Введение 3
Глава 1. Пул условных валютных резервов БРИКС в мировой 9
валютно-финансовой системе 9
1.1. История создания и общая характеристика Пула условных валютных резервов БРИКС 9
1.2. Сравнение механизмов Пула с механизмами других признанных валютно-финансовых институтов 16
1.3. Критика механизмов Пула 28
Глава 2. Макроэкономика стран БРИКС и значение механизмов Пула условных валютных резервов для ее стабилизации 34
2.1. Макроэкономические процессы в странах БРИКС 35
2.2. Роль валютных резервов в процессах макроэкономического урегулирования стран БРИКС 45
2.3. Значение информационно-коммуникативной функции Пула для углубления взаимодействия государств-членов БРИКС по вопросам макроэкономической стабилизации 53
Глава 3. Краткосрочные и долгосрочные задачи по корректировке механизмов и инструментария Пула условных валютных резервов БРИКС. 57
3.1. Рекомендации по укреплению функциональной роли Пула условных валютных резервов БРИКС как финансового механизма. 58
3.2. Рекомендации по корректировке механизмов Пула в их соответствии другим стратегическим задачам форума БРИКС. 66
Заключение 76
Список источников и литературы 80
Пессимистичная риторика о перспективах выхода из экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса и усугубившегося на фоне последовавшей мировой политической турбулентности, приводят к выводу об ограниченной эффективности существующих глобальных финансовых институтов и механизмов. Со времени глобального финансового кризиса доверие к традиционной резервной валюте – доллару США – стабильно падает. Проблема усугубилась стремительным расширением политики санкций, прежде всего в части доступа к глобальной валюте. Все это побудило страны переосмыслить структуру и роль валютных резервов, равно как и роль традиционных институтов валютно-финансового взаимодействия. В нашем случае интерес представляют действия, осуществленные в этом направлении странами форума БРИКС, объединяющего одни из крупнейших экономик мира. Ключевым является предложение нового альтернативного механизма финансовой стабилизации – Пула условных валютных резервов БРИКС. В условиях углубления кризиса национальных экономик, провоцируемого в том числе сохраняющейся зависимостью от традиционной резервной валюты, доллара США, и политизацией традиционных валютно-финансовых институтов, изучение этих новых альтернативных механизмов приобретает несомненную актуальность и особый интерес среди исследователей с точки зрения теории, равно как и в прикладном значении.
Обеспечение стабильной ликвидности главной мировой валюты является одним из важнейших элементов общей системы валютного регулирования как инструмента поддержания макроэкономической стабильности государств. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые был установлен потенциал влияния Пула на процессы макроэкономического регулирования стран БРИКС. Это послужило отправной точкой для формулировки новых рекомендаций по корректировке его механизмов с учетом обновленного контекста развития международной финансовой системы.
Цель нашей работы – определение роли Пула условных валютных резервов БРИКС в укреплении макроэкономической стабильности стран-участниц объединения.
Конкретизируя цель, поставим перед собой следующие задачи:
Дать характеристику механизмам функционирования Пула БРИКС;
Установить место Пула в мировой валютно-финансовой системе через сопоставление с действующими региональными финансовыми институтами: Многосторонней инициативой Чианг Май, Евразийским фондом стабилизации и развития, Латиноамериканским резервным фондом и Арабским валютным фондом;
Дать характеристику нынешним макроэкономическим процессам, имеющим место в государствах БРИКС и факторам, влияющим на их развитие;
Выявить, какое значение имеет Пул в повышении эффективности действия ключевых инструментов макроэкономического регулирования;
Установить роль информационно-коммуникативной функции Пула в углублении взаимодействия стран БРИКС по вопросам макроэкономической стабилизации;
Определить краткосрочные и долгосрочные задачи по корректировке функционала, структуры и инструментария Пула условных валютных резервов БРИКС.
Таким образом, объектом нашего исследования является непосредственно Пул условных валютных резервов БРИКС, а предметом – особенности той роли, которую он играет для поддержания макроэкономической стабильности Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР.
Магистерская работа опирается на общенаучные методы анализа и синтеза. В первой части нашей работы мы даем характеристику предмета исследования в целом: предпосылки создания Пула условных валютных резервов БРИКС и основные этапы его институционализации, контекст (внешние условия), в которых происходили переговоры о его создании. С этой целью мы проводим анализ литературы для выявления событий, поспособствовавших зарождению данной инициативы, равно как и анализ источников, дающих представление о пути становления механизмов Пула. Сюда в том числе относится анализ нарративных источников для выявления ключевых акцентов, которые ставят официальные лица, представители руководящих органов БРИКС в определении дальнейшей стратегии развития системы валютно-финансового взаимодействия объединения, частью которой является Пул условных валютных резервов. Анализ также является ключевым методом работы с имеющейся по исследуемой теме литературой отечественных и зарубежных авторов. Синтез выявленных фактов и мнений важен как минимум с точки зрения логики, а также для создания фактической базы, на которой будет основываться наша личная оценка проблемы.
