Введение. 3
Глава 1. Источники правового регулирования поставок природного газа 10
1.1. Нормы общего международного права, регулирующие поставки природного газа 10
1.2. Договоры между КНР и РФ о сотрудничестве в сфере сторон природного газа 15
1.3. Законодательство КНР и РФ о торговле природным газом 27
Глава 2. Права и обязанности сторон по договорам поставки природного газа из РФ в КНР 31
2.1. Права и обязанности РФ и предприятии РФ 31
2.2. Права и обязанности КНР и предприятии КНР 36
Глава 3. Порядок разрешения споров, возникающих при исполнении договоров поставки природного газа из РФ в КНР 40
3.1 Судебный порядок 40
3.2 Арбитражный метод разрешения споров 47
3.3 Альтернативный метод разрешения споров 54
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Актуальность темы исследования обусловлена в первую очередь тем, что за 21 год нового века страны АТР по объему экономики и темпам развития обогнали крупнейшие европейские государства и превратились в главных потребителей энергоресурсов, главным образом, углеводородов. В первую очередь, речь идет о Китае. По данным международного энергетического агентства, до 2040 года Китай останется крупнейшим в мире потребителем энергии. В настоящее время основным источником энергии в Китае является уголь. Тенденция замещения угля природным газом становится все более очевидной. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2030 году природный газ заменит уголь как второй по величине источник энергии. Таким образом, поставки природного газа будут напрямую связаны с экономическим развитием Китая, его государственной безопасностью и другими важными сферами.
Российская Федерация является мировым лидером по добыче и экспорту энергоресурсов. Россия обладает самыми богатыми в мире запасами природного газа, что позволяет ей быть крупнейшим экспортером данного продукта в мире. Развитие топливно-энергетического комплекса было одной из движущих сил экономического подъёма России после экономического спада 1990-х .
Таким образом, сотрудничество между Китаем и Россией в сфере природного газа является взаимовыгодным и необходимым. Россия, как и Китай нуждается в стабильных взаимоотношениях, которые будут выгодны обеим сторонам. Китаю необходимы регулярные поставки природного газа, когда как России необходим стабильный рынок сбыта. Трансграничные поставки природного газа сказываются на политические и экономические интересы государств-участников, поэтому требует особого правового регулирования как на внутригосударственном уровне, так и на международном, посредством заключения международных и межправительственных соглашений.
В настоящее время основными видами газа, поставляемые Россией в Китай, являются трубопроводный газ и сжиженный природный газ. В настоящее время это основная форма природного газа. В силу регионального характера газового рынка правовые нормы, действующие на азиатском рынке, естественно, отличаются от норм, действующих в других регионах. В то же время Китай занимает особое политическое и географическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и можно сказать, что вопросы о постановке природного газа касаются всего азиатского рынка.
Исследование и усовершенствование правового регулированное энергического сотрудничества между РФ и КНР будет способствовать стабильности, прозрачности и предсказуемости правил, связанных с поставками природного газа. Это будет способствовать развитию Китайской инициативы «Пояса и пути» направленной на расширение евразийского экономического союза, более рациональному использованию природных ресурсов, поддержанию здорового развития газового рынка, содействию всестороннему, скоординированному и устойчивому развитию международного сообщества, обеспечению долгосрочных общих интересов человечества.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы, связанные с поставками природного газа, достаточно широко исследовались и исследуются как в России, там и в других странах. Это как вопросы функционирования рынков природного газа в мире, инвестиционной политики в газовом комплексе, реформирования газовых рынков, а также аспекты международного сотрудничества в газовой отрасли рассматриваются в работах таких авторов, ещё в работах авторов рассматриваются аспекты международного сотрудничества в газовой отрасли и вопросы функционирования рынков природного газа в мире, инвестиционной политики в газовом комплексе, реформирования газовых рынков, они - В.И. Басс, Ю.И. Боксерман, В.В. Бушуев, Р.И. Вяхирев, В.Е. Зайденварг, Ю.П. Коротаев, М.А. Румянцева, В.А. Смирнов, В.В. Соколовский, Е.А. Телегина, A.A. Шкута.
