Введение 3
Глава I. Кораническая магия у хауса 9
1.1 Кораническая магия в некоторых мусульманских общинах 11
1.2 Кораническая магия и ее место в традиционных магических практиках у хауса 19
Глава II.Атрибуты коранической магии: сравнительно-типологический анализ материалов музейных коллекций 25
2.1 Коранические амулеты: общая специфика 25
2.2 Амулеты хауса в музейных коллекциях мира 30
2.3 Амулеты в личной коллекции П. Колупаевой 38
Заключение 44
Источники 46
Список литературы 47
Приложение 52
Практика использования различных амулетов известна еще со времен Древнего Египта. Вера в то, что определенные предметы могут служить разным сакральным целям (обретение здоровья или богатства, удача, оберег от бед и несчастий и др.), является универсальной для многих народов мира и даже разных религий (иудаизм, ислам). Не исключение и народ хауса, проживающий в Западной Африке в основном в Нигерии, Нигере, Камеруне. Язык хауса является одним из наиболее распространенных языков современной Африки, одним из национальных языков Нигерии и Нигера, который широко используется в качестве средства межэтнического общения в северных штатах Нигерии, в Нигере и других странах Западной Африки, в основном в суданском историко-культурном регионе [Ольдерогге, 1960].Между тем, стоит уточнить, что вслед за Г. Николя под «хауса» в рамках данной работы понимается хаусаязычная общность, в том числе хауса-фулани, т.е. группа ассимилировавшихся с хауса фульбе, перенявших их язык и материальную культуру в результате завоевания территории хауса в ходе джихада в начале XIX в. и основания халифата Сокото[Nicolas, 1975: 410].
У хауса очень распространено использование различных амулетов. Традиционная система верований хауса заключалась в вере в духов. Приблизительно в XIV в. ислам проник в регион и оказал значительное влияние на все сферы жизни хауса. Новая мусульманская религия практически вытеснила традиционную религиозную систему и стала преобладающей. Именно по этой причине данная работа фокусируется на коранических магических практиках у хауса и использовании амулетов, основанных на вере в магическую силу Корана.
Актуальность темы и направленность исследования
Исследование такого явления как кораническая магия и её атрибуты в виде амулетов и талисманов является значимым в рамках изучения современной культуры народа хауса. Так, ее важной частью является практика обращения к Корану как источнику силы и помощи не только в области духовного обогащения, но и в бытовой повседневной жизни для решения насущных проблем, в связи с этим амулеты и прочие атрибуты, связанные с подобными практиками, сформировали отдельную сферу материальной культуры и быта хауса. Существующие по данной теме работы либо кратко касаются вопросов практики использования амулетов в контексте коранической магии, либо посвящены описанию отдельных коранических амулетов. Так, например, в работе Ч. Робинсона «Образцы литературы хауса» амулетам хауса посвящен лишь один небольшой абзац обобщенного поверхностного описания их использования. Кроме того, один амулет хауса в виде магического квадрата, опубликованный впервые Карлом Майнхофом, упоминается в «Истории математики в Африке П. Гердеса. Некоторые работы посвящены конкретным людям, занимающимся непосредственно изготовлением амулетов на территории проживания хауса, как, например, статья А. Рубина «Лайойи: некоторые каллиграфические амулеты хауса» посвящена жизни и работе одного малама, изготавливающего амулеты в г. Джос. Сам автор отмечает, что его статья является лишь кратким интервью и поверхностной демонстрацией амулетов хауса. Вместе с этим, многие музейные коллекции предметов культуры народов Африки южнее Сахары содержат лишь несколько коранических амулетов и других атрибутов коранической магии с их поверхностным описанием или не содержат вовсе. В связи с этим, автор считает необходимым восполнить существующие пробелы в описании и атрибуции амулетов народа хауса, а также в изучении практики их создания и применения в системе традиционной коранической магии хауса.
