Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Подростковый возраст в контексте формирования готовности к семейной жизни
1.2 Понятие готовности к семейной жизни: подходы к пониманию
1.3 Роль социальных институтов в подготовке к семейной жизни
ГЛАВА 2. СРАВНЕНЕ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 Формирование готовности подростков к браку в России
2.2 Модели подготовки подрастающего поколения к семейной жизни за рубежом
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1 Методика выявления и формирования готовности подростков к брачно-семейным отношениям
3.2 Программа эмпирического исследования: диагностика возможностей формирования готовности подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям
3.3 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Семья – это один из главных институтов общества. В соответствии со своей основной функцией деторождения и обеспечений преемственности в развитии она относится к фундаментальному социальному институту, в котором формируются основные нормы и ценности. Как отмечает Я. Щепаньский, «из всех социальных институтов семья является единственным социальным организмом, разрастающимся изнутри». В семье человек воспитывается, получает основные умения и навыки, необходимые в процессе социализации.
Семья как важнейшая ячейка общества претерпевает различные изменения. Эти изменения всегда были актуальны для изучения исследователями различных дисциплин. В настоящее время институт семьи находится в состоянии кризиса. Молодые люди все реже с ответственностью подходят к выбору партнера, что подтверждается статистическими данными о количествах разводов; прослеживается тенденция увеличения числа неформальных браков, либо брачные союзы заключаются преимущественно в более зрелом возрасте. Сейчас все чаще многие супружеские пары характеризуются сознательным нежеланием иметь детей. Данное явление, происходящее в обществе, получило название чайлдфри, то есть - добровольная бездетность. Что касается разрушения института семьи, у исследователей нет однозначного мнения по этому поводу. Существует несколько различных точек зрения, которые касаются изменений, происходящих с современной семьей. Одни ученые считают подобные изменения некоей трансформацией, которая в дальнейшем приведет к совершенно новым взаимоотношениям между супругами и их детьми. В то же время другие утверждают то, что в двадцать первом веке прослеживается разрушение семьи и семейных отношений, которое приводит к деградации всего общества в целом. Несмотря на это, многие авторы в своих книгах описывают положительные моменты подобных изменений. Во-первых, если сравнивать с прошлым веком, следует отметить высокую свободу в действиях супругов. Это дает индивидам возможность самореализации и самовыражения. Во-вторых, появился большой спектр обязанностей и функций, который могут выполнять люди вне зависимости от половой принадлежности. К примеру, женщина работает, в то время как мужчина занимается обязанностями по дому и воспитанием детей. Однако даже при наличии положительных моментов, социальный институт семьи характеризуется нестабильностью.
В научной литературе существует две точки зрения, оценивающие состоянии современного института брака и семьи в России. Первый подход – кризисный. Эта точка зрения рассматривалась в рамках московской школе под руководством А.И. Антоновым. По мнению исследователей, происходит разрушения института семьи. Сил и возможностей справиться с подобным кризисом у членов семьи недостаточно. Поэтому большое внимание уделяется необходимости эффективной социальной политики в государстве, изменений мнения общественности о браке и семейных отношениях. Огромный упор делается на негативных явлениях, происходящих в обществе, это касается увеличения числа разводов, роста смертности и уменьшения рождаемости, интенсивности внебрачных связей и многого другого. Второй подход – трансформационный. Приверженцы такой точки зрения изучали институт семьи под руководством С.И Голод в Санкт-Петербурге. Данный подход принято считать более объективным. Исследователи рассматривали изменения, происходящие с институтом семьи как модернизацию. Они считали, что семья находятся в состоянии перехода от одной формы к другой. Более того, они не видели в трансформации социального института ничего негативного, а наоборот показывали подобное явления с положительной стороны. Исследователи этой школы были более склоны к утверждению о том, что в обществе происходит эволюция семьи: переход от одних форм к другим, деформация отношений между членами семьи, изменение ролей в браке.
