Введение 3
Глава 1. Сфера здравоохранения как объект исследования в общественно-географической науке 8
1.1.Определение ключевых понятий 8
1.2. Общественное здоровье и территориальное здравоохранение в системе медико-географического знания 11
1.3. Общественно-географическая составляющая межгосударственного сотрудничества в здравоохранении 18
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование межгосударственного сотрудничества: мировой и российский уровни 25
2.1. Всемирная организация здравоохранения как регулятор межгосударственного сотрудничества 25
2.2. Российская нормативно-правовая база сферы здравоохранения 38
Глава 3 Россия в системе международного сотрудничества в обеспечении сбережения здоровья населения 46
3.1. Взаимодействие России с Европейским регионом ВОЗ в рамках Стратегии странового сотрудничества 46
3.2. Современная стратегия России в разработке и организации международных проектов развития здравоохранения 60
Заключение 76
Литература 78
Приложения 90
Актуальность темы исследования. Облик современного мира формируют более 200 государств, население в которых превысило 7 млрд. человек. Уровни социально-экономического развития стран мира существенно различаются. Поэтому не удивительно, что отношения между странами зачастую усугубляются экономическими, политическими и социальными противоречиями, а также разногласиями между классами, этносами, расами и конфессиями.
Мировая социально-экономическая модель становится все более уязвимой и зависимой от множества факторов, самым доминантным из которых признается процесс глобализации. Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, определяющим дальнейший ход ее развития. Соответственным образом выстраиваются и междисциплинарные сферы взаимодействия.
Одной из концепций, способной решать нарастающие международные политические и социальные противоречия в условиях глобализации, является теория межгосударственного сотрудничества. Идея международного сотрудничества государств неотделима от цели поддержания международного мира и безопасности, является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Межгосударственное взаимодействие стало подлинно всемирным. Именно в таком виде оно формируют облик современного мира.
В качестве инструментов и регуляторов межгосударственного сотрудничества выступают международные организации. Развитие сотрудничества между государствами вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения, миссии которых различны.
Межгосударственное сотрудничество охватывает широкий спектр областей, одной из которых является медицинская наука и здравоохранение. Общественное здоровье - это главная жизненная ценность, глобальное общественное благо и экономический ресурс, без которого общество не может создавать материальные и духовные ценности. Сотрудничество в области здравоохранения несет идеи гуманизма. Относительно других сфер жизнедеятельности, оно менее политизировано и в связи с этим имеет больше возможностей плодотворного сотрудничества на мировом уровне.
Состояние и охрана здоровья населения благодаря своей многогранности является областью интересов многих научных дисциплин, среди которых особое место принадлежит географической науке. Это объясняется широтой ее познания, только ей присущим методам изучения сложных природно-общественных системных явлений. К их числу относится и процесс формирования, и сбережения здоровья населения в социально-географической среде.
В настоящее время отмечается нарастание темпов глобализации в области общественного здоровья, поэтому проблемы здравоохранения, ранее решавшиеся на национальном уровне, превращаются в международные. Российская Федерация всегда была и остается активным участником международного сотрудничества в сфере здравоохранения. В современных условиях быстро меняющейся геополитической ситуации возникла необходимость переосмысления позиции и роли нашей страны в международном процессе. Обогащение знаний в области здоровья и организации здравоохранения, а также определения векторов сотрудничества в силу своей многогранности должно носить комплексный характер, в связи с чем возрастает значимость привлечения географического ресурса.
Вместе с тем приходится констатировать, что направления межгосударственного сотрудничества России как одного из ведущих участников глобального здравоохранения в контексте современных геополитических реалий не подвергались целенаправленному изучению, особенно со стороны наук не медицинского профиля. Да и получаемые медиками результаты исследования должным образом не обобщались, не систематизировались и не выходили в области других наук, включая общественную географию. Все это указывает на нарастающую актуальность исследования и предопределяет выбор темы.
В связи со сказанным, цель исследования состоит в выявлении особенностей межгосударственного сотрудничества России в области управления глобальным здравоохранением, ее стратегии в условиях резко меняющейся геополитической ситуации.
