Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
1.1. Познавательный интерес: сущность и значение
1.2. Возрастные особенности формирования познавательного интереса младших школьников
1.3. Педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
2.1. Анализ УМК «Начальная школа XXI века» с позиции формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
Заключение
Библиографический список
Приложения
Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» - одна из самых актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности.
Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательного интереса.
Известный польский ученый В. Оконь в своей книге «Основы проблемного обучения» пишет, что чем больше ученики стремятся в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты (Оконь, 2005).
В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Классифицировали методы проблемного обучения, разработали положение о роли проблемных ситуаций. Определили этапы проблемного обучения и внесли вклад в построение системы приемов познавательной деятельности (Лернер и др., 2000).
Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир». Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим методом. Данный подход для активизации умственной активности использовался собеседником, а также в пифагорейской школе знания в учебном процессе.
В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательного интереса, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
Приёмы активизации познавательных интересов очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников .
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если учебный процесс строить на основе технологии проблемного обучения;
- содержание учебного материала связывать с возможностями его практического использования в повседневной жизни;
- при изучении нового материала в учебный процесс включить познавательные игры .
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и значение познавательного интереса;
2. Выделить возрастные особенности формирования познавательного интереса младших школьников;
3. Рассмотреть педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»;
4. Проанализировать возможности УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой по предмету «Окружающий мир» в формировании познавательного интереса
5. Разработать и апробировать педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование; диагностические методики: методика диагностики формирование познавательного интереса младших школьников
База исследования: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Белгорода, 4 «Б» класс в составе 20 учащихся.
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков по предмету «Окружающий мир» направленных на формирование познавательного интереса младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы 80 страниц.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение познавательного интереса; возрастные особенности формирования познавательного интереса младших школьников; педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроке по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе проводится анализ УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой по дисциплине «Окружающий мир» с позиции формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках; представлены результаты экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроке по предмету «Окружающий мир».
В заключении подтверждается гипотеза исследования, приводится краткое обобщение по степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что главной целью современной школы является помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - развитие личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться, и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся познавательного интереса.
Интерес - это сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упуская из поля зрения. Хорошо выражает особенность познавательного интереса термин « поисковый » характер. Этот термин удачно раскрывает влияние интереса на активизацию мыслительных процессов. Характерной чертой познавательного интереса является именно то, что под влиянием его человек всё время ищет, старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить более глубокие связи и отношения. Также познавательный интерес - это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. Его предметом является - познавать окружающий мир не только с целью ориентировки в действительности, но и в стремлении поникать в его многообразие, отражать в сознании существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.
Познавательный интерес может быть охарактеризован как сложное отношение человека и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.
В ходе выпускной квалификационной работы мы убедились, что формирование познавательного интереса необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как это один из важнейших этапов становления и развития личности.
Познавательный интерес эффективно формируются при изучении дисциплины «Окружающий мир» и других базовых предметов начальной школы.
Экспериментальная работа показала, что формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе изучения курса «Окружающий мир» эффективно, если:
1) разрабатывать и проводить уроки с использованием технологии проблемного обучения, которые направлены на:
• активизацию познавательной активности обучающихся;
• непосредственный анализ взаимодействия ребенка с внешним миром, на оценку повседневных ситуаций;
2) содержание учебного материала связывать с возможностями его практического использования в повседневной жизни;
3) при изучении нового материала в учебный процесс включать познавательные игры.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень сформированности познавательного интереса имели 70% учащихся, а на контрольном всего 15% детей. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательного интереса, так как именно в это время закладывается фундамент ведущего способа познания и взаимодействия с миром.
1. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. - М.:, 2002 . - 638 с.
2. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А. В. Миронов - М.: Педагогическое общество России ,2002 . - 351 с.
3. Собрание сочинений / пед. статьи Ушинский К.Д.- Т. 2, 1948 .
4. Шебурова Т. Н. В гостях у братьев-месяцев/Т. Н. Шебурова// Начальная школа, 2011.-№9.-112 с.
5. Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла: Учебное пособие- Ч.: ЧГПУ, 2007. - 155 с.
6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя - Ч.: ЧГПУ, 2007. - 155 с.
7. Дубов, А.Г. Проблемы развивающего обучения / А.Г. Дубов, В.В. Давыдов. - Ч.: ЧГПУ, 2007. - 155 с- М.: Педагогика, 1986. - 260 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. -М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
9. Собрание сочинений: Т.5. Ушинский К.Д. -М.: Академия педагогической науки, 1950. - 594 с.
10. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. Педагогика и психология. - 1979. - № 2. - С. 5-46.
