Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамика нормализации отношений между Израилем и странами Персидского залива

Работа №135766

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Международно-политический анализ и его роль в политической науке 11
1.1. Прикладной политический анализ: цели, объекты и методы 11
1.2. Этапы прикладного политического анализа 13
1.3. Международно-политический анализ и его специфика 17
1.4. Способ системного моделирования в международно-политическом анализе 21
Глава 2. Израиль и монархии Персидского залива. История взаимоотношений 24
2.1 Израиль и страны Персидского залива в период 1948-1990 гг. 24
2.2. Оттепель 1990-х: Война в Персидском заливе и израильско-палестинские мирные переговоры 28
2.3. 2000-е гг.: Арабская мирная инициатива и иранская угроза 33
2.4 «Авраамовы соглашения»: начало официальной нормализации 38
Глава 3. Факторы и перспективы нормализации между Израилем и странами Персидского залива. 43
3.1. Фактор А: Геополитическое влияние США 43
3.2. Фактор Б: Конфликт с Ираном 45
3.3. Фактор В. Низкий индекс демократии 47
3.4. Фактор Г. Светская природа власти 49
3.5. Фактор Д: исторический опыт официальных контактов с Израилем 51
3.6. Модель вероятности нормализации, сроки и факторы риска 53
Заключение 57
Список использованных материалов 59

Арабо-израильский конфликт является одним из старейших неразрешенных межнациональных конфликтов в мире. Противостояние между сионистским движением1, а затем Государством Израиль с одной стороны и палестинцами и их арабскими союзниками с другой стороны, длится уже больше века.
С момента своего основания в 1948 году Израиль столкнулся с резким неприятием со стороны арабского мира, воспринявшего его как нелегитимное и чужеродное государство. Для сторонников панарабизма2, ратовавших за объединение всех (или хотя бы некоторых) арабских стран в единое государство, Израиль являлся инородным телом, «опухолью», образовавшейся в сердце Арабской Родины (араб. الوطن العربي). Действительно, из-за своего географического положения Израиль буквально разделил арабский мир надвое, вынудив также арабских жителей Палестины покинуть свои дома и стать беженцами. Несправедливость, по мнению арабов, заключалась в том, что европейские колонизаторы (а именно так они видели евреев-сионистов) изгнали арабское население с их исконных земель.3
Болезненные поражения арабских коалиций в арабо-израильских войнах 1948-1949 годов и 1967 году лишь усугубили ненависть и неприятие Израиля, что было умело использовано арабскими лидерами, увидевшими возможность обвинить еврейское государства во всех проблемах арабов, внутриполитических и внешнеполитических. Дегуманизированный образ израильтян-врагов так глубоко внедрился в повседневную жизнь арабов, что остался практически неизменным и спустя 70 лет после создания Израиля.
Тем не менее, арабские страны можно условно разделить на непосредственных участников конфликта с Израилем (например, Египет, Иордания, Сирия и Ливан) и государства, не имевших прямых военных конфликтов с Израилем, однако традиционно оказывавшие поддержку палестинцам в контексте общеарабской/общеисламской солидарности. Именно ко второму типу относятся т.н. арабские монархии Персидского залива, которым посвящено настоящее исследование: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Оман и Кувейт.
