АННОТАЦИЯ………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Литературный обзор
1 Психическое развитие детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………..
1.1 Влияние опыта проживания в сиротском учреждении на психическое здоровье и развитие детей
1.2 Влияние программы модернизации сиротских учреждений на психическое здоровье и развитие детей без ограниченных возможностей здоровья
1.3 Влияние опыта проживания в сиротском учреждении на психическое здоровье и развитие детей с умственной отсталостью (в том числе с синдромом Дауна)
1.3.1 Специфика психического развития детей с синдромом Дауна.......
1.3.2 Характеристики взаимодействия и привязанность детей с синдромом Дауна и близких взрослы
1.4 Влияние программы модернизации сиротских учреждений на психическое здоровье и развитие детей с умственно отсталостью (в том числе с синдромом Дауна)…………………………………………………….
1.4.1 Программы раннего вмешательства для детей с синдромом Дауна.
1.4.2 Сравнительные исследования развития детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в домах ребенка и семьях
1.5 Выводы к литературному обзору
ГЛАВА 2. Методы и дизайн исследования……………………………..........
2.1 Условия проведения исследования и программа преобразований в ДДИ №4 для умственно отсталых детей…………………………………………..
2.2 Дизайн исследования ………………………………………………….....
2.3 Выборка
2.4 Методы и способ проведения оценки…………………………………
2.4.1 Методы и способ проведения оценки на первом этапе исследования
2.4.2 Методы и способ проведения оценки на втором этапе исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение……………………...
3.1 Влияние программы модернизации на психическое развитие детей и на качество коммуникации взрослых и детей в детском доме интернате для умственно отсталых детей
3.1.1 Адаптивное развитие детей в условиях модернизированных групп спустя 8 и 20 месяцев и в контрольной группе…
3.1.2 Влияние программы модернизации на характеристики взаимодействия взрослых и детей в «семейных» и обычных группах детского дома-интерната
3.1.3 Сравнительный анализ характеристик коммуникации взрослых и детей в группах «Модернизированные (8 мес.)», «Модернизированные (20 мес.)» и в группах «Без модернизации»
3.1.4 Выводы по влиянию программы модернизации на психическое развитие детей и на характеристики взаимодействия взрослых и детей в детском доме-интернате для умственно отсталых детей……………………
3.2 Влияние программы модернизации на психическое развитие детей с синдромом Дауна, проживающих в детском доме интернате
ВЫВОДЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие психологии, педагогики, неонатологии и других наук в чью сферу интереса попадают вопросы развития, воспитания и благополучия ребенка постепенно меняет и отношение к ребенку, его личности, его внутреннему миру, его правам и возможностям. Гуманистические тенденции в понимании внутреннего мира и причин психологических сложностей и травм в детском возрасте во многом изменили облик современных обществ. Но зачастую забота, доброта, позитивный эмоциональный опыт первых лет жизни остается недоступен детям ввиду невозможности выполнения родителями своих функции, в ситуации психологических проблем семьи или утраты одного из родителей. Зачастую, дети, оставшиеся на попечении государства, проживают первые годы своей жизни в депривации, отсутствии тепла и заботы со стороны близких взрослых.
Подобные системы воспитания и попечения зачастую не позволяют детям правильно развиваться и способствуют их попаданию в группы риска возникновения тяжелых форм недоразвития, психологических травм, трудностей в коммуникации и отсутствия благополучия в жизни. (Грюневальд, 1991; Мухамедрахимов, 1999).
Для нормализации социально-эмоционального опыта, который получают дети в условиях домов ребенка и для нормализации среды в последние десятилетия часто прибегают к программам вмешательства и преобразованиям в детских учреждениях. В связи с этим в нашей стране существует научный интерес к изучению данной проблематики и изучению эффективности изменений условий проживания в сиротских учреждениях. (Мухамедрахимов, Пальмов, Никифорова, Гроак К, МакКолл, 2003; Морозова, Довбня, 2011; TheSt.Petersburg-USA OrphanageResearchTeam, 2005; 2008).
