ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ О МОДЕ 8
1.1. Определение понятий глянцевого журнала и fashion-журналистики 8
1.2. Возникновение fashion-изданий в России и за рубежом 14
1.3. Феномен популярности элитарных глянцевых журналов о моде... 21
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ FASHION-ЖУРНАЛОВ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 32
2.1. Общая характеристика журнального бизнеса 32
2.2. Конъюнктура рынка элитарных печатных СМИ о моде и факторы, способствующие её развитию 46
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОНТЕНТА ЖУРНАЛОВ О МОДЕ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ «HARPER’S BAZAAR», «L’OFFICIEL», «ELLE») 54
3.1.Тематические, языковые и иллюстративные особенности печатных версий журналов о моде 54
3.2. Специальные проекты fashion-изданий как способ дополнительного финансирования и привлечения новой читательской аудитории 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Женские глянцевые журналы уже давно стали неотъемлемой частью жизни современных людей, увлекающихся индустрией моды, красоты и темой стиля жизни. Русские версии самых известных и авторитетных международных изданий заняли свою нишу среди российских средств массовой информации. Элитарные журналы (издания, уделяющие внимание отображению актуального имиджа и стиля, делающие акцент не на текстовое, а иллюстративное содержание и отличающиеся высоким качеством и стоимостью) о моде являются для многих спутниками в повседневной жизни, а их содержание – критерии и эталон поведения и пример для подражания миллионов женщин и мужчин. Сегодня глянцевые журналы способствуют формированию нового поколения и определенных гендерных стереотипов, диктующих поведение и образ жизни современного общества и элиты. Редакторы глянца формируют идеалы красоты и создают «новый образ» современной женщины.
Fashion-журналистика как феномен социокультурной коммуникации в эпоху рыночной экономики получила особое развитие. Мировой экономический кризис, заставший врасплох российскую прессу еще в 2008 году, стал серьезным испытанием для всего медиарынка нашей страны. Вследствие этого рынок периодической печати стал стремительно меняться: крупнейшие зарубежные и отечественные издательские дома были вынуждены оптимизировать расходы, пересмотреть свои проекты и даже прекратить выпуск затратных и нерентабельных изданий. Значительное сокращение рекламного бизнеса усугубило положение глянцевых массовых и элитарных изданий в период мирового экономического кризиса. Однако сложившаяся ситуация на рынке печатных средств массовой информации не уничтожила крупные женские досуговые издания премиум-класса, а лишь повернула вектор их развития: fashion-журналы «встретили» кризис новыми идеями и спецпроектами, позволившими не только удержать часть своей аудитории, но и привлечь новое подрастающее поколение.
Элитарные издания о моде и стиле жизни в настоящее время видоизменяются. Печатные средства массовой информации перенимают тенденции онлайн-платформ, в глянцевой журналистике быстрыми темпами развивается конвергенция СМИ, размывается деление между узкоспециализированными дорогими журналами и модным массовым глянцем для женщин. Все эти изменения влияют на контент и содержание печатных изданий.
За годы своего существования элитарные журналы заняли узкую, но очень важную нишу в информационном пространстве. У любого издания есть свой сформированный и «отработанный» список авторитетных источников и постоянная аудитория. Известные журналы формируют особый список «желанных» фотографов и мировых знаменитостей для работы, которых приглашают на съемки и интервью. Каждый главный редактор гордится своими героями и с их помощью старается создать неповторимый образ для своего издания.
Актуальность данного исследования связана с необходимостью рассмотреть тенденции развития женских журналов о моде как типа периодических изданий в условиях глобального финансово-экономического кризиса, а также интенсивного развития и трансформации данного сегмента СМИ, что является результатом изменения новых информационных платформ в сфере средств fashion-изданий и fashion-коммуникаций и превращение индустрии моды и красоты в часть массовой культуры и её внедрение в повседневную жизнь всего общества.
Научная и практическая значимость исследовательской работы заключается в комплексном подходе к изучению и анализу контента русскоязычных печатных и онлайн-версий авторитетных международных изданий о моде, который позволит выявить особенности развития современных fashion-журналовв условиях современного рынка средств массовой информации и исследовать роль досуговых изданий как новых «законодателей моды», формирующих новые идеалы и тренды, привычки и стиль жизни современной женщины. Новизна исследования также связана с попыткой проанализировать методы преодоления кризисной ситуации журналов о моде посредством создания специальных проектов и новых платформ как способа дополнительного финансирования и привлечения читательской аудитории, а также феномен популярности элитарных женских журналов в наши дни.