Также в настоящее время остро стоит проблема, связанная с готовностью молодежи к семейной жизни. Подрастающее поколение не готово к созданию семьи. Об этом свидетельствует множество проблем, связанных с молодыми семьями: увеличение числа разводов после нескольких лет совместной жизни, конфликт в распределение семейных ролей, незнание основ ведения семейного хозяйства, нежелание выполнять семейные обязанности, увеличение количества абортов, отсутствие должного внимания по отношению к детям и т.д. В настоящее время происходит падения авторитета семьи, институтов материнства и отцовства. Также, подростки редко следят за состоянием своего здоровья, в особенности репродуктивного.
Поэтому главными задачами общества являются - помощь в формировании правильных представлений о браке, обучение необходимым основам семейной жизни. Основной задачей социальной политики является внедрение программ по подготовке к браку и курсов, приобщающих подростков к здоровому образу жизни. И главной задачей родителей и школы является совместное возрождение семейных ценностей.
Гипотезы исследования:
- В настоящее время происходит дестабилизация современной российской семьи;
- Большинство девушек и юношей не считают важным создание семьи и рождение детей, основным жизненным приоритетом является успешное построение карьеры.
- Не существует комплексных программ по подготовке к семейной жизни, которые бы были включены в структуру учебного процесса;
Цель работы: изучение проблемы, связанной с формированием готовности подрастающего поколения к семейной жизни.
Задачи работы:
- изучение особенностей подросткового возраста в контексте формирования готовности к семейной жизни;
- рассмотрение подходов к пониманию готовности к семейной жизни и изучение отношения учащихся к созданию семьи.
- анализ роли социальных институтов в формировании готовности к семейной жизни;
- изучение возможностей формирования готовности у учащихся к брачно-семейным отношениям в рамках образовательного процесса.
Объект исследования: подрастающее поколение.
Предмет исследования: формирование готовности подрастающего поколения к семейной жизни.
Методы исследования:
- анализ научных литературных источников;
- анализ социальных исследований;
- анкетный опрос учащихся средней общеобразовательной школы;
- изучение мнения экспертов, занимающихся работой с подрастающим поколением.
Описание структуры работы:
ВКР включает в себя три главы, введение, заключение, список литературы, приложение. В первой главе освещается теоретико-методологическая база исследования формирования готовности молодежи к семейной жизни. В этой главе исследуются особенности формирования личности в подростковый период, рассматриваются различные подходы к пониманию готовности к браку, а также изучается влияние различных социальных институтов на подготовку подрастающего поколения к семейной жизни и родительству.
Во второй главе рассматриваются существующие модели подготовки подростков к взрослой жизни, существующие в настоящее время в России и за рубежом.
Третья глава посвящена изучению мнения экспертов о возможностях формирования готовности у подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям в рамках образовательного процесса.
Общий объем работы составляет 138страниц. Список литературы включает в себя 108 источников.
Семья является важнейшей ячейкой общества, без которой невозможно функционирование ни одного государства. Во-первых, семья – это основа развития всех цивилизаций. Во-вторых, именно она является необходимым условием социализации индивида. В семье у людей формируются основные ценности, социальные нормы, манеры поведения и многое другое. В-третьих, благодаря функционированию такого социального института происходит сохранение традиций и обычаев разных народов, которые в дальнейшем передаются из поколения в поколение.
Подростковый период является наиболее сензитивным для формирования готовности к семейной жизни. На этом этапе у подрастающего поколения закладываются основные нормы и ценности, существующие в социуме, формируются жизненные ориентиры, происходит глубинный самоанализ и оценка собственных возможностей, способностей и выбор интересов, появляется тяга к общению с более взрослым контингентом. Более того, у девушек и юношей формируются жизненные цели, начинается поиск путей их достижения.
В научной литературе существует множество различных подходов к пониманию готовности к семейной жизни: Л.Б. Шнейдера, В.С. Торохтия, Б.С. Круглова, И.В. Гребенникова, С.П. Акутиной и других. Подготовка к браку – это целый комплекс мер, формирующий знания у подрастающего поколения в различных областях семейной жизни. Она включает в себя следующие основные компоненты: физиологическую подготовленность, этическую и психологическую подготовленность, мотивационную подготовленность, правовую подготовленность, социальную подготовленность, экономическую подготовленность, педагогическую подготовленность, хозяйственную и бытовую подготовленность. Также, важно отметить, что готовность к семейной жизни является одной из составляющих социальной компетентности индивида. Это означает то, что подрастающее поколение должно иметь определенную систему знаний о себе и социальной действительности.
