РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников на кружковых
занятиях по декоративно-прикладному искусству 8
1.1. Сущность и содержание творческих способностей личности... 8
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников 16
1.3. Кружковые занятия декоративно-прикладным искусством как средство развития творческих способностей младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству 32
2.1. Структура и содержание декоративно-прикладной
деятельности младших школьников на кружковых занятиях... 32
2.2. Методика развития творческих способностей
младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству 36
2.3. Динамика развития творческих способностей младших школьников 45
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение 63
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников на кружковых
занятиях по декоративно-прикладному искусству 8
1.1. Сущность и содержание творческих способностей личности... 8
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников 16
1.3. Кружковые занятия декоративно-прикладным искусством как средство развития творческих способностей младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству 32
2.1. Структура и содержание декоративно-прикладной
деятельности младших школьников на кружковых занятиях... 32
2.2. Методика развития творческих способностей
младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству 36
2.3. Динамика развития творческих способностей младших школьников 45
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение 63
Современный социальный заказ общества и государства, изменения, происходящие в отечественной системе образования, диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Особенно важным нам представляется обеспечение этого процесса в самом начале школьного этапа жизни детей, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Для решения этой задачи в области начального общего образования, необходим поиск путей развития творческих способностей младших школьников. Организация творческой детской деятельности в начальной школе осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности, в частности на кружковых занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства (Федеральный государственный..., 2011).
Творческость - основная особенность и отличительная черта детской деятельности на кружковых занятиях по различным видам декоративно-прикладного искусства, художественного труда. Творческая деятельность - одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае - детей. Творческий процесс - особая форма перехода от известного к неизвестному, новому. Поисковая деятельность детей, ведомая взрослыми, должна быть направлена на решение необычных задач. Чем разнообразнее, вариативнее будут действия детей, тем гибче, самостоятельнее их поисковая деятельность. Как известно, творчество и творческое мышление тесно взаимосвязаны. Творческое мышление - это активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Некоторые исследователи подчеркивают: мышление и воображение - равно как единое целое определяют творческую направленность ума человека.
Проблемы развития и формирования творческих способностей, творческого мышления, креативности, воображения и фантазии у детей разрабатывались рядом отечественных и зарубежных психологов-теоретиков и психологов-практиков. Б.Г. Ананьев, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, В.И. Зыкова, В.П. Ягункова и др. работают над развитием творческих способностей детей, начиная с самого раннего возраста. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. Как отмечает Е.Г. Алиева (Алиева, 1991) индивидуальные различия задатков человека рассматривали в своих экспериментальных работах А. Анастази. Дж. Скотт, В. Зингерт, П. Ланг и др., в которых доказывают, что все дети с рождения талантливы, только окружающая среда часто не дает целенаправленного индивидуального развития каждому ребенку. В исследованиях Я.Н. Костричкиной, Л.Н. Данилиной, Н.Н. Волкова, Е.И. Ивановой, Г.А. Казанкиной и др. выяснена тесная связь творческого мышления и воображения, сформированы образные обобщения и выяснены некоторые их особенности и роль в процессе воображения. А.В. Петровский рассматривает соотношение воображения и мышления в структуре интеллектуальной деятельности. Особенности воображения в художественном творчестве рассматривали в своих исследованиях Н.В. Рождественская, А.Г. Рузская и др.
Вместе с тем проблема развития творческих способностей младших школьников в художественной деятельности остается еще достаточно неисследованной областью в педагогике и психологии, несмотря на то, что в силу их возрастных особенностей наиболее эффективно этот процесс осуществляется именно в художественно-творческой деятельности. К детскому творчеству психологи чаще всего относят следующие виды художественно-эстетической деятельности: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия. Вместе с тем, в психолого-педагогических исследованиях не всегда учитываются возможности декоративно-прикладного искусства как средства развития творческих способностей ребенка. Декоративная деятельность дает учащимся начальной школы широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром народного и декоративно-прикладного искусства, что способствует формированию нравственных идеалов, эстетических вкусов детей, повышению их культурного уровня. Именно народное и декоративно-прикладное искусство как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.
К проблеме использования народного искусства в учебно¬воспитательном процессе обращаются многие авторы. Решению интересующей нас проблемы способствовало изучение научных трудов, связанных с выявлением ее психологических и педагогических аспектов, подходов к методике организации декоративной деятельности в начальной школе, критериев оценки ее эффективности и т.д., обеспечивающих успешность формирования и развития творческой личности. Определяющее значение при рассматривании поставленной проблемы, творческого развития личности, развития ее творческой активности в декоративно-прикладной деятельности имели работы Б.М. Неменского, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме творческого развития личности средствами декоративно-прикладного и народного искусства на большое количество специалистов, педагогов-практиков, художников-профессионалов, мастеров декоративно-прикладного искусства, занимающихся проблемой эстетического воспитания школьников отмечают, что до конца она не решена - научно-педагогического и методического материала в помощь педагогам явно недостаточно.