Объектом научного исследования были выбраны русскоязычные версии зарубежных глянцевых изданий о моде и стиле жизни (на примере «Harper’sBazaar», «L’Officiel», «ELLE»). Предметом исследования стали тематические, языковые и иллюстративные особенности глянцевых журналов и их интернет-платформ.
Цель работы – выявить тенденции развития женских международных журналов о моде в условиях мирового финансово-экономического кризиса и кризиса периодической печати (на примере журналов «Harper’sBazaar», «L’Officiel»и «ELLE»).
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить процесс возникновения и развития fashion-журналистики в России и за рубежом;
2. Раскрыть понятия «глянцевый журнал» и «fashion-журналистика»;
3. Исследовать феномен женского журнала о моде как типа периодического издания;
4. Рассмотреть развитие fashion-изданий в условиях финансово-экономического кризиса;
5. Исследовать конъюнктуру рынка элитарных печатных СМИ о моде и стиле жизни;
6. Проанализировать особенности контента и тематическое наполнение русскоязычных версий международных fashion-изданий, а также приложений, специальных выпусков и спецпроектов.
Теоретическую базу работы составили труды зарубежных и отечественных исследователей в области специализированной журналистики, среди которых: Л. Р. Дускаева, С. Г. Корконосенко, О. В. Ромах, А. А. Слепцова,Н. С. Цветова, К. П. Чепурова и др.
В процессе изучения истории возникновения и развития fashion-журналистики исследовали труды В. Н. Ершовой, М. Скульской, М. Фогга и др., переводы работ зарубежных авторов, таких как: С. Блум, Д. Тукер.
При рассмотрении феномена массовой культуры в глянцевых изданиях и особенностей дискурса, гендерно-ориентированных СМИ, изучили научные труды М. Маркелова, В. В. Смеюха и др.
При анализе особенностей развития глянцевых женских изданий в условиях экономического кризиса и глобализации СМИ мы опирались на работы Е. Л. Вартановой,И. В. Лизуновой, Е. О. Деревенщиковой, М. Ю. Малкина, Д. Маккеу.
Для выявления актуальных тенденций развития женских глянцевых журналов о моде и стиле жизни в условиях мирового кризиса, а также активного перехода глянцевых изданий на платформу новых медиа и создания редакциями зарубежных изданий специальных проектов и приложений было проведено научное исследование, в котором комплексно изучались все компоненты данного типа СМИ. В основу методической базы легли общенаучные теоретические методы, такие как: исторический, метод сравнения и теоретического анализа и эмпирические методы: качественный контент-анализ и структурно-тематический анализ печатных изданий.
Эмпирическую базу научного исследования составили печатные и онлайн-выпуски, а также спецвыпуски и приложения журналов «Harper’sBazaar», «L’Officiel» и «ELLE» в период с сентября 2017 по май 2018 года.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава представляет собой обзор теоретических и исторических аспектов возникновения и развития глянцевых женских журналов о моде и стиле жизни. Рассмотрена история fashion-журналистики и, в частности, исследуемых изданий. Раскрыто определение основных понятий, исследован феномен популярности данного типа СМИ.
Во второй главе представлена общая характеристика журнального бизнеса в условиях мирового финансово-экономического кризиса, рассмотрены современные проблемы специализированных досуговых изданий о моде для женщин.
В третьей главе представлено проведенное эмпирическое исследование, анализ тематического и языкового наполнения, а также иллюстративного материала, исследуемых русскоязычных глянцевых журналов премиум-класса.
В выпускной квалификационной работе мы определили тенденции развития журналов о моде в условиях глобального финансово-экономического кризиса и посткризисный период на примере российских версий международных изданий «Harper’sBazaar», «L’Officiel» и «ELLE». Для этого были решены следующие задачи: изучен процесс возникновения и развития fashion-журналистики в России и за рубежом; определены понятия «глянцевый журнал» и «fashion-журналистика»; исследован феномен популярности женских журналов о моде как типа периодических изданий; рассмотрены основные характеристики и составляющие современного медиабизнеса и изучены особенности развития fashion-журналов в условиях экономического кризиса; исследована конъюнктура рынка элитарных печатных средств массовой информации о моде и стиле жизни; проведен анализ особенностей контента выбранных качественных изданий, их тематического, языкового и иллюстративного наполнения. Кроме того, было проанализировано содержание специальных выпусков, печатаных приложений и электронных спецпроектов журналов.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, глянцевым журналом является иллюстрированное периодическое издание, имеющее широкий тематический спектр и отличающееся высоким качеством печати. К fashion-журналистике следует относить средства массовой информации, освещающие преимущественно события индустрии высокой моды, красоты и стиля.
