Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 6
1.1. Гражданская позиция: сущность и значение 6
1.2. Воспитание гражданина России в условиях реализации стандартов второго поколения 10
1.3. Анализ педагогических условий гражданского воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию гражданской позиции
у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 28
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности гражданской позиции у младших школьников 28
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 33
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 45
Формирование гражданской позиции личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В современном обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как Отечество, долг, честь, верность героическим традициям своего народа, знание истории страны и её символики. В связи с этим крайне актуальным становится формирование гражданской позиции у младших школьников.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте определяются требования к формированию у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций(ФГОС НОО).
В новом ФЗ «Об образовании в РФ» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. (ФЗ «Об образовании в РФ»)
Одна из вечных проблем педагогики, которую нельзя решить раз и навсегда - это гражданское воспитание. Любая эпоха, любая историческая ситуация по-своему отражается на гражданском мировоззрении.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики. Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматриваются в работах А.С. Макаренко(1977), В.А. Сухомлинского(1982), и других видных ученых-педагогов и психологов.
Анализ методической литературы и практики гражданского воспитания школьников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме воспитания гражданина. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях Н.Ю. Синягиной(2011), Л.В. Кузнецовой(2014), Е.Е. Вяземского, Т.М. Толкачевой, С.В. Колотий и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской позиции у младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир»?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс гражданского воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс гражданского воспитания младшего школьника в ходе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
• использовать технологию проблемного обучения;
• в проведение уроков включать проектные задачи, направленные на формирование гражданского самосознания младших школьников.
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
• рассмотреть сущность и значение понятия «гражданская позиция»;
• выделить особенности формирования гражданственности у младших школьников;
• рассмотреть педагогические условия формирования гражданской позиции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»;
• разработать и апробировать педагогические условия формирования гражданской позиции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и оценить их эффективность.
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование; диагностические методики: «диагностика уровня гражданской позиции» М.И. Рожкова.
База исследования - МБОУ «Проходенская ООШ» Корочанского района Белгородской области, 4 «А» класс в количестве 15 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение гражданской позиции; особенности гражданского воспитания младших школьников; педагогические условия гражданского воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию гражданственности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Реализация гражданской грамотности личности очень актуальна. Особое внимание важно уделить несовершеннолетнему слою населения, так как в последующем они становятся опорой, будущим России. С младшими школьниками должна проводиться воспитательная работа.
Предполагается, что младшие школьники могут знать теорию, какие у них есть права, обязанность и ответственность, но в нашем современном обществе, нужно уметь их реализовать на практике. Перенести умения в жизнь. Защищать свое собственное мнение, отстаивать позиции. Умение правильно себя вести в конфликтных ситуациях, а именно стараться избегать их, делать правильный выбор, иметь ориентиры в правовых нормах и гражданских аспектах. А с этим не каждый может справиться. Для этого, детей нужно обучать, закладывать эти знания в школе, чтобы выпускники вышли в жизнь и сумели реализовать свое гражданско-правовое образование.
Встает вопрос в подготовки грамотного населения. Политика государства направлена на обучение учеников, как добропорядочных граждан, уважающих закон, высокий уровень правовой культуры. Потребность государства в решении проблемы повышения уровня гражданской грамотности и культуры отражена в требованиях к содержанию образования, обозначенных в статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Детство и отрочество - одни из важнейших периодов жизни. Все те знания, что были достигнуты в этом периоде, воспринимаются остро и оставляют след в личности человека.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В современном отечественном образовании накоплен значительный опыт в области исследования результатов гражданского образования. В развитии гражданского образования одним из глав задач является мониторинг и диагностика.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: [приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373: по состоянию на 31.12.2015]. - М.: Наука, 2015. - 27 с.
Специальная литература
2. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дисс... канд. пед. наук / Т.М. Абрамян. - М.: Проспект, 2011. - 185 с.
3. Андресюк А.М. Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников / А.М. Андресюк // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - № 113. - С. 82-85.
4. Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде / Т.Н. Балобанова // Человек и образование. - 2016. - № 9. - С. 104-105.
5. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: материалы международного семинара / П.А. Баранов. - СПб., 2012. - С. 66-68.
6. Березутский Ю.В. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа / Ю.В. Березутский, Н.С. Щепочкин // Власть и управление на Востоке России. - 2011. - № 1. - С. 151-159.
7. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 405-412.
8. Быков А.К. Современное состояние и проблемы формирования патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Молодёжь и общество. - 2011. - № 4. - С. 72-86.
9. Вахрушев, А.А. Роль предмета «Окружающий мир» в формировании личностных и метапредметных результатов в Образовательной системе «Школа 2100»/ Журнал «Начальная школа плюс До и После». - М.: 2014. - 127 с.
10. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков / Н.Н. Волобоева // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2015. - № 39. - С. 264-267.
11. Вырщиков А.Н. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания / А.Н. Вырщиков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 15-23.
12. Гладченкова С.В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы / С.В. Гладченкова, О.В. Гороховцев // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 1. - С. 167-170.
13. Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дисс.... канд. пед. наук / Г.Я. Грявцева. - Челябинск: МарТ, 2012. - 214 с.
14. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. - М.: Академия, 2013. - 214 с.
15. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дисс.. канд. пед. наук / Д.В. Кириллов. - Волгоград: Оникс, 2012. - 208 с.
16. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: дисс.. канд. пед. наук / Т.И. Кобелева. - Самара: ВЛАДОС, 2011. - 186 с.
17. Крицкая Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дисс. ... канд. пед. наук / Н.Ф. Крицкая. - Киров: Феникс, 2013. - 214 с.
18. Лисовский В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 254 с.
19. Перепеча Н.Н. Формирование гражданской позиции студентов высших учебных заведений: дисс.. канд. пед. наук / Н.Н. Перепеча. - М.: Проспект, 2012. - 200 с.
20. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для бакалавров / П.И. Пидкасистый. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 255 с.
21. Сало-Фоот Ю.А. Воспитание патриота. Практика, основанная на теории / Ю.А. Сало-Фоот // Молодежь и общество. - 2011. - № 1. - С. 54-64.
22. Стрельникова Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: дисс. канд. пед. наук / Э.П. Стрельникова. - Липецк: МарТ, 2011. - 267 с.
23. Улановская И.М. Эффективность развития детей, обучающихся по Образовательной системе «Школа 2100» / И.М. Улановская, Е.Г. Юдина // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2013. - 320 с.
24. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 2011. - № 8. - С. 45-51.
25. Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80 гг.: автореф. дисс. . канд. пед. наук / А.М. Шаленов. - М.: Академия, 2012. - 18 с.