Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Русский изобразительный и литературный пейзаж последней трети XIX в. Проблемы сравнительного анализа

Работа №136082

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Историография
Глава I. Специфика изобразительного и литературного пейзажа Глава II. Тургеневские мотивы в творчестве В.Д. Поленова и И.И. Левитана
Глава III. Чеховские мотивы у И.И. Левитана
Заключение
Список использованной литературы и источников
Список иллюстраций
Иллюстрации


Последняя треть XIX века – время расцвета русской пейзажной
живописи. Шедевры литературного пейзажа И.С. Тургенева и А.П. Чехова
также были созданы в этот период.
Сравнительный анализ живописного и литературного пейзажа
последней трети XIX века ранее не являлся предметом глубокого изучения,
хотя многие исследователи, как искусствоведы, так и литературоведы, не
забывают подчеркивать наличие сильного взаимовлияния между живописью
и литературой. Между тем, результатом подобного сравнения является
выявление как сходных черт, так и различий в творчестве и мировоззрении
художников и писателей, что позволяет расширить объем знаний и мнений о
культурной среде того времени – в частности, проследить сходные
тенденции в развитии живописи и литературе.
Цель данной работы заключается в определении самой возможности
сравнительного анализа и выявлении общей логики художественного
видения природы в русском изобразительном и литературном пейзаже
последней трети XIX века. В связи с этим, среди главных задач можно
выделить следующие: поиск подходящего метода (методов) для проведения
сравнительного анализа, обозначение наиболее важных критериев,
выявление сходных средств в подходе к изображению природы, определение
целесообразности сравнительного анализа.
Объектом исследования является пейзаж, представленный в русской
живописи и литературе последней трети XIX века художниками В.Д.
Поленовым и И.И. Левитаном и писателями И.С. Тургеневым и А.П.
Чеховым. Следует отметить самостоятельность изобразительного пейзажа в
контексте творчества выбранных художников и зависимость литературного
пейзажа от остального текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из основных результатов исследования можно назвать
объединение и структурирование материала, так или иначе
соприкасающегося с заданной темой. Так, в главе Историография кратко
были рассмотрены немногочисленные работы, посвященные русскому
пейзажу последней трети XIX века в контексте соприкосновения с другими
искусствами, в том числе с литературой. В связи с этим был проведен анализ
и общих работ, посвященных сравнению живописи и литературы,
необходимый для создания общей картины взаимоотношений данных видов
искусства.
Затем, перед проведением сравнительного анализа представилось
актуальным предварительное изучение постановленной проблемы в
контексте эпохи. Так, в главе Специфика изобразительного и литературного
пейзажа были рассмотрены некоторые вопросы: проблема становления
реалистического пейзажа в литературе и живописи; проблема взаимовлияния
двух видов искусств в XIX века; причины отставания живописи от
литературы; явление «литературной» живописи. Это позволило определить
этапы становления определенного художественного видения природы как
художниками, так и писателями. Разумеется, все перечисленные вопросы
сами по себе являются весьма объемными, поэтому они были рассмотрены
только в контексте заданной для данной работы темы. В этой же главе были
представлены специфические средства живописи и литературы, на основе
которых были выведены критерии для проведения сравнительного анализа.
На их основе в практической части работы была проведена попытка
сравнительного анализа произведений В.Д. Поленова, И.И. Левитана, И.С.
Тургенева и, частично, А.П. Чехова. При этом, была отмечено: наличие или
отсутствие знакомства и дружбы мастеров; присутствие какого-либо
взаимовлияния; общность в мировоззрении; сходство творческого метода;
связь мастеров с главенствующими в их время течениями в искусстве.47
Проведение сравнительного анализа на материале произведений выше
перечисленных художников и писателей значительно обогащает знания об их
творчестве, творческом методе, позволяет находить и проводить более
глубокие параллели. Все же, говоря о тургеневских мотивах или
левитановских пейзажах, нельзя иметь в виду конкретное непосредственное
влияние литературных произведений на живописные и наоборот. В данном
случае, это являет собой скорее сходство в мотиве и создаваемой атмосфере.
Таким образом, объединяющими мотивами в пейзажном творчестве
Поленова, Левитана, Тургенева и Чехова можно назвать: простота мотива,
национальный характер пейзажа, тенденция к изображению переходных
состояний в жизни, в отдельных случаях – лиричность, поэтичность и
интимность. Немаловажно и подтверждение общности в их творческом
методе: стремление передать световоздушную среду, тяготение к обобщению
форм или, наоборот, к нюансированию и максимальной подробности в
разных случаях, создание акцента на колористической гамме пейзажа.


Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной
традиции. М., 1996.
2. Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих
связей поэтов и художников. М.-Л., 1966.
3. Аминева В.Р. Основы сравнительного и сопоставительного
литературоведения: учеб. пособ. по спецкурсу для студентов специализации
«Русский язык и литература в межнациональном общении». Казань, 2007.
4. Ассуирова Л.В., Сахарова Е.А. Возможности интегрированного
подхода в деятельности образовательных учреждений // Поэтика
интермедиальности в современном культурном пространстве: литература,
театр, кино, живопись: сб. ст. по материалам Всеросс. интерактивного науч.-
метод. семинара / под ред. Е.О. Галицких. Киров, 2012. С. 28-36.
5. Баршт К.А. О типологических взаимосвязях литературы и
живописи (на материале русского искусств XIX века) // Русская литература и
изобразительное искусство XVIII - начала XX века: сб. науч. тр. / под ред.
Ю.К. Герасимова. Л., 1988. С. 5-34.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
7. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
8. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М., 1997.
9. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992.
10. Борисова Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и
«образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского
государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 37.
2009. С. 20-26.
11. Вартанов А.С. О Соотношении литературы и изобразительного
искусства // Литература и живопись / под ред. А.Н. Иезуитова. Л., 1982. С. 5-
30.
12. Вермель С.С. Исаак Ильич Левитан и его творчество. СПб., 1902.50
13. Герасимов Ю.К. От редакции // Русская литература и
изобразительное искусство XVIII - начала XX века: сб. науч. тр. / под ред.
Ю.К. Герасимова. Л., 1988. С. 1-4.
14. Глаголь С. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. М., 1913.
15. Григорьев А.А. Сочинения. Вып. 10. Тургенев и его
деятельность. М., 1915.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