Высшее образование как фактор социальной стратификации китайского общества
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ 8
1.1 Подходы к определению понятия "социальная стратификация" 8
1.2 Классификация форм социальной стратификации 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В КИТАЕ 25
2.1 Социальная стратификация в КНР: основные исследования в китайской социологии 25
2.2 Особенности социальной стратификации в Китае 29
2.3 Сравнительный анализ особенностей социальной стратификации в России и Китае 34
2.4 Высшее образование как фактор социальной стратификации в китайском и российском обществах 39
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ" 53
3.1 Программа исследования 53
3.2 Интерпретация полученных результатов 55
3.2.1. Характеристика респондентов 55
3.2.2. Социальные классы 56
3.2.3. Образование как фактор стратификации 57
3.2.4. Образование как фактор стратификации в стране, регионе проживания 59
3.2.5. Меры государства по устранению стратификации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Приложения А. Гайд интервью 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ 8
1.1 Подходы к определению понятия "социальная стратификация" 8
1.2 Классификация форм социальной стратификации 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В КИТАЕ 25
2.1 Социальная стратификация в КНР: основные исследования в китайской социологии 25
2.2 Особенности социальной стратификации в Китае 29
2.3 Сравнительный анализ особенностей социальной стратификации в России и Китае 34
2.4 Высшее образование как фактор социальной стратификации в китайском и российском обществах 39
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ" 53
3.1 Программа исследования 53
3.2 Интерпретация полученных результатов 55
3.2.1. Характеристика респондентов 55
3.2.2. Социальные классы 56
3.2.3. Образование как фактор стратификации 57
3.2.4. Образование как фактор стратификации в стране, регионе проживания 59
3.2.5. Меры государства по устранению стратификации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Приложения А. Гайд интервью 72
Актуальность. Актуальность этого исследования заключается в том, что социальная стратификация и социальная мобильность всегда были важной темой социологических исследований, занимая важное место в социологических дисциплинах, и тесно связаны с функционированием и изменениями общества. Как социальный фактор, высшее образование оказывает важное влияние на социальной стратификации. Она способствует повышению личного социального статуса и завершению накопления экономического и социального капитала. Экономическое развитие Китая находится в критическом периоде, и статус новых социальных классов и групп быстро повышается. Полностью осознав роль образования в социальном расслоении и полностью осознав важную роль высшего образования в реализации социального статуса личности, помогает создать более полный современный механизм социальной мобильности. В процессе образования образованные могут получить культурный капитал, который, в свою очередь, способствует социальной мобильности людей, так что образованные, которые изначально принадлежали к низшим или более низшим классам общества, могли попасть на средний или даже более высокий уровень общество, формируя больше средних классов, тем самым уменьшая количество людей в нижней части общества. Так же стабилизировать социальную структуру создавать благоприятный поток социальных классов. Поэтому изучение роли китайского и российского социального расслоения и высшего образования как социального фактора в социальном расслоении является актуальным.
Степень изученности проблемы. Теоретической и источниковой базой данного исследования являются результаты многих научных работ в области социально-политических процессов, исторического, социологического и политологического направлений. К тому же имеется и значительной научный интерес в плане теоретического осмысления проблемы образования как фактора стратификации в современном Китае и России. В них не только даны фактические материалы об характере, факторах динамики и специфике образования как фактора стратификации в современном российском и китайском обществе, но и представлены теоретические выводы и научные аргументы в пользу ее тенденций развития.
Китайский ученый Шэнь Вэй проанализировал в своей статье роль образования в социальной стратификации и мобильности и разъяснил коннотацию социальной стратификации и социальной мобильности. Ученый Ли Чуньлин проанализировал на теоретическом уровне, что китайская социальная стратификация и мобильность находятся под влиянием западных теоретических исследований социальной стратификации, но они также имеют китайские особенности и характеристики китайской эпохи.
Социолог Ли Цян считает, что после реформ и открытости экономическое расслоение, вызванное чрезмерным разрывом между богатыми и бедными в китайском обществе, является важной причиной социальной стратификации и высшее образование может сократить разрыв между богатыми и бедными и способствовать социальной мобильности.
Ван Яньфэнь , исследователь кафедры социологии Центрально-Южного университета, в своей статье утверждала, что образование как разумный механизм мобильности может принести людям хороший социальный статус и экономические выгоды, а также является важным стратегическим ресурсом для экономического и социального развития страны.
Русский ученый Абалтусова Л. А. считает, что система высшего образования не только отражает характеристики государственной системы в современном обществе, но и способна преодолеть социальное неравенство. Но сейчас высшее образование в России - это обычно просто средство выживания, а не решающий фактор в достижении классового скачка.
Глебова Т. Д. считает, что социальная стратификация в России привело к увеличению различий в возможностях получения высшего образования для городских и сельских студентов, а неравный доступ к образованию усилил разрыв между богатыми и бедными в России, что привело к усилению социальной стратификации.
