Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения туризма 6
1.1. Туризм как объект социологического анализа 10
1.2. Направления научного изучения туризма китайскими учеными 15
1.3. Институционализация туристической деятельности в КНР 21
Глава 2. Туристический потенциал г. Санкт-Петербурга – социологический анализ 28
2.1. Обзор г. Санкт-Петербурга как объекта туристических поездок 28
2.2. Условия для развития туристического потенциала г. Санкт-Петербурга 31
Глава 3. Анализ текущей ситуации в сфере туризма в г. Санкт-Петербурге 35
3.1. Оценка уровня удовлетворенности от посещения г. Санкт-Петербурга китайскими туристами (по результатам опроса) 35
3.2. Разработка бренд-бука г. Санкт-Петербурга как инструмента стимулирования туристической активности 46
Заключение 49
Список литературы 53
Приложения 59
В настоящее время в Китае, как и во всем мире, наблюдается динамичное развитие туристической индустрии, растет ее инвестиционная привлекательность. Развитию этого процесса способствовали те социально-экономические обстоятельства, которые вывели внутреннюю экономику Китая на новый уровень. Туристическая сфера стала полноправным экономическим сегментом, поскольку доходы туристических организации стали значимыми как для самих фирм, так и для экономики страны в целом. Сформировавшийся туристический комплекс вносит существенный вклад в развитие экономики страны.
Эти изменения социально-экономической жизни китайского населения нуждаются в изучении. Причем важный вклад в этот процесс должны внести социологи, которые могут предложить не только методы своей науки для изучения, но и методологию. В частности, крайне важно использовать выводы ученых представителей социологии туризма.
Теоретико-методологические основы работы. Несмотря на значимость туризма для экономики Китая, теоретическое изучение отрасли китайскими исследователями только началось. Такое направление науки как «социология туризма» пока не преподается и не изучается в вузах Китая.
Лидерами в изучении социологии туризма являются Э.Кохен, Г. Зиммель, З.Бауман, Г.Дебор. Китайская школа исследований туризма сначала создавалась вне страны, ее представители, обучаясь в зарубежных университетах, используя опыт и знания, накопленные мировой наукой, адаптировали их к изучению процессов, происходящих в стране, в том числе, описывая феномен туризма. Развитие туристической индустрии в Китае схоже с теми же процессами, происходящими в России, и также сдерживается целым рядом факторов.1
Цель работы. Проанализировать особенности развития туризма в г. Санкт-Петербург (на примере китайских туристов)
Задачи:
• изучить роль туризма в обществе,
• выявить вклад китайской науки в изучение туризма,
• исследовать этапы его институционализации в КНР
• выявить особенности развития туризма в г. Санкт-Петербург.
• оценить успехи и неудачи организации туристических поездок китайских туристов в г. Санкт-Петербурге.
Объекты исследования: туристический поток между Китаем и Россией, туристы из двух стран.
Предмет исследования: социально-экономические отношения, которые складываются в туризме, а также развитием индустрии гостеприимства в Санкт-Петербурге
Методы исследования. В работе использовались общенаучные методы, включая анализ литературы, используя при этом методы дедукции, сравнения, системного подхода, научной абстракции.
Одновременно использовались социологические методы, в частности, анализ правовых документов, регламинтирующих туристический бизнес, статистические отчеты туристических компаний, сайты туристических компаний с отзывами туристов и анкетирование китайских туристов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит и введения, 3-х глав, состоящих из 6 параграфов, заключения и приложений. В ней содержится 82 страницы, 4 таблицы, 9 диаграмм. Библиография содержит 54 наименования, из них 20 литературных источников на русском,13 на китайском и 11 на английском языках, а также 10 информационных источников.
Итак, актуальность темы обусловлена тем, что:
• Во-первых, в настоящее время в Китае, как и во всем мире, наблюдается динамичное развитие туристической индустрии, растет ее инвестиционная привлекательность.
• Во-вторых, сформировавшийся туристический комплекс вносит существенный вклад в развитие экономики страны.
• В-третьих, развитие туризма КНР знаменует собой формирование нового, свободного стиля и образа жизни миллионов людей.
