ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ 11
§ 1.1. Публичная дипломатия как инструмент «мягкой силы» 11
§ 1.2. Теоретические и хронологические рамки публичной дипломатии 17
§ 1.3. Ведомства и институты публичной дипломатии США 23
ГЛАВА II. ОТНОШЕНИЕ США С ОТДЕЛЬНЫМИ СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 27
§ 2.1. Отношение США с Узбекистаном 27
§ 2.1.1. Торгово-экономическое сотрудничество 34
§ 2.1. Отношение США с Казахстаном 40
§ 2.1.2. Безопасность и стратегические отношения между Казахстаном и США 43
§ 2.2.2. Отношения США и Казахстана в сфере энергетике и экономики 48
ГЛАВА III. ПУБЛИЧНАЯ И ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 53
§ 3.1. Публичная дипломатия в странах Центральной Азии 53
§ 3.2. Цифровая дипломатия США в Центральной Азии 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Источники 81
Материалы средства массовой информации 87
Литература 90
ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ 11
§ 1.1. Публичная дипломатия как инструмент «мягкой силы» 11
§ 1.2. Теоретические и хронологические рамки публичной дипломатии 17
§ 1.3. Ведомства и институты публичной дипломатии США 23
ГЛАВА II. ОТНОШЕНИЕ США С ОТДЕЛЬНЫМИ СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 27
§ 2.1. Отношение США с Узбекистаном 27
§ 2.1.1. Торгово-экономическое сотрудничество 34
§ 2.1. Отношение США с Казахстаном 40
§ 2.1.2. Безопасность и стратегические отношения между Казахстаном и США 43
§ 2.2.2. Отношения США и Казахстана в сфере энергетике и экономики 48
ГЛАВА III. ПУБЛИЧНАЯ И ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 53
§ 3.1. Публичная дипломатия в странах Центральной Азии 53
§ 3.2. Цифровая дипломатия США в Центральной Азии 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Источники 81
Материалы средства массовой информации 87
Литература 90
В современное время, когда в мире развивается сложная международная обстановка, становится актуальным создание и развитие инструментов, которые смогут оказывать влияние на общество в тех странах, которые необходимо подчинить своим интересам. Часто с этим справляются институты публичной дипломатии. С их помощью странам намного проще внедрять инструмент «мягкой силы» (soft power) в свою внешнюю политику. Другими словами, в динамичных реалиях государства должны изобретать или изменять свою публичную дипломатию, чтобы заставить других следовать своим правилам, не прибегая к военным ресурсам.
После распада Советского Союза американская публичная дипломатия начала работать в новых независимых государствах постсоветского пространства, в том числе в постсоветской Центральной Азии. В этом регионе публичная дипломатия США не ограничивается разъяснением американской внешней политики местной общественности и принятием мер по улучшению имиджа США, а очень динамично становится одним из инструментов достижения тактических и стратегических целей внешней политики США. Активное использование публичной дипломатии после террористического акта 11 сентября 2001 года привело к прочному закреплению данного инструмента в политической сфере Соединенных Штатов Америки. Развитие цифровых технологий и Интернета привело к переосмыслению методов реализации публичной дипломатии и вызвало широкий интерес к данной области среди правительств различных стран и негосударственных акторов.
На фоне этого, актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время невоенные методы влияния являются мощным внешнеполитическим инструментом. Развивая «мягкую силу», многие государства и негосударственные акторы все чаще обращаются к публичной дипломатии как к способу продвижения своих интересов на международной арене. Это делает данную сферу актуальной как в политическом, так и в научном дискурсе. Новые проведенные реформы публичной дипломатии прошлого десятилетия в ответ на внешние и внутренние проблемы и вызовы, требует оценки и анализа. А также использование публичной дипломатии в рамках контртеррористической борьбы делает эту тему актуальной для исследования на фоне расширения пропаганды, распространяемой террористическими организациями в социальных сетях.
Объектом данного исследования выступает внешняя политика США в страх Центральной Азии с момента приобретения их независимости с 1991 по 2022 г.
