Формирование территорий для реализации проектов комплексного развития
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Понятие комплексного развития территорий 6
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая комплексное развитие территорий 8
1.3 Анализ реализации проектов КРТ в Российской Федерации 17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ДЛЯ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1 Социально-экономические факторы, влияющие на отбор территорий для КРТ 25
2.2 Критерии отбора территорий и объектов для КРТ 30
2.3 Установление границ КРТ 35
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ 47
3.1 Проблемы формирования территорий для проектов КРТ 47
3.2 Предложения по решению выявленных проблем 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Понятие комплексного развития территорий 6
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая комплексное развитие территорий 8
1.3 Анализ реализации проектов КРТ в Российской Федерации 17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ДЛЯ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1 Социально-экономические факторы, влияющие на отбор территорий для КРТ 25
2.2 Критерии отбора территорий и объектов для КРТ 30
2.3 Установление границ КРТ 35
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ 47
3.1 Проблемы формирования территорий для проектов КРТ 47
3.2 Предложения по решению выявленных проблем 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Комплексное развитие территорий (КРТ) является инструментом, используемым в целях устойчивого развития регионов и городов, улучшения качества жизни населения, формировании единой городской среды. Все это служит для повышения инвестиционной привлекательности, экономического потенциала и конкурентоспособности регионов. Формирование территорий является ключевым этапом реализации проектов комплексного развития. Анализ особенностей формирования территорий необходим для получения адекватного представления о современном состоянии института КРТ в Российской Федерации (РФ), а выявление существующей проблематики создаст почву для последующего улучшения законодательства в данной области.
Актуальность данной работы обусловлена относительной новизной института комплексного развития территорий в Российской Федерации.
Законодательство, регулирующее комплексное развитие, было утверждено лишь 2 года назад. Такой вид деятельности как КРТ был сформирован на основании опыта реновации в Москве. Ожиданием от создания института КРТ являлось увеличение объемов строительства, приводящего, в первую очередь, к качественным изменениям и улучшениям в области формирования комфортной городской среды в регионах Российской Федерации. Однако на данный момент наблюдается недостаточный уровень сформированности регионального нормативно-правового обеспечения данного вида градостроительной деятельности. Нормативные акты полностью разработаны только на федеральном уровне. Это, в свою очередь, приводит к возникновению ряда проблем в процессе реализации проектов комплексного развития.
Сейчас механизм реализации программ КРТ не является совершенным, и проблемы, возникающие в процессе, в основном решаются в индивидуальном порядке самими застройщиками. В частности, такие проблемы возникают на этапе формирования территорий для проектов КРТ. Отсутствие на региональном и федеральном уровнях сформированной базы нормативно-правовых актов, регулирующих порядок определения территорий для развития, приводит к неэффективности, неполноте качества исполнения, увеличению сроков и даже приостановкам в реализации проектов КРТ. Так, принятый в июне 2022 г. в г. Санкт-Петербурге закон о комплексном развитии территорий приостановил свое действие уже в октябре того же года [13]. Упомянутый закон столкнулся с большой волной общественного негатива и опасениями собственников жилого имущества по поводу реализации их жилищных прав и права на неприкосновенность жилища, установленного Конституцией Российской Федерации.
Объектом исследования является институт комплексного развития территорий в России. Предмет исследования – порядок формирования территорий для комплексного развития.
Цель работы - раскрытие механизма формирования территорий, подлежащих комплексному развитию.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) провести анализ опыта реализации проектов комплексного развития территорий в Российской Федерации;
2) определить критерии и факторы отбора территорий, подлежащих развитию;
3) назвать ряд препятствующих успешной реализации проектов КРТ проблем, возникающих на этапе формирования территорий;
4) сформулировать пути решения выявленных проблем.
Актуальность данной работы обусловлена относительной новизной института комплексного развития территорий в Российской Федерации.
