Профилактика зависимости от социальных сетей у студенческой молодежи
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 7
1.1 Понятие зависимости от социальных сетей как формы интернет-зависимости 7
1.2 Способы погружения молодежи в социальные сети 14
1.3 Особенности формирования зависимости от социальных сетей 19
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 29
2.1. Стратегии профилактики нехимических аддикций 29
2.2. Профилактика зависимости от социальных сетей у студенческой молодежи 35
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ 43
3.1. Программа исследования 43
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 7
1.1 Понятие зависимости от социальных сетей как формы интернет-зависимости 7
1.2 Способы погружения молодежи в социальные сети 14
1.3 Особенности формирования зависимости от социальных сетей 19
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 29
2.1. Стратегии профилактики нехимических аддикций 29
2.2. Профилактика зависимости от социальных сетей у студенческой молодежи 35
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ 43
3.1. Программа исследования 43
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
В современном мире все более распространенными становятся поведенческие зависимости, которые современные ученые объединяют под термином "патологическое использование", иногда также используются термины "проблемное использование" или "аддиктивное поведение". Эти термины часто используют применительно к интернету (интернет-зависимость), к телефону (зависимость от гаджетов) и к социальным сетям (зависимость от социальных сетей). Патологическое использование социальных сетей становится все более значимой проблемой, нуждающейся в решении. За последнее десятилетие социальные сети стали одним из самых вовлекающих и популярных видов онлайн активности, массовой культурой с постоянно растущим числом пользователей.
Деятельность в соцсетях включает в себя обмен фотографиями и текстовыми сообщениями, просмотр страниц отдельных друзей, поиск и общение с новыми виртуальными друзьями, обмен сообщениями, написание постов, ответы на сообщения других пользователей, в которых знакомые и незнакомые люди могут выражать свое мнение, говорить комплименты, а также критиковать или высмеивать, к последнему относится явление кибербуллинга, означающее травлю в социальных сетях.
Наиболее популярными сетями в России являются Facebook, MySpace, ВКонтакте и Одноклассники. Поскольку они в основном предполагают виртуальную коммуникацию (общение и обмен информацией в режиме онлайн), иногда к социальным сетям относят и такие мессенджеры, как WhatsApp, Viber, а также такие платформы с преимущественно визуальным контентом – Instagram, и с видео контентом – Tik-Tok. По различным данным на сегодняшний день более двух третей мировой интернет-аудитории (это приблизительно 4, 5 млрд человек) имеют доступ к социальным сетям. В США среднее время использования соцсетей составляет четверть от дневного времени. В период с 2005 по 2011 год число лиц-пользователей социальных сетей возросло в более чем десять раз, и оно постоянно растет. В настоящее время 4,45 млрд человек (по состоянию на октябрь 2021 года) используют социальные сети, что примерно на 10% больше, чем в 2020 году. Это составляет более половины (57,6%) населения мира. Согласно последним данным, на 2023 год количество пользователей социальных сетей в мире составляет около 4,76 миллиарда пользователей, это приблизительно 60% от общей численности населения планеты.
В России среднее время использования социальных сетей составляет 2,5 ч., среднестатистический пользователь зарегистрирован приблизительно в зарегистрированы в 6-7 социальных сетях. В России насчитывается 99 миллионов пользователей социальных сетей, что составляет более половины — 67,8% от всего населения (по данным на январь 2021 года). По сравнению с прошлым годом количество пользователей социальных сетей выросло на 5%, что соответствует 4,8 млн пользователей. В недавно проведенном исследовании сообщается, что наиболее популярными социальными сетями в России являются следующие социальные сети : WhatsApp (87%), «ВКонтакте» (62%), Telegram (55%), «Одноклассники» (42%). Наиболее популярными среди молодежи являются первые две социальные сети, а также TikTok и Instagram. Однако на фоне последних масштабных политических событий количество аудитории в Instagram и Facebook* (ныне запрещенные в Российской федерации социальные сети) снизилось практически в два раза, наибольшую популярность сейчас набирает Telegram.
