Введение
Глава 1 Коммуникация и коммуникативные стратегия
1.1 Коммуникация: основные теории коммуникации и закономерности обмена информации
1.2 Содержания понятия «коммуникативные стратегии»
1.3 Классификация коммуникативных стратегий и их особенности в формировании бренда
Глава 2 Формирование бренда и позиционирования высшего образовательного учреждения. Бренд и маркетинг знаний
2.1 Образование как особый вид услуги
2.2 Конкуренция ВУЗов: современные тенденции, зарубежный опыт и опыт Российских ВУЗов
2.3 Сравнительная характеристика стратегий продвижения ВУЗов СПб (На примере СПбГУ, ИТМО и Политеха им.Петра Великого)
Глава 3 Особенности формирования коммуникативной стратегии ВУЗа на примере СПбГУ
3.1 Общая методика формирования коммуникативной стратегии ВУЗа
3.3 Разработка коммуникативной стратегии и рекомендации для СПбГУ
Заключение.
Приложение
Список использованных источников и литературы
С переходом на Болонскую систему образования в России произошла масса изменений. Общая мировая тенденция развития сферы образования свидетельствует о том, что существует необходимость сделать вузы самодостаточными: как финансово, так и организационно. Вузы сегодня не только образовательная площадка для молодежи, они также являются связующим звеном между наукой, бизнесом, государством и рынком труда. В эпоху глобализации образование играет наиважнейшую роль в развитии экономики страны и мира в целом.
Каждый участник в сфере образования играет свою роль: 1. государство обеспечивает инфраструктуру необходимую для развития вуза 2. компании помогает адаптировать образовательные программы к новым вызовам бизнес сферы 3. преподаватели не только передают знания и накопленный опыт, но и мотивирует обучающихся к научным открытиям 4. Обучающиеся, будучи выпускниками, формируют рынок труда и квалификацию кадров.
Кроме того, транснациональные компании, глобализация, единое информационное пространство привели к унификации образовательных стандартов по всему миру.
следствие глобализации, нового информационного общества, основанного на знаниях и передовых технологиях и сделавшим возможным появление доступного образования, появления ТНК, требующие специалистов из разных отраслей знаний, с разной подготовкой и навыками, появления крупных исследовательских международных проектов и т.д.
Единая система образования привела к тому, что в настоящее время вузы вынуждены бороться за потребителей и вкладывать значительные ресурсы в формирование собственного бренда на мировой арене. Как и в любой другой сфере экономики, между вузами развернулась настоящая конкурентная борьба. Для того чтобы сформировать имидж вуза, необходимо разработать бренд и стратегию его продвижения. При этом, наиболее важным моментом при разработке общей стратегии продвижения является коммуникативная стратегия, поскольку через бред вуз взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса.
В связи с этим объектом работы являются стратегия продвижения высших учебных заведений.
Предмет – коммуникативная стратегия вузов как основа формирования бренда и стратегии его продвижения.
Автор предполагает особую роль разработки коммуникативной стратегии, поэтому цель работы – доказать необходимость разработки коммуникативной стратегии и ее особенности при формировании бренда вуза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть основные подходы к определению «коммуникация» и «коммуникативная стратегия»;
2. Определить основные особенности образования как особого вида услуг;
3. Определить основные особенности такой новой области знаний как маркетинг знаний;
4. Проанализировать основные тенденции в сфере образования в России и в мире;
5. Проанализировать опыт планирования коммуникативных стратегий вузами в России и за рубежом;
6. Проанализировать коммуникативную стратегию СПбГУ;
7. Разработать рекомендации по улучшению стратегии продвижения бренда СПбГУ.
Гипотеза исследование: коммуникативная стратегия необходима для успешного формирования позиционирования бренда вуза.
Задачами обусловлена структура работы. В первой главе рассматриваются такие понятия как «коммуникация» и «коммуникативная стратегия». На основании имеющихся подходов и определений понятия, нами было предложено определение «коммуникативной стратегии» и классификация инструментов коммуникативной стратегии.
