ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии
1.1. Формирование навыка самоконтроля школьников в учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности формирования навыка самоконтроля у младших
школьников 16
1.3. Педагогические условия формирования навыка самоконтроля
у младших школьников на уроках технологии 24
Глава II. Экспериментальная работа по формированию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии
2.1. Диагностика уровня сформированности навыка самоконтроля
у младших школьников 35
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии 41
2.3. Динамика уровня сформированности навыка самоконтроля
у младших школьников 49
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 62
Глава I. Теоретические основы формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии
1.1. Формирование навыка самоконтроля школьников в учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности формирования навыка самоконтроля у младших
школьников 16
1.3. Педагогические условия формирования навыка самоконтроля
у младших школьников на уроках технологии 24
Глава II. Экспериментальная работа по формированию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии
2.1. Диагностика уровня сформированности навыка самоконтроля
у младших школьников 35
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии 41
2.3. Динамика уровня сформированности навыка самоконтроля
у младших школьников 49
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 62
Изменения, происходящие в современном обществе, выдвигают на первый план требование готовить подрастающее поколение не только к успешному усвоению знаний, умений и навыков, но, главное, самостоятельной творческой активности, постановке и решению новых задач. В этой связи становится актуальным поиск таких подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе, который обеспечивал бы целостное формирование личности школьника, развитие его индивидуальности, способности к саморегуляции.
Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и представления о возможности дальнейшего изучения материала, самоконтроль должен осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных возрастных этапов на пути формирования целостной личности. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Среди условий, обеспечивающих эффективное личностное развитие младшего школьника, его высокую учебную успешность, в психолого-педагогической литературе отмечается формирование у учащихся начальных классов самоконтроля в учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.С. Лында, Д.Б. Эльконин и др.).
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершённых ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.
Необходимо отметить, что проблема формирования самоконтроля в учебной деятельности не относится к числу новых. Она неоднократно становилась предметом изучения многих психологов и педагогов (Б.А. Белькевич, М.А. Бондаренко, А.Б. Воронцов, Л.В. Жарова, Л.Е. Жогло, З.Д. Жуковская, Л.А. Запорожец, Г.С. Никифоров, В.А. Якунин и др.). Большое внимание при этом уделялось и начальной школе.
Анализ психологической, педагогической, методической литературы показал, что в настоящее время в науке накоплен определённый фонд в ис-следуемой нами проблеме, которая позволяет обратиться к изучению особенности формирования навыков самоконтроля у младших школьников.
В то же время, несмотря на обилие работ, посвященных данной проблеме, среди них отсутствуют те, которые рассматривали бы общие механизмы формирования самоконтроля в учебной деятельности учащихся начальной школы. Кроме того, практика свидетельствует, что на сегодняшний день эффективность формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников остается достаточно низкой. Об этом наглядно говорит большое количество слабоуспевающих и неорганизованных учеников, переходящих в среднюю школу, хотя к концу младшего школьного возраста ребенок должен учиться и верить в свои силы. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что проблема формирования самоконтроля у учащихся начальных классов является весьма актуальной и значимой для педагогики в научном и прикладном отношении.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в начальной школе у учащихся необходимо формировать не только предметные действия, но и личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Уроки технологии в начальной школе играют очень важную роль в формировании регулятивных универсальных учебных действий младших школьников, в том числе и для формирования навыка самоконтроля.
Несмотря на то, что очень важно сформировать навык самоконтроля у младших школьников, не всегда, к сожалению, в методических пособиях для учителя даются конкретные рекомендации по его формированию на уроках технологии. Однако в современных учебниках по технологии для начальной школы можно встретить методические приемы, способствующие эффективному формированию навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников.
Таким образом, нами выявлено противоречие между требованиями современных нормативных документов к уровню сформированности навыка самоконтроля учащихся и отсутствием методических пособий для учителя начальных классов, дающих конкретные рекомендации по формированию навыка самоконтроля учащихся на уроках технологии.
