Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования семейной фотографии 5
1.1 Семейный фотоальбом как социокультурный феномен 5
1.2 Цифровая культура. Фотографическое изображение в условиях новых медиа 10
Глава 2. Функционирование семейной фотографии Интернете 14
2.1 Дизайн эмпирического исследования 14
2.2 Интернет-сообщество как площадка реализации повседневных практик 16
2.3 Типология презентуемых изображений 18
Заключение 42
Список литературы 43
С момента изобретения технологии запечатления реальности в фотографическом изображении зародилась и практика сохранения фотографий. Семья, будучи ключевой ячейкой общества на протяжении всего существования человечества, стала одним из акторов создания традиции хранения альбомов с фотокарточками. Семейный альбом много лет служит репозиторием памяти поколений, средством коммуникации с родственниками. Однако эта традиция включает разнообразное множество способов обращения с личными изображением, в том числе их рассматривание.
Практики коллекционирования изображений членов семьи в целях формирования коллективной родственной памяти помимо всего прочего находятся под влиянием изменяющихся средств запечатления, хранения и демонстрации фотографий и со временем трансформируются вслед за развитием технологий массовой коммуникации, цифрового фотографирования и Интернета. Это влияние отражается в первую очередь на модификации личного пространства семьи. Если раньше рассматривание альбома не выходило за рамки приватного общения её членов, родственников и их ближайших друзей, то сейчас это пространство всё больше расширяется, переходя в сеть публичного обсуждения.
Особенности современных медиа регулярно порождают множество публичных онлайн-пространств, предоставляющих возможности для самовыражения, общения, объединения по факту наличия разделяемых группой индивидуумов интересов и практик. Отсутствие барьеров для вступления в подобного рода онлайн-коллективы, увлекательность и простота восприятия визуального контента, возможность беспрепятственно вступать в контакт с представителями разнообразных социальных групп и по желанию оставаться анонимным позволили организовываться множеству личностей на разнообразных площадках в сети Интернет с основными целями общения, осуществления совместных повседневных практик. Вместе с тем, эти новые формы кооперации неизбежно приводят к изменению характера осуществления привычных совместных действий и к порождению новых. Изменённые и появившиеся новые формы взаимодействия, став частью рутинной жизни людей, инициируют трансформацию ценностей и смыслов, заложенных в, казалось бы, традиционных действиях ментального обмена.
Интересно, что и такая личная форма деятельности как хранение семейного архива, стала частью популярной повседневной практики визуальной коммуникации в Интернете. Множество людей становится частью публичных комьюнити, специализирующихся на обмене семейными изображениями, и вступает в непрерывный процесс контакта с визуальными образами чужих семейных практик. Этот современный способ обращения с личными изображениями представляет принципиально новое поле для исследований социального поведения.
В данной работе рассматривается феномен презентации семейных фотографий в Интернете на примере кейса онлайн-площадки одного сообщества, функционирующего в пространстве популярной социальной сети.
Цель работы – выявить отличительные особенности повседневного онлайн-взаимодействия в рамках практик обмена семейными фотографиями в Интернете
Объектом исследования выступает семейная фотография.
Предметом исследования является практика презентации и обсуждения семейных фотографий на площадках Интернет – сообществ в социальной сети.
Реализуемые задачи:
• Изучение семейного фотоальбома как социокультурного феномена
• Определение характеристик новых медиа как площадок реализации повседневных практик
• Изучение конкретного интернет-сообщества и практик пользования семейными фотографиями в нём
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение научной литературы по теме исследования; обобщение теоретических положений по исследуемой проблеме; контент-анализ страницы онлайн-сообщества в социальной сети; визуальный анализ типичных публикаций фотографий пользователей страницы Интернет-сообщества.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Каждая глава состоит из нескольких параграфов.
Анализ визуальных презентаций семейных фотоизображений на странице Интернет-сообщества позволил выделить ряд типизированных нарративов, которые регулярно воспроизводятся участниками данного сообщества, создавая матрицу смыслов о семейной жизни.
Став центральными структурообразующими элементами, практики репрезентации именно этого набора нарративов продолжают задавать рамки визуальной коммуникации в данной локальной информационной среде, представляя собой ресурс для социального взаимодействия.
Содержание выделенных нарративов не только не отклоняется от рассматриваемых в традиционных практиках семейного фотографирования смыслов, оно их повторяет, дополняет и развивает в русле современных технологий самопрезентации.
Пребывание в поле новых средств массовой коммуникации и постоянно обновляемой визуальной информации, презентующей множественные варианты идентичностей семей, приводит к построению одобряемых семейных практик, образов родственных взаимоотношений и конструирования определённых форм репрезентации.
Одной из значимых характеристик процесса современной репрезентации семьи в Интернете является его вектор направленности в прошлое. Феномен ностальгии и коллективной памяти переплетаются здесь с потребностью людей соотнести понимание себя и видение других в настоящий момент времени.
Функции традиционных практик семейной фотографии воплощаются в новых условиях, сохраняя внутренний смысл. Однако новые меди способствуют расширению разнообразия форм воплощения этих функций.
