ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РЫНКА ЧАТ-БОТОВ 6
1.1. КАК РАБОТАЮТ ЧАТ-БОТЫ: ПОНИМАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.2. ПРИМЕНЕНИЕ ЧАТ-БОТОВ В БИЗНЕСЕ: ОСНОВНЫЕ РОЛИ И СЦЕНАРИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 9
ГЛАВА 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЧАТ-БОТА ДЛЯ КОМПАНИИ «АСТРОН» 19
2.1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ 19
2.2. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ 24
2.3. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ЧАТ БОТА 26
2.4. ВЫБОР ФОРМАТА ПРОДУКТА И СПОСОБ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 27
2.5. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАТ-БОТА 33
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ЧАТ-БОТА 36
3.1. ОПИСАНИЕ СЦЕНАРИЕМ РАБОТЫ ЧАТ-БОТА 36
3.2. ВЫБОР ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЧАТ-БОТА 43
3.3. ВЫБОР СЕРВИСА ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ В ЧАТ БОТЕ 48
3.4. СОЗДАНИЕ ЧАТ БОТА 50
3.5. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКТА 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современные технологии предоставляют широкие возможности для автоматизации процессов и улучшения взаимодействия с клиентами. Компания фитнес клубов «Астрон» понимает эту тенденцию и стремится оптимизировать свою работу и находить решения проблем во внедрении технологий в свою деятельность. На данный момент перед компанией стоит ряд проблем:
1. Высокий уровень зависимость от персональных тренеров.
2. Потребность в оптимизации нагрузки на персональных тренеров в периоды высокого спроса на их услуги, а именно с конца зимы и до начала лета.
3. Высокая конкуренция на рынке фитнес клубов в республике Марий-Эл.
Увеличение штата сотрудников позволит решить проблему с нагрузкой, но только увеличит зависимость от персонала и не поможет в конкурентной борьбе на рынке региона. Также такой путь повлечет за собой новую проблему – обеспечение рабочей загрузки для персонала в периоды пониженного спроса на услуги, поэтому данный вариант не является оптимальным.
Актуальность данной работы заключается в том, что компания «Астрон» сталкивается с вышеуказанными проблемами и стремиться найти для них решение. Чат бот поможет снизить нагрузку с персональных тренеров в периоды высокого спроса, уменьшить зависимость от них и предложить компании новое конкурентное преимущество на рынке персонального тренинга от фитнес клубов республики.
Целью данной работы является спроектировать чат бот для автоматизированного составления персональных тренировок на основе разработанной совместно с тренерами клуба методологии, списком необходимых для реализации сервисов и готовым контентом для дальнейшей сборки программы, которую будет осуществлять технический специалист.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать технологию чат-ботов, принцип их использования, создания и сферы применения.
2. Собрать и проанализировать от тренеров информацию с каким запросами к ним обращаются клиенты.
3. Разработать программу тренировок совместно с сотрудниками компании, структуру бота и создать контент.
4. Предложить платформы и сервисы для создания автоматизированного чат бота.
5. Предложить рекомендации по дальнейшему развитию продукта, его продвижению и выходу на более широкую аудиторию.
В работе был проведен анализ компании фитнес клубов «Астрон»и интервью с генеральным директором компании, после чего выявлены проблемы и задачи, которые стоят перед компанией на данный момент. Далее было предложено решение, которое позволит решить некоторые из поставленных задач. Решением стала разработка чат бота, который будет имитировать занятия с персональным тренером. Высокий уровень персонализации, геймификация и разработанная с профессиональными тренерами программа, позволит создать новый продукт, которому на данный момент нет аналогов на российском рынке фитнеса.
После определения продукта был проведен анализ рынка чат ботов, рассмотрены варианты использования, технический принцип работы, сферы применения, сценарии общения, различные уровни автоматизации, кейсы использования чат ботов в разных отраслях бизнеса.
Благодаря изучению теоретической базы и анализу платформ, для бота была выбрана площадка мессенджеров, а именно «Telegram». После был составлен список характеристик для чат бота, который необходимо соблюсти для получения желаемого результата после реализации продукта. На основе этих требований и методологии продукта, были составлены приветственные вопросы, ответы на которые, помогают определить дальнейший путь клиента по продукту. Далее была составлена полноценная архитектура чат бота, определено количество вариантов тренировочной программы, прописаны типы программ для различных целей, что поможет охватить более широкую аудиторию.