Состояние и степень разработанности проблемы
В ходе работы был использован ряд теоретической литературы. Поскольку на данный момент не существует комплексного описания и анализа амулетов в системе коранической магии у хауса, теоретической основой послужили работы, в которых присутствуют лишь краткие упоминания о практике создания и использования коранических амулетов. Так, в работе Н. А. Добронравина «Арабографическая письменная традиция Западной Африки» хоть и присутствуют отрывочные представления о коранических амулетах у хауса как о памятниках письменной традиции, но в целом работа едва касается данной темы лишь в контексте письменной арабографической традиции Африки. Ряд других исследователей также затрагивают вопросы практики использования амулетов у хауса в своих исследованиях. Подобные упоминания содержатся в работах Дж. Гринберга «Религия в культуре Судана под влиянием ислама: исследование неевропейской аккультурации», А. Тремеарна «Суеверия и обычаи хауса: введение в фольклор» и «Запрет бори: демоны и танцы демонов в Западной и Северной Африке», Д. Гиллилэнда «Африканская традиционная религия в процессе изменения: влияние ислама на традиционную африканскую религию в Северной Нигерии» и др. Кроме того, была использована литература, посвященная коранической магии в других мусульманских общинах, в частности работы Э. Дутте «Магия и религия в Северной Африке», Д. Овусу-Анса «Традиция талисманов: мусульмане в Кумаси в начале XIX в.», Г. Федершпиль «Султаны, шаманы и святые: ислам и мусульмане в Юго-Восточной Азии». Особое место занимает специализированная литература по специфике коранической магии, а именно Ф. Чишти «Допустимость амулетов и рукъя в исламе», Э. Фрэнсис «Исламские символы и суфийские ритуалы для защиты и исцеления: религия и магия в сочинениях Ахмада ибн Али аль-Буни».
Данная работа основана на описях коллекций музеев (МАЭ РАН, Музей человека в Париже). Однако, в контексте атрибутов коранической магии материал коллекций музеев мира можно считать ограниченным. Вследствие этого автором была предпринята этнографическая экспедиция в Нигерию в марте-апреле 2018 г., в результате которой была приобретена небольшая коллекция шести каллиграфических коранических амулетов. Найденные нами амулеты в перспективе послужат расширению африканской коллекции МАЭ РАН (Кунсткамера), на данный момент эти находки составляют личную коллекцию автора, в этом качестве они и приводятся в рамках настоящего исследования. Коллекции немногочисленных музеев Нигерии также практически не содержат необходимого материала. Более того, доступ к фондам музеев ограничен, в связи с чем автору не удалось изучить коллекции нигерийских музеев.
Объект исследования – специфика атрибутов магических практик в системе традиционной коранической магии у хауса.
Предмет исследования –структурно-типологические особенности амулетов в системе традиционной коранической магии хауса на базе материала музейных коллекций.
Целью данной работы является структурно-типологический анализ амулетов хауса, представленных в музейных коллекциях (российских и зарубежных), а также полученных в ходе полевой работы в Нигерии с целью пополнения коллекции МАЭ РАН, изучение практики их создания и применения в системе традиционной коранической магии хауса. Исходя из поставленной цели, можно выделить несколько задач:
-рассмотреть феномен коранической магии у хауса, ее место в системе традиционных магических практик;
- проанализировать понятие коранической магии в некоторых мусульманских общинах;
- рассмотреть кораническую магию и ее место в традиционных магических практиках у хауса;
- провести сравнительно-типологический анализ материала музейных коллекций;
- описать общую специфику амулетов, использующихся в мусульманских общинах в системе коранической магии;
- рассмотреть амулеты у хауса на материале музейных коллекций;
- провести полевые исследования коранических амулетов хауса;
- атрибутировать и описать собранные в ходе экспедиции материалы с использованием теоретической литературы;
- осуществить комплексный анализ музейных коллекций и материалов полевой работы.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Данная работа является вкладом в изучение атрибутов коранической магии у хауса. Настоящее исследование обобщает уже имеющиеся сведения о коранической магии и практике использования амулетов у хауса, а также создает комплексное представление о коранических амулетах, особенностях их создания и применения. Более того, немаловажен вклад в экспозиционно-выставочную деятельность не только отечественных, но и мировых музеев. С этой точки зрения, практическая значимость исследования заключается в том, что структурно-типологический анализ имеющихся материалов музейных коллекций, введение в научный оборот собранных автором амулетов, их комплексный анализ в системе коранической магии могут послужить практической базой для повторной атрибуции предметов, представленных в существующих коллекциях, а также для дальнейшего описания и атрибуции поступающих в музеи новых предметов.
