ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие инновационной стратегии организации 6
1.2. Инновационная стратегия как фактор повышения эффективности организации 16
1.3. Методы и критерии формирования инновационной стратегии организации 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 32
2.1. Методы оценки эффективности деятельности организаций 32
2.2. Роль инновационных стратегий в повышении эффективности деятельности организации 38
2.3. Анализ взаимосвязи инновационного развития организации и повышения эффективности ее деятельности 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДАК ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ 57
3.1. Принципы повышения эффективности деятельности организации на основе формирования инновационной стратегии 57
3.2. Методические подходы к повышению эффективности деятельности организации 60
3.3. Апробация методическогоподхода к повышению эффективности деятельности организации 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Приложение 1 90
Приложение 2 91
Аннотация 92
Актуальность исследования заключается в том, что глобализация и ужесточение конкуренции способствовали изменению традиционных стратегий развития организации. Развитие компании в меняющемся мире зависит от ее способности к постоянным инновациям, и инновационная стратегия организации имеет особое значение. Она свяжет направление, метод и приоритеты перспективного развития компании с её потенциальными инновационными стратегиями.
Современная экономическая ситуация диктует необходимость анализа общих черт инновационных стратегий организации, которые используются в эффективных компании и в неэффективных компании. И затем - разработка методического подхода к повышению эффективности деятельности организации на основе изучения существующих инновационных стратегий организации и апробация методического подхода.
Таким образом, в последние годы все больше и больше компаний начали использовать инновационные стратегии. По мере изменения среды меняется и бизнес-среда организации. Поэтому в условиях жёсткой конкурентной борьбы компании должны иметь возможность адаптироваться к изменениям. И практически все компании стараются идти в ногу со временем, обретают преимущества перед другими путем разработки инновационных стратегий организации и обеспечивают повышение эффективности деятельности организации. Необходимость разработки инновационной стратегии организации в современных условиях обусловили выбор темы исследования.
Теоретическое значение исследования заключается в освещении научной проблемы, погружении в вопрос с целью раскрытия категории инновационной стратегии. Выявлены новые зависимости, которые углубляют и расширяют сложившиеся подходы к определению инновационной стратегии.
Практическое значение исследования заключается:
Во-первых, в оценке влияния инновационной стратегии на эффективность деятельности организации.
Во-вторых, в разработке методического подхода к повышению эффективности деятельности организации на основе инновационной стратегии и апробация его на практике.
В-третьих, в применении методического подхода в определённой сфере деятельности. В том числе методический подход может применяться неэффективными организациями.
Целью исследования является разработка направлений по повышению эффективности деятельности организации на основе реализации разработанной автором инновационной стратегии.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить принципы повышения эффективности деятельности организации.
2. Исследовать методические подходы к повышению эффективности деятельности организации на основе формирования инновационной стратегии.
3. Рассмотреть и проанализировать методы оценки эффективности деятельности организаций.
4. Охарактеризовать роль инновационных стратегий в повышении эффективности деятельности организации.
5. Провести анализ взаимосвязи инновационного развития организации и повышения эффективности ее деятельности.
6. Рассмотреть влияние инновационной деятельности на рост эффективности предприятия.
7. Сформировать методический подход к повышению эффективности деятельности организации на основе инновационной стратегии.
8. Апробировать методический подход на примере предприятия АО «Электроавтоматика».
Научная новизна исследования заключается в том, что в исследовании сформированы принципы повышения эффективности деятельности организации, выявлена роль инновационных стратегий в этом процессе, определена взаимосвязь инновационного развития организации и повышения эффективности ее деятельности, разработан методический подход к повышению эффективности деятельности организации на основе инновационной стратегии.
Предмет исследования– разработка методического подхода к повышению эффективности деятельности организации на основе инновационной стратегии.
Объектом исследования является инновационная стратегия организации.
Теоретической основой исследования послужили концепции инновационной стратегии, эффективности деятельности организации, а также результаты исследований и положения, сформулированные в работах зарубежных и российских исследователей. Среди них следует отметить работы таких авторов как: ChengZhiguang;ZengJianping; ChenChen;XiaYingjie; Elkington J.; Copeland T.; Schaltegger S.; MüllerJulian M.;OanaBuliga ;Kai-IngoVoigt; Lisboa; Ana; Е. Йосихара; Ali, Murad;Virtanen, Henrik; Anggraeni; RrTini; NakaniaYumena; Х. Хопкинс; ДрукерПитер., Шумнете, Йозеф Алоиз., Маленков Ю.А.;Лившиц И. Л.; Батьковский А. М., Мерзлякова А. П.,Ридель Л. Н., Евсеева С. Е., Кузнецова Е. С., Грязнова М., О., Бельский С. И., Трачук А. В.и др.