После разработки и согласования архитектуры чат бота, была проведена работа над контентным наполнением продукта. Были написаны приветственные сообщения, приветственные вопросы, сообщения для тренировочных дней и мотивирующие тексты для дней отдыха. Далее отснято и смонтировано более 200 видео-инструкций по выполнению упражнений на различные группы мышц, с разными типами нагрузок, для того чтобы охватить все ранее разработанные программы.
Итоговым этапом работы было проведение анализа платформ по сборке чат ботов без использования языков программирования, а также анализа сервисов по приему платежей в чат боте, с возможностью приобретения и продления подписки на продукт. После анализа предложений в данных сферах, были выбраны платформа для сбора бота – «Make» и сервис по приему платежей – «Prodamus», так как эти сервисы наиболее сильно подходят под запросы продукта и выделяются на фоне предложений конкурентов по значимым для компании параметрам.
Также были даны рекомендации по маркетинговому продвижению продукта, которые можно применить после реализации первой версии. Были расписаны действия как с внутренними, так и с внешними каналами маркетинга компании. Рекомендации по продвижению включали в себя: работа с email-рассылками, размещения информации о продукте на сайте компании и в мобильном приложении, размещения рекламных баннеров внутри клуба в зонах отдыха и ящиках для хранения вещей в раздевалках, обучение персонала ресепшен для продаж продукта, размещение постов в социальных сетях компании, использование таргетированной и контекстной рекламы, закупка интеграций у блогеров.
Таким образом, после проведения всей вышеупомянутой работы, продукт был передан на разработку, и дата реализации ожидается в июля 2023 года. Далее будет проведен этап тестирования продукта, устранения неполадок, реализация продаж и внедрение маркетинговых рекомендаций.
1. Чат-боты: что это такое и как они работают [Электронный ресурс] // Цифровой портал для бизнеса «Деловед» - Деловед, 2021. - Режим доступа: https://deloved.ru/chat-bots-chto-eto-takoe-i-kak-oni-rabotayut, свободный. - Загл. с экрана. (01.03.2023).
2. «A Review of Chatbots in Education: Practical Steps Forward»[Электронный ресурс] // Samuel Cunningham-Nelson, Wageeh Boles, Luke Trouton and Emily Margerison. (2019). - Режим доступа: https://aaee.net.au/wp-content/uploads/2020/07/AAEE2019_Annual_Conference_paper_184.pdf свободный. – Загл. с экрана. (01.03.2023).
3. Ступина М. В. Модель оптимизации информационного процесса взаимодействия пользователей с распределенными информационными ресурсами на базе чат-бота [Электронный ресурс] // Известия КБНЦ РАН. 2023. №2 (112). Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/model-optimizatsii-informatsionnogo-protsessa-vzaimodeystviya-polzovateley-s-raspredelennymi-informatsionnymi-resursami-na-baze, свободный– Загл. с экрана.(01.03.2023).
4. И.А. Курзиной, Г. А. Вороновой. Встраиваемый чат-бот в готовые корпоративные системы [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых - В 7-ми томах. Том 3. Под редакцией 2019 - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41493176, свободный. – Загл. с экрана. (01.03.2023).
5. Языки программирования и базы данных для разработки чат-ботов [Электронный ресурс] // Цифровой портал «Рунетология» - Рунетология, 2019.- Режим доступа: https://runetologia.ru/articles/1019, свободный. - Загл. с экрана. (01.03.2023).
6. Магомадов В.С. Платформы low-code и no-code как способ сделать программирование более доступным для широкой общественности [Электронный ресурс] //МНИЖ. 2021. №6–1 (108). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/platformy-low-code-i-no-code-kak-sposob-sdelat-programmirovanie-bolee-dostupnym-dlya-shirokoy-obschestvennosti, свободный. - Загл. с экрана. (01.03.2023).
7. Чат-боты в бизнесе: преимущества и ограничения [Электронный ресурс] / А. М. Русаков, И. В. Хватова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – Том 19. – № 3. – С. 345–352. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chat-boty-v-biznese-preimushchestva-i-ogranicheniya, свободный. – Загл. с экрана. (01.03.2023).
8. “Live Support by Chatbots with Artificial Intelligence: A Future Research Agenda ” [Электронный ресурс] // ResearchGate (2022) Anthony Camilleri. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/366075187_Live_Support_by_Chatbots_with_Artificial_Intelligence_A_Future_Research_Agendaсвободный. – Загл. с экрана. (01.03.2023).