Работы китайских ученых по правовым вопросам, связанным с торговлей энергоресурсами, можно разделить на три части: во-первых, правовая структура торговли энергоресурсами с точки зрения международного права, которая, как и зарубежные ученые, в основном базируется на правилах ВТО и механизмах торгового сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Во-вторых, исследование текущей ситуации в китайско-российской торговле энергоресурсами. Третьим является исследование правовых вопросов китайско-российского энергетического сотрудничества, которое в основном сосредоточено на китайско-российском инвестиционном энергетическом поле, при этом исследований в области торгового права практически не проводится. Большинство ученых тщательно проанализировали историю развития, ограничения и контрмеры в направлении китайско-российской торговли энергоресурсами. Китай и Россия имеют сильную торговую взаимодополняемость в нефтегазовой и других областях энергетического сотрудничества. По мнению авторов, с развитием двустороннего торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией, с учетом внимания, уделяемого правительствами двух стран соответствующим регионам, а также торгово-экономическим отношениям между Китаем и Россией, перспективы будущего экономического сотрудничества между Китаем и Россией на Дальнем Востоке и в Сибири, а также на северо-востоке Китая весьма широки. Изучая региональное экономическое сотрудничество между Китаем и Россией, ЧжанГуанбинь и др. фокусируют внимание на перспективах и рекомендациях для экономического и торгового сотрудничества между Северо-Западным Китаем и Сибирским регионом России.
Нормативно-правовая база исследования. В рамках темы исследования, в работе были проанализированы и применены универсальные договорные источники, а именно: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Международная конвенция по предупреждению загрязнения с судов 1973 г. (с Протоколом 1978 г.).
Особое вниманий было уделено соглашениям, связанным с поставкой природного газа между Россией и Китаем. Например, международный договор о добрососедстве между РФ и КНР, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставки природного газа из Российской Федерации в Китайскую и другие.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, включая прежде всего, сравнительно-правовой и историко-правовой методы.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в выявлении международно-правового регулирования поставок природного газа из России в Китай, а также в изучении следующих вопросов:
- Соответствует ли правовое регулирование поставки газа из России в Китай современным нормам международного права.
- Применение экстерриториальных норм, связанных с трансграничными поставками природного газа.
-Правовое регулирование купли-продажи, транспортировки, страхования, расчетов, инвестирования и других правоотношений, связанных с поставкой природного газа из России в Китай.
- Механизм урегулирования споров, связанных с поставками из России в Китай.
Объектом исследования являются международно-правовые отношения, возникающие в связи с поставкой природного газа из России в Китай. Это включает соответствующие правовые правила между разными субъектами. Например, правила между государствами и между государствами и трансграничными корпорациями, и правила между трансграничными корпорациями.
Предмет исследования – международно-правовые нормы и соответствующие правила, возникающие в связи с поставками природного газа из России в Китай.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды по общему международному праву (Абашидзе А. Х., Барсегова Ю. Г., С.С. Баффуор, Р.А. Турей, С.У. Гумана, Самович, А.М. Солнцева, Е.Н.
Из работ зарубежных исследователей значение имели, прежде всего публикации (Горалчика В., Готза, ДжуМэйтинг, Чжунчунь, ДуДунъя, ГаоЧжунъи, ЮэШумей, Ян Зевей,)
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в науке международного права на уровне диссертации проведен анализ комплекса всех соответствующих норм международного права, которые относятся к поставке природного газа между Россией и Китаем. Комплексное изучение всех правоотношений между субъектами права и в ответ на них.
Выводы, выносимые на защиту:
1.Целью договоров поставке природного газа из России в Китай является создание долгосрочного и стабильного сотрудничества. Представляется, что для достижения этой цели обе стороны должны усовершенствовать правовую систему с учетом региональных особенностей.
2.Правоотношения между Китаем и Россией в сфере поставок природного газа в основном регулируются межправительственными соглашениями и соглашениями между энергетическими компаниями. В настоящее время, соглашения между правительствами РФ и КНР имеют ряд недостатков, например, соглашения не предусматривают ответственность за несоблюдение сторонами договоренностей, что плохо сказывается на практичности проектов сотрудничества. В будущем необходимо заключить между сторонами новые специализированные соглашения, которые будут предусматривать ясные юридические последствия и быть просты в применении на практике.
3.Созданный Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой механизм регулярных встреч глав правительств не удовлетворяет всех потребностей в развитии углубленного сотрудничества в сфере поставок природного газа. Для улучшения сотрудничества между Россией и Китаем необходимо принять следующие меры:
1) Между КНР и РФ должен быть подписан международный договор о создании независимого органа для регулирования вопросов трансграничный поставки природного газа. Наличие такого договора будет являться основой для единого регулирования, которое укрепит и улучшит сотрудничество между государствами.