Будучи самыми богатыми государствами арабского мира, монархии Персидского залива исторически оказывали палестинцам финансовую, гуманитарную и дипломатическую поддержку, воздерживаясь от прямых столкновений с Израилем, что можно объяснить, в том числе, альянсом большинства стран Залива с Соединенными Штатами Америки, традиционным союзником еврейского государства.4 Также, Саудовская Аравия являлась инициатором Арабской Мирной Инициативы 2002 года, согласно которой арабский мир выразил готовность признать государство Израиль при условии создания Палестинского государства в границах 1967 года. Катар, в свою очередь, стал играть роль посредниках в переговорах между Израилем и палестинскими движениями ФАТХ и Хамас.5
При этом следует отметить, что страны Персидского залива, несмотря на членство в закрытой региональной организации ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), не являются «единым лагерем». Экономические, идеологические и даже территориальные6 конфликты между монархиями препятствуют возникновению общей позиции по ряду вопросов, и в том числе, в отношениях с Израилем. (Наиболее очевидным примером является дипломатический конфликт между Катаром и Саудовской Аравией).7 Саудовское королевство еще выделяется среди монархий Персидского залива тем, что в силу своего размера и мощи претендует на политическое и идеологическое лидерство в арабском мире, что тоже необходимо учитывать при сравнительном анализе внешней политики.
Начиная с 80-ых годов ХХ века Израиль при посредничестве США начал поддерживать неофициальные связи с государствами Залива, что было обусловлено появлением на международной арене нового игрока – Исламской Республики Иран. Режим аятолл, возникший после Исламской Революции 1979 года взял курс на геополитическую и идеологическую экспансию в регионе, угрожая как Израилю, которого иранский лидер аятолла Хомейни назвал «малым сатаной» и «раковой опухолью»8, так и монархиям Персидского залива, где правящая суннитская элита стала опасаться усиления шиитских группировок, спонсируемых Тегераном. Особенно явно эта угроза видна в королевстве Бахрейн, где суннитское меньшинство фактически управляет шиитским большинством.
До недавнего времени, возможность официальной нормализации отношений с еврейским государством рассматривалась лишь в контексте выполнения Израилем требований Арабской мирной инициативы (Создание палестинского государства на оккупированных Израилем территориях Западного берега Иордана и Сектора Газы, а также возвращение Сирии Голанских Высот, захваченных Израилем в 1967 году). Однако, неожиданная победа на выборах 2016 г. в США Дональда Трампа оказалась ключевым фактором, изменившим геополитическую ситуацию в ближневосточном регионе и поспособствовавшим значительному ускорению процесса нормализации отношений между Израилем и странами Персидского залива.
Обобщенно, замысел американской администрации заключался в достижения нормализации отношений между Израилем и арабскими монархиями в контексте совместного противостояния Ирану при игнорировании позиции палестинцев. В период с 2016 по 2020 годы США предприняли ряд шагов в этом направлении, таких как односторонний выход Вашингтона из ядерной сделки с Ираном, заключенной президентом Бараком Обамой9, разрыв американо-палестинских отношений10, признание суверенитета Израиля над Иерусалимом11 и Голанскими высотами12, а также публикация проекта израильско-палестинского мирного урегулирования, противоречившего принципам Арабской мирной инициативы. Данная стратегия принесла первые плоды уже в августе 2020 года, когда о нормализации отношений с Израилем объявили ОАЭ, а в сентябре к соглашению присоединился Бахрейн. Соглашения, подписанные в Белом Доме, получили названия «Авраамовы соглашения» (англ. Abraham Accords).13
Вслед за ОАЭ и Бахрейном нормализовали отношения с Израилем две другие арабские страны, не относящиеся к региону Персидского залива, но связанные с ним экономически и дипломатически: Судан14 и Марокко.15 Хотя в обеих случаях были задействованы определенные рычаги влияния, которыми обладают США в отношении данных стран, пример монархий Персидского залива облегчил путь к нормализации для арабских государств в Африке.
Несмотря на поражение Дональда Трампа на президентских выборах в ноябре 2020 года, есть все основания предполагать, что его преемник Джо Байден продолжит содействовать процессу нормализации между Израилем и странами Персидского залива. Согласно источнику в команде Байдена, в данном направлении американской внешней политике демократ продолжит линию своего предшественника.16
Так, можно говорить о коренном изменении геополитической обстановки в ближневосточном регионе и снижения важности и первоочередности палестинской проблемы в глазах стран Персидского залива и арабских стран в общем. Импульс, данный «Авраамовыми соглашениями» потенциально может привести к резкому ускорению арабо-израильской нормализации в будущем. Последуют ли примеру ОАЭ и Бахрейна остальные страны Персидского залива и если последуют, то как скоро? Какую роль при этом будут играть внешние игроки и региональные лидеры? На эти вопросы дает ответы данное исследование, чем и объясняется его актуальность.