Предметом исследования являются механизмы и инструменты публичной дипломатии США в контексте двусторонних отношений со странами Центральной Азии, в частности с Казахстаном и Узбекистаном.
Хронологические рамки исследования охватывают внешнюю политику США от администрации Клинтона в 1990-х годах до администрации Байдена, в наше время.
Цель исследования – выявить механизмы и инструменты публичной дипломатии США в странах Центральной Азии, их влияния на правительства региона и их перспективы существования.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1) Произвести хронологический анализ появления и развития «современной» публичной дипломатии США, определить особенности и причины изменения публичной дипломатии в контексте стратегий национальной безопасности США. Для того, чтобы найти отправную точку к изменениям в целях и задачах публичной дипломатии США, произвести хронологический анализ центральноазиатско-американских отношений;
2) Разработать и методологию, с помощью которой будет произведено качественное измерение форм публичной дипломатии США после приобретения независимости республик Центральной Азии. Согласно методологии произвести анализ формы публичной дипломатии США, оценить потенциальный эффект воздействия и сделать соответствующие выводы;
3) В рамках теоретических рамок и концепций определить предметное поле публичной дипломатии и его разграничение с предметными полями мягкой силы, культурной дипломатии и другими родственными понятиями;
4) Проанализировать механизмы цифровой дипломатии США в станах Центральной Азии.
Методологическая основа исследования определяется характером объекта и предмета исследования, страновой спецификой формирования публичной дипломатии США в Центральной Азии, а также сложностью и недостаточной изученностью проблемы в этой области.
Сравнительный анализ способствовал лучшему пониманию степени различия публичной дипломатии США в странах Центральной Азии.
В теоретической части работы был использован метод периодизации для выявления этапов становления понятия публичная дипломатия в американском политическом дискурсе.
Другим методом в раскрытии темы стал системный подход, так как через основы и функции системы удалось исследовать роль и значение факторов публичной дипломатии США.
Таким образом, теоретико-методологическую основу данного исследования составили фундаментальные теории и научные методы и подходы, что позволило построить многоуровневую систему выявления публичной дипломатии США как инструмента «мягкой силы».
Теоретические основы исследования и историография.
Теоретические рамки исследования охватывают как теорию публичной дипломатии, мягкой силы, так и теорию конструктивизма.
Теоретической основой для разработки этой диссертации послужили работы Дж. Ная, Э. Гилбоа, Дж Мелиссена, Н. Кулла и М. Леонарда. Каждый из них способствовал формированию общей концепции публичной дипломатии и «мягкой силы».
К следующей группе можно отнести работы, в которых раскрываются основные черты политики публичной дипломатии и «мягкой силы» США (Филимонов Г. Ю., Фоминых А. Е., Кубышкин А. И., Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О. и др.). В эту группу также входят диссертации и авторефераты, посвященные изучению исследовательских проблем (например, работы Попова Д. С., Фоминых А. Е., Цветковой Н.А. и др.).
В работах российского американиста Кубышкина А. И., рассматривается роль программы Ф. Фулбрайта в осуществлении внешней политики США в области культуры, в развитии международных программ американских ВУЗов.
Теоретическую основу диссертации составили работы ученых системного подхода (Г. Алмонд, С. Верба ), конструктивизма (А. Вендт, Б. Бузан, О. Вевер ), а также институционального и неоинституционального подходов. (Митрани Д., Эрнст Х. ).
Кроме того, авторы анализируют публичную дипломатию через призму политического реализма, рассматривающего государство как главного актора мировой политики, и анализируют динамику публичной дипломатии, авторы используют теорию неолиберализма, в основе которой лежит тезис неизбежность смещения структуры власти от военной мощи государств в пользу «мягкой силы». Понятие «мягкой силы», разработанное в рамках теории неолиберализма и позволяющее государствам добиваться своих внутри и внешнеполитических целей посредством убеждения, дополняется понятием «мягкой силы», введенным автором Дж. Наем.
