ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы изучения русской лексики 7
1.1. Системные отношения в лексике русского языка. 9
1.2. Типы словарных объединений в современном русском языке 11
1.3. Понятие лексико-семантической группы 13
1.3.1 Структура лексико-семантических групп 14
1.3.2. Лексико-семантическое поле чувств и эмоций 28
Выводы 35
Глава 2. Анализ лексико-семантической группы глаголов с общим значением «становление эмоционального состояния» в русском языке 38
2.1. Семантическая классификация глаголов лексико-семантической группы с общим значением становления эмоционального состояния 38
1. Приходить в определенное эмоциональное состояние 39
2. Приходить в состояние радостного возбуждения 41
3. Приходить в состояние бодрости, уверенности 42
4. Приходить в состояние беспокойства 44
5. Приходить в состояние страха 45
6. Приходить в состояние удивления 47
7. Приходить в состояние смущения 49
8. Приходить в состояние гнева, раздражения 50
9. Приходить в состояние огорчения, печали 52
10. Приходить в состояние покоя 54
11. Приходить в состояние умиления 57
2.2. Семантические корреляции глаголов ЛСГ становления эмоционального состояния 58
2.3. Лексико-синтаксические связи глаголов ЛСГ с общим значением становления эмоционального состояния 61
Выводы 72
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение 1 83
Данная работа посвящена описанию и структурно-семантическому анализу семантики и функционирования лексико-семантической группы глаголов с общим значением «становление эмоционального состояния».
Лексика представляет собой совокупность слов языка и его словарный состав. Слова не существуют в языке как изолированные единицы, а находятся в тесной взаимосвязи. Лексико-семантическая группа является одной из основных единиц описания в целях обучения русского языка как иностранного, и представляет собой слова, объединенные общими семантическими признаками и относящиеся к одной части речи.
Понятие глаголов со значениями «становление эмоционального состояния» является одним из важнейших для описания процессов человеческой деятельности. Это направление связано с широким кругом вопросов, в том числе, связанных с лексико-семантическими группами. Также, следует отметить, что глаголы с общим значением «становление эмоционального состояния» являются частотными в речи, а потому, исследование особенностей их семантики и функционирования при изучении русского языка как иностранного играет важную роль. Данными обстоятельствами и обусловлена актуальность настоящей работы.
Объектом исследования являются русские глаголы с общим значением «становление эмоционального состояния».
Предметом исследования являются особенности семантики и функционирования данных глаголов.
Цель работы заключается в выявлении особенностей семантики и функционирования лексических единиц лексико-семантической группы глаголов с общим значением «становление эмоционального состояния» современного русского языка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) описать теоритическую базу исследования;
2) отобрать единицы лексико-семантической группы глаголов современного русского языка с общим значением «становление эмоционального состояния» и определить их состав;
3) составить классификацию глаголов ЛСГ;
4) проанализировать функционально-семантические особенности данных глаголов;
5) проследить вариативность классификации отобранных единиц.
Методы исследования: метод сплошной выборки материала из семантических словарей русского языка, описательный метод, сопоставительный метод, метод компонентного анализа, дистрибутивный метод.
Материалами исследования являются данные, полученные из толковых словарей русского языка, словарей глаголов и Национального корпуса русского языка.
Научная новизна заключается в выявлении скрытых смыслов и связей единиц лексико-семантической группы с общим значением «становление эмоционального состояния», обусловленных системой русского языка и их частотного употребления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для разработки и решения теоретических задач исследования особенностей русской лексики при изучении русского языка как иностранного.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практике преподавания русского языка как иностранного и в лекционных курсах по русскому языку.
Гипотеза исследования: при выявлении и учете семантики национально-культурной ценности лексических единиц, входящих в лексико-семантическую группу глаголов со значением «становление эмоционального состояния», данные глаголы могут быть классифицированы с учетом позиций системных связей в лексике по семантическому признаку внутри своих групп с целью их адекватного толкования, а также понимания и усвоения материала иностранной аудиторией, изучающей русский язык.