Мы также провели анализ учредительных документов для рассмотрения действующих механизмов и инструментов Пула в том числе с целью оценки их эффективности, а также порядка организации управления данным институтом. Иными словами, мы обратились к институциональному анализу. Это позволило нам реализовать задачи, поставленные прежде всего в первой части нашей работы, а также аккумулировать информацию, релевантную и для последующих ее разделов. Кроме того, системный анализ отдельных экономических показателей и статистических данных по поводу их изменения был необходим для установления связи между процессами макроэкономического регулирования и деятельностью Пула условных валютных резервов БРИКС.
Для выявления сильных и слабых сторон Пула как элемента глобальной сети финансовой безопасности и возможных направлений его дальнейшего развития был выбран сравнительный метод. Другую сторону в этом сопоставлении представляли другие региональные механизмы финансирования.
В работе были также использованы специальные методы, разработанные в рамках политических теорий и теорий международных отношений. Тематика исследования подразумевает рассуждение в рамках теории постколониализма. Анализ деятельности форума БРИКС и развития его финансовых институтов подразумевает критическое переосмысление доминировавших в среде исследователей европоцентричных нарративов о направлениях развития мировой экономической системы. С этой целью необходимо обратиться к методам, получившим популярность в рамках конструктивистского подхода.
Среди них важное место занимает такой метод политических наук как прогностический метод. Обращаясь к задаче установления связи между процессами макроэкономического регулирования и деятельностью Пула БРИКС, отметим, что системный анализ отдельных показателей макроэкономики в нашем случае сопровождался установлением закономерностей в динамике их развития в зависимости от обращения к той или иной стратегии в вопросе управления резервами. Здесь мы обратились к подвиду прогностического метода – методу экстраполяции трендов. На его основании были сформулированы тезисы, учитывающие прошлые процессы и экстраполирующие их в будущее для выявления в том числе дальнейших перспектив использования инструментария Пула для укрепления макроэкономической стабильности стран форума БРИКС.
Метод постановки сценариев как еще одна разновидность политических методов был использован для выявления потенциальных векторов развития Пула в их зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры и общих стратегических задач, стоящих перед форумом БРИКС. На основании выявленных направлений предложены рекомендаций по корректировке механизмов Пула условных валютных резервов для обеспечения большей эффективности его деятельности, на чем основана третья, практическая часть нашей работы.
Таким образом, различные подвиды прогностического метода и метода анализа стали методологической основой нашей работы.
Подбор источников и литературы строился на основе обозначенной цели и задач исследования. Среди источников были изучены учредительные документы, а также документы, отражающие договоренности между отдельными финансовыми структурами, имеющими непосредственное отношение к реализации задач Пула условных валютных резервов. Речь здесь идет о центральных и резервных банках стран «пятерки». Ключевой источник здесь – Договор о создании Пула БРИКС от 15 июля 2014 г. Другим блоком источников, использованных для задач данной работы, является статистическая информация, представленная на сайтах ключевых к настоящему моменту организаций с точки зрения сбора данных о макроэкономических процессах – Международного валютного фонда и Всемирного банка . Вдобавок для установления дальнейших приоритетов развития системы валютно-финансового сотрудничества объединения были изучены заявления официальных лиц стран БРИКС.
Блок литературы представлен как научными статьями под авторством отечественных и зарубежных исследователей, так и работами, опубликованными на порталах специализированных аналитических и новостных агентств. Данные блоки литературы позволили сформировать более проработанный образ системы страховочных механизмов Пула. Сюда относится, в частности, исследование Адрино Мазенды “The rise of BRICS development finance institutions: A comprehensive look into the New Development Bank and the Contingency Reserve Arrangement”.
Кроме того, они позволили изучить опыт действующих региональных финансовых механизмов с последующей выработкой рекомендации по тому, как можно модифицировать механизмы Пула условных валютных резервов БРИКС на его основе. В частности, пристальное внимание было уделено справочному документу Международного Валютного Фонда, содержащему подробный анализ ключевых характеристик основных региональных страховочных финансовых механизмов, а также официальным сайтам данных организаций.
Большую ценность для нашей работы также представляет исследование Горбуновой М.Л. «Пул условных валютных резервов БРИКС в системе режимов многостороннего управления мировыми финансами», поскольку оно предлагает экспертное мнение по поводу возможностей и исследовательской пользы сопоставления механизмов Пула с инструментами Многосторонней инициативы Чианг Май. Более содержательной с точки зрения анализа экономических аспектов деятельности международных финансовых организаций и потому представляющей интерес для нашего исследования работой является статья Хмелевской Н.Г. «Пул условных валютных резервов БРИКС в аспекте достаточности международных (золотовалютных) резервов».
Работы как отечественных, так и зарубежных исследователей содержат точки зрения касательно значения, эффективности деятельности данного механизма, его преимуществах и недостатках; как оптимистичные, так и пессимистичные прогнозы насчет его будущего развития. Анализу критических замечаний и конкретных предложений по корректировке и внедрению новых механизмов и установок в рамках исследуемого финансового института с последующей выработкой собственных оценок и рекомендаций посвящен третий смысловой блок нашей работы. Здесь среди изученных исследований необходимо упомянуть статью Ракеля А. Асуэлиме, информационную справку Б. Стейла и Д.И. Уокера и др.
