Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №13579

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1606
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников на кружковых
занятиях по декоративно-прикладному искусству 8
1.1. Сущность и содержание творческих способностей личности... 8
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников 16
1.3. Кружковые занятия декоративно-прикладным искусством как средство развития творческих способностей младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству 32
2.1. Структура и содержание декоративно-прикладной
деятельности младших школьников на кружковых занятиях... 32
2.2. Методика развития творческих способностей
младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству 36
2.3. Динамика развития творческих способностей младших школьников 45
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение 63


Современный социальный заказ общества и государства, изменения, происходящие в отечественной системе образования, диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Особенно важным нам представляется обеспечение этого процесса в самом начале школьного этапа жизни детей, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Для решения этой задачи в области начального общего образования, необходим поиск путей развития творческих способностей младших школьников. Организация творческой детской деятельности в начальной школе осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности, в частности на кружковых занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства (Федеральный государственный..., 2011).
Творческость - основная особенность и отличительная черта детской деятельности на кружковых занятиях по различным видам декоративно-прикладного искусства, художественного труда. Творческая деятельность - одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае - детей. Творческий процесс - особая форма перехода от известного к неизвестному, новому. Поисковая деятельность детей, ведомая взрослыми, должна быть направлена на решение необычных задач. Чем разнообразнее, вариативнее будут действия детей, тем гибче, самостоятельнее их поисковая деятельность. Как известно, творчество и творческое мышление тесно взаимосвязаны. Творческое мышление - это активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Некоторые исследователи подчеркивают: мышление и воображение - равно как единое целое определяют творческую направленность ума человека.
Проблемы развития и формирования творческих способностей, творческого мышления, креативности, воображения и фантазии у детей разрабатывались рядом отечественных и зарубежных психологов-теоретиков и психологов-практиков. Б.Г. Ананьев, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, В.И. Зыкова, В.П. Ягункова и др. работают над развитием творческих способностей детей, начиная с самого раннего возраста. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. Как отмечает Е.Г. Алиева (Алиева, 1991) индивидуальные различия задатков человека рассматривали в своих экспериментальных работах А. Анастази. Дж. Скотт, В. Зингерт, П. Ланг и др., в которых доказывают, что все дети с рождения талантливы, только окружающая среда часто не дает целенаправленного индивидуального развития каждому ребенку. В исследованиях Я.Н. Костричкиной, Л.Н. Данилиной, Н.Н. Волкова, Е.И. Ивановой, Г.А. Казанкиной и др. выяснена тесная связь творческого мышления и воображения, сформированы образные обобщения и выяснены некоторые их особенности и роль в процессе воображения. А.В. Петровский рассматривает соотношение воображения и мышления в структуре интеллектуальной деятельности. Особенности воображения в художественном творчестве рассматривали в своих исследованиях Н.В. Рождественская, А.Г. Рузская и др.
Вместе с тем проблема развития творческих способностей младших школьников в художественной деятельности остается еще достаточно неисследованной областью в педагогике и психологии, несмотря на то, что в силу их возрастных особенностей наиболее эффективно этот процесс осуществляется именно в художественно-творческой деятельности. К детскому творчеству психологи чаще всего относят следующие виды художественно-эстетической деятельности: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия. Вместе с тем, в психолого-педагогических исследованиях не всегда учитываются возможности декоративно-прикладного искусства как средства развития творческих способностей ребенка. Декоративная деятельность дает учащимся начальной школы широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром народного и декоративно-прикладного искусства, что способствует формированию нравственных идеалов, эстетических вкусов детей, повышению их культурного уровня. Именно народное и декоративно-прикладное искусство как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.
К проблеме использования народного искусства в учебно¬воспитательном процессе обращаются многие авторы. Решению интересующей нас проблемы способствовало изучение научных трудов, связанных с выявлением ее психологических и педагогических аспектов, подходов к методике организации декоративной деятельности в начальной школе, критериев оценки ее эффективности и т.д., обеспечивающих успешность формирования и развития творческой личности. Определяющее значение при рассматривании поставленной проблемы, творческого развития личности, развития ее творческой активности в декоративно-прикладной деятельности имели работы Б.М. Неменского, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме творческого развития личности средствами декоративно-прикладного и народного искусства на большое количество специалистов, педагогов-практиков, художников-профессионалов, мастеров декоративно-прикладного искусства, занимающихся проблемой эстетического воспитания школьников отмечают, что до конца она не решена - научно-педагогического и методического материала в помощь педагогам явно недостаточно.