Лянь-Лянь, Е. Г. Мельников в своей работе делают сравнительный анализ основных тенденций в динамике социальной структуры России и Китая. Авторы рассматривают такие острые общественные проблемы, как: изменения в социальной структуре, снижение социального статуса рабочих, уменьшение численности крестьянства, формирование среднего класса, появление социального слоя богатых и т. п.
Объектом исследования выступает – высшее образование как фактор стратификации
Предметом исследования выступает специфика высшего образования как фактора стратификации в России и Китае
Цель данной работы - выделить особенности высшего образования как фактора стратификации в современной России и Китае.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы анализа социальной стратификации
2. Определить Подходы к определению понятия «социальная стратификации»
3. Выделить классификацию форм социальной стратификации
4. Описать особенности социальной стратификации в Китае
5. Проанализировать социальную стратификацию в КНР на основе исследования в китайской социологии
6. Провести сравнительный анализ особенностей социальной стратификации в России и Китае
7. Проанализировать высшее образование как фактор социальной стратификации в китайском и российском обществах
8. Провести эмпирическое исследование "Социальная стратификация на примере высшего образования в китайском обществе"
Исследование в рамках магистерской диссертации является качественным, основной метод исследования – глубинное интервью. Кроме того, в этом исследовании также используются сравнительные методы исследования.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней систематизированы особенности образования как фактора стратификации и проводил эмпирическое исследование роли образования в социальной стратификации в современной России и Китае.
Гипотеза исследования. Как социальный фактор, высшее образование оказывает значительное влияние на социальной стратификации Китая и России. Люди с высшим образованием с большей вероятностью получат более высокий социальный статус и экономическое богатство, а также улучшат свой социальный класс.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты могут быть использованы как в научной, так и практической работе: при написании научных статей, лекций, учебников, посвященных процессам социальной стратификации в современной России и КНР.
Структура исследовательской работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Введение состоит из актуальности, степени изученности проблемы, объекта, предмета, цели, задачи исследования, метода исследования, научной новизны, практической значимости а также структуры исследовательской работы.
Первая глава состоит из двух частей. Во первой главе изучены основные подходы к определению понятия социальная стратификация, классификация форм социальной стратификации.
Во второй главе анализируются особенности китайской социальной стратификации, и сравнительно изучаются особенности китайской и российской социальной стратификации, а также образование как социальный фактор в китайской и российской социальной стратификации.
В третьей главе представлено эмпирическое исследование с точки зрения образования как социального фактора на социальной стратификации Китая и России и проанализированы результаты опроса.
В заключении, основанном на анализе трех глав, сделаны основные выводы об этом исследовании.
Степень изученности проблемы. Теоретической и источниковой базой данного исследования являются результаты многих научных работ в области социально-политических процессов, исторического, социологического и политологического направлений. К тому же имеется и значительной научный интерес в плане теоретического осмысления проблемы образования как фактора стратификации в современном Китае и России. В них не только даны фактические материалы об характере, факторах динамики и специфике образования как фактора стратификации в современном российском и китайском обществе, но и представлены теоретические выводы и научные аргументы в пользу ее тенденций развития.
Китайский ученый Шэнь Вэй проанализировал в своей статье роль образования в социальной стратификации и мобильности и разъяснил коннотацию социальной стратификации и социальной мобильности. Ученый Ли Чуньлин проанализировал на теоретическом уровне, что китайская социальная стратификация и мобильность находятся под влиянием западных теоретических исследований социальной стратификации, но они также имеют китайские особенности и характеристики китайской эпохи.
Социолог Ли Цян считает, что после реформ и открытости экономическое расслоение, вызванное чрезмерным разрывом между богатыми и бедными в китайском обществе, является важной причиной социальной стратификации и высшее образование может сократить разрыв между богатыми и бедными и способствовать социальной мобильности.
Ван Яньфэнь , исследователь кафедры социологии Центрально-Южного университета, в своей статье утверждала, что образование как разумный механизм мобильности может принести людям хороший социальный статус и экономические выгоды, а также является важным стратегическим ресурсом для экономического и социального развития страны.
Русский ученый Абалтусова Л. А. считает, что система высшего образования не только отражает характеристики государственной системы в современном обществе, но и способна преодолеть социальное неравенство. Но сейчас высшее образование в России - это обычно просто средство выживания, а не решающий фактор в достижении классового скачка.
Глебова Т. Д. считает, что социальная стратификация в России привело к увеличению различий в возможностях получения высшего образования для городских и сельских студентов, а неравный доступ к образованию усилил разрыв между богатыми и бедными в России, что привело к усилению социальной стратификации.