В связи с этим изучение изменений социально-экономической жизни китайского населения нуждаются в изучении. Причем важный вклад в этот процесс должны внести социологи, которые могут предложить не только методы своей науки для изучения, но и методологию.
Объектом выпускной квалификационной работы являются Сфера туризма в Китае, туристический поток между Китаем и Россией, туристы из двух стран, предметом – социально-экономические отношения, которые складываются в туризме, а также степень удовлетворенности туристов поездками. Несмотря на значимость туризма для экономики Китая, теоретическое изучение отрасли китайскими исследователями только началось. Такое направление науки как «социология туризма» пока не преподается и не изучается в вузах Китая.
Термин «социология туризма» применяется для обозначения прикладного раздела туризма, изучающего с помощью социологических методов тенденции и факторы развития туризма как социального феномена и социального института. Китайская школа исследований туризма сначала создавалась вне страны, ее представители, обучаясь в зарубежных университетах, используя опыт и знания, накопленные мировой наукой, адаптировали их к изучению процессов, происходящих в стране, в том числе, описывая феномен туризма. Развитие туристической индустрии в Китае схоже с теми же процессами, происходящими в России, и также сдерживается целым рядом факторов. При этом можно выделить 8 этапов развития туризма в КНР. Ученые Китая отмечают, что учитывая высокие экономические показатели страны, а также благодаря растущему среднему классу существует огромный потенциал роста китайских выездных поездок. При нынешних темпах роста ожидалось, что к 2008 году за границу приедет 49 миллионов туристов, а к 2015 году это число выросло до 100 миллионов (DFAT, 2005). К 2020 году Китай станет четвертым по величине поставщиком выездных туристов в мире, что составляет 6,4% всего международного туризма. Несмотря на очевидные успехи, в организации туризма в Китае существует множество нерешенных вопросов и прежде всего – отсутствие должной законодательной базы его функционирования. Несмотря на важное место, занимаемое туризмом в стране, в китайском законодательстве до настоящего времени отсутствует единый кодифицирующий акт в виде регулирующего закона. Проект закона КНР о туризме до сих пор находится на стадии разработки, но при этом государством уже разработаны важные меры. Несмотря на растущий интерес со стороны научного сообщества и практикующих специалистов к вопросу развития сотрудничества в области туризма между РФ и Китаем, качественных и количественных исследований, анализирующих этот процесс недостаточно. Со всей очевидностью видны проблемы неразвитой инфраструктуры неграмотного продвижения тур. продукта, недостаточности проводимых мероприятий по привлечению и принятию китайских туристов в РФ. Так как Китай считается одним из перспективных туристских союзников России, вводится ряд программ по укреплению и расширению взаимодействия между этими странами. На слайде перечислены некоторые меры, разработанные нашими правительствами для упрощения туристических поездок между Россией и Китаем. В последние 5 лет русско-китайское туристическое направление является значимым среди граждан наших стран. Если говорить о современной статистике, то по данным Туристической ассоциации «Мир без границ» пик путешествий из Россию в КНР и из КНР в Россию пришелся на январь-декабрь 2017 года – в это время страны посетили максимальное количество туристов по сравнению с 2015 и 2016 годом. Фактически, китайских туристов стало в 2.5 раза больше, чем в 2015 г. Так в 2017 году были значительно упрощены процедуры получения визы для 18 стран. Среди них и Китай. Не стоит сбрасывать со счетов и экономический фактор, в виде девальвации рубля. Посещение России становится доступным для многих китайских туристов. Въездной турпоток из Китая в Россию в 2018 году достигло 2 млн. человек. Такой прогноз недавно представило Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. В основном, китайские туристы едут Москву, Санкт-Петербург, но и Ростуризм очень заинтересованы, чтобы география китайского-российского туристического обмена расширялась. Однако география китайско-российского туризма расширяется. В Петербурге за первое полугодие 2018 года число безвизовых