Влияние характеристик аудита и характеристик совета директоров на корпоративную деятельность компаний: анализ публичных российских компаний в привязке к экономической ситуации
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы 8
1.1. Обзор литературы по аудиту 8
1.2. Внешний аудит 11
1.3. Качество аудита 12
1.4. Внутренний аудит 14
1.5. Обзор литературы по системе корпоративного управления 16
1.6. Характеристика Совета директоров 18
1.7. Оценка экономического климата 20
1.8. Гипотезы исследования 22
Выводы 23
Глава 2. Практическая часть 26
2.1 Выборка 26
2.2 Методология исследования и описание переменных 27
2.3 Описательная статистика 30
2.4 Регрессионный анализ 32
2.4.1 Выбор моделей 32
2.4.2 Корреляционная матрица 34
2.4.3 Результаты моделирования 36
2.5 Практическое применение 41
Заключение 43
Библиография на русском языке 45
Библиография на английском языке 47
Приложение 1 51
Приложение 2 52
Приложение 3 53
Глава 1. Теоретические основы 8
1.1. Обзор литературы по аудиту 8
1.2. Внешний аудит 11
1.3. Качество аудита 12
1.4. Внутренний аудит 14
1.5. Обзор литературы по системе корпоративного управления 16
1.6. Характеристика Совета директоров 18
1.7. Оценка экономического климата 20
1.8. Гипотезы исследования 22
Выводы 23
Глава 2. Практическая часть 26
2.1 Выборка 26
2.2 Методология исследования и описание переменных 27
2.3 Описательная статистика 30
2.4 Регрессионный анализ 32
2.4.1 Выбор моделей 32
2.4.2 Корреляционная матрица 34
2.4.3 Результаты моделирования 36
2.5 Практическое применение 41
Заключение 43
Библиография на русском языке 45
Библиография на английском языке 47
Приложение 1 51
Приложение 2 52
Приложение 3 53
В бизнесе, как и в любой другой сфере деятельности, существует человеческий фактор. На работе людей зиждется будущее компаний, организаций, управление которыми, в свою очередь, невозможно без должного уровня контроля. В момент формирования внутри компании сторон с различными интересами появляется необходимость в использовании такого инструмента, как аудит. Правовым стимулом для такой проверки является законодательство, в России основной документ, определяющий список компаний, подлежащих проверке, представлен Федеральным законом №307 «Об Аудиторской деятельности» от 30.12.2008. В статье №5 данного ФЗ говорится об условиях проведения обязательного аудита, так компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам на бирже, подлежат проведению аудита.
В работе анализируется деятельность публичных российских компаний, поэтому автор считает, что каждая компания из этого списка имеет обязательство по прохождению принудительной аудиторской проверки. Публичные компании имеют строгие требования по функционированию системы корпоративного управления (далее – КУ), куда входят акционеры, топ-менеджмент и совет директоров. С одной стороны, преимущества от проведения аудиторских проверок, работы комитета по аудиту и функционирования системы корпоративного управления в целом очевидны. С другой стороны, данные элементы бизнес-среды также являются серьезными статьями расходов. Поэтому важно понимать принципы отношений между данными показателями для поиска оптимальных решений при управлении компанией. Вместе с тем, необходимо брать во внимание и экономические условия, которые оказывают влияние на отношения этих показателей. В конечном итоге, вопрос о пользе характеристик совета директоров и аудита в рамках различных экономических рамок остается открытым.
Для того чтобы найти ответ на возникший вопрос, автор должен подробно ознакомиться с устройством комитета по аудиту в российских компаниях; выявить факторы, которые оказывают влияние на проведение внешнего аудита; объяснить устройство совета директоров и выделить его характеристики; описать взаимосвязь этих показателей с результатами деятельности компании; найти соответствующие переменные для проведения эмпирического исследования и сравнить их с показателями за другие отчетные года для учета влияния экономического положения.
Автор ставит перед собой цель – выяснить отношение между характеристиками аудита, совета директоров и результатами корпоративной деятельности компании в контексте различных экономических условий (в работе будут сравниваться периоды, затрагивающие кризис и напротив). В ходе исследования также хотелось бы рассмотреть следующие вопросы:
1. Из чего состоит корпоративный аудит?
2. Что входит в систему корпоративного управления? Какое место отведено совету директоров?
3. Что значит качество в процессе проведения аудита? Как его оценивать?
4. Какое отношение между характеристиками аудита, характеристиками совета директоров и рентабельностью российских компаний?
