Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвокультурный образ Японии в сознании носителей русской культуры

Работа №135649

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы55
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 7
1.1. Теоретические основы исследования 7
1.2. Образ Японии в России 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2 23
2.1. Проведение анкетирования 23
2.2. Анализ полученных данных 26
Выводы по 2 главе 43
Заключение 45
Список литературы 46
Приложение 1 52
Приложение 2 53

В процессе познания мира человек часто опирается на установленные в обществе стереотипы мышления и поведения. Формирование образа той или иной страны в сознании человека зачастую происходит под влиянием временной парадигмы1. Основополагающими становятся убеждения, общепринятые стереотипы, ценности, характеризующие эту парадигму. Именно это влияет на поведенческие реакции человека при контакте с представителем той или иной страны.
Образ Японии в России также претерпевал значительные изменения с начала 19 в. до конца 20 в. На смену представлениям о Японии как о военном агрессоре ввиду русско-японской войны пришло новое видение Японии. В постсоветский период дружеские отношения с Японией несмотря на отсутствие мирного договора, стали развиваться активнее. С течением времени в университетах увеличилось количество межвузовских обменов, что позволило расширить представления о Японии. Кроме того, с падением железного занавеса у русских людей появилась возможность свободно посещать Японию. В связи с этим возрос интерес к японской культуре. Значительное распространение получили японские романы и мультипликационные фильмы «анимэ», до сих пор популярные среди молодых людей не только в Японии, но и в других странах.
Данная работа крайне актуальна тем, что дает возможность получить сведения о том, какой лингвокультурный образ Японии сформировался в сознании разных поколений, а также как лингвокультурные реалии влияют на формирование определенных представлений о Японии. Кроме того, понимание образа Японии, сложившегося в сознании носителей русской культуры, может стать основой для расширения представлений о Японии. Результаты самого же исследования покажут, насколько глубоко люди, не занимающиеся профессиональным изучением японской культуры знакомы с ней, и есть ли необходимость в более доскональном изучении Японии, а также выявят его дальнейшее направление.
Образ Японии, сложившийся в сознании русской общественности, может оказать влияние на дальнейшие межкультурные отношения России и Японии. C одной стороны, определенный образ страны может способствовать решению проблемы территориальной принадлежности Курильских островов и, как результат, послужить толчком для дальнейшего успешного развития российско-японских отношений. С другой стороны, искаженное создание или восприятие образа Японии может стать препятствием для динамичного развития межкультурного диалога обеих стран. По этой причине создание достоверного образа и корректное его восприятие должны реализовываться не на основе стереотипов и исторического опыта, а непосредственно через коммуникацию, личные контакты и тщательное изучение основных особенностей и элементов той или иной культуры. Таким образом, можно говорить, что исследование методов создания образа Японии и способов его восприятия является крайне актуальным.
Степень разработанности проблемы.
Вопросом формирования образа той или иной страны в сознании человека занимались такие ученые, как Ю.М. Лотман, Н.И. Стопченко, Г.Хофстеде, А.Ташфел, Э.А. Галумов и другие известные ученые. Тему образа Японии на мировой арене изучали такие исследователи, как Э.В. Молодякова, В.О. Кистанов, Н.И. Конрад, М.А. Царева, Н.Л. Дружинин. Образ Японии в сознании русского человека изучали А.А. Попова, В.М. Алпатов, И.В. Шалина, Т.М. Гуревич, А.Д. Палкин, а также многие другие. Лингвокультурологию как дисциплину и ее языковые явления исследовали Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, В.И. Карасик и другие лингвисты. Лингвокультурными концептами в японской картине мира занимались Т.М. Гуревич, А.Б. Недосугова, Н.Н. Изотова, Е.С. Сычева и другие известные ученые.
Однако тема лингвокультурного образа Японии в сознании русского человека 21 в. не была рассмотрена, в связи с чем данное исследование является достаточно новым. Кроме того, временные рамки данного исследования начинаются с 2000 г. и доходят до 2022 г., поэтому данная тема не была досконально исследована ввиду того, что изучается образ Японии в сознании представителей разных поколений.
Объектом исследования является образ Японии в сознании носителей русской культуры.
Предметом исследования являются лингвокультурные реалии, влияющие на формирование образа Японии в сознании носителей русской культуры.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2000 – 2022 гг. Данный временной период позволяет рассмотреть образ современной Японии, который сложился за последние 20 лет в сознании людей различных поколений. Респондентами в рамках данного исследования станут люди возрасте от 18 до 70 лет.
Для формирования представления о том, как изменялся образ Японии с течением времени, в данном исследовании целесообразным является наличие отсылок к более ранним периодам истории.
Цель исследования заключается в выявлении лингвокультурного образа Японии в сознании носителей русской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• дать определение понятию «лингвокультурный образ»;
• выявить лингвокультурные реалии, влияющие на формирование образа Японии на мировой арене;
• выделить лингвокультурные реалии, влияющие на формирование образа Японии в сознании носителей русской культуры;
• определить, какой лингвокультурный образ Японии существует в сознании носителей русской культуры путем проведения анкетирования среди представителей разных поколений, для которых изучение японского языка и культуры не является профессиональной деятельностью;
• провести сравнительный анализ полученных в ходе анкетирования результатов;
• сделать выводы о том, какой лингвокультурный образ Японии существует в сознании носителей русской культуры.
В ходе работы для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы:
• анализ и синтез;
• индукция и дедукция;
• сравнительно-культурный;
• анкетирование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования было выявлено, что лингвокультурные реалии влияют на формирование лингвокультурного образа Японии в сознании носителей русской культуры. Анализ результатов анкетирования показывает, что лингвокультурный образ Японии представляет собой синтез лингвокультурных реалий и того имиджа, который Япония создала на мировой арене в процессе имиджмейкинга. Несмотря на то, что со времен активного имиджмейкинга в Японии прошло более ста лет, а политическая ситуация значительно изменилась, имидж, который создало правительство Японии, до сих пор существует в сознании носителей русской культуры.
Кроме того, лингвокультурный образ Японии, сформировавшийся в сознании носителей русской культуры, показывает, что политика имиджмейкинга, проведенная Японией и направленная на создание позитивного имиджа государства, в значительной степени повлияла на формирование стереотипов среди респондентов.
Источники получения информации главным образом влияют на формирование определенного лингвокультурного образа Японии. Иными словами, респонденты, которые знакомились с японской культурой через сеть Интернет и телевидение имеют большее количество стереотипов о Японии, чем респонденты, которые получали информацию о Японии с помощью анимэ, манга, различной литературы и при непосредственном общении с носителями японской культуры. Таким образом, сеть Интернет, телевидение и СМИ являются ненадежными источниками получения информации, так как в некоторых случаях искажают действительность.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование может стать основой для дальнейшего изучения образа Японии в сознании носителей русской культуры.