Законодательство, регулирующее комплексное развитие, было утверждено лишь 2 года назад. Такой вид деятельности как КРТ был сформирован на основании опыта реновации в Москве. Ожиданием от создания института КРТ являлось увеличение объемов строительства, приводящего, в первую очередь, к качественным изменениям и улучшениям в области формирования комфортной городской среды в регионах Российской Федерации. Однако на данный момент наблюдается недостаточный уровень сформированности регионального нормативно-правового обеспечения данного вида градостроительной деятельности. Нормативные акты полностью разработаны только на федеральном уровне. Это, в свою очередь, приводит к возникновению ряда проблем в процессе реализации проектов комплексного развития.
Сейчас механизм реализации программ КРТ не является совершенным, и проблемы, возникающие в процессе, в основном решаются в индивидуальном порядке самими застройщиками. В частности, такие проблемы возникают на этапе формирования территорий для проектов КРТ. Отсутствие на региональном и федеральном уровнях сформированной базы нормативно-правовых актов, регулирующих порядок определения территорий для развития, приводит к неэффективности, неполноте качества исполнения, увеличению сроков и даже приостановкам в реализации проектов КРТ. Так, принятый в июне 2022 г. в г. Санкт-Петербурге закон о комплексном развитии территорий приостановил свое действие уже в октябре того же года [13]. Упомянутый закон столкнулся с большой волной общественного негатива и опасениями собственников жилого имущества по поводу реализации их жилищных прав и права на неприкосновенность жилища, установленного Конституцией Российской Федерации.
Объектом исследования является институт комплексного развития территорий в России. Предмет исследования – порядок формирования территорий для комплексного развития.
Цель работы - раскрытие механизма формирования территорий, подлежащих комплексному развитию.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) провести анализ опыта реализации проектов комплексного развития территорий в Российской Федерации;
2) определить критерии и факторы отбора территорий, подлежащих развитию;
3) назвать ряд препятствующих успешной реализации проектов КРТ проблем, возникающих на этапе формирования территорий;
4) сформулировать пути решения выявленных проблем.
Подробно рассмотрев механизм формирования территорий для реализации проектов комплексного развития и изучив нормативно-правовую и методическую литературу, можно уверенно сказать о том, что на 2023 год институт комплексного развития территорий в Российской Федерации является несовершенным и требует внесения изменений в законодательство, регулирующее эту сферу. Анализ практики реализации проектов КРТ в субъектах Российской Федерации наглядно иллюстрирует необходимость в таких изменениях.
Приоритетным направлением КРТ является развитие территории жилой застройки, объясняемое высоким уровнем износа жилищного фонда и городской инфраструктуры. Субъекты Российской Федерации имеют широкие полномочия по регулированию правил реализации проектов комплексного развития территорий, на них лежит право устанавливать критерии отбора территорий. На формирование территорий также влияет ряд социально-экономических факторов, таких как уровень безработицы, квалификацию трудовых ресурсов, уровень развития городской инфраструктуры, вопрос количества жителей, подлежащих расселению, беспокойство о обеспечении прав собственников и размер возмещения собственникам жилья. Критерии отбора территорий и объектов для комплексного развития в общей формулировке содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации. К общим для всех регионов РФ критериям относится аварийное состояние зданий и сооружений. Остальные показатели определяются субъектами индивидуально, к ним относятся физический износ основных конструктивных элементов МКД, совокупная стоимость капитального ремонта, определенный период типового строительства, ограниченная работоспособность, отсутствие централизованной инженерной инфраструктуры.
Границы территорий определяются высшим органом исполнительной власти субъекта РФ в границах существующих одного или нескольких элементов планировочной структуры. Определение границ и площади земельных участков происходит в ходе межевания. Территории для КРТ можно классифицировать по виду границ на два типа: одноконтурные и многоконтурные, включающие в себя прерывистые, то есть состоящие из двух и более несмежных участков.
