ВВЕДЕНИЕ 4
1. КАТЕГОРИЯ «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ: ПОНЯТИЯ, АКТОРЫ, ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Определение понятия «промышленный туризм» 6
1.2 Акторы промышленного туризма. 11
1.3 Опыт развития промышленного туризма в России и за рубежом 16
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКОРЫ РАЗВИИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТРСТАН 22
2.1 Население, трудовые ресурсы и уровень социально-экономического 22
развития 22
2.2 Структура и специализация промышленного производства 27
2.3 Инновационный вектор развития современной промышленности. 34
3.ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В ТАТАРСТАНЕ 38
3.1 Современное развитие промышленного туризма 38
3.2 Барьеры и вызовы в развитии промышленного туризма 46
2.3 Создание турпродукта. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Список использованной литературы 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
На современном этапе развития общества все большую популярность приобретают специализированные виды туризма, во время которых турист не только отдыхает, но и получает новые знания, знакомится с «тайными» сторонами общественного функционирования, одним из таких видов является промышленный туризм. Республика Татарстан является одним из центров промышленного производства нашей страны и обладает богатым потенциалом для развития этого направления.
Актуальность работы обусловлена наличием нереализованных факторов для
развития промышленного туризма в республике. Их использование позволит диверсифицировать туристскую деятельность, экономически оздоровить промышленные предприятия. Данный вид туризма призван обеспечить повышение уровня осведомленности населения об экономике производственного сектора, как на предыдущих этапах развития, так и в современных условиях внедрения инновационных процессов. На основе комплексного подхода к изучению феномена промышленного туризма выявлены актуальные проблемы и научно обоснованы предложения по дальнейшему его развитию. На решение этой задачи и нацелено данное исследование.
Объектом исследования является состояние промышленного туризма в Республике Татарстан.
Предмет исследования - процессы развития промышленного туризма в Республике Татарстан.
Цель - обосновать перспективы и выработать практические рекомендации по развитию промышленного туризма в Республике Татарстан.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятия «промышленный туризм» и его видов;
3. изучить отечественный и зарубежный опыт развития промышленного туризма;
4. проанализировать социально-экономические условия как фактор развития промышленного туризма;
4. выявить барьеры и вызовы в развитии промышленного туризма и выработать
предложения по их нейтрализации;
5. разработать авторский тур об истории и инновационных достижениях промышленного производства.
При выполнении работы использованы следующие методы научного исследования: аналогий, классификации, сравнительно-аналитический, обобщения статистический анализ, SWOT-анализ.
Теоретико-методологическую основу работы составили диссертация голландского исследователя А.Г. Отгаара, научные статьи российских и зарубежных авторов, нормативно-правовые источники, данные служб государственной статистики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе определена сущность понятия «промышленный туризм», рассмотрены заинтересованные стороны при организации промышленных туров и экскурсий, изучен опыт развития данного вида туризма в России и за рубежом. Вторая глава посвящена анализу социально-экономических условий Республики Татарстан для развития промышленного туризма и исследованию структуры современного промышленного производства республики. Третья глава содержит анализ текущего состояния промышленного туризма в Татарстане и рекомендации по его развитию, а также разработку авторского тура. В работе имеется 12 рисунков и 9 таблиц.
Промышленный туризм в России находится на стадии становления, но, несмотря на новизну, он уже занял определенную нишу, так как промышленные туры, сочетающие в себе познавательные, образовательные, профориентационные характеристики, представляют интерес для различных групп населения. Опыт зарубежных государств указывает на то, что и в России этот вид туризма сможет выступить как драйвер развития многих регионов, в особенности старопромышленных.
На основе анализа различных взглядов на сущность и природу понятия «промышленный туризм» среди российских и зарубежных ученых, автором сформулировано следующее определение: промышленный туризм - это организованные посещения действующих и ретроспективных промышленных предприятий с познавательными, профессиональными, профориентационными и иными целями.
В работе сделан вывод, что на современном этапе промышленный туризм в России является новым и перспективным направлением.
В результате рассмотрения социально-экономических условий Республики Татарстан выявлены факторы для развития промышленного туризма, среди которых - большая численность населения, наличие трудовых ресурсов, развитая система подготовки кадров для туризма, высокий уровень урбанизации, высокотехнологичное промышленное производство, особенностью которого является тенденция к росту объема выпускаемой продукции и использование новейших технологий. Важнейшими факторами для развития промышленного туризма в республике являются:
• богатая история промышленности,
• активное внедрение инноваций в производственные процессы
Это позволяет говорить о том, что Татарстан обладает мощным промышленным комплексом, и в совокупности с высоким уровнем туристкой инфраструктуры имеет значительные предпосылки для формирования и развития промышленного туризма.