Однако малоизученной остается тема эффективности улучшения социального окружения в детских домах, в частности детей с глубокой умственной отсталостью и синдромом Дауна. (Пальмов, Вершинина, Мухамедрахимов, 2008; Пальмов 2006).
Актуальность исследования складывается в контексте государственной политики по преобразованию учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в направлении улучшения социального окружения детей и создания «семейных» групп, а так же необходимости оценки эффективности подобных преобразований для детей с нарушениями развития и синдромом Дауна.
Целью исследования является изучение психического развития детей 8-17 лет в семейно-воспитательных группах детского дома-интерната.
Объект: Психическое развитие детей, проживающих в условиях детского дома.
Предмет: Психическое развитие детей 8-17 лет с синдромом Дауна, воспитывающихся в детском доме-интернате
Гипотезы исследования: Процесс модернизации условий воспитания детей в детском доме – интернате, а именно, создание «семейных» групп и обучение персонала позитивно влияет на адаптивное и коммуникативное развитие воспитанников (проявлений дезадаптивного поведения меньше, а коммуникативная активность и качество коммуникации выше).
Показатели психического развития воспитанников 8-17 лет с синдромом Дауна выше в условиях модернизированных групп.
Задачи исследования в соответствии с гипотезой и целью:
1. Изучить характеристики адаптивного развития детей 8-17 лет, воспитывающихся в «семейных» и обычных группах детского дома – интерната.
2. Изучить влияние возраста на характеристики адаптивного развития детей.
3. Провести сравнительный анализ адаптивного развития детей 8-17 лет, воспитывающихся в «семейных» и обычных группах детского дома – интерната.
4. Изучить и провести сравнительный анализ характеристик взаимодействия детей и взрослых в модернизированных («семейных») и обычных группах детского дома-интерната.
5. Изучить и провести сравнительный анализ показателей психического развития детей с синдромом Дауна 8-17 лет, воспитывающихся в модернизированных и обычных группах детского дома-интерната.
Условия проживания и качество социально-эмоционального окружения во многих сиротских учреждениях нуждается в изменениях. Известно немало проектов по модернизации учреждений, оказавших положительную динамику как на состояние и психическое развитие детей, так и на качество контакта между воспитателями и воспитанниками.
Нашей целью было изучить психическое развитие детей 8-17 лет в семейно-воспитательных группах детского дома-интерната. Нами были сравнены модернизированные группы в течении времени с момента преобразования и группы без модернизации.
Полученные данные частично подтвердили нашу гипотезу о том, что процесс модернизации условий воспитания детей в детском доме – интернате, а именно, создание «семейных» групп, позитивно влияет на адаптивное и коммуникативное развитие воспитанников. В области адаптивного развития, действительно, снизилось количество проявлений дезадаптивного поведения, но коммуникативная активность детей 8-17 лет, вопреки ожиданиям, не стала выше (даже снизилась). Однако эти изменения мы склонны трактовать как последствия позитивных изменений и улучшения качества контакта со стороны взрослых.
Полученные данные так же частично подтвердили нашу гипотезу о том, что показатели психического развития воспитанников 8-17 лет с синдромом Дауна выше в условиях модернизированных групп. К 20 месяцам жизни в модернизированных группах языковое развитие детей, действительно, имело тенденцию к улучшению, однако, прямого подтверждения нашей гипотезе обнаружено не было.
Прослеженная нами позитивная динамика в области коммуникативного и адаптивного развития детей 8-17 лет, в том числе с синдромом Дауна трактуется нами как следствие программы модернизации (изменения мы связываем с улучшением качества контакта в парах взрослый-ребенок).
1. Айнсворз, М. Обратим ли эффект депривации // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.: «Просвещение», 1991, с. 161-165.
2. Аникина В. О. Психологические особенности персонала дома ребенка. // Тезисы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века» 18-20 апреля 2002 года. / ред. В.Б. Чесноков. СПб, 2002, с. 216-217.