В связи с этим мы сформулировали тему нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников навыка самоконтроля.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии будет проходить более успешно, если:
- учащиеся мотивированы на проверку выполнения учебных заданий;
- учащиеся осваивают приемы контроля каждой операции при выполнении практической работы;
- организуется взаимопроверка и коллективная проверка выполнения учебных заданий.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и дать характеристику самоконтроля как компонента учебной деятельности.
2. Выявить педагогические условия формирования навыка само¬контроля у младших школьников на уроках технологии.
3. Провести диагностику уровня сформированности навыка само-контроля у школьников экспериментального класса.
4. Провести экспериментальную работу по формированию навыка са-моконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение педагогической, психологической и методической литературы;
2) эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
3) методы математической обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Головчинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонского района Белгородской области, 2 класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2017 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (11 апреля 2017 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в публикациях статей в сборниках научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития науки и современного образования» (10 апреля 2017 г., Белгород) и Между-народной научно-практической Интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (29-30 марта 2017, г. Белгород).
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении отражена актуальность выбранной темы исследования, научный аппарат исследования, задачи, методы, а также база исследования.
В первой главе рассматривается самоконтроль как компонент учебной деятельности, особенности формирования навыка самоконтроля у младших школьников и характеризуются педагогические условия формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Во второй главе представлена диагностика уровня сформированности навыка самоконтроля у младших школьников, а также содержание экспериментальной работы по формированию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 52 источников.
Приложение включает в себя диагностический инструментарий, конспекты уроков технологии.
Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и представления о возможности дальнейшего изучения материала, самоконтроль должен осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных возрастных этапов на пути формирования целостной личности. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Среди условий, обеспечивающих эффективное личностное развитие младшего школьника, его высокую учебную успешность, в психолого-педагогической литературе отмечается формирование у учащихся начальных классов самоконтроля в учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.С. Лында, Д.Б. Эльконин и др.).
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершённых ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.
Необходимо отметить, что проблема формирования самоконтроля в учебной деятельности не относится к числу новых. Она неоднократно становилась предметом изучения многих психологов и педагогов (Б.А. Белькевич, М.А. Бондаренко, А.Б. Воронцов, Л.В. Жарова, Л.Е. Жогло, З.Д. Жуковская, Л.А. Запорожец, Г.С. Никифоров, В.А. Якунин и др.). Большое внимание при этом уделялось и начальной школе.
Анализ психологической, педагогической, методической литературы показал, что в настоящее время в науке накоплен определённый фонд в ис-следуемой нами проблеме, которая позволяет обратиться к изучению особенности формирования навыков самоконтроля у младших школьников.
В то же время, несмотря на обилие работ, посвященных данной проблеме, среди них отсутствуют те, которые рассматривали бы общие механизмы формирования самоконтроля в учебной деятельности учащихся начальной школы. Кроме того, практика свидетельствует, что на сегодняшний день эффективность формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников остается достаточно низкой. Об этом наглядно говорит большое количество слабоуспевающих и неорганизованных учеников, переходящих в среднюю школу, хотя к концу младшего школьного возраста ребенок должен учиться и верить в свои силы. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что проблема формирования самоконтроля у учащихся начальных классов является весьма актуальной и значимой для педагогики в научном и прикладном отношении.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в начальной школе у учащихся необходимо формировать не только предметные действия, но и личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Уроки технологии в начальной школе играют очень важную роль в формировании регулятивных универсальных учебных действий младших школьников, в том числе и для формирования навыка самоконтроля.
Несмотря на то, что очень важно сформировать навык самоконтроля у младших школьников, не всегда, к сожалению, в методических пособиях для учителя даются конкретные рекомендации по его формированию на уроках технологии. Однако в современных учебниках по технологии для начальной школы можно встретить методические приемы, способствующие эффективному формированию навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников.
Таким образом, нами выявлено противоречие между требованиями современных нормативных документов к уровню сформированности навыка самоконтроля учащихся и отсутствием методических пособий для учителя начальных классов, дающих конкретные рекомендации по формированию навыка самоконтроля учащихся на уроках технологии.