туристов из КНР увеличилось на треть. Однако существуют некоторые проблемы: «инфраструктурные емкости» города во многом исчерпаны — и рынок стал ощущать запрос на новые туристические маршруты. С целью выяснения мнений китайских туристов о посещении России, нами был проведен опрос туристов, посетивших СПб в январе – феврале 2019 года. Структура опрошенных составила: 47% мужчин и 53% женщин. Самой многочисленной группой туристов по возрасту оказались китайские гости в возрасте от 25 лет до 44 лет. Было установлено, что большинство респондентов совершает туристические поездки 2-3 раза в год. Перед исследователем стояла задача понять, с какими целями китайские туристы посещают г. Санкт-Петербург. Как видно, 47% туристов посещают город с культурно-познавательной целью. Также на слайде представлена общая оценка туристов от города. Впечатление от города у большинства туристов: «нейтральное» - 47%, «положительное» - 30%. Нашлись и такие, у кого сложилось «отрицательное» впечатление. Хоть у большинства респондентов сложилось «Нейтральное» впечатление от города, 54% с уверенностью сообщили, что приедут в Санкт-Петербург еще раз. Контент-анализ открытых вопросов показал, что те, кто ответили, что собираются посетить Санкт-Петербург еще раз (54%). Из тех, кто ответил, что не планирует приезжать в Санкт-Петербург, еще раз (13%) назвали такие причины, которые вы можете увидеть на слайде. Следующий открытый вопрос был посвящен достопримечательностям города. Респондентам предлагалось назвать от 1 до 3, которые произвели на них наиболее впечатление. Делая обобщающий вывод можно сказать, что несмотря на то, что многие туристы называли в своих отзывах ряд проблем, большая часть из них собираются посетить Россию и Китай еще не один раз. Такая ситуация означает то, что туризм между нашими странами будет развиваться усиленными темпами, а результатом сотрудничества между нашими странами должно стать создание полнофункционального коридора с новыми туристскими продуктами, которые будут в дальнейшем реализовывать туроператоры. Так, например говоря о Санкт-Петербурге, существует ряд проектов, реализация которых позволит увеличить въездной турпоток вне туристического сезона. Таким образом, цели и задачи, поставленные в ВКР выполнены.
1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2004.— 188 с.
2. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. Том. 0. № 4. С. С. 133-154.
3. Бессараб Д.А., Штефан Л.В. География международного туризма. В 2 ч. Ч. 1. Туристическое страноведение: пособие для студентов вузов. Минск: ТетраСистемс, 2011. – 144 с.
4. Бухарова О. Из Пекина в Москву. Стартовал Год китайского туризма в России, Российская Бизнес-газета - № 11(889), 2013.
5. Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство “Логос” 1999. – 224с.
6. Зиммель Г. Созерцание жизни, Избранное, т.2. М., 1999
7. Карлусов В.В. Туризм в Китае. М.: Вост. л-ра, 2010. - 384 с.Кущев Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России. Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2014, №1(33) с. 63-68
8. Ким С.Б., Бахлайтнер Р., Социология туризма или о социологии путешествий, см. РЖ, серия 11, Социология, 2006, №3, с.92
9. Ким С.Б., Бахлайтнер Р., Социология туризма или о социологии путешествий, см. РЖ, серия 11, Социология, 2006, №3, 90-97
10. Куприкова А.А. Российско-китайское сотрудничество в сфере туризма на современном этапе: анализ состояния и перспективы развития // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45).
11. Лапшова Л.Н., Камзабаева М.С. Основные тенденции развития туристской отрасли КНР. Проблемы экономической науки и практики: сб. научных трудов/ под ред. С.А. Филатова; Новосиб. Гос. ун-т экономики и управления. – Вып. 2. –Новосибирск: НГУЭУ, 2016. – стр. 70-77.
12. Лапшова Л.Н., Ян Ц. Развитие сферы туризма в КНР // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 25-33
13. Лысикова О.В. Социокультурные практики туризма: социологический анализ: Монография. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2008. 135 с.
14. Медведева В.В. Cовременное развитие туризма в Китае // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 14(34). URL: https://sibac.info/journal/student/35/115450 (дата обращения: 23.12.2018).
15. Соколова М.В. История туризма: Учеб. пособие. — М.: Мастерство, 2002. — 352 с.
...