Результатом выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по развитию промышленного туризма в регионе. На основе изучения современного состояния рынка промышленного туризма в республике, в качестве основополагающей проблемы выявлена слабая информированность о новом виде туризма - как среди промышленных предприятий, так и государственных органов управления туризмом республики. Для того чтобы промышленный туризм прочно занял свое место в структуре туристского предложения республики, необходимо своевременное проведение маркетинговых мероприятий по продвижению промышленного туризма, обеспечение тесного взаимодействия между властными структурами, промышленными предприятиями и туристкой индустрией.
В качестве одного из возможных маршрутов промышленного туризма в Татарстане, в работе предложен авторский тур продолжительностью 6 дней по объектам промышленного туризма республики для жителей других регионов России. В рамках тура, который можно отнести к категории бюджетных, предусмотрено посещение действующих промышленных предприятий машиностроения, пищевой и легкой промышленности, а также пешеходные экскурсии не только по Казани, но и по второму городу Татарстана - Набережные Челны. Для продвижения тура рекомендуется использовать как традиционные маркетинговые каналы, так и продвижение через студенческие профсоюзные организации.
Несмотря на наличие развитого промышленного комплекса и социально-экономических условий, промышленный туризм в Татарстане находится на начальной стадии развития. Главным образом, ввиду недостаточного внимания республиканских властей и слабой активности бизнес сообщества. Однако многие другие регионы, в том числе и соседи республики, уже обратили внимание на данный вид туризма и преимущества, которые он приносит, поэтому с существующим подходом к промышленному туризму Татарстан рискует оказаться в аутсайдерах нового направления. А ведь развитие промышленного туризма может помочь республике в решении многих задач, среди которых поддержка семи моногородов, сглаживание сезонности в распределении турпотока, распределение туристской нагрузки по районам, поддержка промышленных предприятий в кризисные времена, формирование привлекательного образа региона и России. Поэтому на сегодня в Республике Татарстан важно не упустить момент и направить усилия исследователей на разработку и реализацию программ по развитию промышленного туризма.
1. Oxford Learner'S Dictionaryers URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com [Электронный ресурс] (Дата обращения: 25.01.2020)
2. Tim Dodd, Veronique Bigotte , Perceptual Dififerences Among Visitor Groups to Wineries, Texas Tech University in Lubbock, 1997
3. Frew, Elspeth Ann (2000) Industrial Tourism: A Conceptual and Empirical Analysis. PhD thesis, Victoria University.
4. Dietrich Soyez Industrietourismus, 1986 . Erdkunde Band № 40/1986
5. Jean-René Morice, La visite d'entreprise en Europe. Un champ à explorer, 2006 Espaces tourisme & loisirs in cahier Espaces n°92
6. Alexander Otgaar Industrial Tourism: Where the Public Meets the Private. Erasmus Research Institute of Management – ER, 2010
7. Корнееева Ю.В., Чериков И.И. Теоретическая база промышленного туризма
Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 июня 2019 г, г. Таганрог). - Уфа: Аэтерна, 2019. – 319 c
8. Визгалов, Д. В. Маркетинг города М.: Фонд "Институт экономики города". / Д. В. Визгалов. 2008 г. – 144 с
9. Власова Н.Ю., Голубчиков О.Ю., & Курилова Е.В. (2017). Индустриальный туризм в продвижении старопромышленных регионов. Journal of new economy, (4 (72)), c 19-31.
10. Силникова О.К., Марков И. Д. Производственный туризм как фактор повышения туристской привлекательности Белгородской области Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики : сб. науч. тр. V междунар. науч.-практ. конф. для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, Белгород, 24 апр. 2014 г, с 94-97
11. Аноприева Е.В., Промышленный туризм в регионах: тенденции, проблемы, перспективы, 2017 Индустрия туризма и сервиса: известность, имидж, инвестиции : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., Белгород, с 111-115
12. ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг»
13. Кадыров Р.В., Мударисов Р.Г. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ КАК КРЕАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 8. – С. 88-94;
14. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru (Дата обращения: 03.02.2020)
15. Alexander H.J. Otgaar Leo van den Berg Rachel Xiang Feng, Industrial Tourism
Opportunities for City and Enterprise, 2010, Erasmus University, Netherlands
16. Кадыров Рамиль Васильевич, Перспективы развития туризма в моногородах Республики Татарстан // Сервис в России и за рубежом. 2017. №7 (77) c 65-76
17. Ю. Н. Никулина, Региональная политика в области развития промышленного туризма: содержание и направления реализации// Креативная экономика. 2018 № 5 том 12, с 683-698
18. Пайн Д.Б., Гилмор Д.Х. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. – М.: Вильямс, 2005. – 304 с.
