторожно: Собчак» с председателем партии содержит преимущественно МДЕ-характеризации положения дел и МДЕ-аргументации, благодаря чему его можно отнести к интервью с собеседником-профессионалом.
В материале исследования были обнаружены общие для Ю. Дудя и К. Собчак темы «Отношение к государственным и властным структурам», а также «Финансовый достаток», что позволяет сделать вывод о значимости этих характеристик для видеоблогеров и аудитории при формировании образа героя передачи. При актуализации отношения к государственным и властным структурам оба интервьюера используют в качестве реплики-стимула цитату из высказываний гостя. Индивидуальной чертой речевого портрета Ю. Дудя является указание на расхождение между поступками гостя и его словами, что говорит о стремлении интервьюера выявить противоречивые черты личности собеседника. К. Собчак, в свою очередь, спрашивает у героя, как бы он повлиял на политическую систему, благодаря чему можно сказать, что ведущая считает, что ее собеседники должны проявлять гражданскую сознательность. При актуализации финансового достатка Ю. Дудь облегчает собеседнику необходимость ответа, делая предположение о материальном положении гостя, а К. Собчак оценивает материальные проявления финансового положения героя, являющиеся для ведущей следствием успеха.
Стратегия презентации собеседника проявляет личное отношение ведущих к интервьюируемому. В беседах с кумирами молодежи ключевой является тактика создания антиимиджевого образа (К. Собчак) и тактика ловушки на противоречиях (Ю. Дудь), направленные на то, чтобы представить героя вне его публичного имиджа. А в выпусках с политиками видеоблогеры оценивают искренность политических намерений собеседников, используя тактики дискредитирующего рассуждения (Ю. Дудь) и доказательного умаления авторитета (К. Собчак), негативно оценивая шансы своих собеседников на победу (Ю. Дудь и К. Собчак: тактика негативного прогнозирования), чем характеризуют себя как критически настроенных интервьюеров.
Еще одной особенностью речевого поведения ведущих является зависимость аспекта раскрытия Я-темы от социального статуса собеседника. В интервью с актерами объектом самопрезентации видеоблогеров является их профессионализм (Ю. Дудь: тактика подчеркивания качественных показателей профессионализма) и познания в кинематографе (К. Собчак: тактика интеллектуального самопродвижения). В выпусках с кумирами молодежи критерием самопрезентации ведущих является финансовый достаток (Ю. Дудь: тактика отождествления себя с аудиторией и оппозиционирования собеседнику) и осведомленность в современной культуре (К. Собчак: тактика признания собственной некомпетентности). Выпуски шоу, в которых собеседниками видеоблогеров стали кандидат в президенты и председатель партии, демонстрируют другой критерий раскрытия Я-темы журналистов —отношение к общественно-политической деятельности(Ю. Дудь: тактика презентации общественно-политических взглядов; К. Собчак: тактика политического самопродвижения).
Общими для речевых портретов видеоблогеров являются два аспекта раскрытия Я-темы. Во-первых, это отношение к общественно-политической деятельности, в котором Ю. Дудь идентифицирует себя как гражданина, а К. Собчак презентует себя активным участником политической жизни страны. Во-вторых, это финансовый достаток, актуализация которого преследует разные прагматические цели. Ю. Дудь отождествляет свое материальное положение со средним уровнем аудиторииYouTube-канала. К. Собчак, в свою очередь, говорит о своем высоком финансовом благополучии, тем самым идентифицируя себя как успешного профессионала, чьи гонорары и уровень жизни такие же, как у собеседника, или выше. Вместе с тем, в беседе со скромно живущим молодым музыкантом денежное благополучие проявляет оправдательную тактику, которая предупреждает возможную критику со стороны зрителя. Кроме того, в речевом портрете ведущей была обнаружена самопрезентация через негативную оценку других людей — партий, СМИ и сограждан, а также подчеркивание несоответствия принятым в обществе стандартам поведения, что демонстрирует стремление ведущей к эпатажу.
Трансформация речевого портрета видеоблогера происходит с учетом социального статуса гостя и личного отношения интервьюера к собеседнику. Благодаря нарушению коммуникативного равновесия видеоблогерам-интервьюерам Ю. Дудю и К. Собчак удается проводить детальное изучение личностей своих гостей, а также привлекать внимание зрителя к своей работе.
Анализ речевых портретов видеоблогов позволяет выделить константные особенности речи видеоблогеров-интервьюеров: экспрессивность, ироническую тональность, рациональное речевое воздействие, проявленное в оппозиционировании мнению собеседника и эпизодическом использовании тактик дискредитации героя. Переменными оказываются предпочтения ведущих в выборе тональности общения, отборе тем интервью и воплощающей их лексики, употреблении стилистически сниженной и обсценной лексики, а также аспектов раскрытия Я-темы и содержательной направленности тактик презентации интервьюируемого.
Главной чертой речевого поведения видеоблогеров предлагается считать провокативность, обнаруженную на нескольких этапах исследования. Во-первых, в некоторых выпусках видеоблогеры придерживаются конфликтной стратегии речевого поведения, в которой нарушается гармонизирующий характер речи, что особенно заметно в тактиках презентации собеседника, цель которых состоит в рациональной дискредитации героя и его провокации на дефензивные эмоциональные тактики. Во-вторых, семантическое пространство публичного диалога включает в себя вопросы о личной жизни гостей и их общественном поведении, что характеризует стремление интервьюеров получить от собеседников эксклюзивную информацию, которая может повлиять на имидж героев. В-третьих, ведущие позволяют себе больше лексической свободы в интервью с кумирами молодежи, подчеркивая неформальность общения.