Зависимость от социальных сетей, помимо того, что входит в группу поведенческих аддикций (зависимостей) также является разновидностью интернет-зависимости, ее также называют интернет-аддикцией (И.А.) и компьютерной зависимостью.
Ввиду недостаточного количества статистики такого феномена, как зависимости от интернета, возникает проблема определения его распространенности. По разным оценкам, в настоящее время компьютерная зависимость может быть диагностирована у 10% населения мира. Российские психологи считают, что этим заболеванием страдают 4-6% россиян. Согласно исследованиям основную группу интернет-пользователей в России составляют молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет . Эта возрастная группа составляет около 48% от числа пользователей интернета и социальных сетей. Соответственно, молодежь является основной группой риска патологического использования социальных сетей. Миллионы молодых людей используют социальные сети в своей повседневной жизни. Они затрагивают практически все аспекты жизни, от образования до общения, однако ввиду их чрезмерного использования возможен риск формирования зависимого поведения, который состоит неконтролируемом использовании социальных медиа. Таким образом, зависимость от социальных сетей становится все более актуальной проблемой.
Цель ВКР: Изучение особенностей зависимого поведения студенческой молодежи в социальных сетях и методов его профилактики.
Задачи ВКР:
1. Изучить теоретические основы зависимости от социальных сетей, как формы нехимической интернет-зависимости.
2. Изучить поведение студенческой молодежи в социальных сетях и профилактику зависимого поведения от социальных сетей.
3. Исследовать особенности зависимого поведения студенческой молодежи в социальных сетях и проблемы профилактики.
4. Разработать рекомендации по профилактике зависимого поведения молодых людей.
Объект: Поведение студенческой молодежи в социальных сетях.
Предмет: Особенности зависимого поведения студенческой молодежи в социальных сетях и возможности профилактики.
Методы исследования: анализ научной литературы, экспресс-опрос и интернет-опрос студенческой молодежи.
Эмпирическая база исследования: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ».
Выборка исследования: 45 студентов среди студенческой молодежи для экспресс-опроса, 113 представителей студенческой молодежи для интернет-опроса.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем курсовой работы — 88 страниц. Список литературы включает 49 наименований, включая 13 иностранных источников. Выпускная работа содержит 3 приложения, 4 таблицы и 9 рисунков.
Деятельность в соцсетях включает в себя обмен фотографиями и текстовыми сообщениями, просмотр страниц отдельных друзей, поиск и общение с новыми виртуальными друзьями, обмен сообщениями, написание постов, ответы на сообщения других пользователей, в которых знакомые и незнакомые люди могут выражать свое мнение, говорить комплименты, а также критиковать или высмеивать, к последнему относится явление кибербуллинга, означающее травлю в социальных сетях.
Наиболее популярными сетями в России являются Facebook, MySpace, ВКонтакте и Одноклассники. Поскольку они в основном предполагают виртуальную коммуникацию (общение и обмен информацией в режиме онлайн), иногда к социальным сетям относят и такие мессенджеры, как WhatsApp, Viber, а также такие платформы с преимущественно визуальным контентом – Instagram, и с видео контентом – Tik-Tok. По различным данным на сегодняшний день более двух третей мировой интернет-аудитории (это приблизительно 4, 5 млрд человек) имеют доступ к социальным сетям. В США среднее время использования соцсетей составляет четверть от дневного времени. В период с 2005 по 2011 год число лиц-пользователей социальных сетей возросло в более чем десять раз, и оно постоянно растет. В настоящее время 4,45 млрд человек (по состоянию на октябрь 2021 года) используют социальные сети, что примерно на 10% больше, чем в 2020 году. Это составляет более половины (57,6%) населения мира. Согласно последним данным, на 2023 год количество пользователей социальных сетей в мире составляет около 4,76 миллиарда пользователей, это приблизительно 60% от общей численности населения планеты.
