Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамика развития креативных индустрий (на примере Санкт-Петербурга)

Работа №136140

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы106
Год сдачи2023
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГлаваI. Теоретические основы анализа креативных индустрий
1.1 Концепции городского пространства 5
1.2 Креативные индустрии и креативный класс: понятия и основные характеристики 13
1.3 Креативные кластеры как современное социально-экономическое явление 23
ГлаваII. Креативные кластеры в Санкт-Петербурге
2.1 Креативные индустрии в Санкт-Петербурге: особенности, специфика возникновения и развития 37
2.2 Программа социологического эмпирического исследования 52
2.3 Анализ результатов исследования 61
Заключение 79
Список литературы 81
Приложения


Будучи новым явлением в экономике, креативные индустрии занимают особую роль. Креативные индустрии способствуют развитию социальной сферы, формируют привлекательный инвестиционный климат и модернизируют образование. Креативные индустрии формируют новые отношения в экономике и создают новые культурные парадигмы, либо способствуют укоренению и популяризации уже существующих. На данный момент креативные индустрии тесно связаны с развитием креативной экономики при переходе от индустриального общества к постиндустриальному. В конце 1990-х было предпринято внедрить концепт креативных индустрий в конкретную государственную политику. Первое определение было дано Департаментом культуры, медиа и спорта (DCMS) Великобритании в 1997 году. Под креативными индустриями они понимали талант, умение, которое обладает высоким потенциалом создания рабочих мест и благосостояния с помощью производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Креативные индустрии являются перспективным направлением развития городов. Креативность способна сделать город более современным и инновационным, что будет способствовать привлечению высококвалифицированных специалистов и инвестиций в развитие города.
В работе будет проведен анализ состояния и развития креативных индустрий в Петербурге, выявлены основные проблемы и перспективы развития данного сектора, а также рассмотрены опыт и примеры успешной практики в других городах мира. Исследование важно для понимания вклада креативных индустрий в экономику города, оценки их социокультурного значения, а также разработки рекомендаций по развитию данного сектора в будущем. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что креативные индустрии развиваются динамично последние 30 лет и происходит это не только в западных странах, но и в России, в частности в Санкт-Петербурге. Креативные индустрии являются новым социально-экономическим феноменом, у которого огромный экономический потенциал для экономики отдельно взятого города и страны в целом. Так как феномен креативных индустрий достаточно новый, то он не особо хорошо исследован в географическом плане, т.е. актуальность исследований креативных индустрий ограничивается динамикой появления индустрий по всему миру. Более того, стоит отметить также то, что креативные индустрии на примере креативных кластеров остаются достаточно закрытыми организациями, исследование организационной структуры может предоставить новые теоретические выводы.
Объект исследования – социальное пространство Санкт-Петербурга.
Предмет исследования – развитие креативных индустрий в социальном пространстве Санкт-Петербурга.
Целью данной работы является изучение динамики развития креативных индустрий на примере креативных кластеров г. Санкт-Петербург (Севкабель порт, Бертгольд-Центр, Пушкинская-10 и др).
Основные задачи, поставленные для изучения цели, следующие:
1. Рассмотреть общеметодологические подходы изучения креативных индустрий с точки зрения предмета экономической социологии.
2. Показать и сравнить различные взгляды эконом социологов и урбанистов на креативные индустрии как предмет научного исследования.
3. Изучить динамику развития креативных индустрий на примере исследований.
4. Проанализировать деятельность субъектов креативных индустрий в Санкт-Петербурге.
5. Провести социологическое эмпирическое исследование креативных кластеров в Санкт-Петербурге.
Работа состоит из теоретической и эмпирической частей, в рамках теоретической части рассматриваются теоретические труды социологов, урбанистов по городскому пространству, креативным индустриям и креативным кластерам, в частности приводятся труды Вебера, Зиммеля, Лефевра, Лэндри и т.д, также приводятся труды представителей Франкфуртской школы в контексте вопроса об альтернативном потреблении. Основным социологом для теоретического блока все же является Ричард Флорида с его теорией креативного класса. В рамках эмпирической части проводится исследование креативных кластеров в Петербурге с помощью проведения ряда интервью, где они и выступают в качестве эмпирической базы исследования. Было проведено 9 интервью – три экспертных с представителями того или иного креативного кластера и шесть с посетителями/клиентами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках первой части работы были рассмотрены теоретические основы креативных индустрий, по итогу анализа которых был сделан ряд выводов относительно значимости креативных индустрий в экономике, так креативные индустрии являются одним из главных элементов в пост-индустриальном обществе и в обществе переходного периода, помимо объективных выгод от положительной динамики развития креативных индустрий, таких как: создание новых рабочих мест и создание благоприятной среды для креативного бизнеса, есть также множество неочевидных, но крайне важных факторов для развития экономики города в целом, креативные индустрии способствуют формированию привлекательного образа города для высококвалифицированных специалистов и для инвестиций.
