Финансовые инновации китайских транснациональных компаний в России
|
Введение 1
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ В СОЦИОЛОГИИ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 4
1.1 Социологический подход к анализу финансовых инноваций 5
1.2. Экономико-социологический подход Н.Флигстина к исследованию финансовых инноваций 14
ГЛАВА II. КИТАЙСКАЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ALIBABA КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 20
2.1 Социально-экономический портрет китайской транснациональной компании Alibaba Group 20
2.2. Основные конкуренты Alipay на рынке финансовых инноваций 47
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИТАЙСКОЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПАНИИ ALIBABA НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ. 56
3.1. Особенности внедрения финансовых инноваций Alibaba на российском рынке 57
3.2.Эмпирическое исследование финансовой культуры Alipay на российском рынке 63
Заключение 74
Литература 77
Приложение 82
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ В СОЦИОЛОГИИ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 4
1.1 Социологический подход к анализу финансовых инноваций 5
1.2. Экономико-социологический подход Н.Флигстина к исследованию финансовых инноваций 14
ГЛАВА II. КИТАЙСКАЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ALIBABA КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 20
2.1 Социально-экономический портрет китайской транснациональной компании Alibaba Group 20
2.2. Основные конкуренты Alipay на рынке финансовых инноваций 47
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИТАЙСКОЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПАНИИ ALIBABA НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ. 56
3.1. Особенности внедрения финансовых инноваций Alibaba на российском рынке 57
3.2.Эмпирическое исследование финансовой культуры Alipay на российском рынке 63
Заключение 74
Литература 77
Приложение 82
Сегодня цифровая экономика становится двигателем роста и развития ведущих стран мира. В Китае за 2018 г. ее сектор в ВВП составил 38,2% (согласно оценкам экспертов Китайского научно-исследовательского института информации и коммуникаций (CAICT) при Министерстве промышленности и информационных технологий КНР), а в России за аналогичный период – 5,1% в ВВП. Её главными субъектами становятся компании электронной торговли, именно они развивают онлайн платформы, способные совершать бесчисленное множество трансакций, аккумулируя финансовые ресурсы и перераспределяя товары среди потребителей по всему миру. Примером тому китайская транснациональная компания Alibaba. Alibaba – компания, которая не только продает товары онлайн, соединяя множество производителей в Китае со множеством покупателей во всем мире, но и создает собственную электронную платежную систему Alipay, обеспечивающее ей лидерство на мировом рынке. Этот новый вид электронной бизнес модели бельгийские социологи финансов Хэндрикс, Базенс и ван Меетерен назвали «апплинизацией финансов» («applenization of finance»). Этот процесс становится распространенным среди других участников платформенного капитализма – компаний GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon). В России этот процесс инициирует государство, создавая национальную электронную платежную систему MirPay, а также Яндекс и Сбербанк, пытаясь создать «русский Amazon». Однако этот сложный процесс не протекает в вакууме, он разворачивается на рынке, в организационном поле в условиях конкурентной борьбы, в которой участвуют транснациональные компании, инновационные FinTech (ФинТех) компании, крупные банки, предлагающие как свои финансовые услуги и товары онлайн, так и копирующие финансовые инновации других игроков. Другими словами, рынки производят свои локальные культуры, которые определяют, кто является доминирующий игроком, кто доминируемым, по каким правилам существует и развивается рынок и что означает быть конкурентом на этом рынке.
Соответственно, проблема магистерского исследования заключается в изучении процесса создания и внедрения финансовых инноваций китайской компании Alibaba и ее платежной системы Alipay на российском рынке.
Объект исследования – финансовые инновации китайских транснациональных компаний.
Эмпирический объект исследования: китайская транснациональная компания Alibaba и ее платежная система Alipay, на ее лидерском примере предлагается изучить деятельность других китайских ТНК в России.
Предмет: процесс создания и внедрения финансовых инноваций китайской транснациональной компании на международном рынке (на примере компании Alibaba в России).
Цель – провести социологический анализ процесса создания и внедрения финансовых инновации китайской ТНК на российском рынке.
Задачи:
1. определить суть понятия «финансовые инновации», выявив генезис его анализа разными авторами.
2. выявить экономико-социологический подход Н.Флигстина к исследованию финансовых инноваций.
3. состояние развития финансовых инноваций.
4. китайская транснациональная компания Alibaba как объект социально-экономического исследования.
5. исследовать особенности внедрения финансовых инноваций Alibaba на российском рынке.