19. А. А. Косякова, Перспективы развития промышленного туризма в России// Научная мысль. 2016 №1(19) с 56-59
20. Никулина Юлия Николаевна, Трусов Сергей Владимирович Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты // Российское предпринимательство. 2017. №13
21. Что такое промышленный туризм. Промышленный труизм в Европе URL: https://tothostel.ru/ [Электронный ресурс] (Дата обращения: 10.02.2020)
22. С.Виноградов, В сердце завода, 2018, Информационный портал фонда «Русский мир» Электронный ресурс (Дата обращения: 11.02.2020)
23. Кадыров Р. В. Предприятия полимерного производства Татарстана, как рекреационный ресурс промышленного туризма: постановка проблемы // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №10. С 123-125
24. А. Комраков, Заводы и фабрики – туристам, 2017 Независимая газета URL: http://www.ng.ru/ [Электронный ресурс] (Дата обращения: 25.02.2020)
25. Винный Туризм (Энотуризм) в России - Винные Туры по России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://turstat.com/winetravelrussia2016 (Дата обращения: 25.02.2020)
26. Официальный сайт Центр арктического туризма «Грумант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.goarctica.ru/about-us (Дата обращения: 26.02.2020)
27. Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/ (Дата обращения: 20.03.2020)
28. Промышленный туризм- наш Урал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nashural.ru/culture/prom-tourism/ (Дата обращения: 27.02.2020)
29. Конституция Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года
30. Портал с картами России Maps-Rf [Электронный ресурс]. URL:https://maps-rf.ru/respublika-tatarstan/ (Дата обращения: 01.03 .2020)
31. Федеральная служба государсвенной статистики, ОЦЕНКА ЧИСЛЕННОСТИ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ на 1 января 2020 г. и в среднем за 2019г [Электронный ресурс] URL: https://showdata.gks.ru/report/278928/
32. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. [Электронный ресурс] URL: https://tatstat.gks.ru/naselenie
33. Большая российская энциклопедия. Татарстан [Электронный ресурс] URL: https://bigenc.ru/geography/text/4183443
34. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Рынок труда и занятость населения. [Электронный ресурс] URL: https://tatstat.gks.ru/labor_market
35. Информационный портал In-kazan.ru [Электронный ресурс] URL: https://inkazan.ru/news/society/15-08-2019/tatarstan-zanimaet-6-mesto-po-chislennosti-studentov-na-10-tysyach-naseleniya
36. Сборник вузов России Вузотука.ру [Электронный ресурс] URL: https://vuzoteka.ru/(Дата обращения: 20.04.2020)
37. Государственная программа "Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы" от 14 июля 2014 года
38. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2019 год
39. Официальный сайт Кукморского муниципального района Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: https://kukmor.tatarstan.ru/ (Дата обращения: 20.04.2020)
40. Это фиаско: пять провальных проектов Госкомитета РТ по туризму Информационный портал In-kazan.ru [Электронный ресурс] URL https://inkazan.ru/ (Дата обращения: 25.04.2020)
41. Закон Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 21.11.2018 № 88-ЗРТ (в редакции закона РТ от 20.03.2019 № 22-ЗРТ, от 13.06.2019 № 39-ЗРТ, от 27.09.2019 № 73-ЗРТ, от 25.12.2019 № 107-ЗРТ)
42. Экономика Татарстана за 2019 год выросла на 1 %, КоммерсантЪ ru [ Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/?from=logo (Дата обращения: 04.03.2020)
43. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Валовой региональный продукт. [Электронный ресурс] URL: https://tatstat.gks.ru/VRP (Дата обращения: 09.04.2020)
44. Промышленность Татарстана: меньше машин больше топлива. Деловой центр РТ - интернет-портал TatCenter.ru [Электронный ресурс] URL: https://tatcenter.ru/ (Дата обращения: 12.04.2020)
45. Веселова Э.Ш. Что делает Татарстан успешным регионом // ЭКО. 2015. №1 (487). с. 5-25
46. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Промышленное производство. [Электронный ресурс] URL: https://tatstat.gks.ru/Industrial_production (Дата обращения: 11.04.2020)
