Введение 5
ГЛАВА 1 Привлекательность бизнес-среды как конкурентное преимущество территории 7
1.1 Бизнес-среда туристской территории 7
1.2 Состояние бизнес-процессов в индустрии туризма в РФ и за рубежом 11
1.3 Новые формы организации труизма после COVID-2019 16
1.4 Участие России в международных туристских организациях. Отечественнее туристские организации 21
1.5 Национальные и региональные программы поддержки туристского бизнеса 26
ГЛАВА 2 Оценка бизнес среды в туризме в Алтайском крае 32
2.1 Анализ Алтайского края как туристкой территории 32
2.2 Структура управления туризмом в Российской федерации и в Алтайском крае 36
2.3 Факторы, влияющие на развитие бизнес среды 39
2.4 Территории с особым экономическим статусом в Алтайском крае 52
2.5 Анализ степени привлекательности ведения турбизнеса в регионе 58
ГЛАВА3 Мероприятия по повышению привлекательности бизнес-среды 63
3.1 Оценка экономической эффективности деятельности туристских организаций и мероприятий в регионе 63
3.2 Рекомендации по улучшению инвестиционной среды региона 66
Список используемой литературы
Приложения 78
Актуальность. Изучаемый регион имеет большой спрос в сфере рекреации и активного отдыха. Алтайский край предоставляет разные виды туризма своим гостям. В регионе располагается активно развивающаяся особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, также имеются несколько территорий опережающего развития. Исследуемый субъект регулярно попадает в список участников на получения различных государственных программа по поддержке туризма. Однако, несмотря на всю привлекательность и уже имеющиеся рабочие туристские промышленности, турпоток региона за последние 10 лет не превышает определённой отметки. Стоит учитывать, что с каждым годом количество мероприятий по увеличению привлекательности Алтая для бизнес-партнеров только увеличивается.
Для привлечения еще большего турпотока в регион, целесообразно улучшать в нем туристическую бизнес среду. Данная деятельность ускорит развитие инфраструктуры области и даст возможность населению оказывать непосредственное влияние на облик их малой Родины. Сюда входит деятельность частных предпринимателей, общественные слушания, направленные в сферу туризма и т.д.
Цель: Разработка мероприятий по оптимизации бизнес-среды в индустрии туризма.
Задачи для реализации цели работы:
1. Изучить настоящее положение туризма в регионе;
2. Изучить какие существуют перспективные бизнес идеи к воплощению;
3. Проанализировать возможности для открытия бизнеса;
4. Проанализировать региональные программы развития и поддержки.
Объект: туристическая индустрия Алтайского края.
Предмет: Процесс совершенствования бизнес-среды дестинации.
Методология исследования.
Теоретическая база исследования представлена материалами статей и результатов исследования научных трудов отечественных и зарубежных авторов, анализом экспертных мнений, исследований туристского рынка в условиях пандемии коронавируса и политических событий последнего времени, результатами реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2021 году, нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность туристской индустрии в России, в том числе в условиях пандемии, статистикой туристского рынка, открытых данных, интернет-источников.
Структура выпускной работы. В первой главе представлена общая информация по туристским территориям с точки зрения использования их в туристическом бизнесе. Вторая глава содержит информацию об актуальных бизнес процессах в Алтайском крае; что регион может предложить потенциальным предпринимателям, развивающимся в сфере туризма. Третья глава содержит оценку инвестиционной привлекательности субъекта; в главе дан анализ, проводимым в крае мероприятиям и программам, направленным на развитие туристского сектора. В последнем параграфе главы представлены рекомендации как улучшить инвестиционную среду региона.
1. Внешняяи внутренняясреда бизнеса/Моисеенко А.А.// Актуальные вопросы экономических наук. – 2009. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-i-vnutrennyaya-sreda-biznesa(дата обращения: 21.04.23).
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 296 с. – ISBN 5-7762-0055-5.
3. GregoryG. Dess, AlexMiller. (1993). StrategicManagement. – NewYork: McGraw-Hill.
4. Нюренбергер Л.Б.Управление бизнес-процессами в сфере туристских услуг: предпосылки, принципы, особенности /Нюренбергер Л.Б., Щетинина Н.А., Севрюков И.Ю., Лучина Н.А., Петренко Н.Е. // Инновации и инвестиции №4, 2020 г., С. 294-298.
5. Бизнес-территории: определение, сущностные характеристики, основные модели развития и регулирования / Анимица Е.Г., Анимица П.Е. // Journalofneweconomy. – 2010. – 2(28). – URL: // https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-territorii-opredelenie-suschnostnye-harakteristiki-osnovnye-modeli-razvitiya-i-regulirovaniya(дата обращения: 13.02.23).
