ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО
ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ…………………………………………….
1.1. Основы техники нападения……………………………………………
5 5
1.2. Характеристика технико-тактических действий в нападении………. 9
1.3. Совершенствование командных технико-тактических действий в
нападении…………………………………………………………………… 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……….…. 18
2.1. Методы исследования………………………………………………….. 18
2.2. Организация исследования…………………………………………….. 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ … 22
3.1. Характеристика техническо-тактических действий в нападении в
волейболе…………………………………………………………………….. 22
3.2. Экспериментальное обоснование методики совершенствования
командных технико-тактических действий в нападении………….…….. 29
3.3. Определение эффективности разработанной методики……………… 33
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….…. 39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 43
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 47
Актуальность. Основной из тенденций развития современного
волейбола является увеличение мощности атакующих действий и повышение
количества результативных действий в нападении. Без мощного и
агрессивного нападения невозможно добиться победы. В волейболе за
последние несколько лет произошли значительные изменения, которые
связаны как с естественным процессом развития игры, так и с
существенными изменениями в ее правилах. Все это наложило отпечаток на
изменение характеристики технико-тактических действий в нападении
(Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова, 2002).
Повышение результативности атакующих действий команды
происходит благодаря единству факторов, ведущими из которых являются
технико-тактический арсенал игроков, физическая подготовленность,
психологическое состояние. В связи с этим актуальной является задача
анализа соревновательной деятельности и совершенствование на его основе
технико-тактических действий в нападении.
Цель исследования состояла в экспериментальном обосновании
методики совершенствования командных технико-тактических действий в
нападении юных волейболистов (на примере тренировочных групп 4-го и 5-
го годов обучения).
Объект исследования – тренировочный процесс, направленный на
процесс совершенствования технико-тактических действий в нападении
юных волейболистов.
Предмет исследования – методика совершенствования техникотактических действий в нападении юных волейболистов.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что использование методики
совершенствования командных технико-тактических действий в нападении,
основанной на соответствии параметров соревновательной деятельности позволит повысить эффективность не только нападения, но и игры команды в
целом.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1. Дать характеристику командным технико-тактическим действиям
в нападении юных волейболистов (на примере тренировочных групп 4-го и
5-го годов обучения).
2. Обосновать методику совершенствования технико-тактических
действий в нападении юных волейболистов в годичном цикле подготовки.
3. Экспериментально доказать эффективность разработанной
методики.
Практическая значимость состояла в определении задач
совершенствования технико-тактических действий в нападении юных
волейболистов на каждом этапе подготовки, в обосновании средств и
методов повышения эффективности атакующих действий.
Новизна исследований. Результаты проведенных нами исследований
расширяют имеющиеся представления об особенностях содержания учебнотренировочного процесса, направленного на совершенствование командных
технико-тактических действий в нападении юных волейболистов
тренировочных групп, о причинах, вызывающих трудности при обучении и
ошибки в технике выполнения игровых действий в нападении, о путях их
предупреждения и исправления.
1. Анализ командных технико-тактических действий в нападении
показал, что загруженности зон в нападении сборных команд, команд
Суперлиги, Высшей лиги «А», групп спортивного совершенствования и
тренировочных групп СШОР имеет существенные различия.
В командах мастеров распределение загруженности зон нападения в
среднем одинаковая. Доля атак из зоны 4 составляет в среднем 33% от
общего числа в сборных командах и в командах Суперлиги. В тренировочной
группе СШОР наблюдается явное преобладание атак в зоне 4. их доля
составляет от общего количества 81%.
В играх команд мастеров доля атакующих действий в зоне 2 и 3
приближается к зоне 4 (в среднем 26%). Из зоны 6 наибольший показатель в
количестве атак имеют сборные команды (17%), в играх учебнотренировочной группы СДЮСШОР количество атак при хорошей доводке из
зоны 6 составляет 3% от общего количества. При хорошей и отличной
доводке в сборных командах на долю атак из зоны 1 приходится 6%, в
командах Суперлиги – 5% от общего количества атак, в тренировочных –
всего 1% от общего количества.
2. В основу методики совершенствования командных техникотактических действий в нападении легло взаимодействие связующего игрока
и нападающих игроков. Основными средствами являлись упражнения
игрового характера с использованием методических приемов. Нами были
разработаны задачи по совершенствованию командных технико-тактических
действий в нападении, решаемые в ходе основного педагогического
эксперимента у юных волейболистов тренировочных групп:
1) совершенствование взаимодействия двух нападающих игроков (зоны
3 и 4) и связующего игрока без сопротивления блокирующих при доводке в
зону 3 и при доводке в зону 2;
2) совершенствование взаимодействия двух нападающих игроков (зоны
3 и 2) и связующего игрока без сопротивления блокирующих при доводке в
зону 3 и при доводке в зону 2;
3) совершенствование взаимодействия двух нападающих игроков (зоны
3 и 4) и связующего игрока с одиночным блоком при доводке в зону 3 и при
доводке в зону 2;
4) совершенствование взаимодействия двух нападающих игроков (зоны
3 и 2) и связующего игрока с одиночным блоком при доводке в зону 3 и при
доводке в зону 2;
5) совершенствование взаимодействия двух нападающих игроков (зоны
3 и 4) и связующего игрока с двойным блоком при доводке в зону 3 и при
доводке в зону 2;
6) совершенствование взаимодействия двух нападающих игроков (зоны
3 и 2) и связующего игрока с двойным блоком при доводке в зону 3 и при
доводке в зону 2;
7) совершенствование взаимодействия трех нападающих игроков и
связующего игрока с блоком и защитой при доводке в зону 3 и при доводке в
зону 2;
3.Результаты основного педагогического эксперимента подтверждают
эффективность разработанной методики совершенствования командных
технико-тактических действий юных волейболистов в нападении,
адаптированной к требованиям соревновательной деятельности в
современном волейболе.
Во всех проанализированных играх команда Белгородской области
превосходила соперников по результативности технико-тактических
действий в нападении, как в целом, так и отдельно в «доигровке». Выявлены
статистически достоверные различия с уровнем достоверности (0,95 и 0,99).
Амалин М.Е., Шилов А.С. Методика оценки соревновательной
деятельности в спортивных играх // Теория и практика физ. культуры. - 1980.
-№9.-С.19-22.
2. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар. света,
2005. – 72 с.
3. Беляев А.В. Атакующие комбинации//Спортивные игры. -1981. -№5.
-С.12.
4. Бунин В.Я. Теоретико-методические основы информационного
обеспечения соревновательной деятельности в волейболе. - Автореф. дисс.
канд. пед. наук. - Л., 1981. - 24 с.
5. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация
тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
6. Волейбол/ Под ред. Ю.Н. Клещева. –М.: Физкультура и спорт, 1985.
–270 с.
7. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры / Под общ.
ред. А.Г. Айриянца. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 230 с.
8. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической
культуры / Под ред. А.В. Беляева. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 368 с.
9. Годик М.А. Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт,
1988. –191 с.
10.Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт,
1991. -238 с.
11.Железняк Ю.Д. Тактическая подготовка волейболистов / Учебное
пособие. - Смоленск: ИФК, 1975. - 66 с.
12.Ивойлов А.В. Волейбол. – Минск: Вышэйша школа, 1985. – 262 с.
13.Ивойлов А.В. Соревнования и тренировка спортсмена. - Минск:
Выш.школа, 1982. - 144 с.