9. Использование чат-ботов в бизнесе: преимущества и ограничения [Электронный ресурс] / Е. В. Кожевникова, К. С. Кузнецова, К. А. Калинина // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики – 2020. – Том 12. – № 3. – С. 431–436. – Режим доступа: https://ntv.ifmo.ru/ru/article/30901/ispolzovanie_chat_botov_v_biznese_preimushchestva_i_ogranicheniya.htm, свободный. – Загл. с экрана. (01.03.2023).
10. Матвеева Н. Ю., Золотарюк А.В. Технологии создания и применения чат-ботов [Электронный ресурс] // Научные записки молодых исследователей. 2018. №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sozdaniya-i-primeneniya-chat-botov, свободный. – Загл. с экрана. (01.03.2023).
11. Довгалюк Е. Ю. Системное исследование использования чат-бота в коммуникации с клиентами [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnoe-issledovanie-ispolzovaniya-chat-bota-v-kommunikatsii-s-klientami/viewer, свободный. – Загл. с экрана. (01.03.2023).
12. Масюк Наталья Николаевна, Васюкова Людмила Константиновна, Ищенко Анастасия Евгеньевна, Диденко Платон Сергеевич Чат-бот как инновационный инструмент применения нейронных сетей при оптимизации процесса продаж Электронный ресурс] // АНИ: экономика и управление. 2019. №4 (29). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chat-bot-kak-innovatsionnyy-instrument-primeneniya-neyronnyh-setey-pri-optimizatsii-protsessa-prodazh, свободный. – Загл. с экрана. (05.03.2023).
13. ChatbotGuide.org. H&M Bot [Электронный ресурс] // ChatbotGuide.org – Режим доступа: https://www.chatbotguide.org/h-m-bot, свободный. – Загл. с экрана. (05.03.2023).
14. Toute la franchise. Pizza Hut Chatbot [Электронный ресурс] // Toute-la-franchise.com – Режим доступа: https://www.toute-la-franchise.com/news-431762-pizza-hut-chatbot.html, свободный. – Загл. с экрана. (06.03.2023).
15. Калинин П.С., Орлов Г. М. Развитие электронного взаимодействия клиники и пациента: опыт создания и тестирования чат-бота в медицинском центре [Электронный ресурс] // International Journal of Open Information Technologies. 2022. №11. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-elektronnogo-vzaimodeystviya-kliniki-i-patsienta-opyt-sozdaniya-i-testirovaniya-chat-bota-v-meditsinskom-tsentre, свободный. – Загл. с экрана. (06.03.2023).
16. «Почему вам необходим чат-бот-опросник» [Электронный ресурс] // Веб-сайт компании EmoticBox– 2020. – Режим доступа: https://emoticbox.ru/obratnaya-svyaz-i-chat-boty/, свободный. – Загл. с экрана. (05.03.2023).
17. «Что такое чат-боты: типы и возможности» [Электронный ресурс] // Сайт компании Fabrika Growth Marketing. – 2020. – Режим доступа: https://www.fabrika-marketing.ru/blog/chto-takoe-chat-bots-tipy-i-vozmozhnosti, свободный. – Загл. с экрана. (05.03.2023).
18. Yclients [Электронный ресурс] // Yclients.com – Режим доступа: https://www.yclients.com, свободный. – Загл. с экрана. (05.03.2023).
19. Гладковская Ю.И., Аврамчик А. С. Искусственный интеллект и боты в логистике бота [Электронный ресурс] // Libeldoc – Режим доступа: https://libeldoc.bsuir.by/bitstream/123456789/44033/1/Gladkovskaya_Iskusstvennyy.pdf, свободный. – Загл. с экрана. (07.03.2023).
20. Никитенкова И. В. Автоматизация маркетинговых процессов при помощи чат-бота [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-marketingovyh-protsessov-pri-pomoschi-chat-bota/viewer, свободный. – Загл. с экрана. (07.03.2023).
21. Ольга Сергеевна Биккулова, Марина Игоревна Ивкина Чат-бот в методике преподавания РКИ [Электронный ресурс] // МИРС. 2021. №1. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/chat-bot-v-metodike-prepodavaniya-rki, свободный. – Загл. с экрана. (07.03.2023).
22. Умный бот Тея для правильного питания [Электронный ресурс] // TeyBot – свободный. – Режим доступа: https://teyabot.com, свободный. – Загл. с экрана. (06.03.2023).
