ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДО …………
Психолого-педагогические аспекты раскрытия сущности взаимодействия детского сада с семьей.................................…
Особенности организации взаимодействия детского сада
с семьей ......………………………………………………………
Ключевые направления, принципы взаимодействия детского сада с семьей в соответствии с ФОП ДО ………………..…….
Выводы по главе I…………………………………..…………………..……
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО................…………………………………
Диагностика процесса организации взаимодействия детского сада с семьей…………………………... ………………………..
Реализация модели взаимодействия детского сада с семьей в соответствии с ФОП ДО…..………………………………….
Проверка эффективности модели взаимодействия детского сада с семьей в соответствии с ФОП ДО………………………
Выводы по главе II.…………..……………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………
Актуальность исследования:
В социуме наших дней дошкольное образование имеет большое значение в воспитании и обучении детей. Но также известно, что комплексное развитие ребенка связано как с профессионализмом педагогов, так и с взаимодействием семьи и детского сада. На родителей возложена первоначальная ответственность за формирование, развитие и воспитание своего ребенка с первых дней жизни и это влияет на то, каким человеком он станет в будущем. Сформируются ли качества и индивидуальные черты, помогающие в развитии человечества и продвижении прогресса.
В Законе Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008г. №147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» упоминается в статье 9., что семья обязана выполнять важные функции: экономическую, репродуктивную (детородную) и воспитательную. Статья 12. гласит, что родители обязаны заниматься воспитанием детей, они вправе выбирать ДОО, дополнительное образование, определять формы, средства, методы семейного и внесемейного воспитания, привлекать детей к посильной трудовой деятельности, решать иные вопросы согласно закону.
О важности влияния семейного воспитания на личность ребенка подчеркивается президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в ежегодном послании к Федеральному собранию РФ от 29.02.2024 г. «Ценности любви и взаимной поддержки, и доверия передаются в семье из поколения в поколение. Также как культура, традиции, история, нравственные устои. И, конечно, главное предназначение семьи – это рождение детей, продолжение рода человеческого, воспитание детей, а значит и продолжение всего нашего многонационального народа».
Также глава России запустил национальный проект "Семья", по оказанию различной поддержки семей до 2030 года.
А в нашей Республике Саха (Якутия) 2024 год был объявлен «Годом детства» главой Якутии Айсеном Сергеевичем Николаевым, он сказал: «Семья – это главная ценность в жизни человека и важнейший оплот государства. Семья была и остается колыбелью воспитания человека. От старшего поколения детям передаются нравственные и духовные ценности, культурные традиции. Семья – наша опора, где мы черпаем свои силы и знания».
Но всем известно, что в современном быстро развивающемся мире у семьи возникают сложности и проблемы, которые являются естественным жизненным явлением. К данным проблемам можно отнести: [92, с. 84].
перераспределение материально-экономических семейных функций, имеется в виду, что женщины могут больше работать и зарабатывать, чем мужчины.
изменяется тип взаимоотношений, где преобладает партнерство, но в основном это лишь формальность, женщина становится во главе семьи, по причине чего часто возникают недопонимание, ссоры и конфликты влияющие на всех членов семьи.
...
Анализ научно-теоретических аспектов проблемы взаимодействия семьи и ДОУ показал, что интегрированный подход к воспитанию - это процесс воспитания и обучения, который позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям.
Проведенное исследование на теоретическом уровне позволило сделать следующие выводы.
1. Современный педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: а) используются парциальные программы, которые сочетают разные стороны учебного процесса; б) предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей; в) соблюдается принцип комплексности.
Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольной образовательной организации: а) обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, хореография и ритмика, компьютерное обучение; б) делается упор на создание условий для самостоятельной поисковой активности, экспериментирования самих детей, в) приобщение к национальной культуре.
Современное дошкольное образование характеризуют такие тенденции, как:
изменение и обновление содержания дошкольного образования,
переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога и дошкольника,
внедрение системного подхода к работе педагога образовательной организации (имеются ввиду образовательные технологии),
более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение инновационных информационных технологий),
вариативность.
Обобщая данные проведенного анализа научно-теоретической по теме исследования, можно утверждать, что деятельность педагогов ДОО и дополнительное образование, организованное вместе с родителями предлагает условия, чтобы найти и поддержать детей, которые способны к творческой деятельности, чтобы полнее использовать потенциал такого образования за счет углубления, расширения и практического использования приобретенных знаний, предоставляет шанс каждому ребенку удовлетворить свои познавательные, творческие, индивидуальные, эстетические, физкультурно-спортивные потребности.
Отсюда деятельность педагогов ДОО и дополнительное образование, организованное с родителями нацелено на решение двух основных задач: а) создать условия для плодотворного сотрудничества ДОО с семьей для разностороннего развития ребенка; б) помочь ему освоить основную программу.
С целью эффективной реализации каждой из данных задач следует: а) иметь две сферы, автономные по целям, задачам и педагогической деятельности, б) данные сферы интегрировать в единое образовательное пространство, создающее условия, которые необходимы для всестороннего развития ребенка.
Интеграция педагогического процесса в ДОО и дополнительного образования, организованного с родителями, в единое образовательное пространство на современном этапе развития социальных институтов приобретает характер необходимости, так как способствует решению проблемы эффективного развития дошкольника, при этом учитываются не только его интересы и потребности, но и современные образовательные стандарты, пожелания родителей.
...
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – Москва: Модэк, 2000. - 415 с.
Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
Аколов Г. В. Социальная Психология Образования / Г. В. Аколов. – Москва: Флинта, Наука, 2000. - 295 с.
Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе / В. А. Андриеш, С. Ю. Бубнова, И. А. Зайцева и др. – Москва: Детство-Пресс, 2022. - 813 c.
Аникина Е. В. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся согласно ФОП ДО - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2023/07/16/osobennosti-vzaimodeystviya-pedagogicheskogo-kollektiva-s (дата обращения 06.03.2024).
Арнаутова Е. П. Диалогическая позиция педагога в сотрудничестве с семьей: сб. научн. тр. / Е. П. Арнаутова. - Москва: МПГУ, 2013. - 208 с.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова. - Москва: Изд. дом «Карапуз», 2012. - 262 с.
Архипова А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Архипова Анастасия Андреевна. - Санкт-Петербург: РГПИ им. А.И. Герцена, 2005. – 25 с.
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Ф. Арьес. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. – 120 с.
Бабынина Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко. – Москва: ТЦ «Сфера», 2016. - 128 с.
Баранова А. В. Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности / А.В. Баранова, Т.В. Наумова // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 26-29.
Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
Белая К. Ю. Технология составления годового плана работы ДОУ. Методическое пособие / К. Ю. Белая. – Москва: УЦ Перспектива, 2012. – 64 с.
Березина, Т. А. Роль родителей в приобщении дошкольников к традициям семьи: Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети» / Т.А. Березина. – Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. Ун-та, 2005. – 204-206 с.
Берсенева Е. А. Новые формы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с требованиями ФГОС ДО / Е. А. Берсенева // Вестник научных конференций. – 2018. – № 10-1(38). – С. 15-17. – Текст: электронный // науч. электрон. б-ка eLibrary: [сайт]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36527438_40277993.pdf (дата обращения: 04.04.2024). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
...
всего 105 источников