Стоит отметить некоторые использующиеся диакритические знаки: в хауса различают три тона - высокий, низкий и падающий, высокий из которых не обозначается, низкий обозначается à, падающий - â. Долгий звук обозначается удвоением гласного аа. Кроме того, для транслитерации арабского текста используется общепринятая система транслитерации арабского языка.
Структура работы: диплом состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка источников, списка использованной литературы и приложения.
Подводя итоги проделанной работы, стоит отметить комплексность и сложность вопроса. С одной стороны, в ходе работы были выявлены универсальные черты коранической магии, единые модели создания амулетов и общие цели и причины их применения. С другой стороны, региональные особенности ритуального наполнения талисманов и амулетов едва различимы в общем объеме атрибутов коранической магии.
Данное исследование предполагало структурно-типологический анализ амулетов хауса, представленных в музейных коллекциях, а также полученных в ходе полевой работы в Нигерии, изучение практики их создания и применения в системе традиционной коранической магии хауса с учетом специфики коранической магии в целом, а также на основании уже имеющихся данных в теоретической литературе.
Рассмотренная теоретическая литература, касающаяся места коранической магии в традиционных магических практиках у хауса, показала неоднородность данных, использованных в существующих исследованиях, а также поверхностное ознакомление с практикой использования коранических амулетов у хауса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у исследователей не было стремления тщательно изучить такое явление, как кораническая магия в культуре хауса, скорее, наоборот: они не видели культурной значимости в магических мусульманских практиках в рамках культуры хауса и считали достаточным их поверхностное описание.
Сравнительно-типологический анализ материала коллекций музеев в системе традиционной коранической магии дал возможность предложить типологию амулетов хауса по материалу и целевому назначению. Анализ коллекций показал большую ограниченность материала по изучаемой теме в музеях, а также поверхностность и неточность в описании атрибутов коранической магии. Несмотря на малое количество коранических амулетов хауса в коллекциях, можно всё-таки судить об обширности атрибутов мусульманских магических практик, а также о достаточно широком спектре применяемых материалов и целевого назначения амулетов, что, безусловно, служит задаче создания комплексного представления о коранических амулетах хауса в науке. Более того, типологизация и обобщение имеющегося материала послужат прочной базой как для проведения исследований этой темы в контексте культуры народов других регионах, так и для практических целей выставочной деятельности отечественных и зарубежных музеев.
Личная коллекция автора, собранная в ходе полевой работы в Нигерии в марте-апреле 2018 г., доказывает тот факт, что коранические амулеты до сих пор являются частью не изживающей себя материальной культуры хауса. Сам факт приобретения амулетов в столице страны показывает, что традиция использования амулетов и по сей день остается частью повседневной жизни людей. Описание и атрибуция предметов этой коллекции позволяет уточнить имеющиеся описания и атрибуцию предметов коранической магии в коллекциях музеев мира, а также поможет избежать ошибок в будущем в ходе описания подобных предметов. С практической точки зрения, обогащение коллекции МАЭ РАН расширит представление об атрибутах коранической магии не только в России, но и в мире. Настоящее исследование было призвано в целом внести вклад в изучение такого явления как кораническая магия в культуре хауса
1. Добронравин, Н. А. Арабографическая письменная традиция Западной Африки. – Санкт-Петербург, 1999. – 178 с.
