Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы художественного развития младших школьников на занятиях кружка
«Мастерская чудес» 6
1.1. Художественное развитие младших школьников как
педагогическая проблема 6
1.2. Организация кружка «Мастерская чудес» в начальной
школе 12
1.3. Нетрадиционные техники и приемы рисования на занятиях
кружка «Мастерская чудес» 22
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня художественного развития младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес» 28
2.1. Диагностика уровня художественного развития младших
школьников 28
2.2. Содержание работы по художественному развитию младших
школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес» 31
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложение 50
Одной из актуальных проблем современного образования является создание условий для творческой самореализации ребенка, под которыми, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка тесно связана с его возможностями и склонностями, так как ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям (Выготский, 2003, 144).
Признание в Федеральном государственном образовательном стандарте приоритетной задачей, решающейся в образовательной области «искусство», развития способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, а также к выражению отношения учащихся к окружающему миру в творческих работах задает важное направление для целенаправленного процесса художественного развития ребенка в начальной школе
Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека,создает нечто новое, прежде неизвестное. Творчество - это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. А основу творческой деятельности составляет воображение (Выготский, 2003, 144).
Развитие воображения - одна из основных задач художественного развития в школе, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность (Выготский, 2003, 503).
В научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления учащихся. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, О.М Дьяченко, Н.С. Лейтес, В.А Моляко Н.Б. Теплов и др.
В отечественной психологии исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, З.В. Денисова, Е.И. Игнатьев, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина И.П. Сакулина.
Психологические модели развития художественного творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Запорожец А.В., Матюшкин А.М., Поддьяков Н.Н., Узнадзе Д.Н., а также западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гильфорд, П. Торренс.
Как показывают педагогические исследования, художественное развитие младших школьников - целенаправленный процесс формирования у детей способностей воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное развитие осуществляется посредством ознакомления с общими сведениями из теории и истории искусства, непосредственно с произведениями искусства, а также в процессе собственной творческой деятельности. Занятие в кружке «Мастерская чудес» может предоставить младшим школьникам все возможности для художественного развития.
Проблема исследования: каковы возможности кружка «Мастерская чудес» в деле художественного развития младших школьников.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: художественное развитие младших школьников.
Предмет исследования: художественное развитие младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес».
Гипотеза исследования: разнообразные виды художественной деятельности с применением нетрадиционных техник и приемов рисования на занятиях кружка «Мастерская чудес» будут способствовать эффективному художественному развитию младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить научно-педагогическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме художественного развития младших школьников;
- провести диагностику уровня художественного развития младших школьников;
- разработать практические рекомендации по художественному развитию младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес»
Методы исследования: изучение и анализ литературы, систематизация, обобщение, классификация, тестирование, беседа, диагностика.
База исследования: МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №3 имени Н.Н. Федутенко».
Художественное развитие младших школьников - целенаправленный процесс формирования у детей способностей воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное развитие осуществляется посредством ознакомления с общими сведениями из теории и истории искусства, непосредственно с произведениями искусства.
В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи и получили некоторые результаты.
Младший школьный возраст является особенно благоприятным для художественного развития.
Изобразительная деятельность в младшем школьном возрасте существенно влияет на развитие детей, поскольку она доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период. Изобразительное искусство не только расширяет умственный кругозор детей, знакомит их с навыками работы с художественными материалами и прививает определенный круг умений и навыков, но и активно способствует развитию у них творческого воображения, способствует нестандартному мышлению и решению поставленных перед ними задач.
Задача педагога — воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Младшие школьники способны сочувствовать литературному герою, разыграть в ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот научиться выражать себя в изобразительной деятельности - дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и нужно учить.
В художественном развитии младших школьников велика роль педагогов, но для успеха данного вида деятельности необходимы и соответствующие условия: социально-эмоциональные, психологические и творческие
По итогам первичной диагностики, которая была проведена простым способом, мы выявили, что уровень творческих способностей детей в начале курса обучения - средний.
Продолжая заниматься в кружке по утвержденной программе, мы внесли в практические занятия некоторые изменения - знакомство с нетрадиционными техниками рисования, которые, по-нашему мнению, должны были повысить уровень художественного развития кружковцев.
Анализ литературы и личный опыт показал, что использование нетрадиционных техник рисования является эффективным методом повышения уровня художественного развития младших школьников.
Занятия художественной деятельностью вообще снимают нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняют здоровье детей.
Проведенное исследование не претендует на полное решение данной проблемы, хотя сделано основное - акцентировано внимание на значимости её решения.
Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что введение в учебный процесс разнообразных видов нетрадиционных техник рисования способствует повышению у младших школьников уровня художественного развития. Следовательно, наша гипотеза находит своё подтверждение.