23. Шаповалова Е. А. Chat-боты и искусственный интеллект: перспективы развития телевизионного промодискурса [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chat-boty-i-iskusstvennyy-intellekt-perspektivy-razvitiya-televizionnogo-promodiskursa/viewer, свободный. – Загл. с экрана. (06.03.2023).
24. Astron [Электронный ресурс] // Astron.club– Режим доступа: https://www.astron.club, свободный. – Загл. с экрана. (06.03.2023).
25. Astron OpenAir [Электронный ресурс] // Astron.club– Режим доступа:https://go2row.ru/astron, свободный. – Загл. с экрана. (06.03.2023).
26. Astron Журнал о здоровом образе жизни в Марий-Эл [Электронный ресурс] // Astron.club– Режим доступа: https://www.astron.club/journal/, свободный. – Загл. с экрана. (06.03.2023).
27. Интервью с генеральным директором и основателем сети фитнес клубов «Астрон» [Электронный ресурс] // YouTube– Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=W36t7w_7Tqs, свободный. – Загл. с экрана. (06.03.2023).
28. «Рейтинг фитнес-клубов Москвы по популярности среди пользователей» [Электронный ресурс] // RIA Rating - РИА Новости, 02.10.2018. - Режим доступа: https://riarating.ru/regions/20181002/630107054.html?ysclid=lgbck5571s531214893, свободный. - Загл. с экрана. (08.03.2023).
29. «Рейтинг фитнес-клубов Москвы по популярности среди пользователей» [Электронный ресурс] // RIA Rating - РИА Новости, 19.09.2022. - Режим доступа: https://riarating.ru/infografika/20220919/630229493.html?ysclid=lgbbd7zor0247052161, свободный. - Загл. с экрана. (07.03.2023).
30. Рейтинг регионов РФ по среднедушевым доходам в 2016 году» [Электронный ресурс] // VIPerson, 2017. - Режим доступа: https://viperson.ru/articles/reyting-regionov-rf-po-srednedushevym-dohodam-v-2016-godu?ysclid=lgbbn68ra114528640, свободный. - Загл. с экрана. (07.03.2023).
31. Duck Consulting. Карты Дака [Электронный ресурс] // Russia.Duck.Consulting – 2018. – Режим доступа: https://russia.duck.consulting/maps/359/2018?ysclid=lgbbpi9ysr933085978, свободный. – Загл. с экрана. (07.03.2023).
32. «Рейтинг фитнес-клубов Москвы по популярности среди пользователей» [Электронный ресурс] // RIA Rating - РИА Новости, 20.06.2022. - Режим доступа: https://riarating.ru/infografika/20220620/630224442.html?ysclid=lgbci4dma5727539892, свободный. - Загл. с экрана. (08.03.2023).
33. UFIS [Электронный ресурс] // Ufis.online – свободный. – Режим доступа: https://www.ufis.online, свободный. – Загл. с экрана. (09.03.2023).
34. Главный сайт компании Ispring [Электронный ресурс] // Ispring– Режим доступа:https://www.ispring.ru, свободный. – Загл. с экрана. (09.03.2023).
35. Шестакова Елена Валерьевна Формирование системы подготовки квалифицированного персонала сферы фитнес-индустрии на основе профессионального стандарта [Электронный ресурс]// Российское предпринимательство. 2017. №16. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-podgotovki-kvalifitsirovannogo-personala-sfery-fitnes-industrii-na-osnove-professionalnogo-standarta, свободный. – Загл. с экрана. (12.03.2023).
36. «Исследование спроса на персональные тренировки в фитнес-клубе» [Электронный ресурс] // CyberLeninka - Автор не указан, 2020. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sprosa-na-personalnye-trenirovki-v-fitnes-klube/viewer, свободный. - Загл. с экрана. (12.03.2023).
37. «Технологии чат-ботов в CRM технологиях» [Электронный ресурс] // CyberLeninka - Мамедова, Г.А., 2020. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-chat-botov-v-crm-tehnologiyah/viewer, свободный. - Загл. с экрана. (12.03.2023).
38. Гулин М.В. Особенности продвижения в социальной сети Facebook [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru – 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prodvizheniya-v-sotsialnoy-seti-facebook/viewer, свободный. – Загл. с экрана. (11.03.2023).
39. Telegram [Электронный ресурс] // Telegram.org – свободный. – Режим доступа: https://telegram.org/press. – Загл. с экрана. (14.03.2023).
