Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Общие положения об альтернативных способах привлечения инвестиций посредством использования инвестиционных платформ 8
1.1. Краудфандинг: виды и модели регулирования в России и мире 8
1.2 Правовой статус субъектов правоотношений в сфере привлечения инвестиция с помощью инвестиционных платформ 17
1.3. Порядок и особенности инвестирования с использованием инвестиционных платформ 22
1.4. Правовые проблемы и риски краудфандинга в России 26
ГЛАВА 2. Правовое регулирование способов инвестирования с использованием инвестиционных платформ 32
2.1. Правовое регулирование инвестирования с использованием инвестиционной платформы путем предоставления займов. 32
2.2. Правовое регулирование инвестирования с использованием инвестиционной платформы путем приобретения эмиссионных ценных бумаг 38
2.3. Правовое регулирование инвестирования с использованием инвестиционной платформы путем приобретения утилитарных цифровых прав 40
2.4. Правовое регулирование инвестирования с использованием инвестиционной платформы путем приобретения цифровых финансовых активов 47
Заключение 55
Список литературы: 59
Доступ к финансовым ресурсам остается и будет продолжать оставаться актуальной проблемой, стоящей перед участниками рыночных отношений, особенно перед малым и средним бизнесом. Обозначенная перманентная потребность рынка в финансовых ресурсах вынуждает к постоянному совершенствованию, развитию и появлению новых способов привлечения инвестиций в предпринимательскую деятельность, помимо уже ставших традиционными банковских кредитов или приобретения ценных бумаг на бирже.
Поиски новых финансовых каналов и механизмов финансирования вне устоявшейся финансовой системы привели к образованию целого пласта различных инструментов альтернативного финансирования, среди которых можно выделить краудфинансирования или краудфандинг – способ коллективного финансирования с помощью специальных интернет-площадок.
Альтернативные способы привлечения инвестиций известны во многих развитых правопорядках уже относительно давно, например, история краудфинансирования зарубежом насчитывает почти 20 лет, в России развитие подобных институтов совпало с бурным развитием криптовалют в 2017-2018 годах. Появление множества краудфандинговых площадок, предлагающих населению принять участие в финансировании различных проектов, а также относительно большое количество случаев привлечения инвестиций через первичное размещение монет (Initialcoinoffering,ICO), то есть через продажу инвесторам фиксированного количества токенов(криптовалюты), вынудило государство принять меры по регулированию быстрорастущих способов привлечения финансирования.
В Государственную Думу Российской Федерации 20 марта 2018 годабыл внесен проект федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», который впоследствии стал Федеральным законом от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», Закон «Об инвестиционных платформах», Закон № 259-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2020 года.
Обозначенный законопроект, который, по словам авторов, «следует в русле подходов к регулированию краудфандинга, выработанных опытом развитых правопорядков», а в дальнейшем Закон № 259-ФЗ оформил правовую базу для привлечения финансирования с помощью специализированных информационных систем в сети Интернет, используемых для заключения договоров с помощью информационных технологий и технических средств – инвестиционных платформ. Законодатель прямо отмечал, что в процессе подготовки законопроекта учитывал опыт других стран, например, США, Италии или Германии, однако при этом Закон № 259-ФЗ стал не продуктом бездумного копирования иностранных нормативно-правовых актов, а, скорее, результатом обобщения подходов иностранных юрисдикций с учетом особенностей российского правопорядка.
При этом представляет интерес наблюдаемое изменение наименования обозначенного закона в ходе его рассмотрения и принятия: понятие «краудфандинг» в наименовании принятого федерального закона, а также в его содержании уже отсутствует. Скорее всего, данное изменение связано со слишком широким определением понятия «краудфандинг»: это не только способ привлечения инвестиций в предпринимательские проекты за соответствующее финансовое вознаграждение, но и одна из форм финансирования различного рода социальных, благотворительных или даже медицинский проектов, вознаграждения за которые либо полностью отсутствуют, либо носят нефинансовый и нематериальных характер. Законодатель решил ограничиться регулированием только тех способов, которые направленны исключительно на финансирование бизнес-проектов с последующим финансовым вознаграждением.
Так, Федеральным законом № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» было первоначально определено 3 способа осуществления инвестирования с использованием инвестиционных платформ: путем предоставления займов, посредством приобретения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, и путем приобретения утилитарных цифровых прав. Кроме того, Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах», Закон «О ЦФА) был добавлен еще один способ альтернативного инвестирования с использованием инвестиционных платформ – путем приобретения цифровых финансовых активов.