2. Кудрявцева, А. Ю., Резван, М. Е. Человек в Коране и доисламской поэзии. – Санкт-Петербург, 2016. – с. 217
3. Ольдерогге Д. А. Западный Судан в XV – XIX вв. Очерки по истории и истории культуры. Москва; Ленинград; Изд-во АН СССР,1960
4. Резван М.Е. Коран в системе мусульманских магических практик / М.Е. Резван; Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург: Наука, 2011. - 218 с.
5. Резван, М. Е. Овеществелённое слово: талисманы, обереги, амулеты// Центральная Азия: традиция в условиях перемен. Вып. 1: [сборник] / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [отв. ред. Р. Р. Рахимов]. – Санкт-Петербург: Наука, 2007. – 41-70 с.
6. Смирнова Е. Ю. Магия в традиционном мировоззрении: по материалам традиционной одежды сибирских татар // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999. II.
7. Abdalla, Ismail Hussein. Islamic medicine and its influence on traditional Hausa practitioners in Nothern Nigeria. – The University of Wisconsin-Madison, 1981. – p. 240
8. Al-Saleh, Yasmine F. "Licit Magic": The Touch And Sight Of Islamic Talismanic Scrolls. – Ph. D. dissertation, Harvard University, 2014. – 392 p.
9. Andersson, Ulrika. Working with spirits among muslim Hausa in Nigeria: AStudy of Bori in Jos(Report from a Minor Field Study). – Uppsala University, 2002. – p. 70
10. Bentley, Patricia. The patterned imagination: a study of selected WestAfrican textiles in museum collections with regard to the magic squares represented on them. – York University, Toronto, 2012. – p. 113
11. Budge, E. A. Wallis. Amulets and Superstitions. – Oxford University Press, London, 1930. – p. 545
12. Chishti, Fazullah Sabri. The Permissibility of Amulets and Ruqya in Islam. – Falaah Research Foundation, New Dehli, 2011. – 115 p.
13. Coulon, Jean-Charles. Sorcellerie berbère, talismans et saints protecteurs au Maghreb medieval // Dynamiquesreligieusesetterritoiresdusacré auMaghrebmédiéval: élémentsd'enquête. eds. CyrilleAillet; BulleTuilLeonetti / Madrid, CSIC, Estudios árabeseislámicos, monografías (20), 2015. – 281 p.
14. Darrah, Allan C. A hermeneutic approach to Hausa therapeutics: the allegory of the living fire. – Northwestern University, 1980. – p. 445
15. Dobronravin, Nikolai. Design Elements and Illuminations in Nigerian “Market Literature” in Arabic and ʿAjamī // Islamic Africa, Vol. 8, 2017. – p. 43-69
16. Donaldson, B.A. The Koran as magic //The Moslem World 27(3), 1937. - 254–266 p.
17. Douny, Laurence. Silk-Embroidered Garments as Transformative Processes:Layering, Describing, and Displaying Hausa Material Identities//Journal of Material Culture, No. 16, 2011. – pp. 401-415.
18. Doutté, Edmond. Magie et religion dans l’Afrique du Nord / Alger, Typographie Adolphe Jourdan, 1909. – 618 p.
19. Federspiel, Howard M. Sultans, shamans, and saints: Islam and Muslims in Southeast Asia. – University of Hawai’i Press, 2007. – 313 p.
20. Flinders Petrie, W. M. Amulets. – London, 1914. – p. 183
21. Francis IV, Edgar Walter. Islamic Symbols and Sufi Rituals for Protection and Healing:Religion and Magic in the Writings of Ahmad ibn Ali al-Buni (d. 622/1225). - University of California, Los Angeles, 2005. – p. 258
22. Gerdes, Paulus. History of Mathematics in Africa, Vol. 2, 2000. – 890 p.
23. Gilliland, Dean Stewart. African traditional religion in transition: The influence of Islam on African traditional religion in North Nigeria. – Hartford, Connecticut, 1971. – p. 299
24. Ginsburg C. D. The Kabbalah. - London, 1865. – p. 283
25. Greenberg, Joseph H. The religion of a Sudanese culture as influenced by Islam: a study in non-European acculturation. – Northwestern University, 1940. – p. 119
26. Handloff, Robert Earl. The Dyula of Gyaman: A Study of Politics and Trade In The Nineteenth Century. – Ph. D. dissertation, Northwestern University, 1982. – 676 p.
