Модификации тела с помощью пластической хирургии как ресурс для конструирования идентичности
|
Введение
Глава 1. Теоретические основания изучения телесных модификаций в социологии
1.1 Классические подходы к изучению телесности в социологии
1.2 Телесные практики как элемент гендерной идентичности в феминистских исследованиях
Глава 2. Конструирование женской идентичности при помощи пластической хирургии
2.1 Программа эмпирического исследования пластической хирургии как ресурса для конструирования идентичности
2.2 Мотивация принятия решения о пластической операции
2.3 Влияние социальных отношений на восприятие телесности и бодимодификаций
2.4 Влияние пластической операции на конструирование идентичности
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Гайд глубинного интервью
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Пример глубинного интервью с пациенткой клиники пластической хирургии
Список литературы
Глава 1. Теоретические основания изучения телесных модификаций в социологии
1.1 Классические подходы к изучению телесности в социологии
1.2 Телесные практики как элемент гендерной идентичности в феминистских исследованиях
Глава 2. Конструирование женской идентичности при помощи пластической хирургии
2.1 Программа эмпирического исследования пластической хирургии как ресурса для конструирования идентичности
2.2 Мотивация принятия решения о пластической операции
2.3 Влияние социальных отношений на восприятие телесности и бодимодификаций
2.4 Влияние пластической операции на конструирование идентичности
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Гайд глубинного интервью
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Пример глубинного интервью с пациенткой клиники пластической хирургии
Список литературы
Практики заботы о теле стали одним из маркеров эпохи консюмеризма. Как писал Ж. Бодрийяр, «сегодня необходимо служить телу. Если вы не осуществляете служение телу, если вы грешите невниманием к нему, вы будете наказаны».
Как отмечает И. Сироткина, «пандемия показала, что тело остается самым важным личным ресурсом». Чтобы быть хорошим гражданином и полезным членом общества, человек обязан заботиться о себе. Обращая внимание на работу Никлз Роуз, Сироткина говорит о том, что в странах либеральной демократии практики заботы о себе стали не гражданским долгом, а личной потребностью. Индивид теперь хочет заботиться о себе, и этим обусловлена популярность многочисленных индустрий по конструированию телесности от фитнесс-клубов до клиник пластической хирургии .
Коррекция внешности при помощи хирургического вмешательства в странах с развитой экономикой перестаёт быть сегментом элитарных практик модификаций тела - с каждым днём, с развитием новых технологий в медицине, пластические операции становятся всё более массовым и доступным явлением. Отмечается например, что в Южной Корее каждая пятая женщина делала пластическую операцию хотя бы раз в жизни. Эстетическая хирургия еще в 2015 году в известном американском журнале «Time» была названа «thenewmakeup», то есть новый вид макияжа.
Пандемия коронавируса, вопреки ожиданиям, также способствовала популярности пластической хирургии в обществе, подтверждают и международные данные. Так в 2021 году Американское общество пластических хирургов (ASPS) опубликовало отчет, в котором говорится, что во время пандемии 11% опрошенных женщин указали, что сейчас они больше заинтересованы в косметической пластической хирургии или нехирургических процедурах, чем до пандемииCOVID-19, и этот показатель еще выше среди женщин, которые уже перенесли операцию или процедуру — 24%. Кроме того, 35% женщин, которые ранее перенесли хотя бы одну косметическую хирургическую операцию или минимально инвазивную процедуру, планируют потратить на лечение значительно или несколько больше в 2021 году, чем в 2020 году.
Согласно отчету Международного общества эстетической пластической хирургии (ISAPS) Россия еще в 2010 году занимала двенадцатое место в мире по хирургическим косметическим операциям. С каждым годом популярность телесных модификаций в нашей стране растет. Так, согласно отчету? Аналитического центра «Vademecum», в 2017 году в России было проведено 158 тысяч эстетических пластических операций, с совокупной прибылью в 12,3 млрд рублей. Согласно тому же отчету, в 2016 году Россия занимала одиннадцатое место в рейтинге стран-лидеров по проведенным пластическим операциям В2019 году, согласно отчету Международного общества пластической хирургии, в России было проведено уже 438 тыс. пластических операций, что поставило её на четвертую строчку в списке стран-лидеров по эстетической хирургии. Отмечается также, что в мире популярность пластических операций увеличилась с 2015 по 2019 год на 20,6% .