Особое место в данной работе занимает конструктивистский подход, поскольку он состоит из конструкторов, возникающие в процессе социального действия, которое позволяет исследовать многие явления не как отдельные акты, а как общую структуру, то есть система взаимодействий между людьми, чьи интересы и цели также являются социальными конструктами. Кроме того, данный подход, ориентирован на «точную историческую реконструкцию», на поиски «небольших истин» и объяснение, «почему мировая политика такая, а не наоборот…», позволяет изучать конкретные факторы публичной дипломатии США.
Термин конструктивизм появился в международных теориях в 1980-е годы как реакция на неореализм и неолиберализм, в основе которых лежит предположение о том, что международные отношения формируются на стремлении государств к большей власти и богатству. Конструктивисты сосредотачиваются на «идеях, которые могут трансформировать мировую политику, формировать идентичности и интересы акторов, а также определять легитимность тех или иных действий» . Эта теория стала широко использоваться в науке о международных отношениях после окончания холодной войны, когда советская идеология, по сути, лишилась поддержки в Восточном блоке, что привело к распаду СССР.
Действительно, представители конструктивистской школы мысли предлагают интересную позицию в публичной дипломатии, объясняя контекст, в котором она практикуется. В отличие от реалистических и либеральных теорий конструктивизм утверждает, что государственные интересы социально сконструированы, что международные отношения определяются как социально-сконструированные образования, на формирование которых влияют исторические или социально-экономические процессы, то есть они приобретают свою форму через социальную практику и взаимодействие разных акторов между собой . Такие термины, как «нормы», «идентичность», «социальное взаимодействие» и «предпочтения» являются центральными для сторонников конструктивисткой теории. Также, согласно этой теории, восприятие иностранной публики чрезвычайно важно в определении поведения участников международных отношений и их позиции в мировой политике. Внешний образ акторов, продвигаемый публичной дипломатией, состоит из множества норм, отражающих ее идентичность, ценности и политику.
Публичная дипломатия во многом определяется тем, как участники международных отношений взаимодействуют с зарубежной общественностью, как правило, с целью изменения в лучшую сторону восприятия их образа в другой стране. Публичная дипломатия может включать в себя элементы образования, передачи определенной информации, культурные программы, направленные на привлечение иностранных граждан и повышение взаимопонимания. Публичная дипломатия часто осуществляется на правительственном уровне, но теперь может осуществляться и негосударственными субъектами. Она также может быть иерархичной или основанной на сетевом принципе.
Конечно, на данном этапе трудно определить границы публичной дипломатии, особенно если рассматривать все вертикальные, горизонтальные, сетевые и информационные формы участия. Тем не менее М. Кросс предлагает сохранить такой широкий взгляд на публичную дипломатию. Она утверждает, что разделение публичной дипломатии на формальную и неформальную, целевые и нецелевые действия может показаться необходимым, но на практике это недостижимо, а результаты будут ограниченными . Более важным является процесс вовлечения иностранной общественности посредством публичной дипломатии.
По мнению Кросса, публичная дипломатия — это «коммуникация нарративов», воплощающие в себе основные социальные нормы. Нарративы — это истории о «человеческого опыта временного характера», нормы — это устойчивые убеждения о том, что правильно, а что нет. Нормы связаны с формированием доминирующих ценностей общества. В свою очередь, передача нарративов происходят самыми разными способами: через средства массовой информации, известность определенных людей, обсуждение исторических нарративов и т. д.
Концепция нарратива как мягкого и добровольного общения отражает суть публичной дипломатии. Ведь главная особенность всех инструментов «мягкой силы» в том, что они добровольные. С этой точки зрения нам представляется возможным выделить два следствия влияния публичной дипломатии:
1) Если зарубежная общественность считает чужие нормы привлекательными, то государство отвечает соответствующей активностью в положительном для актор-принципала;
2) Если иностранная общественность не принимает и не понимает чужой нарратив или считает нормы неподходящими, то правительство не будет реагировать.