3. Аникина В. О. Психологические характеристик женщин, взаимодействующих с детьми младенческого и раннего возраста в домах ребенка : дис. канд. психол. наук : 19.00.13. СПб, 2004, с. 205.
4. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой умственного развития. - СПб: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2001, с.355.
5. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В. В. Старовойтова – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004.
6. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России //Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Мат-лы конф.(Москва, 18-19 февр. 2003).С.12-16
7. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
8. Выготский Л.С. // Собрание сочинений, т. 3, М., 1983, с. 37-40.
9. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. № 6, с.17-25.
10. Давыдовский И. В. Проблема причинности в медицине (этиология). М., 1962, с. 25—37.
11. Жиянова П.Л. Место адаптационных групп в структуре работы центра ранней помощи// Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Мат-лы конф.(Москва, 18-19 февр. 2003).С.160-166
12. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическоепособие. - М.: «ДаунсайдАп», 2002, с.197 .
13. Иванова В.Ю. О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей, проживающих в доме ребенка и семье // Дефектология. 2006. - № 1, с. 76-79.
14. Карр Дж. Развитие интеллекта. // Современные подходы к болезни Дауна./ Подред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. – М.: 1991, с.117-132
15. Кляйн М., Эдипов комплекс в свете ранних тревог, т.5, Москва: НИПЦ «Ergo», 2011, с. 312.
16. Кожевникова Е.В., Чистович И.А., Баранова Н.Ю., Довбня С.В., Морозова Т.Ю., Клочкова Е.В., Васильева Т.П., Леушина Л.И., Невская А.А., Куликова С.В., Калмыкова И.В., Балобанова В.П., Рыскина В.Л. Негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации "Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства"// Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям.- Проект Тасис "Поддержка партнерских связей в области образования, здравоохранения и социальной защиты". Министерство образования РФ. - СПб, М.: 2002, с.83-117
17. Красовский Т.В., Шармина С.Л. Дети с синдромом Дауна: профилактика социального сиротства и медико-психолого-педагогическая реабилитация // Дефектология. 2005. № 1. - с.78-85
18. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: «Авиценум», 1984, 334с
19. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.
20. Мак-Конки Р. Игра // Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. – М.: 1991, с.207-227
21. Малер М., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация. М.: Когито-Центр, 2014, с. 413.
22. Мещерякова С. Ю. Становление основ личности в младенческом возрасте // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюз. научно-практич. конф. (Секция V. Детство и творчество). М., 1988, с.139-144
23. Морозова Т.Ю., Довбня С.В. Программы раннего вмешательства в домах ребенка // Благотворительный фонд «Дети Наши»: Москва, 2011.
24. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб: Издательство СПбГУ, 1999.
25. Мухамедрахимов Р.Ж., Пальмов О.И., Никифорова Н.В., Гроак К., МакКолл Р. Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства // Журнал «Дефектология», №4, 2003.
26. Мухамедрахимов Р.Ж., Иванова В.Ю., Вершинина Е.А. Сравнительный анализ психологического взаимодействия близких взрослых и детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка и семьях // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008, с.100-125.
27. Панарина Л.Ю. Об особенностях раннего развития детей-сирот с синдромом Дауна // Дефектология. 2006. № 1. - с.42-46.
28. Панарина Л.Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и близких взрослых. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М.: 2004.
29. Пальмов О. И. Поддержка родителей детей с особыми потребностями. // Психология социальной работы / под ред. Гулиной М. А. СПб.: «Питер», 2002, с. 125-134.
30. Пальмов О.И., Вершинина Е.А., Мухамедрахимов Р.Ж. Влияние программы ранней помощи на психическое развитие детей с синдромом Дауна // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008, с. 283-299.
31. Пальмов О.И., Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие близких взрослых и детей с синдромом Дауна в семьях и домах ребенка // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008, с.140-156.
32. Пиклер, Э. Современные формы проявления госпитализма. В кн. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.: «Просвещение», 1991, с. 186-193.
33. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в Доме ребенка // Дефектология. 1998. № 3, с.57-63
34. Ригина Н.Ф. История становления системы социально-педагогической помощи людям с нарушением интеллекта в России // Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет. / Под ред. Барашнева Ю.И. - М.: Триада-Х, 2007, с. 127-137.
35. Стрэтфорд Б. Учение и познание: обучение детей с болезнью Дауна.// Современные подходы к болезни Дауна./ Под ред. Лейна Д., Стрэтфорда Б. Москва, 1991, с.103-117
36. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1988
37. Фрайберг С. Призраки в детской: психоаналитический подход к проблемам нарушенных отношений матери и младенца // Журнал практической психологии и психоанализа, №4, 2002.
38. Фред А. Введение в детский психоанализ; Норма и патология детского развития; «Я» механизмы защиты: Сборник. – Минск: «Попурри», 2010, с.448.
39. Хендерсон Ш.Е. Развитие двигательных навыков.// Современные подходы к болезни Дауна./ Под ред. Лейна Д., Стрэтфорда Б. Москва, 1991, с.132-158.
40. Юн Г. Дети с отклонениями: родители о своих детях. - Кишинев: Штиинца, 1987.175 с
41. Abbeduto L., Warren S.F., Conners F.A. Language development in Down syndrome: from the prelinguistic period to the acquisition of literacy // Mental retardation and developmental disabilities research reviews. 2007. № 13. P. 247-261
42. Adams G. L., Tallon R. J., Stangl J. M. Environmental influences on self-stimulatory behavior // American Journal of Mental Deficiency. 1980. Vol. 85, Iss. 2. P. 171—175
43. Bauer P. M. Cerebellar volume and cognitive functioning in children who experienced early deprivation / P. M. Bauer, J. L. Hanson, R. K. Pierson, R. J. Davidson, S. D. Pollak // Biological psychiatry. 2009. Vol. 66, Iss. 12. P. 1100—1106.
44. Beeghly M., Weiss-Perry B., Cicchetti D. Beyond sensorimotor functioning: early communicative and play development of children with Down syndrome // Children with Down syndrome. A developmental perspective / Ed. by D. Cicchetti, M. Beeghly. -New York: Cambridge University Press, 1993. P. 329-368.
45. Berger J. Interactions between parents and their infants with Down syndrome // Children with Down Syndrome. A developmental perspective / Ed. by D.Cicchetti, M. Beeghly. -New York: Cambridge University Press, 1993.-P 101-147.
46. Brazelton T. B., Cramer B. G. The earliest relationship. Parents, infants and the drama of early attachment. London: Karnac Books, 1991. 252p
47. Capone G.T., Grados M.A., Kaufmann W.E., Bernad-Ripoll S., Jewell A. Down syndrome and comorbid autism-spectrum disorder: characterization using the aberrant behavior checklist // American journal of medical genetics. 2005. Vol. 134A, № 4. P. 373-380.
48. Carcani-Rathwell I., Rabe-Hasketh S., Santosh P. J. Repetitive and stereotyped behaviours in pervasive developmental disorders // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 47. P. 573—581
49. Carr J. The development of intelligence// Current approaches to Down Syndrome/ Ed. by D. Lane, B. Stratford.-London, 1985.-P.167-186
50. Cebula K.R., Moore D.G., Wishart J.G. Social cognition in children with Down’s syndrome: challenges to research and theory building // Journal of intellectual disability research. 2010. Vol. 54, № 2. P. 113-134.
51. Cicchetti D., Beeghly M. An organizational approach to the study of Down syndrome: contributions to an integrative theory of development // Children with Down syndrome. A developmentalperspective / Ed. by D.Cicchetti, M. Beeghly. -New York: Cambridge University Press, 1993.-P.29-62
52. Crawley S.B., Spiker D. Mother-child interactions involving two-year-olds with Down syndrome: a look at individual differences // Child development. 1983. Vol. 54, № 5. P. 1312-1323.
