Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Способы выражения оценки и ее потенциал в языке молодежи (на материале современного немецкого языка)

Работа №135957

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы72
Год сдачи2023
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы лингвистического изучения разговорной речи в молодежной культуре 5
1.1 Язык молодежи и его особенности 5
1.1.1 Определение молодежи как социальной группы 5
1.1.2 Язык молодежи и его функции 6
1.1.3 Стилистические особенности языка молодежи и его состав 12
1.1.4 Связь молодежного сленга с понятиями “жаргон” и “арго” 15
1.1.5 Потенциал развития языка молодежи в немецком языке и способы его пополнения 18
1.2 Оценка в лингвистике 21
1.2.1 Понятие языковой оценки 21
1.2.2 Субъективная и объективная языковая оценка 25
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Особенности способов оценки в языке молодежи 29
2.1. Материал и методы исследования 29
2.2 Способы выражения оценки в современном немецком языке молодежи 30
2.3 Особенности материала из романа Кристиана Крахта “Faserland” 31
2.4 Способы передачи оценки в электронном журнале BRAVO 36
2.4.1 Оценка внешности человека и качеств его характера 36
2.4.2 Оценка поведения и навыков человека 40
2.4.3 Оценка фильмов, сериалов, игр и музыки 50
2.4.4 Оценка предметов и явлений 55
Выводы к главе 2 60
Заключение 62
Список научной литературы 64
Список лексикографических источников: 70
Источник практического материала: 71


Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению способов выражения оценки в немецком языке молодежи. Объектом исследования являются оценочные высказывания в современном немецком языке молодежи, а предметом – их семантико-синтаксическая характеристика и функционально-стилистические особенности. Цель настоящего исследования заключается в комплексном описании семантических, словообразовательных и стилистических особенностей оценочных высказываний в молодежной коммуникации. В соответствии с поставленной целью планируется осуществление следующих задач:
1. Уточнить дефиницию понятия «язык молодежи» и его взаимодействие с синонимично употребляемыми терминами «жаргон» и «сленг» и т.п.;
2. Определить место языка молодежи в системе немецкого языка;
3. Показать способы образования оценочных высказываний и выявить коннотации их значения и семантические изменения;
4. Выявить набор словообразовательных средств и моделей, используемых в оценочных высказываниях;
В качестве практического материала используются два типа текстов, относящиеся к художественной литературе и средствам массовой информации. Первым источником был выбран роман немецкоязычного писателя Кристиана Крахта “Faserland”, а вторым - молодежный интернет журнал «Bravo».
Актуальность темы настоящей работы обусловлена вниманием лингвистов к вопросу языка молодежи как к постоянно развивающемуся языковому явлению. Новизна работы определяется сравнением видов способов выражения языковой оценки в разных видах текстов.
Исследование было проведено с опорой на труды таких ученых, как Е.М. Вольф, Э.М. Береговская, В.А. Хомяков, Ф. В. Снегирёв, Е.А. Полехина, E. Partridge и др. В работе были использованы методы лингвистического описания, а также контекстуального, функционального и дистрибутивного анализа. Отбор материала для исследования проведен при помощи метода сплошной выборки.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе в соответствии с поставленной целью были рассмотрены средства передачи языковой оценки в языке молодежи в романе Кристиана Крахта „Faserland“ и в молодежном электронном журнале „Bravo“.
В ходе работы вначале были определены отличительные черты молодежи, как социальной группы, а также было исследовано понятие «язык молодежи» и его связь с терминами «сленг», «жаргон» и «арго». После этого были рассмотрены особенности немецкого молодежного языка, способы его пополнения и перспективы развития. Кроме того, нами были изучены работы отечественных и зарубежных лингвистов, посвященные исследованию Jugendsprache. Затем мы уделили внимание понятию «языковая оценка» и определили ее виды, а также связь с такими языковыми категориями, как эмоциональность, экспрессивность и модальность.
На следующем этапе мы обратились к анализу материала, в ходе чего было отобрано и проанализировано 80 языковых единиц. Мы провели анализ лексем, опираясь на их морфологические и грамматические особенности, а также на вид оценки, которые они выражают. Нами было отмечено, что в романе все языковые единицы имеют немецкое происхождение, а в текстах журнала часто встречаются англицизмы, особенно, когда темой статьи является киноиндустрия, знаменитые люди или музыка.
Проанализировав лексические единицы языка молодежи, мы пришли к выводу о том, что в тексте романа сленговые единицы выражают негативную оценку, а в молодежном журнале количественно преобладают лексемы с положительной семантикой. Кроме того, мы отметили, что речь представителей молодежи эмоциональна и полна
Результаты настоящей работы могут быть использованы для дальнейшего изучения молодежного языка в художественной литературе и средствах массовой информации. Выводы из проведенного исследования могут найти применение в сфере социолингвистики и стилистики.



1. Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. События. Факт. — М.: Наука, 1988.
2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. – 896 с.
3. Афтайкина С.Д., Мешкова Е.О. Английские заимствования молодежного сленга в немецком языке. Дневник науки. 2020. № 6 (42). С. 30
4. Ахманова. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., «Сов. Энциклопедия», 1966. 608 с.
5. Белый О.И. Определение понятия молодежь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya-molodezh/viewer (Дата обращения: 25.05.2023)
6. Беляевская Е. Г. Оценочная вариативность семантики слов и фразеологизмов в контексте. // Сборник научных трудов. Выпуск 336. М., 1989.
7. Береговская Э. М. Молодежный сленг. Формирование и функционирование // Вопросы языкознания.1996. № 3. С. 26–47.
8. Быков А.А. О лексико-семантических и грамматических особенностях сленга современной немецкой молодёжи // Вестник БГУ. 2014. №2.
9. Васильев, Л. М. Теоретические проблемы общей лингвистики, славистики, русистики / Л. М. Васильев. - Уфа: БашГУ, 2006.- 524 с.
10. Ветрова Э.С., Токарева В.Г. Национальные особенности современного сленга (на материале английского и немецкого языков). Studia Germanica, Romanica et Comparatistica. 2019. Т. 15. № 1-2 (43-44). С. 122-137.
11. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.,1985.
12. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. Москва, 1958. 462 с.
13. Грачева Е.В. Проблема определения немецкого молодежного языка. Вестник науки. 2019. Т. 3. № 6 (15). С. 227-230.
14. Гуслякова А. В. Особенности современного американского сленга: дисс. к. филол. н. М., 2008. 171 с.
15. Дмитровская, М. А. Знание и мнение: образ мира, образ человека / М. А. Дмитровская // Логический анализ языка: Избранное. 1988-1995. - М.: Индрик, 2003. - С. 47-56.
16. Жаркова Т.И. Сленг современной немецкой молодежи как средство развития коммуникативной компетенции студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/500187/ (Дата обращения: 25.05.2023)
17. Зоркина, К. В. Лингвопрагматические характеристики молодежного сленга (на материале немецкого языка): специальность 10.02.04 «Германские языки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Зоркина Ксения Вадимовна; Волгоградский государственный университет. – Волгоград, 2020. – 213 с.
18. Иванова. Г. Ф. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 5 (143). Филология. Искусствоведение. Вып. 29. С. 28 -36.
19. Колесникова К.Т. Современный немецкий язык и сленг как его проявление.Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 88-90.
20. Коломиец Е.А. Русско-немецкий словарь современного молодежного жаргона: около 2000 выражений / Е.А. Коломиец. - М. : АСТ: Восток-Запад, 2005. - 326 с;
21. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
22. Коровушкин В.П. Основы контрастивной социолектологии: Монография: В 2 ч. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005. – Ч. II.
23. Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка. М.: Феникс +, 2005. 488 c.
24. Левикова С.И. Молодежный сленг как своеобразный способ вербализации бытия. - Новосибирск, 2004. С. 167-173
25. Липатов А. Т. Сленг как проблема социолектики: моногр. -М.: ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2010. - 318 с.
26. Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 1994. – 496 с.]
27. Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления: Проблемы семантики. — Новосибирск: Наука, 1986. — 227с.
28. Мальцева М.А. Сленг и жаргонизмы как средства экспрессивности в СМИ. В книге: Слово в зеркале истории языка. Сборник тезисов IV Всероссийских научных чтений с международным участием. Набережные Челны, 2021. С. 68-72.
29. Маркелова Т. В. Функционально-семантическое поле оценки в русском языке // Вестник Моск-го ун-та. Сер. 9. — 1994. − № 4. — С. 112.
30. Марушкина Н.С., Неупокоева В.Ю. Молодежный сленг как языковое явление // Молодой ученый. -2015.-№ 23 (103). - С.103-105.
31. Матарыкина Н.Д. Einige typische Entwicklungstendenzen im Wortschatz der modernen deutschen Jugendsprache. Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка. Сборник научных трудов. Липецк, 2020. С. 18-22.
32. Миловская Н.Д. Знакомьтесь: оригинальный малоформатный лексикографический справочник PONS «Wörterbuch der Jugendsprache – 2017». //Теория и практика иностранного языка в высшей школе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 10-15.