5. Как экономический климат влияет на связь между характеристиками аудита, совета директоров и результаты деятельности компании?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, и чтобы достичь поставленной цели, необходимо сформулировать задачи. Таким образом, для работы необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучение существующих работ, проверка критерия актуальности;
2. Обзор литературы для получения глубокого понимания темы, а также для обоснования выбора переменных в эмпирическом исследовании;
3. Формулировка гипотез с использованием интересующих критериев;
4. Сбор данных для проведения регрессионного анализа
5. Проведение исследований и проверка гипотез;
6. Формулировка заключений, указание на пользу от данного исследования при использовании результатов на практике.
В России на данный момент уже существуют похожие исследования по предложенной теме, однако актуальность данной статьи заключается в:
1. Использование актуальных временных рамок;
2. Включение в анализ не только характеристик совета директоров, но и характеристик комитета по аудиту вместе с факторами, влияющими на качество внешнего аудита;
3. Проведении сравнения показателей по критерию экономической обстановки;
Согласно предположениям автора, российские компании к 2018 году должны были внедрить в свою корпоративную систему новшества, описанные в «Кодексе корпоративного управления российских компаний», выпущенном в 2014 году, см. в [Письмо Банка России, 2014]. В существующих работах на данную тему рассматривается период начиная с 2014 года (см., напр.: [Никулин, Свиридов, Смирнов, 2020; Emelyanenkova, 2021]), известно, что именно в 2014 г. был выпущен «Кодекс корпоративного управления». И если существующие работы использовали предположение о том, что компании только начали модифицировать систему КУ, то в данной работе, повторюсь, автор предполагает, что компании существенно продвинулись в перестраивании систем КУ в соответствии с кодексом.
Ожидается, что результаты работы помогут менеджменту российских публичных компаний актуализировать информационную базу для принятия решения по выбору аудиторской компании, решения по устройству комитетов совета директоров, а также ответить на вопросы, касательно влияния качества проводимого аудита на результаты деятельности компании, значимости от эффекта экономического климата на связь между показателями аудита, совета директоров и перфомансом.
В работе анализируется деятельность публичных российских компаний, поэтому автор считает, что каждая компания из этого списка имеет обязательство по прохождению принудительной аудиторской проверки. Публичные компании имеют строгие требования по функционированию системы корпоративного управления (далее – КУ), куда входят акционеры, топ-менеджмент и совет директоров. С одной стороны, преимущества от проведения аудиторских проверок, работы комитета по аудиту и функционирования системы корпоративного управления в целом очевидны. С другой стороны, данные элементы бизнес-среды также являются серьезными статьями расходов. Поэтому важно понимать принципы отношений между данными показателями для поиска оптимальных решений при управлении компанией. Вместе с тем, необходимо брать во внимание и экономические условия, которые оказывают влияние на отношения этих показателей. В конечном итоге, вопрос о пользе характеристик совета директоров и аудита в рамках различных экономических рамок остается открытым.
Для того чтобы найти ответ на возникший вопрос, автор должен подробно ознакомиться с устройством комитета по аудиту в российских компаниях; выявить факторы, которые оказывают влияние на проведение внешнего аудита; объяснить устройство совета директоров и выделить его характеристики; описать взаимосвязь этих показателей с результатами деятельности компании; найти соответствующие переменные для проведения эмпирического исследования и сравнить их с показателями за другие отчетные года для учета влияния экономического положения.
Автор ставит перед собой цель – выяснить отношение между характеристиками аудита, совета директоров и результатами корпоративной деятельности компании в контексте различных экономических условий (в работе будут сравниваться периоды, затрагивающие кризис и напротив). В ходе исследования также хотелось бы рассмотреть следующие вопросы:
1. Из чего состоит корпоративный аудит?
2. Что входит в систему корпоративного управления? Какое место отведено совету директоров?
3. Что значит качество в процессе проведения аудита? Как его оценивать?
4. Какое отношение между характеристиками аудита, характеристиками совета директоров и рентабельностью российских компаний?
5. Как экономический климат влияет на связь между характеристиками аудита, совета директоров и результаты деятельности компании?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, и чтобы достичь поставленной цели, необходимо сформулировать задачи. Таким образом, для работы необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучение существующих работ, проверка критерия актуальности;
2. Обзор литературы для получения глубокого понимания темы, а также для обоснования выбора переменных в эмпирическом исследовании;
3. Формулировка гипотез с использованием интересующих критериев;
4. Сбор данных для проведения регрессионного анализа
5. Проведение исследований и проверка гипотез;
6. Формулировка заключений, указание на пользу от данного исследования при использовании результатов на практике.