2) На основе механизма регулярных встреч глав правительств должен быть создан механизм чрезвычайных переговоров. Механизм чрезвычайных переговоров должен предусматривать создание рабочей группы, в состав которой будут входить эксперты и специалисты в сфере природного газа. В случае, если в ходе китайско-российских переговоров стороны натолкнуться на препятствия, эксперты рабочей группы смогут проанализировать проблему и дать профессиональное заключение для разрешения сложившейся ситуации.
3) Для разрешения споров между сторонами должна быть сформирована специальная правовая группа для двустороннего урегулирования споров, которая будет основываться на положениях международного договора о создании на основах механизма регулярных встреч глав правительств и руководствоваться принципами независимости, взаимного доверия и добровольности. Наличие правовой группы даст возможность разрешать возникшие споры на высшем профессиональном уровне и позволит достичь результата юридически выгодного для обеих сторон.
Структура работы определяется ее объектом, предметом, целью и задачами. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, в которых последовательно раскрывается, помимо применимого понятийного аппарата, сущность исследуемых проблем, а также заключения и списка использованных источников.
В настоящее время сотрудничество в сфере поставок природного газа из России в Китай осуществляется на основании различных меморандумов, соглашений и международных договоров. Достижение соглашений между двумя государствами позволяет соответствующим предприятиям реализовывать оговоренные между странами проекты.
Достижение соглашений, либо обозначение о намерении сотрудничества между государствами является традиционным методом сотрудничества, при котором компании двух стран напрямую завершают соответствующие проекты, такие как проект поставки газопровода по восточному китайско-российскому маршруту.
Существуют также компании с обеих сторон, которые создали совместные предприятия в форме инвестиций для совместной работы над проектом и завершения сотрудничества в сфере поставок природного газа. Независимо от формы, помимо первоначальных правил регулирования трансграничных поставок природного газа, существует также сопровождение договоров. В конкретных проектах правительства двух стран подписали двусторонний договор, а компании двух стран подписали ряд договоров. Эти контракты являются основой для обеспечения стабильного завершения поставок природного газа. В этом случае важно укрепить правовую систему, связанную с сотрудничеством.
Анализируя данную работу, можно сделать вывод, что для содействия долгосрочному и стабильному китайско-российскому сотрудничеству в газовой сфере необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании двусторонних механизмов с одной стороны, и, что более важно, активно содействовать построению многосторонних механизмов на основе усиления роли существующих механизмов.
1) Совершенствование двустороннего механизма
Во-первых, хотя на момент подписания соглашения в 2014 году китайская сторона не приобретала долю в российских добывающих газовых месторождениях, это не означает, что нет возможности для будущего сотрудничества в виде "взаимного залога капитала" и интеграции в области разведки и добычи.
Во-вторых, с развитием китайского рынка природного газа внутренний импорт природного газа имеет тенденцию к фрагментации, что создает невыгодное положение в переговорах о внешних ценах, что не способствует повышению общего благосостояния внутри страны. Совместные внутренние закупки (взаимный залог средств) будущего импорта газа в Россию будут в большей степени способствовать углублению сотрудничества.
В-третьих, укрепить внутреннее законодательство Китая и РФ о торговле энергоресурсами и как можно скорее ввести в действие Закон о природном газе, чтобы ограничить свободу действий соответствующих лиц в ходе внешних переговоров.
2) Поощрение и создание многосторонних механизмов
В случай с «Сила Сибири» до сих пор больше отражает механизм двусторонней кооперации. Из-за влияния внутренних и внешних факторов в разное время трудно сформировать устойчивое кооперативное равновесное решение между двумя сторонами российско-китайской игры. В настоящее время многосторонний механизм не работает. В долгосрочной перспективе продвижение реформы рынка природного газа с обеих сторон сделки поможет стабилизировать ожидания кооперативных сторон в отношении доходов, чтобы можно было эффективно использовать механизм самореализации «повторной игры».
В то же время с «сланцевой революцией» СПГ будет приобретать все большее значение, что расширит доступ Китая к природному газу. В случае СПГ пострадают традиционные механизмы газоснабжения. Среди прочего, мы видим, что механизм «оплаты по факту» уже претерпел некоторые изменения, которые позволят сделать поставки газа более рыночными и либеральными.