6. Овертуризм: сущность и пути решения проблемы / Наумова И.В., Савельев И.И. // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2019. – №4. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/overturizm-suschnost-i-puti-resheniya-problemy(дата обращения: 25.11.22)
7. Анализ рынка туристических услуг Италии//Всероссийская академия внешней торговли. – Москва: 2021. –URL: https://myexport.exportcenter.ru/marketing-research/Turizm_Italiya_1510.pdf(дата обращения: 29.03.23).
8. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой / Енджейчик И. — М: 2003. С. 181.
9. Анализ современного опыта развития сферы туризма и гостеприимства на примере Испании/ Ушакова А.О., Лагусев Ю.М. //Вестник ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2019. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-opyta-razvitiya-sfery-turizma-i-gostepriimstva-na-primere-ispanii(дата обращения: 10.03.23).
10. Ассоциация туроператоров (АТОР): сайт. URL: https://www.atorus.ru/news/presscentre/new/40503.html (дата обращения: 22.04.23).
11. Зарубежный опыт развития туризма/ Кабанова Е.Е., Егоршев И.А. // Материалы Афанасьевских чтений. – 2016.–URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-razvitiya-turizma(дата обращения: 22.04.23).
12. Проблема оценки конкурентоспособности сектора путешествий и туризма в странах Европейского Союза / Горбунова О.В. // Экономика: проблемы, решения и перспективы. – 2018. – № 3. – URL:https://vestnik.guu.ru/jour/article/viewFile/974/397(дата обращения: 22.04.23).
13. Министерство экономического развития Российской Федерации): сайт. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva/fp_razvitie_turisticheskoy_infrastruktury/(дата обращения: 15.11.23).
14. Влияние пандемии Covid-2019 на сферу туризма в Росси / Леонидова Е.Г. //Вестник Омского университета. Серия «Экономика». –2021. –№ 3.–URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-sferu-turizma-v-rossii (дата обращения: 21.04.23).
15. Песоцкая, Е. В.Методология управления бизнес-субъектами рынка туристских услуг в условиях активизации конкурентного процесса /Песоцкая, Е. В., Селютина, Л. Г. // Экономика. Информатика. –2021. –№48(3). –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-upravleniya-biznes-subektami-rynka-turistskih-uslug-v-usloviyah-aktivizatsii-konkurentnogo-protsessa (дата обращения: 21.04.23).
16. World Tourism Organization a UN Specialized Agency:сайт.URL: https://www.unwto.org/(датаобращения: 21.02.23).
17. Gursoy D., Christina G. Chi Effects of COVID-19 pandemic on hospitality industry: review of the current situations and a research agenda. Journal of Hospitality Marketing & Management. – 2020. – vol. 29. –URL: https://vtechworks.lib.vt.edu/bitstream/handle/10919/99948/Effects%20of%20COVID%2019%20pandemic%20on%20hospitality%20industry%20review%20of%20the%20current%20situations%20and%20a%20research%20agenda.pdf (дата обращения: 21.02.23).
18. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): сайт.URL: –URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10297 (датаобращения 21.06.2021).
19. РИА Новости:Платформа новостей:сайт.URL:https://ria.ru/20220225/oesr-1775169811.html(датаобращения 20.06.2021).
20. Федеральноеагентство по туризму:сайт.URL:https://tourism.gov.ru/deyatelnost/organizatsiya-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-i-razvitiya-oesr/(дата обращения: 25.12.21).
21. OECD Tourism Trends and Policies 2022:сайт.URL:https://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/oecd-tourism-trends-and-policies-2022_a8dd3019-en(датаобращения 11.05.2023).
22. OECD Tourism Trends and Policies 2020:сайт.URL:https://www.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/oecd-tourism-trends-and-policies-2020_6b47b985-en(датаобращения: 11.05.2023).
23. Российский Союз Туриндустрии:сайт.URL:https://rostourunion.ru/o-nas.html(дата обращения: 15.04.23).
24. ТАСС: Российское информационное агентство:сайт.URL:https://tass.ru/ekonomika/13179077(дата обращения: 11.04.2023).
25. Приоритеты и угрозы развития регионального туризма/ Леонидова Е.Г. // Регионология. – 2022. – №3. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-i-ugrozy-razvitiya-regionalnogo-turizma(дата обращения: 14.05.23).
26. Паспорт национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" // Министерство экономического развития РФ: [сайт].– URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva/(дата обращения: 10.04.23).
27. Национальные проекты России: Платформа: [сайт].– URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects(дата обращения: 11.04.23).
28. Федеральное агентство по туризму: [сайт].–URL: https://tourism.gov.ru/(дата обращения: 25.04.23).
29. Реализация Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства: первые итоги, проблемы и перспективы / Зайцева Н.А. // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2022. –URL:https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-natsionalnogo-proekta-turizm-i-industriya-gostepriimstva-pervye-itogi-problemy-i-perspektivy-implementation-of-the(дата обращения: 10.03.22).
