Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ В СТРУКТУРЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО Я-НАРРАТИВА

Работа №135999

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Воспоминания о детстве в структуре автобиографического Я-нарратива 7
1.1 . Автобиографический Я-нарратив и личность 7
1.2 Семья и роль родителей в формировании Я-нарратива 14
1.3 Влияние культуры на развитие Я-нарратива 18
Выводы по Главе 1 22
Глава 2. Методы и организация исследования автобиографического Я-нарратива 23
2.1 Описание выборки исследования 24
2.2 Методы исследования 25
2.3 Процедура исследования 26
2.4 Математико-статистические методы обработки данных. 27
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1. Автобиографический Я-нарратив в контексте культурной специфики 28
3.2. Структура автобиографического Я-нарратива в семейной диаде родитель-ребенок 32
3.3. Обсуждение результатов 37
Выводы по Главе 3 41
Заключение 42
Список использованных источников 43
Приложения 50

Автобиографический интегрирует фрагменты субъективноо опыта разных этапов жизненного пути человека и подвержен влиянию культурных условий. Рассказывая о себе, человек использует существующие в культуре нарративные формы для упорядочивания и систематизации в сознании собственного опыта. Посредством нарратива человек выделяет в жизненном опыте и по-новому формулирует события своего настоящего, прошлого и будущего, что придает им смысл и формирует особую реальность.
Автобиографический нарратив конструирует историю жизни, подчеркивая некоторые события, как наиболее значимые и глубоко переживаемые. Ранние детские воспоминания являются эмоционально удаленными от настоящего, поэтому в повествовании о них наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности личности рассказчика.
Нарративная схема – это когнитивный механизм организации информации в доступном для понимания социального взаимодействия формате. Существуют обязательные структурные элементы нарративной схемы: начало истории, кульминация, окончание истории, транслируемые ценности и главный герой истории (Зайцева, 2016).
Каждый человек погружается в культуру с момента рождения и это пронизывает каждый уровень и аспект личности. Тем не менее, существуют идентифицируемые закономерности как между культурами, так и между субкультурными группами в рамках единой культуры (Wang Q., 2014).
Согласно мнению А.М. Жабборова «этнические русские, проживающие на территории Узбекистана, впитали в себя элементы культуры узбекского народа». Так же исследователь отмечает, что вместе с тем такое сравнение дает лишь условные различия, и не коренные жители Узбекистана представляют особый культурный слой (Жабборов A.M. и д.р., 2013).
Исходя из этого, Узбекистан, с точки зрения кросс-культурных сравнений, является очень интересной страной. Советское прошлое и воспитание интернационального «советского человека» и постсоветское независимое существование в условиях возрождения национальной и религиозной традиции в условиях бесконфликтного существования множества культурных групп делает Узбекистан местом как будто специально созданным для проведения кросс-культурных исследований (Митина О.В., Вахабджанова Ф., 2016).
На данный момент активно возрастает интерес к кросс-культурным исследованиям в данном регионе, однако, если в случае узбеков мы можем говорить об этническом единстве, то в случае других групп идентичность результатов, полученных на выборке русских проживающих в Узбекистане и России ставится под сомнение.
Целью исследования является изучение структуры автобиографического Я-нарратива у людей узбекской и русской национальности, проживающих в г. Ташкент и русских в г. Москва и Санкт-Петербург.
Предмет
Нарративная структура воспоминания о детстве у представителей русской и узбекской национальности.
Объект
Автобиографический Я-нарратив
Гипотезы
Для узбеков, как более традиционалистской культуры, воспоминания о детстве с большей вероятностью будут транслировать ценный опыт взаимодействия со значимыми другими.
Влияние семьи на развитие ребенка предполагает наличие схожей с родительской нарративной структуры в рассказах детей о детстве.
Задачи
Определить автобиографический нарратив в контексте культурной специфики
Сравнить структуру автобиографического Я-нарратива у респондентов русской и узбекской национальности
Сравнить структуру автобиографического Я-нарратива в семейной диаде родитель-ребенок
Методы исследования
Анализ текстов воспоминаний производился с помощью схемы нарративного анализа жизненных историй. Схема образно представлена в виде «золотой рыбки» и позволяет проследить типичные индивидуальные особенности в построении нарративной схемы (Зайцева Ю.Е., 2016). Схема включает следующие категории: тип нарратива (проактивный; защитный), тема нарратива (личная активность; близость), тон нарратива (оптимизм; пессимизм), последовательность (возмещения «интеграции»; обесценивания «порчи»).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение структуры автобиографического Я-нарратива и его культурных и семейных особенностей.
Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом к кросс-культурным исследованиям в данном регионе,
Полученные результаты отвечают поставленным задачам. В ходе исследования была описана структура автобиографического Я-нарратива для трех культурных групп, а также для групп семейных диад родитель/ребенок.
Данную работу так же можно подвергнуть критике, и главным аргументом может послужить отсутствие экспертных оценок. Что не позволяет проводить качественный анализ на более глубоком уровне.
Интересным видится исследование особенностей автобиографической памяти респондентов, относящих себя к одному и тому же этносу, но проживающих в рамках разных стран и культур, помимо русских в России и русских в Узбекистане.
Для получения более точных результатов в вопросе изучения структуры автобиографических Я-нарративов необходимы дополнительные исследования с расширенным репертуаром историй и кодировочной инструкцией, а также экспертных оценок.
Полученные данные могут стать хорошим основанием для дальнейших исследований и в дальнейшем использоваться при организации современных образовательных систем. Понимание особенностей памяти о детства в культурном контексте необходимо при реализации психотерапевтических техник, базисом для поддержания идентичности, самооценки и жизнетворчества.