Степень разработанности темы и новизна. Нормализация отношений между Израилем и государствами Персидского Залива – недавно начавшийся, и в силу этого, малоизученный процесс. Несмотря на наличие научных работ (в основном, англоязычных) по перспективам нормализации, написанных в 1990-2000 гг., исследования по данной теме постфактум (после подписания «Авраамовых соглашений») все еще малочисленны.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является международные отношения между Израилем и странами Персидского залива, а предметом исследования - динамика нормализации отношений между вышеуказанными странами.
Хронологические рамки исследования включают в себя период с основания государства Израиль в 1948 году по настоящее время. Однако, основной акцент в исследовании сделан на период с 2016 года по настоящее время, когда процесс официальной нормализации отношений начался в полную силу.
Цель работы: проанализировать динамику нормализации отношений между Израилем и странами Залива в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
А) Рассмотреть актуальные научные концепции применительно к прикладному политическому анализу
Б) Провести историко-экономический, социально-культурный и геостратегический анализы развития отношений стран Персидского залива и Израиля
В) Выделить геополитические факторы, способствующие процессу нормализации между Израилем и государствами Персидского залива в ХХI веке
Г) Спрогнозировать динамику развития отношений Израиля и стран Персидского залива, используя специально разработанную модель международных отношений.
Так как настоящая работа представляет из себя прикладной международно-политический анализ, методология исследования включает в себя ряд методов, широко используемых в прикладной политологии. В первую очередь, речь идет о способе системного моделирования, необходимом для построения прогнозов и обусловленный выбором исследуемого периода и ракурсом рассмотрения проблем с точки зрения поставленных задач. На основе построения моделей в сфере внешней политики и международных отношений делаются выводы с элементами прогнозирования. Помимо этого, используются метод коллективной экспертной оценки, метод построения сценариев, анализ выгод и издержек, а также контент-анализ и ивент-анализ. Комплексное применение политологических и общенаучных методов позволило полноценно исследовать весь спектр динамики нормализации отношений между Израилем и государствами Персидского залива. Помимо этого, в исследовании используются методы системного и историко-компаративного анализов.
Источниковая база, использованная в данной работе – русскоязычные, англоязычные, арабоязычные и ивритоязычные СМИ и пресса, новостные сводки, репортажи и интервью различных политических деятелей. Кроме того, широко использовались тексты международных соглашений, а также материалы официальных вебсайтов правительственных ведомств: израильских, арабских и иных. Кроме этого, использовались публицистические статьи известных мыслителей и интеллектуалов Израиля, а также арабского и англосаксонского миров.
К теоретической базе относятся работы отечественных и зарубежных политологов и аналитиков в сфере международных отношений, политического анализа, а также политического прогнозирования и моделирования. Среди трудов отечественных политологов следует выделить «Политический анализ» К. В. Симонова, «Политический анализ и прогнозирование» А.С. Ахременко и «Международно-политический анализ» А. Д. Богатурова. К зарубежным исследователям, чьи работы были использованы в качестве теоретической базы исследования, относятся В. Дан, Д. Истон, Д. Мангейм, А. Вилдавски и другие. Применительно к Ближнему Востоку использовались англоязычные и арабоязычные научно-аналитические статьи на тему истории и геополитики региона.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Во введении сформулированы актуальность исследования, его объект, предмет, а также методы, используемые для решения поставленной цели и задач.
Глава I посвящена теории и методологии прикладного международно-политического анализа и прогнозирования. В ней методологический аппарат исследования, взятый из теоретической политологии, сопоставляется с процессами в современной международной политике, к которым относится объект исследования.