Объект исследования: факторы и закономерности межгосударственного сотрудничества России в области здравоохранения.
Предмет исследования: процесс и результаты межгосударственного сотрудничества России в сфере здравоохранения в рамках международных организаций и форумов высшего уровня.
Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:
проанализировать и уточнить определения базовых понятий;
обосновать продуктивность интеграционных связей сферы здравоохранения с общественной географией;
описать особенности национальной стратегии сферы здравоохранения РФ на современном этапе;
определить географический вектор участия России в реализации проектов по развитию здравоохранения за рубежом;
выявить факторы, оказывающие влияние на внешнеполитический курс России в сфере мирового здравоохранения;
дать оценку состояния сотрудничества России в сфере здравоохранения, и определить интеграционные модели поведения на глобальном уровне.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: содержательный анализ документов, в том числе контент-анализ, сравнительно-географический анализ, метод статистической обработки данных, графический и табличный методы представления полученных результатов.
Информационная база исследования: нормативные и программные документы, отчетность ВОЗ и Минздрава РФ, официальные документы межгосударственных форумов по сотрудничеству высшего уровня (АТЭС. БРИКС, ШОС, ОЧЭС), теоретические разработки отечественных и зарубежных авторов, электронные ресурсы, отвечающие проблематике исследования.
Научная база исследования. Для целей исследования использовались работы авторов, рассматривающих как общие, так и некоторые частные вопросы, относящиеся к теме. Предметная область общественной географии уточнялась на основе работ А.И. Булгаковой, В.А Горбанёва, Н В Каледина, М.П. Крылова, А.С. Салнева, В.Н Федорко, А.И. Чистобаева, М.Д. Шарыгина и др.Медико-географический подход к здоровьесбережению осуществлен на принципах, обоснованных А.Г. Вороновым, С.М. Малхазовой, З.А Семеновой, А.И. Чистобаевым, А.А. Шошиным и др.
Во внимание также были приняты работы зарубежных авторов за последние 5 лет: Л. Гаутьера (L. Gautiera), А. Хармерб (A. Harmerb), Ф. Тедиозиа (F. Tediosia), М. Розенберг (M.Rosenberg), К.Г.Х.Окма (K.G.H. Okma), А. Кэй (A. Kay), С. Хокенберри (S. Hockenberry), Ж. Лиу (J. Liu), С. Воткинс (S. Watkins), В.П. Сеунг (W.P.Seung), Т.Х. Ньем (T.H. Niem) и др.
Научная новизна исследования заключается в использовании общественно-географических подходов и методов для выявления результатов межгосударственного сотрудничества России в сфере здравоохранения, определения ее вклада в дело мирового общественного здоровья в контексте современной мировой политики и приращении знаний в этой области.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты, обогащают географическую науку теоретико-методологическими и прикладными знаниями в области взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества России по обеспечению здоровьесбережения. Полученные данные могут представлять интерес для представителей медицинской науки и практики в рамках направления «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Положения, выносимые на защиту
1. Здоровье как важнейшее общественное благо и экономический ресурс должно рассматриваться с использованием общественно-географических подходов и методов.
2. Сотрудничество в области управления мировым здравоохранением осуществляются через системы межгосударственных и негосударственных организаций и форумов глобального и регионального уровней.
3. В условиях нарастания конфликтного потенциала Россия меняет географию межгосударственного сотрудничества, активно встраивается в восточный интеграционный вектор.
4. Россия использует различные модели сотрудничества, руководствуясь стратегией оптимального выбора и национальной выгоды в рамках быстро меняющейся геополитической ситуации.
Исследовательская гипотеза состоит в том, что Россия меняет стратегию и географию межгосударственного сотрудничества в сфере управления глобальным здравоохранением адекватно изменениям мировой геополитической ситуации при неизменном понимании здоровья как важнейшего общественного блага.
Структура работы Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (98 названий) и 6 приложений. Основная часть работы изложена на 72 страницах, включает 10 таблиц и 11 рисунков.