Стоит отметить, что в нашей стране средняя стоимость пластической операции, всё еще остается достаточно высокой по сравнению со средними доходами населения (например, средняя стоимость пластической операции носа (ринопластика) в Санкт-Петербурге на конец 2019 года составляла 245 тыс. рублей.
Несмотря на высокую стоимость и значительные риски для здоровья, пластическая хирургия остается желанной процедурой для женщин по всему миру и популярность телесных модификаций только растет. Стоит сказать, что в мире наблюдается рост популярности пластической хирургии и среди мужчин. Так, по подсчетам дубайского центра косметической, эстетической и реконструктивной хирургии Ame7rican Academy of Cosmetic Surgery Hospital, соотношение женщин и мужчин в 2013 году составляло 82% на 18%, в 2014-м соотношение поменялось на 77% и 23%, а в первом полугодии 2015 года — 74% и 26% . Однако, пластическая хирургия остается преимущественно женской практикой. По этой причине в нашей работе мы ограничиваемся изучением значения только женских бодимодификаций.
Практики модификации телесности, не смотря на кризис, вызванный пандемией COVID-19, интересуют всё большее количество людей в России. Так, сайт kommersant.ru, утверждает, что за допандемические четыре года объем рынка пластической хирургии увеличился на 10%, достигнув к 2020 году 7,5 млрд руб., а столичные пластические хирурги отмечали «взлет популярности» процедур коррекции внешности на фоне пандемических ограничений, его связывают с т.н. «эффектом зума» - во время видеозвонков люди тщательнее изучили свои лица, и некоторые отказались мириться с увиденным .
Проблема исследования связана с наличием противоречия между ростом популярности телесных модификаций, благоприятно сказывающемся на рынке пластической хирургии, и недостаточной изученностью мотиваций пластической операции и их последствий для социальной жизни индивидов.
Степень разработанности проблемы:
В диссертационной работе рассматриваются классические исследования, посвященные изучению тела в социологии и философии, взаимосвязи тела и идентичности: И. Гофмана, Морис Мерло-Понти, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Т. Веблена. Рассмотрена проблематизация идентичности женщины и телесных практик: критический феминистский дискурс телесности, среди сторонников которого можно выделить таких ученых, как Н. Вульф, С. Де-Бовуар, С. Бартки, а также работы, посвященные изучению роли телесного воплощения для идентичности женщины, где можно выделить работы отечественных исследователей женской телесности И.А. Гольман, Л.М. Газнюк, И.В. Сохань, Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина, а также зарубежные труды, например, Д.Л, Джимлин, Д. Лаптон, С. Баджеон.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются положения концепции дисциплинарного общества М. Фуко, теории общества потребления Ж. Бодрийяра, теории «стигматизации и испорченной идентичности» И. Гофмана, структуралистских феминистских теорий Н. Вульф, С. Де-Бовуар.
Объект исследования: пациенты клиники пластической хирургии
Предмет исследования: взаимовлияние модификаций тела с помощью пластической хирургии и идентичности пациентов
Цель исследования: изучить взаимосвязь между модификациями тела с помощью пластической хирургии и процессами конструирования женской идентичности в современном обществе.
Задачи исследования:
Проанализировать современные исследования в области социологии тела и женской телесности.
Выявить мотивы осуществления пластических операции.
Изучить влияние социума на формирование представлений о нормативной женской телесности.
Изучить роль пластической операции в конструировании женской идентичности.
Исследовательские вопросы:
Какие мотивы влияют на решение индивида о пластической операции?
Каким образом социальная среда влияет на представление о женской телесности?
Какую роль пластическая хирургия играет в конструировании идентичности индивида?
