ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТУРИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СФЕРА УСЛУГ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 6
1.1. Сущность и экономическое содержание туристских услуг и туризма 6
1.2 Международно-правовые основы торговли туристсками услугами 8
1.3 Африка в системе международных соглашений по туризму 11
1.4. Динамика туристских услуг в мире и место Африки 15
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА 25
2.1. Северная Африка – развивающийся перспективный рынок туристских услуг Средиземноморья 25
2.2. Динамика и разнообразие Форм туризма в регионе Южной и Восточной Африки 28
2.3 Тенденции развития туризма в Западноафриканском регионе и Центральной Африке. 37
ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В АФРИКЕ 43
3.1. Проблемы и перспективы развития туризма в Африке 43
3.2. Туризм и устойчивое развитие наименее развитых стран Африки. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Туризм - активно развивающаяся отрасль в международной торговле услугами. Всемирная туристская организация (ЮНВТО), указала в годовом отчете, что за 2015 год общее число международных туристских прибытий увеличилось на 4,4% и составило в общей сложности 1 184 млн. По сравнению с 2014 годом туристов стало больше примерно на 50 млн.
Большинство регионов и стран мира были охвачены туризмом лишь в начале 21 века, к этому времени активно начинает развиваться регионы Африки. Развитие туризма в регионах Африки являются одним из важнейших факторов развития экономики, поэтому требуется исследование его форм, проблем и перспектив для полноценного включения в систему международного туризма .
Актуальность данной дипломной работы определило наличие проблем развития туризма в Африке и недостаточная разработанность данной проблематики.
Объектом исследования является международный туризм в регионах Африки, как подсистема современного мирового рынка туристических услуг, а предметом региональные особенности тенденции и проблемы развития международного туризма в странах и регионах континента.
Многие аспекты по международному туризму на сегодняшний день изучены в достаточной степени, однако остаются не изученными вопросы по международному туризму Африканского региона.
Цель исследований выявить особенности и перспективы развития международного туризма в Африке.
Для выполнения исследования были поставлены задачи:
- изучение роли Африканского региона в международном туризме, направления развития в 21 веке, общность с другими направлениями раз-вития;
- исследование роли Африки в международных соглашениях;
- влияние международного туризма на экономику стран Африки;
- раскрытие важных проблем и задач, возникающие в момент развития и продвижения туристских услуг в Африке;
- определение особых свойств в формировании туризма в государствах Африки, определяющих характерные свойства утверждения материка на рынке туруслуг;
- осуществление дифференциации государств и регионов Африки согласно степени формирования туризма;
- формирование перспективных течений туризма в Африке в вопросе формирования международного туризма в Африканском районе.
Теоретическая часть работы включает в себя анализ состояния, проблем и перспектив развития международного туризма в Африке, и в том числе роль в экономике стран региона. Для решения этих целей использовались работы отечественных и зарубежных исследователей проблем развития международного туризма, нормативно-правовые документы международных организаций по регулированию туристической деятельности (прежде всего Всемирной торговой организации и Конференции ООН по торговле и развитию), аналитические и статистические материалы Все-мирной туристской организации и Всемирного совета по туризма и путешествиям (ВСТТ), а также документы Экономической комиссии ООН по Африке (ЭКА), национальные информационные источники по странам Африки, включая ресурсы Интернета.
Практическая часть включает в себя результаты исследования:
- оценка состояния и потенциальных возможностей развития международного туризма в странах Африки;
- оценка проблем развития международного туризма стран Африки;
- разработку маршрутов готовых к реализации через турагентства и напрямую туристам.
Результаты работы могут представлять интерес для туристских фирм и агентств России, работающих на рынки туристских услуг стран Африки
Развитие туризма в странах Африки идет в ногу с либерализацией сферы туристических и сопутствующих услуг. Причем эти процессы взаимосвязаны. По большинству обязательств в рамках ГАТС и Всемирной торговой организации (ВТО) страны Африки подписали соглашения как и многие другие развивающиеся страны. В то же время имеются определенные ограничения политического и экономического свойства, лимитирующие выполнение некоторых соглашений, в частности, по способам поставок услуг, а также специфических обязательств (в основном в сфере инфраструктуры обслуживания). Африка обладает уникальными возможностями в сфере туризма, особенно в экотуризме, и использование этого потенциала с целью стимулирования экономического роста в странах Африки осуществляется в условиях либерализации торговли услугами и посте-пенного внедрения современных форм организации и технического прогресса в сфере туристических услуг.
Позиция африканских стран относительно туризма на переговорах ГАТС не имеет общего подхода, несмотря на вклад, сделанный африканскими странами по развитию руководящих принципов и процедур переговоров. Как было отмечено выше, в Африке сектор туризма в информационном плане интенсивен, зависит в значительной степени от эффективности каналов распределения и наличия адекватной инфраструктуры. Исследование возможностей туризма в африканских странах ограничено техно-логическим отставанием национальных служб, недостатком человеческого фактора (дефицит квалифицированных кадров). В ходе дальнейших пере-говоров в рамках ГАТС, на наш взгляд, целесообразно больше учитывать специфику стадии экономического развития континента - его ограничения и потенциальные возможности, а также цели национальных планов стран и на этой основе вести переговоры на многостороннем уровне с целью стимулирования развития сектора туризма на континенте.