В зависимости от своего тематического, иллюстративного и языкового наполнения, а также целевой аудитории fashion-журналы можно условно разделить на элитарные (имиджевые) и массовые (потребительские). Первые – как правило, имеют узкую направленность, ориентированы на освещение последних модных тенденций и поддержания имиджа, уделяют особое внимание своему иллюстративному содержанию, текстовая составляющая для них вторична. Отличаются большим содержанием рекламы товаров премиум-класса, высоким качеством печати и значительной стоимостью. Вторые, наоборот, работают с широким кругом тем, в том числе: стиль жизни, любовь, психология, карьера, здоровье и стремятся быть более практичными и полезными, в них превалирует текстовый материал над фотографиями. В данной работе рассматривались издания, относящиеся к элитарным или имеющим характерные черты данной категории СМИ.
Изучая феномен популярности fashion-журналов, мы выяснили, что глянец адресован вполне конкретной аудитории и имеет своей целью формирование особого стиля и образа современных женщин, через освещение различных тем с установкой на мир высокой моды и красоты, ориентации своих читательниц на достижение успехов в карьере и личной жизни.
Особое внимание в работе было уделено исследованию состояния журнального бизнеса и особенностям развития узкоспециализированных изданий в условиях финансово-экономического кризиса и последовавшего кризиса прессы, а также изучению традиционных моделей ведения бизнеса для печатного сегмента СМИ и современных способов монетизации контента журналов. Рассмотрены факторы, влияющие на получение финансовой прибыли медиапредприятий.
Мы выяснили, что, в связи с тяжелой экономической ситуацией, российский медиарынок начал стремительно изменяться: издательские дома и медиа-холдинги были вынуждены провести реорганизацию своих редакций и даже ребрендинг, пересмотреть многие проекты и прекратить выпуск нерентабельных и непопулярных изданий. На фоне закрытия некоторых модных журналов началось сокращение объема и формата других печатных СМИ со схожей специализацией.Fashion-журналы были вынуждены изменять структуру печатных версий и развивать свои онлайн-платформы.
Кроме того, в мире глянцевой журналистики произошли и серьезные кадровые перестановки. За несколько лет практически все женские глянцевые издания сменили своих главных редакторов, что привело к изменению редакционной политики многих журналов, их содержанию и позиционированию на рынке СМИ. Показательной в данном случае является русская версия издания «L’Officiel», подвергшаяся полной «перезагрузке» в 2014 году.
В ходе работы также был проведен сравнительный анализ ценовой политики журналов «Harper’sBazaar», «L’Officiel» и «ELLE», их ежемесячного тиража и количества аудитории в социальных сетях.
Отдельное внимание в дискурсе нашего исследования было уделено и изучению тенденций развития российского рекламного рынка относительно его взаимодействия и работы с женскими журналами о моде.
Проведя анализ содержания всех трех изданий, мы пришли к выводу о том, что основу их тематического спектра составляет высокая мода, знакомство читательниц с главными трендами из мира красоты и стиля, освещение модных показов и жизни светского общества. Композиционно-графическая модель изданий дополняет особенности их тематического содержания. Важную роль играет и иллюстративное наполнение fashion-журналов, в том числе оформление обложек. С точки зрения языкового и стилистического наполнения, модные издания отличает обилие профессиональной и иностранной лексики, заимствований, а также слов-кентавров.
Материалы элитарных журналов «Harper’sBazaar» и «L’Officiel» выделяются большим жанровым разнообразием. Особое развитие на их страницах получила авторская (персональная) журналистика. Кроме того, наблюдается и тенденция к увеличению рубрик модных изданий – важное место стали занимать темы женского бизнеса и карьеры. Во время анализа содержания и основных характеристик глянцевых журналов, нами было выявлено, что журнал «ELLE» не является строго элитарным изданием, хотя многие исследователи относят его к таковым, так как имеет ряд признаков массовой прессы, в том числе: ориентация не только на моду, но и lifestyle-проблематику, преобладание текстов информационных жанров и материалов выполненных в виде советов, большое количество нативной рекламы, на первый план в их содержании выходит не высокая мода, а стиль pret-a-porte, бренды масс-маркета.