Материалы данного исследования были представлены в рамках VIII Международной заочной научной конференции «Время научного прогресса». Публикуемые по ее итогам сборники включаются в список РИНЦ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав основной части и заключения.
Сохранение ролей второго плана за странами БРИКС в уже существующей системе международных финансовых институтов, усугубляющееся растущей политизацией ее функционирования, послужило ключевым основанием для формирования альтернативной архитектуры валютно-финансовой безопасности, одним из столпов которой призван стать Пул условных валютных резервов БРИКС.
Валютно-финансовая безопасность является необходимым условием стабильного развития макроэкономики. Обеспечить его может эффективная монетарная политика национальных властей. При ее реализации необходимо исходить из того, что наличие достаточных объемов национальных валютных резервов является важным фактором поддержания макроэкономической стабильности. Связано это с тем, что они обеспечивают страну возможностью оперативно реагировать на проблемы с платежным балансом, высвобождать средства на задачи структурной трансформации экономики, решение социальных проблем и углубление своего внешнеэкономическое влияния через выдачу внешних кредитов. Существование возможности обратиться к альтернативным инструментам привлечения валюты как приоритетному подходу в решении этих задач, в том числе через механизмы межгосударственных свопов, позволяет сохранить объемы международных резервов государств, замедлить тренд на их сокращение. В этом и заключается роль региональных финансовых механизмов в укреплении макроэкономической стабильности.
Таким образом, в данной работе мы установили, что диверсификация способов накопления валютных резервов и эффективное оперирование ими для решения задач экономического развития способно оказать стабилизирующее воздействие на финансовую систему стран. К числу институтов, призванных осуществлять такое эффективное управление резервами, относится и Пул условных валютных резервов БРИКС, потенциал позитивного влияния которого на процессы макроэкономического регулирования стран объединения действительно существенен.
Анализ развития макроэкономических процессов стран БРИКС продемонстрировал, что наличие такого института представляет актуальность для всех участников объединения как для решения существующих проблем с платежным балансом – ограниченной валютной ликвидности, повышенных колебаний валют, – что создает общую угрозу для финансовой безопасности стран «пятерки», так и для реализации долгосрочных задач по структурной трансформации экономики для решения социальных проблем и обеспечения устойчивого экономического роста. Относительную самодостаточность в преодолении макроэкономических кризисов демонстрирует КНР. Тем не менее, для нее институты, подобные Пулу условных валютных резервов представляют принципиальную значимость как инструменты распространения своего экономического влияния.
Вместе с тем, нынешняя конфигурация Пула условных валютных резервов, помимо прочего предусматривающая опору на доллар, его ограниченный функционал не гарантируют полной застрахованности от системных рисков, тем более в сложившихся обстоятельствах чрезмерной политизированности международной экономической системы. На наш взгляд, потенциал позитивного воздействия деятельности Пула на процессы макроэкономической стабилизации может быть расширен через реализацию определенных корректировок его функциональных составляющих.
При формулировке данных рекомендаций мы исходили из опыта других действующих организаций кризисного финансирования, так называемых региональных соглашений о финансировании, к числу которых в том числе относятся Многосторонняя инициатива Чианг Май, Евразийский фонд стабилизации и развития, Латиноамериканский резервный фонд и Арабский валютный фонд. Вместе с Пулом условных валютных резервов они лежат в основе формирования альтернативной валютно-финансовой системы, бросающей вызов доминирующему нарративу стран Западной Европы и США в определении векторов развития мировой экономики, и учитывающей голоса новых центров силы. Различная специфика международно-правового статуса данных организаций подтолкнула нас к разработке двух сценариев развития ПУВР БРИКС. Первый подразумевает заимствование мер, предпринятых участниками МИЧМ как аналогичной Пулу по степени своей институционализации структуре. Второй предполагает, что для обеспечения возможности использовать успешный опыт оставшихся трех институтов, Пул условных валютных резервов должен быть реорганизован, и на базе нынешней системы валютно-финансового взаимодействия стран БРИКС должна быть организована структура со статусом фонда.
Сущностно рекомендации подразумевают ориентацию на ключевые задачи по углублению как узкого взаимодействия стран форума в рамках финансовых структур БРИКС, так и задачи стратегического характера по укреплению роли объединения как влиятельного полюса политико-экономической силы.
В первом случае в обоих сценариях решением для укрепления потенциала Пула БРИКС как стабилизационного механизма является расширение его функционала прежде всего за счет информационно-аналитического компонента. Действующая в настоящий момент в рамках структуры Пула условных валютных резервов БРИКС Система обмена макроэкономической информацией потенциально играет важную сопутствующую роль, поскольку только при создании условий для оперативного обмена релевантной информацией, который закроет имеющиеся аналитические лакуны отдельных стран БРИКС, возможна своевременная идентификация потенциальных кризисов. За ней непосредственно следует принятие решений по введению тех или иных механизмов стабилизации в действие. Между тем, можно констатировать, что на данном этапе степень институционализации информационно-коммуникационных структур ПУВР БРИКС является весьма ограниченной, и принципы работы СОМИ остаются неформализованными.