Главными социальными институтами, которые участвуют в формировании готовности подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям, являются семья и школа. В настоящее время отсутствует комплексная многофункциональная система подготовки подрастающего поколения к семье. При наличии в обществе успешного партнерства между социальными институтами и социальными учреждениями, подростки смогут не только благополучно социализироваться, но и создать в будущем здоровую семью, стать родителями.
В мире широко распространена практика подготовки девушек и юношей к будущей семейной жизни, что показывает. Зарубежные страны, особенно европейские государства, имеют богатый опыт в формировании готовности к браку у подрастающего поколения. Начатые в России похожие программы при участии некоторых мировых государств так и не были реализованы из-за господствующей в то время идеологии. В настоящее время начинают появляться различные нововведения в школах, включающие подготовку к семейной жизни, что свидетельствует о зарождение схожей с другими государствами тенденции. Если такая практика будет законодательно распространена по всей территории России, то уже в ближайшем будущем страна сможет избежать многочисленных социальных проблем, связанных с подростками. Зарубежные подходы носят главным образом прикладной, инструментальный характер и большее внимание уделяется медико-биологическим аспектам проблемы неподготовленности подрастающего поколения к будущей семейной жизни. В существующих отечественных курсах значительный акцент делается на морально-этические и образовательно-просветительские аспекты проблемы добрачных и семейных отношений.
Одной из составляющих ВКР была разработка методики выявления и формирования готовности подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям в рамках образовательного, которая включает в себя анкетный опрос для выяснения мнения учащихся касательно семейной жизни и учебно-методическое пособие, которое может быть использовано различными специалистами при работе с подростками. Основной целью предложенной программы является формирование необходимых знаний и умений, которые помогут девушкам и юношам обеспечить построение успешных брачно-семейных отношений в будущем. Методические материалы были апробированы на базе школы №235 в 10 классе.
Проведено эмпирическое исследование с целью диагностики представлений экспертов о возможностях формирования готовности подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям, на основании которого можно сделать следующие выводы:
Во-первых, по мнению экспертов, современный институт семьи находится в состоянии кризиса, это характеризуется падением престижа брака, родительства; большое количество разводов; рост числа неблагополучных семей; деформация семейных ценностей. Специалисты оценивают уровень готовности современных подростков как низкий.
Во-вторых, высока роль различных социальных институтов в формировании готовности к семейной жизни у подрастающего поколения, при успешном взаимодействии которых, можно достичь эффективных результатов. Главенствующими из них являются семья и школа.
В-третьих, специалисты убеждены, что в настоящее время необходимо обратить особое внимание на подготовку девушек и юношей к будущей семейной жизни. Учитывая специализацию, работники социальных учреждений подтверждают, что знания в области брачно-семейных отношений у подростков не систематизированные, разрозненные. Таким образом, гипотеза о том, что уровень подготовленности учащихся старших классов к семейной жизни, с позиций экспертов, высокий, так как ориентирами представлений подростков являются родительская семья, СМИ, книги и др., опровергнута. Более того, в ходе исследования, была выявлена необходимость разработки и интеграции программы по формированию готовности подростков к будущей семейной жизни.
В-четвертых, учебно-методическое пособие «Формирование готовности к брачно-семейным отношениям у подрастающего поколения» было апробировано на базе школы. Экспериментально подтверждена возможность практической реализации. Эксперты оценили разработанные материалы положительно, указав доступность языка написания, не перегруженность терминологией, наличие большого количества интересных упражнений.
В ходе результате выполнения ВКР были решены следующие задачи: изучена теоретико-методологическая база готовности подрастающего поколения к семейной жизни; рассмотрены различные модели подготовки, которые существую в отечественной и зарубежной практике; проведено исследование для диагностики возможностей формирования готовности подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям в рамках образовательного процесса.