Вступивший в силу в первом квартале 2020 года Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», а также принятый в том же году Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах», стали важной вехой развития правового регулирования инвестиционного рынка в России, нормативно закрепив новый, стремительно развивающийся механизм привлечения финансовых ресурсов.
Так, уже в 2020 году по данным Центрального Банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ, Банк России) объем привлеченных денежных средств посредством краудфандинга составил 7 миллиардов рублей, а уже в 2021 году объем привлеченных денежных средств увеличился почти в два раза – до 13,8 миллиардов рублей. В 2020 году в связи с нестабильной экономической обстановкой рынок краудфинансирования в стоимостном выражении существенно сократился – на 42 процента по сравнению с 4 кварталом 2021 года. Однако несмотря на все трудности, с которыми столкнулся рынок альтернативного финансирования, в России краудфандинг остается одним из актуальных способов привлечения инвестиций, развитие которого не прекращается.
В частности, по мнению Банка России, в текущих условиях уменьшения доли рынка капитала и возможностей инвестирования краудфандинг как для инвесторов, так и для заемщиков является перспективным направлением получения и предоставления финансовых ресурсом для разных бизнес-проектов.
Объект настоящего исследования – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере применения альтернативных способов привлечения инвестиций посредством использования инвестиционных платформ.
Предмет настоящего исследования – нормы права, регламентирующие деятельность по привлечению инвестиций посредством использования инвестиционных платформ.
Цель настоящего исследования – анализ особенностей регулирования альтернативных способов привлечения инвестиций с помощью инвестиционных платформ.
Задачи настоящего исследования:
- исследование моделей альтернативных способов инвестирования с помощью инвестиционных платформ и методов их регулирования в российском праве;
- исследование мер, направленных на защиту инвесторов на инвестиционных платформах;
- изучение основных тенденций правоприменительной практики в сфере регулирования деятельности по привлечению инвестиций через инвестиционные платформы.
При подготовке настоящего исследования были использованы методы сравнения, анализа, изучения отечественного и международного опыта регулирования института краудфандинга, анализ и изучение научной литературы, а также анализ российской правоприменительной практики по спорам, возникающим из отношений, связанных с привлечением инвестиций с помощью инвестиционных платформ.
По итогам проведенного исследования необходимо сделать выводы и ответить на ключевые вопросы, поставленные для исследования в рамках настоящей выпускной квалификационной работы. Был проведен комплексный анализ особенностей инвестирования с помощью инвестиционных платформ в Российской Федерации как с практической, так и теоретической стороны.
Действия законодателя по созданию отдельного законодательного регулирования отношений в сфере инвестиционного краудфинансирования безусловно положительно сказались на развитии всего финансового рынка страны. Закон «Об инвестиционных платформах» хоть и не без недостатков, обеспечивает эффективное взаимодействие всех участников отношений, возникающих на инвестиционных платформах, но все-таки открыл для малого и среднего бизнеса новые каналы получения инвестирования, а также обеспечил инвесторам определенный уровень защиты их интересов.
В рамках исследования были сделаны следующие выводы:
1. Российский подход к регулированию краудфандинга разработан с учетом опыта зарубежных юрисдикций и доктрины в целом. Так, Закон № 259-ФЗ аналогично нормативно-правовым актам США или Италии предоставляет возможность операторам инвестиционных платформ осуществлять иную деятельность, прямо разрешенную законодателем, например, деятельность брокера или регистратора. Кроме того, законодатель установил в Законе № 259-ФЗ дополнительные требования к капиталу операторов инвестиционных платформ, ограничения на размер привлеченных через инвестиционную платформу денежных средств и на сумму инвестиций одного инвестора, что также отсылает к опыту иностранных юрисдикций.
2. Российская модель регулирования краудфандинга основана в первую очередь на регулировании только инвестиционных моделей краудфандинга, тем самым полностью проигнорированы безвозмездные виды краудфинансирования. При этом из 4 доступных способов инвестирования через инвестиционные платформы, востребованными и актуальными в настоящее время являются лишь различные вариации первых упомянутых в Законе «Об инвестиционных платформах» способов – путем предоставления займов и приобретения ценных бумаг. Необходимо принятие мер по популяризации оставшихся способов инвестирования среди инвесторов, а также дополнительные меры поддержки операторов инвестиционных платформ, предлагающих инвесторам возможность приобретения утилитарных цифровых прав и финансовых активов.
3. Защита инвесторов на инвестиционных платформах в первую очередь выражена в установлении различных ограничительных механизмов в процессе инвестирования. Среди таких механизмом можно выделить обязательные требования к инвестиционным предложениям, размещенным на инвестиционных платформах, требования к операторам инвестиционных платформ и правилам осуществления инвестиционной деятельности на таких платформах, ограничения на максимальный размер денежных средств, которые инвестор, не являющийся квалифицированным или индивидуальным предпринимателем, может инвестировать на инвестиционных платформах в течение одного года, а также период «охлаждения», в течение которого инвестор вправе отозвать инвестированные средства.
