Введение 3
Глава 1. Биография Махмуда Тарзи 5
Глава 2.Деятельность Махмуда Тарзи как идейного главы II этапа младоафганскорго движения и издателя газеты «Сира̄дж ал-ахба̄р» 16
Глава 3. Произведение Махмуда Тарзи « Сейа̄хат–на̄ма..» 31
Заключение 41
Источники 43
Использованная литература 43
Приложение 1 46
Выпускная квалификационная работа посвящена жизни и деятельности известного афганского просветителя Махмуда Тарзи(1865-1933 г.) , его трудам. Целью работы является выяснить какие из просветительских идей Тарзи нашли своё отражение в одной из его ранних работ, а именно, в «Сейа̄хат–на̄ма–йе се кита–йе ру–йе замин дар 29 руз - а̄сиа̄, орупа̄, африка̄(«Дневник путешествия по трем частям света за 29 дней – Азии, Европе, Африке»)(в тексте - «Сейахат-нама »).
Теоретическую базу работы составляют публикации ведущих российских и зарубежных специалистов на языке дари, русском и английском, в том числе монография В.Грегоряна «Возникновение современного Афганистана: тактика реформ и модернизации, 1880-1946», в которой Махмуду Тарзи и его деятельности посвящена глава; «Общественная мысль Афганистана в первой трети XX в.» Ш. Имомова, описывающего младоафганское движение; монография С. Мирзоева «Литературно-просветительская деятельность Махмуда Тарзи и его газета «Сирадж-уль-ахбар» (1911—1919)» , дающая четкое представление о деятельности М.Тарзи в рамках газеты «Сира̄дж ал-ахба̄р»(в тексте - «Сирадж ал-ахбар»); «Очерки по истории и истории культуры Афганистана, середина XIX - первая треть XX в.» В. Ромодина, описывающие положение дел в Афганистане и влияние Махмуда Тарзи на него; книга М. Шинаси «Афганистан в начале ХХ века: национализм и журнализм в Афганистане : изучение «Сирадж ал-ахбар»(1911-1918)», направленная в основном на изучение газеты «Сирадж ал-ахбар»и становление идеологии афганского национализма ; статья «"Дневник путешествия" М.Тарзи и его историко-культурное значение для изучения Афганистана и Турции конца ХIХ в.» Г. Харатишвили, впервые на русском языке подробно описывающая «Сейахат-нама », а также работаС.Эбади «Основоположник афганской журналистики - Махмуд Тарзи и газета «Сирадж Ал-Ахбар» (1911-1918 гг.)», рассказывающая о зарождении журнализма в Афганистане, роли Тарзи в нем и о газете «Сирадж ал-ахбар».
В первой главе квалификационной работы описывается биография «отца афганской журналистики» Махмуда Тарзи. Во второй главе рассматривается роль Махмуда Тарзи как журналиста , общественного и политического деятеля , раскрывается большое значение газеты «Сирадж ал-ахбар». Третья глава сосредоточена на произведении «Сейа̄хат–на̄ма–йе се кита–йе ру–йе замин дар 29 руз - а̄сиа̄, орупа̄, африка̄ («Дневник путешествия по трем частям света за 29 дней – Азии, Европе, Африке»), написанном им во времена эмиграции в Османской империи.
Махмуд Тарзи, несомненно, является одной из ключевых фигур истории Афганистана в двадцатом веке. Этот журналист, публицист, дипломат и общественный деятель может по праву называться выдающейся личностью. Без него сложно представить возрождение афганского национализма и развитие просвещения в Афганистане. Принимая во внимание вышесказанное , изучение его работ представляет большую ценность и актуальность.
Арабские имена собственные и термины передаются согласно практической арабско-русской транскрипции, а персидские – согласно вариантам транскрипций для дари (фарси-кабули).
Махмуд Тарзи стал одной из ключевых фигур в истории Афганистана в ХХ веке, его деятельность во многом определила основные направления развития страны . Национальный подъем , зародившийся во многих странах в концеXIX века, привёл к борьбе за независимость Афганистана в форме движения младоафганцев, идеологом и вдохновителем которой был именно Махмуд Тарзи.
Идеи Махмуда Тарзи- интересный пример развития просветительских взглядов в ХХ веке на национальной афганской почве . Путь реформ, предложенный Махмудом Тарзи , сложился в результате изучения опыта других стран, но при этом он учитывал консервативность страны и силу сложившихся традиций, и потому предлагал эволюцию, а не революцию. Согласно Махмуду Тарзи, Ислам не противоречил светскому направлению развития Афганистана. Деятельность Махмуда Тарзи как журналиста, писателя, переводчика способствовала преодолению отсталости Афганистана, его готовности к восприятию достижений науки и техники того времени, залогом чего должно было стать образование. Интересным опытом влияния Махмуда Тарзи, результатом его деятельности стал характер правления Аманулла-хана , в результате которого была провозглашена независимость страны, началось её реформирование. Махмуд Тарзи привлёк внимание к социальным вопросам, в том числе правам женщин.
