Введение 3
Глава 1. Феномен самопрезентации в контексте влияния онлайн социальных сетей 6
1.1. Теоретические подходы к исследованию самопрезентации 6
1.2 Фотография как инструмент самопрезентации 19
1.3. Особенности самопрезентации в онлайн социальных сетях 25
Глава 2. Эмпирическое исследование визуальных практик самопрезентации пользователей онлайн социальной сети «Вконтакте» 34
2.1. Дизайн исследования: «Личные фотографии как способ самопрезентации в онлайн-сетях» 34
2.2. Контент-анализ фотографий пользователей онлайн социальной сети «ВКонтакте» 38
2.3. Анализ интервью 63
2.4. Стратегии самопрезентации пользователей онлайн-сети ВКонтакте 71
Заключение 80
Список литературы 85
Приложение 1. Программа исследования 93
Приложение 2. Список информантов 95
Приложение 3. Гайд интервью 96
Приложение 4. Пример транскрипта интервью 98
Ни одно социальное взаимодействие не обходится без презентации себя, своих личностных, профессиональных или иных качеств. Самопрезентация выступает неотъемлемой частью жизни в современном обществе. По мере развития технологического прогресса создается новая форма социальной реальности, в которой важное место занимают онлайн практики взаимодействия. У индивида появляется необходимость представлять себя в этом новом пространстве, в частности, в онлайн социальных сетях. Особенности онлайн-взаимодействия, которые включают в себя широкий спектр возможностей для создания своей идентичности, наделяют индивида широкими возможностями для самопрезентации себя для других участников онлайн-пространства. В частности, одним из наиболее популярных инструментов самопрезентации выступают личные фотографии, размещенные на персональных страницах участников онлайн социальных сетей.
Актуальность выбора такой темы для изучения определяется тем, что в век цифровых технологий взаимодействие между людьми претерпевает существенные изменения. Многие исследователи говорят о виртуализации современного общества, в котором визуальная коммуникация выходит на первый план. Однако, несмотря на распространенность вышеуказанных процессов, фотография редко становится объектом социологического и антропологического изучения. За кадром остаются вопросы о стратегиях подачи себя обществу при помощи фотографии, о том как, трансформировались практики фотографирования с появлением новых медиа, как создаются фото для публичного представления в онлайн-среде, как на них отображаются люди.
Целью исследования в данной работе является выявление форм визуальной самопрезентации пользователей онлайн социальной сети ВКонтакте
Исследовательские задачи, помогающие раскрыть и конкретизировать цель исследования:
1. Изучить теоретические подходы к определению феномена самопрезентации
2. Изучить теоретические подходы к исследованию фотографии, функции фотографии и их трансформацию с появлением онлайн социальных сетей
3. Выявить особенности самопрезентации в онлайн социальных сетях
4. Провести качественный анализ личных фотографий пользователей социальной сети ВКонтакте
5. Выявить тематику фотографий, используемых пользователями онлайн-сети ВКонтакте
6. Провести интервью с пользователями онлайн-сети Вконтакте
7. Выявить мотивы, согласно которым пользователь выбирает те или иные фотографии для размещения в онлайн-сети Вконтакте.
8. Выявить стратегии самопрезентации, используемые пользователями онлайн-сети ВКонтакте
Объектом исследования являются пользователи oнлайн социальной сети ВКонтакте. Выбор онлайн социальной сети ВКонтакте в качестве поля для проведения исследования обоснован тем, что на данный момент этот сервис, имея аудиторию в более чем 54,6 млн. активных пользователей1, является наиболее популярной онлайн социальной сетью в России.
Предметом является визуальная самопрезентация пользователей онлайн социальной сети ВКонтакте.
Для решения поставленных задач будут использоваться следующие методы исследования: обобщение научной литературы по исследуемой проблеме; изучение научной литературы по теме исследования; методы качественного анализа фотографий пользователей онлайн социальной сети ВКонтакте, полуформализованное интервью с пользователями онлайн социальной сети ВКонтакте.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Каждая глава состоит из нескольких параграфов.
Объектом интереса в данной работе выступила самопрезентация пользователей онлайн-сетей посредством личных фотографий. Тема является актуальной и плодотворной для исследования за счет того, что практики онлайн-взаимодействия, и в частности взаимодействия в пространстве онлайн-сетей, нашли широкое распространение в современном обществе. Исследование визуальных образов в онлайн-пространстве является особенно важным за счет их способности передать исследователю информацию о том, как индивид воспринимает самого себя и как он хочет, чтобы его воспринимали остальные.