Книги
На русском языке
1. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980. 320 с.
2. Виноградов В. С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). М.: Изд. Института общего и среднего образования РАО, 2001. 224 с.
3. Головнин В. М. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев. М.: Захаров, 2004. 464 с.
4. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
5. Садохин А. П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. 304 с.
6. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. М., 2004.
7. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 1999.
На английском языке
8. Михайлова Ю. Д. Japan and Russia. Three Centuries of Mutual Images // Global Oriental / Ed. William M. Steele., May 2008, 232 p.
Диссертации, авторефераты диссертаций и дипломные работы
9. Гуревич Т. М. Лингвокультурологический анализ концептосферы ЧЕЛОВЕК в японской языковой картине мира. Автореф. дис. д-ра культ. наук. М., 2006. С. 14-16. Думанчук В. Р. Якудза: история и место в современной Японии. Дипломная работа. СПб., 2018. 51 с.
10. Кагальникова А. В. Особенности японской национальной культуры потребления и производства (на примере логистической концепции «JIT»): дис. ... канд. культ. наук: 24.00.01 / Кагальникова Анастасия Вячеславовна. М., 2018. 164 с.
11. Цуй Ливэй. Лингвокультурные образы России и Китая в художественных произведениях представителей русской дальневосточной эмиграции. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2016. 22 с.
Статьи
На русском языке
12. Воробьева П. О. Стереотипные образы России и Японии (по материалам социологического опроса и обзорного анализа литературы) // Ежегодник Япония. М., 2008. С. 162 – 181.
13. Воробьева Э.А. «Прекрасная страна Япония, прекрасная страна Россия»: формирование и восприятие образа врага // Идеи и идеалы. 2018. № 1, т. 1. С. 164 – 182.
14. Ильин И.В., Леонова О.Г. Роль и значение имиджа страны в условиях глобализации // Ред. журн. Социально-гуманитарные знания. М., 2008. №5. С. 17 – 27.
15. Куланов А.Е. «Третья сила» в формировании имиджа Японии в начале постсоветской эпохи - потребительский аспект // Ежегодник Япония. М., 2010. С. 144 – 154.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