Изучение работ Махмуда Тарзи имеет большое значение как с исторической точки зрения, как литературное наследие философа, общественного и государственного деятеля, так ифилологической. Данная работа, посвящённая его произведению «Сейа̄хат–на̄ма–йе се кита–йе ру–йе замин дар 29 руз - а̄сиа̄, орупа̄, африка̄»(«Дневник путешествия по трем частям света за 29 дней – Азии, Европе, Африке») способствует вышесказанному, как изучение определенного этапа формирования взглядов Махмуда Тарзи .
Цели и задачи , поставленные во введении работы, достигнуты - установлены просветительские идеи Махмуда Тарзи упомянутые им уже в его ранней работе «Сейа̄хат–на̄ма–йе се кита–йе ру–йе замин дар 29 руз - а̄сиа̄, орупа̄, африка̄»(«Дневник путешествия по трем частям света за 29 дней – Азии, Европе, Африке») , написанной им в возрасте двадцати шести лет. А именно: концепция исламского единства для борьбы с империализмом, и защиты от колониальной экспансии ; необходимость создания стройной системы образования ; искоренение невежества в народных массах ; необходимость рационализации ислама ;важность улучшения положения женщин в обществе
1. Тарзи, М. Сейа̄хат–на̄ма–йе се кита–йе ру–йе замин дар 29 руза̄сиа̄, орупа̄, африка̄ [Дневник путешествия по трем частям света за 29 дней – Азии, Европе, Африке]. Кабул: Матбааи Иноят, 1915.— 676 с.
Использованная литература
На языке дари:
1. Губар М.Г.М.Афга̄ниста̄н дар масир-и та̄рих [Афганистан на пути истории]. Кабул, 1967.— 840 с.
На английском языке:
2. Gregorian V. The Emergence of Modern Afghanistan: Politics of Reform and Modernization, 1880–1946. Stanford, 1969.— 680р.
3. Senzil K. Nawid. Tarzi and the Emergence of Afghan Nationalism: Formation of a Nationalist Ideology. The American Institute of Afghanistan Studies.2009. — 17р.
4. Senzil K. Nawid.The feminine and feminism in Tarzi’s work.//Annali ; Volume 55.Naples,1995.— рр .358-366.
5. Schinasi May. Afghanistan at the beginning of the twentieth century : nationalism and journalism in Afghanistan : a study of Seraj ul-akhbar (1911-1918). Naples, 1979. — 302 р.
6. Sykes P. A History of Afghanistan. Vol. 2. London, 1940.— 416 р.
7. Tarzi Mahmud. Reminiscences : a short history of an era (1869-1881).Translated from dari & edited by Wahid Tarzi.The Afghanistan forum, 1998. — 32р.
На русском языке:
8. Бертельс Е.Э. Афганская пресса. Библиография Востока. -Вып. V-VI.-Л., 1934.— стр.9-26.
9. Имомов Ш. Общественная мысль Афганистана в первой трети XX в. - М, 1986.— 248 с.
10. Коргун В.Г. История Афганистана. XX век. - М., 2004.— 528 с.
11. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Том II. Афганистан в новое время.- М., 1965.— 552 с.
12. Мирзоев С. Литературно-просветительская деятельность Махмуда Тарзи и его газета «Сирадж-уль-ахбар» (1911—1919). - Душанбе, 1973.—165с.
13. ОчильдиевД. Я., Некоторые вопросы внутриполитического и международного положения Афганистана в начале XX века. - Ташкент, 1963 (канд. дисс.).—26 с.
14. Попал Ф. Труд Махмуда Тарзи "Айя че байяд кард? " ("Что же делать? ") как источник по новой и новейшей истории Афганистана: Автореферат канд. ист. наук. - М., 1996.—21 с.
15. Рейснер И. М. Афганистан. -М., 1948.—64 с.
16. Ромодин В. А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана, середина XIX - первая треть XX в.- М., 1983.— 156 с.
17. Стори, Ч.А. Персидская литература. Био-библиографический обзор в трёх частях. Перевод с английского, переработал и дополнил Ю.Э. Брегель / Ч.А. Стори. – М.: Главная редакция восточной литературы, 1972.— 1884 с.
18. ХалилиX.. Махмуд-бек Тарзи. Проблемы востоковедения. Номер 2.1959 г.— стр.155-168.
19. Харатишвили Г.С. «Дневник путешествия» М.Тарзи и его историко-культурное значение для изучения Афганистана и Турции конца ХIХ в.Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки: [межвуз. сб.]. Вып. 5 – Л., 1980.— стр.108-118.
20. Харатишвили Г.С.Дамаск и Бейрут в конце XIX века по описанию М.Тарзи //Россия и арабский мир . Вып.9. С. 66-72. - Спб ,2001.— стр.66-72.
21. Эбади С. Основоположник афганской журналистики - Махмуд Тарзи и газета «Сирадж Ал-Ахбар» (1911-1918 гг.) : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук / Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. – Л., 1975. — 20 с.