11. Щукина, Г.И Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний: ученые записки: Т.106 / Г.И. Щукина.
- Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1955. - С. 51-77.
12. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И.Щукина- М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
13. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Москва: «Издательство университетское»,1990.- 516 с.
14. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр, 2002.-576с.
15. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: «Просвещение», 1971.-368с., Академия», 2002.-576с.
16. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности //дис. . канд. пед. наук / А.А. Горчинская - Ч.:, 1999.
17. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению // дис.. канд. пед. наук / И.М. Дмитриева - Нижний Новгород, 2003.
18. Колмогорова Л.С. Позитивное мышление в свете отечественных и зарубежных исследований/Лычева М.В -.Вестник БГПУ: Выпуск 6, 2006. С. 15¬22.
19. Лычева М.В. Программа формирования основ позитивного мышления учащихся начальной школы//Школа Волшебников. М.В. Лычев-Барнаул: БГПУ, 2008. - 242 с.
20. Рудкевич Л.А. Кто он современный учащийся? (Взгляд психофизиолога на развитие образования)//Вестник практической психологии образования. Л.А.
Рудкевич-2008. - №2(15). - апрель-июнь. - С.43-54.
21. Рудкевич Л.А. Кто он современный учащийся? (Взгляд психофизиолога на развитие образования) // Вестник практической психологии образования. Л.А. Рудкевич-2008. - №3 (16). - июль-сентябрь. - С.41-52.
22. Виноградова, Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения //автореф. дис. канд.пед.наук: / Л.П. Виноградова -, 2004. - 21 с.
23. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание младших школьников в процессе ознакомления с природой/ Н.Ф. Виноградова - М.: Просвещение, 2003. - 201 с.
24. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 115 с.
25. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 110 с.
26. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 160 с.
27. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова- 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 144 с.
28. Виноградова, Н.Ф. «Программы для четырехлетней начальной школы» / Н.Ф. Виноградова, Калинова Г.С. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 105 с.
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.: Просвещение, 1989. - 273 с.
30. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь/ Г.А. Цукерман - М.: Просвещение, 1999. - 202 с.
31. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / Г.А. Цукерман - Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4. - С. 78.
32. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [/ Н.Ф. Талызина - М.: Знание, 1998. - 373 с.
33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко - М.: Просвещение, 1998. - 149 с.
34. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.А. Колесникова. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 256 с.
35. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн - М.: Просвещение, 2000. - 206 с.
36. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина - Т.: Пеленг, 1993. - 61 с.
37. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов - М.: Учитель, 2012. - 174 с.
38. Ковалева Г.Н., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования / Г.Н. Ковалева, О.Б. Логинова - М.: Просвещение, 2011. - 131 с.
39. Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / В.В. Козлов, А.М. Кондаков, - М.: Просвещение, 2009. - 59 с.
40. Кондаков, А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2008. - 40 с.
41. Губанова, Е.В. Новый образовательный стандарт: внедрение, контроль реализации и оценка результатов / Е.В. Губанова - М.: «Сентябрь», 2012. - 224 с.
42. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдова - Т.: «Пеленг», 1992. - 114 с.
43. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин - М.: «Книжный дом. Университет», 1999. - 332 с.
44. Володарская, И.В. Исследуя актуальные проблемы воспитания и обучения / И.В. Володарская - Вестник высшей школы. - 1985. - № 2. - С. 38.
8. Кулюткин, Ю.Н., Сухобская, Г. С. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - Л.: ЛГУ, 1972. - 220с.
45. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 1983. - 96с.
46. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова - Психология и педагогика, 1979.- №2.- С. 5.
47. Мещерякова, З.П., Зинченко, В.П. Современный психологический словарь / З.П.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПБ: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 634 с.
48. Мотивация учения/ М.В. Матюхина.- В.: 1976. - 120 с.
49. Немов, Р.С. Психология Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений Книга 1 Общие основы психологии /Р.С. Немов.- М.: Просвещение, Владос, 1994. - 576с.
50. Немов, Р.С. Психология Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений Книга 2 Психология образования / Немов Р.С.- М.: Просвещение, Владос, 1994. - 496с.
51. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / А.Н. Джуринский, Э.К. Никитина - М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.- 400с.
52. Сластёнин, В.А., Каширин, В.П., Психология и педагогика / В.А. Сластёнин, В.П.Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480с.
53. Хуторской , А.В. Практикум по дидактике и методике обучения / А.В.Хуторской - СПБ.: Питер, 2004.- 541с.
54/Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Т.: Пеленг, 1993.- 268с.
55. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.