Введение 4
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА КАК ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6
1.1 Понятие оценки персонала 6
1.2 Задачи оценки персонала 9
1.3 Функции оценки персонала 11
1.4Цели оценки персонала 12
1.5 Ошибки, возникающие при оценке персонала 15
1.5Принципы оценки персонала 17
1.7 Классификация систем оценки персонала 17
1.8 Методы оценки персонала 19
1.9 Содержание качеств, обозначаемых как soft skills и hardskills 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОМПАНИЯМИ В РАМКАХ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ 33
Список использованной литературы 54
Приложения 57
Существуют различные факторы, которые являются существенными детерминантами успешности сотрудника на том или ином рабочем месте. Личностные черты, взаимоотношения с другими людьми и «мягкие навыки» («soft skills») представляют собой факторы, влияние которых на успешность в деятельности изучается в последнее время. Следует отметить, что «мягкие навыки» представляют собой общеизвестный и понятный термин, но он не определен точно. Данное понятие используется для обозначения личностных компетенций, таких как коммуникационные способности, дружелюбие, способность работать в команде и других. «Мягкие навыки» традиционно считаются дополнительными к «твердым навыкам» («hardskills»), которые подразумевают под собой способности выполнять определенные профессиональные задачи или совершать действия определенного типа.
«Мягкие навыки» имеют центральное значение для развития человеческого капитала и успеха рабочей силы. Растущая доказательная база показывает, что эти качества соперничают с академическими или техническими навыками в их способности прогнозировать занятость и заработок, среди других результатов. Поскольку рабочее место модернизировалось по всему миру, спрос на такие навыки увеличился за последние несколько десятилетий, все больше научных работ посвящено важности личностных навыков сотрудников для достижения целей организации и эффективного управления ею.
Так, например, в своей работе Borghans, Duckworth, Heckman, и ter Weel (2006) акцентируют внимание на значительном росте числа людей, выполняющих задания, требующие «мягких навыков», в период с 1970 по 2002 год. Харри ван Доренмален (председатель правления IBM) в одном из своих выступлений представил свои идеи о важности и востребованности «мягких навыков» . Кроме того, он выделил три основные черты, которыми в целом обладает успешный лидер в наше время, это гибкость, любопытство и открытость к изменениям. В недавно опубликованной статье Сет Годин, американский предприниматель и экономист, задается вопросом, как объяснить, что схожие организации со схожими профессионально-квалифицированными людьми, в конце концов приходят к совершенно разным результатам ? И ответом на данный вопрос, по его мнению, является то, что компании недооценивают значимость личностных навыков, сосредоточившись на измеряемых профессиональных компетенциях. Кроме того, он призывает перестать называть личностные характеристики «мягкими навыками» («softskills»), а перевести их в раздел «реальных навыков» («realskills»), потому что они работают и лежат в основе того, что необходимо современной организации.
Таким образом, принимая во внимание все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что в современном мире при оценке персонала учетsoft skillsне менее важен, чем учет hard skills, что определяет актуальность темы данной работы.
Формат выпускной квалификационной работы – исследовательская работа.
Предметом исследования выступают качества, оцениваемые в современных компаниях.
Объектом исследования являются практики современных компаний по оценке персонала.
Целью данной работы является исследование проблемы соотношения личностных и профессиональных навыков при оценке персонала в современных компаниях.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить литературу, касающуюся темы исследования
• Описать подходы и методы, применяющиеся к оценке персонала
• Рассмотреть опыт компаний и HR-специалистов в области оценки персонала
Любая организация состоит из людей, и ее успех напрямую зависит от возможностей человеческих ресурсов и от того, как люди взаимодействуют между собой внутри организации. Сотрудники являются фундаментальным компонентом любого предприятия и их характеристики оказывают глубокое влияние на результаты, которые компания может достичь. Данное утверждение касается как организаций, функционирующих в сфере оказания услуг, так и производственных компаний, даже если в последних конкурентоспособность продукта также основывается на выборе материалов и процессов, используемых для их изготовления, что доказывают примеры практик компаний.
Для того, чтобы повысить эффективность своей деятельности, компании применяют различные методы, в том числе связанные с оценкой персонала. При этом они используют разные подходы к оценке: с акцентом на оценку компетенций, с акцентом на оценку профессиональных качеств, где в том числе прослеживаются элементы оценки личностных особенностей (коммуникативность, работа в команде, мотивирование, установление отношений и другие).
Проанализировав практики рассмотренных компаний, были сделаны следующие выводы:
• Современные компании в своей практике используют разные соотношения профессиональных («hard») и личностных («soft») навыков.
• Анализ рассмотренных компаний позволяет предположить, что в крупных государственных компаниях делается акцент на оценку профессиональных навыков сотрудников.
• Для того, чтобы ключевые сотрудники эффективно выполняли свою работу, необходимо использовать оценку, основанную на сбалансированном учете как профессиональных, так и личностных навыков.