Во второй главе были рассмотрены образование как особый вид услуги, маркетинг знаний и современное состояние сферы российского образования.
Был проведен анализ коммуникативных стратегий различных вузов.
В третьей главе на основе проведенного анализа коммуникативной деятельности российских и иностранных вузов, были выявлены основные принципы формирования плана коммуникативной стратегии бренда вуза.
Нами были выявлены общие принципы для формирования плана разработки коммуникативной стратегии, а также предложены конкретные рекомендации по улучшению стратегии продвижения СПбГУ.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих зарубежных и российских специалистов в области связей с общественностью и стратегических коммуникаций, таких как Ансофф И., Минцберг Г., Портер М., Чандлер А., Адизес И. К, Хамел Г., Клюев Е. В., Ньюкомба Т., Мида Д.Г., Маклюэн Г.М., Хабермас Ю., Котлер Ф., Келлер К.Л.. Традиционные подходы к понятию образовательной услуги представлены в работах КларкаК., Ворачека Х., Миронова Н.В., Белла Д. А также в монографиях Борисовой, С. Г., Долятовского, В.А., Мазур, О.А., Кузнецовой, И.В., Сакиева, Э.Е., Рябченко, Свириденко Ю.П., Соловьевой В.Н., Бабурина В.А..
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы (анализ и синтез теоретического материала, сравнение) и методы анализа документов.
Эмпирическая база исследования. При написании данной работы были использованы различные первичные источники:
• Стратегические программы российских вузов по 2020 (СПбГУ, МГУ, Политех им. Петра Великого);
• Стратегические программы зарубежных вузов (University of Cincinnati, University of Virginia, University of Gothenburg)
• Нормативно-правовые акты РФ (Закон об образовании РФ, ФЗ «О МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ»);
• Материалы официальных сайтов вузов.
Новизна работы заключается в попытке дать коммуникативную стратегию продвижения бренда СПбГУ.
В работе были проанализированы коммуникативные стратегии продвижения вуза. Нами было предложено определение «коммуникативной стратегии». А также на основании определения коммуникативной стратегии продвижения и особенностей бренда, была предложена классификация инструментов коммуникации. Также мы установили, что образование как особый вид услуги обладает такими качествами как неосязаемость, непостоянство качества, неотделимостью производства от потребления, а также характеризуется высокой степенью зависимости его от потребителя, что не свойственно многим другим услугам. Также мы установили, что образование представляет собой смешанное благо, что определяет вовлеченность в процесс создания образовательной услуги не только вуз, но также и потребителя, государство и частный сектор.
Проанализировав современное состояние сферы высшего российского образования, можно сделать вывод о том, что в настоящее время вузы попадают в ситуацию, в которой вынуждены работать с разными экономическими субъектами, ориентироваться на их запросы, привлекать к своей деятельности. Из-за общих процессов глобализации, появления единого информационного и экономического пространства развернулась ожесточенная конкурентная борьба вузов за попадание в рейтинги.
Проанализировав стратегический план СПбГУ, мы установили, что он ориентирован на наращивании тех критериев, которые оцениваются в международных рейтингах, однако, стратегический план развития вуза не предусматривает коммуникативной стратегии продвижения.
Кроме того, мы пришли к мысли, что наиболее слабая сторона коммуникативной стратегии вуза состоит в том, что у него не выработано четкого позиционирования, на котором возможно успешное построение коммуникаций с целевыми группами. Исходя из этого, мы предложили выстраивать коммуникационную стратегию вуза с самого бренда. Посредством выделения особенностей и уникальных качеств вуза были сформулированы сообщения с заложенной в них ценностью для разных целевых групп.
Сейчас российским вузам необходимо уделять внимание построению собственных коммуникативных стратегий, поскольку в современных конкурентных условиях вуз должен учитывать всех экономических субъектов, вовлеченных в процесс образования, уметь выстраивать с ними и между ними диалог.
1. Айрис А., Бюген Ж. Управление медиакомпаниями, М.: 2010. 560 с.