6. проанализировать исследование финансовой культуры Alipay на российском рынке.
Теоретическая проблема исследования заключается в отсутствии в международных и российских социологических исследованиях комплексной модели процесса конструирования финансовых инноваций крупными иностранными участниками рынка с учетом их культурной специфики.
Гипотеза: Процесс конструирования финансовых инноваций является многоуровневым:
1. Первоначально создается финансовая технология (электронная платежная система) через копирование аналогичных технологий компаний-лидеров.
2. Далее создается культура потребления данной финансовой технологии, которая представляется как массовая культура для внутреннего потребителя как внутри национального государства (рекламируется ее потенциал как технологии оплаты коммунальных услуг, кредитных платежей, услуг для онлайн бизнеса и др.), так и за границей (оплата товаров и услуг, кредитование).
3. Внедрение технологии происходит благодаря интеграции с крупными государственными банками, имеющими развитую финансовую инфраструктуру.
Теоретико-методологическая база исследования составляют:
Концепция платформенного капитализма Питера Лангли и Эндрю Лейшона; концепция «апплинизации финансов» Рейджера Хэндрикса, Дэвида Базенса и Майкла ван Меетерена; исследования финансовых инноваций Винсена Лепинэ, концепция рынка как организационного поля и концепций контроля Нила Флигстина.
Апробация результатов исследования:
Материалы исследования были представлены и обсуждались на 2 международных конференциях, по результатам которых подготовлена 1 публикация для научного издания, входящего в РИНЦ.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего программу эмпирического исследования. Визуализация данных исследования представлена в шести таблицах.
Соответственно, проблема магистерского исследования заключается в изучении процесса создания и внедрения финансовых инноваций китайской компании Alibaba и ее платежной системы Alipay на российском рынке.
Объект исследования – финансовые инновации китайских транснациональных компаний.
Эмпирический объект исследования: китайская транснациональная компания Alibaba и ее платежная система Alipay, на ее лидерском примере предлагается изучить деятельность других китайских ТНК в России.
Предмет: процесс создания и внедрения финансовых инноваций китайской транснациональной компании на международном рынке (на примере компании Alibaba в России).
Цель – провести социологический анализ процесса создания и внедрения финансовых инновации китайской ТНК на российском рынке.
Задачи:
1. определить суть понятия «финансовые инновации», выявив генезис его анализа разными авторами.
2. выявить экономико-социологический подход Н.Флигстина к исследованию финансовых инноваций.
3. состояние развития финансовых инноваций.
4. китайская транснациональная компания Alibaba как объект социально-экономического исследования.
5. исследовать особенности внедрения финансовых инноваций Alibaba на российском рынке.
6. проанализировать исследование финансовой культуры Alipay на российском рынке.
Теоретическая проблема исследования заключается в отсутствии в международных и российских социологических исследованиях комплексной модели процесса конструирования финансовых инноваций крупными иностранными участниками рынка с учетом их культурной специфики.
Гипотеза: Процесс конструирования финансовых инноваций является многоуровневым:
1. Первоначально создается финансовая технология (электронная платежная система) через копирование аналогичных технологий компаний-лидеров.
2. Далее создается культура потребления данной финансовой технологии, которая представляется как массовая культура для внутреннего потребителя как внутри национального государства (рекламируется ее потенциал как технологии оплаты коммунальных услуг, кредитных платежей, услуг для онлайн бизнеса и др.), так и за границей (оплата товаров и услуг, кредитование).
3. Внедрение технологии происходит благодаря интеграции с крупными государственными банками, имеющими развитую финансовую инфраструктуру.
Теоретико-методологическая база исследования составляют:
Концепция платформенного капитализма Питера Лангли и Эндрю Лейшона; концепция «апплинизации финансов» Рейджера Хэндрикса, Дэвида Базенса и Майкла ван Меетерена; исследования финансовых инноваций Винсена Лепинэ, концепция рынка как организационного поля и концепций контроля Нила Флигстина.
Апробация результатов исследования:
Материалы исследования были представлены и обсуждались на 2 международных конференциях, по результатам которых подготовлена 1 публикация для научного издания, входящего в РИНЦ.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего программу эмпирического исследования. Визуализация данных исследования представлена в шести таблицах.