Во втором случае актор публичной дипломатии своими действиями не добьется успеха и не укрепит свою «мягкую силу». Поэтому успешная публичная дипломатия имеет большое значение для позиции актора в мировой политике, поскольку это ключевой процесс, лежащий в основе «мягкой силы». Эмпирическое исследование публичной дипломатии также позволяет нам увидеть, когда «мягкая сила» могла бы увеличивается или уменьшается, и до какой степени могут распространяться нормы.
Эффективность публичной дипломатии зависит от того, насколько транслируемые нормы принимаются зарубежной общественностью. Распространение норм может быть как слабым, так и сильным. В первом случае результатом будет понимание или признание определенной нормы, во втором - ее принятие и реализация в обществе. Коммуникация происходит через различные нарративы, не обязательно через целенаправленную публичную дипломатию.
Источниковая база исследования представлена тремя группами источников:
1) Нормативно-правовые документы, акты, отчеты органов государственной власти США и стран Центральной Азии;
2) Материалы официальных сайтов органов государственной власти США и стран Центральной Азии;
3) Материалы американских, среднеазиатских и российских авторитетных СМИ.
Кроме того, в диссертации использованы материалы и публикации по вопросам публичной дипломатии, опубликованные в печатных изданиях, а также в сети Интернет.
Научная новизна.
В исследовательской работе впервые сделана попытка провести комплексное исследование процесса разработки и проведения современной публичной дипломатии США в странах Центральной Азии.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
После распада Советского Союза американская публичная дипломатия начала работать в новых независимых государствах постсоветского пространства, в том числе в постсоветской Центральной Азии. В этом регионе публичная дипломатия США не ограничивается разъяснением американской внешней политики местной общественности и принятием мер по улучшению имиджа США, а очень динамично становится одним из инструментов достижения тактических и стратегических целей внешней политики США. Активное использование публичной дипломатии после террористического акта 11 сентября 2001 года привело к прочному закреплению данного инструмента в политической сфере Соединенных Штатов Америки. Развитие цифровых технологий и Интернета привело к переосмыслению методов реализации публичной дипломатии и вызвало широкий интерес к данной области среди правительств различных стран и негосударственных акторов.
На фоне этого, актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время невоенные методы влияния являются мощным внешнеполитическим инструментом. Развивая «мягкую силу», многие государства и негосударственные акторы все чаще обращаются к публичной дипломатии как к способу продвижения своих интересов на международной арене. Это делает данную сферу актуальной как в политическом, так и в научном дискурсе. Новые проведенные реформы публичной дипломатии прошлого десятилетия в ответ на внешние и внутренние проблемы и вызовы, требует оценки и анализа. А также использование публичной дипломатии в рамках контртеррористической борьбы делает эту тему актуальной для исследования на фоне расширения пропаганды, распространяемой террористическими организациями в социальных сетях.
Объектом данного исследования выступает внешняя политика США в страх Центральной Азии с момента приобретения их независимости с 1991 по 2022 г.
Предметом исследования являются механизмы и инструменты публичной дипломатии США в контексте двусторонних отношений со странами Центральной Азии, в частности с Казахстаном и Узбекистаном.
Хронологические рамки исследования охватывают внешнюю политику США от администрации Клинтона в 1990-х годах до администрации Байдена, в наше время.
Цель исследования – выявить механизмы и инструменты публичной дипломатии США в странах Центральной Азии, их влияния на правительства региона и их перспективы существования.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1) Произвести хронологический анализ появления и развития «современной» публичной дипломатии США, определить особенности и причины изменения публичной дипломатии в контексте стратегий национальной безопасности США. Для того, чтобы найти отправную точку к изменениям в целях и задачах публичной дипломатии США, произвести хронологический анализ центральноазиатско-американских отношений;
2) Разработать и методологию, с помощью которой будет произведено качественное измерение форм публичной дипломатии США после приобретения независимости республик Центральной Азии. Согласно методологии произвести анализ формы публичной дипломатии США, оценить потенциальный эффект воздействия и сделать соответствующие выводы;
3) В рамках теоретических рамок и концепций определить предметное поле публичной дипломатии и его разграничение с предметными полями мягкой силы, культурной дипломатии и другими родственными понятиями;
4) Проанализировать механизмы цифровой дипломатии США в станах Центральной Азии.