В связи с этим мы сформулировали тему нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников навыка самоконтроля.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии будет проходить более успешно, если:
- учащиеся мотивированы на проверку выполнения учебных заданий;
- учащиеся осваивают приемы контроля каждой операции при выполнении практической работы;
- организуется взаимопроверка и коллективная проверка выполнения учебных заданий.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и дать характеристику самоконтроля как компонента учебной деятельности.
2. Выявить педагогические условия формирования навыка само¬контроля у младших школьников на уроках технологии.
3. Провести диагностику уровня сформированности навыка само-контроля у школьников экспериментального класса.
4. Провести экспериментальную работу по формированию навыка са-моконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение педагогической, психологической и методической литературы;
2) эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
3) методы математической обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Головчинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонского района Белгородской области, 2 класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2017 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (11 апреля 2017 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в публикациях статей в сборниках научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития науки и современного образования» (10 апреля 2017 г., Белгород) и Между-народной научно-практической Интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (29-30 марта 2017, г. Белгород).
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении отражена актуальность выбранной темы исследования, научный аппарат исследования, задачи, методы, а также база исследования.
В первой главе рассматривается самоконтроль как компонент учебной деятельности, особенности формирования навыка самоконтроля у младших школьников и характеризуются педагогические условия формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Во второй главе представлена диагностика уровня сформированности навыка самоконтроля у младших школьников, а также содержание экспериментальной работы по формированию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 52 источников.
Приложение включает в себя диагностический инструментарий, конспекты уроков технологии.
В последние годы проблема формирования самоконтроля становиться предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем, исследование показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность самоконтроля как компонента учебной деятельности и выявлены возрастные особенности его развития у младших школьников; рассмотрены педагогические условия формирования навыка самоконтроля школьников на уроках технологии; проведена диагностика уровня сформированности навыка самоконтроля у школьников экспериментального класса; проведена экспериментальная работа по формированию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что действие самоконтроля является важным компонентом учебной деятельности ученика. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и представления о возможности дальнейшего изучения материала, самоконтроль должен осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности.
В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы развития самоконтроля у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами; вопросы осуществления самоконтроля на всех этапах учебной деятельности; представления си¬стемы педагогических условий эффективного развития самоконтроля и мето¬дики их реализации.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень сформированности навыка самоконтроля младших школьников. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии. На контрольном этапе была выявлена положительная динамика уровня сформированности навыка самоконтроля младших школьников, что говорит об эффективности проведённой работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии будет проходить более успешно, если: учащиеся мотивированы на проверку выполнения учебных заданий, учащиеся осваивают приемы контроля каждой операции при выполнении практической работы; организуется взаимопроверка и коллективная проверка выполнения учебных заданий, нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии и может быть продолжено в дальнейшем.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность самоконтроля как компонента учебной деятельности и выявлены возрастные особенности его развития у младших школьников; рассмотрены педагогические условия формирования навыка самоконтроля школьников на уроках технологии; проведена диагностика уровня сформированности навыка самоконтроля у школьников экспериментального класса; проведена экспериментальная работа по формированию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что действие самоконтроля является важным компонентом учебной деятельности ученика. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и представления о возможности дальнейшего изучения материала, самоконтроль должен осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности.
В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы развития самоконтроля у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами; вопросы осуществления самоконтроля на всех этапах учебной деятельности; представления си¬стемы педагогических условий эффективного развития самоконтроля и мето¬дики их реализации.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень сформированности навыка самоконтроля младших школьников. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии. На контрольном этапе была выявлена положительная динамика уровня сформированности навыка самоконтроля младших школьников, что говорит об эффективности проведённой работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии будет проходить более успешно, если: учащиеся мотивированы на проверку выполнения учебных заданий, учащиеся осваивают приемы контроля каждой операции при выполнении практической работы; организуется взаимопроверка и коллективная проверка выполнения учебных заданий, нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии и может быть продолжено в дальнейшем.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования самоконтроля у младших школьников на уроках окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
9 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Формирование действий контроля у детей младшего школьного
возраста на уроках математики
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация учебной деятельности младших школьников на уроках математики (Методика обучения математики, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018