В работе использовались следующие теоретико-методологические подходы исследования: системный, стратегический и др., а также совокупность общенаучных и специально-научных методов исследования: контент-анализа, сравнительного анализа, систематизации и др.
Информационная база исследования основывается на: материалах из различных интернет-ресурсов, СМИ; официальных сайтов компаний; материалах Китая; научных сборников; результатов международных исследований.
С целью всестороннего изучения выбранной темы ВКР в рамках научно-исследовательской работы автором также были опубликованы статьи:
Статья «Роль инновационной стратегии организации» – опубликована в сборнике научных статей по итогам X международной научно-практической конференции «Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий» (октябрь 2021 года);
Статья «Роль инновационных стратегий в повышении эффективности организации» – опубликована в сборнике научных статей по итогам X международной научно-практической конференции «Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий» (ноябрь 2021 года);
Статья «Принципы повышения эффективности деятельности организации на основе формирования инновационной стратегии» – опубликована в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории, методологии и практики научной деятельности» (март 2022 года);
Статья «Методические подходы к повышению эффективности деятельности организации на основе формирования инновационной стратегии» – опубликована в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Экономика. менеджмент. финансы» (апрель 2022 года).
Результаты, полученные в ходе подготовки перечисленных статей, были включены автором в соответствующие разделы настоящего отчета.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе. Общий объем составляет 92 страниц. ВКР состоит из введения, трёх глав с выводами к каждой из них, заключения, списка литературы.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определено понятие инновационной стратегии и приведена классификация стратегии.
На наш взгляд, более точное понятие инновационной стратегии в «оценка инновационных стратегий предприятия» говорится о том, что инновационная стратегия представляет собой целенаправленную деятельность по определению важнейших задач и приоритетов перспективного инновационного развития предприятия и выработке требующегося для их достижения комплекса инновационных мероприятий. Она призвана конкретизировать цели, методы и средства внедрения различных новшеств, уточнить область их применения, оценить целесообразность совершенствования производимых продуктов (услуг) и используемых технологических процессов, а также выявить реальные инновационные возможности предприятия в данный момент и в перспективе с учетом современного состояния и прогнозируемой динамики развития экономики страны в целом.
Как объясняется в этой главе, существует три типа инновационных стратегий. Инновационная стратегия делится на наступательная стратегия, оборонительная стратегия и имитационная стратегия. Можно сделать вывод, что разные типы инновационных стратегий подходят для разных отраслей.
2. Представлены цели и содержание инновационной стратегий.
Инновационная стратегия анализирует внутреннюю и внешнюю среду организации с микро- и макро-точек зрения и улучшает технологии, продукты, организационную структуру, модель управления и другие аспекты для улучшения внутреннего самосовершенствования организации, адаптации к непрерывному развитию, окружающей среды, повышения конкурентоспособности предприятия и получения конкурентных преимуществ; Инновационная стратегия предоставляет возможности и проблемы для развития предприятий. Предприятия должны быть полны уверенности в инновационной стратегии, видеть ее положительные стороны и преимущества, которые она приносит предприятию, и всегда сохранять четкое суждение и видеть проблемы инновационной стратегии.
3. Обобщены методы и критерии формирования инновационной стратегии.
Рассмотрены два метода и два критерия для формирования инновационной стратегии. При использовании задачи-направленных методов и многоугольного анализа для формирования инновационной стратегии необходимо обращать внимание на постановку новых целей для предприятия; анализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия, чтобы получить возможность реализации; и контролировать и оценивать процесс реализации инновационной стратегии. Это ключевые моменты, на которые следует обратить особое внимание при использовании выбранных методов для формирования инновационной стратегии. После того, как инновационная стратегия сформирована, критерий используется для ее тестирования.
4. Представлены методы оценки эффективности организаций.
Эффективность – это широкое понятие, которое учитывает совокупность факторов как внутри организации, так и за ее пределами. Обычно ее называют степенью достижения заранее определенных целей. С другой стороны, эффективность – это ограниченное понятие, относящееся к внутренней работе организации. Это относится к количеству ресурсов, используемых для производства конкретной единицы продукции. Обычно она измеряется как отношение входящих данных к исходящим. Кроме того, эффективность в большей степени концентрируется на человеческой стороне организационных ценностей и деятельности, в то время как эффективность концентрируется на технологической стороне организации.
5. Охарактеризована роль инновационных стратегий в повышении эффективности организации.
