Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модификации тела с помощью пластической хирургии как ресурс для конструирования идентичности

Работа №136141

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основания изучения телесных модификаций в социологии
1.1 Классические подходы к изучению телесности в социологии
1.2 Телесные практики как элемент гендерной идентичности в феминистских исследованиях
Глава 2. Конструирование женской идентичности при помощи пластической хирургии
2.1 Программа эмпирического исследования пластической хирургии как ресурса для конструирования идентичности
2.2 Мотивация принятия решения о пластической операции
2.3 Влияние социальных отношений на восприятие телесности и бодимодификаций
2.4 Влияние пластической операции на конструирование идентичности
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Гайд глубинного интервью
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Пример глубинного интервью с пациенткой клиники пластической хирургии
Список литературы


Практики заботы о теле стали одним из маркеров эпохи консюмеризма. Как писал Ж. Бодрийяр, «сегодня необходимо служить телу. Если вы не осуществляете служение телу, если вы грешите невниманием к нему, вы будете наказаны».
Как отмечает И. Сироткина, «пандемия показала, что тело остается самым важным личным ресурсом». Чтобы быть хорошим гражданином и полезным членом общества, человек обязан заботиться о себе. Обращая внимание на работу Никлз Роуз, Сироткина говорит о том, что в странах либеральной демократии практики заботы о себе стали не гражданским долгом, а личной потребностью. Индивид теперь хочет заботиться о себе, и этим обусловлена популярность многочисленных индустрий по конструированию телесности от фитнесс-клубов до клиник пластической хирургии .
Коррекция внешности при помощи хирургического вмешательства в странах с развитой экономикой перестаёт быть сегментом элитарных практик модификаций тела - с каждым днём, с развитием новых технологий в медицине, пластические операции становятся всё более массовым и доступным явлением. Отмечается например, что в Южной Корее каждая пятая женщина делала пластическую операцию хотя бы раз в жизни. Эстетическая хирургия еще в 2015 году в известном американском журнале «Time» была названа «thenewmakeup», то есть новый вид макияжа.
Пандемия коронавируса, вопреки ожиданиям, также способствовала популярности пластической хирургии в обществе, подтверждают и международные данные. Так в 2021 году Американское общество пластических хирургов (ASPS) опубликовало отчет, в котором говорится, что во время пандемии 11% опрошенных женщин указали, что сейчас они больше заинтересованы в косметической пластической хирургии или нехирургических процедурах, чем до пандемииCOVID-19, и этот показатель еще выше среди женщин, которые уже перенесли операцию или процедуру — 24%. Кроме того, 35% женщин, которые ранее перенесли хотя бы одну косметическую хирургическую операцию или минимально инвазивную процедуру, планируют потратить на лечение значительно или несколько больше в 2021 году, чем в 2020 году.
Согласно отчету Международного общества эстетической пластической хирургии (ISAPS) Россия еще в 2010 году занимала двенадцатое место в мире по хирургическим косметическим операциям. С каждым годом популярность телесных модификаций в нашей стране растет. Так, согласно отчету? Аналитического центра «Vademecum», в 2017 году в России было проведено 158 тысяч эстетических пластических операций, с совокупной прибылью в 12,3 млрд рублей. Согласно тому же отчету, в 2016 году Россия занимала одиннадцатое место в рейтинге стран-лидеров по проведенным пластическим операциям В2019 году, согласно отчету Международного общества пластической хирургии, в России было проведено уже 438 тыс. пластических операций, что поставило её на четвертую строчку в списке стран-лидеров по эстетической хирургии. Отмечается также, что в мире популярность пластических операций увеличилась с 2015 по 2019 год на 20,6% .
Стоит отметить, что в нашей стране средняя стоимость пластической операции, всё еще остается достаточно высокой по сравнению со средними доходами населения (например, средняя стоимость пластической операции носа (ринопластика) в Санкт-Петербурге на конец 2019 года составляла 245 тыс. рублей.
Несмотря на высокую стоимость и значительные риски для здоровья, пластическая хирургия остается желанной процедурой для женщин по всему миру и популярность телесных модификаций только растет. Стоит сказать, что в мире наблюдается рост популярности пластической хирургии и среди мужчин. Так, по подсчетам дубайского центра косметической, эстетической и реконструктивной хирургии Ame7rican Academy of Cosmetic Surgery Hospital, соотношение женщин и мужчин в 2013 году составляло 82% на 18%, в 2014-м соотношение поменялось на 77% и 23%, а в первом полугодии 2015 года — 74% и 26% . Однако, пластическая хирургия остается преимущественно женской практикой. По этой причине в нашей работе мы ограничиваемся изучением значения только женских бодимодификаций.