В результате проведенного исследования сделаны следующие основные выводы:
1. Для современной России сотрудничество в сфере здравоохранения с политической точки зрения является весьма актуальным несиловым способом заявить о себе на международной арене. С практической стороны ¬это ожидание выгод от профессионального взаимодействия, необходимого для устойчивого социально-экономического развития страны.
2. Роль общепризнанного регулятора межгосударственного сотрудничества в сфере глобального здравоохранения играет ВОЗ, с которой Россия активно сотрудничает на протяжении десятилетий, являясь ее постоянным донором. С 2013 г. их взаимодействие осуществляется в рамках «Стратегии странового сотрудничества», которая была синхронизирована с национальной стратегической программой «Развитие здравоохранения» на основании общих рисков на национальном и глобальном уровнях.
3. Анализ литературы привел к убеждению, что в настоящее время общество уходит от традиционно узкого понимания здравоохранения как совокупности общепринятых медицинских мероприятий и услуг. Исследователи все настойчивее обращаются к пространственному пониманию здоровья населения, влиянию окружающей среды, экономических и социально - политических факторов, которые могут, как способствовать сохранению и улучшению общественного здоровья, так и наносить ему вред.
4. Изучение тем, выносимых для обсуждения на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения за последние 10 лет, показало, что социально-экономические детерминанты здоровья занимают в дискурсе лидирующее место. При осмыслении практических последствий для сохранения и улучшения общественного здоровья ВОЗ прибегает к медико-географическим подходам. Этой парадигме должна следовать и Россия. Не случайно одной из динамично развивающейся субдисциплин общественной географии является медицинская география. Сотрудничество медицинской географии со здравоохранением может помочь осуществлению более глубокого и достоверного анализа глобального общественного здоровья, что, несомненно, приведет к ощутимым результатам.
5. Полномочия по реализации стратегии межгосударственного сотрудничества в области здравоохранения в России возложены на Министерство здравоохранения и его подразделения. С 2013 г. в отчетах Минздрава впервые появился специальный раздел «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья».
6. Материалы отчетов Минздрава позволили установить, что международное взаимодействие России осуществляется в основном по региональному признаку. С учетом сложившейся геополитической ситуации вектор сотрудничества России в сфере управления здравоохранением смещается в сторону Центрально-Азиатского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, через участие в таких объединениях как АТЭС, БРИКС, ШОС. Помимо этого Россия активно сотрудничает с ОЧЭС.
7. С помощью специальной методики были определены модели взаимодействия России в сфере здравоохранения с четырьмя международными объединениями (АТЭС, БРИКС, ШОС, ОЧЭС) на протяжении 4 лет. Установлено, что Россия стремится к конструктивному сотрудничеству со всеми объединениями, используя новую форму межгосударственного диалога, основанную на равноправии всех участников.
8. Россия и БРИКС представляют уникальный диалоговый формат в сфере здравоохранения. Этот альянс имеет большое политическое влияние на международных форумах за счет развития своих дипломатических стратегий. С учётом усиления международного влияния БРИКС возрастает необходимость дальнейшего укрепления роли России в деятельности этого высокого форума.
1. Арстамбек А.А. Международное сотрудничество в сфере здравоохранения: проблемы и тенденции на современном этапе [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 6. С. 19. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19815. (дата обращения: 21.04.2018).
2. Биоинформационные связи явлений внешней среды и оценка биотропности погоды / М.А Трубина, В.Н. Воробьев, Х.Д. Канониди, Т.А. Митрофанова // Альманах клинической медицины. 2006. № 12. С. 64-66.
3. Блануца В.И. Геополитические исследования в структуре информационно-сетевой географии // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. 2015. Т. 14. С. 36–46.
4. Богма К.А. Прогнозирование и планирование в системе здравоохранения на основе анализа общественного мнения // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 12. (4). С. 38-45.
5. Булыгина О.В., Родина П.А. Медицинская география: современные аспекты. // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. [Электронный ресурс]. URL:.https://elibrary.ru/download/elibrary_25861842_27176797.pdf. (дата обращения: 29.06.2017).