Лянь-Лянь, Е. Г. Мельников в своей работе делают сравнительный анализ основных тенденций в динамике социальной структуры России и Китая. Авторы рассматривают такие острые общественные проблемы, как: изменения в социальной структуре, снижение социального статуса рабочих, уменьшение численности крестьянства, формирование среднего класса, появление социального слоя богатых и т. п.
Объектом исследования выступает – высшее образование как фактор стратификации
Предметом исследования выступает специфика высшего образования как фактора стратификации в России и Китае
Цель данной работы - выделить особенности высшего образования как фактора стратификации в современной России и Китае.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы анализа социальной стратификации
2. Определить Подходы к определению понятия «социальная стратификации»
3. Выделить классификацию форм социальной стратификации
4. Описать особенности социальной стратификации в Китае
5. Проанализировать социальную стратификацию в КНР на основе исследования в китайской социологии
6. Провести сравнительный анализ особенностей социальной стратификации в России и Китае
7. Проанализировать высшее образование как фактор социальной стратификации в китайском и российском обществах
8. Провести эмпирическое исследование "Социальная стратификация на примере высшего образования в китайском обществе"
Исследование в рамках магистерской диссертации является качественным, основной метод исследования – глубинное интервью. Кроме того, в этом исследовании также используются сравнительные методы исследования.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней систематизированы особенности образования как фактора стратификации и проводил эмпирическое исследование роли образования в социальной стратификации в современной России и Китае.
Гипотеза исследования. Как социальный фактор, высшее образование оказывает значительное влияние на социальной стратификации Китая и России. Люди с высшим образованием с большей вероятностью получат более высокий социальный статус и экономическое богатство, а также улучшат свой социальный класс.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты могут быть использованы как в научной, так и практической работе: при написании научных статей, лекций, учебников, посвященных процессам социальной стратификации в современной России и КНР.
Структура исследовательской работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Введение состоит из актуальности, степени изученности проблемы, объекта, предмета, цели, задачи исследования, метода исследования, научной новизны, практической значимости а также структуры исследовательской работы.
Первая глава состоит из двух частей. Во первой главе изучены основные подходы к определению понятия социальная стратификация, классификация форм социальной стратификации.
Во второй главе анализируются особенности китайской социальной стратификации, и сравнительно изучаются особенности китайской и российской социальной стратификации, а также образование как социальный фактор в китайской и российской социальной стратификации.
В третьей главе представлено эмпирическое исследование с точки зрения образования как социального фактора на социальной стратификации Китая и России и проанализированы результаты опроса.
В заключении, основанном на анализе трех глав, сделаны основные выводы об этом исследовании.
Итак, в ходе проделанной работы мы выполнили следующие задачи:
1. Проанализировали теоретические основы анализа социальной стратификации
2. Определили подходы к определению понятия «социальная стратификации»
3. Выделили классификацию форм социальной стратификации
4. Описали особенности социальной стратификации в Китае
5. Проанализировали социальную стратификацию в КНР на основе исследования в китайской социологии
6. Провели сравнительный анализ особенностей социальной стратификации в России и Китае
7. Проанализировали высшее образование как фактор социальной стратификации в китайском и российском обществах
8. Провели эмпирическое исследование "Социальная стратификация на примере высшего образования в китайском обществе"
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило тот факт, что образование является одним из факторов, влияющих на социальный класс, особенно сильно это выражается у китайских граждан. Несмотря на это, по мнению респондентов, в Китае Правительство пытается всячески урегулировать существующую стратификацию, в то время как в России, по мнению респондентов, не проводится никакая работа.
1. Проанализировали теоретические основы анализа социальной стратификации
2. Определили подходы к определению понятия «социальная стратификации»
3. Выделили классификацию форм социальной стратификации
4. Описали особенности социальной стратификации в Китае
5. Проанализировали социальную стратификацию в КНР на основе исследования в китайской социологии
6. Провели сравнительный анализ особенностей социальной стратификации в России и Китае
7. Проанализировали высшее образование как фактор социальной стратификации в китайском и российском обществах
8. Провели эмпирическое исследование "Социальная стратификация на примере высшего образования в китайском обществе"
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило тот факт, что образование является одним из факторов, влияющих на социальный класс, особенно сильно это выражается у китайских граждан. Несмотря на это, по мнению респондентов, в Китае Правительство пытается всячески урегулировать существующую стратификацию, в то время как в России, по мнению респондентов, не проводится никакая работа.
Подобные работы
- Дискуссия о социальной структуре китайского общества в начале XXI века
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Социальная структура городского общества Китая в исторической ретроспективе
Бакалаврская работа, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Современная социальная стратификация и социальная мобильность в России и Китае
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Проблема социальной мобильности в России и Китае
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Социальное происхождение элиты в Китае: экономико-социологический анализ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Особенности международной академической мобильности
в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов
в современных условиях
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2019 - Эвфемизмы наименований профессий в русском и китайском языках
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2021 - МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