Методологическая основа исследования определяется характером объекта и предмета исследования, страновой спецификой формирования публичной дипломатии США в Центральной Азии, а также сложностью и недостаточной изученностью проблемы в этой области.
Сравнительный анализ способствовал лучшему пониманию степени различия публичной дипломатии США в странах Центральной Азии.
В теоретической части работы был использован метод периодизации для выявления этапов становления понятия публичная дипломатия в американском политическом дискурсе.
Другим методом в раскрытии темы стал системный подход, так как через основы и функции системы удалось исследовать роль и значение факторов публичной дипломатии США.
Таким образом, теоретико-методологическую основу данного исследования составили фундаментальные теории и научные методы и подходы, что позволило построить многоуровневую систему выявления публичной дипломатии США как инструмента «мягкой силы».
Теоретические основы исследования и историография.
Теоретические рамки исследования охватывают как теорию публичной дипломатии, мягкой силы, так и теорию конструктивизма.
Теоретической основой для разработки этой диссертации послужили работы Дж. Ная, Э. Гилбоа, Дж Мелиссена, Н. Кулла и М. Леонарда. Каждый из них способствовал формированию общей концепции публичной дипломатии и «мягкой силы».
К следующей группе можно отнести работы, в которых раскрываются основные черты политики публичной дипломатии и «мягкой силы» США (Филимонов Г. Ю., Фоминых А. Е., Кубышкин А. И., Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О. и др.). В эту группу также входят диссертации и авторефераты, посвященные изучению исследовательских проблем (например, работы Попова Д. С., Фоминых А. Е., Цветковой Н.А. и др.).
В работах российского американиста Кубышкина А. И., рассматривается роль программы Ф. Фулбрайта в осуществлении внешней политики США в области культуры, в развитии международных программ американских ВУЗов.
Теоретическую основу диссертации составили работы ученых системного подхода (Г. Алмонд, С. Верба ), конструктивизма (А. Вендт, Б. Бузан, О. Вевер ), а также институционального и неоинституционального подходов. (Митрани Д., Эрнст Х. ).
Кроме того, авторы анализируют публичную дипломатию через призму политического реализма, рассматривающего государство как главного актора мировой политики, и анализируют динамику публичной дипломатии, авторы используют теорию неолиберализма, в основе которой лежит тезис неизбежность смещения структуры власти от военной мощи государств в пользу «мягкой силы». Понятие «мягкой силы», разработанное в рамках теории неолиберализма и позволяющее государствам добиваться своих внутри и внешнеполитических целей посредством убеждения, дополняется понятием «мягкой силы», введенным автором Дж. Наем.
Особое место в данной работе занимает конструктивистский подход, поскольку он состоит из конструкторов, возникающие в процессе социального действия, которое позволяет исследовать многие явления не как отдельные акты, а как общую структуру, то есть система взаимодействий между людьми, чьи интересы и цели также являются социальными конструктами. Кроме того, данный подход, ориентирован на «точную историческую реконструкцию», на поиски «небольших истин» и объяснение, «почему мировая политика такая, а не наоборот…», позволяет изучать конкретные факторы публичной дипломатии США.
Термин конструктивизм появился в международных теориях в 1980-е годы как реакция на неореализм и неолиберализм, в основе которых лежит предположение о том, что международные отношения формируются на стремлении государств к большей власти и богатству. Конструктивисты сосредотачиваются на «идеях, которые могут трансформировать мировую политику, формировать идентичности и интересы акторов, а также определять легитимность тех или иных действий» . Эта теория стала широко использоваться в науке о международных отношениях после окончания холодной войны, когда советская идеология, по сути, лишилась поддержки в Восточном блоке, что привело к распаду СССР.