Преимуществом свободного рынка являются открытие цены. Следовательно, адаптация к изменениям и неопределённостям, является динамической эффективностью. В этом смысле России необходимо адаптироваться к правилам ВТО и двигаться дальше по пути создания правовой системы защиты прав собственности, реструктуризации газового рынка, недискриминационного доступа третьих сторон к трубопроводам, дерегулирования экспорта, механизмов ценообразования и налоговых реформ, а также создания торгового центра газа.
1. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам // Ратифицирован постановлением Верховного Совета РФ от 26 февраля 1993 года № 4560-1 URL: http://docs.cntd.ru/document/1901090 (Дата обращения: 10.03.2021)
2. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам» от 19.06.1992 г. // Ратифицирован постановлением Верховного Совета РФ от 26 февраля 1993 года N 4560-1 URL: https://docs.cntd.ru/document/1901090 (дата обращения: 20.04.2020)
3. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту // Ратифицировано Федеральным законом от 02.05.2015 № 106-ФЗURL: https://docs.cntd.ru/document/420234782 (дата обращения: 13.05.2020)
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта «Ямал СПГ» от 06 марта 2014 года URL: https://docs.cntd.ru/document/499080706 (дата обращения: 13.02.2020)
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений // Ратифицировано Федеральным законом РФ от 9 апреля 2009 года N 54-ФЗ URL: https://docs.cntd.ru/document/902029763 (дата обращения: 23.03.2020)
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая // (с изменениями на 6 декабря 2012 года) URL: https://docs.cntd.ru/document/8305505 (дата обращения: 16.04.2020)
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере от 25 апреля 1996 года URL: https://docs.cntd.ru/document/901752488 (дата обращения: 14.04.2020)
8. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. GeneralAgreementonTariffsandTrade(ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. URL: http://base.garant.ru/2560614/ (дата обращения: 17.03.2020)
9. Вашингтонская конвенция* 1965 годао порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами // вступила в силу 14 октября 1966 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/1902243 (Дата обращения: 02.02.2021)
10. Женевская конвенция по морскому праву от 29 апреля 1958 года URL: https://legal.un.org/avl/pdf/ha/gclos/gclos_ph_r.pdf (дата обращения:12.02.2020)
11. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982г. URL: https://sudact.ru/law/konventsiia-organizatsii-obedinennykh-natsii-po-morskomu-pravu/konventsiia/ (дата обращения: 30.01.2020)
12. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/env_assessment.shtml (дата обращения: 21.05.2020)
13. Конвенцияо транзитной торговле внутриконтинентальных государств*от 8 июля 1965 года *Вступила в силу 9 июня 1967 года URL: https://docs.cntd.ru/document/1903025 (дата обращения: 18.05.2020)
1.1.2. Акты международных организаций, органов и конференций
14. Резолюция 1803 (XVII), принята Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1962 года URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rc2psnr.html (дата обращения: 15.03.2020)
15. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, принята резолюцией 36/103 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1981 года URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/internal_affairs_decl.shtml (дата обращения: 18.05.2020)
16. Декларация об установлении нового международного экономического порядка,принята резолюцией 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 года URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/econ_order.shtml (дата обращения: 19.05.2020)
17. Хартия экономических прав и обязанностей стран, Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rights_and_duties.shtml (дата обращения: 17.05.2020)
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.2.1. Федеральные законы
18. Гражданский кодекс Российской федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/7420aba8b18fc485321e2c5b7ff564d57dd70af0/ (дата обращения: 01.02.2020)
19. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения: 21.09.2020)
20. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/ (дата обращения: 20.08.2020)
21. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 № 187-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8560/ (дата обращения: 16.05.2020)
22. Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» от 03.11.2015 N 297-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188328/ (дата обращения: 15.06.2020)
23. Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений» от 9 апреля 2009 г. N 54-ФЗURL: http://base.garant.ru/12166404/#ixzz6t9IqhYWm (дата обращения: 12.06.2020)
1.2.2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 года № 1016 «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» (с изменениями от 27 декабря 1995 года)URL: https://docs.cntd.ru/document/9013987#7D60K4 (Дата обращения: 10.11.2020)
25. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром» (с изменениями и дополнениями)URL: http://base.garant.ru/11900753/#ixzz6tLM6mjQN (Дата обращения: 27.10.2020)
2. Специальная литература
2.1. Книги
2.1.1. На русском языке:
26. Гудков И.В. Газовый рынок ЕС: правовые аспекты создания, организации, функционирования. – М.: Изд. «Нестор Академик», 2007. – С. 1-280.
