ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………6
1.1. Дидактическая игра как объект научного исследования…………………..6
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………….13
1.3. Особенности интеллектуальных операций младших школьников……...19
Выводы по главе 1……………………………………………………………….28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………….29
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...29
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………………..34
2.3. Рекомендации по развитию интеллектуальных операций младших школьников посредством дидактической игры………………………………..39
Выводы по главе 2………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованной литературы…………………………………………...55
Актуальность исследования. В современном мире активно возрастает объем информации, необходимой для усвоения. Данный фактор определяет важность развития интеллектуальных способностей и интеллектуальных операций уже с ранних лет жизни.
Об интеллектуальном развитии ребенка Б.Т. Лихачев, писал, что это выработка способности овладевать и использовать всевозможные виды мышления. Так же он продолжал мысль о том, что элементом является способность самостоятельно анализировать события и явления действительности, делать заключения и обобщения .
Интеллектуальные возможности каждого младшего школьника разные, но стоит отметить, что чем больше уровень его интеллектуального развития, тем богаче индивидуальное изображение мира.
Содержание учебной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования составляют знания, связанные с теоретическим сознанием и мышлением. Соответственно в учебной деятельности младших школьников следует отдавать предпочтение методам обучения, стимулирующим познавательные процессы.
По мнению Г.А. Бакулиной, внушительный простор интеллектуальному развитию учащихся дают предметы: окружающий мир, введение в историю, русский язык, литература. Их изучение обогащает кругозор, вырабатывает наблюдательность, мышление, прививает почтительное отношение к окружающему миру, обогащает познания за счет изучения нового.
...
В результате анализа теоретических аспектов проблемы формирования интеллектуальных операций в учебной деятельности у младших школьников, которому была посвящено первая глава, были получены следующие выводы:
– под интеллектуальными операциями понимается способ осуществления интеллектуальной деятельности, требующей активизацию познавательных процессов, которые основаны на функциональных и операционных механизмах;
– формирование и развитие интеллектуальных операций у младших школьников должно рационально осуществляться на всех уроках начальной школы;
– большое значение в формировании интеллектуальных операций младших школьников имеют дидактические игры.
– практически по половине обучающихся контрольной группы имеют высокий и средний уровни быстроты мышления, при этом в экспериментальной группе обучающихся с высоким уровнем выявлено 20 %, со средним – 47 %, а с низким – треть группы;
– больше половины младших школьников контрольной группы (60 %) имеют высокий уровень развития навыков аналитикосинтетической деятельности, и треть – средний, при этом в экспериментальной группе по 40 % обучающихся имеют высокий и средний уровни, и 20 % – низкий;
– 47 % и 60 % обучающихся экспериментальной и контрольной группы имеют средний уровень логичности и гибкости мышления, однако 40 % младших школьников экспериментальной группы имеет низкий уровень логичности и гибкости мышления;
...
1. Белоусова А.К. Возрастная психология. – Р.-на-Д.: Феникс, 2014. – 592 с.
2. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
3. Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Юрайт, 2023. 130 с.
4. Блинов В. И. Профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2024. 692 с.
5. Богус М. Б. Потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. С. 84–88. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1991.
7. Бондаренко А.К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе группы с помощью словесных дидактических игр: Дис … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1973. – 124 с.
8. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1974
9. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учеб. пособие для студентов. – М., 1985.
10. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478 с.
11. Быстрова Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 142 с.
12. Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. 2004. № 1. С. 9–14.
13. Владимирова С.Г. Шкала Давида Векслера: настоящее и будущее в решении проблемы измерения интеллекта. 2016. С. 45–48.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2009. – 352 с
15. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. М.: Университет: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 327 с.
...
всего 69 источников