ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования туристской дестинации как элемент туристской системы 6
1.1. Особенности формирования туристской дестинации как элемент туристской системы 6
1.2. Обоснование подходов управления туристской дестинации 14
1.3. Инструменты управления туристской дестинации при тенденции устойчивого развития туризма 20
ГЛАВА 2. Особенности севера Вьетнама для развития туризма. Преимущества и ограничения. 37
2.1. Становление туристской дестинации северного Вьетнама. Характеристика регионального разделения территории Вьетнама. 37
2.2. Специфика туристско-рекреационного потенциала провинций северного Вьетнама. 46
2.2.1. Специфика туристско-рекреационного потенциала cеверо-восточного субрегиона 46
2.2.2. Специфика туристско-рекреационного потенциала Северо-западного субрегиона 50
2.2.3. Специфика туристско-рекреационного потенциала субрегиона Дельты Красной реки 53
2.3. Существующие проблемы и трудности, препятствующие развитию туризма на севере Вьетнама 58
2.4. Система государственного и частного управлений туризмом Северного Вьетнама 65
ГЛАВА 3. Совершенствование механизмов функционирования туристской дестинации Северного Вьетнама 78
3.1. Создание комплекса мероприятий для успешного развития туризма региона 78
3.2. Туристское районирование как основа решений оптимизации развития туризма северного Вьетнама 97
3.3. Возможность создания новых туристских маршрутов и продуктов, привлекающих иностранных туристов туристские дестинации северного Вьетнама 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
ЛИТЕРАТУРА 124
Актуальность исследования: В современную эпоху туризм стал не только популярным явлением, но и превратился в передовой экономический сектор, а также приносит огромные финансовые ресурсы многим странам, регионам и территориям по всему миру, в том числе и Вьетнаму. Мало того, туризм также создает множество рабочих мест, способствует развитию сферы услуг в целом, развивает инфраструктуру, а также является средством продвижения мира, культурного обмена, создавая тем самым нематериальные, но долговечные ценности. Вьетнам – перспективная страна, обладающая природными ресурсами, историческими и культурными реликвиями, которые благоприятствуют туристско-рекреационной деятельности. Туризм во Вьетнаме в 2017-2019 годах имеет тенденцию к развитию и является конкурентоспособным в рынке стран Юго-Восточной Азии. Северные провинции Вьетнама также принимают много туристов, но сосредоточены только на крупных транзитных пунктах, таких как Ханой и знаменитый туристский город Халонг. Во всем регионе не было равномерного развития туризма, жизнь людей в горных районах по-прежнему очень бедна. Кроме того, уровень туризма в северных провинциях Вьетнама еще достаточно низок по сравнению с центральной и южной частями Вьетнама. Пандемия Covid-19 негативно сказалось на деятельности туризма. Однако к 2022 году, когда международные путешествия вернулись к действию, обладающая всеми ресурсами северная часть страны, так и не оправдала ожиданий. Поэтому оценка механизма управления и развития туристской дестинации, а также внедрение новых решений и инноваций в стратегию развития туризма Северного Вьетнама для адаптации к изменениям в туриндустрии на сегодняшний день является крайне актуальным.
Цель исследования заключается в разработке предложения решений к совершенствованию механизмов и стратегии развития туризма северного Вьетнама.
Объектом исследования является туристско-рекреационный потенциал северного Вьетнама.
Предметом исследования является система государственного и частного регулирования развития туризма северного Вьетнама.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом, следует решить следующие задачи:
• Исследовать теоретические основы туристских дестинаций, элементов, составляющих туристской дестинации;
• Изучить теории управления туристской дестинации (DMO) и примеры дестинаций с хорошей системой DMO;
• Исследовать инструменты для управления туристской дестинации;
• Выявить особенности и текущее состояние туристской индустрии северного Вьетнама;
• Анализировать существующие механизмы развития туризма северного Вьетнама;
• Разработать новые туристские маршруты и продукты, привлекающие туристов в туристские дестинации северного Вьетнама;
• Предоставить решения к совершенствованию существующих механизмов и стратегии развития туризма северного Вьетнама как международной дестинации.
