ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
I. Методологические аспекты изучения речей политических лидеров
1.1. Теоретические основы исследования речевых стратегий
1.2. Неоинституционный подход и теория рационального выбора в рамках реализации речевых стратегий
II. Исследование публичных выступлений политических лидеров России и Тайланда
2.1. Коммуникативные стратегии в рамках односторонней коммуникации президента России и короля Тайланда
2.2 Коммуникативные стратегии в рамках двусторонней коммуникации президента России и короля Тайланда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Актуальность работы заключается в том, что в век современных информационно-коммуникативных технологий в силу специфики быстрого и повсеместного распространения информации исследование речевых стратегий политических лидеров становится одним наиболее эффективных способов осмысления существующей повестки дня. Отношения Российской Федерации и Королевства Таиланд в XXI вв. становятся более дружественными и тесными с того момента, как лидеры двух стран встретились во время государственного визита президента России в Таиланд в 2003 гг. Это произошло впервые за 106 лет после встречи Короля Рамы V и Императора Николая II в Санкт-Петербурге в 1897 гг. В.В. Путин с бывшей супругой стали гостями Короля Пхумипона (Рамы IX) и Королевы Сирикит. Данный государственный визит считается открытием новой эры отношений между двумя странами, который привел к нынешнему сотрудничеству по многим аспектам. В.В. Путин и Король Рама IX признаются зарубежными СМИ лидерами, которые пользуются высоким авторитетом на международной арене. В.В. Путин, на протяжении долгого времени, руководящий Россией, одной из сверхдержав мира, считается ключевым игроком мировой политики. Король Рама IX все время своего долгого правления являлся лидером, способствующим гуманистическому мирному развитию тайского общества. По этой причине тема речевых стратегий этих политиков приобретает особый интерес в виду того, их высказывания могут воздействовать на социальную, экономическую и политическую динамку развития не только их стран, но и зарубежных.
Говоря о степени разработанности темы, стоит отметить, что сбор информации представляет некоторую сложность Выступления Президента В.В. Путина с первого дня его инаугурации 7 мая 2000 гг. по настоящее время размещены на официальном сайте. Там же находятся видеоролики, записи трансляций и стенограммы. Более того, все виды выступлений четко категоризуются по жанрам и датам.
Что касается выступлений Короля Таиланда, то они не размещены на подобном официальном сайте, хотя королевские речи короля Рамы IX, как правило, озвучивают по каналам средств массовой информации, они характеризируют лишь короткими фразами и изречения по разным поводам. Так же существуют записи полных текстов выступлений (в виду обращение к тайским гражданам), размещенные в цифровом формате в специальных сообществах социальных сетей, участниками которых являются люди, интересующие историей Короля (как правило они переведены на английский, и автору понадобилось сделать обратный перевод). Выступления для зарубежной аудитории (видеоролики, документальный фильм, расположенные на сайте www.youtube.com)автор самостоятельно стенографировал. Несмотря на то, что количество ресурсов для исследования довольно ограниченно, с точки зрения автора, они являются достаточно качественными для изучения специфики политической коммуникации Короля Рамы IX.
Объектом исследования являются публичные выступления глав государств Росси и Таиланда. Предметом– речевые стратегии используемые в выступлениях В.В. Путина и Рамы IX.
Цель исследования – выявление основных коммуникативных тактик в выступлениях В.В. Путина и Рамы IX.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
1) Проанализировать теоретические аспекты теории коммуникации.
2) Исследовать основные подходы к изучению деятельности политических лидеров в контексте неоинституционализма и теории рационального выбора.
3) Провести сравнительный анализ используемых коммуникационных тактик и стратегий в рамках односторонней коммуникации.
4) Провести сравнительный анализ используемых коммуникационных тактик и стратегий в двусторонней коммуникации.
Методологической основой исследования являются неоинституционный подход, теория рационального выбора и коммуникативный подход. Методом послужил: классический анализ текстов. Критериями выборки речей являются важные политические, экономические и социальные контексты, связанные с выступлением.
Теоретическая значимость заключает в том, что полученные материалы можно использовать для дальнейшего изучения взаимоотношений России и Тайланда. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в рамках данной работы выводы могут способствовать развитию политологического подхода к пониманию особенностей обращений выступленных Владимиром Владимировичем и Королем Рамой IX связано с различными политическими контекстами.
Работа состоит из Введения, Основной части, разделённой на две главы, каждая из которых в свою очередь делится на два раздела, Заключения, Списка используемой литературы и приложений.