Эмпирическую базу исследования составили результаты серии глубинных интервью с пациентками клиники пластической хирургии «Авис-Мед» в городе Новосибирске, проведенных автором весной 2022 года.
Важным критерием отбора информанток состоял в том, что операция должна быть сделана не менее одного месяца назад. У информанток должен быть опыт пребывания в социуме с новым обликом, так как в ходе исследования предполагалось оценить, каким образом внешний повлиял на социальную жизнь пациенток и их внутреннее самоощущение.
В интервью приняли участие 10 девушек от 20 до 39-ти лет:
8 из которых сделали пластическую операцию только по ринопластике (пластическая операция по восстановлению носа или его исправлению);
1 пациентка, сделавшая маммопластику (хирургическая операция, направленная на изменение формы и размеров молочных желез) и липосакцию брюшной полости;
1 пациентка, сделавшая маммопластику и ринопластику.
Структура работы соответствует сформулированным целям и задачам исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и приложения. В первой главе задаётся теоретическая рамка для рассмотрения вопроса женской телесности и идентичности в социологии. Рассматриваются различные подходы к пониманию телесности индивида. А именно выделяются структуралистски-ориентированные интрепретативные подходы к изучению телесной идентичности. Также вышеуказанные подходы рассматриваются через призму гендерной идентичности в феминистских теориях.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию конструирования идентичности индивида через телесные модификации при помощи пластической хирургии. Здесь приводится программа эмпирического исследования, изучаются мотивы пластической операции у информанток; рассматривается влияние значимых и обобщенных других на конструирования телесной идентичности участниц исследования, а также анализируется влияние пластической операции на формирования самоощущения и взаимоотношений с окружающими.
Как отмечает И. Сироткина, «пандемия показала, что тело остается самым важным личным ресурсом». Чтобы быть хорошим гражданином и полезным членом общества, человек обязан заботиться о себе. Обращая внимание на работу Никлз Роуз, Сироткина говорит о том, что в странах либеральной демократии практики заботы о себе стали не гражданским долгом, а личной потребностью. Индивид теперь хочет заботиться о себе, и этим обусловлена популярность многочисленных индустрий по конструированию телесности от фитнесс-клубов до клиник пластической хирургии .
Коррекция внешности при помощи хирургического вмешательства в странах с развитой экономикой перестаёт быть сегментом элитарных практик модификаций тела - с каждым днём, с развитием новых технологий в медицине, пластические операции становятся всё более массовым и доступным явлением. Отмечается например, что в Южной Корее каждая пятая женщина делала пластическую операцию хотя бы раз в жизни. Эстетическая хирургия еще в 2015 году в известном американском журнале «Time» была названа «thenewmakeup», то есть новый вид макияжа.
Пандемия коронавируса, вопреки ожиданиям, также способствовала популярности пластической хирургии в обществе, подтверждают и международные данные. Так в 2021 году Американское общество пластических хирургов (ASPS) опубликовало отчет, в котором говорится, что во время пандемии 11% опрошенных женщин указали, что сейчас они больше заинтересованы в косметической пластической хирургии или нехирургических процедурах, чем до пандемииCOVID-19, и этот показатель еще выше среди женщин, которые уже перенесли операцию или процедуру — 24%. Кроме того, 35% женщин, которые ранее перенесли хотя бы одну косметическую хирургическую операцию или минимально инвазивную процедуру, планируют потратить на лечение значительно или несколько больше в 2021 году, чем в 2020 году.
Согласно отчету Международного общества эстетической пластической хирургии (ISAPS) Россия еще в 2010 году занимала двенадцатое место в мире по хирургическим косметическим операциям. С каждым годом популярность телесных модификаций в нашей стране растет. Так, согласно отчету? Аналитического центра «Vademecum», в 2017 году в России было проведено 158 тысяч эстетических пластических операций, с совокупной прибылью в 12,3 млрд рублей. Согласно тому же отчету, в 2016 году Россия занимала одиннадцатое место в рейтинге стран-лидеров по проведенным пластическим операциям В2019 году, согласно отчету Международного общества пластической хирургии, в России было проведено уже 438 тыс. пластических операций, что поставило её на четвертую строчку в списке стран-лидеров по эстетической хирургии. Отмечается также, что в мире популярность пластических операций увеличилась с 2015 по 2019 год на 20,6% .