В первой главе были описаны теоретические подходы к определению феномена самопрезентации, рассмотрены функции фотографии и их трансформация с появлением новых медиа, также было уделено внимание особенностям самопрезентации в онлайн-пространстве.
Далее, во второй главе были представлены результаты эмпирического исследования визуальных практик самопрезентации в онлайн-сети ВКонтакте: результаты контент-анализа и результаты интервью.
На стадии поискового исследования было выявлено, что пользователи онлайн-сети ВКонтакте предпочитают использовать повседневные фотографии, сделанные в неформальной обстановке, что подтверждает трансформацию фотографических практик, вызванных популяризацией фотографирования: фотография фиксирует по большей части обыденные моменты, нежели праздничные. Несмотря на то, что пользователь в большинстве случаев изображен на фотографии один, были выяснено, что значимая доля фотографий изображает пользователя вместе с еще одним человеком, либо с группой лиц. Таким образом, фотографии в онлайн-сетях выступают не только в качестве своеобразного «фото на паспорт», благодаря которому аудитория может получить представление о внешности владельца аккаунта, но также фиксирует и социальное окружение индивида. То, что групповые и парные фотографии характеризуется использованием, в большинстве случаев, интимной пространственной зоны свидетельствует о значимости данных людей в жизни пользователя. Анализ эмоционального фона фотографий позволил установить, что фотографии пользователей транслируют преимущественно положительные эмоции, выражающиеся в наличии улыбки и одобрительных жестах. Пользователи склонны делится с онлайн-окружением наиболее радостными моментами своей жизни, показывая такие социально одобряемые качества как жизнерадостность, положительный настрой, улыбчивость.
Второй этап исследования представлял собой контент-анализ фотографий пользователей онлайн-сети Вконтакте. Было случайным образом отобрано 452 аккаунта среди пользователей, указавших г. Санкт-Петербург в качестве родного города, и проанализировано 1356 фотографий. Контент анализ фотографий позволил выделить и сгруппировать основные темы фотографий, используемых пользователями онлайн-сети ВКонтакте: повседневные фотографии (19,5 %), туризм и путешествия (13,3%), автопортреты (селфи) (12,8%), фотографии с друзьями/родственниками (12,1%), фотографии с детьми/фотографии детей (12%), романтические отношения (9,6%), досуг (6,3%), личные достижения/предметы престижа (4,3%), увлечения/хобби (2,8%), рабочая/учебная деятельность (2,7%), домашние животные (2,3%), спорт (1,4%), детские фотографии (0,9%).
Анализ интервью, проведенных с пользователями онлайн-сети ВКонтакте, позволил прийти к следующим результатам:
1). Пользователи весьма избирательны при публикации фотографии со своим участием в онлайн-сети ВКонтакте. К публикации допускаются только фотографии, которые были оценены как удачные, на которых пользователь «хорошо получился».
2). Выбор публикуемых фотографий базируется на таких ценностях как физическая привлекательность, общительность, а также желание получить одобрение со стороны аудитории.
3). Фотографии, публикуемые ВКонтакте, являются не только способом показать другим свою внешность, но также и способом рассказать об окружении пользователя и о местах и мероприятиях, на которых он побывал.
4). Респонденты стремятся создать социально приемлемый образ. Социальные нормы определяют то, чего не должно появляться на снимке: респонденты не допускают выкладывания фотографий аморального содержания, насилия, фотографии в стиле «ню».
5). Наличие среди друзей в онлайн-сети лиц, не знакомых пользователю в оффлайн-пространстве иногда вынуждает прибегать к защитным стратегиям самопрезентации, намеренно ограничивая содержание и количество публикуемых фотографий.
Также, на основе собранного материала были выявлены основные стратегии, используемые пользователями онлайн-сети ВКонтакте для конструирования своего образа: стратегия «самоидентификация с группой», стратегия «присвоение пространства», самопрезентация через причастность к профессиональной деятельности, самопрезентация через демонстрацию предметов престижа и личных достижений, самопрезентация через демонстрацию привлекательности, самопрезентация через демонстрацию компетентности.
