Введение 3
1. Исторические аспекты исследуемой проблемы 4
2. Психологическая характеристика творческого мышления как разновидности мышления человека в современной науке 7
3. Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Творческое мышление - это психический процесс и психическая деятельность, сущность которых заключается в специфичности отражения и преобразования окружающего мира посредством формирования образов, понятий и мыследействий перцептивного, и логического плана, и которые характеризуются основными качествами - быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью, выступающими одновременно критериями исследуемого процесса. К важнейшим функциям творческого мышления личности мы относим когнитивную, эмоциональную и поведенческую функции.
Понятие «творчество» раскрывает существенный момент специфики человеческого отношения к действительности, специфики социальной формы отражения. Творчество есть социальное явление. Оно немыслимо вне общества. При этом человек в состоянии проявить творчество во всех областях своей деятельности; творчество является жизненной необходимостью для его существования как человека; оно есть существенный элемент его качественной определенности как человека -субъекта.
Базовыми в понимании творчества как родового признака и родовой сущности человека, способа его бытия, формы его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения явились идеи А. Бергсона, Г.Я. Буша, Э.
де Боно, Г.А. Давыдовой, В.Н. Дружинина, И.П. Калошиной,
Т.В. Кудрявцева, Ю.Н. Кулюткина, Н.Д.Левитова, А.Г.
..................
Творческий акт является наиболее концентрированным выражением максимально эффективной работы всех компонентов мыслительной системы индивида, постольку понимание его природы требует анализа и учета множества самых различных факторов: закономерностей организации и функционирования системы личностных смыслов, к которым индивид обращается в процессе творчества, способов оперирования ими (с учетом специфики символической и образной репрезентации информации), наличия определенной генетической обусловленности компонентов мыслительной активности, влияния языка на характер восприятия и оценки информации, некоторых особенностей личности ученого и др.
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ
...............
1. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. – М., Высшая школа, 1988.
2. Веккер Л.М. Психические процессы. – Л., 1976. – Т.2.
3. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд. – М., 1989.
4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. – М., 1990.
5. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. – М., 1976.
6. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.
7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. – М., 1990.
9. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. – М., 1970.
10. Мерхорн Г., Мерхорн Х.-Г.. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. Книга для учителя. – М., 1989.
11. Психологические исследования творческой деятельности. – М., 1975.
12. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1996.
13. Пономерев.Я.А.Знания, мышления и умственное развитие. – М.,1967
14. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.,1960
15. Развитие творческой активности школьника. – М.,1991
16. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М,1958
17. Сурикова М.В.Задания творческого характера//Начальная школа.-№12.-1997.-с.51