Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Границы национальной идентичности в современном искусстве (на примере Японии)

Работа №136125

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы45
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Национальная идентичность в искусстве 7
Глава II. Черты традиционного японского искусства 11
2.1. Уход от субъективности 12
2.2. Гармония с природой 17
2.3 Уважительное отношение к предмету 20
2.4 Создание тактильной чувствительности 25
Глава III. Изменение границ национальной идентичности в искусстве Японии 29
3.1. Открытие портов в 1853 году 29
3.2. Послевоенный период 33
Заключение 39
Список литературы 41


В современном мире эпохи глобализации, социальной интеграции и процессов, направленных на стирание культурных границ, наблюдается кризис, связанный с потерей ощущения национальной идентичности у индивида.
На сегодняшний день существует огромное количество международных программ, позволяющих человеку учиться, работать и жить в другой стране. Следствием этого является то, что современный человек уже не так сильно привязан к культуре, в которой он вырос. Перед ним появляется возможность выбирать страну, ценностные ориентиры и традиции, исходя из своих собственных предпочтений. Постепенно, ценности перестают быть национальными, становясь межкультурными.
В данной работе не ставится цель дать оценку этому процессу, однако, важно упомянуть, что в научной литературе отношение к нему неоднозначно. С одной стороны, попытки сохранить традиции могут входить в конфликт с развитием культуры, так как они связаны со старыми ценностями и ориентирами. С другой, несмотря на замкнутость и консервативность, национальная идентичность позволяет сохранить культурное разнообразие.
Сегодня, как и всегда, искусство – одно из средств для выражения изменений и переломов в общественном сознании.
Один из таких переломов выражается в нацеленности современного высокого искусства на удовлетворение интересов массовой культуры, которая выступает всеобщей для человечества и не носит в себе черты конкретной национальности. Работая с архитипическими образами, общими для всего человечества, массовое сознание с его стереотипами предпочтений и вкусов оказывается более действенным и сильным, чем традиционные уклады и навыки.
В данной работе разговор пойдет о том, как национальная самоидентификация индивида влияет на развитие искусства.
Для своего исследования мною было выбрано японское искусство. Такой интерес к Японии вызван не просто так. Дело в том, что до середины XIX века, Япония оставалась «закрытой» страной, что позволило ей долгое время развивать уклады общества, без серьезного влияния со стороны западной культуры. Поэтому, традиционное искусство Японии очень самобытно и представляет большой интерес.
Цель дипломной работы: определить границы национальной идентичности в современном искусстве на примере Японии.
Актуальность проблемы национальной идентичности в современном обществе только возрастает. Исследований, проведенных на эту тему, становится все больше, однако, споры о том, как относится к процессу потери чувства национальной принадлежности у современного человека продолжаются. Так, российский философ Павел Гуревич в своем докладе «Феномен идентичности в трактовке П. Рикера», делает акцент на том, что именно Рикер обеспечил прорыв в трактовке феномена идентичности, выразив тревогу по поводу процесса глобализации и ее влияния на культурное пространство. Другой отечественный исследователь В. В. Викторов в своем докладе «Быть или ощущать себя русским» отмечает, что каждая идентичность имеет ядро, которое необходимо сохранять.
С развитием международных отношений, проблематика национальной идентичности все больше актуализируется и дополняется. Так как в представленной работе ставится цель проследить связь национальной идентичности и современного японского искусства, стоит отметить, что работ на данную тему очень мало, что делает необходимым развивать исследования в этом направлении.
Объект исследования: национальная идентичность современного искусства Японии.
Предмет исследования: границы национальной идентичности в современном искусстве Японии.
Задачи, поставленные в соответствии с целью работы следующие:
1. дать определение тому, что подразумевается под национальной идентичностью;
2. выявить, что повлияло на формирование национального искусства в Японии;
3. определить черты искусства, которые позволяют нам говорить о наличии национальной идентичности в искусстве Японии;
4. определить, в какой момент ставится вопрос о границах национальной идентичности в искусстве;
5. охарактеризовать современные рамки национальной идентичности в искусстве Японии.