В России на данный момент уже существуют похожие исследования по предложенной теме, однако актуальность данной статьи заключается в:
1. Использование актуальных временных рамок;
2. Включение в анализ не только характеристик совета директоров, но и характеристик комитета по аудиту вместе с факторами, влияющими на качество внешнего аудита;
3. Проведении сравнения показателей по критерию экономической обстановки;
Согласно предположениям автора, российские компании к 2018 году должны были внедрить в свою корпоративную систему новшества, описанные в «Кодексе корпоративного управления российских компаний», выпущенном в 2014 году, см. в [Письмо Банка России, 2014]. В существующих работах на данную тему рассматривается период начиная с 2014 года (см., напр.: [Никулин, Свиридов, Смирнов, 2020; Emelyanenkova, 2021]), известно, что именно в 2014 г. был выпущен «Кодекс корпоративного управления». И если существующие работы использовали предположение о том, что компании только начали модифицировать систему КУ, то в данной работе, повторюсь, автор предполагает, что компании существенно продвинулись в перестраивании систем КУ в соответствии с кодексом.
Ожидается, что результаты работы помогут менеджменту российских публичных компаний актуализировать информационную базу для принятия решения по выбору аудиторской компании, решения по устройству комитетов совета директоров, а также ответить на вопросы, касательно влияния качества проводимого аудита на результаты деятельности компании, значимости от эффекта экономического климата на связь между показателями аудита, совета директоров и перфомансом.
В данной работе был исследован вопрос наличия взаимосвязи между характеристиками совета директоров и аудита на рентабельность продаж российских компаний. Целью работы являлось выяснение отношения между характеристиками аудита, совета директоров и результатами корпоративной деятельности компании в контексте различных экономических условий.
В первой главе были проанализированы работы предыдущих исследователей, рассмотрены подходы к оценке качества аудита, а также выбраны соответствующие характеристики аудита и совета директоров, а также был произведен анализ необходимой для проведения исследования литературы. Во второй главе была описана выборка, используемая в работе. В нее вошли 613 наблюдений по 168 компаниям. Рассматриваемый в исследовании временной период – с 2018 по 2021 год. Для подготовки качественных выводов регрессии из модели были исключены наблюдения с аномально высокими значениями по коэффициенту долговой нагрузки и совокупному размеру активов.
Для достижения цели исследования были построены две модели регрессии: первая – для проверки гипотез, связанных с характеристиками совета директоров, вторая – для проверки гипотез, характеризующих качество аудита. Перед моделированием была проанализирована корреляционная матрица для проверки значимых взаимосвязей между переменными. Анализ полученных результатов, как и проведение VIF-теста не выявили наличие совершенной мультиколлинеарности в представленных моделях. Далее с помощью теста Бройша-Пагана и теста Вальда было установлено, что модель с фиксированными эффектами является наиболее подходящей к данным, на которые опирается работа. Результаты моделирования выявили значимость всех ключевых факторов, используемых в исследовании. Кроме того, полученные в ходе регрессии результаты позволяют сделать следующие количественные выводы. Во-первых, при прочих равных увеличение численности всего совета директоров на 1 приводит к повышению рентабельности компании на 1,7%. В свою очередь увеличение количества независимых членов совета директоров на 1 характеризуется повышением рентабельности на 0,85%. Таким образом, выявлена прямая взаимосвязь между рентабельностью компаний и увеличением состава совета директоров. Что касается комитета по аудиту, при прочих равных компании при увеличении количества членов комитета на 1 характеризовались повышением рентабельности на 1,6%. Меньшая взаимосвязь – на 0,4% – была выявлена при увеличении количества проведенных собраний комитета по аудиту на 1. В свою очередь была также замечена взаимосвязь рентабельности продаж и количества независимых членов комитета по аудиту. При увеличении данного показателя на 1 при прочих равных рентабельность повышалась на 1,1%. Также в работе было установлено, что макроэкономическая обстановке влияла положительно на рентабельность продаж российских компаний в 2018 и 2019 году и отрицательно – в 2020 и 2021 году. Кроме того, наиболее благоприятным стал 2019 год.
Таким образом, выдвинутые в первой части работы гипотезы были подтверждены.
1. Гипотеза Н1 принимается. В российских компаниях существует прямая взаимосвязь между численностью совета директоров и рентабельностью продаж.
2. Гипотеза Н2 принимается. Российские компании, в совете директоров которых больше независимых членов, характеризуются более высоким рентабельностью продаж.
3. Гипотеза Н3 принимается. В российских компаниях существует прямая взаимосвязь между численностью комитета по аудиту и рентабельностью продаж.