Методы исследования:
1. Метод анализа и синтеза
2. Картографический метод
3. Статистический метод
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении конкретных предложений автора по совершенствованию механизмов развития туристской дестинации северного Вьетнама.
В рамках данного диссертационного исследования были рассмотрены теоретические аспекты понятия «туристской дестинации». Касаемо инструментов управления дестинацией, следует отметить, что во Вьетнаме уделяется недостаточное внимания относительно внедрения стратегических документов на каждом регионе, обладающим потенциал. По применению ИКТ в управлении дестинациями, во Вьетнаме был создан набор приложений для управления дестинациями в соответствии с тенденцией цифрового туризма (таблица 1), но эти приложения не получили широкого распространения.
Во второй главе были рассмотрены периоды становления туризма северного Вьетнама и характеристики регионального разделения территории Вьетнама. Следует отметит, что только в периоде «Дой мой» и особенно после 1990 года туризм северного Вьетнама стал популярен среди всего населения и начал иметь четкие стратегии развития.
Также был проведен анализ туристско-рекреационных ресурсов субрегионов северного Вьетнама. Горные провинции северо-запада и северо-востока Вьетнама имеют множество холмов и гор; много великолепных водопадов, особенно водопад Банджок; богатую cистему пещер; а также значительное количество этнических меньшинств, имеющих уникальных культурных традиций. Провинции дельты Красной реки имеют давнюю культуру, которая является основой для развития культурного туризма. Северные прибрежные провинции имеют длинную береговую линию и многие острова, которые обеспечивают ресурсами для развития пляжного туризма. Проведенный анализ туристской деятельности в субрегионах северного Вьетнама позволил выделить проблемы, препятствующие развитию туризма: слабое развитие туристской инфраструктуры в горных районах, качество и количество человеческих ресурсов в туристской отрасли недостаточно, проблема диверсификации турпродуктов и маршрутов.
По системе государственного и частного управления индустрией туризма агентство по управлению дестинациями провинций полностью находится в модели государственного управления. Кроме того, туристские ассоциации, особенно Ассоциация туризма, тесно сотрудничающие с государственными агентствами, также вносят свой вклад в поддержку предприятий в индустрии туризма. Сочетание государственного и частного управления чрезвычайно важно и создает движущую силу для развития всей индустрии туризма. Однако отсутствует связей управления между северными провинциями.
Третья глава работы посвящена мероприятиями для развития туристской дестинации северного Вьетнама. Для повышения количества и качества профессиональных кадров, необходимо многостороннее сотрудничество по профессиональному обучению между учебными заведениями и компаниями, центрами занятости в индустрии туризма. Также необходимо выделить государственные бюджетные средства для обучения и переподготовки туристских кадров. Необходимо ввести положение о структуре работников в туристских организациях, чтобы местные жители и представители этнических меньшинств могли получать доход от индустрии туризма в регионе.
В вопросах инфраструктуры, особенно в горных провинциях, необходимо быстро достроить и сдать в эксплуатацию аэропорт в провинции Лаокай. Аэропорт в провинции Дьенбьен нуждается в модернизации, ремонте и увеличении числа прибывающих сюда внутренних рейсов. Необходимо продолжать сотрудничество с авиакомпаниями, договариваться о политике расширения маршрутов, соединять больше направлений и увеличивать количество регулярных рейсов для международного аэропорта Вандон в провинции Куангнинь с возможностью приема большого количества пассажиров. Кроме того, необходимо улучшить энергетическую инфраструктуру и установить интернет в горных провинциях. Стоит уделить внимание вопросам городского планирования и четкому планированию строительства и архитектуры. Традиционные деревни, старые дома, церкви этнических меньшинств должны быть сохранены и, или запланированы к ремонту в соответствии с местной архитектурой.
Чтобы решить проблему отсутствия связей между провинциями, был предложен автором региональный руководящий комитет по туризму. Этот комитет представляет собой государственно-частное партнерство и находится под руководством Министерства культуры, спорта и туризма.
Кроме того, предложен автором новый план туристского районирования, который больше подходит для северных провинций Вьетнама с точки зрения туристской функциональности, туристской открытости, перспектива туризма и особенно политики для связи туристских продуктов между провинциями. По данному районированию север Вьетнам разделен на три региона: северо-западный, северо-восточный и дельта Красной реки. Таким образом, выделены три туристских региона в каждом из которых имеется крупный туристский центр: Ханой, Куангнинь и Лаокай.