47. Белов С. Г., Ершова Г. Н. Нефть и нефтехимия в Татарстане: анализ исторического развития и опыта (по документам центрального государственного архива историко-политической документации республики Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. 2011. №6. c 172-177
48. Официальный сайт Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, [Электронный ресурс] URL: https://e-nkama.ru/ (Дата обращения: 11.04.2020)
49. Официальный сайт ПАО «КАМАЗ» [Электронный ресурс] URL: https://kamaz.ru/ (Дата обращения: 01.05.2020)
50. Официальный сайт холдинга «Вертолеты России» [Электронный ресурс] URL: https://www.russianhelicopters.aero/ (Дата обращения: 15.03.2020)
51. Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: https://mpt.tatarstan.ru/rus/Promislennost (Дата обращения: 10.02.2020)
52. Официальный сайт Ассоциации инновационных регионов России [Электронный ресурс] URL: http://www.i-regions.org/ (Дата обращения: 04.03.2020)
53. ЗАКОН РТ N 63-ЗРТ «ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН» от 8 июля 2010 года
54. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года от 29.09.2025
55. Жуликова Ольга Валентиновна, Захарова Анна Юрьевна ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА // Социально-экономические явления и процессы. 2018. №3.c.112-121
56. Официальный сайт Иннополис [Электронный ресурс] URL: http://www.innopolis.com/ (Дата обращения: 09.03.2020)
57. Кодолова И.А., Юсупова Л.М., Никонова Т.В. Стратегия развития инновационной деятельности предприятий в республике Татарстан // Учет и статистика. 2018. №3 (51) c 88-99
58. Официальный сайт Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: https://ivf.tatarstan.ru/ (Дата обращения: 05.03.2020)
59. Официальный сайт Государственного комитета Республики Татарстан по туризму [Электронный ресурс] URL: https://tourism.tatarstan.ru/ (Дата обращения: 07.03.2020)
60. Официальны сайт АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» [Электронный ресурс] URL: http://tdc-tatar.ru/for-professionals/statistics-and-analytics/ (Дата обращения: 10. 03.2020)
61. Анализ гостиничного рынка за 2019-й год. АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан»
62. Стратегия развития сферы туризма в Республике Татарстан до 2021 года и плановый период до 2030 год, от 24 мюля 2017 года
63. Турмаршрут по промышленным объектам появится в 2019 году в Татарстане, новостное агентство Интрефакс - Поволжье [Электронный ресурс] URL: https://tourism.interfax.ru/ (Дата обращения: 20.03.2020)
64. Официальный сайт ООО «Камский центр Туризма» [Электронный ресурс] URL: http://kct-chelny.ru/ (Дата обращения: 17.04.2020)
65. Официальный сайт ООО»Ниагара-Тур» [Электронный ресурс] URL: https://www.niagaratour.ru/ (Дата обращения: 17.04.2020)
66. Официальный сайт Туристического агентства «Фортуна» [Электронный ресурс] URL: http://www.fortuna-chelny.ru/ ( Дата обращения: 17.04.2020)
67. «КАМАЗ» создал лучший маршрут промышленного туризма. Газета «Веси КАМАЗа» [Электронный ресурс] URL: https://vestikamaza.ru/posts/kamaz-sozdal-luchshiy-marshrut-promyshlennogo-turizma/ (Дата обращения: 03.04.2020)
68. Богомолова Ксения Олеговна, Танкиева Тамара Ахметовна, Пономарева Марина Владимировна Развитие промышленного туризма в Тульской области // Сервис в России и за рубежом. 2018. №3 (81) c 63-78
69. Официальный сайт Visit Tatarstan. [Электронный ресурс] URL: https://visit-tatarstan.com/ (Дата обращения: 03.03.2020)
70. Сайт -агрегатор Lowcoster.info [Электронный ресурс] URL: https://lowcoster.info/ (Дата обращения:14.04.2020)
71. Корешков Михаил Викторович, Деревнина Светлана Евгеньевна Промышленный туризм: знакомство с производством // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. №9-10 c 42-43
72. Юдина Татьяна Александровна, Баланян Манушак Назаретовна Молодежный туризм как фактор развития международного туризма на территории Краснодарского края //Теория и практика общественного развития. 2015. №5 c18-22
73. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
74. С. С. Полянина, Докашенко Л. В., Сущность промышленного туризма и его виды// Оренбургский государственный университет. - 2014