Предприятия – базовое звено экономики. Инновация процесса охватывает все стороны бизнеса. Поиск эффективного управления инновациями происходит на основе сочетания научных инноваций и рынка факторов. Внедрение этих поисков в производство и является инновационной деятельностью. Инновационная деятельность представляет собой такую деятельность, которая имеет целью использование результатов новейших научных разработок и различного рода усовершенствований для того, чтобы выпускать на рынок новую продукцию (как товары, так и услуги), которая является конкурентоспособной. Нововведения, изменения являются результатом научно-технического прогресса. Именно реализация, внедрение инноваций в реальной жизни, использование продуктов умственного труда – идей и изобретений, обусловливает создание новых видов продукции, лучших по свойствам товаров и новых прогрессивных технологий.
6. Проведен анализ взаимосвязи инновационного развития организации и повышения эффективности.
Инновации являются очень сложной, многогранной проблемой, охватывающей весь комплекс отношений исследования, производства, сбыта. Огромное значение в повышении эффективности принадлежит менеджменту. Когда фирмы более конкурентоспособны вместе, чем по отдельности, это и является предпосылкой к созданию кластера как инновационной формы диверсификации и развития предприятий. Благодаря инновационной деятельности предприятия значительно увеличивают производство продукции, улучшают качество, существенно повышают производительность труда, обеспечивают повышение конкурентоспособности и рентабельности производства.
7. Определены принципы повышения эффективности деятельности организации на основе формирования инновационной стратегии.
Все большее значение приобретают поиск и построение эффективного сотрудничества, построение бизнес-сетей и инновационных сетей. Главной причиной этого является возможность усиления конкурентных позиций благодаря доступу к инновациям, знаниям, ресурсам и возможность реализации «синергетического» эффекта. Современные бизнес-сети являются сетями сотрудничества, а сотрудничества и все больше приобретают инновационный характер, ориентированный на построение цепей создания стоимости, ориентированных на инновации. Происходит перестройка бизнес-моделей и развитие организационных возможностей, таких как сетевые возможности для создания «ценностей», которые приводят к повышению эффективности деятельности.
8. Сформирован методический подход к повышению эффективности деятельности организации на основе формирования инновационной стратегии.
Инновации бывают как изобретениями, так и усовершенствованиями. Они бывают разных типов и сильно различаются по сложности и масштабу. Компании, пытающиеся получить прибыль, не могут продолжать работать в течение длительного времени без изменений, а если они попытаются, их клиенты оставят их и обратятся к фирмам с более современными продуктами или услугами. Разные компании используют разные подходы к использованию инноваций в попытке доказать свою эффективность.
9. Апробирован методический подход к повышению эффективности деятельности организации на основе формирования инновационного проекта.
Инновационный проект (внедрение новой технологии) окупится за 2 года и 9 месяцев. Чистый дисконтированный доход (NPV) составляет 53 234,8тыс. руб. Эта стоимость была получена при ставке дисконтирования 11% годовых. Внутренняя норма доходности (IRR) составляет 67,03%. Внедрение проекта по внедрению оборудования и комплексных систем для переработки металлолома позволит повысить эффективность деятельности на АО «Электроавтоматика». И все перечисленные выше показатели эффективности проекта указывают на эффективность и целесообразность инвестиций в него. Значит, принятие проекта будет способствовать повышению эффективности деятельности организации.
Таким образом, цель данной работы была достигнута.
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями)
Книги и монографии
3. Алексеева М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 303 с.
4. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник для академического бакалавриата / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – 3-е изд., перераб, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 747 с.
5. Борисова М. С. Стратегическое управление жизнеспособностью организации на основе применения системы сбалансированных показателей (монография) / В. М. Борисова, Ю. В. Вертакова, А. М. Борисов // М., Изд. Русайнс. – 2016. – 202 С.
6. Василевская И. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / И. В. Василевская. – 3-e изд. – Москва: РИОР, 2019. – 129 с.
7. Горфинкель В. Я. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – 4-е изд., перераб, и доп. – Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2021. – 380 с.
8. ДрукерПитер. Менеджмент. Вызовы XXI века. Litres, 2020.
9. Ключарев Г. А. Инновационные предприятия / Г. А. Ключарев, М. С. Попов, В. И. Савинков. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 382 с.
10. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики : учебник для вузов / Н. И. Лапин, В. В. Карачаровский. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 350 с.
11. Лысоченко А.А., Свиридов О. Ю. Теоретические основы стратегического управления: Учебник / А.А. Лысоченко, О. Ю. Свиридов. — Ростов н/Д.: Содействие–XXI век, 2016. — 420 с.
12. Маврина, И. Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / И. Н. Маврина. – Екатеринбург: УрФУ, 2014–132 с.
13. Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент // Москва: Проспект, 2011. – 224 с.
14. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / В.В. Кокосов, А. Н. Барыкин, Л.М. Гохберг [др.] под общ. ред. В. В. Кокосова. – М.: Магистр, 2009–429 с.
15. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей конкурентов. – Альпина Паблишер, 2016.
...