Действительно, представители конструктивистской школы мысли предлагают интересную позицию в публичной дипломатии, объясняя контекст, в котором она практикуется. В отличие от реалистических и либеральных теорий конструктивизм утверждает, что государственные интересы социально сконструированы, что международные отношения определяются как социально-сконструированные образования, на формирование которых влияют исторические или социально-экономические процессы, то есть они приобретают свою форму через социальную практику и взаимодействие разных акторов между собой . Такие термины, как «нормы», «идентичность», «социальное взаимодействие» и «предпочтения» являются центральными для сторонников конструктивисткой теории. Также, согласно этой теории, восприятие иностранной публики чрезвычайно важно в определении поведения участников международных отношений и их позиции в мировой политике. Внешний образ акторов, продвигаемый публичной дипломатией, состоит из множества норм, отражающих ее идентичность, ценности и политику.
Публичная дипломатия во многом определяется тем, как участники международных отношений взаимодействуют с зарубежной общественностью, как правило, с целью изменения в лучшую сторону восприятия их образа в другой стране. Публичная дипломатия может включать в себя элементы образования, передачи определенной информации, культурные программы, направленные на привлечение иностранных граждан и повышение взаимопонимания. Публичная дипломатия часто осуществляется на правительственном уровне, но теперь может осуществляться и негосударственными субъектами. Она также может быть иерархичной или основанной на сетевом принципе.
Конечно, на данном этапе трудно определить границы публичной дипломатии, особенно если рассматривать все вертикальные, горизонтальные, сетевые и информационные формы участия. Тем не менее М. Кросс предлагает сохранить такой широкий взгляд на публичную дипломатию. Она утверждает, что разделение публичной дипломатии на формальную и неформальную, целевые и нецелевые действия может показаться необходимым, но на практике это недостижимо, а результаты будут ограниченными . Более важным является процесс вовлечения иностранной общественности посредством публичной дипломатии.
По мнению Кросса, публичная дипломатия — это «коммуникация нарративов», воплощающие в себе основные социальные нормы. Нарративы — это истории о «человеческого опыта временного характера», нормы — это устойчивые убеждения о том, что правильно, а что нет. Нормы связаны с формированием доминирующих ценностей общества. В свою очередь, передача нарративов происходят самыми разными способами: через средства массовой информации, известность определенных людей, обсуждение исторических нарративов и т. д.
Концепция нарратива как мягкого и добровольного общения отражает суть публичной дипломатии. Ведь главная особенность всех инструментов «мягкой силы» в том, что они добровольные. С этой точки зрения нам представляется возможным выделить два следствия влияния публичной дипломатии:
1) Если зарубежная общественность считает чужие нормы привлекательными, то государство отвечает соответствующей активностью в положительном для актор-принципала;
2) Если иностранная общественность не принимает и не понимает чужой нарратив или считает нормы неподходящими, то правительство не будет реагировать.
Во втором случае актор публичной дипломатии своими действиями не добьется успеха и не укрепит свою «мягкую силу». Поэтому успешная публичная дипломатия имеет большое значение для позиции актора в мировой политике, поскольку это ключевой процесс, лежащий в основе «мягкой силы». Эмпирическое исследование публичной дипломатии также позволяет нам увидеть, когда «мягкая сила» могла бы увеличивается или уменьшается, и до какой степени могут распространяться нормы.
Эффективность публичной дипломатии зависит от того, насколько транслируемые нормы принимаются зарубежной общественностью. Распространение норм может быть как слабым, так и сильным. В первом случае результатом будет понимание или признание определенной нормы, во втором - ее принятие и реализация в обществе. Коммуникация происходит через различные нарративы, не обязательно через целенаправленную публичную дипломатию.
Источниковая база исследования представлена тремя группами источников:
1) Нормативно-правовые документы, акты, отчеты органов государственной власти США и стран Центральной Азии;
2) Материалы официальных сайтов органов государственной власти США и стран Центральной Азии;
3) Материалы американских, среднеазиатских и российских авторитетных СМИ.