В Африке можно выделить главные, свойственные именно этому континенту направления туризма - культурный туризм (посещение памятников истории и культуры), экотуризм, прибрежный туризм и курорты, путешествия и сафари-туры. Таким образом, по сравнению с другими регионами мира Африка формирует свои конкурентные преимущества в сфере туризма в основном за счет таких факторов, как неповторимость объектов природы и памятников истории, своеобразие быта и традиций культуры местных народов, привлекательность путешествий по нестандартным маршрутам, отдых на морских пляжах в течение года. Африка обладает огромным потенциалом главным образом в развитии форм экотуризма.
I. Материалы международных, региональных и национальных организаций и конференций; справочные и официальные издания
1. Африка: цифры, события. Справочник. М., 2013.
2. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. М., 1986-1888.
3. Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 2013/2014. Вашинг-тон,2014.
4. Всемирный Форум по экотуризму. Материалы конференции. Квебек, май 2015 г.
5. Всемирная туристская организация (ВТО). Мадрид, 2015.
6. ООН. Декларация и Программа действий по установлению Нового международного экономического порядка. А/9559. Нью-Йорк, 1974.
7. ООН. Доклад Генерального секретаря. E/2015/INF/1. Нью-Йорк, 2015.
8. ООН. Документы Конференции ООН по вопросам торговли и раз-витию «Общие и специальные принципы торговли, способствующие раз-витию». Нью- Йорк, 1964.
9. ООН. Хартия экономических прав и обязанностей государств. А/9631. Нью-Йорк, 1975.
10. Программа действий «Повестка дня на 21 век» и другие доку-менты конференции в Рио-де-Жанейро. Изд-во «Центр за наше будущее». Женева, 1993.
11. ЮНКТАД. Документы конференции в Мидранд. TD/378/R/1. Нью-Йорк,2011.
12. Africa South of Sahara 2014/2015. L., 2015.
13. ECA. African Alternative to Structural Adjustment Programs. Addis Ababa,1989.
14. ECA. Negotiation in Trade in Services. Addis Ababa, 2015.
15. ECA. Tourism in Africa and the Multilateral Trading System: Chal-lenges and Opportunities. Addis Ababa, 2015.
16. GATT. Classification of Tourism-Related Services. GNS/TOUR/W/1. Rev. 1. Geneva, 1990.
17. Global Development Finance 2015. IMF. Wash., 2015.
18. ICAO. The World of Civil Aviation, 2012-2015. N.Y., 2015.
19. Social Implications of the Lagos of Action for the Economic De-velopment of Africa, 1980-2014. ECA. Tripoli, 1983.
20. UN. Economic and Social Council. Resolution 2012/40. UN. N.Y., 2012.
21. UNCTAD. Capacity-Building in Electronic Commerce: Impact of the New Economy on Traditional Sectors of Developing Countries: Electronic Commers and Tourism. TD/B/COM/3/35. Geneva, 2015.
22. UNCTAD. International Trade, Commodities and Services / Tour-ism. A/CONF/191/L.12. Geneva, 2015.
23. UNCTAD. International Trade in Tourism-Related Services. TD/B/COM. 1/EM.6/2. Geneva, 2012.
24. UNCTAD. Handbook of International Trade and Development Sta-tistics. N.Y., 2011.
25. UNCTAD. High Level Meeting on Tourism and Development in the LDC-s. Las Palmas, 26-29 March, 2015. UNCTAD/LDC/Misc.64. Geneva, 2015.
26. UNCTAD. The Result of the Uruquay Round of Multilateral Trade Negotiation: Legal Text. Geneva, 2009.
27. UNCTAD. Trade and Development Report 2015. Geneva, N.Y., 2015.
28. UNCTAD. Tourism and Development in Least Developed Coun-tries. LDC/Misc. 64/Add.1. Geneva, 2015.
29. World Bank. Entering the 21-th Century. World Development Re-port 2013/2014. Wash., 2014.
30. World Bank. Globalization and Firm Competitiveness in the Middle East and North Africa Region. Wash., 2014.
31. World Tourism Organization. Annual Report 2013. Madrid, 2013.
32. World Tourism Organization. Collection of Tourism Expenditure Statistics. Technical Manual N 2. Madrid, 2010.
33. World Tourism Organization. International Tourism: A Global Perspective. Madrid, 2012.
34. World Tourism Organization. News Releases. June 2015. Madrid, 2015.
35. World Tourism Organization. Tourism Economic Report 2014. Madrid,2014.
36. World Tourism Organization. Tourism Market Trends: Africa-2015. Madrid,2015.
37. World Tourism Organization. Tourism 2020 Vision. Vol. 1. Africa. Madrid,2015.
38. World Travel and Tourism Council (WTTC), Annual Report 2013. Madrid,2014.
39. WTO. Overview of International Trade in Tourism Services. Sym-posiam on Tourism Services, 2015, February. Geneva, 2015.