27. Гудков И. В. Договор к Энергетической хартии в контексте отношений Россия - ЕС: инвестиции, торговля, транзит // Энергетика и право. Под ред. П. Г. Лахно. – М. : 2008. С. 495-528.
28. Гудков И. В., Лахно П. Г. Международно-правовое регулирование строительства морских трубопроводов // Законодательство. М., 2009. № 3. С. 1-24.
29. Гудков И. В., Лахно П. Г. Правовое регулирование международных энергетических отношений: состояние и перспективы развития // Предпринимательское право. М.: «Юрист», 2011. № 2. - С. 29-42.
30. Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М.: Изд. Ист. Брук, 2005. – 640 с.
31. Конопляник, А.А. Россия и Энергетическая Хартия / А.А. Конопляник. — М.: Нефть и газ, 2011. - 80 с.
32. Каграманов, А.К., Кузьмин, Э.Л. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт / Э.Л.Кузьмин, А.К.Каграманов. — М.: Научная книга, 2009. - 256 с.
33. Овлащенко А. В. Международное морское право и формирование морской политики Европейского союза: проблемы взаимодействия // Российский ежегодник международного права. М. 2007. С. 145-155.
34. Шевченко Л. И. Договорные отношения в сфере энергетики. – М.: Изд. «МГИМО-Университет», 2015. – С. 15-98.
35. Яковлев В. Ф. Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: История и современность. Кн. 2. – М.: Статут, 2012. – 351 с.
2.1.2. На английском языке:
36. Cameron. P. Legal aspects of EU energy regulation: implementing the new directives on electricity and gas across Europe / ed. New York. 2005. p. 56
37. Gary Bohn: "International Arbitration: Law and Practice", translated by Bai Lin et al., The Commercial Press, 2015 edition, p. 23. 49.
38. Mabro R. Gas to Europe: The Strategies of Four Major Suppliers / ed. I. Wybrew-Bond; contribut. A. Aissaoui, U. Bartsch, M. Peebles, and others. — Oxford, 1999. – X, 278 p.
39. Osoba J. Rosyjsko-niemieckiekonsorcjumNordstream a dywersyfikacjazaopatrzenia w gazziemnykrajów UE // Rosja: ambicjeimożliwości w XXI wieku. Red. A. K. Kłosiński, Lublin. 2010.
40. Roggenkamp M. Transit of Network-Bound Energy: The European Experience // The Energy Charter Treaty: An East-West Gаtewayfor .Investment and Trade. Ed. T. Walde. 1996.
41. Whist B.S. Nord Stream: Not Just a Pipeline. An analysis of the political debates in the Baltic Sea region regarding the planned gas pipeline from Russia to Germany. Lysaker, FNI, 2008, 77 p.
