ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОВЛЕЧЕННОСТИ 8
1.1. Понятие «вовлеченность» 8
1.2. Основные подходы к изучению факторов вовлеченности 11
1.3. Особенности социально-экономических условий 20
1.4. Выводы 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ 26
2.1. Специфика рыночной среды 26
2.2. Особенности деятельности сотрудников консалтинговых компаний 28
2.3. Адаптация консалтинговых компаний к внешним условиям 30
2.4. Выводы 32
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 34
3.1. Методология исследования 34
3.2. Описание компаний 37
3.3. Результаты исследования 38
3.4. Выводы и рекомендации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
В нынешних экономических условиях на рынке труда сложилась довольно нестабильная ситуация. Компании в текущих условиях претерпели массовые преобразования: международные компании уходят с российского рынка, продают свой бизнес, происходят слияния и поглощения компаний, реструктуризация, сокращения. В результате конкуренция на локальном рынке возросла. На фоне существенных трансформационных изменений сотрудники испытывают напряжение и ощущают неопределенность будущего, что напрямую влияет на уровень и качество вовлеченности. Таким образом, во время турбулентных условий руководители испытывают еще большие трудности в вопросах управления вовлеченностью сотрудников. Выявление факторов вовлеченности и методов ее управления позволит руководителям развить понимание существующих драйверов и за счет этого расширить свой инструментарий методов управления среди сотрудников и получить больше преимуществ. При этом управление вовлеченностью сотрудников не требует больших финансовых вложений, однако может повысить эффективность работы компании.
На основании исследования Дж. Аниты, стоит подчеркнуть значимое влияние повышенной вовлеченности сотрудников на высокие показатели результативности и стратегической выгоды. В свою очередь, показатели производительности работы сотрудников влияют на финансовые показатели компании. Так, согласно исследованию, проведенному Axes, при росте уровня вовлеченности сотрудников на 1% операционная прибыль компании возрастает на 5%.
Снижение вовлеченности в условиях неустойчивости может привести к увольнениям, так как у компаний появляется необходимость в сокращении штата, и происходит это за счет наименее результативных, а следовательно, и менее вовлеченных сотрудников. Понижение вовлеченности в текущих условиях является более рискованным как для компании, так и для самого сотрудника.
Согласно анализу сводных данных HCManagement, в компаниях, где был отмечен высокий итоговый индекс вовлеченности, в сравнении с организациями с низким уровнем вовлеченности акционерная доходность выше на 22-43%, удовлетворенность клиентов – на 10%, производительность – на 18-21%, при этом незапланированная текучесть ниже на 50-65% с учетом отраслевой принадлежности, количество конфликтов сотрудников с руководством – на 28%. Таким образом, можно отметить важную роль управления вовлеченностью для достижения стратегических целей в разрезе среднесрочной и долгосрочной перспективы. В современных условиях высокой неопределенности и турбулентности это является особо значимым для деятельности организации.
В текущих нестабильных условиях компании в своих HR-стратегиях смещают фокус на удержание наиболее результативных сотрудников, и чтобы организациям выйти на стабильный уровень развития бизнеса, необходимо повышать вовлеченность, которая сказывается напрямую на самоотдаче и производительности сотрудников. Так как вовлеченность зависит от множества индивидуальных и организационных факторов, исследование вовлеченности поможет выявить корневые проблемы, существующие в управлении в организации. Таким образом, управление вовлеченностью сказывается не только на результатах компании, но и позволяет разобраться с первопричинами наличия управленческих проблем.
Проблематика. В условиях нестабильности на рынке труда участие и вовлечение работников в трудовую деятельность претерпевают сильные изменения и требуют иного подхода по сравнению со стабильными рыночными условиями. Сотрудники консалтинговых компаний, для которых характерны высокая интеллектуальная и коммуникационная нагрузка, высокий уровень ответственности и личностной включенности в трудовую деятельность, во время турбулентного периода становятся более восприимчивыми к снижению участия и вовлеченности в свою деятельность, а следственно и к повышению текучести кадров. Стоит подчеркнуть, что на данный момент факторы вовлеченности работников консалтинговой отрасли в современных условиях слабо изучены, даже в сравнении с ИТ-отраслью и производственной сферой. Перед бизнесом стоит задача адаптации и изменений в организационных и бизнес-процессах для выживания и развития своей деятельности, а следовательно, необходимы высокая вовлеченность сотрудников, как в трудовую деятельность, так и в организационную, для эффективного перестроения бизнеса и успешного функционирования. Факторы, определяющие вовлеченность, в стабильных социально-экономических условиях, поддаются модификациям и изменению приоритетности в сравнении с факторами вовлеченности в внешне неустойчивых условиях. Таким образом, фокус для работников в отношении определенных факторов смещается и видоизменяется. Чтобы поддерживать и повышать вовлеченность сотрудников, необходимо изучить текущие факторы вовлеченности и соответственно адаптировать существующие программы.
