ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ 8
1.1 Подходы к определению понятия "социальная стратификация" 8
1.2 Классификация форм социальной стратификации 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В КИТАЕ 25
2.1 Социальная стратификация в КНР: основные исследования в китайской социологии 25
2.2 Особенности социальной стратификации в Китае 29
2.3 Сравнительный анализ особенностей социальной стратификации в России и Китае 34
2.4 Высшее образование как фактор социальной стратификации в китайском и российском обществах 39
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ" 53
3.1 Программа исследования 53
3.2 Интерпретация полученных результатов 55
3.2.1. Характеристика респондентов 55
3.2.2. Социальные классы 56
3.2.3. Образование как фактор стратификации 57
3.2.4. Образование как фактор стратификации в стране, регионе проживания 59
3.2.5. Меры государства по устранению стратификации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Приложения А. Гайд интервью 72
Актуальность. Актуальность этого исследования заключается в том, что социальная стратификация и социальная мобильность всегда были важной темой социологических исследований, занимая важное место в социологических дисциплинах, и тесно связаны с функционированием и изменениями общества. Как социальный фактор, высшее образование оказывает важное влияние на социальной стратификации. Она способствует повышению личного социального статуса и завершению накопления экономического и социального капитала. Экономическое развитие Китая находится в критическом периоде, и статус новых социальных классов и групп быстро повышается. Полностью осознав роль образования в социальном расслоении и полностью осознав важную роль высшего образования в реализации социального статуса личности, помогает создать более полный современный механизм социальной мобильности. В процессе образования образованные могут получить культурный капитал, который, в свою очередь, способствует социальной мобильности людей, так что образованные, которые изначально принадлежали к низшим или более низшим классам общества, могли попасть на средний или даже более высокий уровень общество, формируя больше средних классов, тем самым уменьшая количество людей в нижней части общества. Так же стабилизировать социальную структуру создавать благоприятный поток социальных классов. Поэтому изучение роли китайского и российского социального расслоения и высшего образования как социального фактора в социальном расслоении является актуальным.
Степень изученности проблемы. Теоретической и источниковой базой данного исследования являются результаты многих научных работ в области социально-политических процессов, исторического, социологического и политологического направлений. К тому же имеется и значительной научный интерес в плане теоретического осмысления проблемы образования как фактора стратификации в современном Китае и России. В них не только даны фактические материалы об характере, факторах динамики и специфике образования как фактора стратификации в современном российском и китайском обществе, но и представлены теоретические выводы и научные аргументы в пользу ее тенденций развития.
Китайский ученый Шэнь Вэй проанализировал в своей статье роль образования в социальной стратификации и мобильности и разъяснил коннотацию социальной стратификации и социальной мобильности. Ученый Ли Чуньлин проанализировал на теоретическом уровне, что китайская социальная стратификация и мобильность находятся под влиянием западных теоретических исследований социальной стратификации, но они также имеют китайские особенности и характеристики китайской эпохи.
Социолог Ли Цян считает, что после реформ и открытости экономическое расслоение, вызванное чрезмерным разрывом между богатыми и бедными в китайском обществе, является важной причиной социальной стратификации и высшее образование может сократить разрыв между богатыми и бедными и способствовать социальной мобильности.
Ван Яньфэнь , исследователь кафедры социологии Центрально-Южного университета, в своей статье утверждала, что образование как разумный механизм мобильности может принести людям хороший социальный статус и экономические выгоды, а также является важным стратегическим ресурсом для экономического и социального развития страны.
Русский ученый Абалтусова Л. А. считает, что система высшего образования не только отражает характеристики государственной системы в современном обществе, но и способна преодолеть социальное неравенство. Но сейчас высшее образование в России - это обычно просто средство выживания, а не решающий фактор в достижении классового скачка.
Глебова Т. Д. считает, что социальная стратификация в России привело к увеличению различий в возможностях получения высшего образования для городских и сельских студентов, а неравный доступ к образованию усилил разрыв между богатыми и бедными в России, что привело к усилению социальной стратификации.
Лянь-Лянь, Е. Г. Мельников в своей работе делают сравнительный анализ основных тенденций в динамике социальной структуры России и Китая. Авторы рассматривают такие острые общественные проблемы, как: изменения в социальной структуре, снижение социального статуса рабочих, уменьшение численности крестьянства, формирование среднего класса, появление социального слоя богатых и т. п.