Также важно отметить социальные эффекты, производимые креативными индустриями в виде креативных кластеров, а именно – развитие горизонтальных связей между гражданами, в теоретической части было отмечено, что креативное пространство выступает как площадка для взаимодействия между разными людьми, не обремененными экономическими отношениями друг с другом по средством коллективного участия в том или ином мероприятии, в частности в интервью с посетителями креативных пространств респондентами было отмечена эта ключевая особенность, которая является лично для них главной причиной, почему они возвращаются снова и снова в креативный кластер, пространство дает возможность коммуникации между людьми с общими интересами на неформальной основе в рамках рекреационных практик.
Креативные кластеры также положительно влияют на облик города, большая часть кластеров расположена на территории бывших индустриальных объектов, закрывшихся из-за нерентабельности в новых экономических условиях, директоры креативных пространств переосмысливают здания заводов и фабрик, проводят ремонт, облагораживают территорию, дают возможность для реализации художникам и архитекторам, тем самым повторно встраивая объекты в жизнь города и вдыхая новую жизнь в районы, находящиеся в экономическом упадке. Помимо прочего, появление креативных кластеров способствуют развитию эстетического вкуса горожан, так как они безальтернативно соприкасаются с объектом искусства – с архитектурой и живописью, выраженной в муралах, что в свою очередь способствует нормализации креативных практик в рамках инфраструктурных проектов.
Креативные индустрии так или иначе являются объектами культурной и эстетической революции, идеи, которые озвучивали эксперты в рамках интервью, отсылают нас к мыслям представителей Франкфуртской школы, согласно экспертам, креативные кластеры – альтернативные пространства в городской среде, которые существуют вне рамок традиционных экономических отношений, как например Пушкинская-10, либо, если креативное пространство встроено в цепочку экономических отношений, как Бертгольд или Севкабель, то все же основная цель пространства заключается не в зарабатывании денег, а, в первую очередь, в создании альтернативного пространства/safespace в городе для креативного класса.
Креативный класс, в свою очередь, в постиндустриальной экономике является одним из важнейших элементов, обеспечивающих устойчивый рост экономики, представители данного класса, как правило, являются высококвалифицированными специалистами, которые востребованы во всем мире. Устойчивое развитие креативных индустрий создаст необходимые условия и закроет потребности данного класса, в следствии чего условный представитель этой социальной когорты не будет рассматривать альтернативу с иммиграцией как приоритетную, что в свою очередь поможет сохранить в стране/городе высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, развитие креативных индустрий несет в себе массу положительных эффектов, в следствии чего, для обеспечения устойчивого развития креативных индустрий необходима разработка программы развития и поддержки креативных индустрий со стороны государства. Разбор примеров со всего мира показывает, что наиболее успешной является модель, когда государство выступает как спонсор, предоставляя гранты, субсидии, льготное налогообложение и т.д., но при этом также не выступает в роли «заказчика». Невмешательство со стороны государства позволяет создавать культурные продукты и инфраструктурные объекты с высокой значимостью и ценностью для общества, которые не могут быть использованы государством как собственный идеологический атрибут.
Креативные индустрии, в особенности креативные кластеры, могут играть роль точек притяжения в городе, покрывать потребности креативного класса, формировать образ города и приносить огромную прибыль экономике города, что делает креативные пространства одним из важнейших элементов в постиндустриальной экономике.



1. Абанкина Т.В., Кудрявцева В.Н., Ковалева А.С., Широкова Г.В. Креативные индустрии России: тенденции и перспективы развития. // Научные труды Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. – 2012. – № 5. – С. 5-24.
2. Белов В.А. Культурные и креативные индустрии Санкт-Петербурга: состояние и перспективы развития. // Вестник Санкт-Петербургского университета экономики. - 2016. - Т. 8. - С. 77-82.
3. Вартанов, А. А., & Борисова, Е. Н. (2020). Развитие креативных индустрий в Санкт-Петербурге: опыт и перспективы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Менеджмент, (3), 236-245.
4. Волков Ю. Г. Креативный класс: поиск социологического концепта //Россия реформирующаяся. – 2010. – №. 9. – С. 43-60.