Исходя из вышесказанного мы сформулировали проблему нашего исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие творческих способностей личности.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства будет эффективным если:
- процесс художественного творчества непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- создается положительная эмоционально-эстетическая атмосфера, обеспечивающая развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность творческих способностей личности младшего школьника;
2) осуществить диагностику уровня развития творческих способностей у младших школьников;
3) разработать экспериментальную программу занятий кружка декоративно-прикладного искусства с целью развития творческих способностей младших школьников.
Методы исследования:
- анализ изученной литературы;
- тестирование;
- педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа» Белгородского района Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования, база исследования.
В первой главе представлены психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству: раскрыты сущность и содержание творческих способностей младших школьников; описаны особенности кружковых занятий как эффективного педагогического средства этого процесса.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по проблеме исследования: описаны критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников, методика развития творческих способностей младших школьников средствами кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству и динамика этого процесса.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 54 источника.
В приложении представлены диагностические материалы, материалы формирующего этапа экспериментальной работы. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе была поднята проблема поиска путей эффективного влияния на развитие творческих способностей младших школьников. В качестве отправной деятельности была рассмотрена художественно- творческая деятельность младших школьников на внеурочных занятиях, в частности на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства по обработке волокнистых материалов. Этот вид деятельности не требует особенно больших материальных затрат и специального оборудования. Поделки из волокнистых материалов могут быть очень простыми по технологии изготовления и могут быть невероятно сложными, вырастая до художественных произведений мирового уровня. Таким образом, обработка ткани и других волокнистых материалов безгранична по своему художественно-творческому воздействию на ребенка. Ребенок и его воспитатель всегда будут иметь открытые возможности для творческого роста.
Однако, наблюдения в процессе констатирующего эксперимента показали, что потенциал данного вида деятельности совершенно не используется. Выполнить поделку в технике обработки ткани, точно следуя указаниям учителя, не составляет особого труда ни для рук, ни для сознания ребенка. Безусловно, при репродуктивном повторе развиваются какие-то личностные и психические качества ребенка (память, отчасти - пространственное мышление, внимание), но этого, конечно же, не достаточно. Именно поэтому в исследовании была поставлена задача проследить и выявить возможности активного влияния на развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественно¬эстетической деятельности.
В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза, что развитие творческих способностей младших школьников в процессе декоративно-прикладной деятельности на занятиях кружка будет более эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий:
- процесс художественного творчества непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- создается положительная эмоционально-эстетическая атмосфера, обеспечивающая развитие творческих способностей младших школьников.
Материалом для развития творческих способностей может являться любая художественно-творческая деятельность, но особенно эффективно этот процесс протекает на внеурочных занятиях, в частности на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства по обработке волокнистых материалов в силу их особенностей и специфики.
Работы выполненная нами в рамках исследуемой проблемы может быть продолжена в нескольких направлениях:
- развитие творческих способностей младших школьников средствами искусства и народной художественной культуры;
- организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников, направленной на развитие их творческих способностей и др.



1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е.Г. Алиева. Автореф. дис. ... канд. псих наук, - М., 1991. - 26 с.
2. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 229 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 486 с.
4. Ашуров В.Н. Исследование методов активизации учебно¬творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно¬прикладного искусства. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук / В.Н. Ашуров. - М., 1993. - 16 с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 2007. - 574 с.
6. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. - М.: Знание, 1959. - 42 с
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. 2-е изд. - М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»; Спб.: Изд. дом «Мiръ», 2015. - 240 с.
8. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2-х т. / Ю.Б. Борев. - 5-е изд., допол. - Смоленск: Русич, 1997. - Т. 2. - 640 с.
9. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Просвещение,1983. - 205с.
10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.:Просвещение,1988. - 144 с.
11. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. - 272 с.
12. Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - М: Просвещение, 1999 - 128 с.
13. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 96 с.
14. Воспитание детей в школе / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - 208 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1987. 126 с.
URL:http://pedlib.ru/Books/7/0060/70060-1.shtml (дата обращения: 15.05.2017).
16. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К.В. Гавриловец. - М.: Просвещение, 1982. - 346 с.
17. Галаузова М.А. Активизация творческо-познавательной деятельности учащихся на уроках труда / М.А. Галаузова, Л.А. Каюкова // Начальная школа. - 2008. - №7. - С. 34-39.