В первой главе уделено внимание определению понятия «национальная идентичность», а также тому, как это понятие связанно с искусством.
Далее, во второй главе, проведен анализ исторических оснований, сформировавших традиционное искусство в Японии. Кроме того, выделены основные черты самобытного японского искусства и проведен их сравнительный анализ с западной традицией.
В третьей главе, определен исторический этап, когда ставится вопрос об изменении национальной идентичности в искусстве. Что позволило охарактеризовать границы национальной идентичности современного японского искусства.
Методология исследования: Таким образом, проблема взаимосвязи национальной идентичности и искусства, заявленная в данном исследовании, требует комплексного философско-культурологического и философско-исторического осмысления, поскольку изучение лишь отдельных ее аспектов не позволяет сформировать о ней целостного представления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной дипломной работе был рассмотрен вопрос о границах национальной идентичности в современном искусстве Японии.
Определив понятие национальной идентичности, нами были выделены следующие черты традиционного японского искусства:
1. уход от субъективности;
2. создание художником «тактильной чувствительности» в произведении искусства;
3. уважительное отношение к предмету;
4. гармония с природой.
Выделить вышеуказанные черты стало возможным, благодаря сравнительному анализу с западной культурой.
Далее, мною были рассмотрены два период в истории Японии, в которых начинает остро вставать вопрос о границах национальной идентичности в страны: открытие портов в 1853 году и Вторая мировая война.
Рассмотрение японского искусства, развивающегося в послевоенный период, позволило определить границы национальной идентичности в современном японском искусстве.
Обобщая результат проведенной работы, мы можем утверждать, что современное японское искусство сумело соединить в себе западные техники и стили, по-прежнему сохранив особенность и самобытность японской эстетики.
Принимаясь за эту работу, ожидалось, что по итогу проведенного исследования будет сделан вывод о том, что границы национальной идентичности в современном искусстве размыты. Взявшись за исследование Японии, мною ставилась умышленная цель показать, что даже в такой «закрытой» стране, мало что осталось от традиционного образа жизни.
К моему удивлению, результат оказался другим. Да, границы действительно размываются, они становятся все более подвижными и тяжело различаемыми. Однако, Япония сумела интегрироваться в западную традицию, сохранив свою особенность. На мой взгляд, Страна Восходящего солнца выполнила задачу, которую в свое время поставил перед собой Гёте: «мое намерение состоит в том, чтобы радостно связать Запад и Восток, прошлое с современным, персидское с немецким и постигнуть их нравы и образ мышления в их взаимосвязанности, понять одного с помощью другого» .
Доктор философских наук М. М. Скибицкий в своем докладе на тему «Почему Япония выстояла, а Россия — нет!?» резюмирует: «Японии свойственна национальная идентичность во всех сферах жизни. Путь развития этой страны характеризуется как постмодернизм: новейшиетехнологииимобилизациявсехсилнаосновесобственнойнациональнойидентичности. Сохранение культурной идентичности и совершенная система управления— вот два принципа, на которых строится японское общество.»
Итак, дни японской изоляции от западной культуры давно в прошлом, а взаимное влияние культур огромно. Однако, современное японское искусство сумело сохранить свою уникальность и неповторимость.



1. Great Dictionary of Japanese, entry 'sansui.' (Shōgakkan, 1974), vol. 9, p.262.
2. Hunter Drohojowska-Philp, "Superflat". artnet.com. URL: artnet.com. (10.04.2018)
3. Ken-ichi Sasaki. Perspectives East and West //Contemporary Aesthetics.Vol. 11. 2013. P.9
4. Murakami, Takashi. Superflat /, (Ed.). — Last Gasp, 2001. — ISBN ISBN 4-944079-20-6.
5. Yuriko Saito. The moral dimension of japanese aesthetics/ Journal of Aesthetics and Art Criticism 65 .2007. P. 85-97
6. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. С. 24
7. Бурмистров С.Л. О концептуальных основаниях диалога культур в условиях глобализации // Глобальное пространство культуры: матер. междун. науч. форума. СПб., 2005. С. 224.)
8. Гваттари Ф. Шизоанализ и производство субъективности. — Курск: Изд-во Курск. гос. ун- та, 2006. С. 246
9. Декарт Р. Страсти души //((Филос. наследие;)Соч. В 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1989. С 544
10. Дьяконова Е. Девять главных понятий, помогающих постичь японскую культуру URL: https://arzamas.academy/materials/729 (дата обращения: 05.04.2018)
11. Замараева Е.И. Проблема национальной идентичности в условиях глобализации // Журнальный клуб Интелрос "Гуманитарные науки». №3. 2013. стр. 131
12. Кавабата Ясунари. Писатели Востока — лауреаты Нобелевской премии. - Изд-во: Институт востоковедения РАН: Москва. 2013. С. 41
13. Кант И.Критика способности суждения. - Москва: Изд-во «Искусство», 1994, С. 367
14. Кессель Л.М. Гете и «Западно-восточный Диван». М., 1973. С. 29.
15. Киселева А. Волшебная страна фей Мари Лорансен. Бурная молодость и страстная любовь.[Электронный ресурс] // http://pittoresco.ru/blog (дата обращения: 05.04.2018).
16. Коршунов А.М. Диалектика социального познания / А.М. Коршунов, В.В. Мантатов. М., 1988. С. 296, 303.
17. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. – М.: Прогресс, Культура, 1993. С. 14
18. Платон,Теэтет 152а.-Москва-Ленинград: Изд-во «Государственное социально-экономическое Москва-Ленинград», 1936 год, С.192
19. С.А.Казанцева.Сасаки Кен-ичи. Эстетическая жизнь в антиурбанистической культуре Японии [Электронный ресурс]// Институт Философии Российской Академии Наук. URL: https://iphras.ru/ (дата обращения 10.03.2018).
20. Сборник статей под ред. В. Вахштайна.— М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). C .199
21. См.:Tajfel, Henri; Turner, John C. The Social Identity Theory of Inter-group Behavior // Psychology of Intergroup Relations. 1986 P. 12
22. См.:Замараева Е.И. Проблема национальной идентичности в условиях глобализации //Журнальный клуб Интелрос "Гуманитарные науки». №3. 2013. стр. 130
23. См.:Кишлакова Н. М. О проблеме национальной идентичности в условиях глобализации// Философия и общество. №4. 2013. С.158
24. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. С. 79
25. Ю.Лотман. Текст в тексте. 1981.- В кн. Ю.Лотман. Об искусстве.- СПб.:, 1998., C. 423 - 436


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