Также мы провели детальный анализ содержания специальных и коллекционных выпусков и приложений изданий, их спецпроектов. И выяснили, что контент данных номеров и проектов носит больше рекламный характер и направлен на расширение читательской аудитории, а также способствует дополнительному финансированию изданий.
В результате работы мы выявили ряд тенденций развития женских журналов о моде.
На наш взгляд, элитарные fashion-издания смогут сохранить свои печатные версии. Однако, скорее всего, им придётся пожертвовать большим форматом выпусков и пойти на расширение тематического спектра. Доминирующую позицию займут онлайн-версии журналов. Необходимость ухода в Сеть заставит крупные издания разрабатывать для себя более технологичные мобильные приложения и интернет-платформы, которые позволят аудитории выбирать удобный формат для чтения и обеспечат эффективную обратную связь с редакцией. Так, глянец сможет более оперативно отвечать на запросы аудитории и совершенствовать свой контент. Одним из возможных путей развития элитарных средств массовой информации о моде может стать и их частичный уход в event-индустрию, организацию различных мероприятий, концертов и мастер-классов. Именитый глянец уже не раз предпринимал попытки продюсирования различных приемов и премий. В будущем такая тенденция может не только продолжиться, но и получить новый вектор развития.
1. Колташов В. Г. Кризис глобальной экономики. М.: ИГСО, 2009. С. 91–113.
2. Крылов И. В. Маркетинг. М.: Изд-во «Центр», 1998. С.14.
3. Маккеу Д. Все о журналах. М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008. С.114–128.
4. Маккеу Д. Все о журналах. М.: Издательский дом «Университетская книга», 2012. С.302.
5. Скульская М. Мода. Самое человечное из искусств. СПб.: Дитон, 2014. С. 6.
6. Томпсон А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. М.; СПб.: Вильямс, 2007. С.32.
7. Фогг М. Мода. Всемирная история. М.: Магма, 2015. С. 87.
На иностранных языках:
8. BlumS.Eighteenth-century French Fashion Plates in Full Color: 64 Engravings from the «Galerie des Modes», 1778-1787. NY.: Dover Publications, Inc., 1982. P. 56.
9. Tucker David H. History of publishing // Encyclopedia Britannica, 2015. URL:https://www.britannica.com/topic/publishing#ref28613.
10. Toland F. K., Mueller B. Advertising and Societies: Global Issues. New York: Peter Lang Publishing. 2010. С. 264.
11. Winship J. Inside Women’s Magazines. London: Pandora, 1987. P.7
Учебныепособия, лекции
12. Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / Под. общ. ред. Дускаевой Л. Р., Н. С. Цветовой. — СПб.: Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012. С. 22.
13. Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2017. С. 18.
14. Маркелов К. В. Мода и журналистика: Программа, учебное пособие. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002. С. 43.
15. Основы медиабизнеса: учеб. пособие / Под ред. Вартановой Е. Л. —М.: Аспект Пресс, 2009. С. 42–223.
Научные статьи
16. Данилова Г. Красота по- … . //Индустрия рекламы. М., № 7, 2006. С. 34– 37.
17. Деревщикова Е. О. Финансовый кризис 2014-2015 гг.: последствия и перспективы для России // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 2. №1. С. 25–28.
18. Ершова В. Н. «Журнал для милых»: из истории женских журналов в России в начале XIX века. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. М., 2008. № 11. С. 29 – 30.
19. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность. // Мир России. Социология. Этнология. М., 2005. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvo-potrebleniya-teoreticheskaya-model-i-rossiyskaya-realnost.
20. Лизунова И. В. Российские печатные СМИ в условиях мирового экономического кризиса: проблемы и перспективы развития // Журнал Интерэкспо Гео-Сибирь. Новосибирск, 2009. №6. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskie-pechatnye-smi-v-usloviyah-mirovogo-ekonomicheskogo-krizisa-problemy-i-perspektivy-razvitiya.
21. Малкина М.Ю. Общее и особенное в мировом экономическом кризисе и технология борьбы с ним. // Финансы и кредит. М.: Издательский дом Финансы и кредит, 2009. №33. С. 2–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12809410.
22. Прохорова Н. В. Феномен спецпроектов в современном российском медиапространстве. //Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2014. С.56.