Рутинизированная реализация элементов частной жизни в открытом публичном пространстве приводит к трансформациям ощущения границ приватности, которые, размываясь, позволяют с легкостью переносить когда-то приватные элементы в публичную сферу жизни.
1.Барт Р. CameraLucida / Ролан Барт CameraLucida Комментарий к фотографии, пер. М. Рыклин // Издательство «AdMarginem», Москва, 1997. – С.1 – 68
2. Барт Р. Фотографическое сообщение // Ролан Барт. Система моды. Статьи по семиотике культуры. Пер. с фр., вступ.ст. и сост. С.Н.Зенкина. М.: Изд-во Сабашниковых, 2003. С. 378-392
3. Барт Р. Фотографическое сообщение // Ролан Барт. Система моды. Статьи по семиотике культуры. Пер. с фр., вступ.ст. и сост. С.Н.Зенкина. М.: Изд-во Сабашниковых, 2003. С. 378-392.
4. Богданова Н.М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации / Н.М. Богданова // Журнал социологии и социальной антропологии. № 2. 2012. С. 98–113
5. Бойцова О. Любительские фото: визуальная культура повседневности / Ольга Бойцова. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 266 с.
6. Васильева Е.В., А.В. Стрельникова Биографическая память городских семей: опыт анализа фотоальбомов // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2012. № 2. С. 288-304.
7. Гидденс Э. Последствия современности / Гидденс, Э. Последствия современности. Пер. с англ. Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича – М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. – 352 с.
8. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2018. – 528 с.
9. Гришкова А.А. Социальный смысл фотографии и эволюция семейного фотоальбома / А.А. Гришкова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2016. Т. 4, № 4
10. Иванова М. Семейные фотографии как инструмент выстраивания фамильного биографического проекта // Социальная реальность. 2008. № 2. С. 205–222
11. Иванова М. Семейные фотографии как инструмент выстраивания фамильного биографического проекта // Социальная реальность. 2008. № 2. С. 205–222
12. Круткин В.Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № I. С. 171-178
13. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В.Г. Николаева. — М.; Жуковский: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2003. — 463 с.
14. Манович Л. Язык новых медиа / Лев Манович. – М.: Ад Маргинем пресс, 2018. – 400 с.
15. Орех Е. А, Сергеева О. В.Цифровое лицо и цифровое тело: новые явления в визуальном контенте социальных сетей / Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2015. Вып. 2
16. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Ландшафты памяти: опыт прочтения фотоальбомов // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Саратов: Научная книга, 2007. С.146-168
17. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. М.: Добросвет, 1998. 289 с.
18. Сонтаг С. О фотографии / Сьюзен Сонтаг О фотографии. – 8-е изд. – М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2020. – 272 с.
19. Чалфен Р. Семейные фотографии как коммуникация посредством изображений / пер. с англ. А.В. Печуриной - Социологический журнал. – 2010. - №2. – С.98 – 117
20. Н.В. Шалютина Визуальная методология: основные концептуальные подходы / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 3 (43), с. 120–124
21. Шлыкова О.В. Социокультурная среда Интернета: новые ценности и коммуникативные смыслы / Обсерватория культуры. – 2015. - №4. – С.86 – 98
22. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. — М.: Логос, 2007. — 168 с.
23. Bartholeyns G. 2014 The Instant Past: Nostalgia and Digital Retro Photography. In: Niemeyer K. (eds) Media and Nostalgia. Palgrave Macmillan Memory Studies. Palgrave Macmillan, London
24. Boyd, danah, and N. B. Ellison. 2007. Social network sites: Definition, history, and scholarship / Journal of Computer-Mediated Communication 13 (1): 210–30
25. van Dijck, J. (2008). Digital photography: communication, identity, memory / Visual Communication, 7(1), 57-76
26. Gillian RoseFamily Photographs and Domestic Spacings: A Case Study / Transactions of the Institute of British Geographers, Mar., 2003, Vol. 28, No. 1 (Mar., 2003), pp. 5-18
27. Hirsh J. Family photographs: Content, meaning and effects / New York: Oxford University Press, 1981
28. Holland, Patricia. 1991. Introduction: History, memory, and the family album. In Family snaps: The meaning of domestic photography, edited by J. Spence and P. Holland. London: Virago
29. Musello C. Family Photography // Images of information / ed by J. Wagner. – Beverly Hills CA: Sage, 1979. – P. 101-118
30. Nancy A. Van House Personal photography, digital technologies and the uses of the visual / Visual Studies, Vol. 26, No. 2, June 2011
31. PaulCobleyAnd NickHaeffnerDigital cameras and domestic photography: communication, agency and structure // London Metropolitan University, UK / Visual Communication 8(2), 2009
32. Pauwels, Luc2008. A private visual practice going public? Social functions and sociological research opportunities of Web-based family photography/ Visual Studies 23 (1): 34–49
33. Slater, Don. 1995. Domestic photography and digital culture. In The photographic image in digital culture, edited by M. Lister / London: Routledge