В России среднее время использования социальных сетей составляет 2,5 ч., среднестатистический пользователь зарегистрирован приблизительно в зарегистрированы в 6-7 социальных сетях. В России насчитывается 99 миллионов пользователей социальных сетей, что составляет более половины — 67,8% от всего населения (по данным на январь 2021 года). По сравнению с прошлым годом количество пользователей социальных сетей выросло на 5%, что соответствует 4,8 млн пользователей. В недавно проведенном исследовании сообщается, что наиболее популярными социальными сетями в России являются следующие социальные сети : WhatsApp (87%), «ВКонтакте» (62%), Telegram (55%), «Одноклассники» (42%). Наиболее популярными среди молодежи являются первые две социальные сети, а также TikTok и Instagram. Однако на фоне последних масштабных политических событий количество аудитории в Instagram и Facebook* (ныне запрещенные в Российской федерации социальные сети) снизилось практически в два раза, наибольшую популярность сейчас набирает Telegram.
Зависимость от социальных сетей, помимо того, что входит в группу поведенческих аддикций (зависимостей) также является разновидностью интернет-зависимости, ее также называют интернет-аддикцией (И.А.) и компьютерной зависимостью.
Ввиду недостаточного количества статистики такого феномена, как зависимости от интернета, возникает проблема определения его распространенности. По разным оценкам, в настоящее время компьютерная зависимость может быть диагностирована у 10% населения мира. Российские психологи считают, что этим заболеванием страдают 4-6% россиян. Согласно исследованиям основную группу интернет-пользователей в России составляют молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет . Эта возрастная группа составляет около 48% от числа пользователей интернета и социальных сетей. Соответственно, молодежь является основной группой риска патологического использования социальных сетей. Миллионы молодых людей используют социальные сети в своей повседневной жизни. Они затрагивают практически все аспекты жизни, от образования до общения, однако ввиду их чрезмерного использования возможен риск формирования зависимого поведения, который состоит неконтролируемом использовании социальных медиа. Таким образом, зависимость от социальных сетей становится все более актуальной проблемой.
Цель ВКР: Изучение особенностей зависимого поведения студенческой молодежи в социальных сетях и методов его профилактики.
Задачи ВКР:
1. Изучить теоретические основы зависимости от социальных сетей, как формы нехимической интернет-зависимости.
2. Изучить поведение студенческой молодежи в социальных сетях и профилактику зависимого поведения от социальных сетей.
3. Исследовать особенности зависимого поведения студенческой молодежи в социальных сетях и проблемы профилактики.
4. Разработать рекомендации по профилактике зависимого поведения молодых людей.
Объект: Поведение студенческой молодежи в социальных сетях.
Предмет: Особенности зависимого поведения студенческой молодежи в социальных сетях и возможности профилактики.
Методы исследования: анализ научной литературы, экспресс-опрос и интернет-опрос студенческой молодежи.
Эмпирическая база исследования: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ».
Выборка исследования: 45 студентов среди студенческой молодежи для экспресс-опроса, 113 представителей студенческой молодежи для интернет-опроса.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем курсовой работы — 88 страниц. Список литературы включает 49 наименований, включая 13 иностранных источников. Выпускная работа содержит 3 приложения, 4 таблицы и 9 рисунков.
По результатам научно исследовательской работы можно сделать следующие выводы.