40. WTO. Services Export Capacity in Developing Countries. Sympo-sium on Assessment of Trade in Services, 2015, March. Geneva, 2015.
41. WTO. Tourism Services. S/C/W51. Geneva, 2012.
II. Исследовательская литература
42. Африка: Новые тенденции в экономической политике. М., 2014.
43. Африка и Россия: экономические связи в 2014 г. Серия ПОЛ-ПРЕД. М.,2014.
44. Африка. Экономический кризис и проблемы выживания. М., 2015.
45. Африка южнее Сахары: реформы и развитие. М., 2009.
46. Баскин B.C. Капиталистическая «помощь» развивающимся странам. М„ 1982.
47. Добрецов A.M. Экспорт услуг и международный туризм // Экономика и жизнь, №42, 2010.
48. Драма Африки: уроки прошлого, проблемы настоящего, очертания будущего. М., 2011.
49. Жуков C.B. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. М., 1991.
50. Калинина Л.П. Африка в международной торговле в условиях глобализации экономики. М., 2015.
51. Караханян Д.Г. Туризм в Африке. М., 2010.
52. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 2012.
53. Лопатов В.В. Актуальные проблемы торгово-экономических отношений России с Африкой. М., 2010.
54. Маценко И.Б. Африка: социальное развитие и стратегия самообеспечения. М., 1990.
55. Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». М., 1972.
56. Национальный доход стран Африки: производство и использование. М„ 1983.
57. Независимые страны Африки: финансово-кредитный механизм развития. М., 1986.
58. Организация Объединенных Наций. Основные факты. М., 2014.
59. Осипов Ю.М., Рощин Г.Е. Африка: международное содействие развитию, внешний долг. М., 2010.
60. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма. М., 2014.
61. Пивоварова М.С. Маркетинг в сфере туризма, досуга, сферы услуг // Маркетинг, № 2, 2014.
62. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М., 2011.
63. Пуляркин В.А., Егоров И.Д. Развивающиеся страны: природопользование и хозяйственный рост. Якутск, 2014.
64. Рощин Г.Е., Калинина Л.П., Позднякова А.П. Некоторые аспекты экономической либерализации в Африке. М., 2013.
65. Рост или стагнация? Экономика Африки вчера и сегодня. М., 1991.
66. Социология производительности. Африканский вариант. Под ред. проф. Потемкина Ю.В. М., 2010.
67. Рубинштейн Г.И. Африка в мировом хозяйстве и международной торговле на рубеже XXI в. М., 2009.
68. Рунов Б.Б. Африка: трудный путь к прогрессу. Наука и техника в социально-экономическом развитии. М., 1992.
69. Современная Африка. Итоги и перспективы развития. Экономика. М.,1989.
70. Страны Африки в системе экономических отношений Юг—Юг. М.,1993.
71. Транснациональный монополистический капитал и Африка. М., 1989.
72. Тропическая Африка: структурные сдвиги в хозяйстве в 90-е годы. М.,2013.
73. Фомичев В.И. Международная торговля. М., 2012.
74. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.
75. Экономическая теория. Под ред. А.И. Добрынина. С.-П., 2011.
76. Ян Тинберген. Пересмотр международного порядка. М., 1980.
77. Chris I.I., Crompton Р.Е. Tourism in Africa // World Bank. Africa Region Working Paper Series. N 12. Wash., 2015.
78. Evans P. Resent development in trade and competition in the ser-vices sector. UNCTAD. Geneva, 2014.
79. Fay R. Tourism in Africa. Africana.com.web site. 2014.
80. Hein W. Tourism and Sustainable Development. Hamburg, 2011.
81. Honeck D. Overview of GATS disciplines and commitments. WTO. Geneva, 2015.
82. Jackson N. The World Trading System. Cambridge, 2011.
83. Meadows D. The Limits of Growth. N.Y., 1972.
84. Myedal G. Economic Development. Cambridge, 1964.
85. Soyty F. Competition in International Tourism. Symposium on Tourism Services. WTO/OMC. Geneva, 2015.
86. Trebilcock V., Howse R. Regulation of International Trade. N.Y., 2010.
87. West Africa Market Report. June 2015. Lagos, 2015
III. Периодические издания
88. БИКИ. М.
89. Ведомости. М.
90. Вопросы экономики. М.
91. Мировая экономика и международные отношения. М.
92. Africa Recovery. N.Y.
93. Finance and Development. IMF. Wash.
94. International Journal of Tourism Research. Bournemouth.
95. Tourism Economics. Bournemouth University. UK.
96. Journal of Ecotourism. Brock University. Canada.
97. Tourism Forum - Southern Africa (mweb.co.za).
98. Tourism Today. College of Tourism. Nicosia, Cyprus.
99. Journal of Sustainable Tourism. L.
100. Travel and Tourism. L.
IV. Ресурсы Интернета: адреса веб-сайтов
101. africa-ata.org
102. africanet.com
103. africaquide.com
104. africantravel.com
105. africaonline.com
106. dir.yahoo.com
107. dmoz.org
108. ecotour.org
109. embassyworld.com
110. inafrica2014.com