4. Гипотеза Н4 принимается. В российских компаниях существует прямая взаимосвязь между количеством проведенных заседаний комитета по аудиту и рентабельностью продаж.
5. Гипотеза Н5 принимается. Российские компании, в комитете по аудиту которых больше независимых членов, характеризуются более высоким рентабельностью продаж.
6. Гипотеза Н6 принимается. На рентабельность продаж российских компаний в 2018-2019 годах общая экономическая ситуация в стране влияла положительно, в 2020-2021 годах – отрицательно.
Подводя итоги исследования, стоит отметить, что цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены. Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы участниками рынка для формирования более эффективного устройства комитета по аудиту и организации его работы. Кроме того, была выявлена значимость взаимосвязи характеристик комитета по аудиту и совета директоров на прибыльность бизнеса российских компаний.
В первой главе были проанализированы работы предыдущих исследователей, рассмотрены подходы к оценке качества аудита, а также выбраны соответствующие характеристики аудита и совета директоров, а также был произведен анализ необходимой для проведения исследования литературы. Во второй главе была описана выборка, используемая в работе. В нее вошли 613 наблюдений по 168 компаниям. Рассматриваемый в исследовании временной период – с 2018 по 2021 год. Для подготовки качественных выводов регрессии из модели были исключены наблюдения с аномально высокими значениями по коэффициенту долговой нагрузки и совокупному размеру активов.
Для достижения цели исследования были построены две модели регрессии: первая – для проверки гипотез, связанных с характеристиками совета директоров, вторая – для проверки гипотез, характеризующих качество аудита. Перед моделированием была проанализирована корреляционная матрица для проверки значимых взаимосвязей между переменными. Анализ полученных результатов, как и проведение VIF-теста не выявили наличие совершенной мультиколлинеарности в представленных моделях. Далее с помощью теста Бройша-Пагана и теста Вальда было установлено, что модель с фиксированными эффектами является наиболее подходящей к данным, на которые опирается работа. Результаты моделирования выявили значимость всех ключевых факторов, используемых в исследовании. Кроме того, полученные в ходе регрессии результаты позволяют сделать следующие количественные выводы. Во-первых, при прочих равных увеличение численности всего совета директоров на 1 приводит к повышению рентабельности компании на 1,7%. В свою очередь увеличение количества независимых членов совета директоров на 1 характеризуется повышением рентабельности на 0,85%. Таким образом, выявлена прямая взаимосвязь между рентабельностью компаний и увеличением состава совета директоров. Что касается комитета по аудиту, при прочих равных компании при увеличении количества членов комитета на 1 характеризовались повышением рентабельности на 1,6%. Меньшая взаимосвязь – на 0,4% – была выявлена при увеличении количества проведенных собраний комитета по аудиту на 1. В свою очередь была также замечена взаимосвязь рентабельности продаж и количества независимых членов комитета по аудиту. При увеличении данного показателя на 1 при прочих равных рентабельность повышалась на 1,1%. Также в работе было установлено, что макроэкономическая обстановке влияла положительно на рентабельность продаж российских компаний в 2018 и 2019 году и отрицательно – в 2020 и 2021 году. Кроме того, наиболее благоприятным стал 2019 год.
Таким образом, выдвинутые в первой части работы гипотезы были подтверждены.
1. Гипотеза Н1 принимается. В российских компаниях существует прямая взаимосвязь между численностью совета директоров и рентабельностью продаж.
2. Гипотеза Н2 принимается. Российские компании, в совете директоров которых больше независимых членов, характеризуются более высоким рентабельностью продаж.
3. Гипотеза Н3 принимается. В российских компаниях существует прямая взаимосвязь между численностью комитета по аудиту и рентабельностью продаж.
4. Гипотеза Н4 принимается. В российских компаниях существует прямая взаимосвязь между количеством проведенных заседаний комитета по аудиту и рентабельностью продаж.
5. Гипотеза Н5 принимается. Российские компании, в комитете по аудиту которых больше независимых членов, характеризуются более высоким рентабельностью продаж.
6. Гипотеза Н6 принимается. На рентабельность продаж российских компаний в 2018-2019 годах общая экономическая ситуация в стране влияла положительно, в 2020-2021 годах – отрицательно.
Подводя итоги исследования, стоит отметить, что цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены. Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы участниками рынка для формирования более эффективного устройства комитета по аудиту и организации его работы. Кроме того, была выявлена значимость взаимосвязи характеристик комитета по аудиту и совета директоров на прибыльность бизнеса российских компаний.