По результатам подробного рассмотрения механизма формирования территорий для комплексного развития можно выделить ряд ключевых проблем: отсутствие единых федеральных критериев, в том числе отсутствие установленной минимальной площади территории для КРТ, необязательность разработки архитектурно-градостроительной концепции и экономического обоснования, отсутствие корреляции между площадью территории и предельными сроками реализации решения о КРТ, возможность внесения изменений в ПЗЗ в процессе или после принятия решения о КРТ, вопросы переселения жителей и предоставления им равноценного возмещения. Решены выявленные проблемы могут быть путем внесения изменений в законодательство на федеральном и региональном уровнях с целью формирования единого понимания сути КРТ в каждом из регионов РФ.
Комплексное развитие территорий является актуальным и необходимым инструментом улучшения городской среды и качества жизни населения. Для достижения максимальной эффективности его использования необходимо провести работу по осуществлению предложенных рекомендаций. Начать необходимо с утверждения единых для всех субъектов РФ критериев отбора территорий для комплексного развития и введения дополнительных гарантий прав собственников.
Приоритетным направлением КРТ является развитие территории жилой застройки, объясняемое высоким уровнем износа жилищного фонда и городской инфраструктуры. Субъекты Российской Федерации имеют широкие полномочия по регулированию правил реализации проектов комплексного развития территорий, на них лежит право устанавливать критерии отбора территорий. На формирование территорий также влияет ряд социально-экономических факторов, таких как уровень безработицы, квалификацию трудовых ресурсов, уровень развития городской инфраструктуры, вопрос количества жителей, подлежащих расселению, беспокойство о обеспечении прав собственников и размер возмещения собственникам жилья. Критерии отбора территорий и объектов для комплексного развития в общей формулировке содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации. К общим для всех регионов РФ критериям относится аварийное состояние зданий и сооружений. Остальные показатели определяются субъектами индивидуально, к ним относятся физический износ основных конструктивных элементов МКД, совокупная стоимость капитального ремонта, определенный период типового строительства, ограниченная работоспособность, отсутствие централизованной инженерной инфраструктуры.
Границы территорий определяются высшим органом исполнительной власти субъекта РФ в границах существующих одного или нескольких элементов планировочной структуры. Определение границ и площади земельных участков происходит в ходе межевания. Территории для КРТ можно классифицировать по виду границ на два типа: одноконтурные и многоконтурные, включающие в себя прерывистые, то есть состоящие из двух и более несмежных участков.
По результатам подробного рассмотрения механизма формирования территорий для комплексного развития можно выделить ряд ключевых проблем: отсутствие единых федеральных критериев, в том числе отсутствие установленной минимальной площади территории для КРТ, необязательность разработки архитектурно-градостроительной концепции и экономического обоснования, отсутствие корреляции между площадью территории и предельными сроками реализации решения о КРТ, возможность внесения изменений в ПЗЗ в процессе или после принятия решения о КРТ, вопросы переселения жителей и предоставления им равноценного возмещения. Решены выявленные проблемы могут быть путем внесения изменений в законодательство на федеральном и региональном уровнях с целью формирования единого понимания сути КРТ в каждом из регионов РФ.
Комплексное развитие территорий является актуальным и необходимым инструментом улучшения городской среды и качества жизни населения. Для достижения максимальной эффективности его использования необходимо провести работу по осуществлению предложенных рекомендаций. Начать необходимо с утверждения единых для всех субъектов РФ критериев отбора территорий для комплексного развития и введения дополнительных гарантий прав собственников.
Подобные работы
- Механизмы финансирования проектов комплексного развития территорий
Магистерская диссертация, земельно имущественные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Магистерская диссертация, земельно имущественные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Дипломные работы, ВКР, земельно имущественные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Определение границ первоочередного инвестиционного развития территорий на примере г.Томска
Бакалаврская работа, геология и минералогия. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Управление персоналом в проектах по профилактике ВИЧ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Реновация и привлечение инвестиций территории “Красный треугольник”
Магистерская диссертация, земельно имущественные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - Реновация и привлечение инвестиций территории “Красный треугольник”
Магистерская диссертация, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