18. Гром Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. - 224 с.
19. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память: информационные процессы и нейронные механизмы / К.Н. Дудкин. - Л.: Наука, 1985. - 205с.
20. Замятин Е.И. Психология творчества / Е.И. Замятин. - М.: Просвещение, 2000 - 48 с.
21.Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
22. Землянская, В.В. Развитие творческих способностей на уроках чтения / В.В. Землянская // Начальная школа, 2002.- № 12. -С. 40-41.
23 . Зинченко В.П. Образ и деятельность. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. - 608 с.
24. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника / Ф.И. Иващенко. - М.: Просвещение, 1997. - 236 с.
25. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. - М: Знание, 1990 - 58 с.
26. Ильинская И. П. Художественный труд в начальных классах: Методическое пособие / И.П. Ильинская. - Белгород, 2000. - 114 с.
27. Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка декоративно-прикладного искусства) / И.П. Ильинская: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.П. Ильинская; науч. ред. проф. И.Ф. Исаев. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.
28. Колгонова А.В. Трудовое обучение и воспитание младших школьников / А.В. Колгонова // Начальная школа, 1987. №4. - С. 12-19.
29. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М: Просвещение 1986. - 432 с. URL:
http://bmu.muzkult.ru/img/upload/1874/documents/Kruteczkij_V.A.PsiKhologiya_2.pdf (дата обращения: 09.05.2017).
30. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. - 144 с. URL:
http://pidruchniki.com/10310208/psihologiya/korshunova_voobrazhenie_kak_otrazhenie_deystvitelnosti (дата обращения: 09.05.2017).
31. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б.Б. Коссов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 2007. - 47 с.
32. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - 2010. - № 5 — С. 57-68.
33. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов ид р. - 4-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. — 46 с.
34. Лернер И.Я. Каким быть ученику: дидактические принципы построения: монография / И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев. - Ч. 2. - М.: Изд-во РАО, 1992 г. - 234 с.
35. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
36. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и методы обучения. / Д.О. Лордкипанидзе. - М.: ГУПИ, 1957. - 169 с.
37. Лук А.И. Учить мыслить: учеб. пособ. / А.И. Лук.- М.: Знание, 1975.-96 с.
38. Максимова И.А. Творчество на уроках трудового обучения / И.А. Максимова // Начальная школа, 2007. - №12. - С. 34-41.
39. Методы психодиагностики творческих способностей человека. Тест Е. Торренса. Режим доступа [Офиц. сайт]. URL: http://stranamasterov.ru/node/18819./ (дата обращения: 15.10.2016).
40. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов: учеб. для студ. высш. пед. учеб. эаведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
41. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры - 3¬е изд., доп. / Б.П. Никитин, - М.: Просвещение, 1990.-160 с. URL:http://chudochado.kg/upload/docs/nikitiny/pdf/Nikitiny_Stupenki_tvorchestva_razvivayushie_ig (дата обращения: 10.09.2017).
42. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. - М.: Высшая школа, 1986. - 348 с. URL:http://www.shag.com.ua/petrovskij-a-v- obshaya-psihologiya.html (дата обращения: 15.05.2017).
43. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 кл. - М.: Просвещение, 1992. - 86 с.
44. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с краткими метод. рекомендациями) / под руководством и ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
46. Степанов Е.Н. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся / Е.Н. Степанов, И.Ф. Горелик // Научно-методическое пособие.- Псков, 2008. - 126 с.
47. Сухомлинский В.А. Избранные пед. сочинения. В 3х томах. Т.1 / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 678 с.
48. Теплов Б.М. Способности и одаренность: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.М. Теплов. - М.: Просвещение, 1981. - 684 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: офиц. текст. - М.: Просвещение, 2011. - 42 с.
50. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления / Ю.У. Фохт-Бабушкин. - М: Наука, 1986. - 235 с.
51. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.С. Хворостов. - М: Просвещение, 1990 - 200 с.
52. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 2 класс / Т. Я. Шпикалова, Л.В. Ершова - М.: Просвещение, 2012 - 95с.
53. Шпикалова Т.Я. Программы средней общеобразовательной школы. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (I - IV классы одиннадцатилетней школы) / Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова, Н.Н. Светловская, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина и др. - М.: Просвещение, 1992.- 80 с.
54. Юсов Б.П. Изобразительное искусство. / Б.П. Юсов // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных трудов. - М., 1978, с.18-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