Исходя из вышесказанного мы сформулировали проблему нашего исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие творческих способностей личности.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства будет эффективным если:
- процесс художественного творчества непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- создается положительная эмоционально-эстетическая атмосфера, обеспечивающая развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность творческих способностей личности младшего школьника;
2) осуществить диагностику уровня развития творческих способностей у младших школьников;
3) разработать экспериментальную программу занятий кружка декоративно-прикладного искусства с целью развития творческих способностей младших школьников.
Методы исследования:
- анализ изученной литературы;
- тестирование;
- педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа» Белгородского района Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования, база исследования.
В первой главе представлены психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству: раскрыты сущность и содержание творческих способностей младших школьников; описаны особенности кружковых занятий как эффективного педагогического средства этого процесса.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по проблеме исследования: описаны критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников, методика развития творческих способностей младших школьников средствами кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству и динамика этого процесса.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 54 источника.
В приложении представлены диагностические материалы, материалы формирующего этапа экспериментальной работы.
Творческость - основная особенность и отличительная черта детской деятельности на кружковых занятиях по различным видам декоративно-прикладного искусства, художественного труда. Творческая деятельность - одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае - детей. Творческий процесс - особая форма перехода от известного к неизвестному, новому. Поисковая деятельность детей, ведомая взрослыми, должна быть направлена на решение необычных задач. Чем разнообразнее, вариативнее будут действия детей, тем гибче, самостоятельнее их поисковая деятельность. Как известно, творчество и творческое мышление тесно взаимосвязаны. Творческое мышление - это активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Некоторые исследователи подчеркивают: мышление и воображение - равно как единое целое определяют творческую направленность ума человека.
Проблемы развития и формирования творческих способностей, творческого мышления, креативности, воображения и фантазии у детей разрабатывались рядом отечественных и зарубежных психологов-теоретиков и психологов-практиков. Б.Г. Ананьев, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, В.И. Зыкова, В.П. Ягункова и др. работают над развитием творческих способностей детей, начиная с самого раннего возраста. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. Как отмечает Е.Г. Алиева (Алиева, 1991) индивидуальные различия задатков человека рассматривали в своих экспериментальных работах А. Анастази. Дж. Скотт, В. Зингерт, П. Ланг и др., в которых доказывают, что все дети с рождения талантливы, только окружающая среда часто не дает целенаправленного индивидуального развития каждому ребенку. В исследованиях Я.Н. Костричкиной, Л.Н. Данилиной, Н.Н. Волкова, Е.И. Ивановой, Г.А. Казанкиной и др. выяснена тесная связь творческого мышления и воображения, сформированы образные обобщения и выяснены некоторые их особенности и роль в процессе воображения. А.В. Петровский рассматривает соотношение воображения и мышления в структуре интеллектуальной деятельности. Особенности воображения в художественном творчестве рассматривали в своих исследованиях Н.В. Рождественская, А.Г. Рузская и др.
Вместе с тем проблема развития творческих способностей младших школьников в художественной деятельности остается еще достаточно неисследованной областью в педагогике и психологии, несмотря на то, что в силу их возрастных особенностей наиболее эффективно этот процесс осуществляется именно в художественно-творческой деятельности. К детскому творчеству психологи чаще всего относят следующие виды художественно-эстетической деятельности: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия. Вместе с тем, в психолого-педагогических исследованиях не всегда учитываются возможности декоративно-прикладного искусства как средства развития творческих способностей ребенка. Декоративная деятельность дает учащимся начальной школы широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром народного и декоративно-прикладного искусства, что способствует формированию нравственных идеалов, эстетических вкусов детей, повышению их культурного уровня. Именно народное и декоративно-прикладное искусство как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.
К проблеме использования народного искусства в учебно¬воспитательном процессе обращаются многие авторы. Решению интересующей нас проблемы способствовало изучение научных трудов, связанных с выявлением ее психологических и педагогических аспектов, подходов к методике организации декоративной деятельности в начальной школе, критериев оценки ее эффективности и т.д., обеспечивающих успешность формирования и развития творческой личности. Определяющее значение при рассматривании поставленной проблемы, творческого развития личности, развития ее творческой активности в декоративно-прикладной деятельности имели работы Б.М. Неменского, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме творческого развития личности средствами декоративно-прикладного и народного искусства на большое количество специалистов, педагогов-практиков, художников-профессионалов, мастеров декоративно-прикладного искусства, занимающихся проблемой эстетического воспитания школьников отмечают, что до конца она не решена - научно-педагогического и методического материала в помощь педагогам явно недостаточно.
