Введение 1
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ В СОЦИОЛОГИИ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 4
1.1 Социологический подход к анализу финансовых инноваций 5
1.2. Экономико-социологический подход Н.Флигстина к исследованию финансовых инноваций 14
ГЛАВА II. КИТАЙСКАЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ALIBABA КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 20
2.1 Социально-экономический портрет китайской транснациональной компании Alibaba Group 20
2.2. Основные конкуренты Alipay на рынке финансовых инноваций 47
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИТАЙСКОЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПАНИИ ALIBABA НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ. 56
3.1. Особенности внедрения финансовых инноваций Alibaba на российском рынке 57
3.2.Эмпирическое исследование финансовой культуры Alipay на российском рынке 63
Заключение 74
Литература 77
Приложение 82
Сегодня цифровая экономика становится двигателем роста и развития ведущих стран мира. В Китае за 2018 г. ее сектор в ВВП составил 38,2% (согласно оценкам экспертов Китайского научно-исследовательского института информации и коммуникаций (CAICT) при Министерстве промышленности и информационных технологий КНР), а в России за аналогичный период – 5,1% в ВВП. Её главными субъектами становятся компании электронной торговли, именно они развивают онлайн платформы, способные совершать бесчисленное множество трансакций, аккумулируя финансовые ресурсы и перераспределяя товары среди потребителей по всему миру. Примером тому китайская транснациональная компания Alibaba. Alibaba – компания, которая не только продает товары онлайн, соединяя множество производителей в Китае со множеством покупателей во всем мире, но и создает собственную электронную платежную систему Alipay, обеспечивающее ей лидерство на мировом рынке. Этот новый вид электронной бизнес модели бельгийские социологи финансов Хэндрикс, Базенс и ван Меетерен назвали «апплинизацией финансов» («applenization of finance»). Этот процесс становится распространенным среди других участников платформенного капитализма – компаний GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon). В России этот процесс инициирует государство, создавая национальную электронную платежную систему MirPay, а также Яндекс и Сбербанк, пытаясь создать «русский Amazon». Однако этот сложный процесс не протекает в вакууме, он разворачивается на рынке, в организационном поле в условиях конкурентной борьбы, в которой участвуют транснациональные компании, инновационные FinTech (ФинТех) компании, крупные банки, предлагающие как свои финансовые услуги и товары онлайн, так и копирующие финансовые инновации других игроков. Другими словами, рынки производят свои локальные культуры, которые определяют, кто является доминирующий игроком, кто доминируемым, по каким правилам существует и развивается рынок и что означает быть конкурентом на этом рынке.
Соответственно, проблема магистерского исследования заключается в изучении процесса создания и внедрения финансовых инноваций китайской компании Alibaba и ее платежной системы Alipay на российском рынке.
Объект исследования – финансовые инновации китайских транснациональных компаний.
Эмпирический объект исследования: китайская транснациональная компания Alibaba и ее платежная система Alipay, на ее лидерском примере предлагается изучить деятельность других китайских ТНК в России.
Предмет: процесс создания и внедрения финансовых инноваций китайской транснациональной компании на международном рынке (на примере компании Alibaba в России).
Цель – провести социологический анализ процесса создания и внедрения финансовых инновации китайской ТНК на российском рынке.
Задачи:
1. определить суть понятия «финансовые инновации», выявив генезис его анализа разными авторами.
2. выявить экономико-социологический подход Н.Флигстина к исследованию финансовых инноваций.
3. состояние развития финансовых инноваций.
4. китайская транснациональная компания Alibaba как объект социально-экономического исследования.
5. исследовать особенности внедрения финансовых инноваций Alibaba на российском рынке.
6. проанализировать исследование финансовой культуры Alipay на российском рынке.
Теоретическая проблема исследования заключается в отсутствии в международных и российских социологических исследованиях комплексной модели процесса конструирования финансовых инноваций крупными иностранными участниками рынка с учетом их культурной специфики.
Гипотеза: Процесс конструирования финансовых инноваций является многоуровневым:
1. Первоначально создается финансовая технология (электронная платежная система) через копирование аналогичных технологий компаний-лидеров.
2. Далее создается культура потребления данной финансовой технологии, которая представляется как массовая культура для внутреннего потребителя как внутри национального государства (рекламируется ее потенциал как технологии оплаты коммунальных услуг, кредитных платежей, услуг для онлайн бизнеса и др.), так и за границей (оплата товаров и услуг, кредитование).
3. Внедрение технологии происходит благодаря интеграции с крупными государственными банками, имеющими развитую финансовую инфраструктуру.