Проблема, рассмотренная в данной работе, актуальна в наши дни и останется такой до тех пора, пока не будут предприняты все необходимые меры для ее искоренения. Для реализации подобной задачи нужно ресурсы, внимание общественности и помощь со стороны властных структур.
1. Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 8.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов //Пер. с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой/ Д: Феникс, 1998. — С. 448.
3. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997., С. 287.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 1, С.71.
5. Андрюшина, Е. В. Подростки, здоровье, семья // Экономические и социальные перемены в регионе. – 2004. – № 25. – С. 56–63.
6. Анисютина С. А. «Программа социально-педагогического сопровождения процесса подготовки подростков к семейной жизни». Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки) С. 27-30.
7. Анисютина С.А. Формирование готовности подростков к семейной жизни как целевая функция социального педагога// Ярославский педагогический вестник № 3–2009 (60); С. 42-46.
8. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов. М., 2008. С. 67.
9. Астахова Ю.Г., М.В. Агасарян. Социология семьи: учебное пособие, С. 68.
10. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. – М.: Политиздат, 1981. – С. 432.
11. Бодалева А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г., С.2280.
12. Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // «Науковедение» Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014, С. 24.
13. Варзиева Е.В. Проблемы молодой семьи как социальной структуры общества // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2 (17)., С. 54-56.
14. Векилова С.А. Психология семейных отношений. М-СПб 2006, С. 144.
15. Верещагина А.В., Самыгин С.И. Кризис традиционной семьи и альтернативы развития института семьи в России: теоретический анализ с позиций синергетической парадигмы // ИВД. 2014. №2., С. 8.
16. Винкельманн К. Европа в глобальной перспективе // Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе; Брамше. С. 84.
17. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи, Феникс, Ростов – на - Дону, 2007, С. 263.
18. Волченкова Е.В. Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методические подходы, 2010, С. 211.
19. Галкина Е.П., Кадничанская М.И. Трансформация института семьи в условиях современных модернизационных процессов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 193–200.
20. Ганина С.А. Религиозные и светские аспекты образования и воспитания детей в средневековой Руси: историко-педагогический и социально-философский анализ // Вестник ТГПУ. 2013. №4 (132), С. 66-71.
21. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- Спб.,2003, С. 272.
22. Голод С. И Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008. № 1; С. 40–50.
23. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.:Просвещение, 1991, С. 156.
24. Гуриева С.Б. Педагогические условия формирования у подростков представлений о семье // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №4 (11), С. 83-85.
25. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. В. Е. Клочко.- М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 264.
26. Жилина Л. Я. Диагностика готовности несовершеннолетних к будущей семейной жизни как направление деятельности психолога образования // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №2., С. 44-49.
27. Журавлёва Е.С. Взгляд современной молодежи на институт семьи и брака / Е.С. Журавлёва, Н.Е. Горбунова // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.), С. 420-423.
28. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва, «Просвещение», 1986, С. 128.
29. Захаров С.В. «Новейшие тенденции формирования семьи в России»/ Мир России. 2007. №4 С. 73-112.
30. Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России: – Ставрополь, 2006., С. 150.
31. Ишембитова З.Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества // Вестник Башкирск. ун-та. 2014. №2, С. 682-697.
32. Камолова М.Т. Некоторые психолого-педагогические проблемы семейного и школьного воспитания и оптимальные способы их решения // Ученые записки Худжандского гос. Ун. им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2016. №1, С.221-227.
33. Каргина З.А. Школьный учитель в системе дополнительного образования: возможности и проблемы // Воспитание школьников. 2013. № 1. С. 24–28.
34. Карцева Л.В. «Модель семьи в условиях трансформации российского общества»/Гендерная социология: проблемы семьи. 2003г. С. 92-99.
35. Касьянов В., В. Нечипуренко. Социология права/ словарь специальных терминов, 2001 г., с.480.
36. Кащенко Е., Агарков С. Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности; 2015 //Российское научное сексологическое общество, С.96.
37. Комарова И.А., Батура И.Н., Пойда О.В. Потапенко Е.О. Подготовка студенческой молодежи к семейной жизни и осознанному родительству: учеб-метод. мат-лы. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. – С. 52.
38. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства М.: "Питер" . 2010. С. 400.