6. Ванникова Е.Н., Осодоева О.А., Попова О.А. Процесс стратегического целеполагания социально-экономического развития региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 5. С. 47-54.
7. Вершинина М.И. Особенности межгосударственного сотрудничества по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве: автореф. дис…канд. полит. наук. М.,2008. 34 с.
8. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. / гл. ред. А.Ф. Трешников. М.: Советская энциклопедия, 1988. 432 с.
9. Дружинин А.Г. Развитие российской общественной географии: тренды, проблемные ситуации, приоритеты // Балтийский регион. 2015. № 2 (24). С. 127—140.
10. Егоренков Д.А. Эффективность государственного управления сферой здравоохранения // Власть. 2012. № 6. С. 111-115.
11. Екатериновская М.А. Проблемы методологии стратегического планирования в Российской Федерации // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 45-50.
12. Каледин Н.В. Общественная география: от теоретико-методологического кризиса к новой научной парадигме // Вестник СПбГУ. 2014. Сер. 7. Вып. 4. С. 159-166.
13. Карпенко А.М. Особенности международного сотрудничества в области глобального здравоохранения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 433-435.
14. Категория «социальное здоровье населения» в общественном здоровье и здравоохранении / А.В. Фомина, А.В. Бреусов В.А. Чирков, Р.А. Бреусов // Вестник РУДН. Сер. Медицина. 2013. № 1. С. 106-111.
15. Келлер А.А. Современное состояние и задачи медико-географических исследований в СССР // Медицинская география и здоровье. Сер. Современные проблемы географии. Л.: Наука, 1989. С. 7-17.
16. Крылов М.П. О предмете общественной географии (развитие представлений и современные проблемы) // Современные проблемы общественной географии Памяти Александра Григорьевича Гранберга посвящается: сборник / Ин-т географии РАН. М,. 2011. С. 148-158.
17. Куликов О.А. «Укрепление здоровья» как концепция: подходы Всемирной организации здравоохранения и Россия // Управление здравоохранением. 2015. № 3 (45). С. 11-26.
18. Куликов А.А., Честнов О.П., Кайгородова Т.В. Русский язык как инструмент геополитики на примере публикаций Всемирной организации здравоохранения. // Врач и информационные технологии. 2011. № 2. С. 55-62.
19. Куролап С.А. Медицинская география на современном этапе развития // Вестник ВГУ. Сер. География. Геоэкология. 2017. № 1. С. 13-20.
20. Ларионова М.В. «Группа двадцати» и международные организации: взаимодействие для обеспечения сильного, устойчивого и сбалансированного роста // Вестник междунар. организаций. 2017. Т. 12. № 2. С. 54–86.
21. Ларионова М.В. Новый подход к оценке эффективности международных институтов // Вестник международных организаций. 2016. Т. 11. № 1.С.126-152.
22. Левашова А.В. Межгосударственное сотрудничество в условиях глобализации мирового развития: причины, формы и тенденции. Современные теоретические подходы: автореф. дис…канд. полит. наук. М., 2000. 32 с.
23. Мажар Л.Ю. Теоретические основы изучения динамических процессов в территориальных социально-экономических системах. Социально-экономическая география // Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2015. № 1 (4). С. 250-260.
24. Мажар Л.Ю., Чистобаев А.И. Территориальные социально-экономические системы и региональное развитие // Вестник СПбГУ. 2006. Сер. 7. Вып. 1. С.80-89.
25. Макарочкина М.В. Становление и развитие государственной системы управления здравоохранением в России // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: материалы междунар. науч.- практ. конф. Иркутск, 2015. С. 235-245.
26. Макарян А.С., Кича Д.И., Фомина А.В. Модернизация управления здравоохранения в аспекте глобализации // Современные проблемы эффективности управления здравоохранением: материалы науч.- практ. конф. с междунар. участием. Москва, 14-16 декабря 2011 года. М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО». 2012. С. 136-137.
27. Медведев С.А.,Томашов И.А. Концепция глобальных общественных благ // Вестник междунар. организаций. 2009. № 2 (24). С. 21-28.