Зависимость от социальных сетей является формой нехимической интернет зависимости. Единое определение интернет-зависимости отсутствует, как и единый перечень признаков зависимого поведения. Однако многие из авторов схожи во мнении, что интернет-зависимость это - вид зависимого поведения, которое проявляется в навязчивом и неконтролируемом использовании интернета и негативно влияет на социальную, психологическую жизнь человека. Также этот феномен определяется как род зависимости, при котором человек испытывает моральное удовлетворение от поиска информации в сети интернет, а также заводит бесцельные знакомства, которые не переходят из виртуального пространства в реальный мир. Зависимость от социальных сетей является менее изученным феноменом и имеет много общего с интернет-зависимостью - основные проявления патологического использования, имеют негативные последствия. Однако зависимость от соцсетей как самостоятельный феномен отличает специфика виртуального общения, которая является, чаще всего, основной целью использования социальных сетей. В виртуальном пространстве можно взаимодействовать с большим количеством пользователей в любое время суток и в любом месте, заводить онлайн-друзей, поддерживать контакт с кругом общения и получать практически мгновенную обратную связь. Следствием зависимости от социальных сетей являются снижение невиртуальной социальной активности, поскольку преобладает виртуальное общение; снижение когнитивных функций: концентрации и способности формулировать мысли, в виду чего снижается успеваемость. Также для зависимого поведения характерны проблемы со здоровьем: нарушается сон из-за большого количества времени, проведенного онлайн или трудности прекратить общение в социальных сетях перед сном.
Молодежь является основной аудиторией социальных сетей. Она не может отказаться от их использования, ввиду того, что там происходит основная коммуникация, включая взаимодействие внутри студенческой группы. Также в социальных сетях много функций, которые являются крайне привлекательными для молодого поколения. Это возможность объединяться в чатах, сообществах, подписываться на группы по интересам, получать обратную связь от других пользователей в виде лайков, стикеров и комментариев. В социальных сетях можно находить новые знакомства, которые впоследствии могут переходить или не переходить в реальный мир. В социальных сетях удобно не только выстраивать отношения между людьми, но и возможно использовать их как источник заработка. Все это -положительные стороны социальных сетей, однако ввиду высокой вовлеченность практически всех сфер жизни студента в социальные сети возникает проблема риска зависимого поведения.
Профилактика зависимости от социальных сетей обусловлена мероприятиями по профилактике зависимого поведения от интернета. Она включает в себя комплекс программ, направленных на информирование (причины возникновения, признаки зависимого поведения от соцсетей и диагностику патологического использования социальных сетей). Повышение уровня знаний возможно через лекции, организованные дискуссии, что необходимо для самодиагностики и самоконтроля студентов. Важным аспектом является развитие у студентов коммуникативных навыков, а также навыков, которые помогают самостоятельно справляться с проблемами, социальным давлением и стрессом. Это возможно через организацию доступных психологических служб для студентов внутри вуза, а также через внедрение гуманитарных дисциплин, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.
Согласно результатам проведенного эмпирического исследования было выявлено, что большая часть студентов в возрасте от 16 до 23 лет находится в зоне риска. Лиц с явной выраженной зависимостью примерно четверть от общего числа респондентов, как и лиц с нормальным использованием социальных сетей. Лица с явно выраженным зависимым поведением чаще имеют трудности с общением в реальной жизни, трудности с концентрацией. Они используют социальные сети практически непрерывно, при отсутствии реальной необходимости. Часто в случаях тревоги и стресса неосознанно эти студенты обращаются к социальным сетям, так как именно там получают положительные эмоции. В большей степени склонны к зависимому поведению были девушки, а также лица, проживающие в общежитии. Лица, у которых меньше проявлялось зависимое поведение, чаще состояли в браке или проживали с партнером, а также имели работу.
Группа молодежи с признаками начальной стадии зависимости использовала социальные сети около 4-5 часов в день и отмечала у себя высокую степень зависимого поведения. В целом большинство студенческой молодежи верно оценивали свою склонность к зависимому поведению, за исключением лиц с явными признаками зависимого поведения, которые при самостоятельной оценке ее недооценивали. Так, гипотеза о том, что студенческая молодежь склонна не осознавать у себя наличие зависимости от соцсетей полностью не подтверждается. Также большинство опрошенных говорили о недостаточном количестве информационных материалов в учебных заведениях и СМИ, и выражало желание узнать больше о феномене зависимого поведения. При этом большинство - отметило, что включаемая статистика о времени, проведенном в приложении, которая используется в TikTok является эффективным инструментом в профилактике, так как заставляет осознать время, проведенное в сети. Гипотеза о том, что существует нехватка профилактических мероприятий на тему зависимого поведения от соцсетей подтвердилась полностью.