Теоретико-методологическая база исследования составляют:
Концепция платформенного капитализма Питера Лангли и Эндрю Лейшона; концепция «апплинизации финансов» Рейджера Хэндрикса, Дэвида Базенса и Майкла ван Меетерена; исследования финансовых инноваций Винсена Лепинэ, концепция рынка как организационного поля и концепций контроля Нила Флигстина.
Апробация результатов исследования:
Материалы исследования были представлены и обсуждались на 2 международных конференциях, по результатам которых подготовлена 1 публикация для научного издания, входящего в РИНЦ.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего программу эмпирического исследования. Визуализация данных исследования представлена в шести таблицах.
Американское направление современной экономической социологии и британская школа социальных исследований финансов заложили серьезный теоретический фундамент изучения международных финансовых инноваций. Прежде всего речь идет о технологическом основании финансовых инноваций – об устройствах телекоммуникации и Интернет-платформах электронного бизнеса. Развитие финансовой отрасли во многом определяется развитием IT отрасли. Это происходит в результате вторжения FinTech-компаний в организационное поле традиционных финансов. Хрестоматийным примером здесь является компания Apple, а процесс в научной литературе получил название «аппленизация финансов». Однако, этот процесс имеет национальную и бизнес-специфику. Если Apple и Samsung в качестве базовой технологии используют смартфон, то Amazon и Alibaba – Интернет-платформу электронного бизнеса. Вместе с тем, продвижение электронной платежной системы имеет свои культурные особенности.
Каким образом создаются и внедряются финансовые инновации китайской компании Alibaba и ее платежной системы Alipay на российском рынке? Следует отметить, что процесс конструирования финансовых инноваций является многоуровневым. Первоначально создается финансовая технология (электронная платежная система) через копирование аналогичных технологий компаний-лидеров. Однако она может обладать своими культурными особенностями (учитывая неразвитую китайскую финансовую культуру кредитных карт используются QR-коды, а не NFC шифры). Далее формируется культура потребления данной финансовой технологии, которая представляется как массовая культура (рекламируется ее потенциал как технологии оплаты коммунальных услуг, кредитных платежей, услуг для онлайн бизнеса) прежде всего для китайских потребителей как внутри Китая, так и за его пределами. Внедрение технологии происходит благодаря интеграции с крупными государственными банками, имеющими развитую финансовую инфраструктуру (например, ВТБ и др.).
Так, Alibaba уже несколько лет пыталась закрепиться на российском рынке, благодаря своей платежной системе Alipay (копии американской AmazonPay). Несколько российских банков конкурировали за возможность стать её эскваерами, первым из которых стал банк Русский стандарт. В Китае Alipay был создан в 2004 г. для проведения платежей на платформе Taobao (аналога eBay), а затем к ней были подключены другие проекты группы, в т.ч. AliExpress. В 2016 г. через сервис было переведено $1,7 трлн. (для сравнения в 2012 г. — $70 млрд.), что в 5,5 р. больше чем через конкурентный сервис PayPal. Система востребована у 450 млн. активных пользователей. Основными клиентами являются граждане Китая, а также других стран – Индии, Кореи, Таиланда – при наличии карт, эмитированных китайскими банками, через местные платежные сервисы.
В России основными клиентами Alipay также являются граждане Китая, находящиеся в стране в статусе туристов, обучающихся ВУЗов, бизнесменов или трудовых мигрантов. Самые популярные торговые места – это ЦУМ в Москве и ДЛТ в Санкт-Петербурге, ювелирные магазины, сувенирные лавки, магазины часов, гостиницы и хостелы, магазины люксовой одежды, а также магазины duty free в аэропорте «Шереметьево». Из продовольственных магазинов первыми заинтересовались гипермаркет Лента и сеть Дикси.
Осенью 2018 г. во Владивостоке было подписано соглашение об организации совместного предприятия в области цифровой экономики. Так Alibaba Group, «Мегафон», Mail.Ru Group и Российский фонд прямых инвестиций создают Aliexpress Russia. Основным акционером предприятия станет китайская Alibaba Group с долей 48%. Доля «МегаФона» составит 24%, Mail.Ru Group — 15%, у РФПИ 13%. Ожидается, что совместное предприятие станет платформой для социальной коммуникации, онлайн игр и электронной коммерции. Другими словами, для продажи товаров будут использоваться социальные сети, онлайн-СМИ, мессежеры и почта Mail.Ru Group и др. Aliexpress Russia открывает не только российский рынок для китайских производителей, но и рынки Юго-Восточной Азии и Европы для российского бизнеса. Партнером Alipay в России, проводящим сделки Aliexpress Russia, станет Модульбанк. Именно Aliexpress становится источником формирования доверия, важной культурной чертой внедрения финансовых инноваций на иностранном рынке.