Актуальность. Определение факторов, определяющих вовлеченность, и методов ее управления способствует теоретическому пониманию важности исследований данного предмета. Вовлеченность сотрудников играет важную роль в организации, поскольку она влияет на показатели результативности работы сотрудников и, соответственно, на финансовые показатели компании в целом. Высокая вовлеченность сотрудников приводит к высокой производительности персонала, помогает укрепитьHR-бренд, а также способствует снижению текучести, то есть удержанию сотрудников. Таким образом, управление вовлеченностью сотрудников можно рассматривать как один из факторов, способствующих компании выстоять на рынке в турбулентных условиях.
Целью дипломной работы является выявление факторов вовлеченности сотрудников в современных нестабильных социально-экономических условиях на примере консалтинговых компаний.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1. Проанализировать теоретическую основу вовлеченности;
2. Выделить факторы вовлеченности сотрудников на основе литературного обзора;
3. Провести анализ консалтинговой отрасли;
4. Провести эмпирическое исследование факторов вовлеченности персонала в современных нестабильных социально-экономических условиях;
5. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты;
6. Сформулировать выводы и рекомендации в отношении методов управления вовлеченностью в турбулентных экономических условиях.
Объектом исследования являются сотрудники консалтинговых компаний. Структура выборки включает в себя менеджеров по персоналу, линейных руководителей и исполнительных работников.
Предметом исследования являются факторы вовлеченности сотрудников консалтинговых компаний в современных социально-экономических условиях.
Формат работы представляет собой эмпирическое исследование. В рамках данного исследования предполагается получить следующие результаты:
1. Выявить факторы, обеспечивающие вовлеченность сотрудников в условиях социально-экономической нестабильности;
2. На основе полученных факторов сделать управленческие выводы и разработать рекомендации в отношении методов управления вовлеченностью сотрудников.
Данные результаты предусматривается получить с помощью следующих методов:
• Анализ научных статей и существующей литературы в отношении вовлеченности;
• Анализа документации консалтинговых компаний;
• Проведение полуструктурированных интервью с сотрудниками консалтинговых компаний и анализ полученных данных с помощью инструмента контент-анализа.
Данная работа состоит из 3 глав. В первой главе предлагается анализ теоретической литературы для изучения управленческой проблемы в отношении вовлеченности и актуальности ее исследования. Во второй главе анализируются специфика консалтингового рынка и особенности изучаемого предмета в виде вовлеченности в данной отрасли. В третьей главе предложены результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по управлению вовлеченностью, основанные на полученных выводах.
Изменения во внешней среде породили необходимость адаптации к современным условиям. Для успешной ее реализации руководству компаний важно уделить должное внимание управлению персонала, в частности управлению вовлеченностью сотрудников в условиях стресса и неопределенности, так как работники является основным активом консалтинговых компаний. Таким образом, целью данной работы стало выявление факторов, определяющих вовлеченность сотрудников в современных социально-экономических условиях нестабильности на примере консалтинговых компаний.
Для достижения поставленной цели в первой главе была реализована задача 1 и 2: были изучены определения понятия вовлеченности на разных этапах развития данного феномена. В рамках анализа трактовок данного термина были выделены основные особенности вовлеченности, а также различия с другими близкими по смыслу понятиями, такими как удовлетворенность, лояльность и мотивация. Далее были проанализированы концепции различных зарубежных и российских авторов, на основе которых удалось систематизировать и классифицировать факторы вовлеченности сотрудников. Данные факторы были объединены в соответствующие категории и послужили основой для дальнейшего исследования. Концепция Алана Сакса, рассматривающая вовлеченность сотрудников как совокупность вовлеченности в профессиональную деятельность и организационной вовлеченности, стала основополагающей в рамках проведения качественного исследования.