Кроме того, в диссертации использованы материалы и публикации по вопросам публичной дипломатии, опубликованные в печатных изданиях, а также в сети Интернет.
Научная новизна.
В исследовательской работе впервые сделана попытка провести комплексное исследование процесса разработки и проведения современной публичной дипломатии США в странах Центральной Азии.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Впервые годы своей независимости страны Центральной Азии были геополитически ориентированы на Запад, включая западные политические институты, структуры безопасности и модели экономических реформ и развития. Не всегда удачно осуществленный переход к рыночной экономике и либеральные реформы не встречали серьезного политического и идеологического сопротивления в регионе, поскольку убедительных альтернативных моделей просто не существовало. На протяжении многих лет Запад был основным источником экономической и технической помощи странам Центральной Азии. По реализации энергетического потенциала региона первые инициативы были предложены Западом и поддержаны правительствами и компаниями США и Европы. Государства Центральной Азии вышли на международную арену в основном через западные организации. Некоторое время спустя усилиями американской дипломатии были заключены взаимные соглашения с новыми независимыми государствами, которые прямо или косвенно легализовали деятельность иностранных «демократических» эмиссаров на их территории. 19 мая 1993 года в Вашингтоне было подписано соглашение между США и Кыргызстаном о сотрудничестве по послаблению оказание помощи. Документ упростил работу Агентства США по международному развитию (USAID), американских фондов и гуманитарных организаций в Киргизской республике; освободил их от пошлин, налогов и сборов с ввозимого имущества и с доходов иностранных рабочих; предоставил дипломатический статус гражданскому и военному персоналу правительства США, размещенному в связи с программами США в республике. В феврале 1994 года в Казахстане было подписана Хартия по демократическому партнерству, в соответствии с которой республика признает свою приверженность рыночным реформам, уважению прав человека и демократизации общества и государства. Норма о необходимости «активизации демократических преобразований» содержится и в принятой в марте 2002 года Декларации о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и США. Эти и другие подобные соглашения открыли Среднюю Азию многочисленным американским и европейским неправительственным организациям, агентствам, фондам, СМИ, а в Кыргызстане и Казахстане для них были созданы максимально комфортные условия работы в регионе.
Инфраструктура «мягкой силы» состояла из нескольких компонентов. Были созданы административные учреждения для местной администрации. Агентство США по международному развитию учредило миссию по Центральной Азии в Алматы, которая расположила четыре офиса в Астане, Ашхабаде, Ташкенте и в Душанбе. В Кыргызстане открылась независимая миссия USAID. При посольствах США были организованы «демократические комиссии» по распределению малых грантов. Программы Корпуса мира, имеющие статус агентства в рамках Государственного департамента США, распространяются на Центральную Азию. Один из самых молодых институтов развития США, корпорация «Корпорация Вызовы Тысячелетия» (MCC), временно сделала себе имя в регионе.
Несмотря на все эти меры и финансирования, они не являются значительными, хотя бы по сравнению с другими странами мира. Это связано во первых с тем, что, данный регион не является приоритетным для Соединённых Штатов. Центральная Азия не представляет военную и тем более экономическую угрозу Соединённым Штатам.
Первые годы независимости страны Центральной Азии были западно-ориентированными и были и вступали в качестве ключевых партнеров США. Сейчас все по-другому, регион пошел по другому пути. Китай стал важнейшим экономическим партнером, а экономический рост в России замедлился, резко изменилась ее политика в отношении своих южно-восточных соседей. Интерес западного мира к Центральной Азии ослабевает, а ее значение в решении экономических, политических проблем и проблем безопасности региона уменьшается. Все эти события предсказывает ослабление американского и западного влияния в Центральной Азии. Регион все больше вовлекается в политическую и экономическую сферу влияния Китая и время от времени ищет убежища под зонтом российской безопасности.
Несмотря на то, что сфера интересов США иногда сильно расширяется на словах, Центральная Азия не имеет для Соединенных Штатов жизненно важного значения. Страны Центральной Азии останутся невосприимчивыми к американскому влиянию и американским ценностям, усилиям по правительственному строительству и развитию демократии.