1. Алюшева, А.Р. Овладение репертуаром культурных жизненных сценариев как фактор развития макроструктуры автобиографической памяти / А.Р. Алюшева // Психологические исследования. – Т. 5. – № 25. – 2012. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.01.2015).
2. Жабборов А.М., Жаббаров И. А. 2013. Формирование психологических и этнических особенностей у учителя узбекской школы. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. N 9. 2013/ (URL:http://www.jurnal.org/articles/2013/psih13.html)
3. Зайцева Ю.Е. Общий психологический практикум. Личность: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. С. 57-70; С. 98-102
4. Зайцева Ю.Е. Модель нарративного анализа стиля идентичности / Ю.Е. Зайцева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 4 Сер. 16, - 20016. С 6-22.
5. Макадамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3. С. 135-166
6. Митина О.В., Вахабджанова Ф. Адаптация методики «Ценностный портрет» Ш. Шварца в узбекской языковой среде с использованием психосемантического подхода / Митина О.В., Вахабджанова Ф. // Ананьевские чтения – 2016: материалы международной научной конференции. Том 2. – Спб.: Айсинг, 2016. – 460 с.
7. Нуркова, В.В Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. / В.В. Нуркова // М.: УРАО. – 2000. – 320 с.
8. Нуркова, В.В., Культурный жизненный сценарий как динамическая семантическая структура (ре)организации индивидуального жизненного опыта / В.В. Нуркова, М.В. Днестровская, К.С. Михайлова // Психологические исследования. – 2012. – 5(25). URL: http://psystudy.ru(дата обращения: ).
9. Bamberg, M. Form and functions of ‘slut-bashing’ in male identity constructions in 15-year-olds. Human Development. 2004; 47, 331–353. Doi:10.1159/000081036.
10. Bohanek, J. G., Fivush, R., Zaman,W., Lepore, C. E., Merchant, S., & Duke, M. P. Narrative interaction in family dinnertime conversations. Merrill-Palmer Quarterly. 2009; 55(4), 488–515. Doi:10.1353/mpq.0.0031.
11. Bohanek, J. G., Marin, K.A. Family narratives, self, and gender in early adolescence. 2009
12. Bohanek, J. G., Fivush, R., Zaman, W., Lepore, C. E., Merchant, S., & Duke, M. P. (2009). Narrative interaction in family dinnertime conversations. Merrill-Palmer Quarterly, 55, 488–515.
13. Bohn, A., & Berntsen, D. Life story development in childhood: the development of life story abilities and the acquisition of cultural life scripts in late middle childhood to adolescence. Developmental Psychology. 2008; 44,1135–1147. URL: http://dx.doi.org/10.1037/0012-1649.44.4.1135.(date of view: 28.03.2018 ).
14. Bruner, J. S. Culture and human development: A new look. Human Development, 33, 1990, 344-355
15. Bruner, J. Life as narrative. Social Research. 1987; 54, 11-32.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