Совершенствование же системы мониторинга и оценки экономической деятельности стран форума, включение в функционал СОМИ задач по надзору и стратегическому планированию, позволит придать инструментам Пула адаптивность и характер адресности, необходимый для эффективного и оперативного преодоления кризисных ситуаций.
Кроме того, реформированию подлежат технические и операционные аспекты деятельности данного финансового механизма: принципы принятия решений, условия одобрения финансирования, объемы средств, процент, под который они выделяются. Важным является сотрудничество с другими финансовыми организациями, формирующими единую систему финансовой безопасности.
К числу задач общего стратегического характера, стоящих перед объединением, относится переход к взаимным расчетам в национальных валютах, что может быть укреплено их включением в структуру резервов Пула. Сюда также относится создание в перспективе единой валюты, которая будет основываться на валютах стран «пятерки» и, вероятно, валютах других государств с формирующимися рынками, которая также может лечь в основу ПУВР БРИКС. Углубление сотрудничества с региональными партнерами стран объединения в рамках форматов «БРИКС плюс» и «БРИКС аутрич» по вопросам финансовой стабилизации придаст этой системе большую устойчивость, представительность, обеспечит справедливый учет голосов развивающихся экономик.
В конечном итоге, подчеркнем, что в современных условиях сохраняющейся геополитической неопределенности и углубляющегося кризиса традиционной валютно-финансовой системы, опирающейся на доминирование стран коллективного Запада, государства нуждаются в механизмах, которые обеспечат для них минимальную степень стабильности. Поступательное развитие Пула условных валютных резервов БРИКС способно оказать стабилизирующее воздействие на формирующиеся экономики. Однако достичь этого возможно лишь в том случае, если при определении стратегии этого развития будут учтены новые обстоятельства формирования обновленной финансовой архитектуры мира. Складывающаяся на основе Пула условных валютных резервов и других региональных механизмов финансирования новая экосистема взаимодействия укрепит глобальную сеть финансовой безопасности, придаст ей характер инклюзивности, транспарентности и многополярности.
1. Balance of Payments Analytic Presentation by country // IMF. – URL: https://data.imf.org/regular.aspx?key=62805740&fbclid=IwAR11OAUs00CC86FynD4rWxKYdi1DZxfmP3RvxdJnAmXHUkWfnZ-jPGP42xM (дата обращения: 24.05.2023).
2. Brazil // IMF. – URL: https://www.imf.org/en/Countries/BRA (дата обращения: 24.05.2023).
3. BRICS Chair 2021: Meetings held by the Reserve Bank of India in January 2021 // Reserve Bank of India. International Department. – January 2021. – URL: https://brics2021.gov.in/BRICSDocuments/Meetings-held-under-Finance-and-Central-Bank-Governors-Ministerial-BRICS-India-2021-January-2021.pdf (дата обращения: 24.05.2023).
4. BRICS Finance Ministers and Central Bank Governors’ Joint Statement // The People’s Bank of China. – June 6, 2022. – URL: http://www.pbc.gov.cn/en/3688110/3688172/4437084/4571480/2022060619555189299.pdf (дата обращения: 24.05.2023).
5. Financial Surveillance // The South African Reserve Bank. – URL: https://www.resbank.co.za/en/home/what-we-do/financial-surveillance/FinSurvFAQ (дата обращения: 24.05.2023).
6. Greetings to BRICS Business Forum participants // President of Russia. – 22.06.2022. – URL: http://en.kremlin.ru/events/president/news/68689 (дата обращения: 24.05.2023).
7. Growth rate of the real gross domestic product (GDP) in the BRICS countries from 2000 to 2028 // Statista. – URL: https://www.statista.com/statistics/741729/gross-domestic-product-gdp-growth-rate-in-the-bric-countries/ (дата обращения: 24.05.2023).
8. India // IMF. – URL: https://www.imf.org/en/Countries/IND (дата обращения: 24.05.2023).
9. Interest Rates, Discount Rate for Brazil // FRED Economic Data. – URL: https://fred.stlouisfed.org/series/INTDSRBRM193N (дата обращения: 24.05.2023).
10. Joint Statement of the 25th ASEAN+3 Finance Ministers' and Central Bank Governors' Meeting // Monetary Authority of Singapore. – URL: https://www.mas.gov.sg/news/media-releases/2022/joint-statement-of-the-25th-asean-plus-3-finance-ministers-and-central-bank-governors-meeting (дата обращения: 24.05.2023).