Стоит отметить, что в нашей стране средняя стоимость пластической операции, всё еще остается достаточно высокой по сравнению со средними доходами населения (например, средняя стоимость пластической операции носа (ринопластика) в Санкт-Петербурге на конец 2019 года составляла 245 тыс. рублей.
Несмотря на высокую стоимость и значительные риски для здоровья, пластическая хирургия остается желанной процедурой для женщин по всему миру и популярность телесных модификаций только растет. Стоит сказать, что в мире наблюдается рост популярности пластической хирургии и среди мужчин. Так, по подсчетам дубайского центра косметической, эстетической и реконструктивной хирургии Ame7rican Academy of Cosmetic Surgery Hospital, соотношение женщин и мужчин в 2013 году составляло 82% на 18%, в 2014-м соотношение поменялось на 77% и 23%, а в первом полугодии 2015 года — 74% и 26% . Однако, пластическая хирургия остается преимущественно женской практикой. По этой причине в нашей работе мы ограничиваемся изучением значения только женских бодимодификаций.
Практики модификации телесности, не смотря на кризис, вызванный пандемией COVID-19, интересуют всё большее количество людей в России. Так, сайт kommersant.ru, утверждает, что за допандемические четыре года объем рынка пластической хирургии увеличился на 10%, достигнув к 2020 году 7,5 млрд руб., а столичные пластические хирурги отмечали «взлет популярности» процедур коррекции внешности на фоне пандемических ограничений, его связывают с т.н. «эффектом зума» - во время видеозвонков люди тщательнее изучили свои лица, и некоторые отказались мириться с увиденным .
Проблема исследования связана с наличием противоречия между ростом популярности телесных модификаций, благоприятно сказывающемся на рынке пластической хирургии, и недостаточной изученностью мотиваций пластической операции и их последствий для социальной жизни индивидов.
Степень разработанности проблемы:
В диссертационной работе рассматриваются классические исследования, посвященные изучению тела в социологии и философии, взаимосвязи тела и идентичности: И. Гофмана, Морис Мерло-Понти, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Т. Веблена. Рассмотрена проблематизация идентичности женщины и телесных практик: критический феминистский дискурс телесности, среди сторонников которого можно выделить таких ученых, как Н. Вульф, С. Де-Бовуар, С. Бартки, а также работы, посвященные изучению роли телесного воплощения для идентичности женщины, где можно выделить работы отечественных исследователей женской телесности И.А. Гольман, Л.М. Газнюк, И.В. Сохань, Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина, а также зарубежные труды, например, Д.Л, Джимлин, Д. Лаптон, С. Баджеон.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются положения концепции дисциплинарного общества М. Фуко, теории общества потребления Ж. Бодрийяра, теории «стигматизации и испорченной идентичности» И. Гофмана, структуралистских феминистских теорий Н. Вульф, С. Де-Бовуар.
Объект исследования: пациенты клиники пластической хирургии
Предмет исследования: взаимовлияние модификаций тела с помощью пластической хирургии и идентичности пациентов
Цель исследования: изучить взаимосвязь между модификациями тела с помощью пластической хирургии и процессами конструирования женской идентичности в современном обществе.
Задачи исследования:
Проанализировать современные исследования в области социологии тела и женской телесности.
Выявить мотивы осуществления пластических операции.
Изучить влияние социума на формирование представлений о нормативной женской телесности.
Изучить роль пластической операции в конструировании женской идентичности.
Исследовательские вопросы:
Какие мотивы влияют на решение индивида о пластической операции?
Каким образом социальная среда влияет на представление о женской телесности?
Какую роль пластическая хирургия играет в конструировании идентичности индивида?