Важно отметить, что развитие российско-китайских отношений сотрудничества в сфере цифровой экономики происходит в рамках геокультурного диалога. Джек Ма, основатель китайской ТНК Alibaba Group, на площадке Восточного экономического форума и других деловых площадках государственного уровня, обсуждает с представителями крупного российского бизнеса вопросы стратегического взаимодействия двух стран, которое не ограничивается трансграничной торговлей товаров массового потребления, но также и включает вопросы модернизации финансовой системы и поиска социокультурных оснований для включения в процесс создания цепочки добавленной стоимости.
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е, перераб, и доп., 2011. - 265 c.
2. Баранова, Е.П. Инфляция и международные экономические отношения капиталистических стран / Е.П. Баранова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 89 c.
3. История западной социологии. Лю Юань. Цзинань. Издательство Шаньдунского университета. - 12 с
4. История западных социальных мыслей. Ю Хай. Фуданьского университета. -55 с
5. К. Кнорр Цетина. Объектная социальность: общественные отношения. C8-19
6. Кларк Д.: Alibaba. История мирового восхождения. 2017. С. 15.
7. Лавриненко В.Н. Социология. — М.: Проспект, 2015. — 328 с.
8. Мальцева А.П. Насилие как феномен и как понятие // Человек. – 2013. – № 3. С. – 147-151.
9. Н.Флигстин. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века 2013. Т. 14. № 1. С. 28–53
10. Новая европейская теория современного общества, Цзин Си. Сычуаньский университет. – 37 с
11. Окладникова Е.А. Внутригосударственный межэтнический конфликт: факторы социального напряжения в нарративах жителей Санкт-Петербурга // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. — 2014. — № 2. — С. 17 — 28.
12. Р-система: введение в экономический шпионаж. Практикум по экономической разведке в современном российском предпринимательстве. - М.: Хамтек паблишер, 2017. - 761 c.
13. Сабельников, Л.В. Война без перемирия (формы и методы экономической агрессии) / Л.В. Сабельников. - М.: Мысль, 2016. - 66 c.
14. Сайт Amazon Pay. URL: https://pay.amazon.com/us
15. Сайт Apple pay. URL: https://www.apple.com/apple-pay/
16. Сайт Facebook Pay. URL: http://facebook-pay.ru/
17. Сайт oko-planet 07.11.2017 URL: https://oko-planet.su/finances/financesnews/394391-alibaba-vydvigaetsya-klinom.html
18. Сайт searchengines 14.11.2016 URL: https://www.searchengines.ru/summa-zakazov-aliexpress.html
19. Семёнов В.И. Народ. Этнос. Нация. Статья 1. Общество, население, этнос // Философия и общество. – 2013. – № 1. – С. 21-55.
20. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 480 c.
21. Современная западная социологическая теория. 31. 04.1988. Тиндинское издательство
22. Фабричный, С.Ю. Правовое регулирование финансово-экономического взаимодействия субъекта федерации местного самоуправления / С.Ю. Фабричный. - М.: Московский общественный научный фонд, 2010. - 136 c.
23. Шахов, В.В. Введение в страхование: экономический аспект / В.В. Шахов. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 97 c.
24. Экономическая социология: Учебное пособие / Под ред. Самыгина С.И.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 352 c.
25. Яндекс Деньги. URL: https://money.yandex.ru/eng/
26. A Social Psy chological Approach to the Stock Mar ket , Kyk lios, 1966. 19 .
27. «Классические социологические мысли». Чжан Вэй . Тайбэй.- 15 с
28. «Социальная теория сегодня». Главный редактор / Чжан Хунхуэй, 1994. – 26 с
29. ACCESS THE WORLD’S LARGEST TOURIST AND eCOMMERCE MARKETS WITH ACI AND ALIPAY
30. Alibaba and the Threat to China’s Banking Sector
31. Alibaba Group Announces December Quarter 2017 Results. Hangzhou, China, February 1, 2018
32. Alibaba: The Inside Story Behind Jack Ma and the Creation of the World's Biggest Online Marketplace Hardcover – February 24, 2009