Политика США в регионе нуждается в корректировке. Она должна быть скорректирована таким образом, чтобы обязательства Вашингтона соответствовали его реальным целям и ограниченным возможностям. Стандартный подход США, постановка амбициозных, но нереалистичных целей вызовет только цинизм и разочарование. Это также не означает, что Соединенные Штаты должны отвернуться от этого региона. Страны Центральной Азии скорее заинтересованы в поддержании дружеских отношений с Соединенными Штатами хотя бы для того, чтобы уравновесить влияние Китая и России; это должно создать реальные возможности для взаимодействия США со странами региона и защиты общих интересов.
Инфраструктура «мягкой силы» состояла из нескольких компонентов. Были созданы административные учреждения для местной администрации. Агентство США по международному развитию учредило миссию по Центральной Азии в Алматы, которая расположила четыре офиса в Астане, Ашхабаде, Ташкенте и в Душанбе. В Кыргызстане открылась независимая миссия USAID. При посольствах США были организованы «демократические комиссии» по распределению малых грантов. Программы Корпуса мира, имеющие статус агентства в рамках Государственного департамента США, распространяются на Центральную Азию. Один из самых молодых институтов развития США, корпорация «Корпорация Вызовы Тысячелетия» (MCC), временно сделала себе имя в регионе.
Несмотря на все эти меры и финансирования, они не являются значительными, хотя бы по сравнению с другими странами мира. Это связано во первых с тем, что, данный регион не является приоритетным для Соединённых Штатов. Центральная Азия не представляет военную и тем более экономическую угрозу Соединённым Штатам.
Первые годы независимости страны Центральной Азии были западно-ориентированными и были и вступали в качестве ключевых партнеров США. Сейчас все по-другому, регион пошел по другому пути. Китай стал важнейшим экономическим партнером, а экономический рост в России замедлился, резко изменилась ее политика в отношении своих южно-восточных соседей. Интерес западного мира к Центральной Азии ослабевает, а ее значение в решении экономических, политических проблем и проблем безопасности региона уменьшается. Все эти события предсказывает ослабление американского и западного влияния в Центральной Азии. Регион все больше вовлекается в политическую и экономическую сферу влияния Китая и время от времени ищет убежища под зонтом российской безопасности.
Несмотря на то, что сфера интересов США иногда сильно расширяется на словах, Центральная Азия не имеет для Соединенных Штатов жизненно важного значения. Страны Центральной Азии останутся невосприимчивыми к американскому влиянию и американским ценностям, усилиям по правительственному строительству и развитию демократии.
Политика США в регионе нуждается в корректировке. Она должна быть скорректирована таким образом, чтобы обязательства Вашингтона соответствовали его реальным целям и ограниченным возможностям. Стандартный подход США, постановка амбициозных, но нереалистичных целей вызовет только цинизм и разочарование. Это также не означает, что Соединенные Штаты должны отвернуться от этого региона. Страны Центральной Азии скорее заинтересованы в поддержании дружеских отношений с Соединенными Штатами хотя бы для того, чтобы уравновесить влияние Китая и России; это должно создать реальные возможности для взаимодействия США со странами региона и защиты общих интересов.
Подобные работы
- ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ
СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
BUILDING CIVIL SOCIETY: U.S. PUBLIC DIPLOMACY IN POST-SOVIET RUSSIA
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5100 р. Год сдачи: 2016 - ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - Внешняя политика Китая в Центральной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - СМИ как инструмент реализации политики мягкой силы и общественной дипломатии в США (Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Музыкальное измерение культурной дипломатии европейских стран и России в государствах Центральной Азии (Санкт-Петербургский политехнический университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Ресурсы «мягкой силы» во внешней политике КНР
(на примере стран Центральной Азии)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2019 - Формирование внешнеполитического имиджа государства на примере России и США (2012 – 2016 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Проект "Один пояс-один путь" в системе публичной дипломатии РФ и КНР
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» США
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020