53. Clark R. «The Parent-Child Early Relational Assesment»// Department of Psychiatry Univercity of Wisconsin, 1985.
54. Ditchfield H. The Birth a Child with a Mental Handicap: Coping with Loss.// Psychotherapy and Mental Handicap/ Ed. by A.Waitman, S.Conboy-Hill. - London: SAGE Publications, 1992.-P. 9-24
55. Emde R. N., Brown C. Adaptation to the birth of Down syndrom infants // Journal of American academy for child psychiatry. 1978. Vol. 17. P.299-323
56. Fidler D. J., Hepburn S., Rogers S. Early learning and adaptive behavior in toddlers with Down syndrome: evidence for an emerging behavioral phenotype? // Down syndrome, research and practice. 2006. Vol. 9, № 3. P.37-44.
57. Guralnick M. J. Second-generation research in the field of early intervention // The effectiveness of early intervention / Ed. by M. J. Guralnick. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 1997. P.3-20.
58. Guralnick M.J. Developmental and systems linkages in early intervention for children with Down syndrome // Down syndrome: A review of current knowledge / Ed. by J. A. Rondal, J. Perera, L. Nadel. - London: C. Whurr., 1999. P. 51-63.
59. Hahn L.J., Fidler D.J., Hepburn S.L., Rogers S.J. Early intersubjective skills and the understanding of intentionality in young children with Down syndrome // Research in developmental disabilities. 2013. Vol. 34, № 12. P. 4455-4465.
60. Osofsky J. D., Connors K. Mother-infant interaction: an integrative view of a complex system // Handbook of infant development / Ed. by J. D. Osofsky. New York: Wiley, 1979. P.519-548.
61. Stern D. N. The motherhood constellation. New York: Basis Books, 1995. 229p.
62. Silverman W. Down syndrome: cognitive phenotype // Mental retardation and developmental disabilities research reviews. 2007. № 13. P. 228-236
63. McCall R., Groark C.J., Fish L., Harkins D., Serranno G., Gordon K. A socioemotional intervention in a Latin American Orphanage // Infant Mental Health Journal, Vol. 31(5), 2010, p. 521-542.
64. McCall R., Groark C.J., Muhamedrahimov R., Nikiforova N., Palmov O. The Effects of improving Caregiving on early development // [Электронныйресурс]: http://www.fairstart.net/doc/articles/effects%20of%20improved%20caregiving%20st.%20petersburg.pdf
65. The St.Petersburg-USA Orphanage Research Team "Characteristics of Children, Caregivers and Orphanages for Young Children in St. Petersburg, Russian Federation"// Journal of Applied Developmental Psychology, 2005, i. 26, p. 477-506.
66. The St.Petersburg-USA Orphanage Research Team "The effects of early Social Emotional and relationship expirience on the development of young orphanage children" // with commentary by Crockenberg S., Rutter M., Monographs of the society for research in child development, 2008, serial number 291, vol. 73, no. 3.
67. Thompson R., Cicchetti D., Lamb M., Malkin C. The emotional responses of Down syndrome and normal infants in the Strange Situation: the organization of affective behavior in infants // Developmental psychology. 1985. Vol. 21. № 4. P.828-841
68. Trezise K.L., Gray K.M., Sheppard D.M. Attention and vigilance in children with Down syndrome // Journal of applied research in intellectual disabilities. 2008. № 21. P. 502-508.
69. Vaughn B.E., Goldberg S., Atkinson L., et al. Quality of toddler-mother attachment in children with Down syndrome: limits to interpretation of strange situation behavior // Child Development, 1994, Vol. 65. -P 95-108.
70. Wright I., Lewis V., Collis G.M. Imitation and representational development in young children with Down syndrome // British Journal of Developmental Psychology. 2006. Vol. 24, P. 429-450.
71. Zeanah, C.H., Smyke, A.T. &Dumitrescu, A. (2002). Attachment disturbances in young children: II. Indiscriminate behavior and institutional care. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 41
72. Zeanah, C.H., Smyke, A.T., Koga, S.F.M., Carlson, E., & the BEIP Core Group. (2005). Attachment in institutionalized and community children in Romania. Child Development, 76(5)