Американское направление современной экономической социологии и британская школа социальных исследований финансов заложили серьезный теоретический фундамент изучения международных финансовых инноваций. Прежде всего речь идет о технологическом основании финансовых инноваций – об устройствах телекоммуникации и Интернет-платформах электронного бизнеса. Развитие финансовой отрасли во многом определяется развитием IT отрасли. Это происходит в результате вторжения FinTech-компаний в организационное поле традиционных финансов. Хрестоматийным примером здесь является компания Apple, а процесс в научной литературе получил название «аппленизация финансов». Однако, этот процесс имеет национальную и бизнес-специфику. Если Apple и Samsung в качестве базовой технологии используют смартфон, то Amazon и Alibaba – Интернет-платформу электронного бизнеса. Вместе с тем, продвижение электронной платежной системы имеет свои культурные особенности.
Каким образом создаются и внедряются финансовые инновации китайской компании Alibaba и ее платежной системы Alipay на российском рынке? Следует отметить, что процесс конструирования финансовых инноваций является многоуровневым. Первоначально создается финансовая технология (электронная платежная система) через копирование аналогичных технологий компаний-лидеров. Однако она может обладать своими культурными особенностями (учитывая неразвитую китайскую финансовую культуру кредитных карт используются QR-коды, а не NFC шифры). Далее формируется культура потребления данной финансовой технологии, которая представляется как массовая культура (рекламируется ее потенциал как технологии оплаты коммунальных услуг, кредитных платежей, услуг для онлайн бизнеса) прежде всего для китайских потребителей как внутри Китая, так и за его пределами. Внедрение технологии происходит благодаря интеграции с крупными государственными банками, имеющими развитую финансовую инфраструктуру (например, ВТБ и др.).
Так, Alibaba уже несколько лет пыталась закрепиться на российском рынке, благодаря своей платежной системе Alipay (копии американской AmazonPay). Несколько российских банков конкурировали за возможность стать её эскваерами, первым из которых стал банк Русский стандарт. В Китае Alipay был создан в 2004 г. для проведения платежей на платформе Taobao (аналога eBay), а затем к ней были подключены другие проекты группы, в т.ч. AliExpress. В 2016 г. через сервис было переведено $1,7 трлн. (для сравнения в 2012 г. — $70 млрд.), что в 5,5 р. больше чем через конкурентный сервис PayPal. Система востребована у 450 млн. активных пользователей. Основными клиентами являются граждане Китая, а также других стран – Индии, Кореи, Таиланда – при наличии карт, эмитированных китайскими банками, через местные платежные сервисы.
В России основными клиентами Alipay также являются граждане Китая, находящиеся в стране в статусе туристов, обучающихся ВУЗов, бизнесменов или трудовых мигрантов. Самые популярные торговые места – это ЦУМ в Москве и ДЛТ в Санкт-Петербурге, ювелирные магазины, сувенирные лавки, магазины часов, гостиницы и хостелы, магазины люксовой одежды, а также магазины duty free в аэропорте «Шереметьево». Из продовольственных магазинов первыми заинтересовались гипермаркет Лента и сеть Дикси.
Осенью 2018 г. во Владивостоке было подписано соглашение об организации совместного предприятия в области цифровой экономики. Так Alibaba Group, «Мегафон», Mail.Ru Group и Российский фонд прямых инвестиций создают Aliexpress Russia. Основным акционером предприятия станет китайская Alibaba Group с долей 48%. Доля «МегаФона» составит 24%, Mail.Ru Group — 15%, у РФПИ 13%. Ожидается, что совместное предприятие станет платформой для социальной коммуникации, онлайн игр и электронной коммерции. Другими словами, для продажи товаров будут использоваться социальные сети, онлайн-СМИ, мессежеры и почта Mail.Ru Group и др. Aliexpress Russia открывает не только российский рынок для китайских производителей, но и рынки Юго-Восточной Азии и Европы для российского бизнеса. Партнером Alipay в России, проводящим сделки Aliexpress Russia, станет Модульбанк. Именно Aliexpress становится источником формирования доверия, важной культурной чертой внедрения финансовых инноваций на иностранном рынке.
Важно отметить, что развитие российско-китайских отношений сотрудничества в сфере цифровой экономики происходит в рамках геокультурного диалога. Джек Ма, основатель китайской ТНК Alibaba Group, на площадке Восточного экономического форума и других деловых площадках государственного уровня, обсуждает с представителями крупного российского бизнеса вопросы стратегического взаимодействия двух стран, которое не ограничивается трансграничной торговлей товаров массового потребления, но также и включает вопросы модернизации финансовой системы и поиска социокультурных оснований для включения в процесс создания цепочки добавленной стоимости.