39. Кочетов А.И. Мужчина и женщина: отношения полов: - Мн.: Полымя, 1989 С. 448
40. Кравцева Л. В. «Модель семьи в условиях трансформации российского общества» / Гендерная социология: проблемы семьи. 2003г. С. 96.
41. Крайг, Г. Психология развития: учебное пособие - 9-е изд. - СПб., 2006. – С. 940.
42. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологическо подготовки молодежи к семейной жизни//Вопросы психологии. 1986. №4, С. 63-68.
43. Кучмаева, О. В. Ценностные ориентации современной российской молодежи: особенности и перспективы // Социальная педагогика. - 2014. - №1. - С. 73-83.
44. Лагойда Н. Г. Проблема подготовки современной молодежи к браку и пути ее решения // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2013. №5, С.82-87.
45. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. – М.:, 1990. С. 302
46. Лукьянова И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков. 2001, № 4 С. 41—47.
47. Малаева М.И., Ниналалова Ф.И. Совершентсвование бюджетного финансирования социальной сферы как фактор повышения качества жизни населения // Финансы и кредит; 39 (471) – 2011; 56-61.
48. Мардахаев Лев Владимирович Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342), С. 174-177.
49. Марценковская Т.Д. Психология развития: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – С 527.
50. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой. - М.: Прогресс, 1980. С. 415.
51. Медведева И. А. Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28, С. 1287-1293.
52. Мжельская, Е. В. Современные подходы к сущности понятия «семейные ценности» / Е. В. Мжельская // Самарский научный вестник. 2013. № 4, C. 113-115.
53. Моэм С. Роман «Узорный покров». М.:Москва, 2008, С. 350.
54. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.,2007. С. 224.
55. Муртазина Л.Р. Автономизация брачного, сексуального и репродуктивного поведения населения как фактор либерализации семейно-брачной морали // Теория и практика общественного развития. 2011. №1., С. 107-109.
56. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни – М.: Академия, 2013. С. 256.
57. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // ЖУРНАЛ Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития; 2013, С. 187-192.
58. Овсянникова Е.А., Зиборова Е.И. Образ семьи в раннем юношеском возрасте как фактор формирования психологической готовности к семье и браку// Раздел VI. Педагогика, психология, социология, философия; 2014, 279-282.
59. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во институт Психотерапии, 2003. – С. 319.
60. Ондар, Л. М. Возрастная психология: Психология молодости, зрелости, старости //. - Кызыл: РИО ТывГУ, 2010, с. 227.
61. Осипова Л.Б., Горева О.М., Сербина Е.А. Современное состояние института семьи: проблемы и перспективы // Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 6 №6, Часть 2, 2014, С. 266-269.
62. Осипов Г.В. Энциклопедический социологический словарь, 1995, С. 663.
63. Петровский А.В. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: Пер Сэ, 2006.
64. Порохнюк Е.В. Эволюция семейных ценностей в процессе трансформации традиционной семьи в российском и восточном обществах: социологический анализ // Вестник АГТУ. 2013. №1 (55), С. 79-81.
65. Райгородский Д.Я. Подросток и семья: Хрестоматия: - Самара; -М, 2002. – С. 656.
66. Рахимзода, Х. Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни: Душанбе, 2002. – С. 324.р
67. Реан А.А Психология личности (серия «Мастера психологии»). — СПб.: Питер, 2013, С. 288.
68. Сафина Р.М «Современное состояние теории и практики духовно-нравственного воспитания младших школьников»./ Общество: социология, психология, педагогика (2011, №3-4) С. 148-152.
69. Сайфетдинова Э.И. Отношение обучающихся к семейным ценностям // Вестник Пензенского государственного университета. – 2013. – № 4. – C. 30–32.
70. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.,2002, С. 192.
71. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе // М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. — С. 540.
72. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ 2 изд. - М.: Просвещение, 1987, С. 120.
73. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия.- М.,1981, С. 210.
74. Тугуз Ф.А. Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 4, 2016, С. 223-248.
75. Тургенев И.С. "Накануне. Отцы и дети"// Издательство "Художественная литература", Москва, 1979, С. 240.