В качестве рекомендаций по профилактике зависимого поведения в социальных сетях были выделены следующие:
1. Рекомендации для Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями:
– Обеспечение информированности молодежи об особенностях зависимости от соц сетей, включая признаки и способы решения проблемы. На практике это может быть реализовано через лекции, мероприятия, ознакомительные материалы, в том числе в виде брошюр.
– Введение психосоциальных технологий в области профилактики зависимости от соцсетей в профилактической работе в молодежных и подростково-молодежных центрах в виде диагностики этого феномена, тренингов (тренинги развития коммуникативных навыков, личностного роста и др.).
– Для учеников старших классов, которые не являлись объектами проведенного исследования, и также находятся в группе риска, необходимо ввести брошюры, которые могли бы информировать о признаках зависимого поведения, его последствиях, а также проводить диагностику на наличие интернет-зависимости и зависимости от социальных сетей и увеличить внимание школьных психологов и социальных педагогов к данной проблеме.
– Организовать «горячую линию» для тех, кто нуждается в помощи при осознании зависимости от социальных сетей.
2. Рекомендации популярным социальным сетям:
– Наиболее популярным социальным сетям следует ввести для пользователей систему просматриваемой статистики времени, проведенного в социальных сетях (по часам, дням, неделям и месяцам).
– Ввести систему уведомлений о сокращении или об увеличении времени, проводимого онлайн.
– Ввести систему уведомлений, которые предупреждали бы о превышении времени, проводимого в социальных сетях, и которые советовали сделать перерыв.
3. Рекомендации для молодежи:
– В связи с большим количеством информации, получаемой через социальные сети, увеличением количества общения онлайн, как со знакомыми, так и незнакомыми людьми (онлайн-друзьями), полезно чаще общаться «вживую», искать возможности увидеться лично, не заменяя реальное общение виртуальным, стараться выстраивать хорошие отношения с окружением в реальной жизни, а также выстраивать тесные и доверительные отношения с родными и близкими людьми. Друзья и близкие будут рады вашему личному визиту или звонку.
– Всякий раз, когда у вас появляется мысль войти в социальные сети, остановитесь и подумайте, что вас заставляет это делать, действительно ли вы нуждаетесь в этом, можно ли заменить нахождение в социальных сетях более полезным занятием.
– Подумайте сколько времени Вам необходимо для того, чтобы сделать важные дела, и установите таймер.
– Постарайтесь придерживаться установленного Вами времени нахождения в социальных сетях. Подумайте об интересных занятиях и важных делах в реальном мире.
– Удалите аккаунты, которыми вы не пользуетесь, людей, с которыми вы не общаетесь, а также группы и сообщества, которые Вам неинтересны. Это исключит лишнее количество информации в вашей новостной ленте.
– Проследите за вашим самочувствием после того, как вы сократили время, проводимое в социальных сетях, и сократили количество ваших подписок и онлайн друзей, а также групп и сообществ, на которые Вы были подписаны. Появилось ли у вас больше энергии, и интересных занятий? Улучшило ли это Ваше качество жизни?
– Помните, что Вы всегда можете обратиться за советом, помощью к близкому человеку или специалисту и рассказать ему о своей проблеме. Вас обязательно выслушают и помогут.