Практики модификации телесности, не смотря на кризис, вызванный пандемией COVID-19, интересуют всё большее количество людей в России. Так, сайт kommersant.ru, утверждает, что за допандемические четыре года объем рынка пластической хирургии увеличился на 10%, достигнув к 2020 году 7,5 млрд руб., а столичные пластические хирурги отмечали «взлет популярности» процедур коррекции внешности на фоне пандемических ограничений, его связывают с т.н. «эффектом зума» - во время видеозвонков люди тщательнее изучили свои лица, и некоторые отказались мириться с увиденным .
Проблема исследования связана с наличием противоречия между ростом популярности телесных модификаций, благоприятно сказывающемся на рынке пластической хирургии, и недостаточной изученностью мотиваций пластической операции и их последствий для социальной жизни индивидов.
Степень разработанности проблемы:
В диссертационной работе рассматриваются классические исследования, посвященные изучению тела в социологии и философии, взаимосвязи тела и идентичности: И. Гофмана, Морис Мерло-Понти, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Т. Веблена. Рассмотрена проблематизация идентичности женщины и телесных практик: критический феминистский дискурс телесности, среди сторонников которого можно выделить таких ученых, как Н. Вульф, С. Де-Бовуар, С. Бартки, а также работы, посвященные изучению роли телесного воплощения для идентичности женщины, где можно выделить работы отечественных исследователей женской телесности И.А. Гольман, Л.М. Газнюк, И.В. Сохань, Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина, а также зарубежные труды, например, Д.Л, Джимлин, Д. Лаптон, С. Баджеон.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются положения концепции дисциплинарного общества М. Фуко, теории общества потребления Ж. Бодрийяра, теории «стигматизации и испорченной идентичности» И. Гофмана, структуралистских феминистских теорий Н. Вульф, С. Де-Бовуар.
Объект исследования: пациенты клиники пластической хирургии
Предмет исследования: взаимовлияние модификаций тела с помощью пластической хирургии и идентичности пациентов
Цель исследования: изучить взаимосвязь между модификациями тела с помощью пластической хирургии и процессами конструирования женской идентичности в современном обществе.
Задачи исследования:
 Проанализировать современные исследования в области социологии тела и женской телесности.
 Выявить мотивы осуществления пластических операции.
 Изучить влияние социума на формирование представлений о нормативной женской телесности.
 Изучить роль пластической операции в конструировании женской идентичности.
Исследовательские вопросы:
 Какие мотивы влияют на решение индивида о пластической операции?
 Каким образом социальная среда влияет на представление о женской телесности?
 Какую роль пластическая хирургия играет в конструировании идентичности индивида?
Эмпирическую базу исследования составили результаты серии глубинных интервью с пациентками клиники пластической хирургии «Авис-Мед» в городе Новосибирске, проведенных автором весной 2022 года.
Важным критерием отбора информанток состоял в том, что операция должна быть сделана не менее одного месяца назад. У информанток должен быть опыт пребывания в социуме с новым обликом, так как в ходе исследования предполагалось оценить, каким образом внешний повлиял на социальную жизнь пациенток и их внутреннее самоощущение.
В интервью приняли участие 10 девушек от 20 до 39-ти лет:
 8 из которых сделали пластическую операцию только по ринопластике (пластическая операция по восстановлению носа или его исправлению);
 1 пациентка, сделавшая маммопластику (хирургическая операция, направленная на изменение формы и размеров молочных желез) и липосакцию брюшной полости;
 1 пациентка, сделавшая маммопластику и ринопластику.
Структура работы соответствует сформулированным целям и задачам исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и приложения. В первой главе задаётся теоретическая рамка для рассмотрения вопроса женской телесности и идентичности в социологии. Рассматриваются различные подходы к пониманию телесности индивида. А именно выделяются структуралистски-ориентированные интрепретативные подходы к изучению телесной идентичности. Также вышеуказанные подходы рассматриваются через призму гендерной идентичности в феминистских теориях.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию конструирования идентичности индивида через телесные модификации при помощи пластической хирургии. Здесь приводится программа эмпирического исследования, изучаются мотивы пластической операции у информанток; рассматривается влияние значимых и обобщенных других на конструирования телесной идентичности участниц исследования, а также анализируется влияние пластической операции на формирования самоощущения и взаимоотношений с окружающими.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конструирование идентичности есть процесс, обусловленный личным самоопределением с одной стороны и внешнем определением с другой (в результате определения социальной принадлежности индивида со стороны других людей).
Телесность является одним из важнейших маркеров идентичности индивида, особенно в современном телесно-ориентированном обществе, когда значение телесности особенно высоко.
«Внешнее» и «внутреннее» направления конструирования идентичности через телесность соответствуют двум социологическим подходам к изучению телесности. Первый из них – структуралистский. Данный подход рассматривает телесность как результат внешне обусловленных предписаний по конструированию телесности. Второй подход – интерпретативный, который изучает телесность с точки зрения тех смыслов, которые в неё вкладывает сам индивид.