11. People's Republic of China // IMF. – URL: https://www.imf.org/en/Countries/CHN#data (дата обращения: 24.05.2023).
12. Russian Federation // IMF. – URL: https://www.imf.org/en/Countries/RUS (дата обращения: 24.05.2023).
13. South Africa // IMF. – URL: https://www.imf.org/en/Countries/ZAF (дата обращения: 24.05.2023).
14. USD/INR – Доллар США Индийская рупия // Investing.com. – URL: https://ru.investing.com/currencies/usd-inr (дата обращения: 24.05.2023).
15. World Bank Data. – Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/home
16. Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 июня 2022 года N 61 // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_419086/ (дата обращения: 24.05.2023).
17. Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества // Евразийский фонд стабилизации и развития. – Июнь 2009. – URL: https://efsd.org/upload/iblock/22c/22c8a544d7c91803573f88cf45e9beb0.pdf (дата обращения: 24.05.2023).
18. Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС (Ратифицирован Федеральным законом от 02.05.2015 N 107-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd00000&intelsearch=%EF%F3%EB%E0+%F3%F1%EB%EE%E2%ED%FB%F5+%E2%E0%EB%FE%F2%ED%FB%F5&sort=-1 (дата обращения: 24.05.2023).
19. Международные резервы Российской Федерации // Банк России. – URL: https://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_7d/ (дата обращения: 24.05.2023).
20. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов // Банк России. – URL: https://www.cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2023_2025/ (дата обращения: 24.05.2023).
21. Пекинская декларация XIV саммита БРИКС // Президент России (официальный сайт). – URL: http://special.kremlin.ru/supplement/5819 (дата обращения: 24.05.2023).
22. Силуанов объяснил, почему Россия перешла на расчеты в национальных валютах // ТАСС. – 24.04.2023. – URL: https://tass.ru/ekonomika/17592475 (дата обращения: 24.05.2023).
23. Силуанов сообщил об отсутствии у России доступа к $300 млрд резервов // Ведомости. – 13 марта 2022. – URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2022/03/13/913241-300-mlrd (дата обращения: 24.05.2023).
24. Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
25. Силуанов рассказал о создании странами БРИКС аналога SWIFT // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/09/04/2022/62518a169a79471c2599d6ec?ysclid=lh4wat4s7s838662821 (дата обращения: 24.05.2023).
26. Стратегия Евразийского фонда стабилизации и развития 2022–2026 (утверждена Советом ЕФСР 31 мая 2022 г., Протокол № 78) // Евразийский фонд стабилизации и развития. – Август 2022. – URL: https://efsd.org/upload/iblock/d6b/EFSD_strategy_General_RU.pdf (дата обращения: 24.05.2023).
27. Требование по продаже валютной выручки экспортеров снижено до 50% // Министерство финансов РФ. – 23.05.2022. – URL:https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37926-trebovanie_po_prodazhe_valyutnoi_vyruchki_eksporterov_snizheno_do_50#:~:text=%D0%A1%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B5%D0%B9,%D1%81%2080%25%20%D0%B4%D0%BE%2050%25. (дата обращения: 24.05.2023).
Литература:
28. All about the Liberalised Remittance Scheme (LRS) // The Hongkong and Shanghai Banking Corporation. – URL: https://www.hsbc.co.in/international/liberalised-remittance-scheme/#:~:text=The%20Liberalised%20Remittance%20Scheme%20(LRS)%20is%20part%20of%20the%20Foreign,year%20(April%20%E2%80%93%20March). (дата обращения: 24.05.2023).
29. An Introduction to AMRO Collaborative Research: Can Local Currencies be Used in East Asia’s Regional Financing Arrangement for Liquidity Support? // AMRO. – 29.01.2019. – URL: https://www.amro-asia.org/an-introduction-to-amro-collaborative-research-can-local-currencies-be-used-in-east-asias-regional-financing-arrangement-for-liquidity-support/ (дата обращения: 24.05.2023).
30. Arab Monetary Fund. – Режим доступа: https://www.amf.org.ae/en
31. Arslanalp S., Simpson-Bell C. US Dollar Share of Global Foreign Exchange Reserves Drops to 25-Year Low // IMF. 05.05.2021. – URL: https://www.imf.org/en/Blogs/Articles/2021/05/05/blog-us-dollar-share-of-global-foreign-exchange-reserves-drops-to-25-year-low (дата обращения: 24.05.2023).
32. Asuelime R. A. From Delhi, Durban to Fortaleza: The Birth of New Development Bank and the Contingent Reserve Agreement / Raquel A. Asuelime // Journal of African Union Studies. – 2018. – Vol. 7, Issue 1. – P. 189-209.
33. Biziwick M. The rationale for and potential role of the BRICS Contingent Reserve Arrangement / MayamikoBiziwick, Nicolette Cattaneo& David Fryer // South African Journal of International Affairs. – 2015. – Vol. 22, Issue 3. – P. 307-324.
34. Brazil and Argentina to start preparations for a common currency // Financial Times. – URL: https://www.ft.com/content/5347d263-7f24-4966-8da4-79485d1287b4 (дата обращения: 24.05.2023).
35. Brazil – Foreign Exchange Controls // The International Trade Administration. – URL: https://www.privacyshield.gov/article?id=Brazil-Foreign-Exchange-Controls (датаобращения: 24.05.2023).