Были предложены варианты новых туристских маршрутов, привлекающих туристов в туристские дестинации северного Вьетнама, в том числе внутрирегиональные: паломнический маршрут по Красной реке, сельский туризм в северо-западном регионе, патриотическое путешествие в северо-восточном регионе; и межрегиональные маршруты: круиз вдоль Красной реке, экскурсия по пещерам северного Вьетнама, экскурсия по местам для прыжков с парашютом и парапланом северного Вьетнама.
С учетом результатов, полученных в диссертации, автор считает, что эти мероприятия будут способствовать равномерному и устойчивому развитию туризма в северных провинциях Вьетнама, принося практические экономические и интеллектуальные ценности для местных жителей региона в частности и для общества в целом.
1. Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма, № 1/2014. С. 24-38.
2. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 336 с.
3. Гончарова, Н.А., Кирьянова, Л. Г. Управление жизненным циклом дестинации / Н.А. Гончарова, Л. Г. Кирьянова // Известия Томского политехнического университета. – 2011. – Т. 318. – № 6.– С. 52–56.
4. Доклад всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее» // ООН, 1987г.
5. Л. Г. Кирьянова. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы, Вестник КемГУ 2012 № 4 (52) Т. 1, с 135.
6. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ.
7. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ.
8. Экономика туризма: учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 320 с.
9. Информационный ресурс о планах развития страны на ближайшее будущее и мерах по улучшению качества жизни людей // Национальные проекты. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm (Дата обращения 17-20.03.2023).
10. A practical guide to tourism destination management. – Madrid: WTO, 2007.
11. ALI, Alisha and FREW, Andrew J. (2014). Technology innovation and applications in sustainable destination development. Information Technology & Tourism, 14 (4), 265-290.
12. Báo cáo Thường niên Du lịch Việt Nam 2019 - Hà Nội: NXB Lao Động, 2020. - 72 tr.
13. Báo cáo trẻ em ngoài nhà trường. Nghiên cứu của Việt Nam / UNICEF, 2016. 180 tr.
14. Bộ công cụ về du lịch có trách nhiệm tại Việt Nam / Chương trình Phát triển Năng lực Du lịch có Trách nhiệm với Môi trường và Xã hội. Hà Nội, 2013.
15. Buhalis, D. (2000): Marketing the competitive destination of the future. Tourism Management, 21(1): 97–116.
16. Burkart, A. J., Medlik, S. (1974): Tourism. Past, present and future. London, Heinemann. 354 p.
17. Các vùng, tỉnh, thành phố trực thuộc trung ương: tiềm năng và triển vọng đến năm 2020. Nhà xuất bản Chính trị quốc gia, 2009 - 686 trang.
18. Cao Thị Ngọc Lan. Báo cáo tham luận “Chuyển dịch lao động ngành Du lịch” / Diễn đàn kinh tế - xã hội Việt Nam năm 2022.
19. Chen, H.M. and P.J. Sheldon, “Destination Information Systems: Design Issues and Directions”, Journal of Management Information Systems, 14 (2), 151-176 (1997).
20. Cho, B. H. (2000), ‘Destination’, in J. Jafari (Ed.), Encyclopaedia of Tourism, Routledge, London and New York.
21. Ewing, G., Haider, W. (2000): Estimating what affects tourist destination choice (pp. 35–58). In: Pizam, A., Mansfeld, Y. [eds.]: Consumer behavior in travel and tourism. New York.
22. Flagestad, A. (2002): Strategic success and organisational structure in winter sports destinations. A multiple stakeholder approach to measuring organizational performance in Scandinavian and Swiss case studies. Östersund, ETOUR.
23. Framke, W. (2001): The ‘destination’: A problematic concept. Paper presented at 10th Nordic Tourism Research Conference, Vasa 19–20.10.2001.
24. Goeldner, C. R., Ritchie, J. R. B. (2003): Tourism: principles, practices, philosophies. Hoboken, Willey. 514 p.
25. Gonçalves, V. F. C., Águas, P. M. R. (1997): The concept of life cycle: An application to the tourism product. Journal of Travel Research 35(4): 12–21.