28. Международное право / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. 2-е изд. М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2010. 1003 с.
29. Международное право / отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2016. 848 с.
30. Наумов А.О. Международные неправительственные организации и проблемы глобального управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. Вып. 39. Август. С. 49-76.
31. Невгод Е.А. Возможности и перспективы развития программно-целевого подхода в системе стратегического планирования деятельности промышленного предприятия //. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 231-234.
32. Основы экономики здоровья населения России: монография / Г.Н. Арустамян, О.А. Багуцкая, Б.И. Бояринцев и др. / под ред. Е.В. Егорова, В.А. Морозова. М.: Креативная экономика, 2015. 464 с.
33. Петрова Ю.А Система органов государственного управления здравоохранением в современных условиях // Современные проблемы государственного управления: сб. науч. статей. Хабаровск, 2013. С. 169-179.
34. Пилипенко В.А., Лакеев А.Е., Дронов С.В. Муниципальные интересы в системе государственного управления здравоохранением // Социология города. 2015. № 4. С. 73-82.
35. Плутницкий А.Н., Головина С.М. Эволюция планирования здравоохранения в России и в мире // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2013. № Т.1. С. 162-164.
36. Поросенков Ю.В. Некоторые аспекты теории российской общественной (социально-экономической) географии на рубеже ХХ и XXI веков // Вестник ВГУ. Сер. География. Геоэкология. 2015. № 3. С. 7-18.
37. Портной В.В., Калашникова И.В. Национальные системы здравоохранения: особенности и классификация // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: материалы междунар. науч.- практ. конф. / Тихоокеанский гос. ун-т. Хабаровск, 2016. С. 301-304.
38. Природноочаговые болезни: медико-географический атлас России / Т. В. Ватлина, Т. В. Котова, С. М. Малхазова и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Географический фак. МГУ, 2017. 216 с.
39. Семенова З.А. Медико-географический подход к интеграции знаний о здоровье населения на региональном уровне: дис… доктора геогр. наук. СПб, 2016. 366 с.
40. Семенова З.А. Медицинская география – наука о человеке, природе и обществе // Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития: материалы междунар. науч. конф. (4-8 мая. 2010). Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ. 2010. С. 401-404.
41. Семкина О.С., Бутова В.Т. Использование программно-целевых методов в системе государственного управления и местного самоуправления // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 571-575.
42. Слинкова О.К., Скачков Р.А. Практика использования программно-целевого метода в управлении экономикой России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14905 (дата обращения: 20.04. 2017).
43. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ // Российская газета. 2010. 3 дек.
44. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ // Российская газета. 2011. 23 нояб.
45. Формирование повестки дня БРИКС в сфере здравоохранения / М.В Ларионова, М.Р. Рахмангулов, А.В. Шелепов, А.Г. Сахаров // Вестник междунар. организаций. 2014. Т. 9. № 4. С.102-122.
46. Хрусталева О.А. Территориальное планирование как направление научной деятельности в сфере управления социально - экономическим развитием региона // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 48. С. 82-88.
47. Цыганков П.А., Цыганков А.П. Межгосударственное сотрудничество: возможности социологического подхода // Общественные науки и современность. 1999. № 1. С. 131-142.
48. Чистобаев А.И. О сочетании функций стратегического и территориального планирования в регионах России // Проблемы государственной политики государственного развития России: материалы Всерос. науч. конф. Москва, 2008 г. 4 апр. М.: Научный эксперт. 2008. С. 577−586.
49. Чистобаев А.И. Пространственное планирование в России: состояние, проблемы, задачи географов // Социально-экономическая география: Вестник ассоциации российских географов-обществоведов. 2013. № 2. С. 15−24.
50. Чистобаев А.И., Баженов Ю.Н. Территориальные комплексные программы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 229 с.
51. Чистобаев А.И., Красовская О.В., Скатерщиков С.В. Территориальное планирование на уровне субъектов России: монография. СПб.: Изд. дом "Инкери", 2010. 296 с.
52. Чистобаев А.И., Семенова З.А. Геоинформационные системы и технологии в медицинской географии // Вестник СПбГУ. Сер.7. Геология и география.-2010. № 1-С. 53-61.