5. Волков Ю. Г. Креативный класс-альтернатива политическому радикализму //Социологические исследования. – 2014. – №. 7. – С. 84-92.
6. Гончарик А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии [Электронный ресурс]//Creativeindustries.ru: информационно справочный портал.URL: www.creativeindustries.ru(дата обращения: 06.05.23).
7. Дорина А. А. и др. Ролькреативныхкластероввсоциально-экономическомразвитиигородовнапримерахОслоиСанкт-Петербурга //Столыпинский вестник. – 2022. – Т. 4. – №. 3. – С. 1020-1035.
8. Завгородняя, А. П. Креативные индустрии: опыт мировых лидеров.//Юрайт. – 2020.
9. Замятина Н. Ю. Креативный класс, символический капитал и территория //Общественные науки и современность. – 2013. – №. 4. – С. 130-139.
10. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь //Логос. – 2002. – Т. 3. – №. 34. – С. 1.
11. Зотова Л. Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов //Креативная экономика. – 2015. – Т. 9. – №. 11. – С. 1465-1490.
12. Каверина Н. А., Гретченко А. И., Гретченко А. А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – №. 1 (75). – С. 58-64.
13. Кореньков А. О. Креативные индустрии как двигатель экономики XXI века //Экономические системы. – 2020. – Т. 13. – №. 1. – С. 57-61.
14. Кравцова, М. В., & Рябова, Е. И. (2021). Креативные индустрии в контексте городского развития: международный опыт и российская практика. Научный доклад.
15. Лефевр А. Производство пространства. Москва: Litres, 2017.
16. Литвинцева Г. Ю. Креативные пространства аудитории" нового типа" //Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №. 10-2 (52). – С. 201-202.
17. Мальцева Е. С. Креативная индустрия в российской экономике //Бизнес и дизайн ревю. – 2021. – №. 1. – С. 21.
18. Марков Б. В. Незавершенная революция: политическая философия Франкфуртской школы //Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2018. – Т. 34. – №. 1. – С. 79-90.
19. Маслов Е. А., Хаминова А. А. Внедрение современных технологий виртуальной и дополненной реальности в креативные индустрии: тенденции и проблемы //Гуманитарная информатика. – 2016. – №. 10. – С. 35-46.
20. Морданов М. А. Креативные индустрии как драйвер экономического роста // Креативная экономика. – 2021. – Т. 15. – №. 10. – С. 3725-3736.
21. Морозов С. А. Культурные индустрии vs креативные индустрии //Культурная жизнь Юга России. – 2016. – №. 4. – С. 145-148.
22. Перминова Ю.В. и др. Понятие процесса деартизации Франкфуртской школы: современная интерпретация // INITIA: Актуальные проблемы социальных наук (27–28 апреля 2018 г). – 2018. – С. 116-119.
23. Пономарёв Д. В. Культурная индустрия: От Франкфуртской школы к современности //Студенческая наука-взгляд в будущее. – 2021. – С. 237-238.
24. Розов М. Креативная экономика: миф или реальность? // Журнал «Сибирская финансовая школа». - 2017. - Т. 20. - С. 63-69.
25. Рыбакова, Е. В. Развитие креативных индустрий в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы. //Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2019. Серия 8. Менеджмент, (1), 74-82.
26. Соловьев М. С., Латкин В. В. Креативные индустрии как сектор культуры //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №.5. – С. 10-12.
27. Стародубровская И., Лободанова Д. Креативный класс и креативный город: российское преломление //Экономическая политика. – 2013. – №. 5. – С. 127-149.
28. Суминова Т. Н. Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №. 3 (47). – С. 30-36.
29. Терентьева Н. А. Креативные индустрии в пространстве города //Молодой ученый. – 2021. – №. 14. – С. 294-298.
30. Тысячелетия М. Креативный класс–креативный город: реальная перспектива или утопия для избранных? //Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – Т. 60. – №. 10. – С. 41-51.
31. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Москва.: Ад Маргинем Пресс, 2007.
32. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства. Москва: Litres, 2022.
33. Фьерару В. А. Разработка программы формирования креативных кластеров в Санкт-Петербурге //Креативная экономика. – 2016. – Т. 10. – №. 12. – С. 1481-1488.
34. Хакимова Е. Р. Креативный кластер как элемент креативного потенциала территории //Актуальные вопросы экономических наук. – 2013. – №. 34. – С. 121-124.
35. Харви Д. Право на город //Логос. – 2008. – Т. 3. – №. 66. – С. 80-94.