Объектом исследования выступает – высшее образование как фактор стратификации
Предметом исследования выступает специфика высшего образования как фактора стратификации в России и Китае
Цель данной работы - выделить особенности высшего образования как фактора стратификации в современной России и Китае.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы анализа социальной стратификации
2. Определить Подходы к определению понятия «социальная стратификации»
3. Выделить классификацию форм социальной стратификации
4. Описать особенности социальной стратификации в Китае
5. Проанализировать социальную стратификацию в КНР на основе исследования в китайской социологии
6. Провести сравнительный анализ особенностей социальной стратификации в России и Китае
7. Проанализировать высшее образование как фактор социальной стратификации в китайском и российском обществах
8. Провести эмпирическое исследование "Социальная стратификация на примере высшего образования в китайском обществе"
Исследование в рамках магистерской диссертации является качественным, основной метод исследования – глубинное интервью. Кроме того, в этом исследовании также используются сравнительные методы исследования.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней систематизированы особенности образования как фактора стратификации и проводил эмпирическое исследование роли образования в социальной стратификации в современной России и Китае.
Гипотеза исследования. Как социальный фактор, высшее образование оказывает значительное влияние на социальной стратификации Китая и России. Люди с высшим образованием с большей вероятностью получат более высокий социальный статус и экономическое богатство, а также улучшат свой социальный класс.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты могут быть использованы как в научной, так и практической работе: при написании научных статей, лекций, учебников, посвященных процессам социальной стратификации в современной России и КНР.
Структура исследовательской работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Введение состоит из актуальности, степени изученности проблемы, объекта, предмета, цели, задачи исследования, метода исследования, научной новизны, практической значимости а также структуры исследовательской работы.
Первая глава состоит из двух частей. Во первой главе изучены основные подходы к определению понятия социальная стратификация, классификация форм социальной стратификации.
Во второй главе анализируются особенности китайской социальной стратификации, и сравнительно изучаются особенности китайской и российской социальной стратификации, а также образование как социальный фактор в китайской и российской социальной стратификации.
В третьей главе представлено эмпирическое исследование с точки зрения образования как социального фактора на социальной стратификации Китая и России и проанализированы результаты опроса.
В заключении, основанном на анализе трех глав, сделаны основные выводы об этом исследовании.
Итак, в ходе проделанной работы мы выполнили следующие задачи:
1. Проанализировали теоретические основы анализа социальной стратификации
2. Определили подходы к определению понятия «социальная стратификации»
3. Выделили классификацию форм социальной стратификации
4. Описали особенности социальной стратификации в Китае
5. Проанализировали социальную стратификацию в КНР на основе исследования в китайской социологии
6. Провели сравнительный анализ особенностей социальной стратификации в России и Китае
7. Проанализировали высшее образование как фактор социальной стратификации в китайском и российском обществах
8. Провели эмпирическое исследование "Социальная стратификация на примере высшего образования в китайском обществе"
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило тот факт, что образование является одним из факторов, влияющих на социальный класс, особенно сильно это выражается у китайских граждан. Несмотря на это, по мнению респондентов, в Китае Правительство пытается всячески урегулировать существующую стратификацию, в то время как в России, по мнению респондентов, не проводится никакая работа.
1. Абалтусова Л. А. Система высшего профессионального образования как фактор преодоления и воспроизводства социального неравенства в трансформирующейся России // автореф. дис.… канд. социолог. наук. – 2006.
2. Абилекова Г.К., КНР в эпоху реформ Дэн Сяопина // Вестник Казахского национального университета №5, 2012, С.34.
3. Бао Юнцзян. Особый путь экономического развития Китая и его влияние на мировое экономическое развитие // Проблемы Дальнего Востока. 1995. -№.1 - С.72-79
4. Бурдье, П. Социология социального пространства. М.: Алетейя, 2007.
5. Буров, В. В. Демократия с китайской спецификой // Свободная мысль. – 2010. – N6. – С.159-162
6. Бутенко А.П. Рыночные реформы в России и Китае: сходство целей и различие результатов. М., изд. "Эксперимент", 2007.
7. Бутенко А.П. Рыночные реформы в России и Китае: сходство целей и различие результатов. М., изд. "Эксперимент", 2007
8. Ван Яньфэнь. Роль образования в социальной стратификации и социальной мобильности // Вестник Чэндэского педагогического университета национальностей. 2008. №28-4. С. 94-95.
9. Васильева С., История Китая. Электронный ресурс. режим доступа: http://www.historicus.ru/istoriya_kitaya
10. Вебер, М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. Вып. 1. — М., 1992.
11. Вэнь Жун. Обзор социальной стратификации и высшего образования в Китае - Анализ журнальных статей с 1990 по 2017 год на основе CNKI // Форум высшего образования. 2019. №1. С.111-115.
12. Гельбрас В. Тридцатилетие эпохи «Реформы и открытости» в Китае // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 6. С. 71 - 81.
13. Глебова Т. Д. Доступность высшего образования для выпускников городских и сельских школ // автореф. дис.… канд. социолог. наук. – 2005.
14. Горшков, М.К. Российское общество в условиях трансформации (Социологический анализ). – М.: РОССПЭН, 2000.