Хронологическиерамкиисследованияохватываютпериодс1957г.по2021г. Начальная граница обусловлена тем, что в 1957 г. в Таиланде произошелвоенныйпереворот,послекоторогомонархияТаиландавновьсталавлиятельнымполитическиминститутом.ПравлениекороляРамыIXзавершилось со смертью монарха в 2016 г. Что касается президентства В.В.Путина,онодлитсяс2000г.понастоящеевремя,исключаяпериод2008–2012гг.,когдадействующийпрезидентзанималдолжностьпремьер-министр
В заключении следует сказать, что В.В. Путин и Король Рама IXцеленаправленно и рационально реализуют собственную политическую коммуникацию с помощью соответствующих эффективных речевых стратегий, направленных как на их соотечественников, так и на зарубежную аудиторию, в контексте выступлений по поводу значимых социальных, экономических, и политических событий, которые имеют большой общественный резонанс. Оба лидера обладают собственными особенностями при реализации различных тактик для создания атмосферы доверия и не только чувства единства граждан в обществе, но и ощущения стабильности и безопасности. У обоих есть уникальные методы коммуникации и способы выстраивания выступлений для урегулирования сложных ситуаций, обусловленные национальными особенностями и ментальностью их граждан.
Аникин Е. Е. Стратегия сопоставления в российской и американской рекламе: диссертация ... кандидата филологических наук / Е. Е. Аникин. - Тюмень, 2008. - 209 с.
2. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: SocioLogos, 1993. — 336 с.
3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер; Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. - Избранные произведения. М.: Прогресс. - С. 495-546.
4. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку / К. С. Гаджиев. - M: Логос, 1997. – 541 с.
5. Голуб И. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. - М.: Междунар. Отношения 1993. – 280 с.
6. Даль Р. О демократии/ Пер. с англ. АС Богдановского; под ред. ОА Алякринского // М.: Аспект пресс. – 2000. – Т. 200. – С. 112-113.
7. Ди Маджио П. / П. Ди Маджио, У. В. Пауэлл // Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях (пер. с англ. Г.Б. Юдина). — Экономическая социология. Т. 11. № 1, 2000. С. 34-56.
8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / И. С. Иссерес. ‒ Москва: Лки, 2008. - 284 с.
9. Норт Д. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик. М., 1993.
10. Ротстайн Б. Политические институты: общие проблемы / Б. Ротстайн — Политическая наука: новые направления (пер. М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой). - М.: Вече. С. 149-179.
11. Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии / А. П. Сковородников // Риторика - Лингвистика: сборник статей. Смоленск. СГПУ. – 2004. - № 5. С. 5-
12. Скрипаль А.А. Метафора как характеристика политическоого дискурса // Вестник ВолГУ. – 2011. – Серия 9, с 36-38.
13. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: монография / О. Н. Паршина; под ред. О. Б. Сиротининой; Астрах. гос. техн. ун-т. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2004. - 195 с.
14. Федеров А.В. Основы общей теории перевода (лингвистический очерк) / А. В. Федоров. - М.: Высш. Школа, 1968. 396 с.
15. Чудинов А. П. Современная политическая коммуникация / А. П. Чудинов. - Екатеринбург. Издательство Урал. Гос. Пед. Ун-та, 2009. – 292 с.
16. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. - Москва.: ИТДГК. «Гнозис», 2004. - 367 с.
17. Шейгал Е.И. Предвыборные теледебаты как жанр стратегической коммуникации / Е. И. Шейгал, Ю. М. Иванова // RESPECTUSPHILOLOGICUS. – 2004. - №5.(10): VilniausuniversitetoKaunoHumanitarinisfacultetas 2004. С. 29-41.
18. Adair, J. (2003). Effective communication. London, UK: Pan Macmillan Ltd.
19. Crews-Anderson T. A. Critical thinking and informal logic. – Humanities-Ebooks, 2007.
20. Gamson W. A. et al. Media images and the social construction of reality //Annual review of sociology. – 1992. – Т. 18. – №. 1. – С. 373-393.
21. Kasper G., Kellerman E. Communication strategies: Psycholinguistic and sociolinguistic perspectives. – Routledge, 2014.
22. Kinder D. R., Sanders L. M. Mimicking political debate with survey questions: The case of white opinion on affirmative action for blacks //Social cognition. – 1990. – Т. 8. – №. 1. – С. 73-103.
23. Littlemore J. The effect of cultural background on metaphor interpretation //Metaphor and symbol. – 2003. – Т. 18. – №. 4. – С. 273-288.
24. Malyuga E. N., Tomalin B. Speech behaviour in business communication: a linguacultural perspective //4th INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY SCIENTIFIC CONFERENCE ON SOCIAL SCIENCES AND ARTS SGEM2017. – 2017. – С. 961-968.
25. Mannan, Z. (2013). Business communication: Strategies for success in business and professions. Dhaka, Bangladesh: Saint Martin Publisher.
26. Peters G., Pierre J. The new institutionalism in political science //London/New York. – 1999
27. Roebuck, D. B. (2012). Communication strategies for today’s managerial leader. New York: Business Expert Press.
28. Yew, D. (2014). Communication strategies for the global workplace. Singapore: Pearson Education South Asia Pte Limited.