Положения, выносимые на защиту:
1. Глаголы со значением становления эмоционального состояния являются средством категоризации фрагмента реальности, связанного с психическим миром человека. Будучи репрезентантами знаний о психической деятельности человека, данные глаголы характеризуются антропоцентричностью, пересекаемостью с другими глагольными классами и национальной специфичностью.
2. Эмоции, эмоциональные состояния представляются сложным феноменом, принадлежащим психической жизни человека и получающим определенные внешние проявления. Сложность и многомерность мира эмоций и чувств отражается в комплексном характере семантики рассматриваемых глаголов.
3. Человек не всегда способен четко разграничивать различные эмоции и их оттенки ввиду их аморфности, способности перетекать друг в друга. Соответственно, тот или иной глагол ЛСГ становления эмоционального состояния может соотноситься одновременно с несколькими оттенками эмоций. Преследуя цель тематической классификации глаголов данной ЛСГ, следует ожидать высокой степени проницаемости границ между выделяемыми подгруппами, наличие сложной системы отношений между глаголами разных тематических подгрупп.
4. Синтаксические связи, сочетаемостные свойства глаголов, включая глаголы ЛСГ становления эмоционального состояния, определяются их семантическими свойствами. Адекватное понимание и использование глагольных конструкций невозможно без знания об особенностях заполнения позиции актантов глагола, учета их семантической роли. Введение глагольной лексики на уроке русского языка как иностранного должно иметь комплексный, модельный характер.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе приводятся теоретические предпосылки исследования – в частности, рассматриваются системные отношения в лексике русского языка, типы словарных объединений в русском языке, понятие лексико-семантической группы, описываются особенности семантического поля чувств и эмоций. Во второй главе представлены результаты многоаспектного анализа глаголов лексико-семантической группы со значением «Становление эмоционального состояния», представленных в Толковом словаре русских глаголов под редакцией Л. Г. Бабенко. В параграфе 2.1 приводится семантическая классификация, выполненная на основе результатов проведенного компонентного анализа, а также процедуры ступенчатой идентификации для слов ЛСГ. В параграфе 2.2 описываются семантические связи между глаголами рассматриваемой лексико-семантической группы, выявленные в ходе сопоставления семной структуры глаголов данной ЛСГ. В параграфе 2.3 показаны лексико-синтаксические связи рассматриваемых глаголов, выявленные на основе анализа контекстов, извлеченных из словарных статей Толковых словарей и материалов Национального корпуса русского языка. В Заключении отражены основные выводы исследования. В конце работы имеется два приложения. В Приложении 1 представлены результаты процедуры ступенчатой идентификации. В Приложении 2 в виде таблиц приводятся некоторые выявленные характеристики глаголов рассматриваемой лексико-семантической группы.
В ходе проведенной работы была достигнута цель исследования – определены особенности семантики и функционирования лексических единиц лексико-семантической группы глаголов с общим значением «становление эмоционального состояния» современного русского языка. Выявлены скрытые смыслы и связи единиц лексико-семантической группы со значением становления эмоционального состояния, обусловленные системой русского языка. Произведена классификация глаголов ЛСГ становления эмоционального состояния по семантическому признаку.
В результате проведенного исследования были выявлены определенные соотношения между рассмотренным фрагментом реальности и его представлением в формах языка. В частности, установлено, что комплексный характер эмоциональной реакции, проявляющейся не только на психическом, но и на физиологическом и физическом уровне, отражается в семантике ряда глаголов, где совмещаются семы эмоциональных, физиологических и физических реакций. Но поскольку лексическая система языка не является зеркальным отображением действительности, в семантике некоторых глаголов рассматриваемой ЛСГ может получать отражение только один (собственно психический) аспект процесса становления эмоционального состояния, тогда как остальные его аспекты не принимаются во внимание носителем языка.