Таким образом, можно заключить, что поставленные цели были достигнуты, гипотеза подтверждена, задачи выполнены, исследование завершено.
1. Анин Б. Учитель в моей жизни. / Б. Анин - М., 1977 - 286 с.
2. Астахов А.И. Воспитание творчеством. / А.И. Астахов - М.,1986 - 331 с.
3. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. / Т.А. Барышева - СПб.: Изд - во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002 - 268 с.
4. Барышева Т. А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования./ Т.А. Барышева - СПб:Питер, 2005 -360 с.
5. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. / Д.Б. Богоявленская - М.: Изд -во Знание, 1981. - 96 с.
6. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. - 112 с.
7. Ванник М.Э. Развиваем творческое воображение у детей/ М.Э. Ванник // Наши дети. - 2005. - № 4. - 44 с.
8. Веккер Л.М. Психические процессы. Воображение / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 2005. - 315 с.
9. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок: Монография /- М.: Педагогика, 2002. - С.37-50.
10. Виноградова, Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе. / Н.Ф. Виноградова. // Начальная школа. - 2007. № 4. - С. 11-14.
11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунов, Л.Б. Ительсон и др.;- М.: Просвещение, 1979г.
12. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие младших школьников: Учебное пособие /В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448с.
13. Выготский Л.С.. Психология искусства. / Выготский Л.С. - М.:Изд-е 3 - 1986 - 348 с.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб., 1997.-512 с.
15. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. / Э.З. Ганкина - М.: Советский художник, 1963. - 278 с.
16. Глотов М.Б. Массовая культура и художественное развитие студентов / М.Б. Глотов // Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество. 2001. С.42-52.
17. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества./ А.Я. Дудецкий - Смоленск, 2004. - 368 с.
18. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / Дьяченко О.М. // Вопросы психологии. 2007. №16. - с. 52 - 59.
19.Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения /Е.В. Заика//Вопросы психологии. - 2003. - №2. - стр. 54-58.
20. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка./ Иванова О.Л., Васильева И.И. - СПб.: Речь, М.:ТЦ «Сфера», 2010. - 92 с.
21. Игнатьев Е.И. Воображение и развитие в творческой деятельности человек/Е.И. Игнатьев - М.: Просвещение, 1968.-31с.
22. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991г (стр.24-25, 26-29)
23. Каган М.С. Эстетика как философская наука./ М.С. Каган - Санкт- Петербург, 1998. 544 с.
24. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 2005. - 147 с.
25 . Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. / В.С. Кузин - М.: АГАР, 1998. - 334 с.
26. Левин В.А. Воспитание творчества. / Левин В.А. - Томск: Пеленг, 1993. 56 с.
27. Лук А.Н. Психология творчества./ А.Н. Лук - Наука, 1978 - 125 стр.
28. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. / А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 2007. - 278 с.
29. Малюков А.Н. Психология переживания и художественного развитие личности. / А.Н. Малюков - Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. 256 с.
30. Маркова А.К.. Формирование мотивации учения в школьном возрасте М., 1983.
31. Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческих способностей. / Мелик - Пашаев А.А. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
32. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. / А.А. Мелик- Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, Н.Ф. Чубук - М.: МГПУ, 2005. 160 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология:4-е изд-е, / Мухина В.С. - М., ACADEMIA, 1999. 160 с.
34. Нелинский Б.М., Фомина Н.Н. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. / Б.М. Нелинский, Н.Н. Фомина и др. - М., 1991 - 258 с.
35. Неменский Б.М. «Мудрость красоты»: О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя./ Б.М. Неменский - М.: Просвещение, 1987. 255 с.
36.Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. - Комсомольск- на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. - 148с.
37. Полуянов Д. Воображение и способности. / Д. Полуянов - М.:3нание, 1985 - 50с.
38. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. - 3-е изд., доп. и перераб. / Ростовцев Н.Н. - М.: АГАР, 1998. - 256 с.
39. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству / Л.Б. Рылова - Ижевск: ERGO, 2010. - 295 с.
40. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. / А.Э. Симановский - Ярославль, 1997. - 240 с.
41. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие дл студ. педвузов. / Н.М. Сокольникова - М.: Академия, 1999.
42. Степанов Е.Н. Горелик И.Ф. и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. / Е.Н. Степанов, И.Ф. Горелик и др. - Псков, 1998.
43. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240 с.
44. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления. / Ю.Г. Тамберг - Екатеринбург:У - Фактория, 2004. - 208 с.
45. Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. / Е.Е.Туник. - СПб. 2002.- 210 с.
46. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. / Е.Е. Туник. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.
47.Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин - М., 1978 - 327 с. 48.Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. / Д.Б. Эльконин - М., 1974.
49. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. / П.М. Якобсон -
М., 1971 - 281 с.