30. Открываем Россию заново: платформа федеральной программы: [сайт].– URL:https://openrussia.rsv.ru/(дата обращения: 10.12.22).
31. Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности: [сайт].– URL: https://tourism.alregn.ru/(дата обращения: 10.12.22).
32. Перспективные направления развития туристической отрасли в Алтайском крае / Сидоренко Д.Е. // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. – 2019. –URL:https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-napravleniya-razvitiya-turisticheskoy-otrasli-v-altayskom-krae(дата обращения: 25.04.23).
33. Официальный сайт Алтайского края: [сайт].– URL:https://www.altairegion22.ru/ (дата обращения: 05.12.22).
34. РБК: ежедневная деловая газета: [сайт].– URL:https://www.rbc.ru/society/20/10/2022/635104899a7947628ba33a44(дата обращения: 25.12.22).
35. Анализ программ стратегического развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай / Отто О.В., Куликова А.А. // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. – 2021. –URL:https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-programm-strategicheskogo-razvitiya-turizma-v-altayskom-krae-i-respublike-altay(дата обращения: 20.04.23).
36. Закон Алтайского края от 03 апреля 2018 года N 14-ЗС О туризме в Алтайском крае// Консорциум «Кодекс»: электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации: [сайт].– URL:https://docs.cntd.ru/document/446673582?marker=62652V§ion=text(дата обращения: 20.04.23).
37. Отчет о реализации государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» за 2022: [сайт].– URL:https://altajskoe-r22.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/41/297/otchet_turizm.pdf (дата обращения 12.03.2023).
38. Министерство экономического развития Алтайского края: [сайт].– URL:https://econom22.ru/investment/gos_chast_partnerstvo/katun/ (дата обращения 14.04.2023).
39. Визит Алтай: [сайт].– URL:https://visitaltai.info/news/kak-ros-turizm-v-altayskom-krae-v-2022-godu-gospodderzhka-investproekty-turpotok/ (дата обращения 11.01.2023).
40. Закон «О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Алтайском крае» от 30.11.2017 // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт].– URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2200201711300005 (дата обращения 18.04.2023).
41. Алтайский государственный университет: АлтГУ участвует в проекте по созданию эко-этнотропы «Бирюзовая»: [сайт].– URL:https://www.asu.ru/science/concurses/impact_rankings/sustainable_candc/news/39038/(дата обращения 11.04.2023).
42. Влияние территорий с особым экономическим статусом на пространственное развитие регионов / Ерохина Е.В. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – №36. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-territoriy-s-osobym-ekonomicheskim-statusom-na-prostranstvennoe-razvitie-regionov(дата обращения 11.01.2023).
43. Закон об установлении налоговых льгот для резидентов территорий опережающего развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Алтайского края № 107-ЗС (ред. от 02.12.2022)//КонсультантПлюс: [сайт]. – URL:https://www.consultant.ru/law/review/reg/rlawc/rlawc0162022-12-09.html#rlawc016_theme_1976(дата обращения 01.04.2023).
44. Условия и перспективы формирования территорий опережающего социально-экономического развития в регионе (на примере г. Новоалтайска Алтайского края) /Борисов А.Д. // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. – 2018. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-i-perspektivy-formirovaniya-territoriy-operezhayuschego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-v-regione-na-primere-g(дата обращения: 03.12.2022).
45. Оценка инвестиционной привлекательности и инновационного потенциала региона (на примере Алтайского края) / Трухин С.А. // Ползуновский вестник. – 2006. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-investitsionnoy-privlekatelnosti-i-innovatsionnogo-potentsiala-regiona-na-primere-altayskogo-kraya(дата обращения: 12.05.2023).
46. Инвестиционный портал Алтайского края: [сайт].– URL:https://invest.alregn.ru/investoram-n/territoriya-operezhayushchego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/(дата обращения 14.02.2023).
47. Национальный рейтинг:Проект: [сайт].– URL:https://russia-rating.ru/info/21283.html (дата обращения 14.04.2023).
48. Здравница: Всероссийский форум: [сайт].– URL:https://rumed.ru/laureaty-2022/ (дата обращения 14.04.2023).
49. ИА «Амител»: городской информационный сайт: [сайт].– URL: «https://www.amic.ru/news/ekonomika/milliardy-v-ume-pochemu-biryuzovaya-katun-za-15-let-ne-smogla-stat-turisticheskim-yakorem-kraya-496957 (дата обращения 14.04.2023).
50. Туризм в России в условиях COVID-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов/ Леонидова Е..Г. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – №2. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-v-rossii-v-usloviyah-covid-19-otsenka-ekonomicheskogo-effekta-ot-stimulirovaniya-sprosa-dlya-strany-i-regionov(дата обращения 29.01.2023).