2.1.3. Накитайскомязыке:
42. 鞠美庭. 能源规划环境影响评价 [M ].北京:化学工业出版社, 2006. [ДжуМэйтинг, «Нэнюаньгуйхуахуаньцзининсянпинцзя»(накит. яз.), МПекин, 2006]
43. 杜东亚、仲春:《论中国石油立法的缺陷及<石油法>之构想》,《云南地理环境研究》2005 年第 4 期。[Чжунчунь, ДуДунъя, «Лунь чжун го ли фа дэ цюесяньцзи ши юй фа чжигоу» (на кит. яз.). «юньнаньди ли хуань цзин янь цзю»,04. 2005]
44. 高中毅:《对俄能源合作中值得研究的几个问题》,《天然气经济》2003 年第 2 期。 [ГаоЧжунъи «Дуй э нэнюань хэцзочжунчжи дэ яньцзю дэ цзи гэ вэнти» (на кит. яз.), «тяньжаньци цзин ти», 02. 2003]
45. 乔兴旺:《中哈油气资源合作国际法保障初步研究, 《资源科学》2008 年第 4 期。[ЦяоСинван, «Чжун ха юйцизи юань хэцзо го ди фа баочжан чу буяньцзю» (на кит. яз.), «зи юань кэсюе», 04.2008]
46. 岳树梅:《上海合作组织框架下的能源合作法律机制研究,《河北法学》2011 年第 5期 [ЮэШумей, «Шан хай хэцзоцзучжикуанцзяся дэ хэцзо фа люйцзичжияньцзю» (на кит. яз.), «Хэбэй фа сюе», 05. 2011]
47. 岳树梅:《国际能源合作法律框架构建研究》,《政治与法律》2008 年第 2 期 [ЮэШумей, «Го цзинэнюань хэцзо фа люйкуанцзягоуцзяньяньцзю» (на кит. яз.), «чжэнчжиюй фа люй»,02. 2008]
48. 戚文海.中俄能源合作战略与对策[M].北京,2006 [ЦиВэньхай, «Чжун э нэнюань хэцзоюй дуй цэ», М. Пекин, 2006]
49. 杨泽伟.跨国能源管道运输的若干国际法问题[J],暨南学报(哲学社会科学版), 2007(5):49-56 [Ян Зевей, «Куа го нэнюань гуань дао юнь шу дэ жуогань го ци фа уенти» (на кит. яз.), Ти Нан 05.2007 C.49-56]
50. 杨泽伟.跨国能源管道运输的争议解决机制[J].法学,2007(12):84-91 [Ян Зевей, «Куа го нэнюань гуань дао юнь шу дэ чжэн и цзецзюецзичжи» (на кит. яз.), «Фа сюе», 12.2007, C.84-91]
51. 杨泽伟.“东北亚能源共同体”法律框架初探[J].法学,2006(4):119-127.[Ян Зевей, «Дун бэй янэнюань гун тун ти фа люйкуанцзя чу тань» (на кит. яз.), «Фа сюе», 04.2006, C.119-127]
52. 杨泽伟.国际能源机构法律制度初探--兼论国际能源机构对维护我国能源安全的作用[J].法学评论,2006(6):77-83 [Ян Зевей, «Го цзинэнюань цзи го фа люйчжиду чу тань—тиань лун го цзинэнюань цзи го двивэйхууо го нэн юань ан цюань дэ цио юн» (на кит. яз.), «фа сюепинлуань», 06,2006. С.77-83]
53. 杨泽伟.我国能源安全保障的法律问题研究[J].法商研究,2005(4) [Ян Зевей, «Во го ан нэнюань ан цюаньбаочжан дэ фа люйвэньтияньцзю» (на кит. яз.), «фа шаняньцзю», 04.2005]
54. 梁咏:《双边投资条约与中国能源投资安全》,上海2012年版,第175页 [Лян Юн, «Шуанбянтоуцзытяоюеюйчжун го нэнюань тоуцзы ан цюань» (на кит. яз.), шан хай, 2012, С. 175]
55. 张正怡:《能源类国际投资争端法律问题研究》,北京2014年版,第79页。[ЧжанЧжэнъи, «Нэн юань лы фа люйвэньтияньцзю» (на кит. яз.), Пекин, 2014, С. 79]
56. 庞昌伟:“中俄天然气合作及东线、西线及远东天然气管道建设”,北京 2013第 95 页[Пан Чанвэй, «Чжун э тяньжаньцихэдидунсянь си сяньди юань дунтяньжаньци гуань дао цзянь шэ» (на кит. яз.), Пекин, 2013, С. 95]
2.2. Статьи
57. Виноградов С. В. Трансграничные нефте- и газопроводы: международные правовые и нормативные режимы, Университет Данди Пола. 2001. С. 33.
58. Гудков, И.В. Трансграничные трубопроводы: некоторые аспекты правового регулирования (ч. I) / И.В. Гудков // Нефть, Газ и Право. - 2008. - № 5. - С. 49-59.
59. Гудков И. В. Третий энергетический пакет Европейского союза // Нефть, газ и право. 2010. № 3
60. Гудков И.В. Правовые аспекты создания единого газового рынка ЕС: дис. ... канд. юр. наук: 12.00.10 / Гудков Иван Владимирович - М., 2005. - 165 с.
