Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №13607

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
934
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения 8
1.1. Возрастные особенности развития коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Современные подходы к пониманию сущности технологии
диалогового обучения в обучении младших школьников. 15
1.3. Возможности технологии диалогового обучения в развитии
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка ..22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения 31
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на констатирующем этапе 31
2.2. Описание практической работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения 37
2.3. Динамика развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на контрольном
этапе 45
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение


На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования умений коммуникативной деятельности младших школьников, которая является обязательным условием успешного обучения. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллектив¬ном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В последнее время современная школа всё больше стала опираться в построении учебного процесса на его интерактивные формы и рассматривает эти формы как основу личностного развития школьников (Е.В.Коротаева, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская). Учебный диалог при такой организации процесса обучения занимает одно из первых мест.
Технология диалогового обучения является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования. Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. В контексте данной проблемы ведутся исследования, освещающие различные аспекты совершенствования учебного диалога, отражающие требования, изложенные в современной «Доктрине образования». Они связаны с анализом истории и современного состояния проблемы общения (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Л.С Выготский, Б.Ф. Ломов, В.И. Мясищев, А.В. Петровский); изучением педагогического общения (В.А. Кан-Калик, В.А. Караковский, Я.Л. Коло- минский, Н.В. Кузьмина, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина) и роли диалога в нём (Г.А. Ковалев, И.А. Костенчук, А.К. Маркова, Т.К. Мухина, И.И. Рыданова); определением сущности и структуры диалога (Л.Н. Алексеев, М.М. Бахтин, А.В. Беляева, И.И. Васильева, Г.М. Кучинский, Л.А. Радзиховский), учебного диалога (A.M. Матюшкин, А.У. Хараш); рассмотрением возможности использования в образовательном процессе технологических приёмов ведения диалога (Ю.К. Бабанский, Б.А. Журавлев, Т.А. Ильина, Е.В. Коротаева, Г.Ю. Ксензова, СЮ. Курганов, В.Ф. Литовский, СЛ. Рябцева, Ф.К. Савина, СТ. Шацкий); выявления способов, при¬ёмов и правил ведения диалога (СИ. Поварнин, П.С. Пороховщиков, Е.М. Соколов), а также основ диалогической речи (Д.И. Изоренков, Е.М. Розен¬баум, В.Л. Скалкин, Н.К. Скляренко, Л.П. Якубинский).
Большую роль играет диалогическое общение младшего школьника в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В основу настоящего исследования легли теоретические концепции коммуникативной деятельности М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, В.А. Кан-Калика, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, Д.Э. Эльконина.
Следует отметить, что при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований остаются недостаточно освящённой технология учебного диалога, позволяющая развивать в нём мыслительные и коммуникативные умения. Отдельные аспекты данного вопроса представлены в педагогической науке в связи с разработкой авторской школы «Диалог культур» (B.C. Библер, СЮ. Курганов, С. Ф. Литовский), с развитием коммуникативных и мыслительных умений в учебном процессе (И.С. Берлянд, А.В. Брушлинский, М.В. Кларин).
В то же время практика работы школы испытывает острую потребность в разработке теоретико-методологических и прикладных аспектов, раскрывающих исходные положения построения учебного диалога.
В ходе теоретического изучения литературных источников, а также имеющегося педагогического опыта, нами были установлены следующие противоречия:
- между высоким уровнем значимости коммуникативных универсальных учебных действий для успешного обучения и недостаточным уровнем их развития у младших школьников;
- между потребностью начального общего образования в новых формах, методах, средствах, приемах для обеспечения процесса эффективного общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель» и недостаточной их реализацией в школьной практике, в том числе на уроках русского языка.
В связи с установленными противоречиями нами был определён выбор темы для выпускного квалификационного исследования: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс использования технологии диалогового обучения на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) отдается предпочтение учебному диалогу на уроке как ведущему способу организации деятельности;
2) учитывается субъектная позиция ученика в обсуждении учебных задач в соответствии с изучаемой на уроке темой;
3) учащиеся активизируют приобретаемые умения в своём речевом опыте.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические источники по теме исследования и определить степень разработанности исследуемой проблемы;
2) изучить педагогический опыт использования диалогового обучения в школьной практике;
3) организовать экспериментальную работу в начальных классах по те¬ме исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; беседа с учащимися и учителями начальных классов; педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, моделирование учебного процесса, изучение продуктов деятельности учащихся, математическая обработка результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования являются обучающиеся 3 класса «Степнянской основной общеобразовательной школы» Краснояружского района Белгородской области.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных школ.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, база исследования и краткое описание содержания работы.