Зависимость от социальных сетей является формой нехимической интернет зависимости. Единое определение интернет-зависимости отсутствует, как и единый перечень признаков зависимого поведения. Однако многие из авторов схожи во мнении, что интернет-зависимость это - вид зависимого поведения, которое проявляется в навязчивом и неконтролируемом использовании интернета и негативно влияет на социальную, психологическую жизнь человека. Также этот феномен определяется как род зависимости, при котором человек испытывает моральное удовлетворение от поиска информации в сети интернет, а также заводит бесцельные знакомства, которые не переходят из виртуального пространства в реальный мир. Зависимость от социальных сетей является менее изученным феноменом и имеет много общего с интернет-зависимостью - основные проявления патологического использования, имеют негативные последствия. Однако зависимость от соцсетей как самостоятельный феномен отличает специфика виртуального общения, которая является, чаще всего, основной целью использования социальных сетей. В виртуальном пространстве можно взаимодействовать с большим количеством пользователей в любое время суток и в любом месте, заводить онлайн-друзей, поддерживать контакт с кругом общения и получать практически мгновенную обратную связь. Следствием зависимости от социальных сетей являются снижение невиртуальной социальной активности, поскольку преобладает виртуальное общение; снижение когнитивных функций: концентрации и способности формулировать мысли, в виду чего снижается успеваемость. Также для зависимого поведения характерны проблемы со здоровьем: нарушается сон из-за большого количества времени, проведенного онлайн или трудности прекратить общение в социальных сетях перед сном.
Молодежь является основной аудиторией социальных сетей. Она не может отказаться от их использования, ввиду того, что там происходит основная коммуникация, включая взаимодействие внутри студенческой группы. Также в социальных сетях много функций, которые являются крайне привлекательными для молодого поколения. Это возможность объединяться в чатах, сообществах, подписываться на группы по интересам, получать обратную связь от других пользователей в виде лайков, стикеров и комментариев. В социальных сетях можно находить новые знакомства, которые впоследствии могут переходить или не переходить в реальный мир. В социальных сетях удобно не только выстраивать отношения между людьми, но и возможно использовать их как источник заработка. Все это -положительные стороны социальных сетей, однако ввиду высокой вовлеченность практически всех сфер жизни студента в социальные сети возникает проблема риска зависимого поведения.
Профилактика зависимости от социальных сетей обусловлена мероприятиями по профилактике зависимого поведения от интернета. Она включает в себя комплекс программ, направленных на информирование (причины возникновения, признаки зависимого поведения от соцсетей и диагностику патологического использования социальных сетей). Повышение уровня знаний возможно через лекции, организованные дискуссии, что необходимо для самодиагностики и самоконтроля студентов. Важным аспектом является развитие у студентов коммуникативных навыков, а также навыков, которые помогают самостоятельно справляться с проблемами, социальным давлением и стрессом. Это возможно через организацию доступных психологических служб для студентов внутри вуза, а также через внедрение гуманитарных дисциплин, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.
Согласно результатам проведенного эмпирического исследования было выявлено, что большая часть студентов в возрасте от 16 до 23 лет находится в зоне риска. Лиц с явной выраженной зависимостью примерно четверть от общего числа респондентов, как и лиц с нормальным использованием социальных сетей. Лица с явно выраженным зависимым поведением чаще имеют трудности с общением в реальной жизни, трудности с концентрацией. Они используют социальные сети практически непрерывно, при отсутствии реальной необходимости. Часто в случаях тревоги и стресса неосознанно эти студенты обращаются к социальным сетям, так как именно там получают положительные эмоции. В большей степени склонны к зависимому поведению были девушки, а также лица, проживающие в общежитии. Лица, у которых меньше проявлялось зависимое поведение, чаще состояли в браке или проживали с партнером, а также имели работу.
Группа молодежи с признаками начальной стадии зависимости использовала социальные сети около 4-5 часов в день и отмечала у себя высокую степень зависимого поведения. В целом большинство студенческой молодежи верно оценивали свою склонность к зависимому поведению, за исключением лиц с явными признаками зависимого поведения, которые при самостоятельной оценке ее недооценивали. Так, гипотеза о том, что студенческая молодежь склонна не осознавать у себя наличие зависимости от соцсетей полностью не подтверждается. Также большинство опрошенных говорили о недостаточном количестве информационных материалов в учебных заведениях и СМИ, и выражало желание узнать больше о феномене зависимого поведения. При этом большинство - отметило, что включаемая статистика о времени, проведенном в приложении, которая используется в TikTok является эффективным инструментом в профилактике, так как заставляет осознать время, проведенное в сети. Гипотеза о том, что существует нехватка профилактических мероприятий на тему зависимого поведения от соцсетей подтвердилась полностью.