33. Морозов Е.А. Молодежный язык Германии: история развития от 18 века до нашего времени [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnyy-yazyk-germanii-istoriya-razvitiya-ot-18-veka-do-nashego-vremeni (Дата обращения: 25.05.2023)
34. Нестеренко С.А., Южанинова Е.В. Структурно-семантическая характеристика молодежного сленга (на материале немецкого языка). Ученые записки НТГСПИ. Серия: История и филология. 2022. № 2. С. 76-90.
35. Николаева И. Н. Средства отрицания и формирования оценки. // Сборник научных трудов. Выпуск 399. — М., 1992.
36. Полехина Е.А. Молодежный жаргон как объект лингвистического исследования. Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. - Волгоград: ФБОУ ВПО «ВолГУ», 2012. - С. 180-183.
37. Россихина М.Ю. Общие тенденции в пополнении словарного состава молодежного жаргона в немецком и русском языках. Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. С. 348-352.
38. Россихина М.Ю., Цыганкова О.С. Специфика употребления немецкого молодёжного языка в сети Интернет. // Вестник Брянского государственного университета. №2 (2): История. Литературоведение. Право. Языкознание. Брянск: РИО ФГБОУ ВПО БГУ, 2012. С. 306-310.
39. Рыбакова Е.А. О некоторых особенностях языковой игры на уровне словообразования в языке современной немецкой молодёжи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-yazykovoy-igry-na-urovne-slovoobrazovaniya-v-yazyke-sovremennoy-nemetskoy-molodyozhi-na-primere-priyoma (Дата обращения: 25.05.2023)
40. Сакиева Р. С. Эмоциональная разговорная речь. - М., 1991.
41. Семенова И.В., Метелькова Л.А. Понятие “сленг”, его этимология и классификация. В сборнике: Вопросы филологии и переводоведения. Сборник научных статей. Ответственные редакторы Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары, 2018. С. 62-66.
42. Смирницкий А.И. Лексикология современного английского языка. - М., 1956
43. Снегирёв Ф. В. К вопросу об определении понятия «сленг» / Молодой ученый. – 2018. – № 9 (195). – С. 199-202.
44. Солодский М.В. Сниженная лексика в современном немецком языке; источники пополнения и особенности функционирования в молодежном сленге: автореф. дис. канд. филол. наук, 2004.- 43 с.
45. Ставицька Л. О. Арго, жаргон, сленг: соціальна диференціація української мови. К.: Критика, 2005. 464 с.
46. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. 366 с.
47. Телия В. Н. Типы языковых значений. — М.: Наука, 1981. — 269с.
48. Тюрина Н.А., Малыхина Т.А. Особенность молодежного немецкого сленга в русском и немецком языках. Вестник научных конференций. 2019. № 3-1 (43). С. 113-117.
49. Уразаева Н.Р., Теморбулатова Е.А. Источники пополнения современного молодежного сленга в немецком языке. Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2022. № 2 (22). С. 39-42.
50. Фомина Ю.А. Аспекты изучения языковой оценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-izucheniya-yazykovoy-otsenki (Дата обращения: 25.05.2023)
51. Цоллер В. Н. Экспрессивная лексика: семантика и прагматика // Филологические науки. — 1996. − № 6. — С. 64.
52. Швецова М.Г. Функции молодежного сленга. Альманах мировой науки. 2016. № 9-1 (12). С. 69-71.
53. Яхина А. М. Оценочность как компонент значения фразеологических единиц в русском, английском и татарском языках (на материале ФЕ, обозначающих поведение человека). Дисс. … канд. филол. наук. - Казань, 2008.
54. Müller-Thurau, Claus Peter. Lass uns mal ´ne Schnecke angraben. Sprache und Sprüche der Jugendszene . – Düsseldorf: Econ Verlag, 1984 – 176 S.
55. Partridge, E. (2015). Slang To-Day and Yesterday. London: Routledge

Список лексикографических источников:

1. Duden. Die deutsche Rechtschreibung [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.duden.de (Дата обращения: 25.05.2023)
2. PONS. Deutsch als Fremdsprache [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.pons.com/ (Дата обращения: 25.05.2023) Fremdwort.de. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fremdwort.de (Дата обращения: 25.05.2023)
3. Wikipedia. Die freie Enzyklopädie [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://de.wikipedia.org (Дата обращения: 25.05.2023)
4. Wiktionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://de.m.wiktionary.org (дата обращения: 25.05.2023).


Источник практического материала:

1. BRAVO. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bravo.de/ (дата обращения: 25.05.2023).
2. Kracht K. Faserland / K. Kracht. – Hamburg : Verlag Kiepenheuer & Witsch, Köln Umschlaggestaltung Tina Obladen, 1995. – 185 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