61. Гудков И. В. Экспорт газа и строительство трансграничных трубопроводов: некоторые аспекты правового и договорного С. 172
62. ДемирчянВ.В Новикова Т.В. Институциональные и изолированные международные коммерческие арбитражи: обзор практики и сравнительная характеристика//Ученые записи Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2018. №4 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-i-izolirovannye-mezhdunarodnye-kommercheskie-arbitrazhi-obzor-praktiki-i-sravnitelnaya-harakteristika (Дата обращения: 20.03.2021)
63. Каграманов Азер Каграман Оглы. Международно-правовое регулирование строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта. М., 2007. С. 45
64. Косарева М. А. К вопросу о понятии трансграничных природных ресурсов в международном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2007. № 4. 174
65. Косарева М. А. Статус трансграничных природных ресурсов в международном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2007. № 6
66. Орлов А.В. Анализ состояния и прогноз развития экспорта газа в России, нефтегазовое дело № 3. 2013. С.56
67. Перчик А. И. Трубопроводное право: научное направление, учебная дисциплина, подотрасль транспортного права // Транспортное право. 2005. № 3
68. Шевченко Л. И. Проблемы совершенствования нормативно правового и договорного регулирования отношений по транспортировке газа в системе магистральных газопроводов // Спецвыпуск журнала Газовая промышленность - Экономика и право в газовой промышленности. 2014. № 704
69. Шевченко Л. И. Развитие законодательства, регулирующего отношения по транспортировке нефти в системе магистральных нефтепроводов, и его влияние на теоретические представления об их правовой сущности // Юридический мир. 2013. № 5.
70. Энтин М. Л. Трубопроводный транспорт: политика и право // Московский журнал международного права. Специальный выпуск. Май 2006. Энергетика и право: трубопроводный транспорт.
71. Avner O. G. "Reputation and Coalition in Medieval Trade Evidence on the Maghribi Traders", Jourmal of Economic History, 1989, Vol 49, No.4, pp 857-882
72. Bradbrook A., Richard Ottinger: "Energy Law and Sustainable Development", translated by Cao Mingde, Shao Fang, Wang Shengli, Beijing: Law Press, 2005.
International Law Regime of Transboundary Pipelines. Herbert Smith publications. 2002.
73. Michael H. Riardan, Oliver E Williamson, "Asset specificity and economic organization", International Journal of Industrial Organization, 1985, Vl. 3, № 4, p. 75
74. Shtilkind T. I. Energy Charter Treaty: A critical Russian perspective //Oil, Gas and Energy Law. 2005. № 1.
75. Stevens P. Cross-Border Oli and Gas Pipelines: Problems and Prospects. June 2003.
76. Riley A. Nord Stream 2: Too Many Obstacles, Legal, Economic, and Political to be Delivered? // Atlantic Council, November 2015.
77. Valles С. Article V Freedom of Transit // WTO – Trade in Goods. Ed. R. Wolfrum, P. Stoll, H. Hestermeyer. 2011.
2.3. Диссертации и авторефераты диссертаций
78. Корепанов, К.В. Правовое регулирование транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.07 / Корепанов Константин Владимирович. - М., 2016. - 210 с.
79. Лалетина, А.С. Правовой режим газопроводов как объектов предпринимательского права: автореф. дис. ... доктора юрид. наук: специальность 12.00.03 / Алла Сергеевна Лалентина. - М., 2011. - 48 с.
3. Интернет-ресурсы
80. Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL: http://www.un.org
81. Официальный сайт Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций URL: http://www.unece.org
82. Официальный сайт Хельсинской комиссии URL: http://www.helcom.ru/
83. Официальный сайт ЮНЕСКО URL: http://www.unesco.org/
84. Официальный сайт компании «NordStreamAG» URL: http://www.nord-stream.com/ru
4. Иные источники
85. URL: https://www.kommersant.ru/doc/731063 (Дата обращения: 20.09.2020)
86. URL: http://russian.china.org.cn/russian/85692.htm (Дата обращения: 19.02.2021)
87. URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/news-and-insights/press-releases/bp-energy-outlook-2030-shows-increasing-impact-of-unconventional-oil-and-gas-on-global-energy-markets.html (дата обращения: 13.06.2020)
88. URL: http://www.cnpc.com.cn/cnpc/qywhcbw/cbw_index.shtml (дата обращения: 03.12.2019)
93. URL: http://docs.cntd.ru/document/1903025 (дата обращения: 13.02.2020)
95. URL: http://docs.cntd.ru/document/901752488 (дата обращения: 14.02.2020)
96.URL:http://russian.china.org.cn/russian/85692.htm (дата обращения: 20.02.2020)