53. Чистобаев А.И., Семенова З.А. Индивидуальное и общественное здоровье как категория медицинской географии // Вестник СПбГУ. 2011. Сер. 7. Вып. 3. С. 83-91.
54. Чистобаев А.И., Семенова З.А. Медицинская география в системе наук // Вестник Санкт-Петербургского ун-та . 2009. Серия. 7. Геология. География. Вып. 4. С. 72-80.
55. Чистобаев А.И., Семенова З.А. Медицинская география и экология человека: предметно-объектная взаимосвязь // Изв. Рус. Геогр. общества. 2010. № 5. С. 22-31.
56. Чистобаев А.И., Семенова З.А. Эволюция научных представлений о качестве жизни населения // Общество. Среда. Развитие. (TerraHumana). 2013. Вып. 3 (28). С. 247 -251.
57. Чулкова Д.В. Международное сотрудничество в сфере здравоохранения // Право и политика: теоретические и практические проблемы: сборник материалов 5-й междунар. науч.- практ. конф. Рязань: изд-во "Концепция", 2017. С. 184-186.
58. Шарыгин М.Д. Общественная география в России: структурная трансформация и направления её гуманизации // Вестник АРГО. 2015. №4. С.4-12.
59. Шошин А.А. Основы медицинской географии. М.–Л., 1962. 147 с.
60. Cooper Andrew F., Zhang Y. Chinese Leadership in the Evolution of "Hub" and "Parallel" Globally Oriented Institutions // Chinese political science review. 2018. V. 3. № 1. P. 28-47.
61. BabaoğluÜ.T.a., İşseverH.b., HapçıoğluB.b. Assessment of under-5 mortality rates in İstanbul using the geographic information system // Erciyes Tip Dergisi. 2016. V. 38. № 1. P. 6-11.
62. Cooper Andrew F., Zhang Y. Chinese Leadership in the Evolution of "Hub" and "Parallel" Globally Oriented Institutions // Chinese political science review. 2018. V. 3. № 1. P. 28-47.
63. Development assistance for health: What criteria do multi-and bilateral funders use? / T. Ottersen, A. Kamath, S. Moon, L. Martinsen, J.-A. Rottingen // Health Economics, Policy and Law. 2017. 12 (2). Р. 223-244.
64. Eva M.a., IatuC.b. Modelling spatial accessibility to medical care. Case study of the north-eastern region of Romania // Human Geographies. 2015. V. 9. № 2. P. 151-164.
65. Gautiera L., Harmerb A., Tediosia F. Reforming the World Health Organization: what influence do the BRICS wield? // Contemporary Politics. 2014. V. 20. № 2. Р. 163–181.
66. Herrick C. Global Health, Geographical Contingency, and Contingent Geographies // Annals of the American Association of Geographers. 2016. V. 106. № 3. P. 672-687.
67. Jakab Z., TsouroAgis D. HEALTH 2020-Achieving health and development in today's Europe // Central european journal of public health. 2014. V. 22. № 2. P. 133-138.
68. Kennedy J., Michailidou D. Civil war, contested sovereignty and the limits of global health partnerships: A case study of the Syrian polio outbreak in 2013 // Health policy and planning. 2017. V. 32. № 5. JUN. P. 690-698.
69. Kostyak L., Shaw D.M., Elger B. A means of improving public health in low - and middle-income countries? Benefits and challenges of international public private partnerships // Public health. 2017. V. 149. P. 120-129.
70. Luna L.C., Soto T.G. Desarrollo de la geografíamédica o de la salud en Cuba // RevistaCubana de Higiene y Epidemiología. 2014.. Vol. 52. № 3. sep.-dec.Р. 388-401.
71. Mizo R. India, China and Climate Cooperation // India quarterly-a journal of international affairs. 2016. V. 7. № 4. P. 375-394.
72. Munir K., Worm I. Health systems strengthening in German development cooperation: Making the case for a comprehensive strategy // Globalization and Health. 2016. № 12 (1). P.81-87.