36. Brazil has a New Foreign Exchange Law // Laws of Brazil. – 03.01.2023. – URL: https://lawsofbrazil.com/2023/01/03/brazil-has-a-new-foreign-exchange-law/#:~:text=The%20Brazilian%20real%20is%20a,the%20parties%20to%20the%20transaction. (дата обращения: 24.05.2023).
37. Brazil inflation beats forecasts in mid-February, rate cuts still unlikely // Reuters. – 24.02.2023. – URL: https://www.reuters.com/world/americas/brazil-consumer-prices-rise-by-more-than-expected-mid-february-2023-02-24/#:~:text=Brazil%20has%20an%20inflation%20target,a%201.5%2Dpoint%20tolerance%20band. (дата обращения: 24.05.2023).
38. BRICS Economic Bulletin / CRA Research Group. – Bank of Russia, 2020. – 35 p.
39. BRICS Economic Bulletin / CRA Research Group. – Reserve Bank of India, August 2021. – 48 p.
40. BRICS to become a 'safety net' for developing economies // China Daily. – 23.06.2022. – URL: https://global.chinadaily.com.cn/a/202206/23/WS62b3da17a310fd2b29e68181.html (дата обращения: 24.05.2023).
41. Chiang Mai Initiative // Asia Regional Integration Center. – URL: https://aric.adb.org/initiative/chiang-mai-initiative (дата обращения: 24.05.2023).
42. China has an inflation problem. It’s way too low // CNN Business. – 25.04.2023. – URL: https://edition.cnn.com/2023/04/24/economy/china-deflation-economy-intl-hnk/index.html (дата обращения: 24.05.2023).
43. Collaboration between Regional Financing Arrangements and the IMF — background paper / International Monetary Fund. – Washington, D.C.: International Monetary Fund, 2017. – 44 p.
44. FLAR. – Режим доступа: https://flar.com/en/
45. Horn, S., Parks, B., Reinhart, C., and Trebesch, C. China as an International Lender of Last Resort. Working Paper #124 / AidData: A Research Lab at William & Mary. – Williamsburg, VA: AidData at William & Mary. – 2023. – 41 p.
46. India: 2022 Article IV Consultation-Press Release; Staff Report; and Statement by the Executive Director for India / International Monetary Fund. – Washington, D.C.: International Monetary Fund, 2022. – 90 p.
47. India pushes trade in local currency // Voanews. – URL: https://www.voanews.com/a/india-pushes-trade-in-local-currency-/7036963.html (дата обращения: 24.05.2023).
48. India's forex reserves rises to 11-month high of $595.98 billion // The Economic Times. – 12.05.2023. – URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/indicators/indias-forex-reserves-up-7-2-billion-to-595-98-billion/articleshow/100187372.cms?from=mdr (дата обращения: 24.05.2023).
49. India's forex reserves up $6.31 billion to $584.76 billion, at 9-month high // The Economic Times. – 14.04.2023. – URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/indicators/indias-forex-reserves-rises-by-usd-6-3-billion-to-usd-584-755-billion/articleshow/99488480.cms (дата обращения: 24.05.2023).
50. India’s retail inflation eases to 18-month low of 4.7% in April // The Indian Express. – 12.05.2023. – URL: https://indianexpress.com/article/business/economy/india-april-consumer-price-index-cpi-inflation-8605836/ (дата обращения: 24.05.2023).
51. LissovolikYaroslav. BRICS+ as an Anti-Crisis Platform for the Global South // The Valdai Discussion Club. – 28.08.2020. – URL: https://valdaiclub.com/a/highlights/brics-as-an-anti-crisis-platform/ (дата обращения: 24.05.2023).
52. Local Currency Contribution to the Chiang Mai Initiative Multilateralisation // AMRO. – 29.01.2019. – URL: https://www.amro-asia.org/local-currency-contribution-to-the-chiang-mai-initiative-multilateralisation/ (дата обращения: 24.05.2023).
53. Mazenda A. The rise of BRICS development finance institutions: A comprehensive look into the New Development Bank and the Contingency Reserve Arrangement / AdrinoMazenda, RonneyNcwadi // African East-Asian Affairs. – December 2016. – Issue 3. – P. 96-123.
54. Pandit P. Delivering ‘public goods’ and the changing financial architecture: can BRICS meet expectations? / Priyanka Pandit // Third World Thematics: A TWQ Journal. – 2019. Vol. 4, Issue 6. – P. 475-488
55. Possible Modality of Local Currency Contribution to East Asia’s Regional Financing Arrangement // AMRO. – 31.01.2019. – URL: https://www.amro-asia.org/possible-modality-of-local-currency-contribution-to-east-asias-regional-financing-arrangement/ (дата обращения: 24.05.2023).
56. Prokopenko A. The Risks of Russia’s Growing Dependence on the Yuan // Carnegie Endowment for International Peace. – 02.02.2023. – URL: https://carnegieendowment.org/politika/88926 (дата обращения: 24.05.2023).