26. HU, Y., Ritchie, J. B. (1993): Measuring destination attractiveness: A contextual approach. Journal of Travel Research, 32(2): 25–34.
27. Huong T. Bui and He T. Bui, Vietnam Tourism: Policies and Practices Pages: 12 – 27.
28. International Recommendations for Tourism Statistics / UNWTO, United Nations Publication, 2008. 145 p.
29. Leiper, N. Tourism Management. 3d ed. / N. Leiper/ – Sidney: Pearson Education Australia, 2004. – 326 p.
30. Luật Du lịch nước CHXHCN Việt Nam. Luật số: 09/2017/QH14 ngày 19/6/2017
31. Murphy, P. (1985): Tourism. A community approach. London, Routledge. 206 p.
32. Nghị định của chính phủ Về chức năng, nhiệm vụ, quyền hạn và tổ chức bộ máy của Tổng cục du lịch. Số: 20/CP ngày 27 tháng 12 năm 1992.
33. Nghị định của Thủ tướng Chính phủ số 171/1993/TTg ngày 17 tháng 4 năm 1993 về việc thành lập Sở Du lịch một số tỉnh, thành phố trực thuộc Trung ương.
34. Nghị định số 09/CP ngày 05/02/1994 của Thủ tướng Chính phủ về tổ chức và quản lý doanh nghiệp du lịch.
35. Nghị định số 26 của CHXHCNVN về việc thành lập Công ty Du lịch Việt Nam trực thuộc Bộ Ngoại Giao. Ngày 09/07/1960.
36. PGS.TS. Trần Thị Minh Hòa. Du Lịch Việt Nam Thời Kỳ Đổi Mới. ĐH Quốc Gia Hà Nội, 2014. 198 tr.
37. Quyết định 97/2002/QĐ-TTg ngày 22/07/2002 của Thủ tướng chính phủ phê duyệt Chiến lược phát triển du lịch Việt Nam 2001 - 2010.
38. Quyết định số 147/QĐ-TTg ngày 22/01/2020 của Thủ tướng Chính phủ: Phê duyệt Chiến lược phát triển du lịch Việt Nam đến năm 2030.
39. Quyết định số 2473/QĐ - TTG ngày 30/12/2011 của Thủ tướng Chính phủ: Phê duyệt “Chiến lược phát triển du lịch Việt Nam đến năm 2020, tầm nhìn đến năm 2030”.
40. Quyết định số 307/TTg của Thủ tướng Chính phủ: Quyết định phê duyệt quy hoạch tổng thể phát triển du lịch Việt Nam thời kỳ 1995 – 2010.
41. Seaton, A. V., Bennett, M. M. (1997): Marketing tourism products. London, Thomson Business Press. 540 p.
42. Thúc đẩy sự liên kết vùng trong phát triển du lịch các tỉnh miền núi Tây Bắc: Thực trạng và giải pháp. Nguyễn Thị Như Quỳnh, Đảng ủy phường Xuân Tăng, thành phố Lào Cai, tỉnh Lào Cai. Tạp chí Kinh tế và Dự báo, số 29 năm 2021.
43. Tổ chức hành chánh Việt Nam. Văn An Lê. Học Viện Quốc Gia Hành Chánh, 1963. 416 tr.
44. TS. Vũ Đức Minh, (2008), Giáo trình Tổng quan du lịch, NXB Thống Kê.
45. Văn học miền Nam: văn học Việt Nam nơi miền đất mới, Tập 1 Q. Thắng Nguyễn. Nhà xuá̂t bản Văn Hóa Thông Tin, 2003.
46. 09/7/1960 – Dấu son lịch sử đánh dấu sự ra đời Du lịch Việt Nam // Lịch sử ngành du lịch Việt Nam. Website Tổng cục du lịch Việt Nam. URL: https://vietnamtourism.gov.vn/post/33124 (Дата обращения 26.03.2023).
47. Ca trù được UNESCO công nhận là di sản nhân loại // Website Tổng cục du lịch Việt Nam. URL: https://www.vietnamtourism.gov.vn/post/5594 (Дата обращения 31.03.2023).