36. Хестанов Р. Креативные индустрии—модели развития //Социологическое обозрение. – 2018. – Т. 17. – №. 3. – С. 173-196.
37. Bilton, C. Management and creativity: from creative industries to creative management. //Blackwell Publishing. – 2007.
38. Caves, R. E. Creative industries: Contracts between art and commerce.// Harvard University Press. – 2000.
39. Creative Economy Outlook Report 2018 [Электронныйресурс]// UNCTAD.URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditcted2018d3_en.pdf(датаобращения: 06.05.23)
40. Creative Economy Report 2008. [Электронныйресурс] //UNCTAD.URL: https://unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf(датаобращения: 06.05.23)
41. Csikszentmihalyi, M. Creativity: Flow and the psychology of discovery and invention. //Harper Collins Publishers. – 1996.
42. Cunningham, S., Ryan, M., & Keane, M. The media and communications in Australia. // Allen & Unwin. – 2011.
43. Davies, B., Leonard, D., & Baron, E. Handbook of research on creativity. // Edward Elgar Publishing.– 2016.
44. Department for Digital Culture, Media & Sport Creative Industries Mapping Document. //Department for Culture, Media and Sport. – 1998.
45. DeFillippi, R., Grabher, G., & Jones, C. Introduction to paradoxes of creativity: managerial and organizational challenges in the cultural economy. //Journal of Organizational Behavior. – 2007. – 28(5), 511-521.
46. Donegan M. et al. Which indicators explain metropolitan economic performance best? Traditional or creative class //Journal of the American Planning Association. – 2008. – Т. 74. – №. 2. – С. 180-195.
47. Flew, T.The creative industries: culture and policy. //London: Sage Publications.– 2012.
48. Florida R. Cities and the creative class. – Routledge, 2005.
49. Florida R. The creative class and economic development //Economic development quarterly. – 2014. – Т. 28. – №. 3. – С. 196-205.
50. Gansky L. The mesh: Why the future of business is sharing. – Penguin, 2010.
51. Glăveanu, V. P. The psychology of creativity: A critical reading. // Routledge. – 2014.
52. Hartley, J. Creative industries. Malden, MA: //Blackwell Publishing. – 2005.
53. Hawkins, J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. // Penguin UK. – 2001.
54. Heebels B., Van Aalst I. Creative clusters in Berlin: Entrepreneurship and the quality of place in Prenzlauer Berg and Kreuzberg //GeografiskaAnnaler: Series B, Human Geography. – 2010. – Т. 92. – №. 4. – С. 347-363.
55. Hesmondhalgh, D. The cultural industries. //Sage Publications. – 2002.
56. Hesmondhalgh, D. The cultural industries (2nd ed.). // SAGE Publications Ltd. – 2007.
57. Hawkins, J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. //Penguin UK. – 2001.
58. Landry C. The creative city: A toolkit for urban innovators. – Routledge, 2012.
59. Lane, D. C., & Flew, T. Creative Industries and Economic Evolution. // Edward Elgar Publishing. – 2010.
60. Lubart, T. Innovation in the arts and humanities. In Handbook of innovation and creativity (pp. 295-311). //Elsevier. – 2010.
61. O'Connor, J., Murphy, C., & Doyle, E. Creative industries: an introduction. //Dublin: Institute for Prospective Technological Studies. – 2008.
62. Power, D., Scott, A., & Potts, J. Creativity and cultural production: a study of contemporary London.// London: British Film Institute. – 2009.
63. Pratt, A. C. Creative cities: The cultural industries and the creative class.//GeografiskaAnnaler: Series B, Human Geography – 2008, 90(2), 107-117.
64. Sawyer, R. K. Explaining creativity: The science of human innovation. //Oxford University Press.– 2012.
65. Scott, A. J. Cultural economy and the creative field of the city.//GeografiskaAnnaler: Series B, Human Geography– 2010, 92(2), 115-130.
66. Tschang, F. T. Innovation and creativity in industry: a psychocultural framework of analysis. //Creativity and Innovation Management – 2007, 16(1), 27-41.
67. UNCTAD. Creative Economy Report 2008: The challenge of assessing the creative economy towards informed policy-making. // United Nations Conference on Trade and Development.
68. United Nations Development Programme. Creative Economy Report 2021. UNDP.
69. Weber, M. The City. [Translated by D. Martindale and G. Neuwirth]. New York: The Free Press, 1958.
70. Wilson D., Keil R. The real creative class //Social & Cultural Geography. – 2008. – Т. 9. – №. 8. – С. 841-847.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