1. BorghansL.Peopleskillsandthelabor-marketoutcomesofunderrepresentedgroups/ BorghansL, WeelT, BruceA. Weinberg/ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cpb.nl/sites/default/files/publicaties/download/cpb-discussion-paper-253-people-skills-and-labor-market-outcomes-underrepresented-groups.pdf (дата обращения 02.04.2017)
2. Brooks C. The 10 most in-demand soft skills / [Электронный ресурс] // Сайт Business news daily, [2017]. - Режим доступа: http://www.businessnewsdaily.com/7860-skills-employers-want.html (дата обращения 02.04.2017)
3. Brooks C. The 10 Most In-Demand Soft Skills/ [Электронный ресурс]// Business news daily, 2016. – Режим доступа: http://www.businessnewsdaily.com/7860-skills-employers-want.html (дата обращения 17.04.2017)
4. Doyle A. Interpersonal skills list / [Электронный ресурс] // Сайт The Balance, [2017]. - Режим доступа: https://www.thebalance.com/interpersonal-skills-list-2063724 (дата обращения 02.04.2017)
5. Employment, skills and workforce strategy for the fourth industrial revolution/ [Электронный ресурс]// The future of jobs/ Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (дата обращения 02.04.2017)
6. Godin S. Let's stop calling them “soft skills”/ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://itsyourturnblog.com/lets-stop-calling-them-soft-skills-9cc27ec09ecb (дата обращения 02.04.2017)
7. Hard and soft skills – two key parts of career readiness [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://cpb.nl (дата обращения 06.04.2017)
8. Softskillssurvey [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://labor.hawaii.gov/wdc/files/2012/11/Soft-Skills-Survey-Results-and-Analysis-Report-FINAL.pdf (дата обращения 12.04.2017)
9. Softskills: оценка уровня развития у сотрудников [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.molga.ru/news/detail.php?ID=689 (дата обращения 12.04.2017)
10. The soft skills disconnect [Электронный ресурс]// National Soft Skills Association / Режим доступа: http://www.nationalsoftskills.org/the-soft-skills-disconnect/ (дата обращения 02.04.2017)
11. Top 10 SkillstoListonYourResume [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.flexjobs.com/blog/post/top-10-skills-to-list-on-your-resume/ (дата обращения 12.04.2017)
12. Баллантайн И., Пова Н. Центры оценки и развития. М.HIPPO. 2003.
13. Беляцкий Н. П., Велесько С. Е., Ройш П. Управление персоналом. Минск: Книжный дом “Экоперспектива”, 2005.
14. Биографическое собеседование [Электронный ресурс]/ Управление персоналом. – 2016, Режим доступа: http://upravlencam.ru/page307/page352/index.html (дата обращения 10.04.2017)
15. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб., 2003.
16. Веселкова О.В. Тест MBTI// Кадровая служба и управление персоналом организации. 2004 №6
17. Граждан В. Д. Социология управления: учебник. М.: КноРус, 2008. С. 348.
18. Денисов А.Ф. Отбор и оценка персонала: учебно-методическое пособие/ 2016. – С. 92-127
19. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 1993-4. N 3-4. С. 34-43
20. Журавлев П. В., Карташев С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю, Г. Технология управление персоналом. Настольная книга иенеджера М.: Экзамен, 1999. С. 280.
21. Кабакова Е. Система Томаса. Инструмент управления, развития и тестирования персонала [Электронный ресурс]/ Психология и бизнес. – 2017, Режим доступа: https://www.psycho.ru/library/304 (дата обращения 15.04.2017)
22. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009.
23. Коул Дж. Управление организацией̆ в современных организациях. М., 2004.
24. Критериальное интервью как метод оценки компетентности кандидатов [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.a-five.ru/articles/articles_118.html (дата обращения 12.04.2017)
25. Купер Д. Отбор и наем персонала: технологии тестирования и оценка/ Д. Купер, И.Т. Робертсон, Г. Тинлайн/ 2005. – М. 2005
26. Купер Д. Психология в отборе персонала/ А. Робертсон, Д. Купер – СПб: Питер, 2003
27. Люссато А. Тесты по подбору персонала/ 2002. – СПБ, 2002
28. Магура М. И., Курбатова М. Б. Оценка Работы персонала, подготовка и проведение аттестации // Управление персоналом. 2002. № 9 (74). С. 54-62.
29. Моргунов Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: Интел-Синтез, 2000.
30. Папкова Л. Ситуационное или кейс-интервью для оценки компетенций/ [Электронный ресурс]// Сайт Executive, [2013]. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/community/magazine/1787013-situatsionnoe-ili-keis-intervu-dlya-otsenki-kompetentsii-luchshaya-statya-22-28-01-13-v-tvorchestve-bez-kupur (дата обращения 07.04.2017)
31. Половинко В. С. Оценка в управлении персоналом // Известия Академии труда и занятости. 1998. № 3-4.
32. Половинко В. С. Субъекты оценки персонала // Вестник Омского государственного университета. 1988. Вып. 4.
33. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационно-социальная психология. СПб.: Речь, 2000.
34. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры и тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект Пресс, 2003.
35. Рудавина Е., Екимасов В. Книга директора по персоналу: практические рекомендации. СПб.: Питер, 2008.
36. Современные методы подбора персонала [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/sovremennye-metody-podbora-personala (дата обращения 12.04.2017)
37. Стандартизированное интервью [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.sociologyzone.ru/sogos-619-1.html (дата обращения 17.04.2017)
38. Страдвик Л. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. М., 2003.
39. Тестирование профессиональных знаний [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://testerhead.ru/art29/ (дата обращения 12.04.2017)
40. Типы собеседований и вопросы, задаваемые на них [Электронный ресурс]/ Практический журнал по управлению человеческими ресурсами. – 2017, Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/63317-red-w9-tipy-sobesedovaniy (дата обращения 10.04.2017)
41. Хруцкий В. Е., Толмачев Р. А. Оценка персонала: критика теории и практики применения сбалансированных показателей. М.: Финансы и статистика, 2007.