Эмпирическую базу исследования составили результаты серии глубинных интервью с пациентками клиники пластической хирургии «Авис-Мед» в городе Новосибирске, проведенных автором весной 2022 года.
Важным критерием отбора информанток состоял в том, что операция должна быть сделана не менее одного месяца назад. У информанток должен быть опыт пребывания в социуме с новым обликом, так как в ходе исследования предполагалось оценить, каким образом внешний повлиял на социальную жизнь пациенток и их внутреннее самоощущение.
В интервью приняли участие 10 девушек от 20 до 39-ти лет:
8 из которых сделали пластическую операцию только по ринопластике (пластическая операция по восстановлению носа или его исправлению);
1 пациентка, сделавшая маммопластику (хирургическая операция, направленная на изменение формы и размеров молочных желез) и липосакцию брюшной полости;
1 пациентка, сделавшая маммопластику и ринопластику.
Структура работы соответствует сформулированным целям и задачам исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и приложения. В первой главе задаётся теоретическая рамка для рассмотрения вопроса женской телесности и идентичности в социологии. Рассматриваются различные подходы к пониманию телесности индивида. А именно выделяются структуралистски-ориентированные интрепретативные подходы к изучению телесной идентичности. Также вышеуказанные подходы рассматриваются через призму гендерной идентичности в феминистских теориях.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию конструирования идентичности индивида через телесные модификации при помощи пластической хирургии. Здесь приводится программа эмпирического исследования, изучаются мотивы пластической операции у информанток; рассматривается влияние значимых и обобщенных других на конструирования телесной идентичности участниц исследования, а также анализируется влияние пластической операции на формирования самоощущения и взаимоотношений с окружающими.
Конструирование идентичности есть процесс, обусловленный личным самоопределением с одной стороны и внешнем определением с другой (в результате определения социальной принадлежности индивида со стороны других людей).
Телесность является одним из важнейших маркеров идентичности индивида, особенно в современном телесно-ориентированном обществе, когда значение телесности особенно высоко.
«Внешнее» и «внутреннее» направления конструирования идентичности через телесность соответствуют двум социологическим подходам к изучению телесности. Первый из них – структуралистский. Данный подход рассматривает телесность как результат внешне обусловленных предписаний по конструированию телесности. Второй подход – интерпретативный, который изучает телесность с точки зрения тех смыслов, которые в неё вкладывает сам индивид.
По-разному образованные подходы к изучению женской телесности следует рассматривать не отдельно друг от друга, а в качестве взаимодополняющих теорий. Тематика синтеза внутренней и внешней обусловленности телесной идентичности была одним из важных лейтмотивов проведения интервью с девушками, имевших опыт пластической хирургии.
Анализ транскриптов интервью показал, что качестве мотиваций к пластической операции у девушек присутствуют как внешние мотивы (навеянные общественными стандартами нормы телесности), так и внутренние (личное побуждение к пластической операции, которое исходит из субъективного отношения девушек к собственному телу). Принятие решения о пластической операции происходит на пересечении внутренних и внешних мотивов.
Благодаря проведенному исследованию было выявлено, что реакции ближнего окружения, не имеют большого значения в принятии решений о конструировании телесности индивида. Так, негативные реакции игнорировались нашими информантами - девушки не поддавались на отговоры и неодобрительное отношение к телесным модификациям со стороны близких людей. Поддержка же и мотивация на пластическую операцию со стороны друзей отмечалась информантами как следствие принятого решения о пластической операции, а не причина.
Информантки признают влияние массовой культуры на формирование нормативной телесности. Однако, говоря о собственной трансформации внешности, пациентки клиники пластической хирургии отвергают влияние современных канонов красоты. Стоит отметить, что девушки подвергают критике тех, кто не соответствует стандартам нормативной телесности (в большинстве случаев это касается тучной телесности). Также девушки признают, что опасаются выйти за рамки нормативной телесности (быть тучным или престарелым). При этом, рассуждая о привлекательной для них женской красоте, информантки делают акцент на эталонные тела, продвигаемые массовой культурой. Таким образом, используя классическую терминологию символического интеракционизма, можно сказать о том, «обобщенный другой» в виде стандартов красоты, навязанных массовой культурой, перевешивает влияние значимых других из ближнего окружения.