Глава II представляет состоит из историко-экономического, социального-культурного и геостратегического анализа взаимоотношений государства Израиль и монархий Персидского залива с 1948 по 2020 гг. с учетом отсутствия официальных дипломатических связей между сторонами. В ней объясняются предпосылки к началу процесса нормализации, складывавшиеся на протяжении ХХ и ХХI веков.
В главе III проводится прогнозирование и моделирование международных отношений на примере Израиля и стран Персидского Залива с учетом различных факторов, способствующим либо препятствующим нормализации. Также используется специально разработанная графическая модель, оценивающая перспективы нормализации отношений Израиля и каждого отдельно взятого государства Персидского залива.
Заключение отражает результаты проведенного исследования в соответствии с поставленными в работе задачами.
Список литературы представляет собой теоретическую и источниковую базу, на основе которой было проведено данное исследование.
Положения, выносимые на защиту:
1) Анализ международно-политических и социально-культурных факторов, способствующих нормализации отношений между Израилем и арабскими странами Персидского залива.
2) Моделирование и прогнозирование перспектив нормализации отношений между Израилем и каждым государством Персидского залива с использованием специально разработанной графической модели.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нормализация отношений между Израилем и арабскими государствами Персидского Залива (ОАЭ, Бахрейном, Катаром, Кувейтом, Саудовской Аравией и Оманом) – актуальный международно-политический процесс, заслуживающий пристального внимания со стороны мирового исследовательского сообщества, ведь его динамика отражает различные геополитические тенденции не только в ближневосточном регионе, но и во всем мире. В то время как Бахрейн и ОАЭ уже нормализовали отношения с Израилем, нормализация с остальными монархиями Залива является полем для прогнозирования.
Для проведения всеобъемлющего научного исследования, посвященного данному процессу, нами были изучены актуальные научные концепции в прикладной политологии: в первую очередь, международно-политический анализ и международно-политическое моделирование. На основе фундаментальных работ ряда отечественных и зарубежных политологов была выработана теоретическая база исследования, позволившая применить на практике научные наработки международного политологического сообщества.
Применительно к непосредственной теме исследования, были проведены историко-экономический, социально-культурный и геостратегический анализы развития отношений стран Персидского залива и Израиля. На их основе были определены актуальные тенденции в развитии арабо-израильских отношений и ближневосточных реалий в целом: главная из них это снижение важности палестинской проблемы в глазах лидеров арабского мира и в особенности, монархов Персидского Залива. Данная тенденция, в свою очередь, позволила достигнуть существенного прогресса в нормализации арабо-израильских отношений в обход урегулирования палестино-израильского конфликта. Анализ событий и процессов в отношениях между Израилем и странами Персидского залива в различные исторические периоды позволил выделить основные факторы, способствующие нормализации отношений между Израилем и каждым отдельным государством Залива: геополитическое влияние США, конфликт с Ираном, низкий индекс демократии, светская природа власти и опыт официальных контактов с Израилем.
Данные факторы, в свою очередь, были подробно проанализированы и сопоставлены с каждой отдельно взятой страной Персидского залива с целью создания политической модели, оценивающей вероятность нормализации отношений для каждого государства. Принцип данной модели может быть использован не только в контексте стран Персидского Залива, но и в контексте арабо-израильского урегулирования в целом, что делает модель универсальной и подтверждает актуальность данной работы.
Исходя из данных, полученных в результате исследования, наиболее вероятна в краткосрочной перспективе нормализация отношений с Израилем со стороны Катара и Омана, при условии относительной стабилизации локального палестино-израильского конфликта и продолжения содействия данному процессу в Вашингтоне. В свою очередь, установление дипломатических отношений между еврейским государством и саудовским королевством значительно усложняется консервативно-теократической природой последнего, однако, при смене правящего монарха в Эр-Рияде можно ожидать изменения тенденции. Наконец, нормализация отношений между Израилем и Кувейтом представляется очень маловероятной в силу сразу нескольких факторов, главный из которых это сравнительно высокий индекс демократии в Кувейте, позволяющий антиизраильски-настроенному населению страны влиять на политические решения своего правительства.