Каким образом создаются и внедряются финансовые инновации китайской компании Alibaba и ее платежной системы Alipay на российском рынке? Следует отметить, что процесс конструирования финансовых инноваций является многоуровневым. Первоначально создается финансовая технология (электронная платежная система) через копирование аналогичных технологий компаний-лидеров. Однако она может обладать своими культурными особенностями (учитывая неразвитую китайскую финансовую культуру кредитных карт используются QR-коды, а не NFC шифры). Далее формируется культура потребления данной финансовой технологии, которая представляется как массовая культура (рекламируется ее потенциал как технологии оплаты коммунальных услуг, кредитных платежей, услуг для онлайн бизнеса) прежде всего для китайских потребителей как внутри Китая, так и за его пределами. Внедрение технологии происходит благодаря интеграции с крупными государственными банками, имеющими развитую финансовую инфраструктуру (например, ВТБ и др.).
Так, Alibaba уже несколько лет пыталась закрепиться на российском рынке, благодаря своей платежной системе Alipay (копии американской AmazonPay). Несколько российских банков конкурировали за возможность стать её эскваерами, первым из которых стал банк Русский стандарт. В Китае Alipay был создан в 2004 г. для проведения платежей на платформе Taobao (аналога eBay), а затем к ней были подключены другие проекты группы, в т.ч. AliExpress. В 2016 г. через сервис было переведено $1,7 трлн. (для сравнения в 2012 г. — $70 млрд.), что в 5,5 р. больше чем через конкурентный сервис PayPal. Система востребована у 450 млн. активных пользователей. Основными клиентами являются граждане Китая, а также других стран – Индии, Кореи, Таиланда – при наличии карт, эмитированных китайскими банками, через местные платежные сервисы.
В России основными клиентами Alipay также являются граждане Китая, находящиеся в стране в статусе туристов, обучающихся ВУЗов, бизнесменов или трудовых мигрантов. Самые популярные торговые места – это ЦУМ в Москве и ДЛТ в Санкт-Петербурге, ювелирные магазины, сувенирные лавки, магазины часов, гостиницы и хостелы, магазины люксовой одежды, а также магазины duty free в аэропорте «Шереметьево». Из продовольственных магазинов первыми заинтересовались гипермаркет Лента и сеть Дикси.
Осенью 2018 г. во Владивостоке было подписано соглашение об организации совместного предприятия в области цифровой экономики. Так Alibaba Group, «Мегафон», Mail.Ru Group и Российский фонд прямых инвестиций создают Aliexpress Russia. Основным акционером предприятия станет китайская Alibaba Group с долей 48%. Доля «МегаФона» составит 24%, Mail.Ru Group — 15%, у РФПИ 13%. Ожидается, что совместное предприятие станет платформой для социальной коммуникации, онлайн игр и электронной коммерции. Другими словами, для продажи товаров будут использоваться социальные сети, онлайн-СМИ, мессежеры и почта Mail.Ru Group и др. Aliexpress Russia открывает не только российский рынок для китайских производителей, но и рынки Юго-Восточной Азии и Европы для российского бизнеса. Партнером Alipay в России, проводящим сделки Aliexpress Russia, станет Модульбанк. Именно Aliexpress становится источником формирования доверия, важной культурной чертой внедрения финансовых инноваций на иностранном рынке.
Важно отметить, что развитие российско-китайских отношений сотрудничества в сфере цифровой экономики происходит в рамках геокультурного диалога. Джек Ма, основатель китайской ТНК Alibaba Group, на площадке Восточного экономического форума и других деловых площадках государственного уровня, обсуждает с представителями крупного российского бизнеса вопросы стратегического взаимодействия двух стран, которое не ограничивается трансграничной торговлей товаров массового потребления, но также и включает вопросы модернизации финансовой системы и поиска социокультурных оснований для включения в процесс создания цепочки добавленной стоимости.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Китайские автомобильные транснациональные компании на рынке стран ЕАЭС в контексте евразийской интеграции России и китайского проекта «Пояс и путь»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025 - Основы функционирования компаний в условиях
нестабильности внешней среды
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ТНК С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В ДОСТИЖЕНИИ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ: НА ПРИМЕРЕ
РОССИИ И КИТАЯ В АФРИКЕ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Тенденции и технологии управления внешнеэкономической деятельностью транснациональных корпораций
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ В РОССИИ И КНР
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Место и роль транснациональных корпораций на глобальном рынке туристических услуг
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Развитие международных финансовых центров: особенности России и Китая
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИТАЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