27. Hassan, Salah El Mohammad. Lore of the Traditional Malam: The ‘Material Culture of Literacy’ among the Hausa. – Ph. D. dissertation, University of Pennsylvania, 1988. – p. 353
28. Heathcote, David. A Hausa Charm Gown// Man, New Series, Vol. 9, No. 4, 1974. – pp. 620-624. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.com (дата обращения: 2.12.2017)
29. Horton, Robin. African Traditional Thought and Western Science. Part I. From Tradition to Science // Africa: Journal of the International African Institute, Vol. 37, No. 1, 1967. – p. 50–71. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.jstor.com (дата обращения: 25.04.2018)
30. Hunwick, J. O. The influence of Arabic in West Africa: a preliminary historical survey// Transactions of the Historical Society of Ghana, Vol. 7, 1964. – pp. 24-4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.com (дата обращения: 2.03.2018)
31. İlhan, Barış. The Astrology of the Ottoman Empire. – Istanbul, 2007. – 68 p.
32. Khalil, N. W. Encoded Ajami, Talisman and the Preservation of Arabic “Spiritual Medicine” in Hausa Society, 2009. – 18 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ssrn.com (дата обращения: 3.04.18)
33. Last, Murray. A note on attitudes to the supernatural in the Sokoto jihad //Journal of the Historical Society of Nigeria, Vol. 4, No. 1, 1967 – pp. 3-13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.com (дата обращения 1.03.2018)
34. Mockler-Ferryman, O. F. British Nigeria: a geographical and historical description of the British possessions adjacent to the Niger river, West Africa. – London, 1902. – 416 p.
35. Nicolas, Guy. Les catégories d'ethnie et de fraction ethnique au sein du système social hausa // Cahiers d'Études Africaines, Vol. 15, No. 59, 1975 – pp. 399-441 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.com (дата обращения 1.03.2018)
36. Owusu-Ansah, David. ATalismanic Tradition: Muslims In Early Nineteenth Century Kumase. –Ph. D. dissertation, Northwestern University, 1986. – 430 p.
37. Perani, J., Wolff, N. Embroidered Gown and Equestrian Ensembles of the Kano Aristocracy// African Arts, Vol. 25, No. 3, Special Issue: West African Textiles, 1992. – pp.70-81+102-104. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.com (дата обращения: 2.03.2018)
38. Robinson, Ch. H. Specimens of Hausa literature, - Cambridge University Press, 1896. – 112 p.
39. Rubin A. Layoyi: Some Hausa Calligraphic Charms // African Arts, Vol. 17. N. 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.com (дата обращения: 16.04.2017).
40. Sharif, Ja’afar. Qanoon-e-Islam, or, The customs of the Mussulmans of India: comprising a full and exact account of their various rites and ceremonies from the moment of birth till the hour of death / composed under the direction of, and translated by G.A. Herklots. – Oxford University Press, 1921. – 476 p.
41. Stock, R. Traditional Healers in Rural Hausaland// GeoJournal, vol. 5, No. 4, 1981. – p. 363–368.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.jstor.com (дата обращения: 25.04.2018)
42. Tremearne, A. J. N. Hausa superstitions and customs: an introduction to the folklore and the folk// West African nights’ entertainments series, Vol. 1. – London, 1913. – 621 p.
43. Tremearne, A. J. N. The Ban of the Bori: Demons and Demon-dancing in West and North Africa. – London, 1914. – p. 580