40. ИА «Медиаскоп» / Новости / Рекламодатели объединились в Whatsapp-чате. Ихдалекодер: разрешить вопросы через общение 24/7 [Электронный ресурс] // Mediascope.net – 2021 – Режим доступа: https://mediascope.net/news/207037/?sphrase_id=249515. – Загл. с экрана. (11.03.2023).
41. Динамические упражнения и тренировки [Электронный ресурс] // Спортивная энциклопедия SportWiki – свободный. – Режим доступа: http://sportwiki.to/Динамические_упражнения_и_тренировки. – Загл. с экрана. (14.03.2023).
42. Статодинамика: понятие и принципы [Электронный ресурс] // Adrenaline.kz – 2020. – Режим доступа: https://adrenaline.kz/ru/news/685-statodinamika__ponatije_i_principy/, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
43. Тонизирующие упражнения: что это и как выполнять [Электронный ресурс] // TutKnow.ru – 2020. – Режим доступа: https://tutknow.ru/bodyfitness/9906-toniziruyuschie-uprazhneniya-chto-eto-i-kak-vypolnyat.html, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
44. Тонус [Электронный ресурс] // Спортивная энциклопедия SportWiki – свободный. – Режим доступа: http://sportwiki.to/tonus. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
45. Главный сайт компании «Make» [Электронный ресурс] //Make– Режим доступа:www.make.com, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
46. Главный сайт компании «Sendpulse» [Электронный ресурс] // Sendpulse– Режим доступа:https://sendpulse.com/ru, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
47. Главный сайт компании «Salebot» [Электронный ресурс] // Salebot– Режим доступа:https://salebot.pro, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
48. Главный сайт компании «Zenedu» [Электронный ресурс] // Zenedu– Режим доступа:https://www.zenedu.io/ru, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
49. Главный сайт компании «UnitPay» [Электронный ресурс] // UnitPay– Режим доступа:https://unitpay.ru, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
50. Главный сайт компании «Robokassa» [Электронный ресурс] // Robokassa– Режим доступа:https://robokassa.com, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
51. Главный сайт компании «PayBoxApp» [Электронный ресурс] // PayBoxApp–Режим доступа:https://www.payboxapp.com, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
52. Главный сайт компании «Cloudpayments» [Электронный ресурс] // Cloudpayments– Режим доступа:https://cloudpayments.ru, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
53. Главный сайт компании «Prodamus» [Электронный ресурс] // Prodamus– Режим доступа:https://prodamus.ru, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
54. Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" от 22.05.2003 N 54-ФЗ (последняя редакция)[Электронный ресурс] // Консультант Плюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
55. Главный сайт компании «Atol.online» [Электронный ресурс] // Atol.online– Режим доступа:https://atol.online/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com, свободный. – Загл. с экрана. (15.03.2023).
56. Белозерова Лолита E-mail рассылки как элемент маркетинговой стратегии предприятия: роль, особенности и эффективность[Электронный ресурс] //Современные инновации. 2021. №1 (39). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/e-mail-rassylki-kak-element-marketingovoy-strategii-predpriyatiya-rol-osobennosti-i-effektivnost, свободный. – Загл. с экрана. (15.04.2023).
57. Главный сайт компании «Unisender» [Электронный ресурс] // Unisender– Режим доступа:https://www.unisender.com, свободный. – Загл. с экрана. (15.04.2023).
58. Вековцева Татьяна Александровна, Тарасова Елена Владимировна Нестандартная наружная реклама // Символ науки. 2017. №4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nestandartnaya-naruzhnaya-reklama, свободный. – Загл. с экрана. (15.04.2023).
59. Алдарова Ирина Кузьминична Социальные сети как инструмент современного маркетинга [Электронный ресурс] // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №2 (7). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-instrument-sovremennogo-marketinga, свободный. – Загл. с экрана. (15.04.2023).
60. Синяев В.В Таргетированная реклама как основной элемент digital-маркетинга [Электронный ресурс] // Экономические системы. 2018. No 2 - Режим доступа: https://dashkov.ru/img/catalogue/mid_744375.pdf#page=74, свободный. - Загл. с экрана. (07.05.2023).
61. Дубцова А. Э., Петрова О. А. Контекстная реклама [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы маркетинга. 2010. №6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnaya-reklama, свободный. - Загл. с экрана. (07.05.2023).
62. Жумаш Женисгуль Муратовна Использование новых медиа для повышения лояльности аудитории [Электронный ресурс]// Медиасреда. 2019. №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-novyh-media-dlya-povysheniya-loyalnosti-auditorii, свободный. - Загл. с экрана. (07.05.2023).