15. Градов А.П., Цикличность развития экономики и управления конкурентными преимуществами. Электронный ресурс. режим доступа: http: //economy-ru.com/ekonomicheskaya-teoriya-rf/sotsialno-ekonomicheskie-reformyi-den-40206.html
16. Данилова Р.В. Присоединение Гонконга к Китаю: изменения в политической сфере, материалы международной научно-практической конференции «Культура. Духовность. Общество», История. Исторические науки, № 20, 2015 г. с.81-85
17. Делюсин Л. Дэн Сяопин и теория социалистической модернизации // Китай: полвека — две эпохи. — М.: Институт востоковедения РАН, 2001.
18. Добреньков, В.И. Кравченко, А.И. Социология. Т.2. Социальная структура и стратификация. М.: ИНФРА-М, 2000.
19. Доклад о социальной стратификации современного Китая // («Дандай чжунго шэхуй цзе-цэн яньцзю баогао») / Гл. ред. С.И. Лу. — Пекин, 2002 (на кит. яз.).
20. Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации // Социальная стратификация / Под ред. С.А. Белановского. Вып. I. М.: ИНП РАН, 1992. С. 160-177)
21. Е Хуну. Краткое введение в социальное расслоение и влияние на образование // Модернизация образования. 2017. №44. С.268-269
22. Заславская, Т.И. Социальная структура российского общества // Общественные науки и современность. 1997. — №2. — С. 5-23.
23. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. - 3-е изд., Испр. и доп. / Г.Е. Зборовский - М .: Гардарики, 2004. - С. 270-302
24. Избранные произведения Мао Цзэдуна. Пекин: Народное издательство. 1991.
25. Изменение социальной структуры китайского общества за 60 лет («Чжунго шэхуй джей гоу биань хуа 60 ниань») / Гл. ред. С.И. Лу. — Пекин, 2002 (на кит. яз.).
26. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие / Б.А. Исаев. - СПб: Питер, 2008. - С. 108-121
27. Комаров, М.С. Социальная структура и социальная стратификация // Социологические исследования. 1992 -n 7. С. 62-72.
28. Кравченко, А.И. Социология: Социальная динамика; Стратификация; Социальные институты и др.: Учебник для вузов. Изд. 8-е/ 9-e/10-е. М.: Gaudeamus, 2006.
29. Ли Ли. Влияние образования на социальное расслоение и мобильность - справедливость в образовании и гармоничное общество // Современная педагогическая наука. 2007. №3. С.5-7.
30. Ли Цян. Социальная стратификация в современном Китае. Жизнь • Чтение • Новые знания Книжный магазин Санлиан, 2019. -535с.
31. Ли Ч., Чэнь И. Обзор точек зрения относительно мер по решению проблем занятости в Китае. Сб. 2. — Пекин, 2000 (на кит. яз.).
32. Ли Чжичэн. О роли образования как фактора социальной мобильности в Китае // Социальные науки: полный текст. 2016. №11. С. 298.
33. Ли Чуньлин. Исследование социальной стратиграфии и мобильности в Китае за последние 70 лет // Социологические исследования. 2019. №6. С. 27-40.
34. Лю Ц. Перспективы развития народонаселения Китая в XXI в. (XXI шицзи чжунго жэнько фачжань чяньцзин) / Под ред. С. Жуй. — Пекин: Шехуэй кесюе уньсянь чубаньше, 2000 (на кит. яз.).
35. Лянь-Лянь, Мельников Е. Г. Динамика социальной структуры России и Китая: сравнительный анализ основных тенденций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №2.
36. Новоселова Л. В. Экономическая реформа и государственное регулирование в КНР / / Проблемы Дальнего Востока. - 1999. - № 1. - С. 71-77.
37. Пачковский Ю.В. Социология и психология: учеб. пособие. / ред. Ю.Ф. Пачковского. - М.: Каравелла, 2009. - С. 248-252
38. Радаев, В.В. Шкаратан, О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1996.
39. Селищев А.С., Селищев Н. А. Китайская экономика в XXI веке. - СПб.: Питер, 2004.- 240 с.
40. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность / Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С. 373-424.
41. Социальная структура Китая 19-1 пол. 20 в. / Непомнин О.Е., Фомина Н.И., Акатова Т.Н., Илюшечкин В.П. М.: Наука, 1990. - 436 с
42. Социология: учеб. пособие. / Под ред .. С.А. Макеева. - 2-е изд., Испр. и доп. - М .: Знание, КОО, 2003. - С. 130-186
43. Социология: учебник / под ред. В.Г. Городяненко. - М .: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 140
44. Средний класс в КНР: реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». - 2007. - № 1
45. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс / Тощенко Ж.Т. - Второе изд., Доп. и перераб. - М .: Прометей: Юрайт-М, 2001. - С.132-142
46. Фэй Сяотун. Земль Китая (Сянту Чжунго). Шанхайское народное издательство. 2006. - 426с.