По итогам второй главы была выполнена задача 3. В данном разделе была проанализирована консалтинговая отрасль, ее специфика, различные классификации консалтинговой деятельности и текущие тренды. Помимо этого, в этой главе были рассмотрены особенности деятельности сотрудников в данной сфере. В силу интеллектуальной насыщенности консалтинговой деятельности, которая требует полного включения всех качеств, навыков и компетенции в процессе осуществления услуг, данная отрасль подтверждена высокому уровню текучести персонала. Основой в стратегии управления персоналом стало удержание ключевых, наиболее результативных сотрудников, в следствие чего и возникла необходимость в управлении вовлеченностью работников данной сферы.
В рамках третьей главы были осуществлены задачи 4, 5 и 6. В ходе исследования был выявлен современный контекст исследования вовлеченности, были определены организационные и индивидуальные факторы, обеспечивающие вовлеченность в профессиональную деятельность и организационную вовлеченность. По результатам исследования были выработаны рекомендации в отношении управления вовлеченностью в современных условиях. Данные рекомендации были основаны на выделенных в ходе исследования тенденциях и выявленных факторах и могут быть использованы менеджерами подразделений управления персоналом и непосредственными руководителями в качестве методической поддержки. При разработке рекомендаций основное внимание было сконцентрировано на обеспечении стабильности, поддержки сотрудников, адаптации и развития персонала, что является ключевым в современных условиях нестабильности и неопределенности. Таким образом, в ходе работы были достигнуты цели и задачи, а также получены предполагаемые результаты.
1. 2012 Trends in Global Employee Engagement[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.aon.com/attachments/
2. 3 тренда в тренинговом и консалтинговом бизнесе – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/opinions/235518-3-trenda-v-treningovom-i-konsaltingovom-biznese
3. Аутсорсинг и консалтинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/menedzhment/konsaltingovye_uslugi/autsorsing_i_konsalting/
4. «Видимость ноль, идем по приборам»: как меняется консалтинг в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/62fe3af59a7947be99e33ad2
5. Вовлеченность. – Сборник статей [Электронный ресурс] / ЭКОПСИ Консалтинг. – 2014. – Режим доступа: https://www.ecopsy.ru/upload/iblock/b88/Sbornik-statei_Vovlechennost_ECOPSY.pdf
6. Вовлеченность персонала как фактор успеха компании в условиях кризиса[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/anticrisis/methodical_material/consultants/employee_engagement.shtml
7. Вовлеченность как элемент мотивации в управлении персоналом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost
8. Давайте запустим исследование, чтобы повысить вовлеченность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://axes.ru/articles/davayte-zapustim-issledovanie-vovlechennosti-chtoby-povysit-vovlechennost/
9. Долженко Р. А. Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала: уточнение и конкретизация понятий / Р.А. Долженко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2014. – №9 (119). – С. 157-162
10. Жуков В.А. Современные тенденции развития рынка консалтинговых услуг / В.А. Жуков // Вестник университета. – 2017. – № 11. – С. 91-99.
11. Исследование AntalTalent «Текучесть персонала в компаниях по итогам 2022 года» [Электронный ресурс] // AntalTalent. – Режим доступа: https://antaltalent.ru/wp-content/uploads/
12. Как выглядит рынок консалтинга в 2023 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kontur.ru/articles/38019-rynok_konsaltinga
13. Караваева И.В. Системный кризис 2022: теоретический аспект / И.В. Караваева // Федерализм. – 2022. – 27(2). – C. 46-61. – Режим доступа: https://doi.org/10.21686/2073-1051-2022-2-46-61
14. Консалтинг: определение и виды, правила выбора консалтинговой компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.calltouch.ru/blog/konsalting-vidy-zadachi-otlichiya-ot-kouchinga/
15. Консалтинговые услуги: от классификации до анализа рынка– [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.kp.ru/guide/konsaltingovye-uslugi.html
16. Международная классификация консалтинговых услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/consulting/mkintro-06.shtml
17. Методика исследования вовлеченности [Электронный ресурс] // Business Result Group. – Режим доступа: https://groupbr.ru/services/otsenka-vovlechennosti/metodika-issledovaniya-vovlechennosti/
18. Мотивация и вовлеченность. Есть ли разница? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://advance.ag/motivaciya-i-vovlechennost-est-li-raznica/#
19. Национальные счета [Электронный ресурс] // Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts
20. Особенности подбора и удержания персонала в консалтинговой сфере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kaus-group.ru/knowledge/300-articles/category/personnel/material/604/
21. Особенности подбора и управления персоналом в консалтинге– [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.yaneuch.ru/cat_68/osobennosti-podbora-i-upravleniya-personalom/503909.3300392.page1.html
22. Переломный момент. Как российские компании справились с HR-вызовами 2022 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://potok.io/blog/hr-research/hr-strategy-2022-2023/.
