Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
………………………………………………………………………………….…5
1.1 .Требования к физической подготовленности футболистов в современном
футболе.………………………………………………………………………5
1.2 . Физическая подготовка в футболе, ее особенности и виды. ……………..9
1.3 . Характеристика и задачи начального этапа подготовки
футболистов.………………………………………………………..………17
1.4. Характерные черты ловкости футболистов ……………………………19
1.5. Возрастные особенности развития детей 8-10 лет………………....…25
Глава II. Методы и организация исследования…………………………….....29
2.1. Методы исследования………………………………………………………29
2.2. Организация исследования………………………………………….……...30
2.3. Описание экспериментальной методики………………..………………...31
Глава III. Анализ результатов педагогического эксперимента …………….36
3.1 Диагностика развития ловкости футболистов 8-9 лет
……………………...……………………………………………………………36
3.2. Влияние экспериментальной методики на развитие ловкости и
обсуждение результатов……………………………………………….………37
Выводы………………………………………………………………..……….…39
Практические рекомендации …………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………….…..41
Приложения …………………………………………………………………….45
Актуальность. Двигательная ловкость — царица управления
движениями (Н.А. Бернштейн). Ловкость - это сложное комплексное качество,
которое характеризуется, во-первых, способностью быстро осваивать
двигательные действия и, во-вторых,
способностью быстро и точно
перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями
меняющейся обстановки игры.
Ловкость футболиста проявляется, прежде всего, в действиях с мячом
и без мяча, в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Передвижения,
связанные с ведением, обводкой, отбором и ударами по мячу, требуют от
игроков самого широкого проявления ловкости.
От того, насколько хорошо игрок владеет собственным двигательным
аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности; зависят
быстрота, точность и своевременность выполнения приемов. Ловкость и
координационные качества являются фундаментом, на котором легко
строить здание арсенала технических приёмов. Ловкость развивается
довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет
потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.
Цель работы – повысить уровень ловкости футболистов 8 – 9 лет.
Объект исследования – процесс физической подготовки юных
футболистов.
Предмет исследования – методика развития ловкости футболистов
8 – 9 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной и методической литературы по теме
исследования.
2. Разработать экспериментальную методику развития ловкости
футболистов 8-9 лет.
3. Оценить эффективность экспериментальной методики по
развитию ловкости юных футболистов.
Гипотеза исследования предполагалось, что развитие ловкости у
футболистов 8-9 лет будет протекать наиболее эффективно, если в процессе
тренировочной деятельности применять сформированные нами комплексы
специальных упражнений, в сочетании с игровым методом.
Практическая значимость основывается на том, что разработанная
нами экспериментальная методика повысит уровень развития ловкости
юных футболистов 8-9 лет, что необходимо для дальнейшей специализации
на тренировках в секции футбола.
1. В результате проведенного анализа литературных источников и
личных наблюдений было выяснено, что достижение высоких спортивных
результатов возможно путем достижения высокой физической
подготовленности игроков в футболе. Ловкость является одним из важных
физических качеств для футболистов. Особенно важно развивать это
качество у начинающих, юных футболистов, что будет способствовать в
дальнейшем повышению уровня технико-тактической подготовленности.
2. Разработана экспериментальная методика развития ловкости
футболистов 8-9 лет, которая основывается на применении разработанных
нами комплексы специальных упражнений для развития ловкости юных
футболистов, в сочетании с игровым методом.
3. Результаты сравнительного анализа данных контрольных тестов,
полученных до и после педагогического эксперимента, убеждают в
правомерности выдвинутой гипотезы. Так, в тесте «Челночный бег
3х10метров» футболисты экспериментальной группы улучшили свои
показатели на 0,7 секунды, футболисты контрольной – на 0,2 секунды, в
тесте «Жонглирование» футболисты экспериментальной группы улучшили
свои показатели на 6,1 раз, футболисты контрольной – на 2,7 раза, «Ведение
мяча 30м с обводкой фишек» футболисты экспериментальной группы
улучшили свои показатели на 7,2 секунды, футболисты контрольной – на 3,5
секунды, «Бег по периметру квадрата со стороной 10 м» футболисты
экспериментальной группы улучшили свои показатели на 0,8 секунды,
футболисты контрольной – на 0,4секуды.
1. Абдулкадыров А.Л. Соотношение физической и технической подготовки
юных футболистов 11-14 лет на этапе начальной спортивной специализации:
Автореф. дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1985. 18 с.
2. Аванесов В.У., Лукин Ю.К. Исследование влияния дозировки упражнений
на эффективность развития скоростно-силовых качеств. Проблемы
физического воспитания студентов. // Материалы III республиканской
научной конференции. - Баку, 1963. - 190с.
3. Аванесов В.У., Лунин Ю.К. К вопросам совершенствования методики
развития физических качеств футболистов высокого класса. Проблемы
физического воспитания студентов. // Материалы II республиканской
научной конференции. - Баку, 1981. - 174с.
4. Адамбеков К.И., Адамбеков М.И. Динамика физической подготовки юных
футболистов в годичном цикле тренировки. Сборник научных статей, АлмаАта, 1985г.- с 75-80.
5. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей
младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дисс. - Омск, 1983. - 31с.
6. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей
младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами
развития двигательной функции: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1983.
22 с.
7. Алексеев В.А. Физиологические аспекты футбола. М, ФиС, 1986г.- 86 с.
8. Бизанц Г. Основные положения предсезонной подготовки юных
футболистов // Зарубежные научные исследования. Вып. I. - М.: ФиС, 1992. -
177с.
9. Бойченко Б.Ф.Методика комплексного контроля в процессе отбора юных
футболистов: Методические рекомендации. М., 1984. 29 с.
10. Выжгин В А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-
11 лет технике футбола: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. 18 с
12. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных
играх: Учебно-методическое пособие М.: ОАО Издательство Советский
спорт, 2010. 333 с.
13. Голомазов С, Чирва Б.Футбол. Анализ игр чемпионата мира по футболу
1998 г. Метод, разраб. М.: РГАФК, 1999. 55 с.
14. Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля
технического мастерства футболистов. - М.: ФиС, 2000. - 220с.
15. Горащук В.П. Дозирование физических нагрузок при развитии основных
двигательных качеств у школьников: Автореф. дис. канд. пед. Наук. М.,
1985г. - 22 с.
16. Золотарев А.П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом
в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17 лет:
Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. 22 с.
17. Казаков П.Н., Футбол - М.: ФиС, 1978.-256 с.
18. Кардосо А.М.У. Средства и методы скоростной и скоростно-силовой
подготовки юных футболистов 11-12 лет: Автореф. Дисс. пер. с исп. Т. - М.,
1985. - 37с.
19. Козловский В.И. Подготовка футболистов. М.: ФиС , 1974.-96 с.
20. Кудрявцев В.Д. Исследование физических качеств мальчиков 11-14 лет и
их прогностическое значение для отбора в группы подготовки юных
футболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978. 24 с.
21. Лалаков Г.Е. Структура и содержание тренировочных нагрузок
футболистов разных возрастов и квалификаций. - Омск, 2000. - 198с.
22. Лукин Ю.К. Методика тренировочной нагрузки скоростно-силовой
направленности в системе годичной и многолетней подготовки футболистов:
Автореф. дисс - М., 1990. - 32с.
23. Люкшинов Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов:
Научно-методическое пособие. - 2еизд., - М.: Советский спорт, ТВТ
Дивизион, 2006г.- 432с.43