47. Цзян Цин. Политическое конфуцианство. Пекин: Изд-во Сань Лянь Шу Шэ, 2003. С. 20-23.
48. Цю Х., Чень Ц., Жэнь Я. Изменение структуры социальной поддержки: от однокомпонентной к многокомпонентной (Шехуэй чжичи цзего де бяньхуа: цун июань дао доюань) // Журнал социальных исследований (Шехуэйсюе яньцзю). — 1998. — № 4 (на кит. яз.).
49. Чен Исы. Чжунго цзинцзи фачжань юй гайге Яньцзи (Исследование развития и реформы экономики Китая). - Пекин: Учжоу чуаньбо чубаньше, 2000. - С. 12-13
50. Чжан Лэй. О факторах, влияющих на социальную стратификацию и социальную стратификация // Экономика знаний. 2018. №10.
51. Чэнь Голян. Стратегия китайского образования и кадровой политики в ближайшие 50 лет / Чэнь Голян, Чжан Чэньсжу / / Исследования образовательного развития. - 2003. - № 4-5. - С. 36-44
52. Чэнь Лян. Анализ образования как фактора социальной мобильности // Вестник университета Внутренней Монголии (Серия образование). 2009. №22 (3). С. 47-50.
53. Чэнь Яо. Размышления о социальной мобильности и трудном положении низов общества в современном Китая: диссертация // Университет Сянтань. 2017.
54. Шэнь Вэй. Исследование отношения между образованием и социальной стратиграфии, социальной мобильностей. // Карьерный горизонт. 2011. №6. С. 87-88.
55. Ян Сюшэн. Всеобщий анализ структуры слоев в современном Китае. СЕВ/о, http: www.da- iun.com.cn/jieceng.html. 2003 - 3-10.
56. Cao Yang, Victor G. Nee 2000. Comment: controversies and evidence in the market transition debate. Am. J. Sociol.105:1175–89.
57. Guo Zhenyi and Stephen Lamb. 2010. International Comparisons of China’s Technical and Vocational Education and Training System. Dordrecht: Springer.
58. Ho Pingti. The Ladder of Success in Imperial China: Aspects of Social Mobility 1368–1911, (1962) New York, NY: John Wiley & Sons.
59. Ogburn W.F., Nimkoff M.F. Sociology. Boston: Houghton Mifflin, 1950. P. 561-563.
60. Social Stratification: Class, Race, and Gender in Sociological Perspective / Ed. by D. Grusky. Oxford: Westview Press, 1994.
61. Trow, Martin. 1973. “Problems in the Transition from Elite to Mass Higher Education.” Pp. 55–101 in Policies for Higher Education, from the General Report on the Conference on Future Structures of Post-Secondary Education. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development.
62. Walters, Shirley, and Kathy Watters. 2001. “Twenty Years of Adult Education in Southern Africa.” International Journal for Lifelong Education 20(1–2): 100–113.
63. Wang, H. 2002. “Zhongguo ming xiao zhengduo 300 yi bokuan, 10 nian yap zuo ‘shijie yiliu’” (High Profile Universities Compete for 30 Billion Governmental Appropriation and to Be ‘World Class’ in 10 Years). 21CN Business Herald, 27 May 27, pp. 1 and 3.
64. Wu Xiaogang, Zhang Zhuoni. “Changes in Educational Inequality in China, 1990–2005: Evidence from the Population Census Data.” 2010. Pp. 123–152 in Globalization, Changing Demographics, and Educational Challenges in East Asia (Research in the Sociology of Education, vol. 17, edited by Emily Hannum, Hyunjoon Park, and Yuko Goto Butler. Bingley, U.K.: Emerald Group Publishing Limited.
65. Wu Xiaogang. “Economic Transition, School Expansion and Educational Inequality in China, 1990–2000.” 2010. Research in Social Stratification and Mobility 28: 91–108.
66. Ye Hua, Wu Xiaogang. 2011. “Fertility Decline and Educational Gender Inequality in China.” Paper presented at the 2011 Annual Meeting of the Population Association of America, Washington, DC, March 31–April 2.
67. Yeung, W. Jean, John F. Sandberg, Pamela E. Davis-Kean, and Sandra L. Hofferth. “Children’s Time with Fathers in Intact Families.” 2001. Journal of Marriage and Family 63(1): 136–154.
68. Yun Xing, Hu Yongmei, Zhou Jianzhong, Higher education and family background: Which really matters to individual’s socioeconomic status development in China, International Journal of Educational Development.
69. Zhou Xueguang. 2000. Reply: beyond the debate and toward substantive institutional analysis. Am. J. Sociol.105:1190–95.