После проведенной пластической операции у информанток изменилось восприятие себя. Работает механизм «зеркального я», о котором писал Ч. Кули. Так, у девушек возросла уверенности в себе, которая обусловлена одобрением значимыми другими. Таким образом, боязнь стигматизации заменяется положительной оценкой со стороны окружающих.
Для информанток важно идентифицировать себя как девушек, соответствующих конвенционально принятым стандартам красоты, так как принадлежность к общностям, обладающих определенным типом телесности, считается престижным. Таким образом, телесный облик является для «героев» нашего исследования маркером статусной женской идентичности.
Телесность является одним из важнейших маркеров идентичности индивида, особенно в современном телесно-ориентированном обществе, когда значение телесности особенно высоко.
«Внешнее» и «внутреннее» направления конструирования идентичности через телесность соответствуют двум социологическим подходам к изучению телесности. Первый из них – структуралистский. Данный подход рассматривает телесность как результат внешне обусловленных предписаний по конструированию телесности. Второй подход – интерпретативный, который изучает телесность с точки зрения тех смыслов, которые в неё вкладывает сам индивид.
По-разному образованные подходы к изучению женской телесности следует рассматривать не отдельно друг от друга, а в качестве взаимодополняющих теорий. Тематика синтеза внутренней и внешней обусловленности телесной идентичности была одним из важных лейтмотивов проведения интервью с девушками, имевших опыт пластической хирургии.
Анализ транскриптов интервью показал, что качестве мотиваций к пластической операции у девушек присутствуют как внешние мотивы (навеянные общественными стандартами нормы телесности), так и внутренние (личное побуждение к пластической операции, которое исходит из субъективного отношения девушек к собственному телу). Принятие решения о пластической операции происходит на пересечении внутренних и внешних мотивов.
Благодаря проведенному исследованию было выявлено, что реакции ближнего окружения, не имеют большого значения в принятии решений о конструировании телесности индивида. Так, негативные реакции игнорировались нашими информантами - девушки не поддавались на отговоры и неодобрительное отношение к телесным модификациям со стороны близких людей. Поддержка же и мотивация на пластическую операцию со стороны друзей отмечалась информантами как следствие принятого решения о пластической операции, а не причина.
Информантки признают влияние массовой культуры на формирование нормативной телесности. Однако, говоря о собственной трансформации внешности, пациентки клиники пластической хирургии отвергают влияние современных канонов красоты. Стоит отметить, что девушки подвергают критике тех, кто не соответствует стандартам нормативной телесности (в большинстве случаев это касается тучной телесности). Также девушки признают, что опасаются выйти за рамки нормативной телесности (быть тучным или престарелым). При этом, рассуждая о привлекательной для них женской красоте, информантки делают акцент на эталонные тела, продвигаемые массовой культурой. Таким образом, используя классическую терминологию символического интеракционизма, можно сказать о том, «обобщенный другой» в виде стандартов красоты, навязанных массовой культурой, перевешивает влияние значимых других из ближнего окружения.
После проведенной пластической операции у информанток изменилось восприятие себя. Работает механизм «зеркального я», о котором писал Ч. Кули. Так, у девушек возросла уверенности в себе, которая обусловлена одобрением значимыми другими. Таким образом, боязнь стигматизации заменяется положительной оценкой со стороны окружающих.
Для информанток важно идентифицировать себя как девушек, соответствующих конвенционально принятым стандартам красоты, так как принадлежность к общностям, обладающих определенным типом телесности, считается престижным. Таким образом, телесный облик является для «героев» нашего исследования маркером статусной женской идентичности.
Подобные работы
- Особенности «Я-концепции» женщин, прибегавших к услугам пластической хирургии и эстетической косметологии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Капитализация телесности в фитнес-блогах в сети Instagram
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021