2. Алексеев А.И. и др. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? / Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005, 30 с.
3. Алексеева М.И., Вартанова Е.Л. Средства массовой информации России: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Я.Н.Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2006. 26 с.
4. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. Мск – Ростов-на-Дону: «МарТ», 2003. 280-281 с.
5. Бранденбургер А., Нейлбаф Б. Cooperation. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. М.: «Кейс», 2012. 311 с.
6. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003.
7. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. – М.:Проспект, 2016. 256 с.
8. Гэри, Хэмел. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни. – М. : BestBusinessBooks, 2007. - 361 с.
9. Джей, Р. Малозатратный маркетинг / Р. Джей; пер. с англ. Манвелова Т. – СПб.: Питер, 2003. – 234 с.
10. Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы / Р. Джей, Р. Темплар; Пер с англ. Ионова В., Лисицыной А.; Ред. Суворова П. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 673 с.
11. Друкер, Питер Ф. О профессии менеджера.: Пер.с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. – 320с.
12. Друкер, Питер Ф. Классические работы по менеджменту = ClassicDrucker. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. 219 с.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура (пер.с англ. Под науч.ред. О.И. Шкаратана). – М.: ГУВШЭ, 2000. 29 с.
14. Кириллова Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. — М.: Академический Проект, 2008. 416 c.
15. Коэн, Дэн С. Суть перемен: путеводитель. Инструменты и тактика руководства преобразованиями в компании/Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. 320 с.
16. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. – Бишкек: Издательство КРСУ, 2002.
17. Кристенсен, Клейтон М.. Дилемма инноватора / Клейтон М. Кристенсен; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 239 с.
18. Ламбен Ж.Ж., Шулинг И., Чумпитас Р. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2010. 720 с.
19. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего/ пер. И.О.Тюриной – М.: «Мир», 2005. 421 с.
20. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2016, 356 с.
21. Менеджмент по нотам: Технология построения эффективных компаний / Под ред. Л.Ю. Григорьева. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. 692 с.
22. Мур Дж. Вторая космическая. Искусство управления и стратегии будущего. – М.: Манн,Иванов и Фербер, 2012. 208 с.
23. Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009. 360 с.
24. Павликова М. Сетевые технологии и журналистика. – М.: АСТ, 2001, – 82 с.
25. Питерс Т., Уотермен Р., Паскаль Р., Атос Э. В поисках совешенства: Уроки самых успешных компаний америки. – М.: Альпина Паблишер, 2006. 145-155 с.
26. Портер, Майкл Э. Конкуренция, обновленное и расширенное издание: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. 592 с.
27. Прахалад К., Кришнан М. Пространство бизнес-инноваций: создание ценности совместно с потребителем. – М.: «Сколково», 2012. 70 с.
28. Солодов В.В. Структурная трансформация СМИ: технологические причины и социально-экономические последствия. – М., МГУ, 2004. 56 с.
29. Сборник материалов НАТ представляет. Цифровое ТВ и региональное вещание / НАТ. - М.: Информационно-аналитический центр НАТ, 2010. 96 с.
30. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / М.: Вильямс, 2009. 576 с.
31. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Издательство АСТ, 2004. 99 с.
32. Чумикова А.Н. Медиарилейшнз: учеб. Пособие для студ.вузов. М.: Аспект Пресс, 2014. 184 с.
33. Kung Lucy, Strategic Management in the Media, London, Sage, 2008, 54 p.
Диссертации и авторефераты
34. Довбыш О.С. Анализ факторов, влияющих на региональный медиарынок России : дисс. магистра журналистики ; науч. рук. И.В. Кирия ; НИУ ВШЭ. – Москва, 2011.
35. Коновалова О.Н. Информационно-сетевая экономика и переход России к инновационному типу развития: автореферат. ОмГУ – Омск, 2014.
36. Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: автореферат. БГТУ – Барнаул, 2015.