Произведенная классификация глаголов ЛСГ становления эмоционального состояния позволила системно представить соответствующий фрагмент языковой картины мира. Были выявлены формы выражения в языке ряда базовых эмоциональных состояний человека – радостного возбуждения, бодрости и уверенности, беспокойства, страха, удивления, смущения, гнева, огорчения, покоя, умиления.
Сложность психической жизни человека состоит в том, что эмоциональные состояния не всегда могут быть четко разграничены, эмоции могут совмещаться, накладываться друг на друга. На языковом уровне это проявляется в том, что между глаголами, обозначающими различные эмоциональные состояния, существуют сложные семантические связи. По своим доминантным семам глаголы могут принадлежать одновременно нескольким подгруппам со значением определенных эмоциональных состояний, соотноситься с глаголами из других подгрупп благодаря своим вторичным семам.
Семантические свойства глагола определенным образом отражаются на его синтаксических связях. Было установлено, что актантам глаголов со значением становления эмоционального состояния, которые по преимуществу являются возвратными, приписываются две семантические роли – субъекта эмоционального состояния и каузатора. Анализ возможного лексического наполнения позиций актантов глаголов ЛСГ становления эмоционального состояния показал, что позицию субъекта могут занимать лицо, животное, живое существо, а также «органы духовных чувств» – сердце и душа, а позицию каузатора – существительные и их заместители со значением лица, предмета, действия, ситуации, явления, состояния и др. Были выявлены соответствия между грамматической формой имени, выступающего в роли каузатора, и его семантическими свойствами, а также семантическими свойствами глагола со значением становления эмоционального состояния. Было установлено, что в отсутствие актанта-каузатора причинная обусловленность эмоционального состояния может выражаться иными способами – с помощью деепричастного оборота, а также придаточного предложения.
Результаты настоящей работы представляются принципиально важными в свете обучения русскому языку как иностранному. Знание различий в семантике глаголов, называющих сходные эмоциональные состояния, понимание взаимосвязей между семантическими и сочетаемостными свойствами глаголов существенно для адекватного толкования и правильного употребления языковых конструкций, содержащих глаголы с семантикой становления эмоционального состояния. Полученные в ходе работы выводы и обобщения могут быть использованы в курсе практической грамматики, они будут полезны также для разработки и решения теоретических задач исследования особенностей лексики и грамматического строя русского языка.
1. Адальина О. И. Функциональные свойства ЛСГ глаголов чувства. 2002.
2. Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. Л., 1988.
3. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика языка. Синонимические средства языка, 1974.
4. Арнольд И. В. Эмоциональный, экспрессивный, оценочный и функционально-стилистический компоненты лексического значения // XXII Герценовские чтения. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена,1970. – С. 5-12.
5. Артемова Н. В. Полевая организация глагольной лексики в современном русском языке. – М., 2003.
6. Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии, 2009.
7. Ахохова Е. А. Семиотика и лингвистика. Конспект лекций. СКГИИ. Нальчик, 2007.
8. Бабенко Л. Г. Лексикология русского языка (учебник). Екатеринбург, 2008.
9. Блинова О. И. Явление мотивации слов. Томск, 1984.
10. Богачева Г. Ф. Лексическое значение как объект словарного толкования. М., 2013.
11. Ваганова С. В. Проблема классификации глаголов лексико-семантической группы «Межличностные отношения» // Молодые исследователи. Серия «Гуманитарные науки», №1(17) / 2011. – С.141-144.
12. Васильев Л. М. Единицы семантической системы языка. М., 1971.
13. Васильев И. А., Виноградов Ю. Е, Виноградова А. А. и др. Эмоции и интеллект // Искусственный интеллект и психология / Отв. ред. О. К. Тихомиров. – М.: Наука, 1976. – С. 133-227.
14. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове: учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 1972.
15. Голев Д. Н. Очерки по лингвистической детерминологии и дериватологии русского языка: Коллективная монография / Под ред. Н. Д. Голева. – Барнаул,1998. С. 65-70.
...