В качестве рекомендаций по профилактике зависимого поведения в социальных сетях были выделены следующие:
1. Рекомендации для Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями:
– Обеспечение информированности молодежи об особенностях зависимости от соц сетей, включая признаки и способы решения проблемы. На практике это может быть реализовано через лекции, мероприятия, ознакомительные материалы, в том числе в виде брошюр.
– Введение психосоциальных технологий в области профилактики зависимости от соцсетей в профилактической работе в молодежных и подростково-молодежных центрах в виде диагностики этого феномена, тренингов (тренинги развития коммуникативных навыков, личностного роста и др.).
– Для учеников старших классов, которые не являлись объектами проведенного исследования, и также находятся в группе риска, необходимо ввести брошюры, которые могли бы информировать о признаках зависимого поведения, его последствиях, а также проводить диагностику на наличие интернет-зависимости и зависимости от социальных сетей и увеличить внимание школьных психологов и социальных педагогов к данной проблеме.
– Организовать «горячую линию» для тех, кто нуждается в помощи при осознании зависимости от социальных сетей.
2. Рекомендации популярным социальным сетям:
– Наиболее популярным социальным сетям следует ввести для пользователей систему просматриваемой статистики времени, проведенного в социальных сетях (по часам, дням, неделям и месяцам).
– Ввести систему уведомлений о сокращении или об увеличении времени, проводимого онлайн.
– Ввести систему уведомлений, которые предупреждали бы о превышении времени, проводимого в социальных сетях, и которые советовали сделать перерыв.
3. Рекомендации для молодежи:
– В связи с большим количеством информации, получаемой через социальные сети, увеличением количества общения онлайн, как со знакомыми, так и незнакомыми людьми (онлайн-друзьями), полезно чаще общаться «вживую», искать возможности увидеться лично, не заменяя реальное общение виртуальным, стараться выстраивать хорошие отношения с окружением в реальной жизни, а также выстраивать тесные и доверительные отношения с родными и близкими людьми. Друзья и близкие будут рады вашему личному визиту или звонку.
– Всякий раз, когда у вас появляется мысль войти в социальные сети, остановитесь и подумайте, что вас заставляет это делать, действительно ли вы нуждаетесь в этом, можно ли заменить нахождение в социальных сетях более полезным занятием.
– Подумайте сколько времени Вам необходимо для того, чтобы сделать важные дела, и установите таймер.
– Постарайтесь придерживаться установленного Вами времени нахождения в социальных сетях. Подумайте об интересных занятиях и важных делах в реальном мире.
– Удалите аккаунты, которыми вы не пользуетесь, людей, с которыми вы не общаетесь, а также группы и сообщества, которые Вам неинтересны. Это исключит лишнее количество информации в вашей новостной ленте.
– Проследите за вашим самочувствием после того, как вы сократили время, проводимое в социальных сетях, и сократили количество ваших подписок и онлайн друзей, а также групп и сообществ, на которые Вы были подписаны. Появилось ли у вас больше энергии, и интересных занятий? Улучшило ли это Ваше качество жизни?
– Помните, что Вы всегда можете обратиться за советом, помощью к близкому человеку или специалисту и рассказать ему о своей проблеме. Вас обязательно выслушают и помогут.
Подобные работы
- Работа с семьей по профили клике зависимости младших школьников от социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Работа педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Социальный профиль студента факультета журналистики НИУ «БелГУ» (на примере социальных сетей Рунета)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ГЕЙМ-ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Влияние социальных сетей на тревожность студентов (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ДОМИНИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция виктимного
поведения коррекции студенческой молодежи в Глобальной сети
Интернет
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