37. Меркурьева Е.А. Стратегии поведения телевизионных вещателей в условиях перехода на цифровое вещание. МГУ. – Москва, 2014.
Журналы и статьи
38. Володина Е.Е, Плосский А.Ю. Критерии кластерного подхода к перераспределению радиочастотного спектра при внедрении цифрового телевидения // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт, №12.
39. Вырковский А.В. Трансформация редакционног менеджмента под влиянием дигитализации//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. №2 том 16, вып.2, 2016. 203 с.
40. Базарова А.А. Гипертекстуальность как базовая характеристика Интернет-СМИ // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар.науч.конф.(г.Чита, ноябрь 2011 г.). – Чита: Издательство «Молодой ученый», 2011. 151-152 с.
41. Новости СМИ – М.: Медиа Хаус, 2016.- № 22 (356). 30 с.
42. Стандарт - М.: ComNews, 2010. - №8 (91). 12 с.
43. Малинин А.В. Особенности девятого // Стандарт. – ComNews. - 2010. - №8 91 с.
44. Стандарт - М.: ComNews, 2012. - №11. 118 с.
45. Малинин А.В. Цифровизация идет согласно графику // Теле-Спутник. – 2010. - №10. 38 с.
46. Теле-Спутник - М.: Телеспутник, 2010 - № 10.
47. Теле-Спутник : журнал. - М.: Телеспутник, 2012 - № 4.
48. МедиаПрофи – М.: МедиаПрофи, 2012. - №10.
49. Лившиц В.Г. О моделях региональных телеканалов // Сборник материалов НАТ представляет. Цифровое ТВ и региональное вещание / НАТ. - М.: Информационно-аналитический центр НАТ, 2010.
50. Эко У. Под Сетью, интервью с Маршаллом Л // Искусство кино. М., 1997 №9. 133 с.
51. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Интернет. М., 1998. №6-7. 91-92 с.
52. Аnikina М. Journalism as a profession in the first decades of the 21st century:The Russian context//World of Media. Yearbook of Russian media and journalism studies. M., 2014. 241 p.
53. Deuze M. Convergence Culture and Media Work // Holt J., Perren A. (eds). Media Industries. History, Theory, and Method. Chichester, West Sussex, 2009. P. 144-156 ; Chan-OlmstedS. Issues in Media Management and Technology // Albarran A., Chan-Olmsted S., Wirth M. (eds). Op. cit. P. 241-274.
54. Girenok F. Interview with contemporary Siberian philosopher Fyodor Girenok//Slovo: journal. - London, 2014.-#2. 2-7 р.
55. Makeenko M., Vyrkovsky A. Economic effects of convergence in Russian daily press/ world of media. Yearbook of Russian media and journalism studies. M., 2013.144 р.
56. Reich Z. The roles of communication technology in obtaining news : Staying close to distant sources // SMI. Germany, 642 р.
57. Machill M, Beiler M. Communication and tranformation of new media, //SMI. Germany, 200 р.
Электронные ресурсы
58. Володина Е.Е., Гасс Я.М., Плосский А.Ю. «Определение сроков внедрения цифрового телевидения в регионах России на основе показателей инфраструктурной готовности» Научная статья по специальности «Экономика и экономические науки» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-srokov-vnedreniya-tsifrovogo-televideniya-v-regionah-rossii-na-osnove-pokazateley-infrastrukturnoy-gotovnosti (Дата обращения 15.04.17)
59. Грант Р. Современный стратегический анализ [Электронный ресурс]. - 5-е изд. - СПб., 2011. – Режим доступа : http://financepro.ru/management/4685-robert-grant-sovremennyjj-strategicheskijj-analiz.html (дата обращения: 21.02.2017).