57. Rao B.M. Macroeconomic costs of currency crises in BRICS: an empirical analysis / Balaga Mohana Rao & Puja Padhi // Macroeconomics and Finance in Emerging Market Economies. – 2020. – Vol. 13, Issue 3. – P. 223-243.
58. Regulations on foreign currency exchange // International Practice Group. – 08.07.2019. – URL: https://www.ipg-online.org/news/item/105/ (дата обращения: 24.05.2023).
59. Renminbi’s share of trade finance doubles since start of Ukraine war // Financial Times. – URL: https://www.ft.com/content/6d5bbdbc-9f5d-41b2-ba80-7d8ac3973cf3 (дата обращения: 24.05.2023).
60. Rupee at Low Even as India Spends $100 Billion in a Year // Bloomberg. – 23.09.2022. – URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-23/rupee-at-low-even-as-india-spends-100-billion-from-reserves (дата обращения: 24.05.2023).
61. S.Africa to call it a wrap on current hikes with last 25 bps on March 30 // Reuters. – 20.03.2023. – URL: https://www.reuters.com/markets/rates-bonds/safrica-call-it-wrap-current-hikes-with-last-25-bps-march-30-2023-03-20/ (дата обращения: 24.05.2023).
62. South Africa Feb inflation higher than forecast as power cuts bite // Reuters. – 22.03.2023. – URL: https://www.reuters.com/world/africa/south-africa-consumer-inflation-higher-than-forecast-70-yy-february-2023-03-22/ (дата обращения: 24.05.2023).
63. Steil B., Walker D. Is the BRICS Contingent Reserve Arrangement a Substitute for the IMF? // Council on Foreign Relations. – August 6, 2014. – URL: https://www.cfr.org/blog/brics-contingent-reserve-arrangement-substitute-imf (дата обращения: 24.05.2023).
64. The US dollar is getting stronger: African countries are feeling the pain and have few policy options // The Conversation. – 23.11.2022. – URL: https://theconversation.com/the-us-dollar-is-getting-stronger-african-countries-are-feeling-the-pain-and-have-few-policy-options-195023 (дата обращения: 24.05.2023).
65. Towards a long-term strategy for BRICS. A proposal by the BRICS Think Tanks Council / Institute for Applied Economic Research (Brazil). – Institute for Applied Economic Research, 2015. – 188 p.
66. Vumendlini-Schallk V. BRICS New Development Bank and Contingent Reserve Arrangement: Presentation to Parliamentary Committees / National Treasury. Republic of South Africa // Parliamentary Monitoring Group. – 28 April, 2015. – URL: https://static.pmg.org.za/150428BRICS_Bank.pdf (дата обращения: 24.05.2023).
67. Yuan tops euro as Brazil's second currency in foreign reserves // Reuters. – 31.03.2023. – URL: https://www.reuters.com/article/brazil-economy-fx-idUSL1N3632DU (дата обращения: 24.05.2023).
68. Zongyuan Z. L., Papa M. Can BRICS De-dollarize the Global Financial System? / Zongyuan Zoe Liu, Mihaela Papa. – Elements in the Economics of Emerging Markets. – Cambridge: Cambridge University Press, 2022. – 94 p.
69. Антонова В.С., Фокина А.А. Развитие финансовых институтов БРИКС: Новый банк развития и Пул условных валютных резервов // В.С. Антонова, А.А. Фокина // Время научного прогресса. – Сборник научных трудов по материалам VIII Международной конференции 06 декабря 2022 г. – Волгоград: Сфера, 2022. – 76 с. – С. 45-58.
70. Банк России возобновил публикацию данных о составе международных резервов // Forbes. – URL: https://www.forbes.ru/investicii/486523-bank-rossii-vozobnovil-publikaciu-dannyh-o-sostave-mezdunarodnyh-rezervov (дата обращения: 24.05.2023).
71. Белкина О. Ускоренное таяние: мировые валютные резервы уменьшаются на глазах //Известия. – 17.10.2022. – URL: https://iz.ru/1410495/oksana-belkina/uskorennoe-taianie-mirovye-valiutnye-rezervy-umenshaiutsia-na-glazakh (дата обращения: 24.05.2023).
72. Главная цифра в экономике: Центробанк сохранил ключевую ставку на уровне 7,5% // ТАСС. – 28.04.2023. – URL: https://tass.ru/ekonomika/17007933 (дата обращения: 24.05.2023).
73. Горбунова М.Л. Пул условных валютных резервов БРИКС в системе режимов многостороннего управления мировыми финансами / М.Л. Горбунова, Е.Ю. Ливанова, Н.К. Елизарова, В.Н. Овчинников // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2017. – № 4. – С. 7-18.
74. Евразийский фонд стабилизации и развития. – Режим доступа: https://efsd.org/
75. Жариков М.В. Финансовый минилатерализм как инструмент антикризисной политики стран БРИКС / М.В. Жариков // Общество: политика, экономика, право. – 2017. – № 6.