73. Richardson D.B. Real-Time Space-Time Integration in GIScience and Geography // Annals of the Association of American Geographers. 2013. V. 103. № 5. P. 1062-1071.
74. Rosenberg M. Health geography I: Social justice, idealist theory, health and health care // Progress in Human Geography. 2014. V. 38. (3). Р. 466–475.
75. Rosenberg M.W., Wilson K. Remaking Medical Geography // Territoris. 2005. № 5. P. 17-32.
76. Rozendo C.A., Salas S.A., Cameron B. A critical review of social and health inequalities in the nursing curriculum // Nurse Education Today. 2017. V. 50. March. P. 62–71.
77. Seung W.P., Niem T.H. How are non-geography majors motivated in a large introductory world geography course? // Journal of Geography in Higher Education. 2015. V. 39. № 3. P. 386-406.
78. The changing face of cardiovascular disease 2000–2012: An analysis of the world health organisation global health estimates / C.J. McAloon, L.M. Boylan, T. Hamborg, N. Stallard, F. Osman et al. // International Journal of Cardiology. 2016. V. 224. № 1. December. P. 256-264.
79. The changing role of health-oriented international organizations and nongovernmental organizations / K.G.H. Okma, A. Kay, S. Hockenberry, J. Liu, S. Watkins // International Journal of Health Planning and Management. 2016. № 31. (4). Р. 488-510.
80. Transfusing our lifeblood: Reframing research impact through inter-disciplinary collaboration between health geography and nurse education / R.G. Kyle, I.M. Atherton, M. Kesby, M. Sothern, G. Andrews // Social Science& Medicine. 2016. № 168. Р. 257-264.
Электронные ресурсы
81. Всемирная организация здравоохранения: цели, функции, основные стратегии [Электронный ресурс]. Официальный сайт ВОЗ. URL: http://geum.ru/next/art-118983.php (дата обращения: 08.01.2018).
82. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/. (дата обращения: 01.12.2017).
83. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48054.html/ (дата обращения: 16.02.2018).
84. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 20.04.2014 N 259 (ред. от 24.05.2016) [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Home/AppData/Local/Temp/Temp1_doc_LAW_198444.pdf.zip/LAW198444_0_20180121_140013_55369.pdf. (датаобращения: 21.02.2018).
85. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 24.06.2017).
86. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 года) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/ (дата обращения: 11.11. 2017).
87. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/search/?q=О+стратегическом+планировании+в+Российской+Федерации (дата обращения: 08.05.2017).
88. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895. (дата обращения: 13.04.2017).
89. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации:федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895. (дата обращения: 13.04.2017).
90. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/search/?q=Государственная+программа+Российской+(дата обращения: 01.02.2018).
91. От целей тысячелетия в области развития до целей устойчивого развития - новый доклад ВОЗ [Электронный ресурс]. Официальный сайт ВОЗ. URL: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2015/mdg-sdg-report/ru/. (дата обращения: 11.01. 2018).
92. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2008 N 418н (ред. от 11.09.2009) "Об утверждении Порядка организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81329/. (дата обращения: 19.01.2018).
93. Руководящие органы ВОЗ [Электронный ресурс]. Официальный сайт ВОЗ. URL: http://www.who.int/governance/ru/. (дата обращения: 09.01.2018).
94. Системы здравоохранения [Электронный ресурс]. Официальный сайт ВОЗ. URL: http://www.who.int/topics/health_systems/ru/. (дата обращения: 14.01.2018).
95. Страновой офис ВОЗ [Электронный ресурс]. Официальный сайт ВОЗ. URL: http://www.euro.who.int/ru/countries/russian-federation/who-country-office (дата обращения: 19.01. 2018).
96. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.47263460613524555#05060520804306843. (дата обращения: 16.02.2018).
97. ТАСС [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4046676 (дата обращения: 20.02.2018).
98. Цели тысячелетия в области развития [Электронный ресурс]. Официальный сайт ВОЗ. URL: http://www.who.int/topics/millennium_development_goals/about/ru/ (дата обращения: 11.01.2018).