60. Данные всероссийского центра изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.wciom.ru
61. Данные «Фонда изучения общественного мнения России». [Электронный ресурс]. – URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12824(Дата обращения 06.03.2017)
62. Данные «Фонда изучения общественного мнения России» [Электронный ресурс]. – URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11535(Дата обращения 07.05.2017)
63. Интерактивный атлас телевидения и радио России [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nat.ru/?an=atlas (Дата обращения 07.04.2017)
64. Кармацкий А.В. Сетевые структуры управления как альтернатива иерархическим структурам // Сетевые организационные структуры. Consulting [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://npg.netangels.ru/karmatsky/osu (Дата обращения 06.05.2017)
65. Краткие результаты исследования российского рынка мобильного интернет-доступа по итогам 2012 года : J’son & Partners Consulting [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://web.json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/obzor_rossijskogo_rynka_mobilnogo_internet-dostupa_ispolzovanie_mobilnogo_interneta_na_smartfonah_i_planshetnyh_pk (Дата обращения 18.03.2017)
66. Материалы XVI Международного конгресса НАТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nat-congress.ru/ (Дата обращения 07.05.2017)
67. Материалы расширенного заседания коллегии Минкомсвязи России, 2015 г. [Электронный ресурс]. – аудиофайл .vy2
68. Материалы расширенного заседания коллегии Минкомсвязи России, 2016 г. [Электронный ресурс]. – аудиофайл .vy2
69. Медиа Атлас [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mediaatlas.ru/(Дата обращения 10.05.2017)
70. Минкомсвязь Росии [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа : http://minsvyaz.ru/ru/ (Дата обращения 05.04.2017)
71. Романченко А. Если появится новая востребованная услуга, люди потратятся [Электронный ресурс] : официальный сайт НАТ. - Режим доступа: http://nat.ru/?an=int_page&uid=10069 (дата обращения: 04.03.2012)
72. Северин М., Амзин А. Как новые медиа изменили журналистику. // Вся ли ваша аудитория помещается в телевизоре? [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya/ (дата обращения 06.05.2017)
73. Национальный телевизионный синдикат НТС [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа : http://www.ntstv.ru/(Дата обращения 14.04.2017)
74. Отраслевой доклад «Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития (2015)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2015/internet_in_Russia.html(Дата обращения 06.04.2017)
75. Интернет в России: динамика проникновения: исследование Фонда «Общественное мнение» // Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития (2015) [Электронный ресурс]. (Дата обращения 09.04.2017)
76. Исследование «ОнлайнМонитор 2016» // Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития (2016) [Электронный ресурс] (Дата обращения 08.03.2017)
77. Опрос ВЦИОМ // Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития (2016) [Электронный ресурс] (Дата обращения 08.04.2017)
78. Индекс развития сетевых технологий за период с 2011 по 2016 годы.// Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития (2015) [Электронный ресурс]. (Дата обращения 08.04.2017)
79. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item4.html (дата обращения: 12.10.2015).
80. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2012/item4.html (дата обращения: 18.05.2015)
81. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013/tv_in_Russia.html (Дата обращения 10.04.2013)
82. Отраслевой доклад Роспечати «Телевидение в России в 2015 году: состояние, тенденции и перспективы развития». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fapmc.ru/mobile/activities/reports/2016/television-in-russia.html (Дата обращения: 07.04.2017)
83. Российский рекламный ежегодник АКАР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id2151 (Дата обращения: 04.05.2012)
84. СТП Контент [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа : http://www.stp-content.com/(Дата обращения 08.04.2017)
85. Теле-Спутник [Электронный ресурс] : официальный сайт журнала. – Режим доступа : http://www.telesputnik.ru/archive/pdf/175/12.pdf (дата обращения: 09.02.2017)
86. ФГУП Российская телевизионная и радиовещательная сеть [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа : http://www.rtrs.ru/
87. Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2010/297/ (дата обращения: 10.02.2017)
88. Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2016-2018 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/laws/acts/5/49535657.html (Дата обращения 06.03.2017)
89. DVBPro [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа : http://dvbpro.ru/category/новости/ (Дата обращения 07.03.2017)
90. Анализ эволюции форматов вещания, проведенный компанией Analysys Mason. http://www.analysysmason.com/About-Us/News/Insight/Economic-value-of-spectrum-Jan2013/#18%20January%202013