1. Albloshi Р. Kuwait's careful balancing act with Iran, Saudi Arabia // Al-Monitor, 2018. URL: https://www.al-monitor.com/originals/2018/05/iran-jcpoa-nuclear-deal-gcc-saudi-kuwait-reaction-division.html (дата обращения 24.04.2021).
2. Americans Still Favor Israel While Warming to Palestinians // Gallup, 2021. URL: https://news.gallup.com/poll/340331/americans-favor-israel-warming-palestinians.aspx (дата обращения 20.05.2021).
3. 'An open secret': Saudi Arabia and Israel get cozy // NBC News, 2017. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20180917-israel-turkey-hold-secret-talks-in-uae/ (дата обращения 17.05.2021).
4. AOC, 'Squad' members' anti-Israel comments blasted by lawmakers and pro-Israel groups // Fox News, 2021. URL: https://www.foxnews.com/politics/ocasio-cortez-ilhan-omar-israel-hamas-violence (дата обращения 20.05.2021).
5. Freedom in the World 2020. Saudi Arabia // Freedom House, 2020. URL: https://freedomhouse.org/country/saudi-arabia/freedom-world/2021 (дата обращения 10.05.2021).
6. Freedom in the World 2020. Qatar // Freedom House, 2020. URL: https://freedomhouse.org/country/qatar/freedom-world/2021 (дата обращения 10.05.2021).
7. Freedom in the World 2020. UAE // Freedom House, 2020. URL: https://freedomhouse.org/country/united-arab-emirates/freedom-world/2020 (дата обращения 10.05.2021).
8. Freedom in the World 2020. Bahrain // Freedom House, 2020. URL: https://freedomhouse.org/country/bahrain/freedom-world/2020 (дата обращения 10.05.2021).
9. Freedom in the World 2020. Oman // Freedom House, 2020. URL: https://freedomhouse.org/country/oman/freedom-world/2021 (дата обращения 10.05.2021).
10. Freedom in the World 2020. Kuwait // Freedom House, 2020. URL: https://freedomhouse.org/country/kuwait/freedom-world/2020 (дата обращения 10.05.2021).
11. Gulf States embrace Israel — and the language, too // DW, 2021. URL: https://www.dw.com/en/gulf-states-embrace-israel-and-the-language-too/a-56834169 (дата обращения 24.04.2021).
12. Hendrix S., Eglash R. Netanyahu set aside West Bank annexation to do the UAE deal. But will the plan revive? // The Washington Post, 2020. URL: https://www.washingtonpost.com/world/middle_east/netanyahu-set-aside-west-bank-annexation-to-do-the-uae-deal-but-will-the-plan-revive/2020/08/17/a6f99a70-e07d-11ea-82d8-5e55d47e90ca_story.html (дата обращения 30.09.2020).
13. Idex 2021: First Israeli arms companies debut at defence expo // The National UAE, 2021. URL: https://www.thenationalnews.com/uae/idex-2021-first-israeli-arms-companies-debut-at-defence-expo-1.1170680 (дата обращения 04.12.2020).
14. In blow to Palestinians, Arab League refuses to condemn Israel-UAE deal // The Times of Israel. URL: https://www.timesofisrael.com/in-blow-to-palestinians-arab-league-refuses-to-condemn-israel-uae-deal/ (дата обращения 24.04.2021).
15. In Shift, U.S. Says Israeli Settlements in West Bank Do Not Violate International Law // The New York Times, 2019. URL: https://www.nytimes.com/2019/11/18/world/middleeast/trump-israel-west-bank-settlements.html (дата обращения 30.09.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