По-разному образованные подходы к изучению женской телесности следует рассматривать не отдельно друг от друга, а в качестве взаимодополняющих теорий. Тематика синтеза внутренней и внешней обусловленности телесной идентичности была одним из важных лейтмотивов проведения интервью с девушками, имевших опыт пластической хирургии.
Анализ транскриптов интервью показал, что качестве мотиваций к пластической операции у девушек присутствуют как внешние мотивы (навеянные общественными стандартами нормы телесности), так и внутренние (личное побуждение к пластической операции, которое исходит из субъективного отношения девушек к собственному телу). Принятие решения о пластической операции происходит на пересечении внутренних и внешних мотивов.
Благодаря проведенному исследованию было выявлено, что реакции ближнего окружения, не имеют большого значения в принятии решений о конструировании телесности индивида. Так, негативные реакции игнорировались нашими информантами - девушки не поддавались на отговоры и неодобрительное отношение к телесным модификациям со стороны близких людей. Поддержка же и мотивация на пластическую операцию со стороны друзей отмечалась информантами как следствие принятого решения о пластической операции, а не причина.
Информантки признают влияние массовой культуры на формирование нормативной телесности. Однако, говоря о собственной трансформации внешности, пациентки клиники пластической хирургии отвергают влияние современных канонов красоты. Стоит отметить, что девушки подвергают критике тех, кто не соответствует стандартам нормативной телесности (в большинстве случаев это касается тучной телесности). Также девушки признают, что опасаются выйти за рамки нормативной телесности (быть тучным или престарелым). При этом, рассуждая о привлекательной для них женской красоте, информантки делают акцент на эталонные тела, продвигаемые массовой культурой. Таким образом, используя классическую терминологию символического интеракционизма, можно сказать о том, «обобщенный другой» в виде стандартов красоты, навязанных массовой культурой, перевешивает влияние значимых других из ближнего окружения.
После проведенной пластической операции у информанток изменилось восприятие себя. Работает механизм «зеркального я», о котором писал Ч. Кули. Так, у девушек возросла уверенности в себе, которая обусловлена одобрением значимыми другими. Таким образом, боязнь стигматизации заменяется положительной оценкой со стороны окружающих.
Для информанток важно идентифицировать себя как девушек, соответствующих конвенционально принятым стандартам красоты, так как принадлежность к общностям, обладающих определенным типом телесности, считается престижным. Таким образом, телесный облик является для «героев» нашего исследования маркером статусной женской идентичности.



1. Гольман Е.А. Женская телесность: теоретические подходы и перспективы социологического исследования.: дисс. … канд. соц. наук: 22.00.01. - ВШЭ, Москва, 2015, 239 С.
2. Девятко И.Ф. Социолог ические теории деятельности и практической рациональности. М.: Аванти плюс, 2003. — 336 с.
3. Патырбаева К.В., В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография /; науч. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2012. – 250 с
4. Яковлева Н.Ф. Социологическое исследование учеб. пособие. 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 250с
5. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры: пер. с фр. М.: Культ. революция, 2006. 269 с
6. Веблен Т. Теория праздного класса: пер. с англ. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 368 с
7. Вульф Н. Миф о красоте. Стереотипы против женщин. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. C. 25–26, 419.
8. Вульф Н.Миф о красоте: Стереотипы против женщин / Наоми Вульф ; Пер.с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013 — 445 с.
9. Гофман И. «Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью» NY Prentice Hall, 1966
10. Де Бовуар С. Второй пол /Пер. с фр.; общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, комм. М.В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. С. 40
11. Де Бовуар С. Второй пол/ С. де Бовуар — «Азбука-Аттикус», 1949 — (Новый культурный код)
12. Лаптон Д. Жирные / пер. с англ. А. Архиповой; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики», 2021. — 224 с
13. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб.: Ювента; Наука, 1999. – 608 с.
14. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / пер. с фр. А.Б.Гофмана. М.: КДУ, 2011. – 416 c.
15. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.- М.: Касталь, 1996. – 448 с
16. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: «Ad Marginem», 1999. – 504 с.
17. Bordo, Susan. Невыносимый вес: феминизм, западная культура и тело. Berkeley: U of California P, 1993.
18. Brook B. Feminist Perspectives on the Body. L.; N.Y.: Longman, 1999. P. 66.
19. Budgeon S. Identity as an Embodied Event // Body & Society. 2003. 9 (1). P. 35-55.
20. Chriss Shilling. The Body and Social Theory/ third edition/ University of Kent, UK. 2012. 336 p.
21. Debra L. Gimlin Body Work Beauty and Self-Image in American Culture / University Of California Press. 2002
22. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambridge: Polity Press 1991. P.215.