В то же время представляется необходимым дополнительное совершенствование мер, направленных на защиту инвесторов, в том числе путем формирования критериев оценки и сравнения онлайн-платформ, а также единых профессиональных стандартов данной области или механизмов защиты прав инвесторов виде страхования ответственности операторов инвестиционных платформ.
4. Судебная практика с участием инвестиционных платформ не очень разнообразна: подавляющее большинство судебных споров связаны с требованиями о взыскании основного долга по договору займа и процентов за пользование суммой такого займа. Суды, разрешая подобные споры, обращаются к положениям гражданского законодательства, в частности к главе 42 ГК РФ.
5. Регулятором, наделенным контрольно-надзорными полномочиями, в рамках исследуемых отношений являются Центральный Банк Российской Федерации. Полномочия Банка России в части регулирования и надзора за деятельностью по организации привлечения инвестиций определены в ст. 16 Закона «Об инвестиционных платформах», список таких полномочий дольно обширен, он включает в себя полномочия по ведению соответствующего реестра операторов инвестиционных платформ, без включения в которой операторы не имеют права осуществлять деятельность по организации привлечения инвестиций, полномочия по проверке деятельности операторов инвестиционных платформ, принятия нормативно-правовых актов, дополнительно регулирующих отношения в сфере привлечения инвестиций через инвестиционные платформы, и некоторые иные полномочия.
В связи с такой существенной нагрузкой на регулятор представляется с точки зрения повышения эффективности регулирования обозначенной отрасли передача части полномочий, например, создание внутренних стандартов, применение мер в отношении участников в случае нарушений, проведение проверок, саморегулируемым организациям, что позволило бы повысить общий уровень эффективности регулирования данной области вместе с тем снизив нагрузку на Банк России.
Подводя итог всему исследованию, можно резюмировать огромный потенциал и перспективы краудфинансирования в России, во многом благодаря тому, что данный институт определенно способствует развитию всей финансовой системы в стране, однако, безусловно, сам институт нуждается в серьезном и тщательном устранении всех недостатков и проблем.
Список литературы:
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1. «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] федер. закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019.
- № 31. ст. 4418 с изм. и допол. в ред. от 14.07.2022.
2. «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] федер. закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ // Рос. газ. – 2020. - № 173. - в ред. от 14.07.2022. - СПС «Консультант Плюс».3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» [Электронный ресурс] федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Рос. газ. – 1994. - № 238-239. - в ред. от 25.02.2022. - СПС «Консультант Плюс».
4. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс] федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Рос. газ. – 2002. - № 127. – в ред. от 30.12.2021. - СПС «Консультант Плюс».
5. Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» по состоянию на 16.04.2018» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419090-7 (дата обращения: 10.02.2023).
6. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» «Собрание законодательства РФ», 13.06.2016, № 24, ст. 3549.- в ред. от 30.03.2018. - СПС «Консультант Плюс».
Материалы судебной практики
7. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 № 09АП-50910/2022 по делу № А40-90524/2022 // СПС «КонсультантПлюс».
Монографии, учебники, учебные пособия
8. Санникова, Л. В. цифровые активы: правовой анализ / Л. В. Санникова, Ю. С. Харитонова. – Москва: ООО «4 Принт», 2020. – 304 с.
9. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: Научно-практическое пособие / М. О. Дьяконова, А. А. Ефремов, О. А. Зайцев [и др.]; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – Москва: Юридическое издательство «Норма», 2022. – 376 с.
10. Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 2019 г. 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.
11. Право цифровой среды: Монография / Под редакцией Т.П. Подшивалова, Е.В. Титовой, Е.А. Громовой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2022. – 896 с.
Статьи из периодических источников
12. Урошлева, А. Объекты на цифровых носителях, цифровые права и деньги: тенденции правовой теории и практики [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». — URL: https://www.garant.ru/article/1220358/ (дата обращения: 03.03.2023).
13. Федоров, Д. В. Токены, криптовалюта и смарт-контракты в отечественных законопроектах с позиции иностранного опыта / Д. В. Федоров // Вестник гражданского права. – 2018. – Т. 18. – № 2. – С. 30-74.
14. Белицкая А.В. Перспективы разработки новых правовых конструкций инвестирования для цифровой экономики // Юрист. 2019. № 3. С. 28 - 33.