Таким образом, с распространение и популяризацией интернета наши повседневные практики находят свое отражение в онлайн-пространстве. Индивиду требуется представлять себя в этом пространстве, ведь оно открывает широкие возможности для коммуникации и взаимодействия как с оффлайн-окружением, так и людьми незнакомыми пользователю в оффлайн-пространстве. Пользователю следует грамотно презентовать себя, свой образ, чтобы быть понятым и принятым аудиторией. Проведенное исследование показало, что пользователи выбирают различные стратегии для самопрезентации в онлайн-сетях, с помощью которых создается тот или иной образ. Необходимо отметить, что выделенные стратегии базируются на создании социально приемлемых образов, базирующихся на таких характеристиках как физическая привлекательность, профессиональная успешность, принадлежность к группе, общительность, компетентность. Было выяснено, что чаще всего пользователь представляет себя в онлайн-сетях с наиболее выгодной стороны — с точки зрения успешности, физического здоровья, красоты и различных достоинств. Исходя из этого, пользователи стараются создать наиболее благоприятный образ, продемонстрировав свои лучшие качества и характеристики. Фотография представляет собой визуальный язык сообщения человека о себе окружающим. Визуальные практики самопрезентации являются особым способом реагирования на окружающий мир, стремлением максимально быть вписанным в него, быть понятым и принятым аудиторией.
Результаты данного исследования могут быть полезны работодателям, просматривающим профили потенциальных соискателей в онлайн-сетях: исследования подобного рода могут помочь наиболее верно проинтерпретировать фотографии, используемые участниками онлайн-пространства.
В заключение, хотелось бы сказать несколько слов о перспективах дальнейших исследований, посвященных феномену самопрезентации в онлайн-сетях посредством фотографий. Данная работа носит достаточно обширный характер и открывает широкие горизонты для последующих исследований в обозначенной области. Дальнейшие исследования могут быть сфокусированы на сравнении самопрезентации пользователей онлайн-сети ВКонтакте и самопрезентации пользователей других онлайн-сетей, таких как Instagram, Linkedln, Facebook, Одноклассники. Другим направлением возможных исследованием может стать проведение глубинных интервью с пользователями онлайн-сетей с целью выяснения мотивов индивидов, побуждающих выкладывать в онлайн-пространство фотографии того или иного рода. Также, данную тему можно изучить под углом соотношения личного и публичного в онлайн-сети. Необходимо будет обратить внимание на то, как пользователи конструируются границы личного и публичного в онлайн-сети, какие фотографии маркируются, как неприемлемые для выставления в онлайн-сети, разнится ли тематика подобных фотографий в зависимости от возраста/пола пользователя.
1. Агавелян О. К., Русинова С. Г. Исследования теории Разума в зарубежной психологии развития // Сибирский педагогический журнал. 2014. №2, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-teorii-razuma-v-zarubezhnoy-psihologii-razvitiya Дата обращения: 03.03.2017
2. Бойцова О.Ю. Любительская фотография в городской культуре России конца XX в.: визуально-антропологический анализ: диссертация кандидата исторических наук: [Место защиты: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН].- Санкт-Петербург, 2010.- 249 с., стр. 50
3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2006. – 224, стр. 26-30
4. Васина Е. Самопрезентация индивида в сети: особенности языковых игр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e.mail.ru/attachment/14819675240000000722/0;1 Дата обращения: 23.04.2017
5. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов/под ред. проф. В.И. Добренькова –М.:Гардарика, 1998, с.97
6. Гвоздиков Д.С. Под влиянием сети: антропологический подход к анализу формирования online-связей» // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2014. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pod-vliyaniem-seti-antropologicheskiy-podhod-k-analizu-formirovaniya-online-svyazey Дата обращения: 23.04.2017
7. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с. (Серия «Культурология. XX век»), стр. 252
8. Гримов О.А. Самопрезентация и самоидентификация личности в социальных сетях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2013/Psihologia/12_129127.doc.htm Дата обращения: 23.04.2017
9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни /Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с, cтр. 22-33
10. Гофман А.Б. Мода и люди Новая теория моды и модного поведения, 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с: ил., стр. 204
11. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с, стр. 69
12. Жичкина А.Е.,. Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://banderus2.narod.ru/70312.html Дата обращения: 23.04.2017
13. Дубских А.И. Современные концепции самопрезентации и её роль в обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer29/898.pdf Дата обращения: 01.03.2017
14. Дягилева Н. С. Анализ фотографии как метод качественного социологического исследования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.academia.edu/9825736/ Дата обращения: 08.05.2017
15. Емельянова О. Г. Фотография как объект социологического исследования, Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. No 10 (60): в 3-х ч. Ч. II. C. 62-66.
...