В выпусках, героями которых стали профессиональные актеры и кумиры молодежи, интервьюеров интересует, как герой оценивает себя, свои поступки и различные явления действительности, что подтверждается преобладанием минимальных диалогических единиц (МДЕ)-оценочных характеризаций и МДЕ-объяснений основания оценочного отношения/мотивов поступков. Актуализация данных типов МДЕ позволяет отнести интервью с актерами и кумирам молодежи к интервью с собеседниками-личностями. Выпуск «Осторожно: Собчак» с председателем партии содержит преимущественно МДЕ-характеризации положения дел и МДЕ-аргументации, благодаря чему его можно отнести к интервью с собеседником-профессионалом.
В материале исследования были обнаружены общие для Ю. Дудя и К. Собчак темы «Отношение к государственным и властным структурам», а также «Финансовый достаток», что позволяет сделать вывод о значимости этих характеристик для видеоблогеров и аудитории при формировании образа героя передачи. При актуализации отношения к государственным и властным структурам оба интервьюера используют в качестве реплики-стимула цитату из высказываний гостя. Индивидуальной чертой речевого портрета Ю. Дудя является указание на расхождение между поступками гостя и его словами, что говорит о стремлении интервьюера выявить противоречивые черты личности собеседника. К. Собчак, в свою очередь, спрашивает у героя, как бы он повлиял на политическую систему, благодаря чему можно сказать, что ведущая считает, что ее собеседники должны проявлять гражданскую сознательность. При актуализации финансового достатка Ю. Дудь облегчает собеседнику необходимость ответа, делая предположение о материальном положении гостя, а К. Собчак оценивает материальные проявления финансового положения героя, являющиеся для ведущей следствием успеха.
Стратегия презентации собеседника проявляет личное отношение ведущих к интервьюируемому. В беседах с кумирами молодежи ключевой является тактика создания антиимиджевого образа (К. Собчак) и тактика ловушки на противоречиях (Ю. Дудь), направленные на то, чтобы представить героя вне его публичного имиджа. А в выпусках с политиками видеоблогеры оценивают искренность политических намерений собеседников, используя тактики дискредитирующего рассуждения (Ю. Дудь) и доказательного умаления авторитета (К. Собчак), негативно оценивая шансы своих собеседников на победу (Ю. Дудь и К. Собчак: тактика негативного прогнозирования), чем характеризуют себя как критически настроенных интервьюеров.
Еще одной особенностью речевого поведения ведущих является зависимость аспекта раскрытия Я-темы от социального статуса собеседника. В интервью с актерами объектом самопрезентации видеоблогеров является их профессионализм (Ю. Дудь: тактика подчеркивания качественных показателей профессионализма) и познания в кинематографе (К. Собчак: тактика интеллектуального самопродвижения). В выпусках с кумирами молодежи критерием самопрезентации ведущих является финансовый достаток (Ю. Дудь: тактика отождествления себя с аудиторией и оппозиционирования собеседнику) и осведомленность в современной культуре (К. Собчак: тактика признания собственной некомпетентности). Выпуски шоу, в которых собеседниками видеоблогеров стали кандидат в президенты и председатель партии, демонстрируют другой критерий раскрытия Я-темы журналистов —отношение к общественно-политической деятельности(Ю. Дудь: тактика презентации общественно-политических взглядов; К. Собчак: тактика политического самопродвижения).
Общими для речевых портретов видеоблогеров являются два аспекта раскрытия Я-темы. Во-первых, это отношение к общественно-политической деятельности, в котором Ю. Дудь идентифицирует себя как гражданина, а К. Собчак презентует себя активным участником политической жизни страны. Во-вторых, это финансовый достаток, актуализация которого преследует разные прагматические цели. Ю. Дудь отождествляет свое материальное положение со средним уровнем аудиторииYouTube-канала. К. Собчак, в свою очередь, говорит о своем высоком финансовом благополучии, тем самым идентифицируя себя как успешного профессионала, чьи гонорары и уровень жизни такие же, как у собеседника, или выше. Вместе с тем, в беседе со скромно живущим молодым музыкантом денежное благополучие проявляет оправдательную тактику, которая предупреждает возможную критику со стороны зрителя. Кроме того, в речевом портрете ведущей была обнаружена самопрезентация через негативную оценку других людей — партий, СМИ и сограждан, а также подчеркивание несоответствия принятым в обществе стандартам поведения, что демонстрирует стремление ведущей к эпатажу.
Трансформация речевого портрета видеоблогера происходит с учетом социального статуса гостя и личного отношения интервьюера к собеседнику. Благодаря нарушению коммуникативного равновесия видеоблогерам-интервьюерам Ю. Дудю и К. Собчак удается проводить детальное изучение личностей своих гостей, а также привлекать внимание зрителя к своей работе.
Подобные работы
- Специфика построения диалогов в телевизионном формате: современные коммуникативные тенденции
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