Исходя из вышесказанного мы сформулировали проблему нашего исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие творческих способностей личности.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства будет эффективным если:
- процесс художественного творчества непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- создается положительная эмоционально-эстетическая атмосфера, обеспечивающая развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность творческих способностей личности младшего школьника;
2) осуществить диагностику уровня развития творческих способностей у младших школьников;
3) разработать экспериментальную программу занятий кружка декоративно-прикладного искусства с целью развития творческих способностей младших школьников.
Методы исследования:
- анализ изученной литературы;
- тестирование;
- педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа» Белгородского района Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования, база исследования.
В первой главе представлены психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству: раскрыты сущность и содержание творческих способностей младших школьников; описаны особенности кружковых занятий как эффективного педагогического средства этого процесса.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по проблеме исследования: описаны критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников, методика развития творческих способностей младших школьников средствами кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству и динамика этого процесса.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 54 источника.
В приложении представлены диагностические материалы, материалы формирующего этапа экспериментальной работы.
В нашей работе была поднята проблема поиска путей эффективного влияния на развитие творческих способностей младших школьников. В качестве отправной деятельности была рассмотрена художественно- творческая деятельность младших школьников на внеурочных занятиях, в частности на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства по обработке волокнистых материалов. Этот вид деятельности не требует особенно больших материальных затрат и специального оборудования. Поделки из волокнистых материалов могут быть очень простыми по технологии изготовления и могут быть невероятно сложными, вырастая до художественных произведений мирового уровня. Таким образом, обработка ткани и других волокнистых материалов безгранична по своему художественно-творческому воздействию на ребенка. Ребенок и его воспитатель всегда будут иметь открытые возможности для творческого роста.
Однако, наблюдения в процессе констатирующего эксперимента показали, что потенциал данного вида деятельности совершенно не используется. Выполнить поделку в технике обработки ткани, точно следуя указаниям учителя, не составляет особого труда ни для рук, ни для сознания ребенка. Безусловно, при репродуктивном повторе развиваются какие-то личностные и психические качества ребенка (память, отчасти - пространственное мышление, внимание), но этого, конечно же, не достаточно. Именно поэтому в исследовании была поставлена задача проследить и выявить возможности активного влияния на развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественно¬эстетической деятельности.
В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза, что развитие творческих способностей младших школьников в процессе декоративно-прикладной деятельности на занятиях кружка будет более эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий:
- процесс художественного творчества непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- создается положительная эмоционально-эстетическая атмосфера, обеспечивающая развитие творческих способностей младших школьников.
Материалом для развития творческих способностей может являться любая художественно-творческая деятельность, но особенно эффективно этот процесс протекает на внеурочных занятиях, в частности на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства по обработке волокнистых материалов в силу их особенностей и специфики.
Работы выполненная нами в рамках исследуемой проблемы может быть продолжена в нескольких направлениях:
- развитие творческих способностей младших школьников средствами искусства и народной художественной культуры;
- организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников, направленной на развитие их творческих способностей и др.
Однако, наблюдения в процессе констатирующего эксперимента показали, что потенциал данного вида деятельности совершенно не используется. Выполнить поделку в технике обработки ткани, точно следуя указаниям учителя, не составляет особого труда ни для рук, ни для сознания ребенка. Безусловно, при репродуктивном повторе развиваются какие-то личностные и психические качества ребенка (память, отчасти - пространственное мышление, внимание), но этого, конечно же, не достаточно. Именно поэтому в исследовании была поставлена задача проследить и выявить возможности активного влияния на развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественно¬эстетической деятельности.
В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза, что развитие творческих способностей младших школьников в процессе декоративно-прикладной деятельности на занятиях кружка будет более эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий:
- процесс художественного творчества непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- создается положительная эмоционально-эстетическая атмосфера, обеспечивающая развитие творческих способностей младших школьников.
Материалом для развития творческих способностей может являться любая художественно-творческая деятельность, но особенно эффективно этот процесс протекает на внеурочных занятиях, в частности на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства по обработке волокнистых материалов в силу их особенностей и специфики.
Работы выполненная нами в рамках исследуемой проблемы может быть продолжена в нескольких направлениях:
- развитие творческих способностей младших школьников средствами искусства и народной художественной культуры;
- организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников, направленной на развитие их творческих способностей и др.
Подобные работы
- ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МЯГКОЙ ИГРУШКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
(НА ПРИМЕРЕ МЯГКОЙ ИГРУШКИ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого воображения у детей младшего школьного
возраста в декоративно-прикладной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КИСТЕВОЙ РОСПИСИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016