23. Goffman E. Gender Display from “Gender Advertisements: Studies in the Anthropology of Visual Communication” / eds.: C. Lemert and A. Branaman. — Goffman Reader. — Blackwell Publishing, 1997.
24. Orbach S. Hunger strike: The anorectic’s struggle as a metaphor for our age. London, 1993.
25. Rice C. Becoming Women. The Embodied Self in Image Culture. Toronto: University of Toronto Press, 2014. P. 26
26. Woodward K. Aging and its discontents: Freud and other fictions. Bloomington: Indiana University Press, 1991.
27. Бурлачук В. Власть и тело: история любви // Социология: теория, методы, маркетинг. 2006. № 2 С. 24-37
28. Газнюк Л.М. Телесность как основа женской идентичности в культуре повседневности // Институт политических исследований. 2018
29. Газнюк, Л.М. Телесность как основа женской идентичности в культуре повседневности / Л.М. Газнюк // Культура. Политика. Понимание: культура, нация, государство - проблемы идентичности в контексте современной политики: материалы VI междунар. науч. конф., Белград, 17-19 мая 2018 г. / НИУ БелГУ, Ин-т полит. исслед. (Республика Сербия); ред. совет: Б. Благоева и др. - Белград, 2018. - С. 89-96.
30. Герасименко Е. «Мужской взгляд» и теория феминистского кино // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2017. № 4 (24). С. 42-51.
31. Гольман Е.А. Телесные практики женщин в зеркале феминистской дискуссии // Логос. 2018. Т. 28. № 4. C. 129–156
32. Захарова Е.К., Савинская О.Б. Применение стратегии смешивания методов для изучения усвоенной мизогинии среди женщин поколения Миллениум //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 63—81.
33. Здравосмыслова Е.А., Темкина А.А. Гендерное (не)равенство в детском саду: материнские нарративы о скрытом учебном плане и девичей идентичности // Журнал исследований социальной политики. 2018. Т. 16. № 3. С. 441-456.
34. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория //Женщина. Гендер. Культура. Москва. Ред. Хоткина 3., Пушкарева Н., Трофимова Е. СС. 46-65; (1998). Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. N 3-4 СС.171-182.
35. Онегина Е. «Между противоречием и сопротивлением: российские девушки и юноши о «правильном» теле» // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2019. Т. 125. № 3. С. 66-78.
36. Пивоваров А.М. «Социология тела в поисках своей идентичности: анализ исследовательских программ» // Социологический журнал. 2019. Том 25. № 4.
37. Сохань И.В. Производство женской телесности в современном массовом обществе — культ худобы и тирания стройности // Женщина в российском обществе. 2014. № 2. С. 68-77.
38. Применение стратегии смешивания методов для изучения усвоенной мизогинии среди женщин поколения Миллениум / Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. Т. 138. № 2. С. 63-81.
39. Тело снова в моде: корпореальность в эпоху пандемии / И. Сироткина // Теория моды: одежда, тело, культура. – 2021. – № 59 (весна). – С. 141-158.
40. Bartky S. L. Foucault, Femininity and the Modernization of Patriarchal Power//The Politics of Women’s Bodies: Sexuality, Appearance, and Behavior/ R. Weitz (ed.). N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 41‒42.
41. Plastic Surgery: The Rise of Cosmetic Procedures | Time
42. Stuart A., Donaghue N. Choosing to Conform: The Discursive Complexities of Choice in Relation to Feminine Beauty Practices// Feminism and Psychology. 2012. Vol. 22. № 1. P. 99
43. Urla J., Swedlund A.C. The Anthropometry of Barbie. Unsettling Ideals of the Feminine Body in Popular Culture // Shiebinger L. (ed.) Feminism and the Body. NewYork: Oxford UniversityPress, 2000. P. 397-428
44. Бурлачук В.Ф. Власть и тело: История любви. История любви Социология: теория, методы, маркетинг, 24-37 [Эл. Ресурс] Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/90303/02Burlachuk.pdf?sequence=1 (дата обращения: 25.02.2022)
45. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Главы 3-6. / Перевод М. Добряковой // Социологический форум, 2001[Эл. ресурс] Режим доступа: ecsocman.hse.ru/data/425/175/1218/goffman_final.doc (дата обращения: 21.03.2022)
46. ЛДС АвисМед: «о нас» [Эл. Ресурс] https://avismed-nsk.ru/o-nas/ (Дата обращения 03.05.2022)
47. American Society of Plastic Surgeons Unveils COVID-19's Impact and Pent-Up Patient Demand Fueling the Industry's Current Post-Pandemic Boom [Эл. Ресурс] Режим доступа: https://www.plasticsurgery.org/news/press-releases/american-society-of-plastic-surgeons


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