23. Ромах О. В., Слепцова А. А. Содержание и структура глянцевых изданий // Аналитика культурологии. Тамбов, 2009. №14. С.1.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-glyantsevyh-zhurnalov.
24. Ромах О. В., Слепцова А. А. Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры // Аналитика культурологии. Тамбов, 2008. С. 1–2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/glyantsevyy-zhurnal-kak-zhanrsovremennoy-massovoy-kultury.
25. Смеюха. В. В. Современные тенденции развития женских журналов. // Научная мысль Кавказа. 2008. №3. С.138.
26. Смеюха В. В. Трансформация функциональных особенностей женских журналов в историческом контексте. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. Майкоп, 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-funktsionalnyh-osobennostey-zhenskih-zhurnalov-v-istoricheskom-kontekste.
27. Чепурова К. Ю. Актуальные проблемы становления fashion-журналистики. // Оренбургский государственный университет. URL: http://pora.zavantag.com/stati/aktualenie-problemi-stanovleniya/main.html
На иностранных языках:
28. Consterdine G. How magazine advertising works II // Research Report, London: Periodical Publishers Association, 1997. P.6.
Статьи в периодических изданиях
29. Агеев А. Газета, глянец, Интернет. Литератор в трех средах. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С.214.
30. Веледеева Д. Harper’sBazaar. Русское издание. Ноябрь 2017. №21. Том 2. С.6.
31. История.Harper’sBazaar. Русское издание. Ноябрь 2017. №21. Том 2. С. 8–93.
32. Рогинская О. Глянцевое «Я»: женские журналы и кризис автобиографизма. // Критическая масса. М., 2004. URL: http://magazines.russ.ru/km/2004/1/rog14.html.
На иностранных языках:
33. Digital&MediaPredictions 2013. ПрогнозMillwardBrownResearch&Trends. URL:https://adindex.ru/files2/publications/2012/12/95704_Millward-Brown-10-Digital-Prediction-2013-A4.pdf
Словари, справочники
34. Большой толковый словарь русского языка: А-Я/ Под ред. Кузнецова С. А. — СПб.: Норинт, 1998. С.1534. URL: http://enc-dic.com/kuzhecov/Glamur-611.html.
35. Внешнеэкономический толковый словарь. // Академик: электрон. справочники.URL: https://foreign_economic.academic.ru/2004/%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%9A%D0%A0%D0%98%D0%97%D0%98%D0%A1.
36. Даль В. А. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=5792.
37. Словарь иностранных слов. //Inslov.ru: электрон. словари.URL: http://www.inslov.ru/html-komlev/k/krizis.html
Электронные ресурсы
38. Буркова Д. Интервью: Издатель L’Officiel Мари Жалю о жизни и смерти модных журеалов. // TrendSpace.ru: онлайн-портал. URL: http://www.trendspace.ru/moda/11112/.
39. Конъюнктура рынка. Исследование и анализ конъюнктуры рынка. // Информационное агентство «Финансовый юрист». URL: http://www.financial-lawyer.ru/newsbox/business_plan/141-530440.html.
40. Медиакит журнала Harper’s Bazaar.URL: https://bazaar.ru/upload4editors/service/Media_Kit_2018-RUB_f.pdf.
41. Мода. Энциклопедия культурологии.URL:http://enc-dic.com/enc_culture/Moda-1407.html.
42. О бренде. Официальный сайт медиакомпанииHearstShkulevMedia. URL: http://www.hearst-shkulev-media.ru/projects/brand/elle/.
43. Отраслевые доклады. Ассоциация распространителей печатной продукции. URL: http://www.arpp.ru/otraslevye-doklady.html.
44. Перечень наименований, зарегистрированных СМИ. //Роскомнадзор. URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/.
45. Росспечать: журнальный рынок России. Состояние и тенденции. // Adindex.ru.URL:https://adindex.ru/publication/analitics/channels/2017/08/28/162060.phtml
46. Турчинская О. Интервью с Еленой Вартановой //Газета.ru: интернет-портал.URL:https://www.gazeta.ru/science/2018/03/15_a_11683729.shtml.
47. Федеральный закон РФ от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» // СПС КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/.
48. Черницов М. Российская мода. Итоги десятилетия. Часть вторая. Модная журналистика. //Rbk.ru. URL: http://naiznanky.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=71:2010-03-.
49. Число зарегистрированных в РФ СМИ в январе 2016 года выросло почти на четверть // ТАСС: сайт инф. агентства. URL:http://tass.ru/obschestvo/2724751