76. Лавров пообещал обсудить на саммите БРИКС создание новой валюты // РБК. – 25.01.2023. – URL: https://www.rbc.ru/economics/25/01/2023/63d174ca9a79477141f3e2c5 (дата обращения: 24.05.2023).
77. Лексютина Я.В. Усилия БРИКС по изменению мировой валютно-финансовой системы /Я.В. Лексютина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 11. – С. 143-157.
78. Лисоволик Я. Россия-2022: макроэкономическая стабильность как приоритет // Международный дискуссионный клуб «Валдай». – 11.02.2022. – URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/makroekonomicheskaya-stabilnost-kak-prioritet/?sphrase_id=518750 (дата обращения: 24.05.2023).
79. МВФ рекомендовал России инвестировать резервы в бумаги западных стран // РБК. – 24.05.2019. – URL:https://www.rbc.ru/economics/24/05/2019/5ce813dd9a7947a54edb46ea (дата обращения: 24.05.2023).
80. Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС // TV BRICS. – 12.12.2019. – URL: https://tvbrics.com/news/mekhanizm-mezhbankovskogo-sotrudnichestva-briks/ (дата обращения: 24.05.2023).
81. Назаретян С.Р. О перспективах перехода на расчеты в национальных валютах в рамках БРИКС / С.Р. Назаретян // Вестник университета. – 2015. – № 10. – С. 234-236.
82. Платежный баланс и внешнеэкономические связи // Росстат. – URL: https://gks.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d000/i000490r.htm (дата обращения: 24.05.2023).
83. Резервная валюта БРИКС: пути формирования // Международный дискуссионный клуб «Валдай». – 14.11.2022. – URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rezervnaya-valyuta-briks-puti-formirovaniya/ (дата обращения: 24.05.2023).
84. Рожеловская Е.Д., Стаценко С.С. Особенности валютного регулирования в КНР // Скиф. – 09.02.2022. – URL: https://sciff.ru/osobennosti-valjutnogo-regulirovanija-v-knr/ (дата обращения: 24.05.2023).
85. Российские банки переходят на CIPS, китайский аналог SWIFT // CNews. – 12/07/2022. – URL: https://www.cnews.ru/news/top/2022-07-12_rossijskie_banki_perehodyat?ysclid=lh4w6fle55986251534 (дата обращения: 24.05.2023).
86. Россия и Иран ведут порядка 80% взаиморасчетов в рублях и риалах // ТАСС. – 17.05.2023. – URL: https://tass.ru/ekonomika/17772221 (дата обращения: 24.05.2023).
87. Танго вдвоем: Китай и Аргентина переходят на расчеты в национальных валютах // Известия. – 23.05.2023. – URL: https://iz.ru/1516525/sofia-smirnova/tango-vdvoem-kitai-i-argentina-perekhodiat-na-raschety-v-natcionalnykh-valiutakh (дата обращения: 24.05.2023).
88. Тарасова Г.М., Лю Инин. Особенности формирования и развития валютной политики России и Китая / Г.М. Тарасова // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 11. – С. 178-182.
89. Тегеран предложил России, Китаю и Индии новую валюту для взаимных расчетов // Эксперт. – 03.06.2022. – URL: https://expert.ru/2022/06/3/novaya-valyuta/ (дата обращения: 24.05.2023).
90. Ткаченко Станислав. Реформирование Бреттон-Вудской системы: основные пути // Международный дискуссионный клуб «Валдай». – 18.07.2022. – URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/reformirovanie-bretton-vudskoy-sistemy/ (дата обращения: 24.05.2023).
91. Хмелевская Н.Г. Пул условных валютных резервов БРИКС в аспекте достаточности международных (золотовалютных) резервов / Н.Г. Хмелевская // Деньги и кредит. – 2016. – № 2. – С. 42-49.
92. Хмелевская Н.Г. Реальные контуры и ориентиры валютного партнерства БРИКС для содействия торговле и инвестициям / Н.Г. Хмелевская // Вестник международных организаций. – 2015. – Т. 10. – № 2. – С. 70-88.
93. Чирков М., Казелько А. Новый банк развития БРИКС: второй Бреттон-Вудс или альтернативная концепция с собственным будущим? // Международный дискуссионный клуб «Валдай». – 02.09.2022. – URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/novyy-bank-razvitiya-briks-bretton-vuds/ (дата обращения: 24.05.2023).
94. Что такое дефляция, чем она опасна и будет ли в России // РБК. – 13.07.2022. – URL: https://quote.rbc.ru/news/article/62cbfe0b9a79473252ff662d#p3 (дата обращения: 24.05.2023).
95. Экономический Бюллетень БРИКС 2020. Резюме // Банк России. – URL: https://www.cbr.ru/today/ms/smo/brics/r2020/ (дата обращения: 24.05.2023).
96. Эксперт Еременко оценил попытки Китая увеличить объем золотых резервов // Риамо. – 23.04.2023. – URL: https://riamo.ru/article/635324/ekspert-eremenko-otsenil-popytki-kitaya-uvelichit-ob-em-zolotyh-rezervov (дата обращения: 24.05.2023).