23. Росстат представляет первую оценку ВВП за 2022 год [Электронный ресурс] // Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/198546
24. Светлана Толстая: Рекрутмент 2022 – никогда такого не было [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ventra.ru/news/svetlana-tolstaya-rekrutment-2022-nikogda-takogo-ne-bylo/
25. Сидорчук Р.Р. Основы управленческого консалтинга. Маркетинговый подход / Р.Р. Сидорчук. – М.: Издательство «Спутник+», 2009. – 221 с.
26. СоломанидинаТ. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 324 с.
27. Трудовые ресурсы, занятость и безработица [Электронный ресурс] // Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labour_force
28. Управление кадрами в консалтинговых организациях– [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.cfin.ru/consulting/consult_personnel-3.shtml
29. Хеллевиг, Й. Вовлеченность персонала в России. Как построить корпоративную культуру, основанную на вовлеченности персонала, клиентоориентированности и инновациях. / Й. Хеллевиг. – Russia Advisory Group Oy, Helsinki, 2012. – 126 с. https://www.awaragroup.com/upload/
30. Цены, инфляция [Электронный ресурс] // Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/price
31. Что такое вовлеченность персонала и как ее исследовать [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://huntflow.ru/blog/vovlekai-menya-polnostyu/
32. Anitha J. Determinants of employee engagement and their impact om employee performance / J. Anitha // International Journal of Productivity and Performance Management. – 2014. – Vol. 63 No. 3. – P. 308-323
33. Burnout and engagement in university students a cross-national study / W.B.Schaufeli et al. //Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2002. – Vol.33 No.5. – P. 464-481.
34. Definitions and antecedents of engagement: a systematic literature review / Dorothea Kossyva et al. //Management Research Review. – 2022. – 20 p.
35. HR-итоги 2022 года и бизнес-повестка на сложный 2023-й[Электронный ресурс] //Ancor. – Режим доступа:https://ancor.ru/upload/research/RU_ANCOR_HRrueslts2022.pdf
36. HR-тренды в 2023 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/hr/632940-hr-trendy-v-2023-godu
37. Job burnout / C. Maslach et al. //Annual Review of Psychology. – 2001. – 52.– P. 397-422.
38. Kahn, W.A. Psychologicalconditionsofpersonalengagementanddisengagementatwork / W.A. Kahn // AcademyofManagementJournal. – 1990. – Vol.33 No. 4. – P. 692-724.
39. Maslach, C. Early predictors of job burnout and engagement / C. Maslach and M. P. Leiter // Journal of Applied Psychology. – 2008. –Vol. 93, No. 3. – P. 498-512.
40. Organization engagement: a review and comparison to job engagement / Alan M. Saks et al.// Journal of Organizational Effectiveness: People and Performance. – 2021. – Vol. 9, No. 1. – P.20-49.
41. Saks, A. Antecedents and consequences of employee engagement / A. Saks // Journal of Managerial Psychology. – 2006. – Vol. 21, No. 7. – P. 600-619.
42. Saks, A.M. What do we really know about employee engagement? / A.M. Saks and J.A. Gruman // Human Resource Development Quarterly. – 2014. –Vol. 25, No. 2. – P.155-182.
43. The measurement of work engagement with a short questionnaire: A cross-national study / W. B. Schaufeli et al. // Educational and Psychological Measurement. – 2006. – 66. – P. 701-716.
44. Towers Perrin. Working today: Understanding What Drives Employee Engagement / Perrin Towers //The Towers Perrin Talent Report. – 2003. – 35 p. – Режимдоступа:https://studylib.net/doc/12886509/
45. Wollard, K.K. Antecedents to employee engagement: a structured review of the literature / K.K. Wollard and B. Shuck // Advance in Developing Human Resources. – 2011. – Vol. 13, No.4. – P. 429-446.
46. Work engagement: A quantitative review and test of its relations with task and contextual performance / M. S. Christian et al. // Personnel Psychology. – 2011. – Vol. 64 Issue 1. – P. 89-136