48. Campain "Live fully in Vietnam" // Official website of Vietnam National Administration of Tourism. URL: https://vietnam.travel/vietnam-debuts-live-fully-in-vietnam-campaign (Дата обращения 20.03.2023).
49. Dân số và lao động // Tổng cục thống kê. URL: https://www.gso.gov.vn/lao-dong/ (Дата обращения 05-15.04.2023).
50. Destination Management System of Europe// www.visiteurope.com. URL: https://www.simplevieweurope.com/technology/destination-management-system (Дата обращения 13-16.03.2023).
51. Destination Management System of France // URL: www.franceguide.com (Дата обращения 13-16.03.2023).
52. Destination Management System of Kirpa // URL: www.visitcyprus.com (Дата обращения 13-16.03.2023).
53. Destination Management System of Malta // URL: www.visitmalta.com (Датаобращения 13-16.03.2023).
54. Điểm đến du lịch // Cơ sở dữ liệu ngành Du lịch. URL: http://csdl.vietnamtourism.gov.vn/dest/ (Дата обращения 10-28.02.2023).
55. Định hướng phát triển du lịch vùng Tây Bắc // Website Tổng cục du lịch Việt Nam. URL: https://vietnamtourism.gov.vn/post/20769 (Дата обращения 20-30.03.2023).
56. ĐồngbằngsôngHồngpháttriểnsảnphẩmdulịch đặcthù // Tạpchí điệntửdulịchthuộcTổngcụcdulịchViệtNam. URL: http://www.tapchidulich.net.vn/dong-bang-song-hong-phat-trien-pham-du-lich-dac-thu.html (Дата обращения 30.03.2023).
57. DulịchViệtNamthờikỳ đổimới: Chuyểnmình, độtphá, vươntầmcaomới // LịchsửngànhdulịchViệtNam. WebsiteTổngcụcdulịchViệtNam. URL: https://vietnamtourism.gov.vn/post/33153 (Дата обращения 26.03.2023).
58. KhảosátdulịchvùngViệtBắc // WebsiteTổngcụcdulịchViệtNam. URL: https://vietnamtourism.gov.vn/post/1730 (Дата обращения 20-30.03.2023).
59. Lượng khách du lịch đến các tỉnh, thành phía Bắc tăng cao // Website Tổng cục du lịch Việt Nam. URL: https://www.vietnamtourism.gov.vn/post/27801 (Дата обращения 01.04.2023).
60. Nền tảng số trong lĩnh vực du lịch // Website Tổng cục du lịch Việt Nam. https://nentangso.vietnamtourism.gov.vn/#fb-modal (Дата обращения 17-20.03.2023).
61. OpenDevelopmentMekong // An integrated regional open data platform. URL: https://vietnam.opendevelopmentmekong.net/ (Дата обращения 10.05.2023).
62. Thúc đẩy phát triển kết cấu hạ tầng giao thông vùng Tây Bắc // Bộ giao thông vận tải. URL: https://mt.gov.vn/vn/tin-tuc/49797/thuc-day-phat-trien-ket-cau-ha-tang-giao-thong-vung-tay-bac.aspx (Дата обращения 02.04.2023).
63. TìmlạidấuấncáckhunghỉtrênnúithờiPháp // TrungtâmLưutrữquốcgiaI. URL: https://www.archives.org.vn/gioi-thieu-tai-lieu-nghiep-vu/tim-lai-dau-an-cac-khu-nghi-tren-nui-thoi-phap.htm (Дата обращения 25.03.2023).
64. TổngcụcDulịch đẩymạnhchiếndịchtruyềnthông, quảngbá “LivefullyinVietnam” trongbốicảnhmởcửatoànbộhoạt độngdulịch. // WebsiteTổngcụcdulịchViệtNam. URL: https://vietnamtourism.gov.vn/post/39965 (Дата обращения 20.03.2023).
65. Tổngquanvềpháttriểndulịchcáctỉnhvùng ĐôngBắcvà nhữngvấn đề đặtra // Việnnghiêncứupháttriểndulịch. URL: http://itdr.org.vn/tong-quan-ve-phat-trien-du-lich-cac-tinh-vung-dong-bac-va-nhung-van-de-dat-ra/ (Дата обращения 27-30.03.2023).