В первой главе «Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения» рассмотрены возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема, охарактеризованы современные подходы к пониманию сущности технологии диалогового обучения в обучении младших школьников, определены возможности технологии диалогового обучения в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения» описана диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на констатирующем этапе, представлен ход практической работы по теме исследования на базе экспериментального класса и показана динамика в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии диалогового обучения.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список включает 74 источника. Выпускная квалификационная работа расположена на 58 страницах основного текста.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: содержание использованных методик; результаты педагогического наблюдения, разработки конспектов уроков по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследуя поставленную проблему в выпускной квалификационной работе, мы изучили теоретические источники и убедились в актуальности выбранной темы. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
Успешность формирования коммуникативных универсальных учебных действий зависит от того, насколько учитель начальных классов умеет реализовывать современные педагогические технологии, в частности диалогового обучения. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на основе технологии диалогового обучения обеспечивает формирование конкретных умений учащегося в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Это в свою очередь активизирует учебную деятельность и способствует боле качественному усвоению учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться на других этапах.
При правильно организованном процессе использования технологии диалогового обучения и реализации групповой работы выдвинутых положений гипотезы будут формироваться следующие коммуникативные универсальные учебные действия: правильное оценивание своих собственных поступков, регулирование своего поведения в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодоление противоречий между участниками диалога, умение контролировать свое участие в диалоге, уважать правила диалогового общения, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию.
Участие в диалоге обеспечивает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков); изменяется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; появляется теплота и человечность; дети учатся понимать друг друга и самих себя, относится друг к другу и к себе с большим уважением.
Экспериментальная работа была организована на базе 3 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Степнянская основная общеобразовательная школа» Краснояружского района Белгородской области. Мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального класса и установили, что необходима целенаправленная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их на практике.
На контрольном этапе эксперимента мы убедились в правильности разработанных нами педагогических условий, необходимых для эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе использования технологии диалогового обучения на уроках русского языка.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.



1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 2006. - 231 с.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 416 с.
3. Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова // Педагогика. - 2002. - № 4. - С.31-34.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества./ М.М. Бахтин. - М.: Педагогика, 1986. - 444 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. /В.П.Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 347 с.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. /В.П.Беспалько. - М.: Наука, 1995. - 385 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/Л.И.Божович - М.:Наука, 1995. - 358 с.
8. Брусина А.Е. Опыты словесного творчества / А.Е. Брусина. - М., СПб., 1994. - 220 с.
9. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. / А.Н.Васильева. - М.: Просвещение, 1990. - 148 с.
10. Виноградова Н.Ф. Учебный диалог - эффективный метод развития младших школьников / Н.Ф. Виноградова.// Начальное образование. - 2010. -№1. - С. 40-45.
11. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - № 9. -2001. - С. 11-12.
12. Винокур Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур.- М., 2007. - 164 с.
13. Винокур Г.О. Из бесед о культуре речи /Г.О. Винокур // Русская речь. - 1967. - №3. - С.112.
14. Воронина М. П. Диалог на уроке в начальной школе / М. П. Воронина // Начальная школа. - 2004.-№ 6. -С.47-52.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений./Л.С.Выготский. - М.:Наука,1984.- Т.4.- 384 с..
16. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Избр. пси- хол. исслед. - М., 2003. - С. 264.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь. /Л.С. Выготский. - М.:Издательство "Лабиринт" , 1999. - 352 с.
18. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1961. -218 с.
19. Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье / В.И. Гладких. - Пенза, 2006. - 224 с.
20. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин // Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1988. - 321 с.
21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 423 с.
22. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1973. - 408 с.
23. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. / В.В.Давыдов. - М.: Просвещение, 2000. - 223 с.
24. Драчкова М.В. Развитие предметных и метапредметных действий через учебный диалог. ИНТЕРНЕТ
25. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. /Н.И.Жинкин. - М.: Просвещение, 1982. -198 с.
26. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 2006. - 248 с.
27. Зайцева Е.А. Методика организации учебного диалога на уроках русского языка в начальной школе: вопросы теории и практики/Е.А.Зайцева, Е.В.Коротаева// Педагогическое образование в России. - 2015. - №4. - С.96¬101.
28. Занков Л.В. Содружество ученого и учителя: беседы с учителями / Л. В.Занков, М.В.Зверева, Н.К.Индик. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
29. Зимняя И.А. Детская психология / И.А.Зимняя. - М. Просвещение, 1989. -133 с.
30. Казанцева Т.Н. Развитие речи младших школьни- ков/Т.Н.Казанцева. // Начальная школа, 2007. - № 6. - С. 76.
31. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие./О.М.Казарцева. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 496 с.
32. Капинос В.И. Развитие речи учащихся: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.: Народное образование, 2004. - 196 с.
33. Кармакова Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка / Т.А. Кармакова // Начальная школа До и После. - № 3. - 2003. - С. 48 - 51.
34. Коменский Я.А. Великая дидактика/Я.А.Коменский// Избр. пед. соч. -М, 1955. -523 с.
35. Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника/ Н.Н. Коробова // Начальная школа, 2008. - № 10. - С. 44.
36. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей у обучению в школе/Е.Е.Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 237 с.
37. Крылова О.Н. Организация диалога в образовательном процессе // Серия “Symposium”, Диалог в образовании. , Выпуск 22 / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002.)
38. Ладыженская Т.А. Развитие речи. Школьная риторика пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1997. - 158 с.
39. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь Кн. для учителя / Т.А. Ладыженская и др..; Под ред. Т.А. Ладыженской. - М. Просвещение, 1990. - 335 с.
40. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1975. - 225 с.
41. Ладыженская Т.А. Обобщение и повторение в курсе риторики начальной школы. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская.//Начальная шко¬ла. - 1999. -№ 1 2. - С.15-20.
42. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психо-лингвистики и теории коммуникации. / А.А.Леонтьев. - М.:Просвещение, 1979. - 36 с.
43. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н.Леонтьев. - М.: Наука, 1974. - 326 с.).
43. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. / А.А.Леонтьев. - М.: Просвещение, 2003. - 214 с.
44. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке / Х.И. Лийметс. - М.: Знание, 2005. - 64 с.
45. Лурия А.Р. Язык и сознание. / А.Р.Лурия. - М.: Педагогика, 1979. -319 с.
46. Львов М.Р. Основы теории речи. /М.Р.Львов. -М.: Педагогика, 2000. - 218с.
47. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для вузов. / М.Р.Львов. - М.: ACADEMIA, 2003. - 70 с.
48. Львов М.Р. Виды речи/М.Р.Львов. // Начальная школа. - 2006. - №5. - С. 76-81.
49. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах /М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - М.: Просвещение, 2009. - 357 с.
50. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников /М.Р.Львов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
51. Мединцев В. А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий. /В.А. Мединцев// Начальная школа. - 2005. - № 5. - С. 49¬51.
52. Мельникова Е.Л. Проблемно - диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех /Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс, 2006. -180 с.
53. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 464 с.
54. Немов Р.С. Психология. Книга 3. / Р.С.Немов. - М.: Просвещение,1995. - 223 с.
55. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева. - Ярославль, 2006. - 156 с.
56. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Под ред. Н.Ю. Швецовой - М.: Русский язык, 1984 с. 816
57. Песняева Е.А. Возможности развития речи младших школьников в учебном диалоге/Е.А.Песняева// Начальная школа. - 2002. - № 10. - С. 41-45.
58. Песняева Н.А. Возможности учебного диалога в формировании универсальных учебных действий младших школьников: Учебно¬методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2011. - 116 с.
59. Петерсон, Л.Г. Система и структура учебной деятельности в кон-тексте современной методологии /Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М. А. Кубы- шева, В.А. Петерсон. - Москва, УМЦ «Школа 2000..», 2000. - 175 с.
60. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. -М., 2004. - 326 с.
61. Поздеева С. Как организовать учебный диалог в начальной школе?/ С. Позднеева // Начальная школа. Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября» - 2003. -№4. - С. 12 - 14.
62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 443 с.
63. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте про¬блемы соотношения социальных взаимодействий и обучения/ В.В.Рубцов// Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.125-129.
64. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи/ Л.И. Скворцов. - М.: Наука, 2003. - 211 с.
65. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1986. - № 7. - С. 21-25.
66. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М.С.Соловейчик // Начальная школа. - 1986. - № 9. - С.31-34.
67. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие /Т.А. Фотекова. - М: Айрис-пресс, 2006. - 19 с.
68. Хомский Н.А. Язык и мышление / Н.А. Хомский. - М., 2002. - С. 12 - 121.
69. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении / Г.А.Цукерман. - Томск, 1993. - 268 с.
70. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь /Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова. - М.: 1999. - 234 с.
71. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться?/ Г.А.Цукерман. - М-Рига, 2000. - 224 с.
72. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В.Щерба. - Л:, 1974. - 428 с.
73. Элъконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника /Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1974. - 178 с.
74. Якубинский Л.П. О диалогической речи / Л.П. Якубинский Рус¬ская речь: сб. статей / под ред. Л.В. Щербы. - СПб., 1987. - 359 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