76. Тюленев А.Е. «Подготовка учащихся общеобразовательной школы к реализации социальных функций семьи». Москва. 1997.- С. 166.
77. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы: Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2009. – С. 256.
78. Федоренко С.С., Кислова Н.Н. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие – СПб., 2014. – С. 403.
79. Фрейд З. Культурная сексуальная мораль и современная нервозность // Психология и психоанализ сексуальности: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Барах, 2002. С. 221.
80. Фромм Э.З. Искусство любить. Исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990, С. 36.
81. Фурманская Д.Ю. Использование живописных материалов в работе со школьниками 11-12 лет // Журнал: Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.; 3(30), 2008, С. 253-255
82. Хазиева Ф.В. Проблема подготовки старшеклассников к осознанному родительству [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 256.
83. Хватова М.Б. Социально-педагогические особенности формирования ценностного отношения к семье и браку у старшеклассников в современных условиях// Педагогика; 2015., С. 158-163.
84. Шапиро Ю.Б. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни. Т. 2. // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. — М.: Институт социальной работы, 1997. – С. 463.
85. Шевандрин. Социальная психология в образовании. -М.: ВЛАДОС, 1995. С. 424.
86. Шкрябко И. П. Формирование готовности учащихся к семейной жизни и ответственному родительству [Текст] / И. П. Шкрябко // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 268.
87. Шнейдер Д.Б. «Семейная психология» / учебное пособие для вузов 2-е издание. – М.: Академический проект; Екатеринбург: деловая книга, 2006. – С. 768.
88. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. С. 512.
89. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, С. 352.
90. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 2004. С. 336.
91. Бекетова Е.В. Молодая семья в период первичной адаптации в междисциплинарных исследованиях URL: http://orenstatus.narod.ru/ (Дата обращения: 20.03.2018).
92. Браки и разводы в Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru / (Дата обращения: 17.04.2018).
93. Демографическая ситуация URL: http://rusrand.ru/ (Дата обращения: 2.02.2018).
94. Дени Дидро URL:https://antrio.ru/ (Дата обращения: 15.03.2018).
95. Информационное агентство России URL:http://tass.ru/ (Дата обращения: 5.03.2018).
96. Информационный портал Годовой отчет за 1998 г. Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации перед фондом ОНН по народонаселению, ЮНЕСКО по проекту «Половое воспитание российских школьников», URL: http://www.r-komitet.ru/obraz/go.htm (Дата обращения: 8.09.2017).
97. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения» Ульяновский государственный университет/ http://www.ulsu.ru/1.html (Дата обращения: 28.04.2016).
98. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.gosduma.net/ (Дата обращения: 5.04.2018).
99. Кризисные тенденции в российской семье. URL:http://rusrand.ru/ (Дата обращения: 5.03.2018).
100. Обращение к Председателю Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлову по вопросу ратификации Европейской социальной Хартии, Европейская социальная хартия / 04.06.2009 URL: http://www.mid.ru/ (Дата обращения: 7.05.2017).
101. Парламентские слушания в Государственной Думе РФ 2.06.2008 г. / «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности». URL: https://www.oprf.ru/ (Дата обращения: 7.05.2017).
102. Подростковый алкоголизм URL: https://www.rosminzdrav.ru (Дата обращения: 5.03.2018).
103. Стандарты сексуального образования в Европе / Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ, Федеральный центр просвещения в сфере здравоохранения, ФЦПСЗ. Кельн 2010, с. 13 URL: http://maxima-library.org/ (Дата обращения: 11.05.2017).
104. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года URL:http://government.ru/ (Дата обращения: 14.04.2018).
105. Таблица уровня жизни стран мира 2015 URL: http://gotoroad.ru/ (Дата обращения: 2.02.2018).
106. Фонд общественного мнения «о сексуальном воспитании» URL: http://fom.ru/ (Дата обращения: 16.04.2018).
107. Цитаты о семье URL: http://www.aforism.su/76.html (Дата обращения: 9.04.2017).
108. Шахова И. А. Трансформация ценностей института семьи в современной России. URL: http://www.amursu.ru/ (Дата обращения: 20.11.2017).