33. Alibaba-Yahoo! Case B: Jack Ma Takes Alipay.
34. Alipay Digital Wallet. WITH CYBERSOURCE
35. Alipay Online payment for China. Status 3.12.2015 ½
36. Alipay: Smart Travel Solutions for Courting Chinese Travellers. Alipay international business department
37. Callon Michel: The Law of the Markets. Blackwell Press, 1998.
38. Castells, Manuel. The Rise of the Network Society. Oxford: Blackwell, 1996. Page 2. 470
39. China Payment Service “Alipay” Introduced. November 7th, 2016 Mitsubishi Estate-Simon Co., Ltd. ORIX Corporation
40. China’s Alipay and WeChat Pay: Reaching Rural Users
41. Coleman, J., 1990, Foundations of Social Theory, Combirdg e: Harv ard University Press.
42. Cootner, P., 1962, Stock Prices: Random vs, Systematic Changes, Industrial Management Review, 3.
43. GABARITO OFICIAL DO VESTIBULAR MACKENZIE – JUNHO 2017
44. Goffman. Interaction Ritual: Essays in Face to Face Behavior. 1967. С16
45. Glick I.O., 1957, A Social Psychological Study of Futures Trading, Docto ral Dissertation, University of Chicago.
46. Granger, C.W.J.&Morgenstern, O., 1963, Spectral Analy sis of Stock Market Prices, Kyk los, 17.
47. How Open is Innovation? Research Policy 39(6). 2010. 699-709.
48. Ilan Mochari. Recommended Reading from One of China's Smartest CEOs.
49. Janis, I. L., 1972, Victims of Group-Think, Boston: Houghton-Mifflin.
50. Lepinay. Codes of Finance Engineering Derivatives in a Global Bank. 2011.
51. MacKenzie Donald & Yuval Millo. Constructing a Market, Performing Theory: The Historical Sociology of a Financial Derivatives Exchange. American Journal of Sociology, 2003, No. 1.
52. Malkiel, B.G., 1981, A Random Walk Down Wall Streec (2nded), New Yo ark: Nor ton.
53. Mann, L., Nag el, T., &Dowling, P., 1976, A Study of an Economic Panic: The “run” on the Hindmarsh Building Socie ty, Sociometry, 39(3).
54. Paul J. DiMaggio and Walter W. Powell American Sociological Reviewчё Vol. 48, No. 2 (Apr., 1983), p. 147-160
55. Payments by Alipay and UnionPay Cards to be Accepted at Peach Booking Site!
56. Payments to be accepted starting today, February 22
57. Perdue, W.D. Западная социология: цифры. Хэбэй. – 56 с
58. Platform Capitalism. Nick Srnicek. Polity Press. 2017.
59. Platform capitalism: the intermediation and capitalisation of digital economic circulation. Langley, P. and Leyshon, A. (2017) 'Platform capitalism: the intermediation and capitalisation of digital economic circulation.', Finance and society., 3 (1). pp. 11-31.
60. Rigi, J. (2013) Peer Production and Marxian Communism Contours of a New Emerging Mode of Production. Capital & Class, 37.
61. Robertson, I., 1981, Sociology, New York: Worth Publication.
62. Rose, A.M., 1951, Rumor in the Stock Market, Public Opinion Quartery, 15.
63. Samuelson, P.A., 1965, Proof that Properly Anticipated Fluctuate Randomly, Industrial Management Review, Spring, 6.
64. Systems Competition and Network Effects Michael L. Katz Carl Shapiro JOURNAL OF ECONOMIC PERSPECTIVES VOL. 8, 1994. 2
65. Technological regimes and innovation in services: the case of the Italian banking industry Article in Research Policy 24(1). 1995. 151-168
66. Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages by Carlota Perez. 2002.
67. The Foundation for Law, Justice and Society. in association with the Centre for Socio-Legal Studies and Wolfson College, University of Oxford
68. The Influential Book in Alibaba Founder Jack Ma's Briefcase
69. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields
70. The politics of ‘platforms’ New Media & Society 12(3) 2010. 347-364.
71. The role of Alipay in commerce in China. MA Asian Studies: Chinese Studies MA Thesis Professor Dr. F. Schneider 30-06-2017
72. UNITED STATES SECURITIES AND EXCHANGE COMMISSION. Washington, D.C. 20549
73. Uzzi. Embeddedness in the Making of Financial Capital: How Social Relations and Networks Benefit Firms Seeking Financing. American Sociological Review, 1999, No. 4.
74. Zelizer, Viviana A. The Social Meaning of Money: Special Monies. The American Journal of Sociology, 1989, No. 2.
75. Zukin, S. & P. DiMaggio. Structures of Capital: The Social Organization of the Economy. Cambridge University Press, 1990, p. 3.