15. Андреев В.К. Договоры инвестирования, заключаемые с использованием инвестиционных платформ путем приобретения утилитарных цифровых прав // Юрист. 2020. № 1. С. 15 - 21.
16. Кирилловых, А. А. Краудфандинг как альтернативный способ привлечения инвестиций в предпринимательскую деятельность / А. А. Кирилловых // Право и экономика. – 2020. – № 9(391). – С. 33-42.
17. Борлакова, К. Д. Правовые проблемы государственного регулирования деятельности с использованием инвестиционных платформ как альтернативного вида финансирования / К. Д. Борлакова // Банковское право. – 2022. – № 6. – С. 64-76.
18. Захаркина А. В., Кузнецова О. А. Краудфандинг как инструмент развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики // Exjure. 2019. № 4. C. 53–64.
19. Гаврин, Д. А. Особенности правового регулирования инвестиционных платформ / Д. А. Гаврин // Российское право: образование, практика, наука. – 2022. – № 1. – С. 33-41.
20. Габов, А. В. Краудфандинг: законодательное оформление web-модели финансирования в контексте правовой доктрины и зарубежного опыта / А. В. Габов, И. А. Хаванова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2020. – № 47. – С. 28-44.
21. Шуклина, М. А. Особенности оценки стоимости цифровых свидетельств и цифровых прав / М. А. Шуклина // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2021. – № 4(235). – С. 59-71.
22. Кузнецова, О. А. Юридико-технические вопросы краудфандинга / О. А. Кузнецова // ExJure. – 2018. – № 4. – С. 84-95.
23. Попова, Е. М. Регулятивные новации на российском рынке краудфандинга / Е. М. Попова, А. А. Крикливец // Финансы, деньги, инвестиции. – 2019. – № 4(72). – С. 20-24.
24. Кванина, В. В. Публично-правовое и частноправовое регулирование деятельности оператора инвестиционной платформы / В. В. Кванина, А. В. Спиридонова // Право и цифровая экономика. – 2020. – № 4(10). – С. 25-31.
25. Егорова, М. А. Правовое регулирование инвестиционных финансовых платформ (краудфинансирования) в предпринимательской деятельности / М. А. Егорова // Предпринимательское право. – 2022. – № 1. – С. 19-25.
26. Сойфер, Т. В. Гражданско-правовое регулирование краудфандинга в России: состояние и перспективы / Т. В. Сойфер // Гражданское право. – 2020. – № 1. – С. 11-15.
27. Шапошников, Г. Г. Правовое регулирование краудфандинга в Европейском Союзе / Г. Г. Шапошников // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – Т. 16, № 10(131). – С. 12-19.
28. Яценко, Т. С. Проблема охраны прав инвесторов в краудфандинге: риски инвестирования и пути их преодоления / Т. С. Яценко // Журнал российского права. – 2019. – № 8. – С. 62-71.
29. Островская, Н. Б. Трансформация источников финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровизации экономики / Н. Б. Островская, А. Р. Шамионов // Юрист. – 2022. – № 6. – С. 17-21.
30. Алексеенко, А. П. Обеспечение правовых условий внедрения цифровых технологий на финансовом рынке в контексте реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации" / А. П. Алексеенко // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2019. – Т. 11, № 4. – С. 74-83.
31. Городов, О. А. Приобретение утилитарных цифровых прав как новый способ инвестирования по законодательству России / О. А. Городов // Право и цифровая экономика. – 2020. – № 1(07). – С. 5-10.
32. Новоселова, Л. А. Закон о краудфандинге - первый шаг в создании инфраструктуры для обращения цифровых прав / Л. А. Новоселова, Т. М. Медведева, А. Н. Арефьев // Хозяйство и право. – 2019. – № 11(514). – С. 3-16.
33. Савина, В. С. Понятие и правовая природа утилитарных цифровых прав / В. С. Савина, А. В. Гурко, В. А. Свечников // . – 2022. – № 10. – С. 5-11.
Интернет-ресурсы
34. Алексеенко, А. П. Обеспечение правовых условий внедрения цифровых технологий на финансовом рынке в контексте реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации" / А. П. Алексеенко // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2019. – Т. 11, № 4. – С. 74-83.
35. Доклад для общественных консультаций «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг» : сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/112055/Consultation_Paper_200811.pdf (дата обращения: 27.02.2023).
36. Информационно-аналитический материал «Обзор рынка краудфандинга в России»: сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/42097/crowdfunding_market_01_2022.pdf (дата обращения: 27.02.2023).
37. «Новые инструменты привлечения финансирования для развития технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России: аналитический доклад. М., 2018. С. 10. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/219492205 (дата обращения: 27.02.2023).